Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Источники по истории землевладения и хозяйства Троице-Сергиева монастыря конца XVI - середины XVII в. Кириченко Лариса Александровна

Источники по истории землевладения и хозяйства Троице-Сергиева монастыря конца XVI - середины XVII в.
<
Источники по истории землевладения и хозяйства Троице-Сергиева монастыря конца XVI - середины XVII в. Источники по истории землевладения и хозяйства Троице-Сергиева монастыря конца XVI - середины XVII в. Источники по истории землевладения и хозяйства Троице-Сергиева монастыря конца XVI - середины XVII в. Источники по истории землевладения и хозяйства Троице-Сергиева монастыря конца XVI - середины XVII в. Источники по истории землевладения и хозяйства Троице-Сергиева монастыря конца XVI - середины XVII в. Источники по истории землевладения и хозяйства Троице-Сергиева монастыря конца XVI - середины XVII в. Источники по истории землевладения и хозяйства Троице-Сергиева монастыря конца XVI - середины XVII в. Источники по истории землевладения и хозяйства Троице-Сергиева монастыря конца XVI - середины XVII в. Источники по истории землевладения и хозяйства Троице-Сергиева монастыря конца XVI - середины XVII в. Источники по истории землевладения и хозяйства Троице-Сергиева монастыря конца XVI - середины XVII в. Источники по истории землевладения и хозяйства Троице-Сергиева монастыря конца XVI - середины XVII в. Источники по истории землевладения и хозяйства Троице-Сергиева монастыря конца XVI - середины XVII в. Источники по истории землевладения и хозяйства Троице-Сергиева монастыря конца XVI - середины XVII в. Источники по истории землевладения и хозяйства Троице-Сергиева монастыря конца XVI - середины XVII в. Источники по истории землевладения и хозяйства Троице-Сергиева монастыря конца XVI - середины XVII в.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кириченко Лариса Александровна. Источники по истории землевладения и хозяйства Троице-Сергиева монастыря конца XVI - середины XVII в. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.09. - Москва, 2000. - 313 с. РГБ ОД, 61:01-7/274-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Характеристика актов Троице-Сергиева монастыря 1584-1641 гг 44

Глава 2. Данные, духовные и вкладные записи о расширении вотчины Троице-Сергиева монастыря в 1584- 1612 гг 57

Глава 3. Условно-зависимое владение монастырскими вотчинами в1584-1641гг 85

Глава 4 Актовый материал Троице-Сергиева монастыря конца XVI - начата XVII в. как источник по истории состава монастырской администрации 94

Глава 5. Данные, духовные и вкладные грамоты о росте вотчины Троице-Сергиева монастыря в 1613 - 1641 гг 115

Глава 6. Промысловые владения в вотчине Троице-Сергиева монастыря по актовому материалу 1584 - 1641 гг 130

Глава 7. Купчие, меновные и закладные грамоты 1584- 1641 гг 148

Глава 8. Актовый материал о конфликтах в монастырских вотчинах 158

Заключение 165

Список использованных источников и литературы 175

Список сокращений 192

Данные, духовные и вкладные записи о расширении вотчины Троице-Сергиева монастыря в 1584- 1612 гг

Специальное внимание уделялось изучению и других материалов троицкого архива. СМ. Каштановым были введены в научный оборот отдаточные книги Троице-Сергиева монастыря середины XVII в., имеющие большое значение для изучения истории закрепощения крестьянства40. Ю.Г. Алексеев в одной из своих работ рассмотрел межевую книгу Троице-Сергиева монастыря 1557-1558 гг., где была сделана попытка привлечь материалы этого источника к изучению вопросов, связанных с историей черных волостных земель и для характеристики состава названных в книге феодалов-землевладельцев41. Весьма важным было исследование вкладных книг, хранящихся в Сергиево-Посадском музее, предпринятое Е.Н. Клитиной42. Предметом ее исследования стали два известных списка вкладной книги Троице-Сергиева монастыря, относящиеся к 1639 г. и 1673 г. Впервые проанализировав состав, структуру и содержание рукописей автор пришла к выводу о том, что протограф вкладной книги относится к XVI веку, в 1620-х годах в монастыре была создана новая редакция, дошедшая в двух сохранившихся списках. Ценность исследования заключается и в том, что автором был показан процесс составления и редактирования вкладной книги, который был основан на использовании многих других документов, часть которых не сохранилась, а некоторые из них известны. Среди таких рукописей были следующие: копийная книга 1614-1615 гг., сохранившаяся в составе копийной книги публично-правовых актов 1641 г. , сыскная книга 1623 г., кормовая книга 1592 г.45 Е.Н. Клитиной была рассмотрена еще одна значительная рукопись монастырского архива - опись 1641 года, единственная из числа дошедших до нас описей, составленных до XVIII века. Автор проанализировала порядок описания всего имущества монастыря, которое было составлено в последовательности ведения его отдельными монастырскими службами. Более подробно рассмотрены разделы описания ризницы, книгохранительницы и казны. В работе дана оценка этого документа, высказаны некоторые соображения о том, как соотносится опись с более ранними, не сохранившимися, а также с более поздними описями. Автором было показано, что принцип устойчивости и преемственности монастырского описания дает возможность выявить в составе описи 1641 г. пласты более ранних описей4 .

Исследовались не только такие значительные материалы, но и отдельные малоизвестные документы. Работа Л.М. Спириной "Рукописный источник об основании церкви в честь Деулинского перемирия" была посвящена хранящемуся в музее рукописному холщовому антиминсу 1619 года47. В работе приводится текст антиминса, который свидетельствует о том, что появление памятника было связано с освящением церкви в селе Деулино, находящегося вблизи монастыря, где в 1618 году было заключено перемирие между Россией и Польшей, вошедшего в историю под названием Деулинского.

Описи монастырского имущества, его вкладные и переписные книги, как источники складывания книжного рукописного собрания Троице-Сергиева монастыря в XIV-XVII вв. были проанализированы в ряде публикаций и в диссертации Т.А. Попеску48. Автором были рассмотрены следующие монастырские документы: опись Троице-Сергиева монастыря 1641 г., самая ранняя из сохранившихся; вкладные книги 1639 г. и 1673 г.; переписная книга 1701г.; описи книг 1729 г., 1767 г., 1795 г., 1860 г.; описи ризницы 1735 г., 1737 г., 1759 г., 1789 г., 1805 г., 1842 г., 1859 г., 1908 г. Важным событием стала публикация списков вкладной книги Троице-Сергиева монастыря 1639 г. и 1673 г., предпринятая коллективом Сергиево-Посадского музея в 1987 г., это открыло путь к использованию этого ранее недоступного источника широкому кругу специалистов4 . Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря используется в настоящее время историками, искусствоведами, источниковедами50. Однако, к настоящему времени нельзя считать законченным дело источниковедческого изучения этого памятника. На основании данных этого источника в последнее время СВ. Николаевой был проанализирован состав вкладов и вкладчиков51. Автором были составлены специальные диаграммы, показывающие динамику вкладов. По мнению СВ. Николаевой количество вкладов в XVII в. увеличилось в среднем на 20% по сравнению с предыдущим столетием. Главным образом это увеличение происходит за счет мелких вкладов деньгами, имуществом, продуктами сельскохозяйственного производства. Земельные вклады постепенно сокращаются, а после 1649 г. практически полностью прекращаются. Произошли изменения и в составе вкладчиков: значительно сокращаются поступления от представителей феодальных родов, в то время как увеличивается доля вкладов монахов, слуг, служек и крестьян.

В последнее время успешно продолжается изучение монастырских синодиков, начало изучению которых было положено Ю.А. Олсуфьевым52. Л.М. Спириной был рассмотрен синодик 1679 года, особенно детально проанализирован его состав и структура53. По подсчетам автора монастырские синодики вместе с поздними поминальными книгами XIX - начала XX вв. составляют в настоящее время 60 единиц хранения. СВ. Николаева проанализировала три синодика конца XVI - начала XVII в., хранящиеся в настоящее время в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки54. Автором была показана связь между этими рукописями. Так, в 80-х годах XVI в. в монастыре было составлено три списка с раннего синодика-сельника трех монастырских храмов: Троицкого собора, Успенского собора и Духовской церкви. Синодик № 40 представляет собой "парадный" вариант для нового Успенского собора, освященного в 1585 г., он был переписан с синодика №41 и составлялся соответственно несколько позже, чем синодики № 41 и 42, которые продолжали пополняться новыми записями и в XVII в.

Таким образом, к настоящему времени достигнуты большие успехи в изучении состава, содержания и сохранности архива Троице-Сергиевой лавры, значительную часть которого занимают акты и материалы непосредственно связанные с историей монастырского землевладения. Дело источниковедческого изучения и публикаций рукописей развивается в тесной связи с исторической наукой. Об этом свидетельствует широкое использование материалов Троице-Сергиева монастыря (в первую очередь писцовых материалов и актовых источников) в изучении проблем социально-экономической истории и развития монастырской вотчины XIV - XVII вв.

Актовый материал Троице-Сергиева монастыря конца XVI - начата XVII в. как источник по истории состава монастырской администрации

К малоизученным сторонам монастырской истории следует отнести вопросы организации его управления, порядка назначения и избрания старцев на административные должности, количестве и социальном составе монастырской братии. Нельзя считать законченным дело уточнения перечневых списков монастырских настоятелей, келарей, казначеев, библиотекарей, ризничих и др. Такая особенность земельных актов, как упоминания имен монастырских игуменов, келарей, казначеев, а с середины XVI в. и соборных старцев, дала основание рассмотреть актовый материал кон. XVI - нач. XVII вв. как источник состава этой категории представителей монастырской администрации. Основой работы послужили выявленные акты, кроме того, использован перечень грамот, составленный Д.А. Тебекиным, который до сих пор является наиболее полным указателем жалованных и указных грамот Троице-Сергиева монастыря к. XVI - нач. XVII вв.1

С 1584 по 1613 гг. в Троице-Сергиевом монастыре меняется пять архимандритов : Митрофан, Киприан, Кирилл, Иоасаф, Дионисий. Списки монастырских игуменов определяют их порядковые номера и даты пребывания на архимандритстве следующим образом:

В 1584 г. в монастыре происходит смена архимандритов. Архимандритство Митрофана списки начинают с 1584 и с 1585 г. Вкладная книга, Павел /Пономарев/ и Р/одос/ский указывают лишь количество лет, проведенных на архимандритстве. Первое подтверждение старой жалованной грамоты от 28 апреля 1578 г., выданное царем Федором Ивановичем Троице-Сергиеву монастырю датируется 3 мая 1584 г.9 Это подтверждение выдано на имя архимандрита Ионы, которого в этой должности сменил Митрофан. Одна из грамот дает основание предположить более позднюю границу архимандритства Ионы. Это правая грамота от 14 августа 1585 г. на спорные земли села Крутец, деревни Омутище и Крутой Поляны Владимирского уезда, которая содержит запись о том, что 9 июня 1584 г. дьяку Саве Фролову была передана челобитная к царю Федору Ивановичу от архимандрита Троице-Сергиева монастыря Ионы10. На время архимандритства Митрофана приходится 40 грамот1 . Из них имя архимандрита называют 3 0 грамот, 2 даны на имя келаря Е.Головкина, 1- на имя соборного старца Исайи Печерского, 1- на имя соборного старца В.Якимова, 4 грамоты- на имя слуги Максима Евсеева. Самая ранняя грамота с точной датой, называющая архимандритом Митрофана, это указная от царя Федора Ивановича в Переславль-Залесский, запрещающая въезжать в вотчины монастыря от 16 сентября 1584 г.12 Однако, Митрофан уже был архимандритом 20 июля 1584 г., когда он вместе с другими старцами скрепил своей подписью постановление собора о запрещении монастырям приобретать новые земли13. Таким образом, период смены архимандритов по актам можно определить с 9 июня по 20 июля 1584 г. Самая поздняя датированная грамота с упоминанием имени архимандрита Митрофана, это жалованная от царя Федора Ивановича о ежегодном беспошлинном проезде двух монастырских судов в Астрахань от 15 марта 1588 г.14

Следующим за Митрофаном архимандритом был Киприан "балахонец," время его архимандритства списки определяют с 1588 г. по 1594 г. Первое упоминание имени Киприана встречается в жалованной грамоте царя Федора Ивановича на право пятнать лошадей в Свияжске и Казани от 10 июня 1588 г.15 Поэтому время смены архимандритов в монастыре определяется периодом между 15 марта и 10 июня 1588 г.16 Уже через пол года, в январе 1589 г., во время учреждения патриаршества в России, Киприан вместе с новгородским архиепископом Александром и архимандритом Владимирского Рождественского монастыря Ионой был объявлен кандидатом на новгородскую митрополию . На время архимандритства Киприана приходится 30 грамот18, из них 24 грамоты называют имя архимандрита, 1 грамота дана на имя Е. Головкина и соборного старца В. Якимова, 3 жалованные грамоты выданы царем Федором Ивановичем В. Якимову при восстановлении Георгиевской пустыни Гороховецкого уезда, 2 грамоты называют только монастырь. Самая поздняя грамота с точной датой, называющая имя архимандрита Киприана приходится на 22 ноября 1593 г., это указная грамота Федора Ивановича на оз. Плесо о запрещении брать пошлины с судна Троице Сергиева монастыря, идущего за рыбой19. Вкладная книга называет более позднюю дату: не более чем за два месяца до смерти, 22 апреля 1594 г. архимандрит Киприан дает в монастырь денежный вклад . После смерти он был захоронен в монастыре с южной стороны Троицкого собора . Киприана в должности архимандрита сменил Кирилл П. Перечневые списки его архимандритство относят к 1594-1605 гг. П.М. Строев называет более точную дату начала его архимандритства - 31 июля 1594 г. Этим числом датируется указная грамота царя Федора Ивановича на Кострому, в Кинешемский уезд и на Балахну о не взимании пошлин с судна Троице-Сергиева монастыря, идущего за рыбой в Тетюши22. Период смены архимандритов Киприан-Кирилл II можно отнести на время с 22 апреля по 31 июля 1594 г. На время архимандритства Кирилла приходится 81 грамота , из них имя архимандрита называют 57 грамот, 3 грамоты даны на имя слуги

О. Литвинова, текст одной из этих грамот дает основание предположить, что слуга приобрел часть соляной варницы на себя24, 2 жалованные грамоты выданы на имя В.Якимова, 18 грамот называют только монастырь. Одна из поздних грамот, упоминающая архимандритом монастыря Кирилла датируется 28 февраля 1605 г.5 По П.М.Строеву, Кирилл был хиротонисан в архиепископы ростовские 18 марта 1605 г. Этому противоречит жалованная грамота от 31 августа 1605 г. Лжедмитрия I Троице-Сергиеву монастырю на право беспошлинной покупки рыбы к царскому приезду, которая была выдана на имя архимандрита Кирилла26. Грамоты Лжедмитрия I Троице-Сергиеву монастырю, которые приводятся в позднейших грамотах Василия Шуйского требуют уточнения датировок. Об архимандрите Кирилле сохранилось больше сведений, чем о других троицких архимандритах конца XVI в. Известно, что царем Иваном Грозным он был направлен в запустевший новгородский Антониев-Сийский монастырь, где установил строгий устав общежития, чем навлек на себя злобу отдельных старцев, пытавшихся его отравить2 . В 1594 г. он был направлен царем Федором Ивановичем в Троице-Сергиев монастырь на должность архимандрита . Московский летописец, рассказывая о событиях избрания Бориса Годунова сообщает, что троицкий архимандрит Кирилл был духовником царицы старицы Александры, вдовы Федора Ивановича29. С 18 марта 1605 г. Кирилл становится митрополитом ростовским, в 1606 г. Лжедмитрий I лишил его митрополии и он удалился на покой в Троице-Сергиев монастырь. Во время плена Филарета Романова, в 1611г. вновь призван на ростовскую митрополию, умер в 1619 г. и был захоронен в ростовском Успенском соборе30.

Следующим архимандритом в Троице-Сергиевом монастыре был Иоасаф, переведенный из Боровского Пафнутьева монастыря, по перечневым спискам его архимандритство длилось с 1605 по 1610 гг. На время его архимандритства приходится 26 грамот31, имя архимандрита называет 18 грамот, 2 даны на имя монастырских слуг, 6 называют монастырь. Самая ранняя грамота, называющая архимандритом монастыря Иоасафа относится к 11 июня 1606 г. Таким образом, земельные акты крайние даты смены архимандритов Кирилл - Иоасаф определяют достаточно широким периодом: с 28 февраля 1605 г. (и условно 31 августа 1605 г.) по 11 июня 1606 г. Самая поздняя дата, называющая архимандритом Иоасафа, встречается в грамоте, датируемой маем 1609 г. о посылке челобитчиков в Москву с прошением о помиловании крестьян волости Вохна . 5 июля 1610 г. Иоасаф был убит поляками в Пафнутьевом Боровском монастыре.

В 1610 г. архимандритом монастыря стал Дионисий Зобниновский из Богородицкого Старицкого монастыря. Е.Е. Голубинский отмечают, что он становится архимандритом с февраля 1610 г, а П.М.Строев и Амвросий определяют эту дату 29 июня. С начала его архимандритства до февраля 1613 г., времени избрания Михаила Федоровича Романова в монастырском архиве сохранилось не менее 28 грамот34, из которых 19 называют имя архимандрита, 3 даны на имя слуг, 6 грамот называют монастырь. Самая ранняя грамота, называющая архимандритом монастыря Дионисия датирована 13 декабря 1610 г.35 За период с мая 1609 г. по декабрь 1610 г. земельные акты не называют имени монастырского архимандрита.

Данные, духовные и вкладные грамоты о росте вотчины Троице-Сергиева монастыря в 1613 - 1641 гг

Наиболее значительные по своим размерам вклады поступают от лиц, претерпевших сложные перипетии в период Смутного времени. Это были вклады людей, оставшихся без наследников, потерявших близких родственников, вдовы. К таким вкладчикам можно отнести И.М. Глинского, княгинь Скопиных-Шуйских, М. Сабурову, И.В. Щелкалова, М. Мосальскую.

На протяжении 1584-1612 гг., одного из самых неблагоприятных периодов в истории землевладения, Троице-Сергиев монастырь получил не менее 9,5 сел, 14,5 селец, 100 деревень, 134 пустошей, 8 починков, 2 городских дворов в г. Москве и в г. Калуге. Требование законодательными актами конца XVI в. о замене земельных вкладов денежными потерпело неудачу, причина которой заключалась в недостатке денежных капиталов у служилого класса. Вклады остались основным источником роста монастырского землевладения.

Все данные и духовные возлагают на монастырь обязательство поминания, захоронения и пострига, что было распространенным явлением русского феодализма. Обычно размер вклада соответствовал характеру поминания. Это соответствие было установлено в Кормовой книге 1592г. В 24 данных вкладчики изъявляют желание быть захороненными в монастыре, по актам составлен такой список, он включает 29 лиц. Сопоставляя данные актов с известными списками погребенных, можно отметить, что из 29 лиц названных в грамотах, в списках было обнаружено 11.

Большая часть данных грамот (21) содержит запрещение выкупа вкладываемой вотчины, в этом проявлялось стремление монастыря ограничить возможность дальнейшего выкупа вотчины родственниками землевладельцев. В 15 грамотах оговаривается возможность дальнейшего выкупа вотчины родственниками вкладчика и указывается сумма выкупа. Встречаются случаи явного завышения цены за выкуп.

Практически во всех грамотах содержится так называемая "очищальная" статья об отсутствии долгов, которые могли лежать на вотчине. Распространение этой клаузулы могло быть связано с кризисом конца XVI в., когда увеличилась задолженность служилого сословия и проходил процесс дальнейшей мобилизации земельной собственности, при таких условиях монастырь стремился гарантировать себя от убытков при получении вкладов.

Нередко вкладчики отдавали в монастырь и свои документы на вотчину. Грамоты после польско-литовской интервенции часто содержат сведения об утрате таких документов. Польско-литовскую интервенцию можно считать временем массовой гибели земельных актов многих светских землевладельцев.

Особенностью содержания многих документов 1584-1612 гг. являются свидетельства о развитии договоров временного держания монастырской земли светскими землевладельцами. В конце XVI в. монастыри не имели достаточных средств и стимулов для восстановления хозяйства и стали раздавать вотчины служилым и не служилым людям в краткосрочную и пожизненную аренду. Подобные сделки вызывали частые тяжбы и злоупотребления. Однако, во время ревизии монастырских вотчин в конце XVI в. законность договоров о пожизненном владении была признана правительством. Почти треть новых вкладов (11) содержала условие пожизненного владения вкладываемой в монастырь вотчиной. Другие договоры временной аренды фиксируют 20 грамот. Со временем такие договоры освобождаются от религиозных мотивов и обязательств "строить" вотчину со стороны временного владельца и к XVI в. приобрели чисто хозяйственное значение- аренде земли на определенные сроки.

За 1613-1641 гг. в составе троицкого архива обнаружено 288 грамот. Это более, чем вдвое больше сохранившихся грамот за 1584-1612 гг. Как и на протяжении ранних этапов истории монастырского землевладения основную часть составляют данные грамоты (116), заметно большое количество разнообразных записей (50), многие из которых составляют договоры аренды троицких земель, заметное количество составляют купчие (35), закладные (28), памяти (11), меновные (8). Акты охватывают территорию 39 уездов Российского государства. Часть земельных сделок распространяется на территорию уездов и городов, которые не встречались в актах конца XVI -начала XVII вв. Это г. Арзамас, г. Устюг, г. Новосиль, г. Торжок, г. Астрахань, Алатырский у., Соль Камская, Угличский у., Кашинский у., Клинский у., Гороховецкий у., Юрьевец Поволжский у., Зубцовский у., Суздальский у., Кинешемский у., Казанский у., Стародуб-Ряполовский у. Подавляющее число земельных сделок заключалось в северных и северо-восточных районах. Первенство относится к району Соли Галицкой (39 гр.). Активность земельных сделок сохраняется в Московском (20 гр.), Переславль-Залесском (24 гр.) и Дмитровском (13 гр.) уездах. Преобладающее число грамот приходится на уезды: Арзамасский (25 гр.), Алатырский (16 гр.), Холмогорский (16 тр.), Костромской (15 гр.), Нижегородский (10 гр.). Общее увеличение числа сделок наблюдается в конце 10-х, 20-х и начале 30-х годов XVII в.

На протяжении этого периода увеличение троицкой вотчины в Московском, Переславском и Дмитровском уездах, продолжалось преимущественно в тех станах, где уже сложились крупные земельные комплексы. За рассматриваемые 60 лет акты называют имена 25 землевладельцев Московского уезда, по крайней мере 11 из них приобрели здесь вотчины во 2-й пол. XVI в., отдельные фамилии встречаются в Тысячной книге и Дворовой тетради XVI в. (Румянцевы, Щелкаловы, Вельские, Третьяковы). Только Румянцевых можно назвать старинными землевладельцами уезда. Акты Дмитровского уезда называют 16 имен землевладельцев, лишь о нескольких из них найдены сведения и определяются связи с монастырем (В.Ф. Татьянина, А. Палицын, Г.Г. Богомолов, Л.Г.Булатников). Из 31 землевладельца Переславль-Залесского уезда большинство принадлежит к тем родам, которые издавна известны в уезде и сохранили земли во время польско-литовской интервенции. Некоторые из них встречаются в числе монастырских слуг, хмонашеской братии и даже среди соборных старцев (Чулковы, Редриковы, Замыцкие). Различные договоры с монастырем заключают землевладельцы, появившиеся в уезде с 60-90-х годов XVI в. (Красные, Григорьевы, Тимановы). Именно эта среда - средние и мелкие землевладельцы близлежащих окрестностей, была тесно связана с монастырем на протяжении нескольких поколений.

В 20-30-е годы XVII в. монастырь активно заключал договоры в Алатырском уезде. В конце XVI в. он владел только городскими дворами в г. Алатыре, а в XVII в. новые владения распространяются на сельскую местность. После 20-летнего перерыва, в 1614 г. возобновляются вклады в Бежецком уезде. Мелкими были многочисленные вклады Костромского у. Значительные по своим размерам вклады поступили на территории Клинского у. от М.А. Кривцовского, И.Ф. Березникова и кн. Д.М. Пожарского. В 20-30-е годы XVII в. в Троице-Сергиев монастырь поступают небольшие вклады на территории Кашинского, Тверского, Юрьев-Польского, Коломенского, Новосильского, Зубцовского, Новоторжского, Стародуб Ряполовского, Муромского, Кинешемского уездов, по которым сохранилось по 1 -2 вкладу.

Актовый материал о конфликтах в монастырских вотчинах

6 июля 1613 г. в челобитной царю Михаилу Федоровичу монастырские власти жалуются на посланников и гонцов, путь которых пролегал мимо Троице-Сергиева монастыря. Они брали лошадей и подводы у крестьян и служек села Клементьева и не возвращали, отчего монастырь терпел убытки. Троицкие власти просят в челобитной: "...пожалуй на нищих своих богомольцев, не вели в троицком монастыре на торгу подвод имати по прежнему".5

С 1613 по 1638 гг. тянулось дело о московских владениях монастыря по обе стороны р.Неглинной за Никитскими и Сретенскими воротами. После польско-литовской интервенции монастырь направляет усилия по упорядочению своих владений в г. Москве, некоторые из них были заняты другими владельцами. По челобитной арх. Дионисия царю Михаилу Федоровичу, 12 марта 1613 г. монастырю была выдана данная грамота из земского приказа, подтверждающая права на эти владения. До 1617г. монастырь не мог обустроить эти городские места, поскольку со времени "литовского разорения" ими завладели: князь Федор Телятевский, окольничий Федор Леонтьевич Бутурлин, князь Афанасий Козловский, Никита Оладьин и Леонтий Погожий.7 По всей вероятности, монастырь пытался различными способами возвращать эти места, в том числе и обменами. В сентябре 1638 г. был совершен обмен огородными местами с Ф.А. Телятевским.8

Спор с крестьянами Стромынского монастыря побудил троицкие власти обратиться с челобитной к патриарху Филарету. Еще 13 октября 1617 г. царем Михаилом Федоровичем была выдана жалованная грамота, подтверждающая права на приписной Стромынский монастырь и его вотчину. Троицкие власти обустраивают приписной монастырь, а в своей челобитной патриарху они сообщают, что "церковное строенье починили и монастырь огородили и кельи новые поставили и мельницу поделали...и пашню монастырскую строили, заводили семена и на обиход хлеб давали из Большого Троицкого Сергиева монастыря и в вотчинки крестьянец сажали..." Однако, крестьяне стали держать корчмы и троицкие власти в челобитной жаловались, что "черный поп Аврамий того монастыря, да старец Иосиф с служками того ж монастыря учали было у крестьян вино покупая пити и всякое безчинье делати...". Монастырские власти пытались усмирить крестьян "монастырским смирением" , предпринятые меры результата не дали, в жалобе говорится, что "крестьяне хотя быти по прежнему в самоволстве, нас ни в чем не слушают". Вскоре, вероятно, были предприняты меры к усмирению непокорных крестьян, которые направили архимандриту Дионисию повинную челобитную, где раскаивались в том, что "...хотелися от вас, государей, отложитися и жити особнеком, послушали, государь, людей стороны...смилуйтесь, государь. пожалуйте нас сирот своих простите."1

Отдельные полюбовные и мировые записи раскрывают целый ряд споров, которые касались незаконного владения монастырскими угодьями: дворами, наволоками, пашенной землей и др. По полюбовной записи 9 ноября 1638 г. галичанин А. Пятой Сухонин уступил монастырю спорную землю под д. Прудовицей за рекой Корбою в Соли Галицкой.11 В 1619/20 г. по челобитной арх. Дионисия царю Михаилу Федоровичу в монастырь были возвращены наволоки: К.В. Булгаковым и Я.Т. Борковым у села Сухорукова Костромского уезда.12 В 1631/32 г. арзамасец сын боярский И.И. Воробьев выехал с монастырского двора, в котором жил несколько лет и построил хоромы.13

Некоторые споры возникали из-за беглых крестьян. Монастырь делал попытки вернуть своих беглых крестьян и пытался находить способы задержать чужих в своих вотчинах. В 1626/27 г. монастырь направил челобитную патриарху Филарету на Ф.И. Лопаткина из Алатырского уезда, в вотчине которого были обнаружены троицкие крестьяне Н. Малыгин, его шурин Андрюшка, И. Суханов, В. Петрушин. За крестьянами из монастыря был направлен пристав, однако Ф.И. Лопаткин крестьян не дал. Вскоре была предпринята еще одна попытка вернуть крестьян, к Ф.И. Лопаткину уже был послан сын боярский Дм. Безумов и троицкий слуга Федор Кокошин. В результате разбора возникла драка: Федот Лопаткин из лука подстрелил троицкого крестьянина С. Бубенкова и убил двух лошадей под всадниками. Наконец, 2 февраля 1627 г. по царской грамоте к Ф. Лопаткину из Нижнего Новгорода по приказу воеводы М.М. Шаховского и дьяка Ив. Тимофеева приезжает пристав Никита Толмачев с понятыми, увозят в Нижний Новгород отца Ф.И. Лопаткина - Илью. Пристав предъявляет иск и спорящие стороны договариваются на следующих условиях: ответчик компенсирует монастырю убытки в пяти лошадях, за увечье троицкого крестьянина заплатить пять рублей, в случае его смерти отдать своего крестьянина. За "волокиту" и увечье троицкого слуги заплатить 10 рублей и вернуть монастырских крестьян. В случае неисполнения достигнутого договора Ф. Лопаткин должен будет уплатить в монастырскую казну 200 руб.

Чужие крестьяне также бегали в троицкую вотчину и их хозяева предъявляли иски монастырю. В 1620/21 г. смолянин П.А. Башмаков обратился с челобитной к патриарху Филарету с требованием вернуть своего крестьянина Вокулку Купреянова с женой и детьми, который жил в троицком с. Варварском Нижегородского уезда. Поскольку крестьянин "в троицкой вотчине застарел, из государевых указных лет вышел" и остался жить в монастырской вотчине.15 Также "застарели" в троицких вотчинах Суздальского уезда крестьяне И.И. Архарова, хозяину нечем было оплатить "ссуду" и они остались за монастырем.16 Некоторые владельцы за своих крестьян получали денежные компенсации. В 1619/20 г. Д.В.Писарев обнаружил двух своих крестьян в троицкой д. Новоселовой Владимирского уезда. Получив 50 рублей, он уступил их монастырю.17

В 1620 г. строитель Пелеговой пустыни в Юрьевце-Поволжском троицкий старец Трефилий получил монастырские 130 рублей "на пустынное строение", после чего устроил пашню, построил церковь, "бобыльков на льготу призвали". В 1627 г. писцу А.И. Усову старец Трефилий свидетельствовал, что пустынка не монастырская, а его личная. После этого архимандрит Дионисий направил челобитную царю и строитель Пелеговой пустыни повинился.18

От царя Михаила Федоровича 16 сентября 1621г. в монастырь была направлена грамота с росписью долга монастырского казначея Иосифа Панина, обвиненного в растрате казенных денег.19 Общая сумма долга по грамоте составляла 3711 рублей 14 алтын 2 деньги. Часть денег - 711 руб. 14 алт. 2 ден. бывший казначей вернул. За оставшийся долг в монастырь отписывалась его купленная д. Золотилово Московского уезда, которая принадлежала уже его детям. Для описи деревни был послан из приказа Большого дворца дьяк Семен Самсонов, в конце грамоты содержится роспись д. Золотиловой.20

Встречались и случаи вредительства по отношению к монастырскому имуществу. В 1626/27 г. жители дворцового села Царицына Казанского уезда Л. Посников и Ф. Филиппов должны были возместить монастырю убытки на 170 рублей. С монастырем был достигнут мировой договор, по которому виновные взяли на себя обязательство "нам впред в их монастырском пруде и в иных рыбных ловлях рыбы не ловить и низов не перебивать и воды не взводить, их монастырской мельнице не потпиливать и простою не чинить и старцов и слуг не побивать..."