Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историко-этнографические аспекты изучения эпоса "Манас" (историография проблемы) Чыны Баев, Билал Садыкбекович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чыны Баев, Билал Садыкбекович. Историко-этнографические аспекты изучения эпоса "Манас" (историография проблемы) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.09.- Казань, 1991.- 19 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность теми. Творческое осмысление исторического опыта - одна из важных задач исторической науки. Осуществление этой задачи предполагает глубокое и всестороннее изучение всех доступных источников, в том числе памятников устного народного творчества.

Ни одна гуманитарная дисциплина - ни история, ни этнография, ни лингвистика и т.п. не могут обходиться при изучении прошлого так называемых "бесписьменных" народов "без привлечения фольклорных материалов.

Киргизский народ, пройдя своеобразный исторический путь, сумел сохранить самобытное в культурное наследие, которое находит свое воплощение главным образом в устной поэзия, уходящей своими корнями в глубь веков. Исключительное место в устном творчестве народа занимает эпос "Манас".

Эпос "Манас" - это своего рода поэтическая историография киргизского народа на определенном этапе его развития. Как и в устной поэзии греков, где в реалистических образах отражены "древняя родовая организация" и начало ее распада, в "Манасе" нашел свое отражение тот исторический путь, который проходили киргизы в прошлом.

Выбор темы "Историко-этнографические аспекты изучения эпоса "Манас" (историография проблемы)" для диссертационного исследования не случаен. "Манас" к настоящему времени в той или иной мере изучался представителями различных научных дисциплин и накопилось огромное количество историографических источников, которые еще не, подвергались анализу. Чтобы в дальнейшем рационально использовать достигнутый опыт, необходимо проанализировать имеющееся наследие.

Теоретической основой работы являются достижения марксистско-ленинского учения в области духовной культуры,фольклорного наследия, историографии. Автор стремился опираться на опыт ведущих советских ученых в сфере исторической фольклористики и источниковедения.

Источниковой базой работы являются опубликованные и доступные нам публикации научного и научно-популярного характера. Основным источником является текст и самого эпоса

"Манас", ибо оценка высказываний по нему невозможна без сопоставления их с данными первоисточника. При этом автором преимущественно использованы варианты Сагымбая Орозбакова и Саякбая Каралаева, поскольку эти два варианта отличаются полнотой и высокой художественностью. Кроме того, нами использованы данные как дореволюционных, так и советских публикаций текстов *Манао" на киргизском и. русском языках.

Степень из-ученности проблемы. Первые сведения об эпосе "Манас" в нарративных источниках встречаются в таджикском сочинении 1503 г. "Мадавду ат-таварих" ("Собрание историй").

Первое упоминание о "Манасе" в русской литературе относится к 1849 году.

Первые научные записи эпоса "Манас" осуществил в 1856 году ЧЛ.Валиханов.. Все три части эпоса "Манас", хотя и в очень сжатом виде, были записаны в 1862 и 1869 гг. и опубликованы на русском и немецком языках В.В.Радловым. К данному времени относятся интересные сувдения Хусаива Фаизханова об этнической принадлежности памятника.

Как видно из этих данных, эпос "Манас" уже более ста лет известен науке и стал объектом многочисленных исследований. Однако, несмотря на то, что до наших дней опубликовано несколько десятков книг, монографий и соген статей о нем, если не считать двух-трех публикаций (статьи М.Мамырова, 3. Мамытбекова), нет еще специальных историографических работ, посвященных истории изучения памятника. Тематические обзоры конкретной литературы представлены в работах С.Мусаева, P.S. Кыдырбаевой, ЗіАбднддаева, И.Б.Молдобаева, Р. Сарыпбекова и др., у которых были иные цели и задачи. Словом, изучение литературы вопроса показало, что избранная тема еще не была

I. По библиографии Беркова П.Н. и Сагядовой Э.К. (Библиографический указатель литературы о "Манаое" /Диргизокий героический эпос "Манас",- М., 1961.- С.298-368) между 1849-1960 годами опубликовано 695 работ (издания текстов памятника и статьи о нем). После I960 года до наших дней осуществлено еще несколько сот публикаций.

предметом специального исследования.

Цель и задачи исследования. Целью работы определено частичное восполнение пробела по историографическому обзору ис-торико-этнографических изысканий отечественных и зарубежных манасоведов, что предполагает такие конкретные задачи:

выявить основные этапы изучения эпоса "Манас";

определить круг историографического материала по проблеме генезиса эпоса;

попутно показать на основе историографического опыта значение эпоса "Манас" как источника по этнической и этнокультурной истории народа;

проанализировать исследования и материалы по военно-политической жизни киргизского общества;

рассмотреть историографический материал по вопросам исторической ономастики и антропонимии эпоса "Манас".

Следует отметить, что по отдельным проблемам диссертационного исследования, в частности по некоторым вопросам генезиса, военно-политической структуры киргизского общества и исторической ономастики эпоса, соискателем попутно предложены собственные варианты интерпретации, которые, естественно, не претендуют быть окончательными.

Научная новизна работы определяется не только тем, что исследование является первой диссертационной работой по историографии эпоса "Манас", но и тем, что подобная работа завершается в новых условиях, когда стало возможным освещать проблему всесторонне и шире, вводя в научный оборот новые сведения.

Практическая значимость. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке обобщающих исследований по истории и историографии фольклористики дореволюционного Кыргызстана, по этнической и этнокультурной истории киргизсісого народа; они могут быть полезными при сборе материалов для энциклопедии "Манас", при чтении лекций по манасоведческим спецкурсам на соответствующих факультетах, а также при подготовке манасоведческих экспозиций в музеях.

Апробация результатов исследования. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на совместном'заседании

кафедр истории СССР досоветского периода и истории татарского народа Казанского госуниверсигета. Основные положения и выводы работы изложены в докладах и выступлениях на итоговых конференциях Казанского университета в 1985,1986,1987,1988 гг.; на Всесоюзной конференции: "Бартольдовские чтения" в -1987 г. (г.Москва); на У Всесоюзной тюркологической конференции (г. Фрунзе, 1968 г.); на межреспубликанской конференции молодых ученых и историков АН Киргизской ССР (г.Фрунзе, 1987 г.); на конференции молодых ученых исторического факультета (г.Казань, 1987 г.); на научных чтениях, посвященных 75-летию со дня рождения член-корр. АН КиргССР, профессора А.Х.Хасанова (г.Фрунзе, 1989 г.); на республиканских научно-практических конференциях 1990, 1991 гг, (г.Фрунзе). По теме диссертации опубликовано 7 работ.

Структура диссертации обусловлена проблематикой и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.