Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историография исследований средневековых погребальных комплексов Забайкалья Селихов Евгений Александрович

Историография исследований средневековых погребальных комплексов Забайкалья
<
Историография исследований средневековых погребальных комплексов Забайкалья Историография исследований средневековых погребальных комплексов Забайкалья Историография исследований средневековых погребальных комплексов Забайкалья Историография исследований средневековых погребальных комплексов Забайкалья Историография исследований средневековых погребальных комплексов Забайкалья Историография исследований средневековых погребальных комплексов Забайкалья Историография исследований средневековых погребальных комплексов Забайкалья Историография исследований средневековых погребальных комплексов Забайкалья Историография исследований средневековых погребальных комплексов Забайкалья
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Селихов Евгений Александрович. Историография исследований средневековых погребальных комплексов Забайкалья : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.09 Улан-Удэ, 2005 190 с. РГБ ОД, 61:06-7/10

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Начальный этап средневековой археологии Забайкалья (1890 - 1930 - е гг.) с. 12-25

1. История археологического исследования Западного Забайкалья (1890 -1930 -егг.) с. 12- 18

2. История археологического исследования Восточного Забайкалья (1890 -1930-егг.) с. 18- 19

3. Взгляды Ю. Д. Талько - Грынцевича, Г. Ф. Дебеца, Г. П. Сосновского с. 19 - 25

Глава 2. Разработка концепций этноисторического развития Забайкалья (1947-1990-егг.) с. 26 - 99

Раздел 1. Западное Забайкалье с. 26 - 62

1. История археологического исследования Западного Забайкалья (1947 -1990 -егг.) с. 26-29

2. Археологические концепции и взгляды с. 29 - 62

Раздел 2. Восточное Забайкалье с. 63 - 99

1. История археологического исследования Восточного Забайкалья (1950 -1990-егг.) с. 63-65

2. Археологические концепции и взгляды с. 65 - 99

Глава 3. Период корреляции средневековых археологических культур Забайкалья и пересмотра прежних концепций (конец 1990 - х - 2000 - е гг.) с. 100-124

1. Археологические концепции и взгляды с. 100 - 124

Заключение с. 125- 132

Список литературы с. 133-139

Иллюстрации

Введение к работе

Актуальность темы. Работа посвящена истории археологических исследований (1890 - 2000 - е гг.) средневековых погребальных комплексов (IV - XV вв. н.э.) Забайкалья.

Период средневековья характеризуется сложными процессами взаимодействия монголоязычных, тюркоязычных, тунгусоязычных этносов, в результате которого сложились современные коренные народы Забайкалья.

Территория Забайкалья представлена горно - таёжными и степными ландшафтами. Для полного историографического исследования в рассматриваемую территорию необходимо включить восточное побережье озера Байкал, в частности Баргузинскую долину, относимое на современном уровне исследования к Прибайкалью. Так как ранее исследователи относили эту территорию к Западному Забайкалью, её включение в состав Забайкалья (без которой освещение истории исследования, взглядов и концепций будет неполным) объясняется исключительно историографическим характером работы.

Период средневековья определен в диссертационной работе IV - XV вв. н.э. на основе хронологической периодизации, принятой в томе «Степи Евразии в эпоху средневековья». Хронологические рамки средневековых археологических памятников: 1) восточного побережья озера Байкал определяются V - XV вв. н. э., 2) Западного Забайкалья - VII - XIV вв. н. э., 3) Восточного Забайкалья - IV - XV вв. н. э.

Среди археологических памятников Забайкалья лучше всего исследованы погребения. Погребальный обряд, как наиболее устойчивый элемент культуры, свидетельствует о существовании той или иной этнической группы. Изменение погребального обряда, тем более его смена другим погребальным обрядом, говорит о процессе смены населения или его ассимиляции. Погребальный инвентарь говорит о хронологии данного погребения и не отражает в полной мере его культурную принадлежность. Решающее значение для этнической идентификации, по нашему мнению, имеет наличие или отсутствие надмогильной конструкции, внутримогильного сооружения, его тип, а также способ положения умершего.

Историография археологии со своим объектом (история археологической науки) и предметом (история археологических взглядов и концепций) исследования тесно переплетена с современными проблемами археологии.

На сегодняшний день в археологии периода средневековья Забайкалья появились новые идеи, новые подходы к интерпретации средневековых памятников, которые не только отличаются от предыдущих концепций и взглядов, но и различны, а то и противоположны между собой.

Накопление материалов, увеличение количества трудов и вообще развитие археологии в регионе неизбежно приводит к необходимости историографической систематизации и обобщению. К сожалению, недостаток внимания к этому обстоятельству привел к тому, что на данный момент нет ни одной обобщающей работы по историографии археологии периода средневековья Забайкалья.

Сегодняшнее видение проблем Забайкалья периода средневековья не только не полно, но и бесперспективно без историографии археологии, которая должна решить не только дидактическую задачу в виде истории исследования и обзора взглядов и концепций, но и методологическую, став связующим звеном между теоретической и практической археологией на третьем уровне осмысления археологического материала - определения направления дальнейших исследований. Признание историографии археологии означает новый качественный уровень развития как теоретической, так и практической археологии, так как знание историографии археологии поможет начинающему исследователю сформулировать своё видение проблемы.

Степень изученности проблемы. Как было отмечено нами выше, на данный момент нет ни одной обобщающей работы по историографии археологии периода средневековья Забайкалья, тем не менее, история археологических исследований средневековых памятников данного региона есть во многих главах и разделах работ, посвященных средневековой археологии. Я Первой обобщающей работой по истории археологических исследований можно считать статью Г. Ф. Дебеца «Итоги и задачи доисторической археологии в Западном Забайкалье», опубликованную в 1926 году в журнале «Жизнь Бурятии». Г. Ф. Дебец при составлении своей классификации, помимо материалов по Зарубинскому могильнику, опирался на работы и выводы Ю. Д. Талько - Грынцевича, отметив его заслуги. Однако средневековые археологические памятники рассматривались в едином контексте с памятниками железного периода, кроме того, к этому времени были отнесены керексуры и плиточные могилы бронзового века. Однако эта тенденция была характерна для работ первого, и частично, второго, этапа археологических исследований Забайкалья.

Г. П. Сосновский как многосторонний талантливый ученый дал оценку работам своих современников за 1920 - 1930 годы, однако его работы остались, к сожалению, неопубликованными и находятся в архиве ИИМК в г. Санкт - Петербурге.

А. П. Окладников в работе «Кяхтинский музей и его вклад в археологию Забайкалья» за 1961 год вслед за Г. Ф. Дебецем и Г. П. Сосновским, справедливо отметил заслугу Ю. Д. Талько - Грынцевича, впервые выделившего средневековые погребения из массы других археологических памятников.

Таким образом, до 1970 - х гг. не было ни одной статьи по истории ; археологического исследования средневековых памятников Забайкалья. Тем более не было ни одной монографии или коллективной работы по средневековым памятникам Забайкалья.

Первой такой монографией была работа Е. А. Хамзиной «Археологические памятники Западного Забайкалья (поздние кочевники)» за 1970 год. Исследователь ввела в научный оборот новые археологические материалы, известные к тому времени. В монографии Е. А. Хамзиной глава 1 «История изучения археологических памятников кочевников Западного Забайкалья» является первым историографическим исследованием по данной г проблематике. Отмечен вклад следующих исследователей: Ю. Д. Талько , Грынцевича, Б. Э. Петри, Г. Ф. Дебеца, Г. П. Сосновского, А. П. Окладникова.

История археологических исследований также рассмотрена в 1 главе кандидатской диссертации Е. А. Хамзиной «Поздние кочевники Западного Забайкалья», защита которой состоялась в Новосибирске в 1970 году до выхода монографии. Следует отметить, что это была первая кандидатская диссертация, посвященная исследованию средневековых погребальных комплексов Западного Забайкалья.

В учебном пособии И. И. Кириллова, М. И. Рижского «Очерки древней истории Забайкалья» за 1973 год в главе 1 «История археологических исследований Забайкалья» об исследовании средневековых погребальных комплексов практически ничего не сказано. Авторы ограничились упоминанием начала раскопок Ю. С. Орлова, Р. Н. Ступникова, А. П. Окладникова на территории Восточного Забайкалья в 1960 -е гг.

В автореферате кандидатской диссертации Е. В. Ковычева «Восточное Забайкалье в 1 тыс. н.э. (По материалам могильников)», в первой главе «История исследования памятников железного века на территории Восточного Забайкалья» был дан обзор исследований памятников средневековья на территории Восточного Забайкалья. В заключительной і-» , части главы дана оценка десятилетней деятельности Читинского археологического отряда, работающего под руководством И. И. Кириллова, а также археологических отрядов учителей - краеведов Р. Н. Ступникова и Ю. С. Орлова.

В 1979 году в учебном пособии И. И. Кириллова «Восточное Забайкалье в древности и средневековье» в предисловии истории археологических исследовании дан краткий обзор, однако автором упомянуто лишь об открытии А. П. Окладниковым бурхотуйской культуры и Ч т# начала массовых раскопок с начала 1960 - х гг. . В. Ф. Немеров в 1981 году в автореферате диссертации к. и. н. «Восточное Забайкалье в первой половине II тыс. н.э. (по материалам погребений)», в первой главе «История археологического изучения памятников предмонгольского и монгольского времени на территории Восточного Забайкалья» дал обзор исследований памятников X - XV вв. н.э.

В 1981 году вышел очередной том Археологии СССР «Степи Евразии в эпоху средневековья», явившийся своеобразным подведением итогов советской археологии. Статья о средневековых памятниках Западного Забайкалья (IX - X вв.) была написана Л. Р. Кызласовым. В начале данной % статьи дан очень краткий обзор работ исследователей: Ю. Д. Талько Грынцевича, Г. Ф. Дебеца, Г. П. Сосновского, А. П. Окладникова, Е. А. Хамзиной, Л. Г. Ивашиной.

В 1982 году вышла вторая монография Е. А. Хамзиной «Археологические памятники Бурятии», написанная на основе проведенной на территории Бурятии паспортизации археологических памятников. В начале книги дана «История исследования археологических памятников Бурятии», однако исследование памятников средневековья рассмотрено вместе с памятниками других эпох. К сожалению, в очень сжатом виде дополнением к предшествующей работе Е. А. Хамзиной является включение истории исследований 1960 - 1970 - х гг. В частности отмечена работа , Еравнинской археологической экспедиции Бурятского краеведческого музея им. М. Н. Хангалова под руководством Л. Г. Ивашиной.

В 1983 г. вышла статья П. Б. Коновалова, И. И. Кириллова «Состояние и задачи археологии Забайкалья» в сборнике «По следам древних культур Забайкалья». В данной работе была дана краткая история археологических исследований всего Забайкалья - Западного и Восточного.

П. Б. Коновалов и И. И. Кириллов путь развития археологии Забайкалья разбили на три этапа: 1) дореволюционный, 2) советский период до начала 60-х годов, 3) современный, начавшийся с 60 - х годов.

Однако данная периодизация относится к истории археологического исследования Забайкалья в целом, т. е. была обобщающей периодизацией. Но история средневековой археологии, на наш взгляд, обладает несколько иной периодизацией.

В 1984 году вышло учебное пособие Е. В. Ковычева «История Забайкалья (I - сер. II тыс. н.э.)», посвященное средневековым археологическим памятникам Восточного Забайкалья. Во введении к работе дан очень краткий обзор исследований начиная с А. К. Кузнецова и заканчивая археологическими исследованиями 1970 - х гг., однако периодизации и выделения этапов в истории археологических исследований средневековья Восточного Забайкалья, как и в предшествующих работах читинских археологов, произведено не было.

В коллективной работе И. В. Асеева, И. И. Кириллова, Е. В. Ковычева «Кочевники Забайкалья в эпоху средневековья (по материалам погребений)», вышедшей в Новосибирске в 1984 году в главе 1 «История исследования памятников железного века на территории Забайкалья» рассмотрена история археологических исследований всего Забайкалья как памятников железного века, так и средневековья с конца XVII века до середины 1970 - х гг.

Краткий обзор истории исследования средневековых памятников Байкальского региона приведён в статьях П. Б. Коновалова «Корреляция средневековых археологических культур Прибайкалья и Забайкалья» за 1989 год и «Корреляция средневековых археологических культур Байкальского региона и проблема историко - культурного синтеза» за 1999 год.

В 1999 году вышла коллективная работа Л. В. Лбовой, Е. А. Хамзиной «Древности Бурятии. Карта археологических памятников», подводящая итоги картографирования археологических памятников Бурятии. Глава 2 «Изученность археологических памятников Бурятии и их картирование» содержит краткую историю исследования археологических памятников Бурятии, которая прослежена до середины 1990 - х гг. Л. В. Лбовой и Е. А. Хамзиной предложена общая периодизация археологических исследований, аналогичная периодизации П. Б. Коновалова и И. И. Кириллова.

Краткая история исследования и такая же общая периодизация представлена в главе 1 «История археологического изучения территории Бурятии» учебного пособия А. Д. Цыбиктарова «Бурятия в древности. История (с древнейших времен до XVII века)» за 2001 год.

Интересный анализ и обсуждение концепций Е. А. Хамзиной и Б. Б. Дашибалова есть в работе А. В. Харинского «Приольхонье в средние века: погребальные комплексы» за 2001 год.

Наиболее полно историография вопроса представлена в главе 1 «Историография и проблематика исследования» монографии Б. Б. Дашибалова «На монголо - тюркском пограничье (Этнокультурные процессы в Юго - Восточной Сибири в средние века)» за 2005 год.

Таким образом, в историографии поднятого нами вопроса, можно проследить следующую закономерность: на первом этапе отсутствует отдельная история исследований средневековых археологических памятников, для второго характерно преобладание краткого обзора исследований и региональность, однако в 1980 - е гг. были предприняты попытки ее преодоления; третий этап характеризуется выделением и анализом концепций предшествующих исследователей.

Цель и задачи исследования. Основная цель работы - рассмотреть историографию средневековой археологии Забайкалья как самостоятельную область теоретической археологии, вывести её на тот уровень, при котором предметом исследования становятся не средневековые погребальные комплексы, а концепции и взгляды исследователей о них.

В задачи исследования входят:

1) по возможности достичь полноты историографических изысканий в рамках темы;

2) исследование взглядов и концепций исследователей;

3) анализ уровня развития науки и состояния фактологической базы (источники и материалы, на которые опирались исследователи) средневековой археологии;

4) выделение историографических этапов в средневековой археологии Забайкалья.

Объект исследования: история археологических исследований средневековых погребальных комплексов Забайкалья.

Предмет исследования: археологические концепции этнокультурной истории Забайкалья в средние века.

Хронологические рамки. 1890 - 2000 - е гг.

Начало определено тем, что научное изучение средневековых погребальных памятников Забайкалья начинается в 1890 - е гг. Это связано с появлением двух забайкальских центров археологии: Троицкосавск (Западное Забайкалье) и Чита (Восточное Забайкалье).

Бурят - Монгольская археологическая экспедиция под руководством А. П. Окладникова (1947 - 1950 гг.) создала возможность перехода археологии Забайкалья ко второму этапу, в котором период средневековья выделяется в особую область исследования.

Конец 1990 - х - 2000 - е гг. характеризуются корреляцией средневековых археологических культур Забайкалья и пересмотром прежних концепций, что характерно для современного этапа археологической науки.

Методология и методика исследования. Методологической основой данного исследования являются принципы историзма и объективности. Основные методы исследования: сравнительно - исторический, системно -исторический и ретроспективно - хронологический.

Основными научными понятиями данного исследования являются взгляды и концепции. Взгляды - мнение, суждение учёного, выдвижение им гипотезы. Концепция - система взглядов, итоговый компонент исследования, результат комплексного изучения обширного фактологического материала, выдвижение и доказательность теории. Источники. \ 1) материалы периодической печати 1890 - 1920 - х гг.;

, 2) статьи А. П. Окладникова научной периодики 1920 - 1960 - х гг., собранные вместе в сборник работ А. П. Окладникова «История и культура Бурятии» (1976 г.);

3) монографии 1970 - 2000 гг.;

4) коллективные работы 1980 - 2000 гг.;

5) авторефераты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора исторических наук - Е. А. Хамзиной (1970), Е. В. Ковычева (1977), В. Ф. Немерова (1981), Б. Б. Дашибалов (2005);

6) учебные пособия 1970 - 2000 гг.;

Q 7) статьи и публикации археологов - исследователей в материалах научных и научно - практических конференций 1970 - 2000 - х гг.;

Научная новизна и практическое значение диссертации.

Диссертационная работа представляет собой первое историографическое исследование по средневековой археологии Забайкалья. В работе впервые в историографическом плане рассмотрены концепции исследователей по этнокультурной атрибуции погребальных комплексов и археологических культур (типов) в рамках средневековья.

Основные положения, выносимые на защиту.

В истории археологических исследований Забайкалья нами выделены три следующих этапа:

1) Первый этап - становление, фиксация и накопление материала -1890-1930-е гг.

2) Второй этап - разработка концепций этноисторического развития Забайкалья - 1947 - 1990 - е гг.

3) Третий этап - период корреляции средневековых археологических культур Забайкалья и пересмотра прежних концепций - конец 1990 - х - 2000 — е гг.

Обоснованность выделения археологических концепций в области • , средневековой этнокультурной истории Забайкалья.

Апробация работы. Основные положения диссертации нашли свое отражение в докладах и выступлениях на региональных, всероссийских (с международным участием) научно - практических конференциях (РАЭСК) в Новосибирске (2000 г.), в Барнауле (2001 г.), в Томске (2003 г.), в Кемерово (2004 г.). Также на научно - практической конференции преподавателей, сотрудников и аспирантов Бурятского Государственного Университета (секция «История, этнология и философия стран Центральной и Восточной Азии») в 2005 году в Улан - Удэ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 3-х глав (2-я глава состоит из двух разделов), заключения, списка литературы, приложения из 50 рисунков.

История археологического исследования Западного Забайкалья (1890 -1930 -егг.)

Центром возникновения средневековой археологии Западного Забайкалья стал г. Троицкосавск. В 1891 году был основан Кяхтинский краеведческий музей, а в 1894 - Троицкосавско — Кяхтинское отделение Приамурского отдела Императорского Русского Географического Общества (ТКОПОИРГО) (1894 - 1914). Результаты научных исследований публиковались в «Трудах ТКОПОИРГО».

Правителю дел ТКОПОИРГО Ю. Д. Талько - Грынцевичу принадлежит заслуга первых научных раскопок средневековых памятников Западного Забайкалья, результаты раскопок которых публиковались в «Материалах к палеоэтнологии Забайкалья I - VII» в научных изданиях «Труды ТКОПОИРГО» (1894 - 1903).

Однако археологические исследования средневековых археологических памятников Ю. Д. Талько - Грынцевича были прерваны в силу его отъезда в Польшу в 1908 году. К сожалению, не оказалось исследователя, способного заменить Ю. Д. Талько - Грынцевича. Затем последовали Первая мировая война, революция 1917 года, Гражданская война 1918 - 1922 гг. Поэтому археологические исследования были продолжены в 1920 - х гг.

После образования БМАССР в 1923 году, археологические изыскания велись в рамках историко-этнологической секции Бурят - Монгольского научного общества им. Доржи Банзарова (1924 - 1930 гг.) г. Верхнеудинска. Печатным изданием Бурят - Монгольского научного общества становится журнал «Бурятиеведение» (1925 - 1930 гг.), в котором освещена деятельность историко-этнологической секции с марта 1925 года от отчетов о проделанной работе до публикации отдельных статей. Большое значение придавалось археологическим исследованиям. С 1928 года «Бурятиеведение» становится общим журналом Бурят - Монгольского научного общества и Бурят — Монгольского Ученого комитета.

В 1925 году на Первом Восточно - Сибирском краеведческом съезде В. И. Подгорбунский наметил элементы комплексного подхода к изучению этнической истории Байкальского региона.

В 1926 году В. В. Поповым - секретарем БМНО и журнала «Бурятиеведение» напечатана анкета по сбору сведений о доисторических памятниках на территории Бурятии. БМНО обратилось «с просьбой ко всем советским учреждениям и культурным работникам, к учащимся, рабочим и крестьянам принять деятельное участие в собирании сведений по предлагаемой анкете в целях регистрации и охранения доисторических памятников на территории Бурятии, составления археологической карты и изучения края в археологическом отношении» [Попов, 1926, с. 36 - 38].

На страницах журнала «Бурятиеведение» за 1925 - 1926 гг. опубликована статья Г. Ф. Дебеца «Могильник железного периода у с. Зарубино», которая опирается на данные археологических раскопок, произведенных в августе 1925 года. В статье помещен дневник раскопок с подробным описанием 7 могил.

Большое значение в истории археологических исследований 1920 - х гг. в Западном Забайкалье имеет статья Г. Ф. Дебеца «Итоги и задачи доисторической археологии в Западном Забайкалье», опубликованная в другом периодическом издании г. Верхнеудинска «Жизнь Бурятии» за 1926 год, в которой исследователь дал сводку всех имеющихся данных по археологии Западного Забайкалья, а также указал те задачи, которые должны были быть поставлены перед научными организациями и отдельными исследователями, как специалистами, так и рядовыми работниками краеведения, в деле археологического изучения края.

Большой вклад в изучение памятников средневековья внес А. П. Окладников. В апреле 1927 года А. П. Окладниковым в низовьях реки Селенги, в окрестностях с. Кабанска и у деревни Фофаново были произведены археологические разведки. В окрестностях с. Кабанска были найдены остатки погребения, которые А. П. Окладников отнес к культуре «курумчинских кузнецов», изученной впервые профессором Б. Э. Петри. Вполне аналогичные остатки найдены были еще около деревни Нюки, в двух верстах восточнее с. Кабанска. А. П. Окладников предположил на основании «курумчинской керамики», что «Нюковский холм в ранней поре железного периода стал местом погребения для «курумчинцев», населявших данную местность» [Окладников, 1976, с.276 - 277]. В другой статье, в дополнение к вышесказанному, добавлено, что «Поздние находки по целому ряду элементов близки к культуре т. н. «курумчинских кузнецов» северного Прибайкалья» [Окладников, 1976, с. 280].

Кроме того, памятники «курумчинской культуры» «хорошо известны в области долины Баргузина, где местное население приурочивает их к древним баргутам» [Окладников, 1937, с. 283]. А. П. Окладникову принадлежит честь открытия памятников «курумчинской археологической культуры» на территории Западного Забайкалья. Археологические исследования в крае проводились также и секретарем БМНО В. В. Поповым в ходе полевых работ 1927 - 1928 гг. В 1927 г. В. В. Поповым проведены археологические обследования в долине р. Тугнуя (приток р. Хилок, Мухоршибирский район), в Иволгинском и Оронгойском (Селенгинском) районах республики Бурятия. В. В. Поповым, совместно с председателем Буручкома Б. Б. Барадиным, был поставлен вопрос об организации в Бурятии первой археологической экспедиции АН СССР под руководством Г. П. Сосновского в 1928 -1929 гг. [Селихов,2003,с. 76 - 78].

История археологического исследования Восточного Забайкалья (1890 -1930-егг.)

В конце XIX в. краеведческие музеи возникают в Нерчинске (1886) и в Чите (1895). Тогда же в Чите организуется Читинское отделение Русского географического общества. Большая заслуга в деле изучения средневековых памятников на территории Восточного Забайкалья принадлежит А. К. Кузнецову - одному из организаторов и руководителей Нерчинского и Читинского краеведческих музеев, Читинского отделения Русского географического общества. С его именем связано развитие краеведческой работы в Восточном Забайкалье, начало планомерных археологических изысканий в бассейнах Онона, Ингоды, Шилки и Аргуни. К сожалению, из раскопок А. К. Кузнецова уцелели только отдельные предметы.

Однако в 1900 - е годы исследование средневековых памятников на территории Восточного Забайкалья из - за препятствий царских чиновников практически прекратилось и положение музеев стало крайне неустойчивым и шатким. «Вся научно - исследовательская деятельность музеев, обогащение их коллекциями и экспонатами осуществлялись чаще всего вопреки намерениям администрации. Музейная работа в это время шла невероятно трудными путями и потребовала от исследователей много напрасных трудов и даже жертв» [Асеев и др., 1984, с. 9 - 10].

В 1920 - е годы изучением средневековых погребений в Восточном Забайкалье занимались отдельные энтузиасты и краеведы. «Так, в 1926 г. на окраине с. Тура Быркинского района местными любителями - краеведами Фоминым и Сусловым было раскопано несколько курганных погребений. Другое погребение было раскопано в 1929 г. сотрудником Читинского краеведческого музея им. А. К. Кузнецова А. И. Махаловым в долине р. Читы, у Сухого ручья. А. И. Махалов относил погребение у Сухого ручья к одному из тех «смешанных средневековых племен», которые обитали сначала в долине р. Селенги, а потом под натиском монголов откочевали на север и северо - восток, т. е. к тюркам» [Асеев и др., 1984, с. 14 - 15]. В дальнейшем, в течение более 20 лет, изучение средневековых памятников на территории Восточного Забайкалья не проводилось.

Для первого этапа - становления средневековой археологии Забайкалья (1890 - 1930 - е гг.) можно выделить формирование взглядов Ю. Д. Талько - Грынцевича, Г. Ф. Дебеца, Г. П. Сосновского.

Летом 1899 года Ю. Д. Талько - Грынцевич предпринял археологическую поездку на р. Хилок, которая состояла в осмотре местности, нанесении на карту могил и раскопках некоторых из них. Результаты археологических исследований долины р. Хилка были опубликованы в «Материалах к палеоэтнологии Забайкалья (IV)» («Труды ТКОПОИРГО»). В частности был обнаружен и частично раскопан могильник Хойцегор, насчитывающий свыше 20 могил. Ю. Д. Талько - Грынцевичем было раскопано 14 средневековых могил, дано описание погребального обряда и инвентаря, отмечено наличие костей барана [Талько - Грынцевич, 1900, с. 34]. В отношении этих могил, Ю. Д. Талько - Грынцевич добавил следующее: «Могилы, как видим довольно бедны находками, глиняные сосуды совсем не попадались, покойника обыкновенно хоронили головой на восток. Сделать заключение, принадлежали ли эти могилы одному племени, или нет, - довольно трудно. Благодаря нескольким добытым костякам мы можем предположить, что, помимо некоторой разницы в строении черепов, но при общем одинаковом их типе - среднегодовом, переходном от короткоголового, мы имеем перед собою, хотя и смешанное, но одно племя» [Талько - Грынцевич, 1900, с. 34].

К средневековым погребениям Ю. Д. Талько - Грынцевич также отнёс могилу №5 на Увале близ ел. Усть - Кяхты; могилы между речками Сахюртой и Алтачем (№4,5,6); могилы на правом берегу р. Хилка, напротив с. Бичура; могилы с левой стороны устья р. Сахюрты долины р.Хилка [Талько - Грынцевич, 1900].

При описании погребального инвентаря средневековых погребений близ ел. Усть - Кяхта (из них раскопана одна могила №1 в Узком месте), сходных с хойцегорскими, Ю. Д. Талько - Грынцевич подробно останавливается на керамике типа «уйгурских ваз» [Талько - Грынцевич, 1900, с.53].

Средневековые погребения встречены также им в долине р. Джиды по правому берегу в местности Гуджир - мыгэ - ханцагай - ундур - илису. За принадлежность этих могил одному и тому же народу говорит, по мнению исследователя, не только самый обряд погребения, но и общие антропологические признаки их костяков [Талько - Грынцевич, 1901, с.43 -46].

Могилы в пади Аршан - Хундуй в местности Улентуй (Троицкосавский уезд) (раскопки Ю. Д. Талько - Грынцевича), в дальнейшем Г. П. Сосновским отнесены к периоду средневековья к саянтуйской стадии XIII - XIV вв. Однако, в статье Ю. Д. Талько - Грынцевича отсутствует детальное описание погребального обряда и инвентаря, за исключением детального рассмотрения антропологического типа. А внешний вид могил, судя по описанию, можно отнести и к более ранним стадиям. Тем более, по словам самого Ю. Д. Талько - Грынцевича: «Помимо незначительного остеологического материала, нахождение двух рас совершенно разнящихся между собою, отличает принципиально их от других более поздних могил с погребением в гробах, или без них, тем более от могил с погребением в срубах» [Талько - Грынцевич, 1903, с. 13-16, 23].

На основе раскопок большого количества могил в долинах рек Джиды, Хилка, Чикоя и верховий реки Селенги, он разделил погребальные памятники Западного Забайкалья на четыре разновременные группы и предположил их этническую и хронологическую принадлежность. Могилы четвертой группы с невысокой земляной насыпью, которая, по его предположению, сверху обкладывалась камнями, с внутримогильными конструкциями в виде тонких дощатых гробов или долбленных колод, отнесены им к средневековым погребениям. Особый интерес представляют погребения, раскопанные им в Дырестуйском Култуке. «Могилы были невысокие и с поверхности выложены камнями, гроб деревянный, лежал на глубине 1-2 метров, рядом с ним - черепа быков или баранов. Гробы по своей форме напоминали современные. Покойник лежал с вытянутыми ногами и руками, с головой, обращенной на север» [Талько - Грынцевич, 1928 , с. 97, 98].

История археологического исследования Западного Забайкалья (1947 -1990 -егг.)

Бурят - Монгольская археологическая экспедиция под руководством А. П. Окладникова (1947- 1950 гг.) В 1947 году начала свои полевые исследования организованная согласно постановлению Совета Министров БМАССР Бурят - Монгольская археологическая экспедиция, в которой принял участие Институт истории материальной культуры АН. СССР и Научно - исследовательский институт культуры и экономики Бурят - Монгольской АССР, к которым примкнули Республиканский и Кяхтинский музеи. Ее работы явились прямым продолжением работ экспедиции АН СССР 1928 - 1929 гг., которыми руководил Г. П. Сосновский.

Полевые работы экспедиции 1947 г. в долине р. Селенги «имели целью общее обследование ее древностей на всем протяжении, от границы МНР до гор. Улан - Удэ» [Окладников, 1976, с. 299].

Полевые исследования Бурят — Монгольской археологической экспедиции ИИМК в 1948 г. были начаты в районе г. Улан - Удэ и продолжены вниз по берегам р. Селенги, вплоть до с. Кабанска и дер. Фофаново. «Исследованиями 1948 года в долине Селенги, от г. Улан - Удэ до Кабанска, было, таким образом, в общих чертах завершено предварительное обследование археологических памятников на всем протяжении этой реки в пределах Бурят - Монгольской АССР, начатое в 1947 г.; установлены основные виды этих памятников и констатировано их своеобразие» [Окладников, 1976, с. 306]. Затем была обследована долина р. Уды, от Еравнинских озер до г. Улан - Удэ. Кроме того, особый отряд экспедиции совместно с Кяхтинским музеем вел разведочные работы в долине Селенги от Наушек до Селенгинска [Окладников, 1976, с. 308] [рис. 3].

Работы экспедиции в 1949 и 1950 гг. должны быть «только началом систематической и постоянной работы по археологии БМАССР». А. П. Окладников подчеркнул необходимость исследования совершенно не изученных в археологическом отношении северных районов республики, а также Тункинской долины [Окладников, 1976, с. 296].

По мнению А. П. Окладникова, «археология Забайкалья на тот момент вступила в новый этап своего развития. Перед ней открывались новые перспективы в области изучения сложения бурятских племен и образования бурят - монгольского народа, а также других народностей республики» [Окладников, 1976, с. 329]. Археологические экспедиции Е. А. Хамзиной (1950 -1960 - е гг.) В начале 1950 - х гг., в связи с интенсивным сельскохозяйственным строительством многие средневековые могильники Западного Забайкалья оказались под угрозой разрушения. Н. Н. Мамоновой и Е. А. Хамзиной были раскопаны средневековые могильники Селенга, Сибирь, Вознесеновка, Саратовка на правом берегу реки Селенги [Селихов, 2000, с. 46 - 47; 2001, с. 390 - 392]. «Особенно угрожающее положение создалось в районе Иволги, где были разрушены многие надмогильные сооружения с Тапхарской сопки». В 1954 году Е. А. Хамзиной и антропологом Н. Н. Мамоновой было раскопано шесть могильников на сопке Тапхар. Спустя почти десятилетие, Е. А. Хамзиной в 1963 году были раскопаны Баянгольский и Телятниковский могильники реки Баргузина. Результаты раскопок Е. А. Хамзина опубликовала в своей монографии по погребальным памятникам средневековья в Западном Забайкалье «Археологические памятники Западного Забайкалья (поздние кочевники)», вышедшей в 1970 году в городе Улан-Удэ [Хамзина, 1970, с. 16, 19].

Паспортизация археологических памятников Б АССР под руководством Е. А. Хамзиной (1973 -1982 гг.)

В 1973 г. началась паспортизация археологических памятников Западного Забайкалья. Работу по паспортизации выполнила специально организованная группа из сотрудников сектора этнографии и археологии БИОНа и производственного отдела Министерства культуры под руководством Е. А. Хамзиной. Всего группой был обследован 551 археологический памятник. На основе материалов паспортизации Е. А. Хамзина подготовила к печати книгу «Археологические памятники Бурятии (Материалы к своду памятников истории и культуры)» [Хамзина, 1982].

В 1976 г. в Бурятском институте общественных наук Бурятского филиала СО АН СССР впервые была создана археологическая группа в составе отдела истории, этнографии и археологии под руководством П. Б. Коновалова. «С ее созданием стало возможным расширить культурно -хронологический диапозон исследований, провести спасательные раскопки средневековых курганов, продолжить начатую еще в 1973 г. работу по паспортизации памятников истории и культуры Бурятии» [Коновалов, Кириллов, 1983, с. 13].

В 1991 году археологическая группа стала лабораторией археологии Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. В 1980 -1990 - е гг. исследованием средневековых погребальных комплексов Западного Забайкалья занимается научный сотрудник археологической группы БНЦ СО АН СССР - лаборатории археологии ИМБиТ СО РАН Н. В. Именохоев.

В 1982 - 1995 - е гг. БНЦ СО РАН во главе с Научно -производственным центром охраны памятников выполнил работы по инвентаризации и картированию археологических памятников БАССР -Республики Бурятия. Результаты исследований нашли отражение в коллективной работе Л. В Лбовой, Е. А. Хамзиной «Древности Бурятии. Карта археологических памятников» за 1999 год [Лбова, Хамзина, 1999] [рис. 5].

Байкальская археологическая экспедиция (1984 - 2000 - е гг.) В 1984 г. в отделе истории, этнографии и археологии Института общественных наук Бурятского научного центра СО АН СССР организуется Байкальский археологический отряд под руководством Б. Б. Дашибалова, который более двадцати лет проводит археологическое изучение Байкальской Сибири. На территории Западного Забайкалья полевые стационарные работы проводятся на восточном побережье озера Байкал в Баргузинской долине. Кроме того, разведочные маршруты экспедиции охватили значительную часть степных участков среднего и нижнего течения реки Селенги [рис. 4].

Археологические концепции и взгляды

Совершенно новая иная точка зрения на средневековую археологию Байкальского региона содержится в двух монографиях А. В. Харинского, вышедших в 2001 году «Приольхонье в средние века: погребальные комплексы» [Харинский, 2001а] и «Предбайкалье в кон. I тыс. н.э. - сер. II тыс. н.э.: генезис культур и их периодизация» [Харинский, 2001 б]. А. В. Харинский предложил культурно - историческую схему развития Байкальского побережья середины I - середины II тыс. н.э. [Харинский, 2001а, с. 73]. Анализ элементов погребальной обрядности позволил исследователю выделить несколько устойчивых групп захоронений, отражающих культурные тенденции, существовавшие в погребальной практике населения Байкальского побережья в средние века: V - IX вв. Существование черенхынской погребальной традиции. В черенхынских захоронениях погребенные располагались на правом боку с подогнутыми ногами, головой на север, северо - восток или восток. Сверху над могилами сооружались овальные каменные кладки [рис. 18, 19]. Конец VIII - XIV вв. Время бытования харанцинского погребального обряда, который характеризуется захоронением умершего в могильной яме, над которым возводилась каменная кладка овальной или круглой формы. Погребенный помещался в берестяную внутримогильную конструкцию (чехол, подстилка, покрывало). Он располагался вытянуто, на спине, головой на северо - восток, правда, встречена также северо - западная, северная, восточная и юго - восточная ориентировки [рис. 22,23]. VIII - XIX вв. Существование куркутского типа погребений. В Куркутских погребениях отсутствовали внутримогильные конструкции, а положение погребенного было таким же, как в захоронениях харанцинского типа. Иногда сооружались надмогильные перекрытия из камней или жердей [рис. 24]. XIII (XII?) - XVI вв. Период, когда встречаются захоронения ангинского типа. Они характеризуются наличием деревянной внутримогильной конструкции - колоды, рамы или гроба. Погребенный располагался вытянуто, на спине, головой на восток или северо - восток [Харинский, 2001а, с. 154 - 155] [рис. 25]. В следующей работе «Предбайкалье в кон. I тыс. н.э. - сер. II тыс. н.э.: генезис культур и их периодизация» [Харинский, 2001 б] А. В. Харинский делает попытку на основе выводов, полученных на основе изучения приольхонских погребальных комплексов, реконструировать средневековую историю Байкальского региона, рассматривая археологические материалы не только Предбайкалья, но и Западного и Восточного Забайкалья [Харинский, 20016, с. 6]: Во второй главе монографии А. В. Харинского рассмотрена проблема «курумчинской археологической культуры» Предбайкалья и отчасти Западного Забайкалья. Как отмечает А. В. Харинский, современный анализ археологических материалов, полученных Б. Э. Петри во время раскопок в долине р. Мурин, позволяет говорить об их смешанном характере. Время бытования муринских артефактов определяется VIII - XIV вв., а с учетом курительной трубки - ганзы и подковы, верхнюю дату муринских находок можно отодвинуть до XVII века. По мнению А. В. Харинского, муринские находки Б. Э. Петри следует рассматривать как подъемный материал, имеющий географическую привязку и обладающий определенными технологическими и морфологическими особенностями [Харинский, 20016, с.43 - 47].

По мнению исследователя, понятия «курыканская культура» (культура народа курыкан - гулигань) и «курумчинская археологическая культура» (выделяемая на основе захоронений черенхынского типа со скорченным трупоположением) территориально не совпадают [Харинский, 20016, с. 45-46].

А. В. Харинский, на основе данных, полученных П. П. Хороших в 1964 году при раскопках нюрюхайского захоронения в Тункинской долине с вытянутым трупоположением VII - IX вв. н. э., отнесённое им к курыканам, у связывает захоронения куркутского типа с курыканами. Однако, по мнению А. В. Харинского, лишь после масштабных раскопок в этом районе средневековых захоронений можно будет проводить какие - либо сопоставления [Харинский, 20016, с.47]. Керамику уту - елгинского типа, относимую предшествующими исследователями к «курумчинской культуре», А. В. Харинский связывает с захоронениями долоновского типа (по обряду кремации), оставленными переселившимися в Предбайкалье с севера - запада самодийской группе племен. На нынешнем этапе исследований, по мнению А. В. Харинского, выделять на территории Предбайкалья какую - либо средневековую археологическую культуру неправомерно. В связи с этим, само словосочетание «курумчинская культура» становиться абстрактным понятием, значение которого определить невозможно [Харинский, 20016, с.57]. В третьей главе монографии А. В. Харинского затронуты вопросы средневековой археологии Забайкалья: В конце I тыс. до н.э. елгинский погребальный обряд претерпел в Баргузинской долине определенные изменения и это, по всей видимости, было обусловлено мощным хуннским влиянием. Под воздействием хуннов баргузинские жители стали ориентировать умерших головой на северо восток, а в могильной яме начали сооружаться деревянные перекрытия. Погребальный ритуал, сформировавшийся на рубеже эры, просуществовал с небольшими изменениями в Баргузинской котловине до конца I тыс. н.э. По всей видимости, под его воздействием в конце IV - начале V вв. в Приольхонье формируются черенхынские погребальные традиции. Свидетельством чему является изменение ориентировки погребенных с юго -восточной на северо - восточную [Харинский, 20016, с.69 - 70].

Похожие диссертации на Историография исследований средневековых погребальных комплексов Забайкалья