Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Кабул в исторических источниках Муроди Сохибназар

Кабул в исторических источниках
<
Кабул в исторических источниках Кабул в исторических источниках Кабул в исторических источниках Кабул в исторических источниках Кабул в исторических источниках
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Муроди Сохибназар. Кабул в исторических источниках : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.09.- Душанбе, 2002.- 171 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-7/672-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Кабул в период античности и правления Кушан Кабул: название города и значение слова 40

Политическая и экономическая география Кабула 45

Исторический очерк Кабула 50

Миграция арийских племен и их расселение в Кабулистане 59

Роль Кушан в развитии цивилизации и культуры Кабулистана 71

Кабул и кушанские шахи 76

Гандхара 81

Кушаны и значение культуры Кабулистана 83

Скульптура эпохи Кушан 88

Архитектура и градостроительство эпохи Кушан 91

Релегиозные памятники и кушанские надписи 95

Глава II. Кабула в период средневековья. Упадок культурной и городской жизни Кабул в период распространения ислама 100

Кабул в период Тимуридов 106

Глава III. Кабул-столица современного Афганистана Исторический очерк 114

Социально-экономические изменения 123

Разграбление Кабульского музея - крупного хранилища памятников истории и культуры 128

Памятники Кабульского музея и археологических центров 131

Заключения 139

Приложение. Важнейшие исторические и культурные памятники Кабула 146

Библиография 1

Миграция арийских племен и их расселение в Кабулистане

Из числа арабоязычных источников среди исследователей истории Ирана и Центральной Азии периода раннего средневековья наибольшей популярностью пользуются труды Ибн Мукаффы (106-158 г.х. / 725-776 г. н. э. ). Абумухаммад Абдулла бин Ал-Мукаффа Ал-Котиб был выходцем из иранского Хузистана. Его отец был зороастрийцем. Он также большую часть своей жизни проповедал веру отцов и дедов. Ему принадлежит перевод «Кали-лы и Димны» с пехлевийского на арабский язык, который впоследствии был издан в Египте, Индии и в Европе на различных языках. Трудами Ибн Мукаффы пользовались такие видные историки как Ибн Надим и другие. Наиболее известным и обширным трудом Ибн Мукаффы является «Ад-ду-ррату-л- ятимия фи-тоат ул-мулк».

Среди исторических источников Мавераннахра и Хорасана, касавшихся всего мусульманского мира, важное место принадлежит труду по всемирной истории Абу Джаъфара Мухаммада б. Джарир ат-Табари (224-310 г. х. / 839 - 923 г. н. э.) «Таърих ар-расул ва-л мулук» («История пророков и царей»). Этот труд охватывает историю Ирана и сопредельных стран с древнейших времен до арабских завоеваний, а также события социально-экономической и культурной жизни народов, стран и городов этого региона. Сочинение Ахмада ибн Йахйи ибн Джабира ибн Дауда ал-Балазури (умер в 892г.) «Футух ал-булдан» («Завоевание стран») - один из тех наиболее достоверных источников, мимо которого, наряду с «Историей» ат-Табари, не может пройти ни один исследователь, изучающий раннюю историю арабского Халифата, куда входила также нынешняя территория Афганистана. «Футух ал-булдан» охватывает очень большой промежуток времени (622 - 869 г.), так как последний из халифов, упоминаемый ал-Балазури, ал-Муътазз был убит в 869г. Сочинение состоит из 90 глав: каждая из них содержит рассказ о завоевании отдельной страны или местности или посвящена какому-нибудь культурно-историческому событию времени образования Халифата. О Кабуле ал-Балазури пишет так: «Он (халиф Маъмун) направил войска против Кабулша-ха. Кабулшах уплатил дань и выразил повиновение. Была установлена почтовая связь с Кабулом, откуда посылали ал-Маъмуну миробаланы, доходившие до него свежими».1

Исключительно богатый материал содержится в географических сочинениях, административно-географических справочниках, описаниях путешествий. Одним из первых авторов, оставивших географическое описание общего типа, был Ибн Хардадбех (826 -912 гг.), географами были также Ахмад ибн Дауд ибн Абу Ханифа Динавари (умер в 895 г.) и Хамза Исфахани (84-961 гг.). Около 903 г. было составлено географическое сочинение Ибн ал-Факиха. В последующие годы составили свои труды географы Ибн Русте (947-950 гг.), Истахри (около 941г.), Ибн Хаукал и Мукаддаси (вторая половина X в.).

Одним из важнейших географических сочинений этого периода считается «Сурат ул-арз» («Описание мира») Ибн Хаукала (853-966 гг.). Ему принадлежит также и другой географический труд «Ал-масолик ва ал-мамолик ва ал-мафовиз ва ал-махолик». В этой книге имеется множество сообщений о городах и их местонахождении, однако, названия многих важных городов пропущены, в том числе сведения о городах Афганистана очень скудны. Однако, в «Сурат ул-арз» Ибн Хаукал сообщает более обширную информацию, в том числе о городе Кабуле, приводя сведения о цитадели города, о ремесленном производстве, о минеральных ископаемых Кабулистана и т.д. Он пишет: «Кабул расположен на пути в Индию, и оттуда идут дороги в разные направления. В этом городе имеется в большом количестве индиго, которое производится в окрестных селах и пригороде Кабула. Стоимость того количества, которое проходит через руки торговцев, по их оценкам, превышает два миллиона динаров (в год).2

В Кабуле изготавливают хорошие хлопковые ткани, делают красивые подносы и очень дорогие чаши для вина, которые затем отправляют в Джузджан, а оттуда они вывозятся в Китай, Синд и другие места. В Кабуле очень много железной руды. В Кабуле имеется хорошо укрепленные крепости, и только по одной дороге можно войти в город. В центре города живут мусульмане».

Имеется и другая книга под названием «Сурат ул-арз», автором которой является Абуджаъфар Мухаммад ибн Муса Ал-Хоразми. Она составлена в V в. н. э. и содержит наиболее полные географические сведения того периода. Хоразми был современником аббасидского халифа Маъмуна (813-833 г.). Его книга имеет непосредственное отношение к карте звездного неба (зидж) и карте халифата, которая была составлена для Маъмуна. Говорят, над этой картой работали семьдесят ученых, во главе которых стоял Абузайд Балхи.

По словам В.Бартольда Абузайд ибн Ахмад Салха Балхи был одним из учеников Ал-Кинди. Свой географический труд он написал в Балхе. Этот труд оказал существенное влияние на географические труды, составленные впоследствии, и на развитие географических представлений. По мнению Де Гуйе «Сурат ул-арз» Балхи был составлен в 920 г., а сам автор умер в 934 г. в Балхе. Балхи был очень плодовитым ученым. Его перу принадлежит свыше 60 томов книг. Балхи оказал непосредственное влияние на такого географа как Истахри, особенно на его определения климатов мира.

В мусульманских географических трудах до X в. содержится подробное описание различных областей мусульманского мира от Испании на западе до низовий Инда на востоке, их городов, ремесел и торговли, флоры, фауны и климата. Населенную часть земли мусульманские географы вслед за греками делили на семь поясов и климатов, причем, самым благоприятным для жизни считали четвертый, куда входили главные культурные центры мусульманского мира во главе с Багдадом.

Кушаны и значение культуры Кабулистана

В. Лабаш, французский учёный пишет: «Природа подарила человеку разнообразные ландшафты и рельефы, и человек в зависимости от своего желания и воли может с учетом экономической целесообразности... выбрать соответствующий ландшафт и изменить его по своему вкусу».

Современный Кабул - это город, который развивался под влиянием этих двух вышеназванных факторов (военного и экономического), а также стратегического. В результате постоянного взаимодействия различных политических, военных и торгово-экономических факторов, население города постепенно увеличивалось, и он расширялся и постепенно от небольших поселений Сахак, Шиваки и Бини - Хисорак двигался в сторону северо- запада.

Округ, известный как Кабулистан и расположенный вдоль реки Логар благодаря своему благоприятному естественному местоположению был снабжен превосходными оросительными каналами, присущими арийской культуре. Благодаря их умелому использованию была, в свою очередь, обеспечена высокая культура землепользования, а также развитие сельскохозяйственного производства и высокие урожаи сельскохозяйственных культур на протяжении тысячелетий. К тому же плодородные почвы не могли не привлекать внимание земледельцев и постепенно население росло. Вдобавок этот район отличался хорошим водоснабжением, так как был расположен в русле реки Логар, богатой лессовыми отложениями и органическими веществами, сформировавшими великолепный культурный слой почвы, способствующий произрастанию разнообразных злаков, овощей и технических культур. Ибн Хаукал, например, упоминая благоприятный климат Кабула, называет такую культуру как хлопок: «В Кабуле ткут великолепные ткани из хлопка, шьют красивые китайские халаты, делают дорогие винные чаши, которые вывозят в Хорасан, а оттуда в Китай, Синд и другие страны. Кабул располагает большими залежами железной руды». Н.И. Вавилов и Д.Д. Букинич в своей книге «Земледельческий Афганистан» приводят интересные сведения о Кабулистане. Они пишут: «В долинах Кабула, Кухдамана, Логара, орошаемых реками Панджшир, Кабул, Гурбанд и Логар произрастают лучшие сорта плодовых деревьев, и отсюда они рас-пространились в другие районы Афганистана».

Индийский учёный Бедхванон Шостери пишет, что «по указанию Брахмы ангелы сыпали над Кабулом землю из рая и принесли из рая различные плодовые деревья для наслаждения Раджи Андра и посадили на этой земле. Эта легенда подтверждает ту простую истину, что сладкие фрукты Кабула имеют райский вкус»/ Все это свидетельствует о том, что Кабул с древнейших времён являлся земледельческим оазисом. Потомки арийцев кушаны и эфталиты создали могущественное государство в Кабулистане, хотя в качестве столицы они избрали город Каписа, но в то же время особое значение они придавали Кабулу, который был хорошо укреплён оборонительными сооружениям.

Именно в этот период была построена стена вокруг города, соединившая гору Шердарваза с горой Асмаи и простиравшаяся до нынешней телебашни Кабула. Её остатки сохранились до сих пор и свидетельствуют о важном стратегическом положении Кабула на южных границах Государства Эфталитов.

Современное состояние и развитие города Кабула не было случайным и имеет глубокие корни и логическое обоснование. Такой сложный и живой организм как Кабул, который мы видим сегодня, естественно, формировался с учётом реализации определённой программы, на основе определенных социальных запросов и потребностей людей. Он оказывал влияние на их завтрашний день, и само его целесообразное и здоровое развитие было продуктом целесообразных и здоровых представлении и труда тех, кто его строил.

Как показывает жизненная практика, организация наших сегодняшних городов свидетельствует о высоком профессиональном уровне и мастерстве зодчих и градостроителей прошлого, их владении передовыми для своего времени методами градостроительства. Это подтверждается также материалами исторической географии и истории градостроительства в Афганистане. При этом следует отметить, что исследования по исторической географии в наше время имеют огромное значение. К большому сожалению эта отрасль науки до сих пор не нашла своего места в исследованиях отечественных авторов, и поэтому при освещении различных этапов жизни наших городов мы встречаемся с большими трудностями.

Исторические судьбы и особенности того или иного города определяются его географическим положением и стратегическим значением. Это означает, что, если город расположен на важных торговых путях и, тем более, если он открывает самые короткие пути к осуществлению планов завоевателей, то его история будет изобиловать массой событий, подъёмами и спадами.

В этом отношении Кабул имеет богатую историю и благодаря своему положению постоянно был в центре всех политических, военных и иных событий этого региона и подвергался качественной и количественной трансформации.

Кабул ещё с древнейших времён был пунктом, через который проходили пути великих завоевателей и покорителей мира, и этот город с тех пор ощущал на себе влияние культур народов Индии, Китая, Греции, Персии, Аравии и монголов, а затем распространял эти влияния на другие страны. Как уже было отмечено, влияние Греции, Аравии и Индии в области астрономии, искусства, живописи и т.д было воспринято и обогащено народами Афганистан а, затем трансформировано в Индокитай, на Дальний Восток, а также на запад до побережья Средиземного моря и Рима.

Около 250 лет до нашей эры, после завоевательного похода Александра Македонского (327г. до н.э.) на территории современного Афганистана было образовано Греко-Бактрийское государство. Одним из наиболее развитых центров в экономическом и культурном отношении оставался...Кабул. Через этот город проходил не только маршрут передвижения македонских войск в Индию,...но здесь аккумулировалось влияние греческой культуры, которое затем трансформировалось в Индию. В начале первого века нашей эры Греко-Бактрийское государство, центром которого был город Балх, под натиском государства Мидии с севера и Парфии с запада пришло в упадок. В результате тохарцы, которые жили на востоке Бактрии, сумели создать новое государство Тохаристан, которое простиралось до южных отрогов Гиндуку-ша и во многом способствовало бурному развитию культуры и экономики Кабула. Культура Тохаристана распространилась далее намного южнее Кабула в районы Газни, Буста, Гиришка, Систана, до побережья Синда.1

Разграбление Кабульского музея - крупного хранилища памятников истории и культуры

Искусство скульптуры эпохи Кушан, хотя и берет свое начало с греко-бактрийского периода, однако безусловно оно является свидетельством самобытного таланта и умения художников и мастеров данной эпохи, которые создали неповторимые шедевры изобразительного искусства. Проведенные исследования показывают, что буддийские учения имели огромное влияние на это искусство, и оно под их сильным влиянием трансформировалось из греко-бактрийского в греко-буддийское искусство, ярчайшим проявлением которого считается гандхарская культура и искусство. Здесь уже прослеживаются новые подходы и эталоны. Вместо старых канонов в искусстве и культуре были выработаны новые, известные как каноны Кушанской эпохи, которые характерны именно для памятников этой эпохи, преимущественно каменной (и алебастровой) скульптуры и рельефов.

Хотя искусство школы Гандхары в Кабулистане и Матхуре, а также в южных районах было распространено очень широко и проявлялось в различных формах, однако эти различия не нарушали его целостности и единства. Это в полной мере относится и к искусству скульптуры и ваяния Кушанской эпохи. Развитие искусства монументальных форм (живописи, скульптуры, рельефов), малой пластики (терракоты), прикладного искусства (ювелирного искусства и т.д.) - яркое тому подтверждение.

Искусство монументальных форм прежде всего скульптуры, развивалось в Бактрии ещё до прихода Кушан. Отсюда оно получило свое дальнейшее распространение, в том числе и в Кабулистане, и там достигло большого совершенства в период правления Канишки. Именно Канишка считается основным покровителем искусства монументальных форм, в частности скульптуры. Об этом свидетельствуют материалы раскопок памятника из Сурх-Кутала, известного как «Храм Канишки Победителя». Это - культовый комплекс, посвященный династии кушанских царей и зажиганию в их честь «священного» огня. В айванах храмового двора на вершине Сурх Кутала размещались каменные скульптурные портреты обожествленных кушанских царей и глиняные статуи царей или божеств, а в целле главного храма постоянно горел священный огонь.1 Именно Канишка впервые отменил все запреты и традиционные правила изображения богов на монетах и стал чеканить монеты с изображением Будды.2

Буддийская традиция прочно связывает имя Канишки с буддизмом и считает его вторым Ашука, ревностным последователем этой религии. И все же Канишка, по признанию многих исследователей, был серьезным защитником искусства скульптуры и ваяния Гандхары и Матхуры.

Величайшими достижениями искусства скульптуры буддийско - ганд-харской школы являются две крупные буддийские статуи-53 метровая буддийская статуя и статуя «Сакямуни» в Бамиане, которые в народе больше известны как «Шамама» и «Салсал» и о которых бытует много различных исторических повествований, легенд и мифов.

Обнаруженная в Матхуре статуя стоящего Канишки свидетельствует о величии, храбрости, воинственности этого кушанского царя. Буддийские статуи кушанского периода обнаружены почти во всех местах археологических раскопок в Кабуле. Эти статуи изображают Будду в различных позах, а также различные божества и даже исторические личности, в том числе представителей кушанской династии во всей их красе и благородстве. Все они хранились в Кабульском музее.

Археологические памятники Гулдары, Шутурак, Пайтавы на севере Кабула являются важным источникам для изучения истории древнего Кабула. Французские ученые А.Фуше и Дж. Хакен провели серьезные и глубокие ис См.: Б.Я. Ставиский. Кушанская Бактрия: Проблемы истории и культуры. М., 1977. - С. 202. Замир Сафи.-ж. «Тахкикат-и кушани», №2. - С.80. следования на развалинах Пайтавы. На буграх и холмах, расположенных среди обрабатываемых крестьянами полей, были обнаружены остатки древних храмов и ступ. На одном из холмов, который имел размер 40x15, был обнаружен важный буддийский храм. Здесь 18-20 декабря 1923 года археологи впервые обнаружили фрагмент очень интересной статуи. Его исследование показало, что он бесспорно является частью того известного Сакяму-ни, который был вытесан из камня и находился в положении стоя. Если вглядеться в эту статую и представить её в первозданном виде, то окажется, что с её плеч нисходят языки пламени, а из подошв ног фонтаном бьёт вода. Такая аллегория связана с религиозным учением и традициями буддизма. Так, в буддийских легендах говорится: «Согласно пожеланиям царя Кушало, которого звали Паразнаджит, Будда принял сверхестественный облик, из его плеч вытекла вода, а сам он светящейся горой сверкал в воздухе. В мире воображения и фантазии Будду сравнивали с горой, из вершины которой вырывался огонь, а из склонов вытекала вода».1

На этом фрагменте скульптуры вокруг лица Будды было светлое кольцо, похожее на нимб, своей левой рукой он крепко держал край своего плаща, а его правая рука была приподнята в знак приветствия, на ладони у него - повозка или колесо как символ власти Будды над ходом истории.

Во время археологических раскопках в Каписе, в окрестностях Баграма и Шайхан-хела были обнаружены остатки скульптуры, похожей на статуи из Пайтавы. На одном из фрагментов, являющимся по всей видимости остатком трона или платформы, на котором стояла статуя Будды, сохранились целые скульптурные изображения, интересные по своему сюжету и красивые по оформлению. Археологи называют сюжет этих изображений сценкой из жизни горожан кушанского периода, когда трое кушан собираются принять буддийскую веру. «Вокруг Будды (Буддис Атвомитре) находятся с пожертвованиями трое мужчин и трое женщин с детьми. Эти мужчины, сделавшие пожертвования, только что приняты в буддийскую веру и с подарками приближаются к Будде. Своеобразные платья, широкие халаты и толстые сапоги говорят о том, что они принадлежат к кушанским племенам и совсем недавно прибыли с севера Амударьи в Бактрию и только что достигли южной части Гиндукуша, т.е. Кабулистана. Эти женщины и дети также являются представителями кушанских племен, которые по прибытии в Капису настолько были очарованы величием и могуществом буддийских храмов и ступов, что беспрекословно приняли буддийскую веру». По мнению археологов Пайтава ещё хранит в своих развалинах многочисленные клады и нераскрытые тайны, которые требуют более глубокого и тщательного исследования.

Памятники Кабульского музея и археологических центров

Прекрасный и величественный дворец, находящийся на вершине холма, утопающий в зелени декоративных деревьев в северо-западной части Кабула и известный как дворец «Баги Бала», и является зданием Кабульского музея. Он был построен ещё в период правления эмира Абдуррахман-хана, однако, только в 1297г.х., (1919г.) в период правления эмира Амануллы-хана открыл свои двери перед посетителями в качестве музея «Аджаиб-хане».1 Первыми экспонатами этого музея были воинские принадлежности и оружие, книги, комментарии к Корану, древние рукописи, гончарная посуда, обнаруженная во время археологических раскопок в разных районах страны, личные коллекции королей и эмиров Афганистана и Великого Хорасана, знамена «джихада», образцы рукоделья и хозяйственно-бытовых предметов.

В 1299 г.х. (1920г.) под эгидой Министерства просвещения Кабульский музей начинает собственную археологическую деятельность. В 1300 году хиджри (1922г.) с приездом французских археологов в Афганистан и открытием ценнейших археологических памятников в Каписе, Кабуле, Хадде, Тилла-теппе, Балхе, Сурх Кутале, Чинари Гунджишкане, Айхануме, Чим-калъе, Багла-не, Хакрезе Кандагара, Мундигаке, Мирзикке в Пактии, Айба-ке, Фундукистане, Гурбанде, Шутураке, Кундузе, Газни, Лашкаргахе, Ба-миане и последующей их передачей в Кабульский музей последний постепенно превращается в богатейшее хранилище памятников мировой культуры и цивилизации. 25 акраба ІЗОЗг.х. (1924г.) все экспонаты Кабульского музея были перенесены в здание Министерства просвещения, которое находится в Кутай Багча, в Королевском Арке. Здесь и произошло официальное открытие музея, на котором присутствовал король Аманулла-хан. В течение шести лет Кабульский музей находился в этом здании.

В период кризиса конца 20-х годов (1928-29гг.) Кабульский музей, как и другие культурные и научные центры страны и исторические памятники подвергся разрушению и разграблению. Так как музей находился внутри Арка, то это место и стало ареной тех драматических событий, в результате которых Кабульский музей был разграблен, а экспонаты, имевшие большую ценность, разворованы и проданы как внутри страны, так и за рубежом.

В конце 1309г.х. (1930г.), исходя из небезопасности нахождения музея в Арке, он был переведен в более надёжное место на западе Кабула - в прекрасное здание «Дорулфунун» («Даруламан»). Мухаммад Надир-шах, тогдашний, король Афганистана с целью пополнения и восстановления разграбленного музея выделил необходимые средства на приобретение у частных лиц нужных экспонатов.1

Музей древностей Афганистана в Доруламане занимал двухэтажное здание. На первом этаже располагались экспонаты, которые относились к доисламскому периоду и включали древние памятники греко-бактрийской, ашка 1 Ахмад Али Кухзад. Салнама-и Кабул, №5, (Музей Кабул) 1305г.х., - С.280 нидской, сасанидской, кушанской, эфталитской скульптуры, в том числе тысячи алебастровых и каменных статуэток, надписи на каменных плитах, металлические монеты, статуи богов, царей, крупных религиозных деятелей и т.д. 1

На втором этаже находились экспонаты, которые относились к периоду ислама. Краткую историю археологических раскопок древних памятников в различных районах Афганистана можно разделить на два периода:

1. Период стихийных, несанкционированных раскопок. В этот период (1624/1922гг.) некоторые английские исследователи без разрешения на то аф ганских властей тайно незаконно проводили археологические раскопки на тер ритории Афганистана. Эти исследователи, используя ситуацию, сложившуюся в результате последней англо-афганской войны, нелегально проникали на тер риторию Афганистана, проводили раскопки на некоторых ступах в Джалалаба де (Даунта), Кабуле (Шиваки и вокруг Минари Чакари), Баграме, Тупдары и Бамиане и грабили их содержимое. Они также увезли несколько тысяч ценней ших древних монет. Возглавлял эту группу археологов-грабителей некто

Чарльз Мейсон, который увёз с собой свыше 60 тыс. монет, найденных в рай оне Баграма и Каписы." Это имело место в период правления эмира Дост Му хаммад-хана 150 лет тому назад и впервые показало, что Афганистан является одной из самых богатых стран мира по захоронению древних монет.

Другие английские «исследователи», такие как Александр Берне, Капитан Таббот, Миланд Сампон в результате подобных несанкционированных раскопок разграбили огромное количество древних захоронений и увезли с собой бесценные сокровища.

2. Период санкционированных, законных раскопок. После завоевания, независимости в 1919 г. были созданы условия, которые поставили заслон перед зарубежными грабителями и ворами в деле беспрепятственного гра бежа исторических и культурных ценностей нашей страны. В 1922г. Правительство Афганистана официально запретило незаконные археологические раскопки в стране и подписало соответствующий протокол по проведению археологических работ с правительством Франции.

С этого периода до 1979 года французские археологические экспедиции, в которых принимали участие нижеупомянутые крупные ученые, на законных основаниях работали в нашей стране. Это Мьсё Фуше, Гиршман, Хакен, Д.Шлюмберже и другие, которые с санкции Министерства образования проводили археологические раскопки в различных районах страны. На основе подписанного соглашения все найденные в результате раскопок предметы из драгоценных камней и металлов без каких-либо условий считались собственностью афганского народа и передавались на хранение в Кабульский музей. Французская археологическая экспедиция систематизировала и обобщила результаты своих исследований и раскопок в 25 книжных томах, каждый из кото- . рых является лучшим свидетельством нашей прошлой истории и истории культуры нашей страны. Согласно сообщениям археологов Афганистана некоторая часть памятников старины, имевших большую историческую и культурную ценность, правящими кругами страны была подарена иностранцам или вывезена контрабандным способом за границу.

Проведенные советской, американской, японской и французской экспедициями в различных районах страны археологические исследования, а французской экспедицией и в самом Кабуле, и в его окрестностях, дали великолепные результаты, в том числе:

Баграм: Французская экспедиция в 1937г. провела раскопки в Баграме и Каписе, которые продолжались затем до 1945г. Обнаруженная здесь коллекция различных предметов культа и украшений, относящихся к доисламскому периоду, т.е. к греко-бактрийскому, сасанидскому и кушанскому, счи 1 Мухаммад Наби Кухзад. Указ. работа, - С. 130. тается одной из самых ценнейших в сокровищнице культурных и археологических памятников. Найденные предметы, в основном, представлены отдельными шкатулками из слоновой кости, бронзовыми статуэтками греческого и римского происхождения, различной стеклянной посудой, греко-римской посудой из мрамора различных оттенков и из яшмы, отдельными фрагментами орнаментарной росписи дворцов и зданий, предметов из слоновой кости и различными медалями.1 Всё было сдано на хранение в Кабульский музей. В 1964 году группа американских археологов во главе с Луи Дюпре была приглашена в Афганистан и присоединилась к французской археологической экспедиции, результаты их совместных открытий также заслуживают большого внимания.

Хадда: Хадда считается одним из важнейших центров культуры Ганд-хары (бактрийско-кушанская культура). Известный китайский путешественник Сюань Цзян, который в VII в. н. э. посетил этот район, в своих записках отмечает, что Хадда является благоустроенным и цветущим городом, где много храмов и буддийских ступ. В 1923г. в результате раскопок, проведенных французской экспедицией в местечке Теппа-и Калон, было обнаружено 23000 различных фрагментов статуэток, относительно которых французский археолог Гудар сказал: «Вынужден признать, что эти находки меня повергли в изумление, и я почувствовал себя в большом подземном музее греко-бактрийского искусства». Все эти находки также были переданы на хранение в Кабульский музей.