Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культура Бактрии (ахеменидский и эллинистический периоды) Пичикян, Игорь Рубенович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пичикян, Игорь Рубенович. Культура Бактрии (ахеменидский и эллинистический периоды) : автореферат дис. ... доктора исторических наук : 07.00.09.- Москва, 1992.- 38 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность работы. Бактрия на протяжении периода, освещенного ахеменидскими и античными источниками, была доминирующим государством в Центральной Азии. Бактрия в древности занимала территорию; охватывающую современный'Северный' Афганистан и южные области Таджикистана и Узбекистана. Как сильное государство Восточного Ирана Бактрия играла решающую роль во взаимоотношениях Ахеменидского и Селевкидского царств с северным степным миром кочевников.

Открытия трех последних десятилетий в этом обширном регионе, включая раскопки Юкнотаджикской экспедиции, проведенные археологическим отрядом, руководимым автором, дали значительное количество новых архитектурных памятников, десятки первоклассных произведений искусства, публикация которых позволила по- иному оценить богатое, наследие ахеменидской и эллинистической культур. Культура эллинистической Бактрии, представленная, благодаря последним раскопкам, более значительными й полными, взаимосвязанными в художественном и информативном отношении комплексами, помогла исследовать культуру этой области значительно конкретнее, чем прежде, что послужило основой нового этапа оценки эллинистической культуры в целом, представленного 'в опубликованной диссертантом монографии.

Богатство вновь открытого материала по культуре Бактрии VI-II вв. дон. э.- предопределило насущность и своевременность исследования избранной темы.

Научная разработка проблемы. Письменные источники и другие свидетельства, касающиеся культуры ахеменидской Бактрии, были отрывочны и порой несопоставимы. Воссоздание общей картины культуры Бактрии в краткой форме на основе существующих разнохарактерных сведений блестяще осуществлено в исследованиях [ИТН, 1963; .Гафуров, 1972; Массой, Ромодин, 19643. Их авторы были вынуждены прибегать к разным способам реконструкций для создания взаимосвязанного текста и заполнять

- 2 -лакуны восстановлениями из хронологически близких и регионально смежных памятников культуры.

Новые результаты раскопок последних десятилетий дали в настоящее время возможность рассмотреть культуру Бактрии эллинистического периода на основе обширных данных архитектуры, разнообразных видов греческой скульптуры и эпиграфических памятников-, открытых археологами на берегах Окса-Аму-дарьи. Речь идет о храме Окса на Тахти Сангине в Таджикистане и древнем полисе Ай Ханум в Северном Афганистане. Эти открытия вывели искусство Бактрии из небытия в ряд наиболее исследованных культур эллинистических государств Востока.

Для доказательств существования монументального гре-ко-бактрийского искусства до находок в Ай Ханум, Тахти Сангине, Дильберджине и в иных местах материалов было немного. Это приводило к разным способам экстраполяции и объяснений. Примерно 250 лет тому назад началось изучение культуры Бактрии по портретам на монетах: Г. 3. Байер [ 1738], В. В. Григорьев С1867], ЕЕБартольд [1927], ЕТарн [1951], А.Нарайн [1957]; Ы.-Т. Алюш-ле Паж [1956].

ЕТарн начал очень перспективную работу по выделению мастеров-медальеров и их школ [1951], неправомерно отрицая при этом вероятность существования монументального искусства в Бактрии [1902]. Большая часть ученых считала искусство Бактрии миражем - термин А. Фуше (введенный сравнительно недавно, но ставший популярным) [Foucher, 1942]. Очень немногие отрицали "бактрийский мираж", не имея реальных доказательств существования произведений эллинистического искусства в самой Бактрии (Д.Шдюмберже). Как теперь выяснилось, вполне правомерная твердая убежденность в существовании греко-бактрийского искусства была столь велика, что в ряде случаев приводила к неизбежным издержкам [Тренер, 1940; LitvinskiJ, Tursunov, 1974].

Были и попытки реконструировать греко-бактрийское искусство на' основании греко-индийских и сасанидских. изде--лий, найденных в Сибири, на Украине и на Кавказе, основная часть которых имеет очень сомнительное отношение к Бактрии [Треверї 1940]і Один из пионеров изучения восточного элли-

- з -низма, Д. Шлюмберже, на основании анализа "постгреческих" культур сначала доказывал обязательное существование эллинистического искусства в Бактрии [19611, а вскоре после этого начал исследование эллинистического го-рода Ай Ханум [1965], продолженное Французской археологической миссией в-Афганистане под руководством П. Бернара.

Обшиє труди по истории и культуре ахеменидского Ирана М. А. Дандамаева [1963, 1985] и В. Г. Луконина [1977, 1987] и их совместная монография [Дандамаев, Луконин, 1980] стали основополагающими работами по культуре Бактрии, как части Ахеме-нидской державы. Ахеменидской культуре, в частности углубленному изучению шедевров Клада Окса, посвящены исследования О.Дальтона [1905, 1926, 1964], Е.КЗеймаля [1972, 1978, 1979, 1980, 1983, 1987], Т. Митчелла [ 1989], Е.Е.Кузьминой [1976, 1977, 1978], R М. Массона и КА.Ромодина [1964], Б. Я. Ставиского [1974, І977, 1978].

Монография Г. А. Кошеленко (Греческий полис на эллинистическом Востоке. М. , 1979) служит основным ключевым исследованием по вопросам истории и культурного наследия эллинизма, в том числе и исследуемого нами Греко-Бактрийского царства.

Важную работу по идентификации древних городов Бактрии провели II Бернар, А. -П. Франкфор [1978], Л-К. Гарден, R Болл [1982], Ф. Л. Коль, А. -Е Франкфор, Е-П. Гарден [1984], Г. А. Кошеленко [1979], Г. А. Кошеленко, 3. R Сердитых [1987], И. Т. Крутикова [1974, 1986], RM. Массой, R А. Ромодин [1964], М..Е. Массой [1971], Э. R Ртвеладзе [1974, 1976], ЕЙ. Сарианиди [1977, 1984], R И. Сарианиди, Г. А. Кошеленко [ 1985], Б. Я. Ста-виский [1977].

Исследованию эллинистической керамики посвящены обобщающие труды й.-П.Гардена [1967, 1973], Ш.Р. Пидаева [1974, 1978], Э. R Ртвеладзе [1976], A. R Седова [ 19843.

Большую работу по введению нумизматических памятников исследуемого периода в научный обиход завершили А. Р. Беллинд-жер [1962], П. Бернар [1985], П. Гарднер [1879, 1881, 1886, 1906], Е. А. Давидович [1976, 1979], Е. R Зеймаль [1972, 1978, 1979, 1980, 1983, 1987, 1990], А. М. Зограф [1951], R М. Массой [1955], Э. R Ртвеладзе ' [1981, 1987, 1990], Н. М. Смирнова

- 4 -11987].

Из перечисленного видно, что обобщающих работ по культуре Бактрии ахеменидского или эллинистического периода не было. Насколько вырос объем материалов показывает сопоставление с краткими очерками ШН, 1963; Гафуров, 1972; Массой, Ромодин, 1964], которые, во-первых, были написаны до открытия Ай Ханум и Тахти Сангина, во-вторых, не ставили, своей целью специальное рассмотрение культуры, а были общими работами по тысячелетней истории Бактрии.

Научная новизна работы. Монография представляет собой первое в истории изучения обобщающее исследование ахеме-, нидской и эллинистической культуры Бактрии.

О культуре Бактрии ахеменидского периода (VI-IV вв. до н. э.) до самого последнего времени было известно немного. В основном преобладали легенды и априорные реконструкции. При этом поводом для самых фантастических идей наряду с "бакт-рийским миражем" служил знаменитый Амударьинский клад (Клад Окса), найденный местными крестьянами в 1877 г. в урочище Тахти Кубад.

Сто лет спустя после находки Клада Окса в этом же урочище У слияния Вахша и Пянджа на правом берегу Амударьи Тахти-кубадским. отрядом (начальник археологических работ - автор этих строк) Южнотаджикской экспедиции (руководитель академик АН Таджикистана Б. АІ Литвинский) в 1976-1991 гг. был открыт храм, посвященный богу реки Оксу-Бахшу, что засвидетельствовано греческой надписью.

Исследование Клада Окса с адекватным посвящением. Вахшу на арамейском и нового комплекса находок из золота и слоновой кости ахеменидского и эллинистического времени в храме Окса показало, что первоначально оба комплекса сокровищ принадлежали 'раскопанному нами храму. Очевидной стала необходимость включить сделанное КЬкнотаджикской экспедицией археологическое открытие в максимально взаимосвязанный контекст. Этого требовали не только необходимость правильного осмысления культового комплекса, но и качественно новый уровень представлений о культуре Бактрии. Значение содержащейся в новом комплексе информации и правомерность предлагаемой ин-

- 5 -терпретации зависят от оценки имеющихся источников в совокупности, т.е. на их фоне и в их среде. Рассмотрение археологического комплекса храма Окса в историко-культурном контексте было обусловлено тем, что открытый комплекс храма Окса не мог изучаться вне. связи с Кладом Окса, найденным вблизи в прошлом столетии. В свою очередь. Клад Окса - одна из самых значительных и загадочных находок прошлого века -получил иное осмысление и иную интерпретацию в связи с открытием храма Окса. Ясно, что не все проблемы в настоящее время могут быть решены, однако избранный путь исследования представляется наиболее продуктивным.

Клад и храм Окса наряду с Ай Ханум - наиболее значительные памятники, характеризующие культуру Бактрии, представляющие ее искусство ахеменидского и эллинистического времени.

Большое внимание нами было уделено исследованию греческого города Ай Ханум, раскопанного в 1964-1978 гг. у места слияния Пянджа и Кокчи, притоков Амударьи, Французской археологической миссией в Афганистане. Этот комплекс наиболее целостно отражает культуру эллинистической Бактрии. Здесь были открыты замечательные архитектурные памятники, представленные дворцом -> царской или сатрапской резиденцией, громадными площадями, обрамленными колоннадами, гимнасием, театром, фонтаном, арсеналом, храмами и героонами - памятниками обожествляемым героям города, в которых были найдены замечательные произведения греческой скульптуры, многочисленные надписи и даже части папируса с философским и драматическим произведениями, т.е. все, что характеризует культуру и быт настоящего греческого полиса. Это открытие намного превосходит все, что было раскопано в Западном и Восточном Иране эллинистического периода.

Французские археологи с 1978 г. целиком направили свои усилия на публикацию археологического материала. Группой археологов во главе с П. Бернаром начато монографическое издание по каждому открытому памятнику, которое по научным, полиграфическим критериям и во всех других отношениях может считаться образцовым. Изданы: дворец, героон Кинея, пропилеи, храм с уступчатыми 'нишами, оборонительные стены, мелкие

-фивтем-ЛгРобером С1073Ь дипинти и следы папирусов - ILBep-наром и К Рапэном, монетные находки - IL Бернаром в специальной монографии [1985]. При всем этом самые информативные находки - памятники искусства Ай Ханум - за небольшим исключением (диск с изображением триумфального шествия Кибелы на колеснице) опубликованы кратко в многочисленных ежегодных отчетах и популярных изданиях.

Методика теоретического обобщения в силу разнообразия памятников была основана на комплексном принципе исследования, который был предварен классификацией всего собранного автором обширного материала, проверенной на памятниках архитектуры и искусства сопредельных регионов.

Предварительно внутренней классификации были подвергнуты композиции и строительные конструкции общественных зданий и храмов Переднего Востока, Ирана, Малой Азии и Центральной Азии от ранних этапов развития до конца эллинистической.эпохи СПичикян, 1978, 1979, 1983, 1984L Особое внимание уделено иранским храмам [Пичикян, 1987, 1989].

Памятники искусства Бактрии были рассмотрены нами, в контексте шедевров Ахеменидского Ирана, Греции, Малой Азии, Скифии и Восточной России.-

Греческая эпиграфика публиковалась на фоне лапидарных памятников эллинистической эпохи Северного Причерноморья СПичикян, 1976, 1982], городов Малой Азии СПичикян, 1984], Греции, Ирана СПичикян, Шелов-Коведяев, 1989; Пичикян, 1991] и Афганистана СПичикян, 1991].

Отдельное исследование памятников архитектуры от памятников искусства и эпиграфических документов привело автора к выводу, что проблемы культурного и культового синкретизма, решаемые 30 лет назад декларативно, требуют пересмотра.

Предложенное автором ..рассмотрение греческого влияния на эллинистическую культуру дает совершенно разное соотношение греческого и восточного в каждом из видов искусства: архитектуре-, скульптуре, прикладном искусстве и монетном деле. В архитектуре отчетливо видны преобладающие автохтонные традиции иранской строительной практики, а в скульптуре и мелкой пластико-,—-и там более в живописи! где провооходотгш эллинов-

- 7 -пластике, и тем более в живописи, где превосходство эллинов было очевидным, синтез восточного и греческого может быть выявлен только на семантическом уровне. Господствующими стали эллинский стиль и эллинская иконография божеств даже тогда, когда изображались местные восточные божества. Это же касается и прикладного искусства, открытого в последние годы в греко-бактрийских городах. Сейчас правомочность именно такого методического подхода подтверждается все большим материалом.

Дели и задачи исследования. Цель работы - воссоздание общей картины культуры Бактрии на базе изучения наиболее информативных памятников, как уже известных, так и вновь открытых французской археологической миссией в Афганистане и Тахтикубадским археологическим отрядом ЮТАЭ в Кабодиенском районе на южной границе Таджикистана.

В связи с этим одна из основных задач заключается во введении в научный обиход новых памятников после максимально тпщельного монографического изучения каждого в отдельности в историческом и культурологическом контексте. Вторая задача - на основе структурной классификации изученных памятников воссоздать общую картину истории развития культуры Бактрии VI-II вв. до н.э.

Практическое значение, внедрение и апробация работы. Результаты исследования архитектурных памятников могут быть использованы при реконструкциях храмов и общественных зданий Ирана, Афганистана и Средней Азии. Работа может- служить научным и практическим пособием для историков, историков культуры, архитекторов, искусствоведов, археологов и преподавателей, работающих в области изучения древних памятников России, Северного Причерноморья, Закавказья, Ирана, Афганистана и Средней Азии.

Сотрудниками Тахтикубадского отряда ЮТАЭ при содействии местной администрации в г. Кабодиене был создан музей и открыта экспозиция Тахти Сангина на базе новых находок, которая ежегодно пополняется.

Шедевры ахеменидского и эллинистического искусства неоднократно экспонировались на выставках в Душанбе, в Госу-

дарственном Эрмитаже (Ленинград), которые сопровождались выпусками научных каталогов СПичикян, 1983, 1985]. На базе этих выставок Центром выставок Президиума РАН, Институтом востоковедения РАН, Государственным Эрмитажем, Институтом истории,' археологии и этнографии АН Таджикистана совместно с Британским музеем Великобритании в 1989 г. была организована выставка в Цюрихе. (Швейцария), где одновременно экспонировались шедевры Клада Окса и храма Окса. Часть этой выставки была представлена на экспозиции в ФРГ: в Мюнхене (1990 г.) и Крефельде (1992 г.).

Многие памятники опубликованы в академических изданиях, отдельные статьи вошли в сборник "Искусство народов СССР" [М., 1984] и различные энциклопедии.

Положения диссертации, отраженные в.статьях и докладах, получили благоприятные отзывы в отечественных и зарубежных рецензиях. Основные положения монографии прошли апробацию на международных и всесоюзных конференциях. Монография обсуждалась, была в основном положительно оценена и рекомендована к защите Отделом истории и культуры древнего Востока Института востоковедения РАЕ

.Совместная долголетняя работа и обсуждение материалов со специалистами по античной археологии и культуре ГМИИ им. А. С. Пушкина, Эрмитажа, МГУ им. М. В. Ломоносова, Института археологии и ЛОИА Академии наук оказали автору большую помощь в интерпретации античного материала.

Структура работы. Монография состоит из введения, двух частей, заключения, приложения, примечаний, списка существующих сокращений и библиографии. Часть I содержит четыре (1-4), часть II - шесть (5-10) глав-очерков, состоящих из нескольких разделов. Первая часть посвящена культуре Бактрии ^хеменидского периода, часть вторая - культуре Бактрии эллинистического периода. Каждая из двух частей завершается итоговыми выводами.