Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общественно-политическая деятельность и исторические взгляды Гаяза Исхаки Гали Булат Талгатович

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гали Булат Талгатович. Общественно-политическая деятельность и исторические взгляды Гаяза Исхаки : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.09.- Казань, 2001.- 181 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-7/650-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Общественно-политическая деятельность Г.Исхаки

1 Истоки формирования мировоззрения 21-30

2 Общественно - политическая деятельность Г.Исхаки до эмиграции 31-62

3 Общественно-политическая деятельность Г.Исхаки в эмиграции (1919-1954) 63-89

Глава 2. Исторические взгляды Гаяза Исхаки

1 Роль Г.Исхаки в развитии татарской периодической печати и публицистики. Выступления Г.Исхаки в периодике как исторический источник 90-122

2 Художественные произведения Г.Исхаки как исторический источник 123-143

3 "Идель-Урал" Г.Исхаки и проблема национального самоопределения татарского народа 144-156

Заключение 157-159

Список источников 160-164

Список использованной литературы 165-181

Истоки формирования мировоззрения

Г.Исхаки жил и творил в интересное и сложное время истории нашего государства, когда решалась судьба российского общества, будущее татарского народа, в эпоху трех революций, социальных катаклизмов, политических потрясений, трагедий и фарса. Его жизненный и творческий путь - это путь борца за социальную справедливость, гуманизм, за конечную победу разумных начал, за свободу и счастье своего собственного и всех угнетенных народов мира.36 Уникальна его биография, заключающая в себе сложный период поиска своего места в обществе, кристаллизации мировоззрения; расплату за несгибаемость характера, твердостью убеждений, арестами, ссылками, изгнаниями и доброй половиной жизни на чужбине...

Приверженец свободолюбивых идей, выразитель национальной идеологии, писатель, журналист и общественный деятель - не мог жить по-другому. Вся его биография - это до предела натянутая пружина, идущая только вверх. Он достойно вынес все испытания судьбы, оставаясь верным своим общественно-политическим, историческим убеждениям, которые в свою очередь помогли ему с достоинством вынести удары и превратности судьбы.

Изучение биографии, творческого пути Г.Исхаки помогают понять и само время, и высоту писательского интеллекта, определить его роль и своеобразие как политического деятеля, национального патриота, журналиста, гуманиста и гражданина.

Между тем, жизненный путь Г.Исхаки типичен для многих деятелей конца XIX века - начала XX века. Поначалу ничто не предвещало такой неповторимости и трагичности судьбы, такого быстрого взлета на литературной стезе и политическом поприще, конечного отчуждения от своей нации, одного из самых народных писателей-татар во все эпохи его бытования на земле.

Г.Исхаки родился 23февраля 1878 г. в деревне Луширма Чистопольского уезда Казанской губернии в семье муллы Гилязетдина. Их род не был особенно богатым, но жил в достатке и пользовался уважением односельчан за грамотность, отзывчивость, порядочность и интеллигентность. Исхаковы гордились своим древним происхождением со стороны матери Камарии, берущим свою родословную от известного муллы Мурата, который возглавил крестьянское движение и оставил "Книгу Мурата Муллы" (1772).

Первым учителем прилежного и умного Гаяза был отец, обучивший сына арабской и фарси грамоте, морфологии и синтаксису. Получив основательное по тем временам начальное образование, юноша в 1890 г. поступает на учебу в Чистопольское, а через три года в довольно знаменитое своей прогрессивностью Казанское медресе "Кул буе" ("Приозерное"), где изучает историю, логику, теологическую философию, совершенствует свои познания в языках, становясь одним из лучших шакирдов учебного заведения. В отличие от многих медресе здесь преподавались светские предметы, такие, как география, математика, французский язык, который пригодился Г.Исхаки во время пребывания в Париже в годы эмиграции, т.е. те предметы, которые обслуживали экономику и политику. Намечались пути преобразования обучения и по другим направлениям. Следует напомнить, что широкая сеть мектебов и медресе, содержащиеся в основном за счет пожертвований граждан, позволило нации сохранить не только почти всеобщую грамотность, но и духовно-нравственный потенциал. Профессор-тюрколог Будапештского университета А.Вамбери (1832--1913) писал: "...Процент не умеющих читать и писать среди казанских татар настолько низок, что такого процента нет даже у французов и англичан. Пренебрежительное отношение к не умеющим читать и писать, наверное, является свидетельством серьезного отношения к просвещению.

В становлении же новой системы образования, ориентированной на западные ценности и культуру, огромную роль сыграл крымский татарин Исмаил бей Гаспринский (1852 - 1914) с его газетой "Тэржемэн" ("Переводчик"), издателем и бессменным редактором которой был сам.

Очень скоро появились плоды деятельности И.Гаспринского. Уже к 1904 г. в России около 5000 школ занимались по новой методике. Здесь не случайно заострили внимание на появление джадидских школ и увлечение молодежи новым методом обучения.

В газете "Казанский телеграф" (1898 года 15 ноября) появляется небольшая заметка о том, как в одном из медресе молодой мугаллим ведет занятия по новому методу, и корреспондент надеется, что такое благое начало найдет множество последователей. Этим прогрессивным молодым человеком оказался Гаяз Исхаки, который совмещал учебу с работой.

Гаспринский не ограничивается реформой в школьном образовании. Он выдвигает и теоретически обосновывает идеи национально-культурной автономии для всех тюркских народов, т.е. каждая нация, входящая в состав России, должна иметь свои юридические права, экономические учреждения, систему образования и просвещения, культуры и т.п. "Не грустно ли, в самом деле, что русское господство не ведет мусульман к прогрессу и цивилизации; бессильно вдохнуть новую жизнь, идеи и стремления в область русско-татарской мертвечины, не говоря уже о материальных преступлениях. Мало того - я с болью должен констатировать, что при русском господстве пришли в упадок и те средства умственного развития татар, кои представлялись их школами и письменностью".39 Из этого положения вытекает, что татарам и всем мусульманам России, пора самим начинать консолидироваться вокруг передовых идей, добиваться широкой автономии, выхода из тесных традиционных консервативных рамок. Его девиз: "Единство в языке, мыслях, действиях" -был услышан и всколыхнул Российский мусульманский мир. Его поддержали видные татарские богословы и ученые Рашид Ибрагим, Муса Бигиев, Ф.Карими, братья Буби.40 Научно-практическое продолжение идеи Гасприн-ского нашли в работах и деятельности Ризы Фахретдина (1906-1917 г.г., редактора журнала "Шуро", 1917-1921 г.г. заместителя муфтия, а с 1921 г. по 1936 г. - муфтия).41

Учение Гаспринского о национально-культурных автономиях было подхвачено учащейся молодежью, окрашиваясь социалистическими мотивами и формами. Находясь под влиянием идей Гаспринского, они держали ориентир и на русскую философию, культуру и мечтали о создании новой реалистической татарской литературы. Среди них был и Г.Исхаки.

В 1898 г. Г.Исхаки становится слушателем знаменитой Казанской татарской учительской школы. Об этом учебном заведении и о его роли в распространении передовых просветительских и философских идей среди татарской молодежи педагогами, методистами и языковедами написано достаточно много. Не вдаваясь в подробности, хочется напомнить, что указанная школа была открыта в 1876 г. для подготовки учителей русского языка, одновременно преследуя и миссионерские цели. Оправдала ли она надежды последних, трудно сказать, однако достоверно то, что школа постепенно стала прибежищем для мыслящей молодежи, центром подготовки элитной интеллигенции. В аудиториях этого учебного заведения получил достойное образование и воспитание букет татарской национальной элиты: С.Максуди, Г.Исхаки, М.Султангалиев, Х.Ямашев, Г.Кулахметов, Ш.Мухамедьяров, Ф.Туктаров, Г.Терегулов и другие, впоследствии ставшие видными деятелями российских политических партий, фракций, депутатами Дум и еще позже - одни - проповедниками марксизма, большая часть - борцами против большевистской тирании.

Общественно-политическая деятельность Г.Исхаки в эмиграции (1919-1954)

Основной причиной отъезда Г.Исхаки за границу, как было отмечено, принципиальное неприятие Октябрьской революции и политики большевиков. Он быстро осознал, что общественно-политический, вернее диктаторский режим, установившийся в России, не собирается решать национальные проблемы так, как этого хотелось и мечталось Г.Исхаки. Он остается верным своей идее национального государственного устройства уже под названием "Идель-Урал". Забегая вперед отметим, что весь свой недюжинный писательский и организаторский талант он посвятил этой своей заветной мечте. Никакие преграды, голод, лишения, преследования не смогли сломить его волю. В своей одержимости, уверенности в конечной победе разумных и справедливых начал, он был неутомим.

Г.Исхаки по характеру был бойцом, человеком бескомпромиссным, а бойцу всегда нужен противник. Его противником на всю жизнь стал большевизм. В этом направлении он развивает бурную и кипучую деятельность, с агитационно-пропагандистскими задачами он побывал во многих странах, участвовал во многих конгрессах, съездах, симпозиумах, везде выступая с докладами, статьями в периодической печати.107

По мере укрепления сталинизма и начала репрессий в СССР, Г.Исхаки становится ярым противником советского режима и весь свой талант и темперамент направляет на разоблачение кровавого большевистского строя. В устных выступлениях, в печати он подвергает резкой критике порядки, насаждаемые на его бывшей родине.

Где бы он ни был, он все время чувствовал себя представителем, "полпредом" татарской нации за пределами Родины: он знакомит татар-эмигрантов со своими произведениями, созданными до большевистского переворота, во время вынужденной эмиграции, с тысячелетней историей татарской литературы, общественной мысли, своей программой о будущем государственном устройстве своего народа.

Обманчивой и иллюзорной оказалось национальная государственность, татарская национальная автономия, за которую пришлось платить дорогую цену.108 Многие регионы, где компактно проживали татары, в том числе и ранее входившие в состав Казанской губернии, остались за пределами ТАССР. Процесс разрушения национального самосознания татар с годами набирал губительные формы. По некоторым оценкам за годы коммунистического террора в татарско-башкирском регионе было уничтожено около 15 тысяч мечетей и медресе. "Сотни тысяч татарских мусульманских ученых, руководителей были расстреляны или погибли в советских концлагерях. Неудивительно, что после такого оглушительного удара татарская нация была обескровлена на десятилетия вперед. Народ был обманут, деморализован и опустошен."

Очень скоро лидеры национальных меньшинств СССР убедились, что большевики, по сути под другими лозунгами продолжают имперские амбиции России. Публицист Фатих Амирхан в цикле статей, стоявших по своей политической остроте на уровне "Окаянных дней" И.Бунина и знаменитых писем Короленко к Луначарскому, предъявляет серьезные претензии к большевикам по узурпации власти, разжиганию гражданской войны. Естественно, его статьи при жизни не были опубликованы и увидели свет лишь в начале 90-х годов XX века. Автономия в узких рамках, дарованная в 1920-м году татарскому народу, не вызвала среди интеллигенции энтузиазма, не было создано ни одного значительного произведения об этом событии. А произведения Х.Такташа, М.Гафури, Г.Ибрагимова, посвященные голоду в Поволжье 1921 г., были запрещены. Слишком смелой показалась цензуре правда о голоде, не совпадающая с официальной версией и оценкой, данной в краткой истории ВКП(б).

Г.Исхаки постоянно и всерьез наблюдает за внутренним положением СССР. "Условия НЭПа, по его мнению, создавали предпосылки для эволюции большевизма и открывали перспективу создания буржуазно-национальных демократических государств. Исхаки был убежден, что кадры национальной интеллигенции в СССР внутренне сочувствуют его идеям и лишь формально идут за большевиками. Представителей национальной интеллигенции, против которой уже начали разворачиваться жесточайшие репрессии, он считал основой будущего тюрко-татарского государства".110

Для своей будущей деятельности он извлек уроки, сделал серьезные, далеко идущие выводы из кампании 1928-1929 г.г. по осуждению "султангалиевщины". Между тем, у себя на родине Г.Исхаки получил клеймо "врага народа", а его книги были "казнены", попав в духовный ГУЛАГ (спецхраны).

Работавший некоторое время секретарем Сталина, затем арестованный по подозрению в шпионаже Мидхат Бурундуков в 1938 г., дает такую оценку Гаязу Исхаки: "По тогдашней Пермской губернии фигурировали три списка кандидатов в Учредительное собрание, причем в одном из них фигурировала из татаро-башкир кандидатура махрового националиста и контрреволюционера Гаяза Исхакова.. .".111

К.Привалов в статье "Вызов Ивана Бунина" приводит слова известного диссидента Андрея Синявского: "Самое трудное для российского человека в эмиграции - это остаться самим собой. К сожалению, бывает так, что писатель, бежавший из своего дома от необходимости кривить совестью, идти на сомнительные компромиссы, вынужден опять умерщвлять дух, чтобы суметь выжить, но уже за рубежом. Одно ярмо заметно или нет сменяется другим...

Меня, к счастью, чаша сия миновала". Слово "эмигрант" объединяет людей разных возрастов, национальностей и верований. Главное, сумеешь ли остаться самим собой (много зависит от материального достатка), не раствориться в разношерстной толпе, не потерять своего "я", как многие герои романа "Бег" ("Дни Турбинных") М.Булгакова. Некоторые татарские и башкирские эмигранты, обосновавшись в Турции, пошли на службу новым властям, поменяли даже фамилии, поднялись по служебной лестнице, прожили жизнь весьма безбедно и безоблачно. Г.Исхаки и другие эмигранты знали о голоде и других проблемах своего народа, помочь они ничем не могли, к тому же захлестнули другие проблемы. Им самим нужно было вживаться в чужую атмосферу, малознакомые быт, нравы и т.п. Такой путь для Г.Исхаки не годился. Он оставался представителем татарской дореволюционной интеллигенции. Жизнь Г.Исхаки довольно подробно освещена в работах Б.Султанбекова, И.Тагирова, Р.Гайнетдинова, А.Сахапова, Х.Миннегулова и других ученых.113 Действительно, большинство эмигрантов испытывало материальную нужду, им помогала жить национальная идея.114

Прибыв в Японию в 1918 г. Г.Исхаки вскоре в качестве делегата от Милли меджлиса отправляется в Париж на Парижскую мирную конференцию и принимает в ней участие. Это была конференция стран, победивших в первой мировой войне. Уже в Париже в роли организатора эмигрантов-татар он начинает переговоры о статусе малых народов СССР. По инициативе Исхаки 28 июня 1928 г. в Варшаве создается комитет "Идель-Урал" с филиалами во многих странах, затем филиал 2-го международного общества "Прометей". Г.Исхаки не замыкался в узких национальных рамках, понимая, что без взаимосвязи с другими тюркскими и с представителями других наций невозможен путь к демократии и суверенитету. Он постоянно ищет контакты, пути сближения с европейскими народами. В общество "Прометей" вошли представители Украины, Среднего Поволжья, Белоруссии, Туркестана, Азербайджана, Грузии, Крыма и даже Карелии. Эмигрантов разных национальностей объединяла идея борьбы против засилья большевизма, за независимость своих наро-Дов.115

Роль Г.Исхаки в развитии татарской периодической печати и публицистики. Выступления Г.Исхаки в периодике как исторический источник

Большой интерес представляет исследование журналистской деятельности Г.Исхаки. Работе в периодической печати он уделял огромное внимание, ценил её за оперативность, доступность, публицистичность, информационность, просветительскую направленность. Газета, по его мнению, составляет важную часть исторического процесса и оказывает огромное влияние на развитие духовно-исторического и в целом сознания масс. Газетные материалы Г.Исхаки, наряду с журнальной публицистикой, отражают всю сложность и многообразие мнений, его стремлений осмыслить общественно-политическую ситуацию.

Исследование газетных материалов и в целом публицистики, вышедших из-под пера Г.Исхаки, представляет собой валеную, но мало изученную часть его историко-культурного наследия.

Развитие газетной и в целом публицистики Г.Исхаки связаны с важнейшими общественно-политическими событиями в истории Российского государства - революцией 1905 г., годами реакций, 1-мировой войной, февральской и октябрьской революциями 1917г. Отличительной чертой публицистики Г.Исхаки является заметная политизация периодики, особенно в годы больших катаклизмов.

В начале XX столетия, в ходе первой российской революции, возникла татарская печать. Одних только прогрессивных, демократических органов стало за три года 27.147

О демократических переменах и завоеваниях татар после революции 1905 г. говорят не только создание политических партий, но и многие другие факты, в частности, рост книгоиздательства, печатание газет и журналов. При этом, периодическая печать на татарском языке появляется во многих регионах России, в местах компактного проживания татарского населения. Например, газета "Вакыт" издается в Оренбурге, "Тормыш" - в Уфе, "Hyp" - в Петербурге, "Кояш" и "Йолдыз" - в Казани. Академик И.Тагиров на-зывает их "флагманами татарской журналистики".

Прекрасно понимая роль печати в пропаганде идей просвещения и социализма, в борьбе за права народов, депутатские места в Думе, Г.Исхаки, уже искушенный в печати, энергично берется за издание своей газеты.

К этому роду деятельности, который становится постепенно ведущим, Г.Исхаки пришел еще в 1902 г., обнародовав первую свою публикацию в газете Исмаила Гаспринского "Тарджеман". Затем Г.Исхаки как публицист выступает практически во всех издающихся в те годы на татарском языке газетах и журналах: "Ац", "Мэктэп", "Йолдыз", "Кояш" и другие. Однако все эти издания были газетами и журналами других издателей, журналистов со своими идейно-политическими установками, ему нужен был свой печатный орган. Правда в своих вожделенных устремлениях он не был одинок, у него появились единомышленники, доброжелатели. Так, газету "Тац йолдызы" ("Утренняя звезда") задумали радикалы-единомышленники Г.Исхаки - С.Рамиев, Ш.Мухамедьяров и Фуад Туктаров. Им помогал издатель Гали Путиляков. Были у газеты "Тац йолдызы" и богатые спонсоры, покровители, известны имена казанского богача Г.Давлетпшна, бугульминца Ш.Хакимова. Проф. Нафигов Р.И. рассказывает о некоем В. Шафигуллине, принимавшим участие в распространении подпольной литературы и ставит вопрос: "Не тот ли это Ша-фигуллин, давший в свое время деньги Г.Исхаки на издание газеты "Тац йол-дызы"?".150 Конечно, сейчас трудно установить личность Шафигуллина.

"Тац йолдызы" - первая официальная газета, издаваемая и под редакцией, и идеологической установкой Г.Исхаки. Короче, это - его газета и первый печатный орган татарских эсеров. Как уже отмечалось, "Танчылык"(букв. зарница, зарево) была почти официальной партией, противостоящей национал буржуазной партии "Союзу мусульман" - "Иттифак", некоторые ученые, в частности, Р.Ганиева в творчестве Г.Исхаки выделяет особый период развития "Тацчылык". Это означало, что писатель, простившись с первым периодом творческого и мировоззренческого развития, с программой просвещения, поднялся на новый, более прогрессивный реалистический уровень. Скорее всего это был переходный период от романтического просветительства к реализму.

Рассматриваемые номера газеты "Тац йолдызы" расширяют наши представления о Г.Исхаки, ещё более утверждая мысль о развитии политических воззрений писателя, дают новые материалы о его отношении к революции, к рабочим, к социал-демократам.

Резко выделившаяся среди других изданий радикально-прогрессивным, даже революционным направлением, газета просуществовала всего около шести месяцев. (Первый номер вышел 18 мая 1906 г., последний - 16 ноября того же года). Все эти 5-6 месяцев она была трибуной, активным пропагандистом передовых идей времени. Здесь раскрылся яркий талант Г.Исхаки как публициста, журналиста и организатора. Диапазон газеты очень широк. Но в большинстве своем публикации носят общественно-политический характер. На страницах своей первой газеты (их у него будет много) закалился, вырос, стал бойцом, защитником интересов своего народа Гаяз Исхаки. Многие статьи из-за цензурных рогаток подписаны псевдонимами: Чингиз, Япанчы, Гаяз... Забегая вперед и не претендуя на окончательный вердикт, отметим, что язык газеты "Тац йолдызы" - литературный татарский язык, понятный многим тюрко-язычным народам. Публикации в этом печатном органе - это важный рубеж: в общественно-политической деятельности национал-патриота. На страницах газеты Г.Исхаки официально называет себя социалистом-революционером, эсером, провозглашает их главный лозунг - "В борьбе обретешь ты свое право". Издание становится органом татарских социалистов-революционеров, отражающим мировоззрение и общественно-политические взгляды этой платформы партии. "Тацчылар" считают, что какие-то прогрессивные изменения в области образования, просвещения, науки и даже религии в корне изменить жизнь народа не смогут, нужны революционные перемены, кардинально меняющие основы всего общества ("Тац йолдызы", 1906, 19 июль). Газета по своей платформе близка к "Фикер" ("Мысль"), "Уклар" ("Стрелы"), "Чукеч" ("Молот"), которые отличались крайним радикализмом, неприятием существующего строя.151

Практически все номера этой боевой политической газеты посвящены проблемам классовой борьбы, защиты интересов крестьян. По мнению издателей, современное общество резко делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Статьи молодого, задорного социалиста-революционера Г.Исхаки, помещенные на страницах газеты, отличаются бескомпромиссностью, четкостью идеала и определенностью критикуемого объекта. Его талантливое перо, как клинок из матового серебра, отточенное ненавистью к самодержавию, косным чиновникам и ко всему старому, обветшалому, "вонзается" и думовцам, и религиозным деятелям, и всем власть держащим. Вот названия некоторых его статей, опубликованные в "Тац йолдызы": "Открытое письмо татарским членам Государственной Думы"(1906, 22 мая), "Государство и нация"(1906, 26 мая), "Наши принципы и нация"(1906, 29 мая), "В думе три партии в вопросе передачи земли народу" (1906, Іиюня), "Депутаты, едущие в защиту рели-гии"(1906, 5 июня), "Татары и революция" (1906, 30 июня). В преддверии начала нового учебного года его, естественно, волнуют просвещенческие, обра--зовательные проблемы: "Вопросы мектебов-медресе" (1906, 9 сентября). э"

"Идель-Урал" Г.Исхаки и проблема национального самоопределения татарского народа

Среди историко-публицистических произведений Г.Исхаки особое место, бесспорно, занимает очерк "Идель-Урал", который был завершен в 1927 г. Однако по внутренней логике книги можно предположить, что замысел зародился чуть раньше, ибо Г.Исхаки в очерке дает ссылку на решение "Милли меджлиса" о создании штата "Идель-Урал", принятого еще в 1918 г. в Уфе. Правда, автор не ограничивается лишь повторением прежних идей по национально-государственному устройству тюрко-татар. Меняются времена, обновляются идеалы. Он стремится научно доказать правомерность не только постановки, но и выполнение данного решения вплоть до создания самостоятельного государства.

Несмотря на определенные успехи в осмыслении творчества Г.Исхаки вообще, деятельность ученого по разработке вопросов истории татарского народа, нашедшая отражение в очерке "Идель-Урал", в его публицистике и, в целом, в журнально - газетных статьях изучена весьма поверхностно.

Однако по разным причинам труд был опубликован (скорее всего из-за отсутствия финансов) лишь в 1933 г. в Берлине на татарском языке, в этом же году на русском и французском языках в Париже, в 1934 г. на японском в Токио.

Первые публикации довольно необычного для писателя произведения были оценены неоднозначно. Многие тюрко-татарские эмигранты восприняли книгу восторженно, но появились и настороженные статьи. Некоторые белоэмигранты пытались раздуть идею о том, что снова поднимает голову татаро-монгольское иго, что эта книга направлена против идеи "единой и неделимой" России. В газете "Новый путь" (1934, № 150) появляется довольно предвзятая статья М. Колосовой против книги "Идель-Урал". Комитет Идель-Урал тюрко-татар города Шанхая распространила листовку на русском языке "Наш ответ".

Однако уже не было силы умолчать или запретить "Манифест" татарского народа. В 1938 г. "Идель-Урал" выходит в Варшаве на польском, в этом же году в Лондоне на английском. Затем книга была переведена и на другие языки мира.

Между тем, на родине Исхаки, его соплеменники и научный мир практически не были осведомлены об этом произведении. Лишь в 1991 г. книга вышла массовым тиражом в Набережных Челнах и в Казани на татарском и русском языках с аналитическим предисловием и послесловием кандидата философских наук Рафаэля Хакима. Небольшая по объему работа "Идель-Урал", состоит из "Вступления" - "Истории Идель-Урала", в свою очередь разделенной на подзаголовки: "Болгары", "Хазары и кипчаки", "Золотая Орда", "Астраханское ханство и ногайская орда", "Казанское ханство"; основной части "Идель-Урал под русским игом" с подзаголовками: "Борьба за самостоятельность", "Революция 1905 г.", "Мировая война и ее последствия", "Под властью большевиков" и "Заключения".

Как правило, определяет Г.Исхаки, история государственности татар восходит к пяти крупным образованиям: начиная с Атиллы, хазарского каганата, продолжая Волжской Булгарией, Золотой Ордой и Казанским ханством.229

Названия глав и тематико-исторические уточнения к ним приведены не случайно, ибо они помогают понять логику книги и диалектику подхода автора к истории и будущему татарского народа, т.е. каждый из них несет аналитическую функцию с определенными выводами, предпололсениями, раздумьями. Г.Исхаки не интересует история сибирского татарского ханства Кучума, она не вмещается в схему "Идель-Урал", точно также как буферное, сыгравшее предательскую роль при взятии Казани, Касимовское ханство Шахгали. Историка не просто манит себе прошлое, он не пишет учебник по истории татар, его цель ясна - какие территории, при удачном стечении обстоятельств, если фортуна еще раз улыбнется татарам, могут войти в штат или самостоятельное государственное формирование "Идель-Урал". Г.Исхаки в своей независимости, дерзости суждений, самостоятельности мышления, резкости оценок "всесилен", хотя отдает себе отчет в том, что в конкретизации и воплощении в жизнь его мечты мало чего от него зависит. Но он торопится высказаться, оставить потомкам свои мысли, дерзания, этико-философские заключения. В этом смысле труд "Идель-Урал" можно расценить и как историческое завещание Г.Исхаки.

При всей краткости, фрагментарности и эмоциальности (сказывается мышление и язык писателя) "Идель-Урал" является весьма ценной книгой, может быть, одной из редчайшей, объективно повествующей миру о том, кто такие татары и откуда они вышли, в чем трагизм их судьбы. Не секрет, что на протяжении столетия Казанские татары уподоблялись степным монгольским ордам, все их исторически верные и вымышленные кровавые злодеяния приписывались современным татарам. Поэтому даже познавательно-ознакомительная функция книги Г.Исхаки огромна. Надо заметить, что зарубежные и отечественные историки, освещая общественно-политическую и реальную ситуацию в начале XX века, жизнь эмиграции, во многом опирались на эссе Г.Исхаки, иногда без ссылки на первоисточник (Надир Даулет, Иклил Курбан и др.)

Дав глубокий анализ истории татарского народа, его государственности, он "обосновывает исторические, экономические, политико-правовые, культурологические и естественно-географические аспекты создания единой государственности народов Волго-Уральского региона".230

При этом он не доверяет лишь своей памяти и интуиции, а широко опирается на труды известных профессоров-историков Ю.Смолина , М.Худякова, Н.Воробьева, Г.Губайдуллина и др.

Он пишет о древних корнях татарского народа, вспоминает такие культурно-исторические памятники, как Орхон- Енисейские надписи, с гордостью называет словарь Махмуда Эль-Кашгари "Дивани Люгат эт-тюрк" (1147), "Кодекс Куманику с", созданным на кипчакском наречии.

Как бы заранее соглашаясь с мнением автора предисловия к книге "Идель-Урал" Р.Хакимом, что у татарского народа: "Была богатая и переменчивая на удачи история" (с. 3), Г.Исхаки дает краткий анализ истории государственности своего народа. Естественно, его особенно волнуют близкие к современным татарам ханства: Булгарское и Казанское.

Только через исторически конкретное, полноценное, выпуклое изображение пройденного народом пути можно передать не только колорит, дух и смысл эпохи, но и вдохновить современников на борьбу за свое национальное будущее. Для "Идель-Урала" характерен широкий охват событий, синхронно развивающиеся линии (судьба тюрко-татарских ханств), их расцвет, бесславная гибель.

"В конце IX века Булгарское ханство было уже довольно сильным, как в отношении культурном, так и политическом и экономическом", - вещает автор (с. 11-12). Земледелие в Булгарском ханстве стояло довольно высоко, не говоря уже о промышленности и развития просвещения, культуры. Её богатый потенциал привлекал купцов как с Запада, так и с Востока. Булгария была и довольно мощной для своего времени военной державой. В 1236 г. ровно 776 лет назад, она нанесла сокрушительный удар, считавшейся до этого непобедимой, армии чингизидов, тем самым спасая от степных орд русские земли и некоторые страны центральной Европы. Лишь в 1236 г. Батыю хану удалось покорить Волжскую Булгарию. Даже после опустошительного разрушения и присоединения к Золотой Орде, народ продолжал бороться за свою независимость и этническую самостоятельность.

Затем появились племена хазар и кипчаков, позднее от мощной империи Золотая Орда отделились Астраханское ханство, Ногайская орда и Казанское государство.

Похожие диссертации на Общественно-политическая деятельность и исторические взгляды Гаяза Исхаки