Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности исторических взглядов Хафиза Абру Резаголизадехахангар Наргес Вахаб

Особенности исторических взглядов Хафиза Абру
<
Особенности исторических взглядов Хафиза Абру Особенности исторических взглядов Хафиза Абру Особенности исторических взглядов Хафиза Абру Особенности исторических взглядов Хафиза Абру Особенности исторических взглядов Хафиза Абру Особенности исторических взглядов Хафиза Абру Особенности исторических взглядов Хафиза Абру Особенности исторических взглядов Хафиза Абру Особенности исторических взглядов Хафиза Абру Особенности исторических взглядов Хафиза Абру Особенности исторических взглядов Хафиза Абру Особенности исторических взглядов Хафиза Абру Особенности исторических взглядов Хафиза Абру Особенности исторических взглядов Хафиза Абру Особенности исторических взглядов Хафиза Абру
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Резаголизадехахангар Наргес Вахаб. Особенности исторических взглядов Хафиза Абру: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.09 / Резаголизадехахангар Наргес Вахаб;[Место защиты: Институт истории, археологии и этнографии им.А.Дониша АН РТ].- Душанбе, 2015.- 166 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Жизнь и творчество хафиза абру и его время

1.1. Жизнь и творчество Хафиза Абру и политическое положение его времени .17

1.2. Историческая наука в Иране и Средней Азии до Хафиза Абру .45

ГЛАВА II. Особенности исторических взглядов хафиза абру

2.1. Теоретические основы исторической мысли Хафиза Абру в его сочинении «География» 61

2.2. Исторические мысли Хафиза Абру в его «Зубдат ат-таварих» 86

Заключение 143

Список использованных источников и литературы

Жизнь и творчество Хафиза Абру и политическое положение его времени

Хафиз Абру считается из числа выдающихся представителей науки и культуры в истории Ирана и Средней Азии. Он является известным ученым, писателем, талантливым редактором, крупнейшим историком тимуридского периода (XIV – XV вв.) и одним из представителей просветительства своей эпохи. Фасих Хавафи называет его светом глаз свободных людей (озодагон), аристократом, искусным мастером и источником благородства. Несмотря на славу личности Хафизе Абру в источниках рассматриваемого периода о нем не только не существует достаточной информации, но и в своих произведениях он не дает никаких сведений о себе. Поэтому, невозможно получить какие-либо полные и точные сведения об его биографии .В своей книге, Хафиз Абру называет себя Абдуллахом ибн Лутфуллах ибн Абдуррашидом ал-Бехдани, известным как Хафиз Абру . Фасих Хавафи - историк - его современник - упоминает о нем под этим именем и считает его родиной Хаваф . Тем не менее, некоторые историки пост-тимуридской эпохи ошибочно называли его Нуриддином ибн Лутфуллах ал-Харави ибн Абдулла - известным как Хафиз Абру . Вместе с тем, некоторые исследователи в Иране считают, что во время жизни Хафиза Абру район Хавафа входил в территорию Герата, поэтому, некоторые историки считали его выходцем из Герата. Так как Бехдадин считался одним из сел района Хавафа, а Хаваф считался частью Герата, следовательно, в отношении родины Хафиза Абру существует некоторые противоречия .

В связи с его известностью под псевдонимом Хафиза Абру существуют различные мнения. По мнению некоторых исследователей, его густые брови (абру), соединенные между собой, стали поводом того, чтобы он стал знаменитым как Хафиз Абру. Данное мнение соответствует логике. Правда, другие считают, что его знания Корана и/или ста тысячи хадисов стали поводом, чтобы он стал известным под именем Хафиза Абру . На основе некоторых доказательств, в своем младенческом возрасте по неизвестным причинам он покидает свои родные места и переселяется в город Хамадан, где он вырос -получил образование- и прожил свою жизнь. Представляется, что поселение Хафиза Абру в Хамадане стало поводом того, что автор “Маджолис ал-муъминин” относит его к жителям Хамадана. На основе исторического сообщения можно заключить, что Хафиз Абру служил в качестве “мунши” (секретаря) “Амир Адил”, правителя этого города. Когда Тимур захватил город Султания и намеревался написать письмо Геланским правителям, Хафиз Абру написал это письмо по поручению Амира Адила - “справедливого эмира”. Видимо, это письмо стало поводом того, чтобы он оказался объектом внимания Тимура, а Хафиз Абру вступил на услужение великого покорителя Азии. Таким образом, начиная с этого времени и до момента своей смерти он являлся одним из его особых слуг . Присоединившись к Тимуру, Хафиз Абру участвовал во всех его военных походах. Он был непосредственным свидетелем всех событий на территориях Мавераннахра, Фарса, Хорасана, Сиистана, Мазандарана, Ирака, Азербайджана, Сирии,Рума, Грузии и Индии. Иногда Тимур поручал ему обязанность по надзору за действиями своей армии. Хафиз Абру после смерти основателя династии Тимуридов, примкнул к Шахруху, сыну Тимура, и находился в его услужении до самой своей смерти в 833\834 - 1430- 1431 гг. По приказу Шахруха он занялся разработкой многочисленных исторических книг . Поэтому, его произведения в области преобразований в тимуридский период и эпохе правления Шахруха с исторической и научной точек зрения имеют огромное значение. Может быть, поэтому Хаджи Халифа в своей книге “Кашф аз-зунун” упоминает о Хафизе Абру как об “историке Востока” . Дата рождения Хафиза Абру остается недостаточно изученной. Многие современные историки, не приводя достаточных аргументов, упоминают об его дате рождения 1363 г. В.В.Бартольд в своих работах “Хафиз- и Абру и его сочинения” и “Хафиз-и Абру” называет Хафиза Абру “самым замечательным историком эпохи”, и указывает, что он “родился в Герате, получил воспитание в Хамадане и умер в Зенджане в половине 834/ раби-ул-аввал–июле 1431года” Более точную дату смерти Хафиза Абру В.В.Бартольд приводит в своей другой краткой статьи “Хафиз-и Абру” - 3 раби-ул-аввал 833\г, 25 июня \ 1430 г, приняв мнения Фасиха Хавафи Однако, в связи с тем, что в 1385 г. Хафиз Абру в городе Хамадане присоединился к Тимуру как секретарь, можно утверждать, что он родился в конце 50-х или начале 60-х, и в начале месяца шавваль 1430 г. Хафиз Абру умер в районе “Сарджам” Занджана, во время возвращения Шахруха из Азербайджана в Хорасан. Он был похоронен вблизи могилы Шайха Раббани “Ахи Абулфарадж Аз-Занджани” . Таким образом, можно сказать, что Хафиз Абру жил во второй половины 14-го века и первой половины 15-го века. Политический период жизни Хафиза Абру можно разделить на два этапа: этап политической конкуренции, сумятицы и век стабильности и безопасности. В начальном периоде, после смерти ильханида Абу Саида, политическая ситуация Ирана была сильно обострена. По всему Ирана каждый претендовал стать падишахом. По убеждению Хафиза Абру, народ в течение многих лет всегда считал, что страна без государя подобно телу без головы, или же стаду без пастыря. После того, как Абу Саид умер, начались подстрекательства и в стране воцарился мятеж, анархия и хаос . В этот период, в различных уголках страны появились правители, добившиеся господства над каким-либо регионами стремившиеся завоевывать соседние регионы. Между ними постоянно шла борьба и междоусобицы. В этот период в Азербайджане правили “Ал Чупан”, в Ираке – “Ал Джалаир”, в Фарсе - “Семейство Айнджу”, в Йезде и Кермане - “Ал Музаффар”, в Мазандаране – Тагатимур и Амир Вали”, в Хорасане правили “Сарбадаран и Ал Кармат”, находившиеся в постоянном состоянии войны и противостояния друг с другом. Кроме того, политическое соперничество и вражда между семействами ухудшили положение настолько, что некоторые историки, описывая рассматриваемый период, утверждают, что Иран после смерти Абу Саида пришел в упадок. Видимо, даже нашествие Тимура в Иран не препятствовало войне и конфликтам между ними. Следовательно, социальная ситуация населения была

Историческая наука в Иране и Средней Азии до Хафиза Абру

Одним из важных моментов является сообщение Хафиза Абру в связи с разрушением минарета в городе Александрии в период правления Омейядского халифа Валида ибн Абдалмалека со стороны христианского монаха Нуфузи, который исчез в исламском обществе. Некоторые географические источники представляют более детальное и подробное сообщение об Александрии и минарете, чем Хафиз Абру, другие же сообщают о разрушении минарета, но не сообщают о причинах его разрушения. Некоторые указывают на разрушение минарета с помощью механики (хитрости), однако относительно ее особенности и исполнителями ничего не сказано. Интересно то, что даже некоторые географы из Сирии и Египта не сообщали о разрушении минарета и его причинах .

Следует отметить, что методы использования Хафизом Абру источников – разнообразны и различны. В предисловии к своей книге он указывает на такие первоисточники, как “Масалик ва мамалик” Ибн Хордадбеха, “Сувар ал-акалим” Мухаммада ибн Яхья, “Джаханнама” - произведения Мухаммада ибн Наджиба Бакрана, “Сафарнома” Насера Хусрава и “Канун ал-булдан” .

В тексте книги он также упоминает о таких произведениях, как “Муъджам ал-булдан”, “Хайр ал-фарс”, “Таърихи Табари”, “Шахнаме” Фирдоуси, “Таквим ал-булдан” Абулфида, “Масалик ва мамалик” Азизи, “Нузхат ал-муштак” Шарифа Идриси, “Расм ал-маъмур” Хоразми, “Сурат ал-арз” Ибн Хаукаля”, “Джахони Дониш” и “Китоби муштарак” . В его книге встречаются следующие выражения: “в книгах предшественников», “в книгах, написанных знатоками этой отрасли науки”, “в исторических книгах написано”, “предшественники исторической науки пишут”, “известно в историях”, “в некоторых книгах пишут”, и подобно им, указывающие на то, что автор при написании книги “Географии” использовал множество исторических, астрономических и географических источников. Кроме того, Хафиз Абру без упоминания их произведений приводит имена таких ученых, как Масъуди, Шариф Идриси, Абубакр Хорезми, Джахиз, Хасан ибн Ахмад ал-Мухаллаби, Ибн Саъд, Абулкасим Димашки, Мухаммад ибн Ахмад Хамадани, «История» Камалуддин, Абулкасем Али ибн Яктин, Абубакр ибн Мухаммад ибн Али, Носир Хусрав и ссылается на них .Представители науки и доверенные лица являлись из числа устных источников Хафиза Абру. Кроме того, он получал некоторые сведения путем личного наблюдения или же от тех, которые были свидетелями тех событий . При описании городов и исторических событий Хафиз Абру использовал стихи таких поэтов, как Салман Саведжи, Анвари, Камалуддин Абдулкадир, Мавлана Саид Джалалуддин Хавафи и Шахшуджаъ. Иногда он использовал коранические аяты, арабские стихи и пословицы, а также арабские предложения с их переводами на персидский.

В разделе сообщений об исторических событиях иногда приводит причину свершения событий, там же он дает сведения о строительстве общественных зданий, таких как мечетей, школ, ханака, больниц, библиотек, рабатов, а также пожертвованиях . Также он ясно излагает нестабильное состояние населения, которое исходило из-за войны. Согласно сведениям Хафиза Абру, конфликты между правителями привели к появлению голода, и люди были вынуждены съедать собаки и кошки, растения и кожу, они даже продавали своих детей. Во время войны грабители врывались в городах и грабили население, даже для кражи сережек женщин они отрезали им уши .

Комментарии к некоторым политическим и административным терминам, расстояниям городов, указание года на арабском, кроме одного случая, когда он написан на персидском, указание на особенность характера народов Ирака, представление некоторого числа ученых, встреча европейского посла с Тимуром считаются из числа особенностей этой книги .

Второй том посвящен географии Хорасана и Мавераннахра, сообщает об их истории. Этот том с корректировкой и редакцией Гуламреза Варахрам был опубликован в 1991 г. издательством “Эттелаат”. Раздел о “Герате” и о географии Хорасана Хафиза Абру был опубликован раньше .

Во втором томе Хафиз Абру сначала приводит карту Хорасана и Кахистана, затем объясняет географическое расположение Хорасана . Он использовал такие первоисточники, как “История Джахонкушой” Джувайни, «Историю» Бейхаки, “Муъджам ал-булдан” Якута. Кроме того, использование таких выражений, как “в старых книгах Сабзвара было написано”, «написаны в книгах”, «известен следующим образом» и “как известно из истории” указывает на то, что автор обращался на исторические источники, которые по истечению времени были утеряны. В связи с этим, особый интерес заслуживает книга «Истории» Бейхаки о Султан Махмуде Газнави. Поэтому, книга об истории Газневидов пользуется большой научной ценностью . Кроме того, в своей книге представляет большое число старейшин и авторитетных личностей Хорасана, таких как Газзали, Фирдоуси, Низамулмулк, визиря Сельджукидов, Ходжа Насируддин Туси и их могилы (мазары) . Также даны сведения о сооружениях, таких как мосты, школы, библиотеки, о разрушении библиотек и сожжение пяти тысяч томов книг в районе “Шадях” Нишапура во время нашествия Газневидов, которые отсутствуют в некоторых первоисточниках Сельджукидского периода .

Во втором томе книги “Географии” приведены пояснения к географическим и историческим терминам, даны сведения о городах и деревнях, сельскохозяйственных культурах, фруктах, минеральных камнях, различных видах дерева, роде занятий населения, рек, строительстве зданий, сооружений государством и населением, рынках, школах, замках, воротах, восстановлении городов и поселков, иногда дана информация о достопримечательностях городов .

Еще одной особенностью книги является описание таких городов Хорасана, как Герат, Балх, Нишапур и Мерва со стихами на персидском и арабском языках таких поэтов, как Мавлана Таджуддин Пурбахо, Анвари, Джами, Адиб Зузани и другие. Некоторые стихи представляют собой некоторый род исторического сообщения и в случае их удаления, смысл материала книги утрачивается .

Теоретические основы исторической мысли Хафиза Абру в его сочинении «География»

Хафиз Абру, основываясь на различия, существующие в мире бытия, причину идентичности человеческого общества видит в индивидуальных различиях. В действительности, выживаемость социальной жизни происходит в группе индивидуальных различий, так как именно на основе этих индивидуальных различий обеспечивается социальная потребность человечества. Если все люди были равными, то человеческая жизнь также была бы разрушена. Кроме того, если человек не будет руководствоваться Божественным законом, то общества может прийти к упадку и распаду. Это означает, что Всевышний ниспослал человеку законы, связанные с обществом посредством пророков, и таким образом, создал условия для развития и улучшения положения общества. Другими словами, в любом обществе некоторые сильные будут стремиться подчинить других, другая же группа рвется присвоит всю казну общества, в таком случае общество столкнется с хаосом. Следовательно, для напутствия людей по правильному пути и движения обществ к процветанию, необходимо, чтобы властью руководили ученые, справедливые, мудрые, смелые люди справедливым образом в соответствии с шариатской мудростью и шариатскими законами. Это способствует тому, что те люди, которые обладают большими возможностями, в свете власти должны руководствоваться таким образом, чтобы раскрылись и процветали их потенциальные возможности и способности должным образом и заняться социальными вопросами в своем правильном русле. В свою очередь, люди обязаны любить справедливого предводителя, и подобно тому, как человек должен подчинятся Всевышнему и Его Пророку, неподчинение решению султана считается грехом. Дело в том, что справедливый правитель всегда находился на услужении процветания Божьей традиции. Следовательно, те, кто лишены компетентности управлять страной, а также люди, имеющие большое богатство, величие и авторитет, недостойны управлять властью. Вопрос заключается в том, что управление страной заслуживают те люди, которые являются сведущими и компетентными в управлении обществом, несмотря на то, что у него не будет богатства, армии и свиты .

Хафиз Абру считает, что вся система бытия управляется по принципу причинности и подобно миру природа имеет причинно-следственную связь с человеческими обществами. В видении Хафиза Абру интеллект и проницательность занимают особое место в социально-политических преобразованиях .

Исторически Хафиз Абру подразделяет политику на разумную и неразумную (сиёсати фозила ва сиёсати нокиса) или силовую политику. Разумная политика представляет собой необходимость приложения правителями всех усилий для достижения высоких общественных идеалов. Такие компоненты, как распространение справедливости, укрепление веры, доброго дела и честности, содействие общему благу, избегание лжи, установление безопасности и процветания путей и стран, роста и совершенство людей, соблюдение прав человека, защита добродетелей, урегулирование мирских и немирских интересов людей, наказание для преступников и усилия по их воспитанию и напутствию, считаются из числа идеалов, для реализации которых государство направляет общество по линии разумной политики. Если царь будет править на основе науки, мудрости и религии, будет преодолевать свои душевные страсти, считать своих подданных и подчиненных своими братьями и друзьями, управлять страной на основе справедливости, скромности, доброте и совести, будет стремиться к росту, процветанию и счастью божественных творений, то такой правитель считается “Улуламр” (Владельцем власти) и “Зиллуллах” (Тень Аллаха), ратовать за истину и защищать пределы религии Бога. По этой причине, власть монарха представляет собой луч свет пророков и он находится в числе правдивых, его спутники называются партией Аллаха (хезбалла) и правдивые. В этой связи толкование автора “Зубдат ат-таварих” о тени Аллаха заслуживает особого внимания и интереса. С опорой на аят » "» он считает, что власть принадлежит Аллаху, который передает каждому, которого он захочет и отнимает у каждого, которого он захочет. Следовательно, если правители считаются тенью Аллаха, то это не означает, что правители могут управлять душами и имуществом людей, и делать все, что им душе угодно с людьми. Так как люди считаются данным в займы Богом, поэтому, подобно тому как Всевышний прощает грехи своих рабов, правители должны также быть добрыми по отношению к подданным, прощать их ошибки и упущения, и воздерживаться от мести . Но, это не означает, что правительство не будет наказывать тех, кто нарушает права человека и создает угрозу общественной безопасности . Некоторые мусульманские ученые также считают, что проявление добра и милости правителями своим подданным может стать фактором увековечения имени правителей, и в связи с этим, они часто упоминают о сасанидских монархах древнего Ирана, особенно Ануширвана в качестве яркого примера, доброта, милость и справедливость которого стали поводом увековечивания его имени в сердцах людей . Автор “Кабуснаме” напоминает, что его цель по написанию книги была приобретения доброго имени .

Исторические мысли Хафиза Абру в его «Зубдат ат-таварих»

В целом, значение “Зубдат ат-таварих” как исторического источника можно рассматривать на основе трех стержней - структуры, содержания и историографического подхода. Структурно книга состоит из двух частей, каждая из которых состоит из двух томов. В первой части, т.е. в первом и втором томах, сообщается о событиях и явлениях периода жизни Тимура, во второй части, т.е. в третьем и четвертом томах, описываются преобразования, произошедшие после смерти Тимура до 830/1412 года. Стиль написания книги создан на летописной основе, в то же время каждый год подвергается рассмотрению на основе различных тем. Автор книги, при объяснении исторических событий, обращает особое внимание на такие важные темы, как политические, военные, социальные, интеллектуальные и культурные проблемы. В предисловии к своей книге Хафиз Абру подчеркивает, что при составлении книги он избегает обильного использования метафор и неоднозначных фраз, так как это препятствует пониманию читателя основной цели книги. Поэтому он использует простые слова с тем, чтобы материалы были понятны как специалистам, так и простому народу. Тем не менее, он иногда использует сложные и двусмысленные слова. Представляется, что такое обстоятельство исходило от копирования материалов книги “Мавахибу илахи”.

Другой особенностью исторического изложения данной книги является толкование терминов. В связи с выбором термина “Сохибкирон” для Тимура и “Хазрате салтанат” для Шахруха он указывает,что так как напоминание множества титулов и степеней приводит к скуке читателя и забывания основной цели, поэтому он применяет указанные титулы для Тимура и Шахруха. Поскольку этот термин очень часто используется в основных исторических источниках периода Тимуридов, то подобные разъяснения помогут читателю, когда читают книги по рассматриваемому периоду, легко понимать содержание книги и четко выявлять роль личностей в отношении исторических событий и явлений.

Автор в начале первого тома называет главы книги, затем, во введении указывает на причину написания, цель, мотивацию и стиль изложения “Зубдат ат-таварих “. После этого он приводит обобщение действий и нрава Тимура, его полезных поступков, объяснение родов и султанов тимуридского периода. Вслед за этим, он описывает события, произошедшие в Иране, начиная с 736/1335 года , большая часть которых связана с местными династиями и политической конкуренций правителей внутри Ирана. На имевшие место события в Мавераннахра автор обращает внимание начиная с 747/1346 г. Наиболее важными темами первого тома являются правление Тагайтимура, появление Сарбадаранов, конфликт Тагайтимура с Сарбадаранами и Ал Чупан, создание государства Сарбадаранов и их сражение с династией Курта, правление Амира Вали в Мазандаране, формирование государства Мирашиян в Мазандаране, события, связанные с правлением Чупаниян, преобразования государства Музаффаридов, ситуация в Ираке, арабских и неарабских странах в период правления Джалаир и Ал Инджу, отношение семейсва Курта с эмиром Казаганом, правителем Мавераннахра, их отношение с Тимуром, стремление Тимура к укреплению своей власти в регионе, нашествия правителя Даште Кипчак на Мавераннахр и Азербайджан.

На ситуацию в Индии Хафиз Абру обращает внимание в 752 /1351 г. после смерти Султана Мухаммадшаха и вступления в престол Фирузшаха.

Представляется, что так как преобазования в этот период истории Индии по причине нашествия Тимура на эту страну играли важную роль, автор сообщает о политической ситуации Индии накануне нашествия Тимура на эту страну. Рождение и смерть тимуридских принцев и эмиров считается из других заголовок первого тома.

Во втором томе “Зубдат ат-таварих” рассматриваются события с 781 /1379 до смерти Тимура в 807 /1405 Главы этого тома посвящены таким темам, как продолжение походов Тимура в Хорезм, внутренний конфликт Джалаиров, преобразования в период правления Шахшуджаъ, внутренний конфликт Музаффаридов, нашествие Тимура на Монголию, нападение правителя Даште Кипчак на Мавераннахр, нападене Тимура на Хорасан, Мазандаран, Шираз, Кирман, Исфахан, Азербайджан, Багдад, а также сражение с Караюсуфом.

Еще одна глава второго тома книги “Зубдат ат-таварих” посвящена военному походу Тимура на Сирию и завоеванию городов этого региона, покорению района Черкасска, а также завоеванию Индии в 800/1397. Военный поход Тимура на османскую территорию, завоевание городов этих регионов, пленение Баязид Йилдирима в битве при Анкаре, подчинение правителей Стамбула и Египта Тимуру, а также восстания против Тимура считаются из числа важных заголовок, на которые Хафиз Абру обратил особое внимание. Кроме того во втором томе рассмотрены такие темы, как нрав Тимура и его полезные поступки, проведение охоты и празднеств, смерть крупных принцев и правителей рассматриваемого периода. Таким образом, второй том заканчивается сообщением о военном походе Тимура в Китай и его смертью в городе Утрар в 807/1405 г.