Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие исторической мысли Болгарии в XVII-XVIII вв. Дубовик, Ольга Анатольевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дубовик, Ольга Анатольевна. Развитие исторической мысли Болгарии в XVII-XVIII вв. : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.09.- Москва, 1992.- 29 с.: ил.

Введение к работе

Диссертация посвящена вопросам духовного развитии болгарского общества в эпоху перехода от средневековья к новому времени.

Целью настоящего труда является выяснение закономерностей и тенденций развития исторической мысли Болгарин в ХУІІ-ХУШ вв., ставшей определяющей п формировании национальной культуры того времени.

Хронологические рамки работы -ХУІІ-ХУШ вп. Они были для болгарского общества периодом становления исторического научного знания, и именно поэтому вопрос о месте исторических взглядов и значении влияния исторической мысли в переходные периоды развития общества представляется весьма актуальным. Целостное изучение болгарской исторической мысли ХУІІ-ХУШ вв. важной с точки зрения континуитета в развитии исторической науки.

В соответствии с целью поставлены и основные задачи исследования.

Необходимо охарактеризовать особенности становления болгарской исторической науки, определить основные направления развития исторической мысли. Для этого представляется важным проанализировать все проявления интереса к истории в болгарской литературе ХУІІ-ХУІІІ вв. Чтобы более адекватно оценить болгарскую историографическую трздишпо, необходимо отчетливо выявить се структуру, соотношение отдельных элементов, взаимосвязь с некоторыми литературными жанрами.

Автор стремится уделить внимание теоретико-методологическим проблемам болгарской истерической литературы ХУІІ-ХУШ вв., важнейшими из которых являются следующие: определение функций истории, трактовка исторического процесса, разработка принципов его изучения, сам

процесс исследования, его методика, отношение к историческому источнику.

В работе рассматриваются не только собственно исторические представления авторов по проблемам прошлого, но и их этно-политические и культурные позиции, взгляды на вопросы современности, проанализированы труді л .посвященные мсгорпко-куль'іуршлм проблемам Болгарии.

Задачей диссертант; является также сравнительное изучение болгарских исторических сочинений, созданных в различных духовных венграх.

Тема позволила затронуть и представляющий немалый интерес вопрос о роли творческой личности, на мировоззрение которой повлияли потребности времеии.о месте Папсия Хіі.іендарекого в развитии исторической мысли Болгарии.

В работе поставлен и очень важный вопрос о развитии пли о трансформации идей Гуманизма, Барокко, Просвещения и Романтизма на болгарской почве.

Постановка и реализация этих задач позволяет охарактеризовать духовное состояние болгарского общества ХУП-ХУ1ІІ вв., осветить "движение идей" в ранний период болгарского национального Возрождения.*

Степень изученности темы. Необходимо признать, что вплоть до настоящего времени проблемы духовного развития болгарского общества, формирования его исторического .сознания, места исторической мысли, особенно если иметь ввиду начальные этапы

*Фраза" движение идей" принадлежит болгарскому литературоведу ПЛинскову и представляется наиболее подходящей при характеристике процессов, происходящих в духовном развитии Болгарии в исследуемый период, так как с широком общественном и культурном движении гоїюрить не приходится.См.Линеков П. Движение на идеите в българската литература през вгората половина на ХУШ в.// Бьлгарскн езих и литература -I960, N 4.-СЗ-9.

национального Возрождения, не получили приоритетного внимании в историографии.

Исследование специфики духовных ироаессоп ХУП-ХУШ ив. п Болгарии усложняется стремлением большинства историков и литературоведов "привязать" данную эпоху к определенному этапу в развитии мировой культури, о чем свидетельствует многообразие и путаница в употреблении соответствующих терминов. Так как болгарское национальное Возрождение развивалось отчасти в рамках исторической эпохи Просвещении, то все новые явления в болгарской литературе и исторической мысли переходного периода традиционно определялись как иросветитсльскне.Наиболее последовательным защитником идеи генетической связи Просвещения в Центральной и Юго-Восточной Европе с Просвещением в западной части континента является болгарский ученый И.Конев.

Достаточно сложным представляется вопрос о Романтизме на болгарской почне .В условиях борьбы за национальную независимость особую роль приобретает лиіература, в которой ярко выражались славянский и национальный пафос, патриотические мотивы. Постановка общенациональных задач делала литературу важным фактором пробуждения национального сознания, требовала сильного эмоционального воздействия. Это позволило ряду исследователей обнаружить первые нредромантическне тенденции и болгарской литературе ХУШ в. (работы К.Генова,АЛипатова).

В болгарской и отечественной историографии исследование сочинений болгарских авторов ХУП-ХУШ пв. ведется по двум направлениям: собственно-историческому и литературно-историческому при постоянном превалировании второго. Это обусловлено в первую очередь самим характером источников, так как в исследуемый период граница между литературно-художественными к собственно научными трудами представляется достаточно неопределенной.

Можно признать, что наиболее нсслело;?г;иным аспектом темы раннего болгарского Возрождения являются литературно-

4 художественные особенности сочинений того времени и отдельные вопросы жизни и деятельности авторов.

Основу для изучения проблемы заложили труды болгарских историков и литературоведов, которые в Х1Х-начале XX вв. обобщили уже имеющиеся сведения об исторических сочинениях и их авторах, наметили направления дальнейшего исследования. Была создана серьезная научная база путем издания и комментирования известных и введения в оборот новых источников. Здесь особенно велик вклад болгарских ученых Й.Иванова, В.Златарского, Б.Пенева и Ю.Трифонона.

В болгарской историографии и литературоведении послевоенного периода было продолжено изучение традиционных направлений в исследовании исторической мысли, проблем идейного содержания историко-литературных произведений, их языка, стиля. Фундаментальностью,'нетрадиционным подходом к рассмотрению конкретных вопросов развития литературы, тщательностью в изучении источников отличаются работы Б.Ангелова, НЛраговой, Н.Генчева, Д.Цапева. Впрочем следует отметить, что большинство работ посвящены в первую очередь ХУШв.

В отечественной исторической литературе преобладают работы общего характера, позволяющие включить развитие болгарской истоиографпи в общеевропейский контекст. Особое внимание уделено закономерностям историко-культурного развития славянских народов, отмечается типологическая близость западно- и южнославянских культур в эпоху формирования нашій.

Проблемы болгарского Возрождения и, в частности, историзма нашли отражение в работах зарубежных историков С.Поло, Э.Нидерхаузера, Ф.Вольмана, А.Тахиаоса и В.Бехиньевой.

В целом, в научной литературе, рассматривающей проблемы болгарской духовной жизни и болгарской историографии ХУИ-ХУШ вв., разработаны лишь некоторые проблемы фактической достоверности и . источниковой ценности исторических произведений, частично проанализированы идейные и литературно-художественные аспекты этих сочинений. Задача

национального Возрождения, не получили приоритетного внимания в историографии.

Исследование специфики духовных процессом ХУП-ХУШ ни. п Болгарии усложняется стремлением большинства историков и литературоведов "привязать" данную эпоху к определенному этапу в развитии мировой культури, о чем свидетельствует многообразие и путаница и употреблении соответствующих терминов. Так как болгарское национальное Возрождение развивалось отчасти в рамках исторической эпохи Просвещения, то все новые явления в болгарской литературе и исторической мысли переходного периода традиционно определялись как просветительские.Наиболее последовательным защитником идеи генетической связи Просвещения в Центральной и Юго-Восточпой Европе с Просвещением и западной части континента является болгарский ученый И.Конев.

Достаточно сложным представляется вопрос о Романтизме на болгарской почве .В условиях борьбы за национальную независимость особую {юль приобретает литература, в которой ярко выражались славянский и национальный пафос, патриотические мотивы. Постановка общенациональных задач делала литературу важным фактором пробуждения национального сознания, требовала сильного эмоционального воздействия. Это позволило ряду исследователей обнаружить первые нредромаптичеекпе тенденции в болгарской литературе ХУІІІ в. (работы К.Генова,А Липатова).

В болгарской и отечественной историографии исследование сочинений болгарских авторов ХУП-ХУШ вв. ведется по двум направлениям: собственно-историческому и литературно-истерическому при постоянном превалировании второго. Это обусловлено в первую очередь самим характером источников, так как в исследуемый период граница между литературно-художественными и собственно научными трудами представляется достаточно неопределенной.

Можно признать, что наиболее исследованным аспектом темы раннего болгарехого Возрождения являются литературно-

4 художественные особенности сочинении того времени и отдельные вопросы жизни и деятельности авторов.

Основу для изучения проблемы заложили труды болгарских историков и литературоведов, которые в Х1Х-начале XX вв. обобщили уже имеющиеся сведения об исторических сочинениях и их авторах, наметили направления дальнейшего исследования. Была создана серьезная научная база путем издания и комментирования известных и введения в оборот новых источников. Здесь, особенно велик вклад болгарских ученых Й.Иванова, В.Златарского, Б.Пенева и Ю.Трифопова.

В болгарской историографии и литературоведении послсіюе/шого периода было продолжено изучение традиционных направлений в исследовании исторической мысли, проблем идейного содержания историко-литературных произведении, их языка, стиля. Фундаментальностью, нетрадиционным подходом к рассмотрению конкретных вопросов развития литературы, тщательностью в изучении источников отличаются работы Б.Ангелова, НЛраговой, Н.Гепчева, Д.Цапева. Впрочем следует отметить, что большиїістію работ посвящены в первую очередь Х"У111в.

В отечественной исторической литературе преобладают работы общего характера, позволяющие включить развитие болгарехой истоиографии в общеевропейский контекст. Особое внимание уделено закономерностям историко-культурного развития славянских народов, отмечается типологическая близость западно- и южнославянских культур в эпоху формирования нашій.

Проблемы болгарского Возрождения и, в частности, историзма нашли отражение в работах зарубежных историков С.Поло, Э.Нидерхаузера, Ф.Вольмана, А.Тахиаоса и В.Бехиньевой.

В целом, в научной литературе, рассматривающей проблемы болгарской духовной жизни и болгарской историографии ХУІІ-XVIII вв., разработаны лишь некоторые проблемы фактической достоверности и . источниковой ценности исторических произведении, частично проанализированы идейные и литературно-художественные аспекты этих сочинений. Задача

г—

О сопоставительного изучения таких проблем как методика изучения истории, изменения источпнкопоп базы исторических трудов, теоретических компонентов познания и самих представлений об историческом процессе осталась открытой. Систематический очерк развития болгарской исторической мысли ХУП-ХУ1П вв. и историографии отсутствует, и диссертация

ЯПЛЯС'ГСЯ ПОПЫТКОЙ НО ВОЗМОЖНОСТИ ВОСПОЛНИТЬ ЭТОТ Пробел.

Источнпкован база. В диссертации было использовано
значительное число письменных памятников ХУП-ХУШ вв. Это
сочинения различи:.!;-: жанров, существенно отличающиеся друг от
друга по форме, объему, м.стсду и целям. ,

Источники, на которых базируется работа , пр-е-дставлены следующими группами:

1/ собственно исторические труды, 'созданные во второй половине ХУШ п. Паисиек Хнлсндарским и тремя его последователями - неизвестным автором Зогрзфской истории, иеросхнмонахом Спнрндоном и Атапасом Нсковпчем;

2/ дамаскниы и сборники смешанного содержания,
составленные и. ХУІІ-ХУШ111 вв. ;летспнспыс

заметки,сообщения и приписки, добавляемые кнн.-кннхамн к текстам переводимых или переписываемых ими сочинений;

3/ сочинения, корреспонденция и реляции к Священней Конгрегации по пропаганде веры, написанные ппелетавитслямн болгарской католической элиты - Петром Гогдлном, Филиппом Станпславовым и Петром Парчевичем;

4/ труды ученых, работавших в первой полоппне ХУШ в. в рамках так называемой Чнпровской литературной школы, среди которых Крыспо Пейкпч, Яков Пеячепич и Франц Ксазер Пеячепич;

5/ сочинения представителей "Русско-славянской школы" з Сремскпх Карловнах - Христс^-ора ГКефаровича и Партеиия Павловича.

Специфика исследования потребовала привлечения не только подлинно исторических жанров, по и произведений авторов, обращавшихся к истории в качестве примера или аргумента в полемике. Это историческая и конфессиональная публицистика, путевые заметки, историко-просветительская литература, автобиографические сочинения, корреспонденция и тд.

Большинство источников были опубликованы во второй половине XIX-XX вв. Некоторые сохранились в первоиздапиях, хранящихся в Отделе рукописей и старопечатных книг Народной библиотеки имени Кирилла и Мефодия в Софии. 'Автору приходилось использовать и отдельные фрагменты сочинений, опубликованные в различных сборниках и антологиях.

Постановка исследовательских задач и определение круга источников во многом обусловили научную новизну исследования, Новизна темы определяется и малой изученностью, односторонностью и традиционностью трактовки процессов, происходящих в болгарской духовной жизни ХУЦ-ХУШ вв. Преодолеть сложившиеся стереотипы можно только на основе сравнительного изучения широкого комплекса источников, отразивших умонастроения болгарского общества периода формирования научного знания.

Практическое значение диссертации состоит в том, что ее результаты и данные, по мнению автора, могут быть использованы специалистами для изучения проблем исторического сознания, исторической мысли и собственно историграфии в эпоху формирования новых принципов и методов научного познания, окончательно утвердившихся в новое время. Выводы диссерташш могут представлять интерес для источниковедческих работ, а также для проблемно-тематических исследований по отдельным вопросам истории болгарской культуры и общественной мысли. Наиболее перспективным и плодотворным представляется дальнейшее изучение обобщенного в диссертации материала с точки зрения менталитета болгарского общества и развития его -духовной культуры. Материалы диссерташш могут быть использованы при подготовке

специальных курсов по истории Болгарии, истории исторической науки в Юго-Восточной Европе.

Апробация работы. Основные проблемы днссерташіи нашли отражение в опубликованных и подготовленных к печати материалах, а также в выступлениях автора па научных конференциях: IX и" X Научные конференции болгарских аспирантов в СССР с международным участием (Москва-1987, 1988); X! и XII Всесоюзные научные конференции историков-славистов (Минск-1988, Москва-1990) ;1 и II Всесоюзные конференции по болгарнстике (Дриновскис чтении) (Харьков-1988, 1991); Международная конференции" Славяне: Единство и многообразие* (Минск-1990); XI конференция "Славяне и их соседи" (Москва-1992); Y Международный симпозиум Тырновская школа книжников" (Великое 7ырново-1959).

Структура работы соответствует основным задачам диссертации, строящейся по проблемному принципу и состоящей из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и примечаний.