Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Романтический историзм и проблема реабилитации средневековой культуры в творческом наследииФ.Р.де Шатобриана Казакова Гандалиф Хабибовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Казакова Гандалиф Хабибовна. Романтический историзм и проблема реабилитации средневековой культуры в творческом наследииФ.Р.де Шатобриана: диссертация ... кандидата Исторических наук: 07.00.09 / Казакова Гандалиф Хабибовна;[Место защиты: ФГАОУВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»], 2017.- 222 с.

Введение к работе

Актуальность исследования. «Средневековье все еще современно», – этой фразой М.А. Барга можно охарактеризовать совокупную актуальность темы, избранную нами для исследования. Очередное возрождение глобального интереса к ценностям средневековой культуры требует осмысления истоков нынешнего интенсивного движения к «новому средневековью» и оценки тех социокультурных обстоятельств, которые стимулируют современный «медиевалистический поворот». Соответственно, необходимостью становится выяснение сути тех исторических прецедентов, итогом которых явился пересмотр возрожденчески – просветительских взглядов на средневековье как на период тотального невежества, «готического варварства» и всеобщего затмения культуры.

Впервые европейское средневековье было открыто для нового времени романтиками. Совершено это «открытие» французским писателем, историком, философом раннего романтизма Ф.Р.де Шатобрианом - автором знаменитого и до сих пор полностью не переведенного на русский язык труда «Гений христианства». Именно в этой работе была осуществлена Ф.Р. де Шатобрианом первая попытка реабилитации средневековой культуры.

Известный французский поэт-романтик начала XIX века Т.Готье в статье «История романтизма» писал о произведениях Ф.Р.де Шатобриана: «В «Духе христианства» он [Ф.Р.де Шатобриан] реставрировал готический собор; в «Начезах» вновь широко распахнул двери в царство девственной природы; в «Рене» изобразил меланхолию и скорбь, как ее понимают в наше время»1. По мнению другого, уже современного исследователя творчества писателя, М.В. Добродеевой, первый трактат Ф.Р.де Шатобриана «Опыт о древних и новых революциях», написанный в 1797 г., ознаменовал «рождение романтического я», лично вовлеченного в исторический процесс, а трактат «Гений христианства» (1802г.) (о чем также было сказано французскими исследователями творчества писателя) стал первым и великолепным манифестом французского романтизма2.

Творчество Франсуа Рене де Шатобриана – французского писателя, историка, философа, дипломата, государственного деятеля конца XVIII–начала XIX вв. широко известно и во Франции, и во всем мире. Его повести «Атала», «Рене», новеллы и другие произведения привлекли внимание читателей сразу после выхода в свет и неоднократно переиздавались.3 В Россию они попали после публикаций во французской печати и также стали пользоваться большой популярностью. В это же время в России появляются и первые переводы сочинений Ф.Р.де Шатобриана. Ситуация изменилась после революции 1917 г., когда оставались на слуху только художественные произведения писателя; ни его «Опыт о древних и новых революциях», ни «Опыт об английской литературе», ни трактат «Гений христианства», ни политиче-

1 Готье Т. История романтизма // Готье Т. Избр. произв. / Пер. с фр.Т.2.М.:Худ.лит-ра,1972. С.479.

2 Добродеева М.В. Истоки французского романтизма и творчество Шатобриана: дис… канд. фи-
лол. наук. М., 1982. Lescure M. de. Chateaubriand par M. de Lescure. P., 1908. P.149.

3 Увидело свет несколько собраний сочинений Ф.Р.де Шатобриана. Среди них: Chateaubriand F.R.
de. Oeuvres сompltes. T.1–28. P., 1826–1831. Chateaubriand F.R. de. Oeuvres сompltes.Т.1–12. P., 1858–
1861. Chateaubriand F.R. de. Oeuvres de Chateaubriand. T.1–13. P., 1878. Chateaubriand F.R. de.Oeuvres
romanesques et voyages. T.1, 2. P., 1969. C 2008 г. во Франции стало издаваться новое собрание сочине
ний знаменитого писателя под общей редакцией Б. Дидье.

ские сочинения не были известны широкому кругу читателей в России. Но, даже, несмотря на это, в данные десятилетия был высоко оценен вклад Ф.Р.де Шатобриана в развитие как французской, так и мировой литературы эпохи романтизма. Так, по мнению исследователей В.А. Мильчиной4 и А.Мишель5, после Великой французской революции, когда авторитет религии был основательно поколеблен, а атеизм становится обыденным и даже модным явлением, Ф.Р.де Шатобриан реабилитирует христианство с позиций романтизма и разрабатывает одну из теорий готического искусства. Называя подлинно современным искусство, возникшее в средние века, в эпоху расцвета христианской культуры, Ф.Р.де Шатобриан объясняет особенности той или иной культуры ее национальными и историческими истоками.

Объектом данного исследования является французская романтическая медиевистика рубежа XVIII – начала XIX вв., предметом исследования – европейское средневековье и готика в интерпретации Ф.Р.де Шатобриана. Цель данной работы – на основе изучения исторических и историко-литературных сочинений Ф.Р.де Шатобри-ана оценить вклад Ф.Р. де Шатобриана в решение проблемы «романтического средневековья».

Задачи исследования:

1. Обозначить наиболее важные моменты творческой биографии Ф.Р.де Ша-
тобриана и тот общеисторический и общекультурный контекст, в рамках которого
происходило становление писателя.

  1. Рассмотреть мироощущение Ф.Р.де Шатобриана в контексте эволюции теоретико-методологических принципов раннего романтизма.

  2. Выявить причины обращения Ф.Р.де Шатобриана к средневековью; определить смысл реабилитационного процесса по отношению к средневековой культуре и то новое, что было внесено романтиками в восприятие и оценку культуры средних веков.

4. В контексте выявленных философско-методологических основ творчества
Ф.Р.де Шатобриана реконструировать шатобриановскую концепцию средневеко
вья и готики.

Хронологические рамки.Творчество Ф.Р.де Шатобриана рассматривается в историческом и историографическом контексте рубежа XVIII–XIX вв.; исследуемый Ф.Р.де Шатобрианом период – это средневековье Франции XII–XV вв.

Методологические принципы исследования включают в себя как общенаучные методы, так и специально-исторические: метод историзма применялся для анализа исторических и политических взглядов Ф.Р.де Шатобриана и его «реабилитации» средневековой культуры; системный подход (рассмотрение предмета в системе разно уровневых связей) использовался при характеристике ситуации во Франции; проблемный подход (логическое выявление и структурное изучение отдельных проблем) использовался при рассмотрении мировоззрения писателя и при анализе «лесной теории»; историко-генетический анализ применялся при реконструкции шатобриа-новской трактовки средних веков; текстологический анализ использовался для выявления признаков романтизма в сочинениях Ф.Р.де Шатобриана; историко-сравни-

4Мильчина В.А. Вступительная статья // Эстетика раннего французского романтизма. М.: Искусство, 1982.

5Histoire de l’art depuis les premier temps chritiens jusqu’ nos jours. Publi sous la direction de Andr Michel. T.2. Formation, expansion, et volution de l’Art Gothique. Paris, 1906.

тельный метод – при анализе произведений писателя и политика; биографический метод использовался при написании биографии Ф.Р.де Шатобриана.

Апробация работы. По материалам данного исследования было подготовлено три публикации.

Научная новизна работы. Во-первых, сквозь призму творчества Ф.Р.де Ша-тобриана рассматриваются теоретико-методологические основания, предопределившие становление французского романтического историзма;

Во-вторых, в диссертационном исследовании впервые сделана попытка дать трактовку шатобриановской прото-типологии средневековой культуры и шатобри-ановского варианта основания этой прото-типологии;

В-третьих, впервые в отечественной историографии подробно рассматривается процесс реабилитации готики в творчестве Ф.Р.де Шатобриана;

В-четвертых, впервые дана оценка шатобриановского варианта в воссоздании истории и культуры средневековья с использованием метода романтической «микроистории» в ее тяготении к деталям, частным событиям и т.д. Также сделан частичный перевод трактата «Гений христианства» и фрагментов работы «Размышления по истории Франции».

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Жизнь и мировоззрение Ф.Р.де Шатобриана как отражение событий эпохи рубежа XVIII–XIX вв.

Этапы творческого пути: от сторонника идей просветителей до основателя нового направления в искусстве и литературе – романтизма.

2.Трактат Ф.Р.де Шатобриана «Опыт о древних и новых революциях» (1797 г.) – первое историческое сочинение как источник по изучению формирования взглядов начинающего писателя – романтика и политика – роялиста; отрицание просветительской идеологии. Взгляд Ф.Р.де Шатобриана на Великую французскую революцию и его первые попытки переосмыслить ход исторического процесса, нашедшие отражение в указанном трактате.

3.Выявление принципов романтического историзма в творчестве Ф.Р.де Ша-тобриана на примере ранней повести «Атала». Полемика с просветителями и утверждение новых социальных идеалов.

4.Средневековая культура в интерпретации Ф.Р.де Шатобриана. «Гений христианства» – одно из первых сочинений романтизма, воспевающих средневековье. Обращение к готике и христианству как к наиболее ярким материальным и духовным проявлениям средневековой культуры. «Реабилитация» религии и религиозного искусства после многовекового негативного отношения к «темным векам» средневековья и нескольких лет «забвения» в ходе Великой французской революции. «Лесная теория» возникновения готики: от создания к отрицанию.

5.Средневековое общество глазами романтика (писателя и политика); особенности восприятия и интерпретации указанной эпохи Ф.Р.де Шатобрианом. Средневековая система ценностей в оценке Ф.Р.де Шатобриана: акцент на этических проблемах и специфике дворянских традиций.

Степень изученности темы. Творчество Ф.Р.де Шатобриана во Франции начали изучать еще в XIX веке. Отзывы о нем встречаются уже у французских романтиков в произведениях, посвященных состоянию французской литературы этого периода. О Ф.Р. де Шатобриане писали В.Гюго, Т.Готье, А.де Виньи и другие предста-5

вители культуры романтизма. Все они, как правило, отдавали должное таланту писателя и историка, называли его основателем нового направления в литературе; однако они также признавали, что Ф.Р.де Шатобриан сохранил в своем творчестве многие черты ушедшего столетия (прошедшего под знаком просветительства).

Первые исследования, посвященные жизни и творчеству писателя, появились еще при его жизни. В 1832 г. выходит книга «Histoire de la vie et des ouvrages de Chateaubriand par Sapion Marin», в 1840 г. – сочинение Lamenie «Galerie des Contemporains illustres, par un homme de rien». Оба автора в своих произведениях представили достаточно идеализированный образ знаменитого мыслителя.

Следующие крупные произведения о Ф.Р.де Шатобриане появляются уже после его смерти6.

В 60-х гг.XIX века выходят работы, критически оценивающие взгляды Ф.Р.де
Шатобриана. Так, в 1863 г. издается «Опыт политический и религиозный…» абба
та Пейра, где была раскритикована христианская идеология Ф.Р.де Шатобриана7.
Пожалуй, самыми известными сочинениями о Ф.Р.де Шатобриане являются работы
Ш.О. Сент-Бёва, касающиеся как личности автора «Гения христианства», так и его
творчества8. Ш.О. Сент-Бёв резко высказывался в отношении Ф.Р.де Шатобриана,
критикуя его взгляды и, в то же время, отдавая должное его таланту. На выпады
Ш.О. Сент-Бёва против Ф.Р.де Шатобриана ответил бывший личный секретарь
основателя романтизма Жильен Даниэло, выпустив книгу в защиту писателя9. С
другой стороны, книгу Ш.О.Сент-Бёва «Chateaubriand et son groupe»10 Ф.де Ля-Барт
считает самым замечательным из всех исследований, касающихся как личности ав
тора «Гения христианства», так и его творчества. На русский язык переведен сбор
ник этого французского критика (одного из создателей романтической школы)
«Литературно-критические портреты» (1970 г.). В одной из статей сборника

«Надежды и чаяния литературно-политического движения после революции 1830 года» Ш.О. Сент-Бёв уже говорит о Ф.Р. де Шатобриане (практически не подвергая его сочинения негативной критике) как о великом реформаторе в сфере французского искусства, подготовившего революцию в художественной культуре Франции.11

В 70-е гг. XIX века отношение к Ф.Р.де Шатобриану вновь начинает меняться, резкая критика уступает место более положительному отношению. Вновь появляются сочинения, где дается «книжный» образ писателя, реконструированный по его произведениям, а не по фактам реальной жизни (например, работы Л. Надо, Э.Фаге

6 Авторы этих трудов, как правило, более критически относятся к творчеству писателя. Среди них особого внимания заслуживает курс французской литературы Винэ, который являлся горячим и одновременно столь же критическим поклонником Ф.Р.де Шатобриана. Почти одновременно с курсом Винэ в 1859 г. появляется книга графа Марцелиуса, представляющая ряд комментариев к «Замогильным запискам».

7D’Alph. Peyrat. Etudes politiques et religieuses d’Alph Peyrat. P., 1863.

8Самые значительные произведения Ф.Р.де Шатобриана о французских писателях разных эпох – это сборники «Литературные портреты» и «Встречи по понедельникам», где содержатся статьи по отдельным произведениям писателя (Saint-Beuve C.A. Portraits Littraires par C.A. Saint-Beuve. T.1. P., 1846; Saint-Beuve C.A. Causeries du lundi par C.A. Saint-Beuve. T.1,2. P., 1849, 1850).

9Danielo J. Les Conversations de M. de Chateuabriand ses agresseurs par Julien Danielo. P., 1864.

10Saint-Beuve C.A. Chateaubriand et son groupe littraire sous l’Empire. T.1. Paris, 1861.

11Сент-Бёв Ш.О. Литературные портреты. Критические очерки. М., 1970.

и др.12).

В 1892 г. выходит книга М. де Лескура «Шатобриан»13 о жизни и творчестве мыслителя, в которой приведены факты биографии Ф.Р.де Шатобриана и дана, в основном, положительная оценка его творческого наследия. Автор также высоко оценивает манеру письма и художественный стиль Ф.Р.де Шатобриана.

В XX столетии интерес к творчеству Ф.Р.де Шатобриана во Франции сохраняется; теперь появляются сочинения не просто биографические или комментирующие его сочинения, но и исследующие мировоззрение писателя и историка. Однако наиболее активно творчество Ф.Р.де Шатобриана начинает изучаться во второй половине XX века14.

Рубеж 60–70-х гг. – это время, когда появляются первые крупные исследования по политической проблематике в творчестве писателя. Так, Ж. Мейер останавливается на отношении Ф.Р.де Шатобриана к дворянству и взглядах писателя по вопросам положения французского дворянства в государстве и его сословных привилегиях15.

В 80–90-е гг. во Франции продолжают публиковаться сочинения, посвященные различным аспектам творчества писателя и историка16. В 1994 г. увидела свет книга Ж.С. Берше «Шатобриан. Жизнь и слава»17, посвященная жизненному пути и творчеству писателя.

В 1998 г. в Женеве состоялась международная конференция «Chateaubriand memorialiste. Colloque du cent cinquantenaire (1848–1998)», посвященная стопятиде-сятилетию со дня смерти Ф.Р.де Шатобриана. Участники конференции анализировали особенности мемуарной литературы писателя, в частности, его «Замогильных записок». Восприятие Ф.Р.де Шатобрианом эпохи средневековья исследуется в статьях Т. Вебер-Майот и Ф. Антуана18.

В новом тысячелетии интерес к творчеству и личности писателя не только не ослабевает, но и усиливается; появляются монографии М. Фумароли, А. Верле, а также работы многих других французских авторов19.

12Nadeau L. Chateaubriand et le Romantisme, par Louis Nadeau. P., 1874; Fagueyt E. Etudes littraires sur le XIX sicle. P., 1877.

13Lescure M. de. Chateaubriand par M. de Lescure. P., 1908.

14В 50–60-е гг. появляются работы, посвященные отдельным сочинениям Ф.Р.де Шатобриана; так, Ж.Моро исследует соотношение ритмов и звуков и особенности письма в «Замогильных записках» (Mourot J. Le Genie d’un stile Chateaubriand. Rythme et sonorites dans les «Memoires d’outre-tombe». P., 1960), М. Гревлюнд – художественные особенности «Замогильных записок» (Grevlund M. Paysage interier et paysage exterieur dans les «Memoires d’outre-tombe». P., 1968).

15Meyer J. Chateaubriand et la noblesse. P., 1968.

16Выходят статьи П. Глод, посвященные анализу повести «Атала» и романа «Жизнь Рансе», Ф. Берсеголя о жанровых особенностях «Мучеников», Б.Дидье, анализирующей «Замогильные записки», и работы других авторов (Glauds P. Atala, le desir cannibale. P., 1994; Didier B. De l’emigration a l’exil interieur Chateaubriand les «Mmoires d’Outre-tombe» // Le thme de l’exil de Charles d’Orleans Saint-John Perse. Le boulevard comique de Dancourt Sacha Suitry. Verlaine-Paris, 1991. P. 59–80).

17Berchet J. C. Chateaubriand. L’exil et la gloire. P., 1994.

18Weber-Maillot T. La scene medieval dans l’oeuvre de Chateaubriand // Rev. d’istoire litt. de la France. P., 1998. A.98. №6. Р.1125–1136; Antoine Ph. «Une imagination puissante, mais deregle». Les rep-resantation du Moyen Age dans les «Memoires d‘ outre-tombe» // Image du tempe pense de l’istoire. P.: Caen, 2005.P.161–174.

19Foumarolie M. Chateaubriand. Posie et Terreur. P., 2003; Verle A. Les vanits de Chateaubriand. P., 2002.

В России интерес к наследию Ф.Р.де Шатобриана и первые исследования, посвященные его творчеству, появляются уже в начале XIX столетия. Его творчеством интересовались и его тексты переводили В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, Е.П. Вяземский, М.П. Погодин (последний осуществил первый и наиболее полный перевод «Гения христианства», но он остался в рукописном варианте и никогда не публиковался20). Однако, научное исследование творчества Ф.Р.де Шатобриана начинается лишь в конце XIX в., оно носит преимущественно литературоведческий характер, и, пожалуй, автором самого обстоятельного труда о жизни, творчестве Ф.Р.де Ша-тобриана и его месте в культуре романтизма является российский исследователь – филолог французского происхождения Ф.де Ля-Барт21.

О взглядах Ф.Р. де Шатобриана – романтика говорится в работах филологов Н.А. Котляревского, Н.И. Стороженко, А.А. Шахова22 (А.А. Шахов также один из первых российских исследователей творчества писателя, кто указывает на реабилитацию готического искусства в «Гении христианства»)23. Историки в России до начала XX столетия творчеством основателя французского романтизма не занимались - это оставалось прерогативой филологов.

Первая мировая война 1914–1918 гг., в которой активно участвовала и Россия, серьезные социальные потрясения начала XX в. (Великая Октябрьская революция 1917 г., Гражданская война 1918–1921/22 гг.) не позволяли заниматься научными исследованиями. А после прихода к власти большевиков и установления Советской власти многие ученые, работавшие в Российской империи, оказались либо не у дел, либо вынуждены были эмигрировать. После 1917 г. перестают публиковаться работы А.А. Шахова, Ф.де Ля-Барта, Н.А. Котляревского, Н.И. Стороженко.

В советской историографии интерес к Ф.Р.де Шатобриану возникает в середине двадцатых – начале тридцатых годов XX века, когда появляются статьи Е.Н. Петрова (анализирующие его «Опыт о древних и новых революциях»), А. Виноградова (трактующие созданный писателем образ романтического героя), о взглядах писателя на Французскую революции упоминается и в работах Н.И. Кареева24. Это время, когда наследие Ф.Р. де Шатобриана попало в поле зрения историков, а не только филологов. Е.Н. Петров и Н.И. Кареев анализировали произведения писателя, отвечающие запросам советской критики и реалиям времени: как правило, рассматривались вопросы, связанные с оценкой Великой французской революции и республиканской формой правления (работы Н.И. Кареева) или идеей прогресса чело-

20Мильчина В.А. Комментарии к «Гению христианства» // Эстетика раннего французского романтизма. М.: «Искусство», 1982.С.411–440.

21 Де Ля-Барт Ф. Шатобриан и поэтика мировой скорби во Франции в конце XVIII – и в начале XIX столетия. Киев,1905.

22Котляревский Н.А. Мировая скорбь в конце XVIII и в начале XIX веков. СПб., 1910; Шахов А.А. Очерки литературного движения в 1-й пол. XIX века. СПб., 1894; и др.

23 Пожалуй, единственным специалистом, занимавшимся проблемой шатобриановской концепции
готики в России, является М.А. Волошин. В 1913–1914 гг. он работал над сочинением «Дух готики»,
которое так и не увидело свет при жизни поэта. Отрывки из этого произведения были опубликованы
А.В. Лавровым в статье «Дух готики» – неосуществленный замысел М.А. Волошина» в 1986 г. (Сбор
ник «Русская литература и зарубежное искусство». Л., 1986). М.А. Волошин назвал Ф.Р.де Шатобриа-
на «предвозвестником» и «первым голосом» в реабилитации готики.

24 Петров Е.Н. Молодые годы Шатобриана // Из далекого и близкого прошлого. Сборник этюдов из
всеобщей истории в честь 50-летия научной жизни Н.И. Кареева. Пг.: Изд-во «Мысль», 1923. С.213–
234; Кареев Н.И. Французские историки 1-й пол. XIX века. Т.1. Л.: «Колос», 1924; и др.

веческого разума (статья Е.Н. Петрова). В это же время начинает даваться негативная оценка идей писателя (в стиле ликбеза и Пролеткульта), защищавшего монархию и ценности феодального общества. Подобное негативное восприятие как личности, так и творчества писателя сохранялось вплоть до 40-х годов. Теоретические труды Ф.Р.де Шатобриана, которого относили к консервативному направлению романтизма, в нашей стране не публиковались, из художественных произведений в разное время увидели свет только несколько повестей («Атала», «Рене», новелла «Последний из Абенсерангов»).

Следующее возрождение интереса к Ф.Р.де Шатобриану происходит на рубеже сороковых-пятидесятых и в шестидесятые годы. Его творчеством продолжают заниматься филологи25. При этом остаются вне поля зрения многие произведения Ф.Р.де Шатобриана («Гений христианства», «Размышления об истории Франции», «Опыт об английской литературе», «Жизнь Рансе», «Веронский конгресс» и т.д.). В этот же период творчество Ф.Р.де Шатобриана попадает в поле зрения медиевистов. Среди медиевистов, оставивших свои заметки о Ф.Р.де Шатобриане, можно назвать Е.А. Кос-минского. Е.А. Косминский отмечает то новое, что внес Ф.Р.де Шатобриан в изучение средневековья; однако, об его идеях отзывается так же, как и Г.Брандес26.

Следующий всплеск интереса к жизни и творчеству Ф.Р.де Шатобриана возникает на рубеже семидесятых-восьмидесятых годов, когда по его творчеству, после столетнего перерыва, начинаются диссертационные исследования (и опять пальма первенства принадлежит филологам)27.

Следует подчеркнуть, что с девяностых годов творческим наследием, политическими и философскими взглядами Ф.Р.де Шатобриана начинают заниматься и историки. Публикуются статьи Г.А. Мухиной28, анализирующие взгляды писателя на

25Обломиевский Д.Д. Французский романтизм. М.: ОГИЗ Гослитиздат, 1947; Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1958; и др.

26 Косминский Е.А. Историография средних веков. V – сер. XIX вв. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1963. С.286.

27Мильчина В.А. Шатобриан в русской литературе первой половины XIX века: дисс… канд. фи-лол. наук. М., 1979; Добродеева М.В. Истоки французского романтизма и творчество Шатобриана: дисс.… канд. филол. наук. М., 1982. В первые годы XXI столетия появляется несколько литературоведческих диссертаций, касающиеся творчества Ф.Р.де Шатобриана: это исследования М.В. Кузичевой «Проза К.Н. Батюшкова и ранний французский романтизм» (2003), в третьей главе которой анализируется влияние произведений французского писателя на творчество К.Н. Батюшкова; С.Ю. Павловой «Французская автобиография романтической эпохи: Констан, Шатобриан, Ламартин» (2003), вторая глава этой работы посвящена «Замогильным запискам» Ф.Р.де Шатобриана; и в 2006 г. публикуется на украинском языке диссертация А.В. Поповой «Романтическая поэтика «Замогильных записок» Ф.Р.де Шатобриана» (Кузичева М.В. Проза К.Н. Батюшкова и ранний французский романтизм: дисс… канд. филол. наук. М., 2003; Павлова С.Ю. Французская автобиография романтической эпохи: Констан, Ша-тобриан, Ламартин: дисс… канд. филол. наук. М., 2003; Попова А.В. Романтическая поэтика «Замогильных записок» Ф.Р.де Шатобриана: дисс… канд. филол. наук. Днепропетровск, 2006).

28 Мухина Г.А. Франсуа Рене Шатобриан о революции в «Замогильных записках» (1848) // Проблемы истории Запада (античность, средние века, новое время). Омск, 1991. С.115–128; Мухина Г.А. Франсуа Рене де Шатобриан о закате французского дворянства // Вестник Омского университета. М.,1996. С.92–102; Мухина Г.А. Влияние революции на взгляды и мироощущение Шатобриана // Преемственность и разрывы в интеллектуальной истории. М., 2000. С.108–111; Мухина Г.А. «Исторический опыт» (1797) Франсуа-Рене де Шатобриана о Французской революции: доводы отрицания // Социальные институты в истории: ретроспекция и реальность: Материалы межвузовской регион. науч. конф. Омск: ОмГУ, 2001; Мухина Г.А. Шатобриан: революция и ностальгия по «старой монархии» // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. №12. М.: Едиториал УРСС, 2004. С.307–329.

французское дворянство и французскую нацию, а также его отношение к Великой французской революции и революции вообще. В 2002 г. выходит статья А.А. Егорова «Шатобриан и Великая французская революция»29, посвященная отношению писателя к этому событию.

В начале XXI столетия появляются работы историков, затрагивающие определенные аспекты политических воззрений писателя. В 2003 г. выходит диссертация А.В. Фененко ««Национальная идея» и её эволюция в творчестве французских консерваторов XIX века»30 (третий параграф первой главы, которой посвящен проблемам нации и государства в интерпретации Ф.Р.де Шатобриана); а в 2005 г. вышла его монография ««Национальная идея» французских консерваторов XIX века», где также несколько страниц отведены проблеме «национальной идеи» в научном и политическом творчестве Ф.Р.де Шатобриана31. Продолжается исследование творчества писателя историком Г.А. Мухиной32.

В 2011 г. в Тулузе состоялась международная конференция: «Шатобриан и художественное повествование. Предшественники и последователи. Традиции и нова-торство»33, где внимание было сосредоточено на ранней прозе писателя, оказавшей влияние на дальнейшее развитие художественной литературы Франции.

Несмотря на растущий интерес к творчеству Ф.Р.де Шатобриана, до сих пор в нашей стране не исследованы многие аспекты его наследия. Например, не изучаются его поэтические сочинения (хотя они также составляют важный аспект его творческого наследия, и по ним можно проследить изменение мировоззрения писателя от сентиментализма к романтизму, отношение к литературе эпохи Просвещения и многое др.); а переводили стихи Ф.Р.де Шатобриана на русский язык только русские поэты начала XIX века. Еще в 1905 г. был выпущен единственный труд, посвященный жизни и творчеству писателя, больше подобных изданий не осуществлялось. Российскими специалистами не исследованы его дипломатическая деятельность, последние годы жизни, мало говорится о его издательской деятельности

29 Егоров А.А. Шатобриан и Великая французская революция // Ставропольский альманах обще
ства интеллектуальной истории. Ставрополь, 2002. Вып. 2. С.129–136.

30 Фененко А.В. «Национальная идея» и ее эволюция в творчестве французских консерваторов XIX
века: дисс… канд. ист. наук. Воронеж, 2003.

31 Фененко А.В. «Национальная идея» французских консерваторов XIX века. Монография. Воро
неж: Воронежский гос. ун-т, 2005.

32 Мухина Г.А. Франсуа Рене де Шатобриан о человеке // Вестник Омского университета. 2000. №1.
С.74–77; Мухина Г.А. Шатобриан и Леонтьев – романтики XIX века // История через личность: истори
ческая биография сегодня. М.: Круг, 2005. С.272–281; Мухина Г.А. Происхождение шатобриановского
историзма // Социальные институты в истории: ретроспекция и реальность. Омск, 2012. С.202–218. В
этот же период продолжают публиковаться статьи, посвященные различным сторонам литературного
творчества писателя: работы Е.В. Исаевой, А.В. Гладышева, С.Ю. Павловой, А.В. Голубкова, А.Ю.Чер-
нухина, Л.А. Симоновой и ряда других авторов. В 2012 г. Л.А. Симонова опубликовала статью, в ко
торой подвергает анализу трактат Ф.Р.де Шатобриана «Гений христианства» с позиции отношения писа
теля к католической религии (Исаева Е.В. Образ земли Северной Америки в произведениях Шатобриана
// Интернет и традиции СМИ в медиакультурном пространстве Канады и России. Саратов, 2010.С.194–
2004; Симонова Л.А. «Гений христианства» Ф.Р.де Шатобриана – первый манифест французского ро
мантизма // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». 2012. №3. С.107–116; и др.).

33Мильчина В.А. Авангардный классик. Международная конференция Шатобриан и художественное повествование: предшественники и последователи, традиции и новаторство (Франция. Тулуза. Университет Тулуза 2 – Тулуза-ле-Мирай. 30 марта–1 апреля 2011 года) // Журнал «Новое литературное обозрение». М.,2011. №111. С.429–437.

(опубликована только статья А.В. Гладышева «Из истории французской политической прессы периода Первой реставрации: Шатобриан и «Journal des Dbats» в 1814–1815 гг.»); не изучены его политических статьи и речи, слабо освещены и многие другие вопросы творчества Ф.Р.де Шатобриана.

Многие сочинения писателя до сих пор не переведены на русский язык. Среди них: «De la mоnarchie selon la Charte» («Монархия согласно хартии»), «tudes ou discours historiques» («Исторические этюды»), «Analyse raisonne de l’istoire de France» («Размышления об истории Франции»), статьи и речи по политическим проблемам, ряд художественных произведений (роман «Жизнь Рансе», поэма «Моисей» и др.).

Источники исследования:

1.Прежде всего – это работы самого Ф.Р.де Шатобриана. Их можно разделить на несколько подгрупп:

а) Произведения Ф.Р.де Шатобриана, имеющие непосредственное отношение к
проблематике истории и культуры европейского средневековья и к проблемам со
временной ему французской истории, способствовавшей его обращению к средне
вековой тематике. В первую очередь – это трактат «Gnie du christianisme, ou Beauts
de la religion chrtienne» («Гений христианства») (1802), также «Analyse raisonne
de l’istoire de France» («Размышления об истории Франции») и «Esse sur la
littrature anglaise» («Опыт об английской литературе») (1836)34.

б) Произведения, касающиеся взглядов Ф.Р.де Шатобриана на Великую фран
цузскую революцию и на революции вообще как на политическое и социальное яв
ление, а также излагающие его взгляды на политику: «Исторический, политический
и нравственный опыт о революциях» (1897), памфлет против Наполеона – «О Бо
напарте и Бурбонах» (1814), брошюра «De la monarchie selon la Charte» («Монар
хия согласно хартии») (1814), авторские комментарии к «Опыту о революциях»
(1826), политические и литературоведческие статьи, написанные для различных
изданий, и речи, с которыми он выступал на собраниях перед палатой депутатов и
которые позднее вошли в собрания сочинений писателя35.

в) Работы общеисторического и мемуарного характера: «tudes ou discours
historiques» («Исторические этюды») (1831), посвященные первым векам христиан
ства и крушению Римской империи, «Веронский конгресс» (1838) – историко-
мемуарная книга об одноименных событиях, «Жизнь Рансе» (1844) – жизнеописа
ние известного религиозного деятеля XVII в., «Замогильные записки» (1848–1850) –
автобиография самого Ф.Р.де Шатобриана36.

г) Литературно-философские труды и художественные сочинения: «Esse sur la
littrature anglaise» («Опыт об английской литературе») (1836), повести «Атала»

34Chateaubriand F.R. de. Gnie du christianisme , ou Beauts de la religion chrtienne. Т.1–4. P., 1816; Chateaubriand F.R.de. Analyse raisonne de l’istoire de France // Oeuvres de Chateaubriand. T.7. P., 1878; etc.

35Chateaubriand F.R. de. Essai historique sur les revolutions anciennes et modernes // Ibid. T.11. P., 1878; Шатобриан Ф.Р. Бонапарте и бурбоны /Пер. с фр. СПб., 1814; Chateaubriand F.R. de. De la monarchie selon la Charte // Oeuvres de Chateaubrian. T.10. P., 1878; etc.

36 Chateaubriand F.R. de. tudes ou discours historiques // Ibid. T.8. P., 1878; Шатобриан Ф.Р.де. Замогильные записки / Пер. с фр. О.Э. Гринберг, В.А. Мильчиной. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1995.

(1801), «Рене или следствия страстей» (1802), поэма в прозе «Мученики» (1809), «Натчезы» (1826) и другие37.

2.Вторую группу источников составили сочинения, цитируемые в работах Ф.Р. де Шатобриана. Их также можно разделить на несколько подгрупп:

а) Работы средневековых мыслителей: А. Августина, П. Абеляра, Ф. Аквинского,
Боэция и др. авторов, посвященные богословским вопросам. К этой группе источ
ников можно также отнести работы французских просветителей по проблемам дока
зательства существования бога и религиозным вопросам (труды П. Гольбаха, Ш.
Монтескье, Ж. Мелье, Ф. Вольтера)38.

б) Сочинения английских и французских просветителей: Ж.Ж. Руссо о «есте
ственном человеке», Ш.де Монтескьё и Вольтера по восточной тематике; по поли
тическим проблемам – работы Ш.де Монтескьё, Т. Гоббса, по вопросам воспитания
подрастающего поколения – работы Ж.Ж. Руссо, Д. Локка39.

3.Третья группа источников:

а) Сочинения представителей романтизма: Ж.де Сталь, Л.де Бональда, В. Гюго,
Э.Э. Виоле-ле-Дюка, Ж. Санд, Ф. Стендаля, Л. Арнима, Ф. Шлегеля, А. Виньи и др.
по проблематике средневековья, готического искусства, по вопросам, связанным с
Великой французской революцией, литературным творчеством и иным вопросам40.

б) Воспоминания и отзывы о Великой французской революции ее современни
ков, свидетелей и участников: Э. Бёрка, Ж. де Местра , Малле дю Пана и др41.

в) Произведения мемуарного характера: «Исповедь» А. Августина, «История
моих бедствий» П. Абеляра, «Мемуары» Ф. Вольтера, дневники Ф. Стендаля, днев
ники Ж. Жубера42.

Использованную в работе литературу также можно разделить на несколько групп; в отдельную группу можно выделить литературу, посвященную различным аспектам творческого наследия Ф.Р.де Шатобриана:

а) Работы, где присутствует оценка шатобриановской концепции средневековой культуры: статьи J. Michelet, T. Weber-Maillot, Ph. Antoine, S. Baudoin43.

37 Шатобриан Ф.Р.де. Атала // Французская романтическая повесть. Л.: «Худ. лит-ра», 1982. С.20–
76; Шатобриан Ф.Р.де. Рене, или следствия страстей // Французские повести и рассказы XIX века. М.:
Изд-во «Правда», 1989. С.3–29; Chateaubriand F.R. de. Des martires, ou le triomphe de la religione
chrtienne. T.1,2. P., 1839.

38 Абеляр П. История моих бедствий. Августин А. Исповедь. М.: Республика, 1992; Вольтер. Со
брание сочинений. Т.2,3. М.: РИК Русанова. Литература. Сигма–Пресс,1998; Монтескье Ш. Избранные
произведения. М.: Гос. изд-во Политической лит-ры, 1955.

39 Монтескье Ш.Л. Персидские письма // Французский фривольный роман. М.: Изд-во ИОЛОС,
1993; Вольтер. Задиг или судьба // Вольтер. Философские повести. М.: Худ. лит-ра, 1978. С.23–84;
Руссо Ж.Ж. Сочинения. Калининград: Янтарный сказ, 2001.

40Stael M-me de. Considrations sur la rvolution franaise par madame de Stael. T.1,2. P., 1862; Bonald L. de. Du divorce, consider au XIX siecle, relativement l’tat domestique et l’tat public de la socit. P., 1801; Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Изд-во МГУ, 1980; и др.

41Берк Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в Лондоне, относящихся к этому событию. М.: Рудомино, 1993; Местр Ж.де. Рассуждения о Франции. М.: РОСС-ПЭН, 1997; и др.

42 Стендаль. Дневники // Стендаль. Собрание сочинений в пятнадцати томах. Т.14. М.: Библиотека «Огонёк» Изд-во «Правда», 1959; и др.

43Weber-Maillot T. Op.cit.; etc.

б) Работы, где исследуются художественные особенности произведений писате
ля: статьи и монографии Ш.- О. Сент-Бёва, сочинения Ж. Моро, М. Гревлюн, П.
Барбери, Ф.де Ля-Барта, А.А. Шахова44.

в) Исследования, где оцениваются историческиеи политические труды Ф.Р.де
Шатобриана: П. Варбери, А. Жарден, Ж. Мейер, Г.А. Мухиной, А.В. Фененко, Е.А.
Бельской45.

г) Работы, посвященные жизни и творчеству писателя (исследования Ж. Лемет-
ра, М. де Лескура, С. Лансона, Ж. Маркаля, Ф.де Ля-Барта)46.

Следующую группу использованной литературы составляют работы по различным проблемам эпохи романтизма:

а) Работы общетеоретического характера по проблемам романтизма таких ав
торов, как Н.Я. Берковский, В.В. Ванслов, М.А. Барг, И.В. Карташова, О.А. Кисля-
кова, Е.Г. Милюгина, А. Павлов и др47.

б) Исследования культурно-исторического плана: среди них произведения Ж.
Мишле, Э. Мегрона, О. Кошена, В.Г. Ревуненкова, Б.Г. Реизова, Л.А. Пименовой и
др48.

в) Исследования по отдельным проблемам эпохи Просвещения принадлежат
С.Р. Власяу, А.П. Огурцову и др49.

г) Наряду с указанными выше исследованиями в работе использовалась также
литература по отдельным вопросам истории средневековья, принадлежащая как
зарубежным авторам (Ж. Ле Гофф, Ф. Блондель, Ж. Дюби, Р. Дарнтон, Э. Паноф-
ский, Й. Хёйзенга, У.Эко), так и отечественным (А.Я. Гуревич, П. Бицилли, О.А.
Добиаш-Рождественская, Л.П. Карсавин, Е.А. Панкова)50.

д) Исследования по проблемам типологии готики: работа А.Monglond «Le
prromantisme franais», многотомник «История искусств от первых веков христи
анства до наших дней» под редакцией А.Мишель, второй том которого посвящен
готическому искусству, монографии Э.Мартиндейла, О.А. Лясковской и др., в кото
рых дается характеристика готики, отмечаются ее особенности и различные интер
претации ее происхождения, а также даются описания облика готических храмов51.

Практическая значимость. Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы дополняют картину развития исторической

44Mourot J. Le Genie d’un stile Chateaubriand. Rythme et sonorites dans les «Memoires d’outre-tombe». P., 1960; Grevlund M. Op.cit.

45Barberis P.Chateaubriand. Une reactione au monde moderne . P., 1976; Jardin A. Histoire du libralisme politique. De la crise de absolutisme Constitution de 1875. P., 1985; etc.

46Lemaitre J. Chataeubriand. P.,1892; Lescure M. de. Chateaubriand par M. de Lescure. P., 1908; Lanson C. Histoire de la littrature franaise. P., 1908; etc.

47 Берковский Н.Я. О романтизме и его первоосновах // Проблемы романтизма. М.: Изд-во «Искусство», 1971. С.5–19; Барг М.А. Эпоха и идеи. Становление историзма. М.: «Мысль», 1987; и др.

48Michelet J. Histoire du XIXsicle. Directoire. Origine des Bonaparte. P., 1875; Мегрон Л. Романтизм и нравы. М.: Книгоиздательство «Современные проблемы», 1914; и др.

49Власяу С.Р. Просветительские идеи XVIII века и их место в современном мире // Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства. Челябинск, 2010. С.12–16; и др.

50Ле Гофф Ж. Другое средневековье. Время, труд и культура Запада. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000; Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск: «Полиграмма», 1994; и др.

51Monglond A. Le prromantisme franais. T.1. P., 1930; Histoire de l’art depuis les premier temps chritiens jusqu’ nos jours. Publi sous la direction de Andr Michel. T.2. Formation, expansion, et volution de l’Art Gothique. P., 1906; etc.

науки в XIX в. Результаты исследования помогают глубже понять специфику зарождения и развития французского романтизма и его достижения в области изучения и реабилитации средневековой культуры.

Материалы исследования могут иметь практическое применение при написании биографических и справочных изданий, при разработке и чтении специальных курсов, проведении спецсеминаров по таким направлениям, как проблематика романтического историзма, история романтизма, история культуры, французская медиевистика. Содержание диссертационной работы может быть использовано для дальнейших теоретико-методологических разработок, при составлении обобщающих и специальных историографических работ, лекционных курсов по зарубежной историографии, теории и методологии исторического исследования, истории средних веков.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, основной части (состоящей из трех глав по два параграфа в каждой), заключения, библиографии.