Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Та'рих мухтасар ад-дувал" Абу-л-Фараджа Бар Эбрея (XIII в.) и его источники мусульманского происхождения Исмаилова, Юлдуз Анваровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Исмаилова, Юлдуз Анваровна. "Та'рих мухтасар ад-дувал" Абу-л-Фараджа Бар Эбрея (XIII в.) и его источники мусульманского происхождения : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.09.- Ташкент, 1995.- 24 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность тема исследования. Одной из га'агейлпх задач востоковедения н независимом. Узбекистане является изучение культурного наследия народов Бллкяего п Среднего Востока, Центральной Азии, сохранившегося е' гиде нпогочкеяешшх памятников письменности, в которых содер.тлтеябогатейная информация об историческом про.таом исламского Востока, его духовной' пізнії и культурном разв л тшг. Глубокое и Аесторон-ное исследование зтітх источников гтг.еет огромное научное и практическое значение. В этой евлзи, приобретает актуаль- ность задача исследования исторических памятников, создан-, них на различных этапах становления и развития мусульманской историографии-, занимавшей одно из ключевых пелохекий . в скотоме средневековой мусульманской культури.

Особое место принадлежит источникам, представляющим мусульманскую историографию ХЗ в., в частности предг.юнголь-ского периода, копа подводился своеобразный и закономерный итог ее развития к указанному периоду. К этому времени относится создания таких замечательных ее образцов, как "Ал-Камил фи-т-та'рих" ("Полный свод истории") *Пзз ад-Дина ІІбн ал-Асира (уг.і.Е ЄЗ0/1233 г.) ."Та'рих ал-хукама'' ("История мудрецов") Кбн ал-Рййти (ум.в Є46/І248 г.) ,"Му гди:ам ал-булдан" ("Словарь стран") и ".Чу'д;:;ам ал«-удаба" ("Словарь литераторов") лакута ал-Хамавн (ум.в G20/I229 г.) и многих других.Появление этих трудов,отнюдь,не боло случайным к было подготовлено лредпестЕовавшш ходом становления и разви-' тля арабской культура ,сІ:оріаіровевлеіїся в "процессе интенсивного и широкого взаимодействия с культурой других народов" . .На огромной территории от Индии на Востоке и до Испании на Sanaце,объединенный! под знаменем ислама,культура,а значит и наука достигают таких висот,каких не достигали в прежние века и эпохи. Вклад б ее становление и развитие бік 'внесен,

I. Проблемы арабской культури.-Сб.статей, посвященный К.Ю.Крачковскнлу. - М., Паука, 1990. - С.З.

.-4-представителями многих народов, вошедших в состав Арабского

халифата. Ими были оставлены бесценные памятники истории, истории науки и культуры, большая часть которых і к сожалению, не дошла до нашего временя. Но сведения о них сохранились в трудах историков более позднего времени, периода '

.X-XUI вв.

Немаловажная роль в этом'принадлежит сирийским ученым и Летописцам. Изучение сирийских источников началось еще в ХУЩ веке и продолжается в настоящее время. Они широко использовались, в качестве источников как западными, так. и российскими востоковедами. К сожалению, нашему отечественному востоковедению они были практически неизвестны по ря-

. ду объективных причин.

Наша работа посвящена источниковедческому исследованию сочинения "Та'рих мухтасар ад-дувал" ("Краткая история государств"), одного из важнейших представителей сирийской культуры Григория Абу-л-фараджа Ибн ал-*Йбри ал-Малати,известного востоковедам под именем Бар Гебрея или Бар Эбрея. Интерес .диссертанта к данному сочинению был вызван тем, что оно,являясь одним из популярнейших образцов средневековых сочинений, созданных в форме "мухтасар", своеобразно сочетает в себе элементы двух основных жанров мусульманской историографии - жанра всеобщей или всемирной истории и жанра био-биб-лиографии. Кроме того, "Та'рих мухтасар ал-дувал",написант ное сирийцем-яковитом, содержит черты, присущие как мусульманской, так и христианской историческим традициям.На наш

.взгляд, источниковедческое изучение материалов "Та'рих мухтасар ад-дувал" в -сопоставлении со сведениями его источников мусульманского происхождения,'а также определение приемов и методов, которыми пользовался автор сочинения при обработке и передаче этих сведении, даст возможность полу- . чить дополнительное предотапленив об уровне развития историографии этого периода в целом, а также поможет определить

' степань оригинальности и зависимости труда от его источников в разделах, касающихся истории исламского государства и начального периода монгольского вторжения. Это п свою очередь поможет установить действительную роль и значение

исторического труда Абу-л-Фарацжа Бар Эбрея для историографии указанного периода.

Степень изученности. Жизнь и творчество Абу-л-Фарацжа Бар Эбрея явились объектом изучешш западных ориенталистов еще в ХУТ веке. А его исторический труд "Та'рих мухтасар ац-дувал" вместе с сочинением другого христианского историка вл-Мвкина (ум. в G72/I273-74 гг) стали первыми арабо-язичннми компиляциям!, переведенными в Бападной Европе на латинский язык1. Сведения о Бар Эбрее и его трудах содержатся в ряде работ представителей западной научной лите- . ратуры таких, как "История сирийской литературы" А.Баум-гатэрка, "Краткий очерк сирийской литературы" В.Райта, "История арабской литературы" К.Брокельмана, "Введение

в историю науки" Дж.Сартона , а также работах основоположников российского востоковедения Н.И.Мецникова , В.В.Бартолъдэ , И.Ю.Крачковского , Н.В.Пигулевской и других.

Вопроси, касающиеся источников сочинения привлекали
некоторых исследователей, но ими были затронуты лишь от
дельные моменти этого аспекта, о их наблюдения в основном
излагались в виде частных замечаний и касались источников
труда Еар Эбрея главным образом сиро-христианского проис
хождения. '

В частности, В.В.Бартольцу принадлежит предположение о, том, что некоторые части "Та'рих мухтасар вц-дувшГ восхо-

I. Еортольц В.В. Туркестан я эпоху монгольского нвшест-пил//Сочинеиия. - Т.І. - Ы., IDG3. - C.4G.

2- Библиографию об отих работах ом.: Матвиевокпя Т.П., Розеифольд Б.А. Мятемятики и потрономи мусульманского орпдиопековья и их труды (УШ-аУП вп). - Т.2.

- Москва, 1983. - С.415-41?..

  1. Модников IIЛ'і. Палестина от зтшовппия со арабами до крестовых поводов. - СПб, 1Ш0. ~ 0.217-210. .

  2. Г«фтплы1 14.В. Хріютишіскніі Восток и ого значенім для иалм№і//Сочішоиин. T.G. - І/і.: Науші, I'Jt'G. - С.164.

  3. Крячковокпі-І И.Ю. Арабская рєогккїіичічжпл литерйтура/У Избр. сочинении. - Ч'.4. - П.-Л., ЮГУ/. - С.373-375.

С. !7и1'у-""1!(жг,;/ 11.13. Культу № сирийцев в продияо веко.

- П'., ГУЛ).

дят к древнеперсидскому эпосу "Шахнамэ" . В известной работе по мусульманской историографии Х.А.Гибба сочинение Бар Эбрея отмечается среди работ, которые сильно зависят от Ибн ал-Асира, хотя и дополненных более поздним материалом*. Об отдельных источниках труда писали сирологи Н.В-Пигулевская и"Р.А.Гусейнов4. По их сведениям Бар Эбрей использовал сведения сирийских источников предшествовавшего периода, и в первую очередь Михаила Сирийца (1126-1199). Л.Б.Куббель и В.В.Матвеев сообщают, что сочинение '"Китаб ал-'унван" ("Книга заглавия") Агапия Манбиджского (втор. пол. X в.) явилось основой для сокращений и заимствований более поздних авторов, в том числе и Михаила Сирийского, и по мнения В.В.Розена, Абу-л-Фэрадет Вар Гебрея и ал-ГЛалина . Среди авторов средневековых источников,, в которых обнаруживается знакомство с знаменитым "Фйхристом" Ибн ен-Надима В.В.Полосин отмечает и Бар Эбрея . Указание на то, .что сочинение мусульманского биобиблиографа Джамал.ад-Дина ибн ал-Кифти было использовано .Бар Эбреем, содержится в диссертации Дадебаева С . Особо

Бартольд В.З. Туркестан в эпоху монгольского нашествия.-//Сочинения. - Т.І.-- ГЛ., 1963. - С.76. ,

Гибб Х.А. Мусульманская ксториография//Арябская литература. Классический период. - М., i960. - СІ39.

Пигулевская Н.В. Сирийские источники по кстории народое СССР. - М.-Д., 1940. - С.39.

Гусейнов Р.А. Сирийские источники об Азербайджане.- Баку, I960. - 0.57.

Куббель Л.Е., Матвеев В.В. Агзпий Ыанби.днский //Арабские, источники Х-ХП веков: древние и средневековые источники по этнографии и истории народов Ашрики южнее Сахары-- М.-Л., 1965. .- СИЗ-Ш. ' '..'*

Полосин В.В. "Фихрист" Ибн ан-Надима как историко-культурный памятник X Еека. -U-; 1989. - С.4.

Дадабаев С. "Та'рих ал-хукама" Ибн ал-Кифти как источник по истории культуры Ближнего и.Среднего Востока: дисс... канц. ист. наук. - Ташкент, 1989. - СП.

следует отметить появившееся недавно диссертационное исследование российского ученого П.И.Серикова, посвященное изучению "древней" (предпсламскоіі) истории в "Та'рих мухтасар ад-дувал", кок источнику по истории взаимовлияния арабской и византийской культур . Им была прсшедена сверка текста сочинения Еар 36рея с византийскими и арабо-мусульканскиш хрониками на предмет виявлення параллельных мест, выявлены и классифицированы источники сочинения по "древней" истории,, а такие исследованы принципы отбора и оргажзацииЧ-.атериала в доисламских разделах сочинения.

Специальных исследовании, посвященных источниковедческому изучению "Та'рих мухтасар ад-дувал" и выявлению использованных его автором мусульманских источников, кроме отмеченной работы Н.И.Серикова не было. Но его исследование охватывает разделы труда по доисламской истории и не распространяется на основные части по истории Арабского Халифата и государства первых монгольских Кдьхенов.

Цель и задачи исследования. Главная цель ['«стоящего ис--следования состоит в том, чтобы на основе изучения материалов "Та'рих мухтасар ач-дувал" в разделах по истории Арабского Халифата, их сопоставления и сравнения со сведениями использованных его автором источников определить роль и значение сочинения для историографии того периода и установить степень его зависимости в этих разделах от мусульманских историков.

Исходя из отого в задачи диссертационного исследования
входит: ''

определить круг источников, использованных Бар Эбреем в разделах по истории /.рабского Халифата, основываясь на. результатах текстологического анализа;

определить критерии подбора источников автором "Та'рих мухтасар ад-дувал" и установить степень его Зависимости от них;

исследовать подход автора к. каждому из выявло-пных источников;

I. Серпков П.И. "Древняя" история її "Та'рих мухтасар ад-дувал" Fa о Збрея ШІ в.) как источник по историй взаимовлияния арабской и византийской культур: автореф.дисс...

- канд. ист.» наук. - 1.1. , 198?.

- изучить методы отбора, обработки и передачи заимствуе
мого материала; :

.-. - определить роль и значение сочинения Бар Збрея для средневековой мусульманской историографии и дать ему характеристику как источнику по истории науки указанного периода.

Методологической основой диссертации являются труды основоположников современной исторической науки о средневековом Востоке В.В.Бартольда, И.Ю.Крачковского, Н.В.Пигулевс-' кой и других, посвященные различным вопросам мусульманской историографии.

Метод исследования. При исследовании был использован метод критического анализа источников на основе сравнительно-сопоставительного и текстологического их изучения.

.. Источники. С целью виявлення источников "Та'рих мухтасар ад-дувал", а также в качестве дополнительного источниковедческого материала, в работе был использован широки]"; круг сочинений, основными из которых послужили: "Та'рих мухтасар ад-дувал" Абу-л-Фараджа Бар Эбрея (ХШ в.); "Та'рих ар-русул ва-л-мулук"("История пророков и царей") Абу Джафара ат-Таба-ри (IX в.); "Ал-Камил фи-т-та'рих" ("Полный свод истории") Ибн ал-Асира (ХШ в.); "Та'рих ал-хукама" ("История мудрецов") Ибн ал-Кифти (ХШ в.)."Тарігеи джахангуша"("История мпрозавое-вателя") Ата Малика ДжуваІІни (ХШ в.); "Та'рих" ("История"). ал-ЙЕЙсуби (IX е.), "Фихрист" Ибн ан-Надима (X в.) и другие.

Новизна исследования заключается в том, что в нем впервые:

сочинение^ "Та'рих мухтасар ад-дувал" Григория Абу-л-Фа-радка Бар Эбрея рассматривается как один из образцов средневековых исторических сочинений, созданных в форме "мухтасар" с учетом его специфики как компиляции, созданной главным образом на материалах мусульманских авторов;

на основе текстологического и источниковедческого анализа выявлены основные источники "Та'рих мухтасар ад-дувал" мусульманского происхождения в.разделах сочинения, касающихся истории Арабского Халифата и начала монгольского периода, а также установлено отношение исследуемого нами сочинения

к каждому из выявленных источников;

- рассмотрены особенности отбора и обработки Бар Эбреем

материала из используемых им источников;

- историко-научнзе сведения, содержащиеся в "Та'рих мух-тасар ад-дувал" рассмотрены с учетом степени их компилятивности.

Практическая значимость. Материалы диссертации могут быть использованы в обобщающих исследованиях по арабской историографии и источниковедению, а также по истории культурных взаимодействий арабов с другими народами. Результаты исследования могут быть привлечены при написании моно- , графий по истории науки и культуры, а такие при разработке я чтении в вузах спецкурсов по источниковедении.

Апробация работы. Основные положения диссертации прошли апробацию на научных конференциях молодых ученых и аспирантов Института Востоковедения АН Узбекистана (Ташкент,1990, 1992, 1993), научной конференции студентов и преподавателей восточного факультета ТашГУ (Ташкент, 1989), а также в опубликованных и подготовленных к печати работах диссертанта.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании отдела "Исследование и публикация ' письменных памятников истории, истории науки и культуры народов Востока" Института Востоковедения АН Узбекистана.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.