Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Труд Абдулхая Хабиби "Джомбеш-и машрутият дар Афганистан" (конституциональное движение в Афганистане) как источник по новой и новейшей истории Афганистана Вак Гулам Ахмад

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Вак Гулам Ахмад. Труд Абдулхая Хабиби "Джомбеш-и машрутият дар Афганистан" (конституциональное движение в Афганистане) как источник по новой и новейшей истории Афганистана : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.09 / Ин-т Востоковедения.- Москва, 1993.- 15 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-3/100-3

Введение к работе

В история Афганистана XX в. есть немало явлений и событий, которые легли в основу и определили направление и характер его общественного развития. Одной из наиболее ярких ее страниц может считаться по праву борьба афганских патриотов за конституции и независимость страны в первой трети наиего столетия. Это была эпоха, когда в недрах афганского абсолютизма медленно вызревала предпосылки становления новой общественно-политической формации. Рост ее немногочисленных и ещ8 слабых элементов в начале XX в. сдерживался как внешнеполитической изоляцией, навязанной Афганистану британским колониализмом, так и господством в стране вре еще мощных феодальных структур в социально-экономической сфзре, сосуществующих с остатками дофеодальних отношений. Все это входило в растущее противоречие с тенденцией общемирового развития, в орбиту которого неминуемо втягивался Афга-- кистан. На рубеже веков в стране формировались новые социальные слои, ориентирующиеся в. своей экономической деятельное ти на рыночное хозяйство, в том числе на мировой рынок. Именно в их интересах на следующем этапе исторического развития страны после обретения ев независимости в І9І9 г. эмир Аманулла выдвинул смелую, хотя и неосуществимую в тех условиях. программу глубокой трансформации общества в направлении перехода к капиталистическим' отношениям. Но это было позже. А пока эти малочисленные и экокомичьски слабые, разобщенные социальные слои пробивали путь к общественному прогрессу, не имея политического представительства в существовавших структурах власти и ке обладая, таким образом, достаточно сильными рычагами влияния на государственную политику. Выразителями ях социальных интересов выступили представители новой афганской интеллигенции, чиновничества, сФлцер-

отва, части аристократии, имзнуеина в отечественной и зарубоа-яой историографии "конституционалистами" или "младоафганцами". В основу их программы легли требования проведения реформ, в первую очередь конституционной, и обретения страной ПОДЛИННОЙ независимости. Эти цели и требования совпадали с общенациональными интересами.

Конституциональное движение в Афганистане проходило в тесной связи и і.од влиянием национально-освободительного движения в соседней Британской Индии. Афганские патриоты не толысо под-деряивалп индийских борцов за свободу, но и приняли в свои ряда несколько выходцев из Индии, посвятивших многиэ годи своей яизни борьбе за независимость и реформы в Афганистане.

Конституционалиста занимались тагае просветительством, пропагандировали идей панисламизма, соединив борьбу за национальную независимость Афганистана с интересами других мусульманских народов региона.

Несмотря на разгром конституционалистов первой полны в 1907 т., их идеп били подхвачены и получили дальнейшее развитее в ходе второго огона движения, грзбоваїиего ликвидации абсолютистского роядаа їаіира Хабибуллы зик главного тормоза га . путе достплвнпя независимости и социального прогресса. Из шоя Еозілсіїпоста смоотйть агара законно, кладоафганцы бшіи шііу;*до-ш прибегнуть к террору.

Убийство шира Хабабуллы 20 февраля ISI9 г. и приход к їіласап ого сына, участника конституционального движения npiratp Анснуяяа открнлк повнії этап в афганской истории. После восста-ковлопкя ейзависимости в ходо недолгой войны Афганистана протіш британских колонизаторов шар Аманулла приступил к реализации серки важнейших реформ в пэлиткко-зконсмечэской к общоотвонной лїїзеп, еонлотив на практике основные идеи шіадоафгашізв.

В нових условиях конституциональное двкконве как оргонаэо-ыккая сила поростало суизотвовать, добившись провозглашенных ранее нэлой. Его наиболее видные участники заняли важные посты в нових государствэпних р. общественных структурах, оказывая поддержу 8аару-рофор.іатору. Лишь два небольшие грушш нладоаф-гшщэя радикального п либерального толна продолжали политичес-кув деятельность, в той или иной форма оказывая содействие ро-форкаторскому курсу резшга.

Б январе 1929 г. прогрессивный режим Аманулли, не получивший поддержки ооновншс слоев насоленая, пал под ударами консервативной оппозиции:. Поело прихода к власти Надир Шаха в октябре 1929 г. лидеры я видниа деятели конституционального движения подверглись репрессиям: часть из них была казнена, другие были брошены в тюршы на длительные сроки.

Несмотря на драматичній исход конституционального движения, основные иде-: и намерения млсдоафганцев были подхвачены последующим поколением афганских патриотов на пути демократизации общества.

Обо всех этих событиях повествует монография известного афганского историка Абдулхая Хабиби "Конституциональное двкда-шге із Афганистана", опубликованная в Кабуле в 1984 г.

Бе автор бесспорно занимает видное место среди самих изво-стних деятелей, науки и культуры Афганистана, составляющих "золотой фонд" ого современной интеллигенции, - А.Р. Бинава, Л Д. Кохэад, М.Г.М. Губар, Г.П. Ульфат, A.111. Рашад, Р.Фархади и др. Это был человек разносторонних интересов и наклоныостей, проя-ппвзгиИ себя в различных областях лизни общества - науко, культура, общественной" я политической деятельности. Он возглавляя в точопйэ долгого времени академии Пяпто тслипа (Академия языка пушту) и Историческое общество Афганистана. Его слава ученого далеко порокагпула граници Афганистана. Он оставил большой след в отечественно!! истории и гак кругашД общэствэтшй и поли-тяч-эскяй деятшгь, посвятив яизнь защита пчгэрэеов'народа.

Объектом исследования н диссертация является монография А.Хабпбя "Конота гуди опальное движение в Афгаїшстано", расемзт-рпгдгмая как ваиши источник ко изучения проблем нової! п новай-urett истории Афганистана.

И хотя вопроси движения за конституция и рофоргш п Афганистана з первой гретп XX в. рассматрпгалпсь во многих трудах отбпэстаанннх п зарубэянта авторов, монография А.Хабибп является пэрвнм комплэксинм исследованной проблеми в оточоствэнноЯ историография, носвягокнкм истокам, целям, характеру, псторип самого двзжянпя я таспоа взаимосвязи с протесами общественного раэвзткя страш. Ипрока используя пртияпно мптчрипли в soo-помвиппия учпмтптэдп двігаештя, Л.Хпбябп но только ясследогад

.1

деятельность конституционалистов на разных этапах афганской истории, но и представил политические портреты виднейших дэятелэЯ этого движения. Так историография движения пополнилась важными фактическими материалами, позволявшими более глубоко анализировать само движение и его воздействие на политическое развитие страны, национальную и социальную природу его участников, их место и роль в общественной жизни в последувдий период афганской истории, преемственность их идей.

Кроме собственно конституционального движения, тема которого безусловно является центральной в монография, А.Хабибв рассматривает и другие интересные еккеты отечественной истории, проливая дополнительный свет на малоизученные проблемы: борьба индийских мусульман за независимость при прямой поддержке Кабула, новые данные об эмигрантском правительстве Индии во главе с Р.Прагапш, о составе гермакс—турецкой миссии Гентига и Ни-дермайера, обстоятельный и во многом орягшзальныа анализ причин краха реформаторской политики рагшма Аманулды.

Итак, труд А.Хабиби предстает как важный источник по изучению ряда проблем политического и общественного развитая Афганистана в новый и новейший период.

Актуальность исследования. Первая греть XX.в. - это эпоха смани социально-экономической формации в Афганистане, события которой означали историчеокий поворот в судьбах афганского па- рода и наложили заметный отпечаток на всю послэдуюдув историю общественного развития страны. Поэтому обращение к истории этого периода особенно важно в настоящее время, когда после разрушительной гразданскоЗ войны и прихода к власти консервативных исламских сил в'апрале 1992 г., страна вновь оказалась перед лицом поиска дальнейшего пути развития. Актуальность изучения труда А.Хабиби обусловлена ткжэ преемственностью идей и духовных цэнноствй, наседших отражение в его монографии, - независимости, конституционализма а демократии, которые неминуемо вновь встанут в центр политической борьбы в Афганистане в новых исторических условиях.

Цовизна иосл.эдо.ващя. Настоящая диссертация является перни комплексным исследованием сочинения А.Хабиби как источника по Езученнп новой а новейшей истории Афганистана. Кроме того, его первая аналитическая работа как в отечественной, так и за-4

рубежной историографии, ке только посвященная анализу монографии, но и содержащая оценку научной п общественной деятельности ее автора, его вклада в развитие отечественной науки и культуры.

Основные дели и задачи исследования. Кодтлексное, многостороннее исследование труда А.Хабиби, основных аспектов и проблем политической исторни о граны, подходов, оценок и выводов историка определяет главную ноль диссертации - выявить его ценность гак серьезного источника но изучении вопросов новой и новейшей истории Афганистана.

В рамках этой общей цели представляется целесообразным поставить я реализовать следущпэ конкретные задачи:

дать общественно-политическую и научнуа характеристику личности автора, в том числе как очевидца многих из описываемых ш событий;

показать, какие темы, проблемы и сшиты, предетавлешше в монография, могут послужить основой для научных исследований историков, социологов, обществоведов; дать научный комментарий наиболее ваших из них;

виявить место и роль труда А.Хабиби в отечественной историографии вопроса.

Структура диссертации. Структура работы определяется задачами и характером исследования. Диссертация состоят пз 'введения, .общэствэнлеь-полигической биографии А.Хабиби, .научного комментария, текста перевода монографии на русский язык, списка примечаний -и приложения. Научный'комментарий содержит ряд самостоятель-"ннх разделов, соответствующих основним объектам научного исследования в тематическом плане.

.Приложение вклшавт в себя список использованных источников и литература, терминологический словарь, список имен собственных, географических названий и этнонимов.

Методика исследования. При проведении исследования был ис-пользоеэн исторический метод п метод сравнительного анализа с ' привлечением многих источников я научных трудов, посвященных изучении проблем политической истории Афганистана первой трети XX в.

Методологической базой исследования яоелуяют труды афганских и советских историков, рассматривающих общоственно-шышяг-

ческие процессы развития стран ближнего и Среднего Востока.

Практическая значимость диссертации. Результаты анализа, содержащиеся в работе,.могут лечь в основу болєе углубленного изучения проблем'афганской истории IX в. и послужить источниковедческой базой для разработки учебных курсов по обществоведению и истории стран Центральной. Азии.

Апробация работы. Отдэльнда йсложения диссертации нашли отражение в ряде статей, опубликованных ее автором в Кабуле в 1982-1988 гг. Кроме того, в печати находится статья, посвященная личности А.Хабиби и содержащая характеристику его политической, общественной и научной деятельности.

История изучения вопроса. Политические события первой тре
ти ЮС в. в Афганистане нашли освещение в трудах отечественных
историков уже в 30-е гг. Наиболее крупные из них - "Кризис и
спасение" М. Аниса /Кабул, 1931/, "Надир Афганский" Б.Кушкаки
/Кабул, 1931/, "Воспоминания героя" М.Салеха /Кабул, 1936/,
"Прогрессивный Афганистан" М.Али /Лахор, 1933/ и "Трагедия Ама-
куллы" И.А. Шаха /Лондон, 1933/. Они в основном содержат описа
тельный характер и представляют апологетику деяний афганских
монархов. Отсутствие научного анализа обусловлено незрелостью
заровдавшейся тогда отечественной историографии и явсткиш цен
зурными условиями; Однако ценность этих сочинений в их фактоло- .
гий, ибо их автора были участниками или очевидцами описываемых,
событий. "

Более полное исследование проблем политической истории Афганистана начала XX в. появилось в страна уже в конце 60-х гг. Важный вклад в его изучение внес известный ученый и общественный деятель, участник младоафгаяского движения М.Г.М. Губар, издавший в 1967 г. фундаментальный труд 'Афганистан на путях истории". Б последней его глава коротко рассматриваются вопросы конституционального движения в Афганистане.

Последу шив труды афганских историков также содержат лаконичное описание борьбы конституционалистов, ьо многом повтордкь пае материала М.Г.М. Губара.

Конституциональное дваженге в Афганистане, его характер п история рассматриваются и г трудах советских историков. Однако спецкальноэ исследование этой проблемы появилось лишь в 1985 г. в формо небольшой коногвнфив известного узбекского ученого Д.Я. S

Очильдиева "Младоаргансков движение в Афганистане" Дашкент, 1935/, которая в основном базируется на афганских материалах и исследованиях и носит обобщающий характер.

На Западе никто этой проблемой специально па занимался; в отдельных трудах имеется лашь косвенные упоминания об афганских коне титу ционалио rax.

В целой монография А.Хабябн - это итог немногочисленных исследований в Афганистане и за рубежом, в основа которого лежат катериалы и оценки самого автора, аго богатый исследовательский опыт.