Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Женщина Вьетнама и России в XV - начале ХVIII вв. : Источниковедческие основы гендерного исследования Доан Тхи Хоа

Женщина Вьетнама и России в XV - начале ХVIII вв. : Источниковедческие основы гендерного исследования
<
Женщина Вьетнама и России в XV - начале ХVIII вв. : Источниковедческие основы гендерного исследования Женщина Вьетнама и России в XV - начале ХVIII вв. : Источниковедческие основы гендерного исследования Женщина Вьетнама и России в XV - начале ХVIII вв. : Источниковедческие основы гендерного исследования Женщина Вьетнама и России в XV - начале ХVIII вв. : Источниковедческие основы гендерного исследования Женщина Вьетнама и России в XV - начале ХVIII вв. : Источниковедческие основы гендерного исследования Женщина Вьетнама и России в XV - начале ХVIII вв. : Источниковедческие основы гендерного исследования Женщина Вьетнама и России в XV - начале ХVIII вв. : Источниковедческие основы гендерного исследования Женщина Вьетнама и России в XV - начале ХVIII вв. : Источниковедческие основы гендерного исследования Женщина Вьетнама и России в XV - начале ХVIII вв. : Источниковедческие основы гендерного исследования Женщина Вьетнама и России в XV - начале ХVIII вв. : Источниковедческие основы гендерного исследования Женщина Вьетнама и России в XV - начале ХVIII вв. : Источниковедческие основы гендерного исследования Женщина Вьетнама и России в XV - начале ХVIII вв. : Источниковедческие основы гендерного исследования
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Доан Тхи Хоа. Женщина Вьетнама и России в XV - начале ХVIII вв. : Источниковедческие основы гендерного исследования : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.09.- Москва, 2003.- 297 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-7/915-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Источники о положенип- вьетнамской женщины 51

1. Законодательство о правовых нормах тендерных отношений я правовые нормы регулирования конфликтных ситуаций тендерных отношений 51

а. Бракосочетание... 78

б. Положение женщины в семье после бракосочетания . 81

в. Бракоразводное дело 87

г. Имущественные отношения .89

д. Проблема защиты прав женщины в Кодексе династии Ле 95

2. Источники о конфликтных ситуациях тендерных отношений в повседневности: голос женщины в фольклорных источниках. 100

Глава II Источники оположении правовых нормах

1. Законодательство о правовых нормах тендерных отношений и правовые нормы регулирования конфликтных ситуаций 136

а. Положение женщины по русскому законодательству 150

б. Бракосочетание 156

в. Бракоразводное дело 161

г. Имущественное положение женщины... 163

2. Источники о конфликтных ситуациях тендерных отношений повседневности: голос современников 188

а. Бракосочетание 198

б. Личное отношение между супругами и положение женнцшы в семье после заключения брака 205

в. Участие женщины в трудовом процессе... 208

г. Бракоразводное дело 213

Глава III: Сравнительный анализ источников 218

1. Сравнительный анализ законодательных источников: правовые нормь гендерных отношений 219

2. Сравнительный анализ свидетельств о конфликтных ситуация повседневности 237

3. Направленность изменений в условиях модернизации традиционного общества 250

Заключение 266

Список источников и литературы 276.

Введение к работе

В современных условиях особую актуальность приобретают исторические и историко-антропологические исследования, которые позволяют выявить общее и особенное в развитии человеческого общества и сохранить тот уникальный опыт, который был накоплен отдельными народами, странами и регионами мира в конкретно-исторических условиях их существования. Исторический опыт каждого народа, этноса, каждой социальной общности востребован, и может стать необходимой частью общечеловеческой культуры. Тот огромный интерес, который вызывает развитие историко-антропологических сравнений и у специалистов, и у общества в целом, свидетельствует о том, что научное пространство для сравнительных характеристик, для сопоставления должно быть расширено. Однако такие сравнения должны иметь научную основу, что, в свою очередь, актуализирует задачи разработки сравнительных методов в гуманитарном знании. Одно из актуальных направлений исследований истории и культуры составляют в настоящее время тендерные исследования. Их общую основу составляет цель изучения общих и особенных черт развития человеческого общества разных эпох и регионов на основании такого стабильного и постоянного существующего феномена, как разделение человеческих групп на поколения, на определенные социально-культурные типы отношений мужчины и женщины, родителей и детей, предков и потомков. В исторической науке, социальной психологии и социологии, правоведении, истории культуры такие исследования тендерных отношений приобретают все большее значение. Действительно, здесь имеются возможности проведения весьма интересных сопоставлений. Сохраняя постоянство разделения по тендерному признаку, каждое общество и его отдельные группы в реальных условиях борьбы за существование выработали конкретные способы социализации тендерных отношешш, роли мужчины и женщины в составе семьи и рода, в составе других социальных групп, в формировании обычаев, права правовой культуры, культуры в целом.

Современные тендерные исследования тесно связаны также с вопросами об уравнении в правах, борьбы за всеобщее избирательное право, за свободный выбор профессий, с другими социальными движениями. В многовековом историческом процессе проблематика тендерных отношений и положение женщины в обществе и семье разных стран, государств и целых регионов мира представляет собой очень перспективную тематику. Она обещает возможность при сопоставлении лучше понять, что именно является специфріческим и особенным, а что составляет сущностное, определяющее в истории человеческих отношений.

Одну из возможностей для сравнительного изучения проблемы представляет метод современного источниковедения. В источниковедческой науке объектом исследования выступают исторические источники - как реальный продукт целенаправленной человеческой деятельности, культурный объект, который дает необходимую информацию о человеке, обществе, о тех конкретных исторических условиях, которые определили создание источника. В современном источниковедении имеются теоретические основания для проведения сравнительных, компаративных исследований.

Науки о человеке ставят задачи изучение человека как личности во всем своеобразии судьбы и деятельности. Но в то же время, эта деятельность исторически обусловлена конкретными географическими, социальными, политическими условиями и культурно-нравственными нормами. Метод источниковедения привлекает тем, что он позволяет понять, как в реальности создания источника соединяется индивидуальное и типологическое. С одной стороны - источник - продукт целенаправленной деятельности, с другой, он возникает, не может не возникать под влиянием общих условий развития. Метод источниковедения поэтому привлекает возможностями компаративистских подходов, сравнительного изучения, возможностями междисциплинарности: «Понятие "исторического источника" широко охватывает все, что дает информацию для познания хода развития человеческого общества, т.е. для разрешения задач всей исторической науки» . Самосознание личности связано с историей народа, государства, общества: «Так, история личности, история ее самосознания теснейшим образом сходится в плане философско-историческом с историей регионов, народов, государств, социальных и культурных массивов и групп»2.

Соединение в реальном источнике индивидуальных и типологических характеристик открывает возможности источниковедческой компаративистики: «Опираясь на общечеловеческую способность к творчеству, к созданию реализованных продуктов целенаправленной осознанной деятельности, используя понятие вида его устойчивых структурных параметров. Мы получаем возможность самых широких во времени и пространстве компаративных исследований и, тем самым, получаем возможность достижения нового, системного, точного знания в науках о человеке»3.

Тендерные исследования вводят в научный оборот те или иные данные из исторических источников. Однако, специально проблема источниковедческих оснований тендерного исследования еще не становились предметом специального диссертационного исследования.

Хронологические и региональные рамки исследования обусловлены историческими и источниковедческими параметрами. Хронологические рамки нашего исследования охватывают период XVI - XVIII вв.

Региональные рамки. При всех конкретно-исторических различиях и особенностях, тендерная проблематика рассматривается в рамках существования крупных государственных систем двух огромных регионов мира, имевших ряд общих сущностных характеристик: сопоставимы в принципе черты социального, хозяйственного и государственного образования, чья система адекватно отражена в государственно-правовых кодексах, охватывающих широкий спектр экономических, социальных и правовых отношений государства. Это - далее, регионы с преобладающим крестьянским населением, в которых сельский труд составляет основу благосостояния страны в качестве основного, при наличии также городского населения и товарно-денежных отношений. При всех различиях географических и хозяйственно-экономических условий, языковой и культурной специфики, это общества докапиталистического типа, с традиционными -основывающимися во многом на обычном праве системами тендерных отношений и, в то же время, имеющими государственную, социальную и правовую общность, закрепленную в государственно-правовых кодексах.

Хронологические рамки исследования охватывают период XV - XVIII вв. В основу их определения положены источниковедческие основания. XV - XVIII вв. - период реального функционирования Кодекса династии Ле, и этот Кодекс выступает в данном диссертационном исследовании как основной историко-правовой феномен, рассматриваемый как исторический источник, позволяющий изучать данное общество в его системном единстве. В свою очередь, наличие для того же периода времени правовых кодексов в истории России: последовательное функционирование Судебников 1497, 1550 и Уложения 1649 г., продолжавшего оставаться действующим кодексом права и в последующее время, позволил ограничить рамки источниковедческого сравнительного исследования указанным периодом. Правовые нормы тендерных отношений, и прежде всего положения женщины по кодексам права принадлежит к явлениям, имеющим довольно устойчивое и длительное существование.

Проблема периодизации в изучении истории женщины еще не нашла в литературе должного освещения. Вместе с тем, можно отметить, что относительно широкое хронологические рамки дают возможность исследования данной истории в более длительной перспективе. Так, Н.Л. Пушкарева пишет напр., что основными рубежами в "истории русских женщин доиндустриальной эпохи "по традиции" считают XVI - начало XVIII века . Для нас оказалось существенным суждение исследователя русской крестьянской традиционной общины в России Е.Н. Швейковской о возможности изучения ее функционирования в длительных хронологических рамках "поскольку трудовая деятельность крестьянина мало зависит от времени, будь то XV или XVII век"5.

Правовые нормы в определенной мере отражают реальность основных параметров тендерных отношений. Для того чтобы рассмотреть, в какой мере эти нормы соотносились с реальностью повседневной жизни семьи, общества и государства, в диссертационном исследовании были привлечены источники, отражающие эту реальность. В ходе диссертационного исследования были выявлены информационные возможности таких видов источников, которые позволили получить дополнительные данные по изучаемой проблеме. В ходе изучения были установлены те виды источников, которые позволили провести корректное сопоставление однородных (прежде всего правовых) данных и получить представление об их соотношении с реальностью обеих стран.

Объект изучения. В качестве объекта в диссертации избран корпус источников, фиксирующих и отражающих положение женщины в России и Вьетнаме в XV- начале XVIII вв. - источников нормативных и нарративных.

Предметом исследования стало выявление информационного ресурса двух корпусов исторических источников - как о положении женщины во Вьетнаме, так и в России. На следующем этапе исследования предметом являлись сравнительные характеристики нормы и реалии, отражающие положение женщин обеих стран.

Целью исследования являлось создание и реализация проекта источниковедческого компаративного исследования положения женщины в традиционном обществе Вьетнама и России XV - начала XVIII в. Полученные результаты позволяют говорить о принципиальной возможности получения новой информации при использовании методов сравнительного источниковедческого анализа.

Поставленная цель реализована путем решения следующих задач:

-выявить степень изученности статуса женщины в традиционном обществе;

-обосновать возможность проведения компаративного изучения исторических источников по проблеме истории женщины;

-обосновать выбор основных видов источников, их хронологических рамок и приемов изучения;

-провести источниковедческий анализ для установления информационных возможностей законодательных кодексов России и Вьетнама XV-XVII вв. как источников о положении женщины;

-провести анализ источников, отражающих соотношение законодательных норм и конкретно-исторической реальности по проблеме, выявить их информационные возможности для изучения проблемы;

-выявить общие и различные позиции источников, показав, что дает именно компаративный подход к изучению проблемы положения женщины;

-показать научно-практическое значение представленного проекта: его конкретные результаты и перспективные возможности данного исследования.

Методологическую основу для проведения исследования создают современные методы наук о человеке. Для проведения исследования необходимо было использовать историко-антропологические методы: сами категории тендерного исследования представляют собою не только социальные, но и собственно антропологические характеристики. В рамках историко-антропологического подхода рассматривалось положение женщины в структурах повседневной жизни и деятельности сообщества, учитывались генеалогические категории родства, иерархии поколений и системы брачных союзов, что было особенно важно для рассмотрения правового статуса женщины и ее имущественных, в том числе связанных с родством и наследованием, прав, прав личности и собственности. В основу проведенного исследования положен источниковедческий метод, помогающий достичь главную цель - получение новой информации из источников и их сравнения для проведения корректного сравнительного изучения положения женщин двух крупных регионов мира.

Данное диссертационное исследование опирается на метод источниковедческой компаративистики. Идея этого сравнения лежит в основе современной теории и методологии источниковедения. Проблема сравнительного метода в рамках источниковедческой теории решаема в принципе: вполне "реально сопоставлять объективно существующие источники объекты культуры, имеющие общие свойства, доступные критическому наблюдению"6. Можно согласиться с тем, что "это расширяет возможности сравнительного анализа до глобальных масштабов: сравнение законодательства, актовых, договорных документов, произведений по жанрам". Свойство источников, само появление новых видов при таком подходе создает возможности получения точных данных о развитии общества" . Применяемы метод источниковедческой компаративистики разработан в рамках научно-педагогического источниковедческого направления, которое рассматривает гуманитарное знание как строго научное8. В его основе -изучение реализованных интеллектуальных продуктов, которые создают люди в процессе своей целенаправленной деятельности. Человек их создает, не может не создавать, потому что он обеспечивает свои жизненные потребности и, в то же время, обменивается информацией с помощью этих своих продуктов деятельности. Человеческая деятельность, культура коммуникативна и, создавая вещи и документы, люди используют их также как источники информации. В этом качестве реализованные продукты человеческой деятельности становятся историческими источниками. "Изучение объектов культуры как источников информации есть главная задача источниковедения"9. Для темы данной диссертации особенно важно, что "данная парадигма открывает перспективу компаративного исследования культур в глобальном масштабе и, в то же время, предлагает научному сообществу воспроизводимые результаты компаративных работ"1

Степень изученности проблемы

В данной диссертации привлекается широкий круг исследований, освещающих проблему с различных сторон, рассматриваемых в рамках нескольких групп:

1) работы исследователей тендера и истории женщины в целом и в различных странах,

2) труды по проблемам теории и метода источниковедения, которые позволили выявить ключевые основы методологии изучения источников и принципов источниковедческой компаративистики,

3) труды, позволяющие подойти к изучению корпуса источников о положении женщины России и Вьетнама: это прежде всего работы правоведов, литературоведов (особенно фольклористов), историков обычного права и др.

Кратко характируем каждую из этих групп.

В первой группе представлены работы, рассматривающие само понятие «гендер» и выясняющие тендерные аспекты истории различных регионов мира. Они изучались для того, чтобы лучше понять актуальность данной проблематики, круг вопросов, которые в ней освещаются и рассмотреть, какое место в них занимают вопросы источниковедческого метода. Так, «Гендер - это система социополовых отношений, возникающих между мужчиной и женщиной в процессе их частной (личной) жизни, трудовой и общественной деятельности» . В тендерных исследованиях рассматривается статус женщины и мужчины в различных социо-культурных обществах. Предметами тендерных исследований являются такие общечеловеческие характеристики, как родство, возраст, пол. И, следовательно, возникают стабильные позиции для сравнения: как эти характеристики проявляют себя в различных обществах. Возникают корректные параметры сравнения, одним из которых является в данном исследовании статус женщин.

Законодательство о правовых нормах тендерных отношений я правовые нормы регулирования конфликтных ситуаций тендерных отношений

Законодательство средневекового общества Вьетнама достигло своего расцвета в XV в. Результатом этого был выход «Уголовного кодекса династии Ле» («Кодекс Хонгдык»). Подлинник его до настоящего времени не сохранился. Известно 6 списков, в том числе три древних ксилографических на старокитайском языке (шифры: А.341, А. 1995, и А.2754). Кроме того, имеется еще три списка (А.2669, А.340., и VHT.31). Все эти памятники в настоящее время хранятся в исследовательском институте Хань - Ном (институт, изучающий старокитайский язык и вьетнамизированный старокитайский письменный стиль, раньше этот институт назывался французской школой Дальнего Востока)11 . Кроме того, этот кодекс был записан в книге Фан Хюи Тю «Последовательное описание прошлых династий» . Однако, в этом списке не хватает 143 статей по сравнению с вышеуказанными копиями.

Памятник кодекса с шифром А.341 считается наиболее ценным, так как он самый полный по сравнению с другими. В него входят 6 книг, текст записан на 129 листах бумаги размером 20 см. х 14 см. На каждом листе 2 страницы, в каждой странице 10 абзацев. Автор не указан. Подлинный титульный лист утрачен, заменен обложкой, на которой было начертано 4 знака «Куок Чиеу Хинь Луат» (буквальный перевод: «Государственный Уголовный Кодекс» или «Уголовный Кодекс Династии Ле») , текст написан на старокитайском языке. Имеется три таблицы и оглавление. Предисловие, указание на время создания и другие данные отсутствуют. Только в конце первой статьи главы о жалобах и исках, оскорблении, клевете «Дау тунг» (лист 70 б) было написано: «Киен Куанг Тхуан там ниен лень» (Указ третьего года Куанг Тхуан-1462)119, на листе 71 а: «Хонг Тхуан там ниен лень»(1511) и на 72 б: «Куанг Тхиеу ньи ниен лень»-1517120.

Кодекс династии Ле был найден только в начале XX в., (сначала в летописном своде Фан Хюи Тю «Последовательное описание прошлых династий», а позже в 1908 г. была найдена первая рукопись). Вьетнам тогда находился в составе французской колонии, поэтому первый перевод кодекса был сделан на французский язык. Историография кодекса начинается с его перевода (со старокитайского языка) и первых научных публикаций.

С целью контролировать законодательную систему и ознакомиться с местными обычаями, французская администрация с момента наступления на вьетнамскую землю (1858 г.), приступила к переводу законодательства страны. Так, в 60-е годы XIX в. был сделан перевод действующего тогда Кодекса династии Нгуен. И когда был обнаружен Кодекс династии Ле, французы так же сразу приступили к его переводу. Автором этого перевода был Раймонд Делусталь. Он переводил этот кодекс на французский язык, используя и хронику Фан Хюи Тю «Последовательное описание прошлых династий» и рукопись, которая была найдена в 1908 г. . Этот перевод сопровождался научными комментариями к статьям кодекса, а также сравнениями с китайским кодексом династии Тан и вьетнамским кодексом династии Нгуен122.

Спустя почти полвека, в 1956 г., Кодекс впервые был переведен на современный вьетнамский язык с целью преподавания правоведения в высших учебных заведениях в городе Хошимин. Перевод был выполнен группой ученых, а именно - Лыонг Тхань Као, Нгуен Ши Зак, By Ван May. Предисловие к переводу было написано правоведом By Ван May. В Ханое в 1961 г. в Институте истории также был выполнен перевод текста Кодекса по списку хроники Фан Хюи Тю. Ученым известно, что в этой хронике не хватает большого количества статей.

В 80-е годы XX в., в Гарвардском университете США, Кодекс династии Ле был переведен на английский язык для изучения законодательства Восточной Азии. Перевод был сделан группой ученых: Нгуен Нгок Хюи, Та Ван Тай, Чан Ван Лиемю.

В 1991 г. осуществлен более основательный перевод Кодекса на современный вьетнамский язык, который был выполнен учеными Нгуен Нгок Ньуан и Нгуен Та Ньи. Предисловие к этому изданию было подготовлено историками института истории Вьетнама. Это издание, как лучшее, и было использовано в данной диссертации .

После августовской революции 1945 г. и падения старого режима во Вьетнаме, в стране еще несколько десятков лет (до 1975 г.) продолжалась война Сопротивления (1945-1954 гг.), а позже - война против американской агрессии, которая одновременно носила и гражданский характер. Эти условия не могли не влиять на научную жизнь страны. Но все же за полвека, с момента первого перевода Кодекса династии Ле, этот памятник постоянно вызывал интерес во Вьетнаме и за рубежом. Появились многие работы, посвященные кодексу. В данной главе диссертации, мы не претендуем на всесторонний обзор всех этих работ, отметим только основных авторов и их работы, и главные вопросы истории Кодекса.

Главным специалистом по Кодексу династии Ле является правовед By Ван May. Он был одним из переводчиков первого издания, и автором предисловия к этому переводу. В его работе «Очерк вьетнамского средневекового права» , Кодекс династии Ле рассмотрен как с источниковедческой, так и правовой стороны. Анализируя содержание Кодекса, By Ван May показан, что Кодекс Ле испытал влияние китайского законодательства, но в то время он отразил влияние вьетнамского обычного права, поэтому и имел свой национальный характер. Ученый сравнивал Кодекс династии Ле с Кодексом династии Нгуен «Хоанг Чиеу луат ле» и пришел к выводу, что «Кодекс Залонг (династии Нгуен) утратил национальный характер. Все прогрессивные, оригинальные черты Кодекса династии Ле не остались в кодексе династии Нгуен.» (Важно напомнить, что кодекс династии Нгуен (1802- 1945) представляет собой свод законов почти полностью скопированный с китайского Кодекса династии Цин).

Проблема защиты прав женщины в Кодексе династии Ле

Выше нами отмечалось, что государственное законодательство эпохи династии Ле испытало воздействие и отчасти восприняло государственное законодательство Китая. Конфуцианская идеология также оставила свой отпечаток в области законодательства о браке и семье. Однако необходимо сказать об огромной степени трансформации конфуцианской идеологии, касавшейся семьи и брака, в законодательстве Вьетнама. И, несмотря на правовые ограничения, обусловленные конфуцианством, традиционные вьетнамские нравственно- правовые ценности сохранялись и они были также введены в Кодекс Ле. Вьетнамские женщины получали правовую защиту по целому ряду личных прав и прав собственности.

Привлекательный национальный характер традиции и нравственно-правовые ценности вьетнамского народа, специфическая обстановка в государстве нашли широкое отражение в Кодексе. Одним из содержательных проявлениіі этого национального характера стали многочисленные нормы Кодекса, направленные на защиту прав женщин.

Впервые по Кодексу династии Ле женщинам разрешалось, хотя в ограниченном порядке, проявлять инициативу разводиться с мужем. Женщина могла попросить развод у властей, если муж оставил семью на 5 месяцев без внимания и содержания не из-за государственной службы (если уже были дети, то этот срок продлялся на год). Статья 308 гласит: «если муж оставил жену более чем на пять месяцев подряд, (его жена предъявляет доказательство местным чиновникам), то он теряет жену. Если у них были дети, то данный срок продлевался до одного года. В случае отсутствия мужа по служебным делам, наказание не применяется. Если после развода бывший муж препятствовал другим мужчинам, желающим сочетаться с этой женщиной, то он подвергается снижению в ранге». Таким образом, существовало известное ограничение в правах мужа над своей женой. В этой статье ярко выражены нормы обычного права вьетнамского народа. По мнению исследователей, подобных норм нет ни в китайских кодексах, ни в Кодексе династии Нгуен (Кодекс Зялонг). По Кодексу династии Нгуен, жена не может разводиться с мужем «если это было только пренебрежение, если муж был просто в деловой поездке, или отсутствовал ища своих родственников или по другим подобным причинам, она не могла выйти замуж повторно, вне зависимости от того, как много лет прошло» 2. Кодекс Ле не признавал никакого другого оправдания пренебрежения мужа женой, за исключением его отсутствия по государственным делам. Кроме того, женщине разрешалось развестись с мужем в некоторых исключительных случаях, оговоренных законодательством, которое устанавливало частичные ограничения убытков жены в семье, основанной на правилах конфуцианства. Например: «...Если зять без уважительных причин бранит родителей жены, то родители жены могут подать жалобу в суд для решения вопроса развода»203.

Муж не мог разводиться с женой в трех следующих случаях, даже если у нее имелся один из семи указанных «грехов»: - если жена уже носила траур по родителям мужа (время ношения траура 3 года); - когда поженились, супруги были бедными, а потом стали богатыми; - когда женились, у жены были родственники, а к моменту развода у нее не осталось никого, к кому она могла бы вернуться после развода; В трех случаях запрещения мужу разводиться с женой, (о чем говорилось выше) очевидно, что законодатели династии Ле ограждают ее права. Законодательство эпохи династии Ле впервые определяло брачный возраст для юношей с 18 лет и для девушек - с 16 лет. Такая регламентация с одной стороны обеспечивала уход и заботу о родителях с достаточно раннего времени, воспитывала у наследников рода почтение к предкам, а с другой стороны защищала девушку от слишком раннего брака (т.е. от выхода замуж в детском возрасте), чтобы избежать тяжелых и ранних нагрузок на детский организм. Эта регламентация была гуманным решением женского вопроса. В определенных случаях кодексом Ле разрешен отказ со стороны девушки от свадьбы, пока не состоялось бракосочетание: «девушка, просватанная замуж, но еще не вступившая в брак (т.е. семья невесты уже получила свадебные подарки от семьи жениха), в случае, если жениха сразил тяжелый недуг, или он совершил преступление, или он был виновником в разрушении семейного имущества, невесте разрешалось пригласить чиновника и вернуть свадебные подарки»204. Разрешение невесте отказаться от брака, пока он еще не был заключен, в данном конкретном случае было достаточно обоснованным, и защищало ее права. Если семья жениха уже вручила свадебные подарки семье невесты (т.е. обручение уже свершилось) и, не имея на то достаточных оснований, которые оговаривались бы в законе, не желает бракосочетания - жених наказывался 80-ю ударами палкой и терял право на возвращение свадебных подарков: «Если семья жениха отказывается от невесты после вручения свадебного подарка, то подвергается наказанию в 80 плетей и теряет право на возвращение свадебного подарка» . Эта норма защищала невесту от нанесения ей моральной обиды.

Хотя по правилам патриархальной семьи жена считалась собственностью мужа, законодательство династии Ле запрещает ему продавать жену, или заставлять ее работать по найму. От мужа и жены требовалось любить и уважать друг друга. Если муж, находящийся на государственной службе, пренебрегал или оставлял свою жену из-за страсти к другой женщине, он мог быть понижен в должности при наличии жалобы со стороны жены: «тот, кто берет в жены своих содержанок, подвергается штрафу. В случае, кто из-за чрезмерной привязанности к содержанкам питает холодность к жене, тот подвергается понижению в ранге (наказание производится только при наличии жалобы со стороны жены)» . Таким образом, кодекс Ле ограждал права женщины, обращая внимание мужа на ее права, даже если ее молодость и привлекательность были позади.

Кодекс Ле не препятствовал женщинам в подаче исков в суд, таким образом, существовал инструмент для защиты их прав207. В судах женщинам высших социальных слоев было позволено стоять, вместо того, чтобы сидеть на полу, или в некоторых случаях они могли посылать вместо себя доверенного. Так, «женщины из королевской семьи могут посылать в суд вместо себя доверенное лицо» .

Вьетнамские женщины были защищены от некоторых форм принуждения (насилия): так, например, от попыток со стороны домашних слуг императорских принцев и принцесс силой принудить кого-либо к замужеству: «Если домашние слуги императорских принцев (или принцесс), используя свои права,...заставляют дочь простого человека выйти за себя замуж... то подвергаются наказанию: ссылка на каторгу... »209.

Законодательство о правовых нормах тендерных отношений и правовые нормы регулирования конфликтных ситуаций

Изучение законодательных источников этого периода имеет весьма значительную историографию. Это - исследования историков русского права, историков России, источниковедов. Предметом их исследований явились крупные законодательные памятники, последовательно сменявшие друг друга на протяжении конца XV-XVII вв. В этот период российское государство быстро развивалось и расширяло свою территорию, пройдя путь от централизованного государства к сословно- представительной монархии и становления абсолютизма. Изменения в политической системе, централизации управления и экономической жизни сопровождались ростом населения и изменениями в положении как высших слоев общества, так и, в особенности, в положении основного сословия -крестьянства. Сохранялась общинная система внутреннего управления и землевладения, но крестьянство постепенно теряло свободу передвижения, что и было зафиксировано первоначально в Судебниках 1497 и 1550 г., ограничивших свободу крестьянского "отказа" от проживания у землевладельца (период двух недель, так называемый Юрьев день), до полного закрепощения, которое и было зафиксировано и законодательном кодексе - Соборном Уложении 1649 г.

Исследователи истории российского государства и историки права детально изучали главные законодательные кодексы России как исторический источник . Подробно воссоздана история их текстов, история создания, проанализирована содержательная сторона законодательных источников. В настоящее время имеются научные публикации этих источников. Одна из них ("Памятники русского права") особенно была ценна для изучения, поскольку содержит обширный научный комментарий и для Судебников и Уложения, анализ каждой из глав и даже статей источника. Авторы не касались непосредственно проблематики тендерных отношений. Однако предметный указатель издания и комментарии к отдельным правовым нормам позволили выделить целый ряд аспектов интересующей нас темы.

Политическое объединение русских земель вокруг Москвы привело к новым взаимоотношениям между сословиями, между властью и обществом, между центром и периферией. Судебник 1497 г. стал первым сводом общерусских правовых норм. Значение этого юридического кодекса велико. Он отражает и правовую мысль, и реально сложившиеся правовые нормы централизованного государства. Это был памятник действующего права до того времени, когда Иван IV, положив в основу Судебник своего деда, создал новый судебник 1550 г. Его появление объяснилось новым статусом государя, получившего большую власть в политической системе. Усилилась централизация управления и судопроизводство. После того, как в стране произошли события Смуты начала XVII в., когда прервалась прежняя царская династия и к власти пришла новая - династия Романовых, в середине XVII в. был создан новый кодекс - Соборное Уложение. От предшествующих судебников кодекс отличался большим объемом, сложной разработанной структурой, разделы были снабжены тематическими заголовками, определяющими нормы права в отношении отдельных сословных групп или объектов применения права. Уложение стало основным кодексом российских законов, действующим правом вплоть до середины XIX в. Когда была предпринята кодификация российских законов, то новый кодификационный памятник - Полное собрание законов Российской империи (1830 г.) - он открывался Уложением. Таким образом, обращаясь к истории Российского государства XV-XVIII вв., можно использовать три последовательно сменявших друг друга общероссийских правовых кодекса.

Основными объектами в нашем источниковедческом исследовании являются законодательные источники избранной нами эпохи XV-XVII вв. Законодательство - вид исторических источников, объединяющий нормативные документы, санкционированные верховной властью . Одна из важных для исследования возможностей состоит в том, чтобы рассматривать эти памятники в сравнительной перспективе.

Первым крупнейшим законодательным кодексом Русского централизованного государства был Судебник 1497 года. Он предназначается для того, чтобы централизовать и унифицировать порядок судебно-административной деятельности на всей территории государства. Содержание Судебника посвящено вопросам судопроизводства, управлению, распределению судебных пошлин.

Долгое время Судебник 1497 г. был известен лишь в отрывках, прежде всего, по запискам С. Герберштейна. Только в 1817 г., он был обнаружен П.М. Строевым. Текст Судебника до настоящего времени известен в одном списке. Заголовок указывает время его создания: «Лета 7006-го месяца септемвриа» и содержание: «уложил князь Иван Василевич всея Руси с детьми своими и с бояры о суде, как судити бояром и окольничим»306.

Судебник 1497 г. явился итогом всей предыдущей законодательной деятельности Русского государства. Источншсами Судебника послужили Русская Правда, Псковская и Новгородская судные грамоты. Предположение, что на текст Судебника влияют нормы обычного права, вызывает дискуссию в историографии . Текст Судебника не был разбит на отдельные статьи. Владимирский-Буданов разделил тест на 68 статей. По составу принято делить судебник на три части:

Большое внимание составителей Судебника было обращено на упорядочение получения судебных пошлин, в частности от «поля»- судебного поединка. Судебник узаконивает «отказ» крестьян от помещика, причем это право крестьяне имели лишь один раз в году, «в Юрьев день» . Таким образом, было введено законодательное ограничение крестьянских переходов, что обеспечивало насущные потребности господствующего класса и постепенное закрепощение крестьян. Система смертной казни водилась вне зависимости от состава преступления, а в зависимости от личности преступника , что подчеркивает тенденцию феодально-сословного развития законодательства.

Сравнительный анализ законодательных источников: правовые нормь гендерных отношений

Начиная данное исследование, мы обозначили его цель: сравнительное изучение источников по актуальной теме тендерных отношений. В качестве общего основания самой возможности сравнения было взято наличие общих и постоянных универсалий: для исторического процесса характерно наличие отношений родства, возрастов и поколений, наличие тех или иных форм родственных и семейных отношений, всегда связанных с проблемой тендера, то есть рода, и особого положения, своего места в нем мужчины и женщины. Эта историко-антропологическая общность позволяет в принципе проводить сравнения социальной роли тендерных отношений и статуса мужчины и женщины на всем протяжении исторического процесса, как в прошлом, так и в современности, в различных регионах мира. Рассматривая разнообразную литературу по тендерным проблемам, можно видеть, что такие сравнения постоянно проводятся, они всегда привлекают внимание и, несомненно, будут продолжаться и развиваться.

Однако, помимо общности самого предмета, то есть тендерных отношений, необходимо было выбрать однородный объект для сравнения. Источниковедческая концепция дает представление о таком объекте. Теория источниковедения утверждает, что человек всегда создает реализованные продукты своей целенаправленной деятельности. Он делает это всегда, создает целенаправленно и осознано, и всегда эти продукты культуры выступают как источники ігнформации о нем, о том обществе, в котором человек живет и действует. Следовательно, исторические источники, как продукты человеческой деятельности, существуют постоянно, и их вполне можно сравнивать. Далее, опираясь на теорию источниковедения, можно утверждать, что для каждой эпохи в истории характерна особая система исторических источников, и ее возможно изучать, а следовательно и сравнивать. Рассматривая состав источников, сложившихся в ходе исторического процесса в различных странах и регионах мира, можно заметить ряд общих характерных типологических черт, которые выступают, несмотря на большие отличия, возникшие в зависимости от конкретно - исторических условий места и времени. Можно различать, напр., такие типологические особенности, как наличие источников нормативных (устанавливающих нормы деятельности и поведения людей) и нарративных, то есть таких источников, которые повествуют, рассказывают о том, как события происходят в реальности. Среди нормативных источников особое значение имеют законодательные, то есть те, которые установлены государственной властью и содержат определенные нормы, выполнение которых обязательно и закреплено соответствующими карами за их нарушение. Законодательные источники всегда рассматриваются в общих обзорах источников, потому что их информационное значение действительно очень велико.

Особый интерес представляют общие законы, регулирующие правовое пространство всей территории государства и касающиеся всех социальных слоев общества. Законы регулируют отношения сограждан и государства, их обязанности по отношению к государству и также их имущественные, семейные и личные отношения между собой. Именно поэтому законодательство довольно широко изучается и используется историками. В работах, посвященных обзорам источников отдельных стран или целых регионов, обращения к законодательным нормам прослеживается весьма часто. Обращаются к законодательным нормам общих законов и исследователи тендерных отношений. Особенно важным для нашей темы было обращение историков жизни российской женщины к нормам права, устанавливавшим имущественные права женщин.

Однако изучение законодательства как исторического источника в сравнительном плане и именно о положении женщины специально не проводилось. Такое сравнительное изучение оказалось возможным, потому что и в российском, и во вьетнамском государствах такие общие законы существовали.

Основными законодательными источниками для сравнительного изучения стали, как показано в предыдущих главах, кодекс династии Ле, который являлся действующим законодательным кодексом во Вьетнаме на протяжении XV- конца XVIII вв., и три последовательно сменявшие друг друга кодекса в России. Кодекс 1497 г. являлся действующим на протяжении 50 лет, затем его сменил Судебник 1550 г., который был, по существу, его продолжением и составлен на основе кодекса 1497 г., дополняя лишь по отдельным, хотя и важным вопросам. Уложение 1649 г. - наиболее полный и юридически подробно разработанный кодекс, не являлся отрицанием предыдущих. Однако он отражал новую реальность середины XVII века. Уложение подробно рассматривало и вопросы землевладения, и наследования разных категорий земельных владений. Уложение являлось законодательным источником на протяжении длительного времени -вплоть до первой третьи XIX в., когда встал вопрос об освобождении крестьян от крепостной зависимости.

Таким образом, оказалось возможным изучать однородный вид источников (законодательных) на протяжении всего рассматриваемого периода и получить данные о нормах, регулирующих социальные отношения на всем пространстве государства. Сравнительный анализ проводится на основании однородных источников, относящихся к государственным образованиям, имеющим, разумеется, очень много весьма существенных отличий. Однако, в них имелись и существенные общие черты: это были централизованные государства, имевшие общие законодательства. Эти государства имели под своим общим контролем обширные земельные ресурсы. При всех географических и природных различиях, это были сельские общества с оседлым хозяйством, земледелием, как основным занятием населения, и с крестьянством как основной части общества. Принадлежа к различным культурным ареалам, они имели и общие черты, отчасти определяющиеся тем, что называют хозяйственной культурой. Хозяйственная культура и ее экономическая составляющая непосредственно воздействует на социальную организацию людей в их хозяйственной сфере, на правовую и политическую культуру. Известно деление культур на те, которые характеризуются высокой степенью устойчивости, наличием традиционных культурных моделей и на те, которые более восприимчивы к изменениям . По этим общим параметрам изучаемые нами общества вполне сопоставимы. К их характерным чертам относится устойчивое отношение к нормам обычного права, которые длительное время продолжают существовать как в типе хозяйствования, так и в типе тендерных отношений этих обществ. Устойчивые черты в культурной и хозяйственной повседневности существуют длительное время, что и позволяет рассматривать изучаемые тендерные явления как относительно стабильные на протяжении нескольких или даже многих веков.

Эти устойчивые черты отмечают многие историки крестьянского хозяйства и быта в ряде стран, как Европы, так и Азии и другие исследователи отдельных стран.

Похожие диссертации на Женщина Вьетнама и России в XV - начале ХVIII вв. : Источниковедческие основы гендерного исследования