Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ковры Молдавии Гоберман, Д. Н.

Ковры Молдавии
<
Ковры Молдавии Ковры Молдавии Ковры Молдавии Ковры Молдавии Ковры Молдавии Ковры Молдавии Ковры Молдавии Ковры Молдавии Ковры Молдавии Ковры Молдавии Ковры Молдавии Ковры Молдавии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гоберман, Д. Н.. Ковры Молдавии : диссертация ... кандидата искусствоведения : 00.00.00.- Ленинград, 1955

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Исторический обзор развития ковроделия в Молдавии 35

Глава вторая. Общая характеристика молдавского ковра .. 64

Глава третья. Основные мотиве, приёмы композиционного и цветового решения.

1. Мотивы коврового рисунка 77

А.Растительные мотивы 81

Б.Геометрические мотивы... 114

В .Мотивы животного мира... 132 ,

Г.Мотивы человеческой фигуры... 137

2. Композиция 141

3. Цвет 158

Глава четвертая. Молдавское советское ковроделие.. 171

Заключение 191

Библиография 192

Иллюстрации 198

Введение к работе

Ковроделие в Молдавии является наиболее развитой областью народного искусства. Существуя в течение веков и будучи глубоко самобытным, оно достигло высокого художественного уровня. Ковроделие распространено в Молдавии повсюду и представляет излюбленный народом вид художественного творчества.

В ряду различных облаете! народного искусства ковроделие наиболее полно и ярко отразило богатство и своеобразие орнаментально-декоративной культуры молдавского народа, его высокую художественную одаренность.

Всестороннее изучение молдавского ковроделия имеет большое практическое значение для дальнейшего развития коврового искусства и создания его новых форм. Изучение всего разнообразия ковровой орнаментики и художественных приемов ковроделия должно способствовать успешному развитию и других областей декоративно-прикладного искусства Молдавии, а также архитектуры, для которой творческое использование орнаментальных форм народного искусства может открыть новые, чрезвычайно интересные возможности, подобно тому, как это имеет место в архитектуре других республик, например, Армении, Грузии, Узбекистана.

Изучение молдавского ковроделия, отразившего в себе всю сложность процесса формирования и развития народной художественной культуры, представляет кроме того и значительный историко-культурный интерес. Оно выявляет тесные связи народного искусства с народной жизнью, бытом, оно показывает высокое мастерство и глубокое чувство красоты у его творцов.

Великие деятели русской культуры постоянно обраща лись к народному искусству, видя в нем неисчерпаемый источник вдохновения, Н.А.Добролюбов так говорил о народном творчестве: "Если еще есть в мире поэзия, то её нужно искать среди народа" . Важность изучения народного искусства подчеркивал А.М.Горький, который видел в народных маетерах зачинателей искусства. "Основоположниками искусства, писал он, - были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, ... люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи М.И.Калинин называл народ "золотоискателем", который "выбирает, сохраняет и несет, шлифуя на протяжении многих дееятиле-ти«, только самое ценное, самое гениальное" . "Вы понимаете" , говорил М.И.Калинин, - что в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности" .

Коммунистическая партия проявляет повседневную заботу о развитии народного искусства, создавая для этого все необходимые условия. В нашей стране народные массы "могут проявить себя, развернуть свои способности, обнаружить таланты, которых в народе - непочатый родник и которые капитализм мял, давил, душил тысячами и миллионами" . В своих постановлениях партия неоднократно указывала деятелям советского искусства на важность изучения сокровищнице народного творчества, таящей в себе.

Значительный интерес в этом отношении представляет собрание ковров Республиканского Музея краеведения в Кишиневе (быв.музея Бессарабского губернского земства) В собрании представлены различные ковровые типы и имеются уникальные образцы ковродежия конца ХУШ - начала ХІХвв Несмотря на отсутствие в указанном собрании ковров, типичных для левобережной Молдавии, несмотря на утрату

2) значительного числа ковров- в годы войны , коллекция музея по полноте характеристики материала и по качеству образцов остается наиболее интересной. Помимо ковров собрание музея содержит ценные образцы нековрового узорного ткачества в виде коллекции рушников (штергаров) и замечательные старинные вышивки ХУШ века национальных женских костюмов бкамеш), часть которых является, на наш взгляд, работой буковинских молдаван. Все это составляет ценный сравнительный материал при изучении коврового рисунка. Указанные экспонаты, за редкими исключениями, не имеют нйтдатщшвки, ни географической паспортизации.

Несколько ценных молдавских ковров имеется в Республиканском Художественном музее в Кишиневе, Из них особенно интересен старинный ковер, реставрация которого представлена на фиг.103, наст5 Государственный Музей этнографии народов СССР в Ленинграде обладает ценнейшим материалом по народному изобразительному искусству молдаван, состоящим из ряда коллекций, собранных этнографическими экспедициями музея за период 1905-1927 гг. коллекции содержат образцы ковроделия, вышивки, нековрового узорного ткачества и росписи Левобережной и Северной Молдавии, а также молдаван, населяющих сопредельные с Молдавией ооласти Украина1К Таким образом, при изучении молдавского ковроделия, как и других областей народного искусства, собрание Государственного Музея этнографии народов СССР, почти не отображающее искусетво Бессарабии, является ценным дополнением к собранна музея краеведения в Кишиневе, где, наоборот, хорошо представлена Бессарабия, но нет образцов народного изобразительного искусства молдаван высоко оцениваются Этот ковровы! фонд, рассеянный по все! Молдавии, преимущественно, но крестьянским жилицам, еще достаточно велик, и дальнейшее его изучение даст возможность обнаружить важные для исследования народного искусства образцы. Этот фонд является пока источником изучения вопроса, в значительной степени не раскрытым Очень важным ковровым фондом Молдавии являются ковре, хранящиеся в молдавских монастырях и церквах. Изготовленные народными мастерами главным образом, в приусадебных помещичьих ковровых мастерских, ковры эти попадали в монастыри и церкви как дары от помещиков Часть их изготовлялась і самих монастырях. Однако монастырский и церковным ковровый фонд, который мог бы при надлежащ щем хранении донести до наших дней образцы ковров боль-ваой давности, хотя бы начала ХОТ в (как, например, риановский, Гинкуловски и др. монастыри), не сохранил ничего из этих древностей. В монастырских и других церквах дарственные ковры насчитываются десятками, но все они относятся к концу и редкие - к середине или началу XIX в. Объясняется это общепринятой на юге России и санкционировавшееся епархиальным начальством системой периодической очистки церковного хозяйства от "отарья", в которое вместе с "пришедшими в негодность" наиболее старыми и ценными предметами живевиси, деревянной резьбы, вышивки, чекана и др. попадали интересные образцы ковроделия.

В советски период проведен ряд мероприятий по выявлению и фиксации лучших образцов молдавского ковроделия.

Музей художественной промышленности РСФСР в Москве обладает не больной коллекцией зарисовок молдавских ковров, выполненных художницей М.С.Назаревской в 1935 г. в Левобережной Молдавии, преимущественно в Тирасполе. Эти материалы гвПЩсТГ6я1р , особую ценность, так как большая часть зафиксированных в них ковров погибла во время Великой Отечественной войны В 1945 г , сразу же по окончании войны, подобная работа была проведена в Правобережной Молдавии группой художников (Е Я Шумяцкой, З.К Ярцевой, Т.Н Йсаковой, Н К ПрозоровоЙ)« Выполненные ими по натурным зарисовкам цветные таблицы хранятся в настоящее время в архиве Управления по делам архитектуры при Совете Министров Молдавской ССР в Кишиневе Указанные таблицы являются важным дополнением к музейному ковровому фонду и представляют существенный и достоверный материал для изучения молдавского ковроделия Интерес представляют и молдавские ковры, находящиеся в зарубежных частных собраниях и музеях Они частично использованы в настоящей работе на основании репродукций в различных печатных изданиях Следует при этом отметить, что частное коллекционирование привело к гибели значительного количества молдавских ковров, так как коллекционеры, не передавшие свои собрания в государственные фонды, не могли, естественно, обеспечить их сохранность и эвакуацию в военные годы Значительный урон молдавскому ковровому фонду нанесли скупщики - агенты иностранных, преимущественно американских,фирм и торговцев, скупавшие лучшие произведения для отправки заграницу

Рассматривая ковровый фонд Молдавии нельзя не отметить тот факт, что музеи нашей страны и в первую очередь Республиканский Музей краеведения в Кишиневе, где находится лучшее собрание молдавских ковров, до сих пор не имеют образцов молдавского ковроделия советского периода. Собрания музеев остаются поэтому ретроспективними, не отражают начала нового, важнейшего этапа в развитии молдавского ковроделия.

При исследовании сохранившихся ковров одной иэ наиболее трудных задач и пока в значительной мере неразрешимой является установление атрибуции материала - его датирование и географическая паспортизация» Точно датированные ковры представляют большую редкость и насчитываются единицами (фиг,30,40,49,50,95,142), Эти отдельные экспонаты особенно ценны, так как являются исходным материалом для характеристики художественных черт коврового искусства соответствующе.го периода, В общем случае датирование может быть лишь весьма приблизительным, с точностью в несколько десятилетий.

Основными признаками, дающими возможноств приблизительно датировать ковер, являются, прежде всего, его художественно-стилистические особенности, вполне определенные для периодов расцвета, начала упадка или кризиса коврового искусства . Однако известно, чта в конце XIX, как и в начале XX вв., старые традиции продолжали в народе жить, и на многих коврах воспроизводились рисунки лучших старинных образцов, Этот период общего упадка от - 10 мечался производством отдельных очень хороших образцов, в которых старые традиции находили не только отражение, но и дальнейшее развитие, В тех случаях, когда проникновение черт, свойственных периоду упадка, выражены слабо, установление датировки ковра может помочь исследова-J ниє его сохранности, материала пряжи, красителе!. При этом наличие шерстяной основы и красителей растительного происхождения позволяет, в общем случае, отнести ковер к более раннему времени. Анилиновые красители свидетельствуют об изготовлении ковра не ранее 70-х годов XIX в«

Если датирование ковров может быть произведено, хотя и с очень малої степенью точности, то географическая паспортизация на данной стадии изучения материала в большинстве случаев совершенно невозможна. Приводимые указания на местонахождение ковров не связаны с местом их производства. Лишь в редких случаях имеются данные о месте изготовления ковров, однако и их достоверность не является неоспоримой. 

Можно не сомневаться в том, что различные типы в своих истоках были связаны определенными географическими областями производства. Отдельные типы ковров, как, например, горизонтально ориенти (рованные вазонные ковры Левобережья, близкие к подольским коврам подобного типа, сохранили эту связь до настоящего времени. Однако с развитием капиталистических отношений в Молдавии и расширением экономических связей между областями страны большинство ковровых типов, ранее связанных с определенными районами, стали производиться повсеместно, утратив, таким образом, свои территориальные признаки, и определение области их производства не представляется возможным. Сказанным объясняется неосуществимость сколько-нибудь подробной систематизации материала ни по хронологическому, ни по географическому принципам,

В сохранившемся материале выделяется основная его масса, куда вхбдят_ковры периода расцвета ковроделия и те из более поздних, которые отражают и продолжают традиции предшествующего периода. Поздние ковры, отмеченные че] тами упадка, хотя и дают иногда своеобразные решения, в большинстве своем не представляют сколько-нибудь значительного художественного интереса, в чем убеждает приводимое нами в дальнейшем сопоставление их с коврами лучших традиций. Шттщшмяфутт Ковры:, отразившее наиболее высокие достижения национального ковроделия, являются главным предметом изучения в настоящей работе и теми примерам! к которым должны обращаться советские мастера и художники при создании современных ковровых произведений.

Имеющиеся литературные источники дают по интересующе-му нас вопросу лишь разрозненные отрывочные сведения преимущественно иеторико-этнографического характера. Монографических исследований по молдавским коврам, как и вообще по народному искусству Молдавии, до настоящего времени нет, область эта оставалась неизученно!.

Первые упоминания о бытовании ковров на территории современной Молдавии находим в летописных источниках Х-ХП вв В дальнейшем ковры, получившие уже широкое распространение, упоминаются Павлом Алеппским в середине ХУЛ в.

С начала ХІХ в. в литературных источниках, представляющих этнографические описания, путевые заметки и письма, встречаем множество хотя и кратких, но достоверных сведений о применений ковров в молдавском быту. Авторы работ отмечают важную роль ковра в иетерьере жилища и отдельные типы ковров, подчеркивают их высокие художественные достоинства. Подобные указания находим в пиеьмах И С.Аксакова, в работах А.Афанасьева-Чужбинского, А.Паули, А.Защука, позднее - в конце XIX и начале XX вв.- у Д.Пахомова, В.Дедлова, Д»Суручана, Л.Берга и других

Краткие упоминания о молдавских коврах имеются в польских и австрийских изданиях, посвященных ковроделию или общему обзору народного искусства Ралиции и балканских стран Из них отметим работы Л.Вежбицкого, А.Ганке-вича, А.Рнгля, Е.Кольбенхейера, Г.Боссерта, А.Хаберланд-та. В отмеченных работах с традициями молдавского ковроделия связывается ковроделие западные облаете! Украины. Следует указать, что авторы большинства этих работ, приводя ценные сведения по истории развития ковроделия в соседних с Молдавией странах, придерживаются ошибочных положений в вопросах истоков народной орнаментики юго-восточной Европы, относя эти положения и к молдавскому ковру.

В начале XX в. усиливается интерес к молдавским коврам в самой Молдавии. В это время издается два литографированных альбома, в которых фиксируются некоторые образцы молдавских ковров. Первый из них, составленный "ученым рисовальщиком" В.Арбузовым и изданный в 1902 году, страдает плохим подбором образцов,- вр многих случаях слабых

Полные названия работ этих и нижеследующих авторов см. в библиографическом указателе. в художественном отношении. Выжод в свет в 1912 г. Альбома узоров молдавских ковров", составленного Г.Реммером, сыграл положительную роль в деле распространения образцов коврового рисунка, В альбоме воспроизводятся ковры из собрания бывшего музея Бессарабского губернского земства, в большинстве своем сохранившиеся в Республиканском Музее краеведения в Кишиневе. Ценность альбома, однако, значительно снижается произвольной трактовкой пропорций ковров, а в ряде случаев и самого узора, что сильно искажает общую ковровую композицию. Совершенно неправильно, в противоречии не только с натурными образцами, но и с известными народными традициями, изображены в альбоме угловые части коїм, хотя составитель, невидимому, полагал, что этим "улучшает" народный орнамент. Материал указанных альбомов не имеет никакой систематизации и научно не обработан.

Некоторые статистические сведения, касающиеся производства ковров в Молдавии в конце XIX - начале XX вв», находим в литературе, издававшейся Бессарабским земством. Сведения эти частично отражены С.Давыдовой в "Очерках производства ковров в России".

В начале XX в. появляется ряд печатных работ по украинскому и румынскому народному искусству. Некоторые из них специально посвящены ковроделию» Работы эти интересны для нас тем, что в них в той или иной мере затрагиваются вопросы молдавского ковроделия.

В литературных источниках по украинским „коврам, изданных в дореволюционный период и в первые послереволюционные годы, молдавский ковер рассматривается как западно украинский. некоторых случаях ковроделие Правобережной Молдавии, т.е. Бессарабии, именуется румынским из-за недо статочной осведомленности авторов, смешивавших, вероятно, на основании языкового сходства, молдаван с румынами. Так, в статье Б.Крыжановекого "ирнамент украинских и румынских килимов" под румынскими следует понимать молдавские ковры. Подобные ошибки встречаются в работах других авторов и довольно часты в этнографической литературе.

Имеющиеся работы по коврам Украины ь.Крыжановекого, ВЛІещанского, А.Зарембекого, Я.Рыженко, Е.Кузьмина и др. представляют краткие обзоры этой темы. Интересна статья Б.Крыжановского, в которой автор выделяет в особую груп пу ковры Западной Украины, куда относит и молдавские, и отмечает наиболее характерные их черти. В этой работе впервые в литературе сделана попытка систематизации украинских ковров по их географическому распределению, а также попытка установить свойственны© каждой географической группе типы ковров, определяемые содержанием коврового рисунка. Будучи интересной в методическом отношении, работа, однако, страдает недостаточностью конкретного материала, а главное - ошибочностью выводов о заим-ствованности мотивов украинского коврового рисунка. Подобные ошибки характерны и для более капитально! работе польского автора и.Шумана, посвященно! польским и украинским коврам.

В румынских литературных источниках, изданных в период оккупации Бессарабии фашистской Румынией, молдавские ковры рассматриваются как часть общерумынского ковроделия и выделяются иногда под названием бессарабских. При этом в общем объеме работ им отводится самое незначительное место. Из румынских изданий следует отметить моногра о коврах Румынии А.Цигара-Самуркаш а также работы по румынскому народному искусству Г.Опреску и Н.Иорга, где наряду с некоторыми иеторико-этнографичеекими сведениями о молдавских коврах имеютоя репродукции с отдельных старинных образцов» Последние оказались весьма важными для нашей работы, дав возможность раскрыть эволюцию некоторых мотивов молдавского коврового рисунка.

Для изучения молдавских ковров ценен и материал литературных источников по истории молдавского искусства, позволяющий отметить взаимосвязь орнаментальных традиций народного искусства, в том числе и коврового, о архитектурой, монументальной живописью, КНИЖНОЙ графикой, прикладным искусством Молдавии. Следует указать на серьезные исследования И.Штефанееку, Г.Валша и Н.Анрн в области архитектуры Молдавии Х1У-ХУП вв. и І.Ноддяха в области монументальной живопиеи, а также статьи А.Яцимирского и© различным вопросам молдавского искусства,

работы по молдавскому народному искусству, появившиеся в советский период, ограничиваются несколькими краткими журнальными статьями и носят описательный характер Вопросы ковроделия в них совершенно не затронуты. Ма работ советского периода можно отметить статьи С.Григорьева - о вышивке, С.Гольдмана - о росписи молдавского жилища, И.Кадиной, Н.Владимирской, Ф.Наумова - о народном зодчестве. В изданной в i960 году книге Ф.Гогеля о коврах молдавскому ковру уделено менее одной страница, при этом, суда по библиографическому указателю, автор пользовался наименее ценными литературными источниками.

Следует также упомянуть неопубликованные рукописные источники по каменной резьбе и народному зодчеству, дающие интересный сравнительный материал. Сюда относится небольшая монография Б.Александрова "Резьба по камню в Молдавии", хранящаяся в архиве Управления по делам Архитектуры при иовете министров Молдавской иСР, а также собранные архитекторами .Наумовым и А.Захаровым материале по народному зодчеству, с которыми автор имел возможность бегло ознакомиться.

В литературных источниках один из важнейших вопросов, касающийся истоков художественных традиций молдавского ковроделия, представляется в искаженном и запутанном виде. В этом вопросе литературные источники распространяют на молдавский ковер ряд ошибочных положений и теорий, к которым их авторы приходят в отношении истоков украинского или румынского народного ковроделия первые попытки научного исследования в области народного ковроделия юго-восточной ййроиы были предприняты во второй половине XIX в. вслед за пробудившимся . интересом к изучению культуры и искусства Востока» что было связано с усилившимся процессом экспансии европейских капиталистических государств в полуколониальных странах Ближнего Востока Сходство некоторых мотивов народного ковроделия юго-востока Европы с мотивами восточных - ковров привело исследователей к различным по форме, но по существу сходным положениям и теориям о восточных традициях европейского ковроделия. Упоенные .возросшим в это время интересом к иранскому ковру, исследователи европейского народ ного ковроделия стараются видеть в мотивах коврового риснука украинцев, молдаван, румын и других народов следа влияния Востока, на основании чего выводятся различнее теории Одни из них связывают с восточными влияниями само появление в Европе ковроделия, другие говорят о проникновении восточных элементов в уже существовавшее в Европе ковровое ремесло Выводы о восточных традициях европейского ковроделия, сделанные сгоряча, без достаточного научного обоснования, без глубокого анализа сопоставляемых фактов в пентод, тшгдеизучение народного искусства еще находилось в начальной стадии, приводили ж положениям, оспаривавшим самобытность важнейших областей народного искусства В этом сказалась и общая тенденция буржуазного искусствоведения к объяснению пути развития искусства как цепи влияний и заимствований. Такое объяснение является следствием немарксистского механистического метода обособ. ленного рассмотрения явлений общественной жизни, отрыва их от ;оециальной и национальной почвы, на которой они возникли и развивались, В этом позднее проявляется и космополитический характер буржуазного искусствоведения. 

Теории, выдвигаемые в различных исследованиях по народному искусству и каеашциеея происхождения народных изобразительных мотивов, имеют много общего с подобными теориями в области фольклористики, стремящимися объяе Болгар, поляков, словаков, сербов, а также народов Прибалтики и Скандинавии. В Европе у перечисленных народов гладкие безворсшш ковры нашли наиболее широкое применение.

Сходство сюжетов в сказках различных народов. Но в области изучения фольклора ети теории нашли оформлние в виде различных течений и школ, то в области изучения мотивов народного изобразительного искусства они носят характер отдельных предположение, часто без приведения каких-либо доказательств.

Большинство буржуазных исследователей в вопрос© истоков ковровых мотивов придерживается теории, которую в соответствии с подобными учением Т.Бенфея в области фольклористики можно назвать "теорией займетвованияи иди или "ориенталистскої".

Помимо того, что Востоку нриниеываетея происхождение европейских ковровых мотивов, авторы некоторых работ, как, напр«шер, Л.Веабицки и др. самоткацкое ковровое про-изводство считают заимствованным у Востока» Ковроткачество является, по его мнению, изобретением одного народа, которое затем переняли другие народы. Сомнительность этого предположения можно обосновать тем, что ковроделие является простеішим видом узорного ткачества, и даже в том виде, в каком оно сохранилось до наших дне! в народном быту, оно соответствует наиболее ранней и примитивной его бесчелночной форме, существование котороі отмечается не только у древнеЯтаго населения Европы (например, скифов), но также у изолированно развивавшихся народов других материков.

В вопросе истоков мотивов европейского народнога ковроделия ориенталисты объединены общим признанием их восточного происхождения. Однако они раходятея в мнениях относительно того, какие именно страны Востока являются источником ковровых мотивов, а также в вопросах хронологии и путей проникновения мотивов на европейскую почву. Более того, отдельные иеследоватежи ориенталисты высказывают одновременно несколько разноречивых предположений о характере и путях заимствования. Приведем некоторые примеры В.Пещанекий утверждает, что украинское ковроделие было перенято у арабов и персов, е которыми предки украинцев вели торговлю еще в У1-УП вв., доходя при этом до Багдада- . Н.Шавров, уходя еще дальше в глубь истории, добирается доюколыбели коврового производства" - Египта и Аесиро-Вавилонии и видит в мотивах современных ковров следы халдейского, ассирийского, египетского, греческого, арабского орнаментовг . 1.Рыженко связывает появление килимарства на Украине с прохождением через нее торгового пути с Востока на Запад, по которому шли транзитом восточные товара ив том числе ковры® . В.Пещанекий высказывает в упомянутой уже работе другое предположение, что ковроделие и мотивы восточного коврового орнамента могли занести в Южную Россию кочевники (имея в виду, очевидно, татаро-монголов), которые везли с собой ковры, необходимые им как хозяйственная принадлежность в условияз кочевой. Некоторые приверженцы ориенталистекой теории связывают заимствование ковроделия и ковровых мотивов в странах юго-восточной Европы с более поздний периодом турецкого; господства (ХУ-ХУП BBJ и считают, что указанные страны передали заимствованные восточные традиции дальше - на Украину и на север в страны Прибалтики. О влиянии турецких колонизаторов указывается в проспекте венской выставки 1890 г. . Л.Вежбицкаи связывает появление ковроделия в Галиции с колениями, основанными в ряде местностей (Збараж, Токи, Маркоподь, Завал, Коссов и др.) турецкими военнопленными . Предположение о заимствовании европейцами мотивов народного искусства у турок высказывает также Г.Опрееку в книге и Крестьянское искусство в Румынии , определяя два пути этого влияния: один через Кавказ и России, другое - через Балканы3 4 .

Все эти разноречивые теории, имевшие целью объяснить некоторую общность отдельных мотивов в ковроделии Европы и Востока, исследователи впоследствии пытаются облечь во внешне более строгую и научную форму (Б.Крыжа-новекий и др.). Не отступая от самой теории заимствования они придают ей еще более формалистический характер, приближая её к теоретическим и методологическим установкам буржуазно! финской фольклористическое ШКОЛЕН . Коврова! орнамент разбивается на группы по схожести мотивов, устанавливаются пути движения мотивов по странам, пункты их оседания и т.д. В результате определяются два основных очага заимствования - Иран и Малая Азия, при этом Иран рассматривается как источник растительных (цветочных) мотивов, а Малая Азия как источник мотивов геометрических» Устанавливаются пути миграции этих мотивов: для растительных - путь из Ирана через Туркестан, Кавказ и юг России на Левобережную Украину; для геометрических - путь из Малой Азии через Балканы в двух направлениех: на север вплоть до Прибалтики и на восток - в Румынию, Молдавию и Правобережную Украину, Линия Днепра устанавливается как естественная граница зтих влияний, которые частично проникают и за пределы этого рубежа.

Таким образом, для европейского очага народного ковроделия согласно ориенталистской теории вырисовывается некая схема, в соответствии с которо! вся западная часть этого очага, в основном состоящая из Румынии, Молдавии и Правобережной Украины, относится к сфере влияния малоазий-окого геометрического орнамента, а восточная теть, состоя щая из Левобережной и центральной Украины, относится к влияния иранского цветочного орнамента»

Отметим, что теория иранекого и влияния не является исключительной для народного ковроделия и что имеется достаточное количество примеров рассмотрения самых различных народного искусства западных славян как развившихся на основе искусства сасани-ш дов или византийского религиозного искусства»

Внимательное знакомство с мотивами украинского, молдавского и румынского ковроделия обнаруживает несостоятельность приведенной выше "усовершенствованной" мигра-ционной теории ориенталистов. Не говоря о ее общи& основных ошибках, свойственных всей теории заимствования и вытекающих из неправильной оценки самого сакта схожести некоторых ковровых мотивов у разных народов, на чем мы остановимся ниже, - ошибки миграционистов углубляется несоответствием их схема с той картиной, которую представляет истинное положение вещей. Ориенталисты представляют европейское ковроделие как картину постепенного затухания растительного орнамента, которая проявляется наиболее сильно в Левобережной Украине - Киевщине, Поятавщине, Харьковщине - и сходит на нет на Балканах, где наоборот, преобладают традиции геометрического орнамента, постепенно ослабевающие по направлению на Восток - к Центральной Украине. Факты однако говорят о том, что эта схема являетея шадуманноі. С продвижением от Центрально! Украины на Запад мы встречаемся с значительными очагами ковров с растительным узором, наличие которых не совместимо с положением ориенталистов об угасании цветочных традиций по направлению к Балканам. Прежде всего это - огромная по охватываемой территории подольская группа горизонтально ориентированных вазонных ковров и подобная ей группа Девобережнои Молдавии с характерной молдавской трактовкой растительных мотивов. Далее на запад, в Правобережної Молдавии, мы имеем одно из наиболее замечательных проявлений растительного

- 23 орнамента в европейском народном ковроделии с ярко выраженными стилевыми чертами и с необычайным разнообразием растительных мотивов, не уступающих в этом отношении даже цветочной группе ковров Центральной Украины. Еще далее на запад, в румынской Олтении, мы встречаемся.с новым очагом цветочных ковров с такой выраженно! реалистической трактовкой растительных форм, что в сравнении с ними расположенный восточнее молдавский растительный орнамент приобретает черты геометризации. Наличию наряду с растительным развитого геометрического орнамента в ковроделии Украины и Молдавии можно противопоставить слабое его развитие в коврах более западных облаете! - в Румынии, особеь но в упомянутой Олтении.

Факты, таким образом, отвергают теорию постепенного территориального изменения характера коврового рисунка в зависимости от усиления или ослабления того или иного влияния. Развитие народного искусства, его изобразительных мотивов связано в первую очередь со еложнейшми факторами развития самого народа и его культуры и не может быть объяснено одноетороннимивульгаризаторскими положениями и теориями» Что касается истоков растительных и геометрических мотивов, то по этому поводу можно сказать, что в искусстве очень многих народов эти виды мотивов существуют совместно, переплетаясь и дополняя друг друга. Теория заимствования здесь ничего дать не может.

Основные доводы теории заимствования мотивов народного изобразительного искусства, как и сказочных сюжетов в фольклоре, стали подвергаться сомнению по мере того, как сравнительное исследование опиралось на все увеличивающийся фактический материал. Вновь открытые культур в разных частях света обнаружили сходство отдельных своих элементов с подобными элементами в культуре. Это еходетвоуже не могло быть объяснимо теорией заимствования, так как вновь открытые культуры, географически изолированные от европейского материка, формировались вне связи с культур Европы.

Поль Лафарг, один из ранних марксистов, следующим образом объясняет причины некоторого сходства мотивов искусства у разных народові ИУ самых различных и далеких народов находим схожие песни, сказания и обычаи. Учение предполагают, что оннгпередавались от народа к народу или составляли часть их духовного состояния, которым они обладали сообща до своего разделения. Дикари каменного века в Европе придавали своим нотам, топорам и другим кремневым орудиям совершенно ту же форму, что и туземцы Австралии. Невозможно допустить, чтобы это совпадение основывалось на традиции или заимствовании, тождество сырого материала привело человека и там и тут к одинаково! обработке. Точно так же люди, полечивши® впечатление одинаковых, передадут их в схожих песнях, сказаниях и обычаях ;

Если сходство фольклорных мотивов у различиях народов может быть вызвано общностью материальных и социальных условий жизни на определенных этапах развитии, то тем более это сходство возможно в мотивах народного изобразительного искусства, которое отражает в своих образах окружающий эти народы схожий реальны! мир природы. Даже 

отвлекаясь от какого-либо анализа, кто бы мог утверждать, что мотивы дерева, вазона, букета, цветка, так близкие каждому народу, не УОГЛИ быть отражены в его искусстве без влияния со стороны искусства другого народа? А мотивы человеческой фигуры, животных - не являются ли они отражением в искусстве образов внешнего мира? Можно говорить о различных значениях, которые приписывались мотивам на разных стадиях развития общества в различные эпохи, об их идейном наполнении, об эволюции художественной формы, но их реальная основа остается неизменной для искусства любого народа.

Что касается геометрического орнамента, то его существование в отдаленные эпохи у населения позднейшей территории Молдавии, как и всего юга йвроиы, подтверждается многочисленными археологическими находками Такие фигуры как ромбы, квадраты, кресты, звезды, зигзаги» угла, меандры и др#, мы находим на различных гончарных и бронзовых изделиях, украшениях одежды и других предметах, относящихся к периодам, намного предшествовавшим тем, к которым ориенталисты относят предполагаемое ими за им-. етвование Основные ошибки приверженцев теории заимствования! вытекают из порочности самоа их методологии. Метод исследования базируется на одном лишь сопоставлении мотивов, изолированных и оторванных от тех компонентов, лишь вместе с которыми образуют органическое целое мотивы народного искусства являются частями одного организма, выросшего как единое целое на народно! национальной почве, связанного с жизнью народа, отражающего в каждый период жизни народа его миропонимание, уровень его материальной, духовной, художественной культуры, отот организм мы должны, как требует диалектический метод, рассматривать "не как случайное скопление предметов, явлений оторванных друг от друга, изолированных друг от друга и не зависимых друг от друга, - а как связное, единое целое, где предметы, явления органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга »

Ошибки в выводах, к которым приходят исследователи при сопоставлении орнаментальных мотивов разных народов, углубляются привлечением самых крайних примеров» Для сравнения берутся мотивы отделанных и мало соприкаоар » шихся культур, взаимовлияние которых на дале вовсе не сказывалось или могло сказаться лишь в самой незначительной степени» Так, например, русское народное искусство сопоставлялось с искусством Индии, Ирана и других стран» Эстоншаа; исследовательница Т.Вахтер сопоставляет мотивы всадников и птиц, встречающиеся на русских и карельских вышивках, с изображениями сцен охоты на а мотивы женской фигуры-с религиозными образами византийского искусства. На основании этого делается вывод об иранских или византийских истоках указанных мотивов русских вишивше2 Точно так ж исследователь С.Шуман, проводя ряд сопоставлений отдельных орнаментальных сюжетов украинских килимов с мотивами ковров Персии, Китая и других стран, приходит к выводу заимствованное ковровой орнаментики Украина у стран Востока % Это является не чем иным, как повторением ошибок школе Бенфея, которая на основании сопоставления сюжетов индусских и европейских сказок приходит к, что Древняя Индия является источником поэтического творчества евроиеских народов Следует отметить, однако, что при сравнительном изучений культур различных народов, особенно если эти народы территориально близки и находились в длительном общении, фактом сходства отдельных элементов нельзя пренебрегать, хотя он не может быть решающим, как это имеет место в методологии ориенталистов. Такой факт имеет значение, если он не является единственным и подкрепляется рядом других исторических аналогий, в цепи которых он занимает свое определенное место Ижученне художественного творчества народа должно основываться прежде всего на изучении жизни, истории самого народа, так как пути развития народного искусства неразрывно связаны с развитием материально! и духовної культуры народа.

Вместе с тем, при всем историческом национальном своеобразии, самобытности художественного творчества народа, изучение его искусства не может быть ограничено этническими рамками, не может замкнуться в пределах того народа, которому искусство принадлежит. Молдавское народное искусство, как и вся культура и экономика, развивалось не изолированно, а в постоянном общении со ввоими соседями. Молдавия, кроме того, с давних времен включена в орбиту международных торговых и культурных связей, что, естественно, также не могло не оставить некоторых следов в культуре и искусстве народа.

Молдавское народное искусство несет себе, таким образом, следы сложных исторических процессов, понимание J которых необходимо для правильной оценки явленні в самом искусстве.

Незначительное сходство отдельных случайных мотивов в искусстве Европы и Востока, так неожиданно обнаружившееся и заинтересовавшее исследователей, отвлекло последних от сравнительного изучения народного изобразительного искусства самих европеіских стран. Между тем, сопоставление образцов народного искусства этих стран между собой дает наиболее интересные и показательные результаты. Обнаруживается исключительная общность в первую очередь культуры славянских стран, образующих семью или группу, по характеру своего искусства принципиально отличную от других европейских очагов и особенно от Востока Здесь общность сказывается не только в сходстве отдельных элементов, мотивов, что было бы недостаточно для серьезных выводов. Черты схожести мы обнаруживаем и в характере применения мотивов, в композиции, технике и, что краане важно, в одинаковом осмыслении мотивов. Общность черт народного искусства при этом не является исключительной, она лишь сопровождает и дополняет общность материальной и духовно! культуры этих народов»

ИстФриче&ие с&едения.позволяют шределнть то-мест аоторое ттшш- шщъш по отношению к семье славянских стран; я»И тод ел Єеіьедя&ТЯ роль, которую сыграл восточно-славянский элемент в формировании молдавской народности, ее культуры, ее искусства.

Развитие молдавской экономики, культуры и искусства шло бок о бок с развитием экономики, культуры и искусства славянских народов. Уже в первых веках нашей эры романизованное местное население Карпато-Дунайских областей, получившее впоследствии наименование нолохов, было связано с жившими совместно с ним славянами. Связи эти крепли на почве товарообмена и особенно усилились после падения Римской империи. Благодаря общению со славянами романизованное население совершенствовало культуру своего земледелия. Следы этого влияния славян донес до наших дней молдавский язик, земледельческий словарь которого соетоит почти целиком из славянских терминов. Наличие в молдавском языке большого количества славянизмов, относящихся к названиям ремесел, орудий ремесла, процессов труда и быту указывает на то, что ремесло у славян было на более высоком уровне, чем у их романизованных соседей, и что в результате общения со славянами дако-романекая культура значительно укрепилась, решишрилась и обогатилась, узнав новые отрасли хозяйства и ремесла.

Можно полагать, что ко времени появления первых славянских государственных образований (антекий племенной союз) послеримский период общения дако-романцев со славянами дал уже ощутимые результаты, оказавшиеся не только в области экономических и хозяйственных заимствований, но и в области искусства. Письменные источники и археологические данные позволяют восстановить картину высокоразвитого художественного ремесла у елавян-антов. Известно, например, что их одежда была покрыта яркой многоцветной вышивкой и ювелирными украшениями из бронзы и цветной

- ЗО эмали и имела выраженные своеобразные черты. Орнамент этих вышивок можно, повидимому, считать прототипом позднейших и современных вышивок у русских, украинцев и беяо-руееов. Нам кажется, что именно здесь, в этой древней славянской культуре, обнаруживаются истоки тех многокрасочных орнаментальных мотивов молдавской вышивки на каме-шах и щтергарах (отраженных и в ковровом орнаменте), которые так близки к вышивкам у русских, украинцев и других славянских народов.

Вхождение территории позднейшей Молдавии в состав Киевского государства, а затем и Г алицко-Волынекого княжества сыграло огромную роль в формировании основ будущей молдавской культуры и искусства. Получив позднее в наследство от времен Киевской и Галицкой Руси ряд городов, молдавский народ, окончательно сформировавшийся на основной нынешней территории в Х1У в,, оказался обладателе лем богатейших материальных и культурных ценностей, созданных русским народом и несших в себе древние славянские традиции,

В период Киевской и Галицкой Руси, явившийся знаменательным в истории русского искусства, на территории позднейшей Молдавии создавались выдающиеся художественные произведения, которые впоследствии оказали самое благотворное влияние на развитие молдавского искусства. Распространение на территорию Молдавии христианства обусловило дальнейшее развитие письменности и книжного дела, а вместе с ними развитие и книжной графики. Важен и тот факт, что славянский язык и славянская письменность продолжали существовать в Молдавии в течение трех столетий с начала ее государственной самостоятельности, являясь официальным языком делопроизводства ж богослужения Только во второй половине ХУЛ в.появилась письменность на мол -давском языке, а в богослужении церковнославянским языком пользовались до ХУШ в.Молдавский язык отразил ©тот период, сохранив большое количество славянизмов в области социально-политической,военной» религиозной и научной терминологии Естественно,что восточно-славянский элемент,который впитывала в себя молдавская культура и искусство, не мог оставаться в чисто славянской форме«Подобно тому, как огромное количество славянизмов, которые молдавский язык заимствовал из славянских языков, лишь пополняют и обогащают его, целиком подчиняясь его грамматическому строю и внутренним законам развития, так и славянский художе -ственный элемент, попадая на новую почву, на почву иных художественных традиций, подчиняется новым условиям,развиваясь согласно национальным особенностям художественной формы молдавского искусства» 

Турецкое господство в Молдавии явилось сильным тормозом для развития ка,к производительных сил страны,так и ее культуры и искусства, й все-же, несмотря на тяжелые условия социального и политического угнетения,народные массы не только сохраняли, но и дальше развивали свои национальные культурные и художественные традиции.

Содружество между кнз0Ими России и Молдавии бало для последней особенно плодотворным после победы России над Турцией и присоединения к ней в 1812г.Беесарабии,С Этого времени усиливается процесс взаимопроникновения элементов народной художественной культуры, в том числе изобразительного искусства, у молдаван и украинцев»чему содействовала раеселенноеть этих народов и отсутствие между ними резкой этнической гращцн. Этнографические описания, относящиеся к первой половине XIX века,отмечают многочисленность молдавского населения в западной части Украина, особенно в Буковине, Подолии, нынешней одесской области, как и наличие украинского населения в восточной части Молдавии, особенно в ее левобережью. Такая расееленноеть молдаван и украинцев создавала благоприятные условия для их непосредственного общения, которое в пунктах со смешанным населением осуществлялось в условиях повседневного быта, а между различными селениямина общих ярмарках, при совместных богослужениях3 и т.д. Естественно, что взаимовлияния в области народного искусства ,наиболее сильно выраженные у этнической границы, растекались в стороны от нее, распространяясь на значительную территорию Молдавии и Украины.

Если исторически сложившиеся самобытные черты молдавского народного искусства оказались настолько сильными, что могли подчинить своей национальной форме проникавший в это искусство славянский элемент, то тем легче такому подчинению подвергался незначительный элемент искусства других народов, с которыми на протяжении своей истории молдавский народ общался.

Нельзя не отметить наличия в молдавском ковровом ри-J еунке отдельных мотив о в, близких к орнаментальным мотивам в ковроделии Кавказа и Средней Азии.Представляется правдо 1) Молдаване-православные; в местностях со смешанным молдавским и русским населением богослужение в церквах общие и ведутся на молдавском и церковнославянском языках» подобной возможность занесения в Молдавию отдельных художественных традиций Кавказа армянами, которые большими группами переселялись в Молдавию из Армении в конце Х1У в. после разгрома ее Тамерланом. Так, например, черте общности отмечаются в архитектуре церквей Северно Молдавии ХУ-ХУП Армении.

Основным проводником, через который в молдавское на родное искусство попадали отдельные элементы искусства, других, иногда отдаленных народов, являлись приусадебные помещичьи мастерские, для которых помещики отбирали самых опытных ковровщиц и рукодельниц В этих мастерских традиции крестьянского искусства получали новые, нередко чуждые ему социальные функции, применяясь для украшения предметов, ни чего общего не имеющих с крестьянским бытом и предназначаемых для боярских особняков. В качестве обра»-цов ковровщицам вышивальщицам давались самые разнообразные и случайные изделия, главным образом, восточного происхождения. Можно полагать, что через подобные приусадебные мастерские ковровщицы могли занести в молдавское ковроделие некоторые мотивы восточных ковров,а позднее и западно-европейских, особенно почитавшихся в поме -щичье-боярекой среде.

Изучение коврового наследия убеждает в том, что эти заимствования проникали в народное искусство в незначительной мере. Те элементы художественной культуры дру-Л гих народов,которые все же находили отзвук в душе народа и проникали в его искусство, подвергались такой значительной и творческой переработке, что органически входили в народное искусство, получая на новой национальной почве новую художественную форму и часто новое идейное наполнение,

Рассмотрение художественных традиций молдавского коврового искусства в их связи с жизнью показывает их историческую обусловленность и глубокую самобытностью Неисторщческий подход к их изучению, отрыв их от жизни привел ориенталистов к ошибочной теории заимствования, которая лишает ковроделие, как и все народное искусство, его самобытных черт и которая должна быть решительно отвергнута. В то же время исторические факты выявляют значительное и благотворное воздействие на молдавское народное искусство славянской культура и отводят еоответствущее место влиянию элементов других культур» 

Исторический обзор развития ковроделия в Молдавии

Наиболее древним письменным источником, упоминающим о коврах у восточных славян, является описание арабским писатедем Ібн-Фадланом своего путешествия в Россию в 20-х годах X века Применение ковров в указанном описании связано с обрядом погребения славянского вождя - тело умершего клали на ковер » Подобное назначение ковра как обрядового предмета ири погребении знатных лиц в древне! Руси подтверждается целым рядом упоминаний, встречаемых в русских летописных источниках В самом раннем из них под 977 годом указано на то, что тело убитого Олега "вннесша и положиш на ковре"% , Дажьнеішие упоминания о применении с тоа же целью ковров относится к 1015,1097 и 1175 гг .

Совершенно необоснованны предположения, высказываемые, например, А.Зарембским и другими о том, что ковры эти не местного происхождения ) Возможно, что по технике это были не только килимы или узловые ковры Сам термин "ковер" мог относиться к тканям, выполненным другими техниками узорного ткачества иди вышитым. Так, например, у Ибн-Фадлана имеется прямое упоминание о "вышитых коврах", а также о женщине, которая "управляет шитьем и приготовлением" этих тканей, что вполне подтверждает их местное происхождение Таким образом, несомненным является то, что на территории позднейшей Молдавии, составлявшей часть Киевской, а затем, после отделения от Киева, Галицкой Руси, существовали ковра местного производства Ковры в этот период не являлись случайностью или редкостью, так как функция их были вполне определенны. Одна из таких функций ковра при погребении знатных лиц нам точно известна К сожалению, мы не располагаем данными архивных материалов, которые бы прямо указывали на состояние ковроделия в Молдавии в период ХУ-ХУ1 вв Вследствие общности развития ковроделия в Молдавии, особенно левобережное, и на Украине, некоторые указания для восстановления картины развития молдавского ковроделия могут дать материалы архивных документов Украины

Самые ранние сведения, относящиеся к ХУ1 веку,указывают на распространение ковров в среде украинское шляхта и изготовление их :хрепоетными крестьянами F этих документах мы находим первые имена крепостных мастеров ковроделия В описях имуществ, инвентарях, реестрах и завещаниях, относящихся к ХУЕ веку, количество упоминаемых ковров значительно; возрастает и количество указания на местное происхождение ковров, которые именуются "ковер литовского дела", "килим литовски!", "килим украинский" или просто называются коврами "тутешней работы" 8 документах конца ХУЛ века имеются указания на применение крвров в крестьянском быту

Исключительно ценными для нас является сведения, приводимые Павлом Алеппским в описаниях его пребывания в Молдавии в середине ХУЛ в. Описывая внутреннее убранство молдавского жилица, он указывает на наличие в нем "ковров и тканей, растянутых вдоль стен. Это евидетельствует о том, что уае триста лет тому назад ковровые изделия были широко распространены в молдавском народном быту.

Приведенные архивные документе, относящиеся не только к непосредственным соседям Молдавии, но и к левобережной территории позднейшей Молдавии, входившей в указанный периодов состав Украины, а также данные, приводимые Павлом Алеппским, позволяют полагать, что молдавское ковроделие в этот период было искусством весьма развитым. В условиях укрепления феодального боярского землевладения и усиленного закрепощения молдавского крестьянства выработка ковров могла производить ся, главным образом, в более обеспеченных крестьянских хозяйствах, которые кое-как справлялись с тяжелыми барщинными и оброчными обязанностями. Основная масса крепостного крестьянства, жестоко эксплуатируемая феодалами и лишенная материальных средств, не могла, конечно, заниматься ковроткачеством или же отдавала ему редкие часа, платя эа это двойной оброк—феодалу и господарю. В этих условиях феодал мог заставить опытных крестьян-ковроделов работать для нужд боярского двора, создавая для этой цели свои приусадебные ковровые мастерские развитие национальной художественной формы молдавского ковроделия протекало в тесной связи с другими областями народного искусства вышивкой, росписью, резьбой по дереву и камне. В указанный период все эти виды народного искусства объединены уже установившимися самобытными художественными особенностями и составляют единый комплекс, в котором можно было бы усмотреть многие черта, свойственные известным нам более поздним образцам народного искусства1 ,

В силу полного отсутствия ковров, относящихся к периоду до ХУШ в. представляется интересным проследить на сохранившихся памятниках молдавского искусства Х1У-ХУ1 вв. отражение в них тех народных художественных традиций, которые нашли яркое выражение в известных нам более поздних коврах

Общая характеристика молдавского ковра

Молдавский ковер относится к безворсовым коврам полотняного пере плетения.По технике выполнения он совершенно тождественен с украинским килимом, с русским курским "глад-цовьм" ковром, с подобными коврами Кавказа и др.В связи с наличием специальной литературы по технике коврового производства, дающей самое подробное изложение вопроса , мы ограничимся здесь лишь краткими сведениями и отметим некоторые особенности ковроткачества в Молдавіии.

Основным материалом для ковроделия служит шерсть местного овцеводства, лучшие сорта которой давш цыгайская овца. Старинные молдавские ковры цеяьношерстянае. Из шерсти приготовлен не только уток,но и основа, что придаёт ковру особую мягкость. В настоящее время для основы применяется арочная хлопчатобумажная нить.

Узор гладкого безворсового ковра образуется из цветных шерстяных нитей утка, за которыми нити основы совершенно скрыты.

Техника безворсового ковра состоит в следующем. Отсчитав в одном направлении,например,слева направо, согласно образцу или рисунку, необходимое количество пар нитей основы, продевают между ними вдоль зева уток нужного цвета, после этого продевают следующую нить другого цвета, согласно узору, и так до конца ряда на всю ширину основы. После плотной прибивки всего ряда и перемены зева тот же процесс заплетания утка вдоль зева ведется в обратном направлении -оправа налево и так далее. Сцепление между смежными уточными нитями образуется путем захвата ими одной общей нити основы. Указанный способ ткачества даёт плотную ткань, при этом рисунок с обеих сторон ковра получается совершенно одинаковый и весь ковер - двухсторонний.

Рисунок ковра не всегда выполняется горизонтальными параллельными уточными рядами; по усмотрению мастера уток может пригибаться по направлению рисунка, вестись наклонно или по контуру огибать части рисунка, что придаёт последнему особую пластичность.

Выполнение рисунка производится ковровщицей с образца или по эскизу, выполненному в масштабе с точным расчетом нитей основы. Весьма распространена техника ечетного рисунка, при которой ковровщица отсчитывает не только нити основы, но и количество рядов уточных нитей. При этом наклонные линии рисунка имеют уступчатую форму. Сложные ковры выполняются ио шаблону, представляющему контурный рисунок на полотне или бумаге, подкладываемый под основу. Опытные ковровщицы работают над узором по памяти.

Широкие ковры изготовляются на вертикальных станках, называемых в Молдавии разбоями. Узкие ковры ткутся на обычных горизонтальных станках, применяемых для изготовления всевозможных нековровых тканей. Широко был ранее распространен приём составления больших ковров из узких полос, которые ткались порознь на горизонтальных станках и затем сшивались. Такие ковры состояли обычно из двух полос или из трех- среднего подя и двух широких койм.

Вертикальный станок или рэзбой в простейшем виде представляет собоі раму,на поперечины которой натягивается основа.Станок снабжен зевообразовательным устройством для взаимного перемещения парных нитей основы, между которыми продевается нить утка. На современных ковровых предприятиях применяются различные усовершенствованные типы станков.

Крашение шерстяной пряжи в Молдавии производилось до 70-х гг. прошлого столетия естественными красителями местного происхождения, процесс крашения пряжи естественными красителями весьма сложен. Раствор краски приготовляется путем їв»!варивания в воде высушенных и измельченных листьев, цветов, коры или корней растений.» В красильный экстракт опускается предварительно промытая и пропитанная протравой пряжа, которая остается в кипящем растворе до тех пор, пока не примет окраску необходимой силы.

Мотивы коврового рисунка

Применяемые в молдавском ковровом рисунке мотивы отличаются значительным разнообразием своих .;зсрорч:; и представляют совокупность образоа, отражающих реальный предметный мир.

Рисунок молдавского ковра передаёт образы реального мира в их декоративном значении, не связывая их сюжетной канвой. Ковровому рисунку как Элементу декоративного искусства свойственны обобщенность форм и черты условности а их трактовке. Условный характер рисунка связан с материалом и особенностями ковровой техники и в значительной мере определяется несамостоятельной ролью рисунка в прикладном искусства, его органической связью с предметов, который он украшает. Характер трактовки мотивов связан с национально-художественными общеотилевши особенностями молдавского народного искусства, которые формируются а процессе развития всей народной культуры.

Особенно примечателен тот факт, что для автора произведение каждый мотив полон конкретного значения и никогда не остаётся неясным, загадочным. Как бы ни был рисунок обобщен и условен, народное сознание.асегда вкладывает в него определенный реальный смысл. То, что нам подчас кажется с первого взгляда не вполне понятным, у автора всегда связано с признаками конкретных предметов. Очень часто, спросив у ковровщицы о значении какого-либо растительного мотива, мы получим в ответ не только общее определение: лист или цветок, но и видовую характеристику - лист орешника, виноградный лист, или название цветка - роза, мальва,

ромашка, лилия и пр. При всем этом ,обобщённый характер трактовки формы делает во многих случаях возможным различное осмысление одних и тех же мотивов.

Для облегчения задачи изучения основных мотивов коврового рисунка последние сводятся в следующие группы: мотивы растительные, мотивы геометрические, мотивы животного мира и мотивы человеческой фигуры.

Растительная группа мотивов является наиболее значительной и в то же время стилистически наиболее выраженной и найденной . Её чертами,главным образом, определяются стилевые особенности молдавского коврового рисунка. Следует отметить, что народное истолкование значения коврового рисунка настолько широко и свободно, что основная масса геометрических мотивов осмысляется как изображение цветов и других растительных элементов. С другой стороны, в ковровом рисунке степень геометризации растительных, мотивов 5ывает настолько значительной, что последние нередко превращаются в фигуры о. правильным геометрическим построением. В ряде случаев основные признаки этих групп неясно выражены, грань между ними исчезает, и отнесение мотивов к той или иной группе является условным.

Дальнейшая систематизация мотивов внутри каждой из групп производитея по тмАъашм шредетяеиып- ріачешену сдержани\-ЕМ мотива. Так, в растительной группе можно выделить ряд worn--Шов, изображающих Дерево ,вазон, букет, ветку, цветок, гирлянду. В геометрической группе обнаруживается ряд установившихся мотивов, отличающихся известным построением. Таковы мотивы поперечных полос, треугольные мотивы, звездчатые, ромбические, крест овидные,крюко видные, зубчатые, наклонные и др. Мотивы животного мира, ограниченные узким кругом образов, и мотивы человеческой фигуры не могут быть подразделены на ощемште. типы.

Принятый принцип систематизации ковровых мотивов тмлт тттутт ътпт представляет то преимущество, что он , в основном, может быть отнесен и к самим коврам. Композиция молдавского ковра характерна размещением на центральном поле мотивов одето ео$ержэнмяилйнебольшого числа различных дашэов, среди которых один обычно преобладает и может считаться определяющим. По характеру рпределяющего мотива можно среди ковров выделить две основные группы- растительную и геометрическую и в каждой из них в соответствии с конкретным значением определяющего мотива установить от едьше типы ковров: в растительной группе - ковры с древовидными мотивами , ковры вазонные, букетные, цветочные и др« ; в геометрической - ковры с полосатым узором, треугольным, звездчатым, ромбическим и др. Можно выделить ковры, в рисунке которых преобладают мотивы животных а также изображения человеческих фигур, хщтя последние в качестве определяющего мотива чрезвычайно редки. Наличие на ряде ковров нескольких различных мотивов, при отсутствии среди них определяющего, образует группу ковров со смешанными шшвтш признаками. Важно отметить, что если при изучении мотивов коврового ]уз,ра. систематизация их по сдеіщан)(к присдокз определяет важнейшие их черты,то при рассмотрении ковра в целом отнесение его-к той или иной группа или типу по определяющему мотиву даёт лишь одностороннюю его характеристику. Только рассмотрение ковра в единстве всех его сторон. - содержания мотивов, композиции и цветового решения - может дать представление о нём как о целостном художественном произзедении.