Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Кинесический язык (введение в кинесику) Кеворкян, Камарник Унанович

Кинесический язык (введение в кинесику)
<
Кинесический язык (введение в кинесику) Кинесический язык (введение в кинесику) Кинесический язык (введение в кинесику) Кинесический язык (введение в кинесику) Кинесический язык (введение в кинесику) Кинесический язык (введение в кинесику) Кинесический язык (введение в кинесику) Кинесический язык (введение в кинесику) Кинесический язык (введение в кинесику)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кеворкян, Камарник Унанович. Кинесический язык (введение в кинесику) : Дис. ... д-ра филологические науки : 10.02.19.- Москва 2007

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА ПЕРВАЯ. КЙНЕСИЧЕСКИЙ ЯЗЫК И КИНЕСИКА

1. Движения II

3. Телодвижение 15 I

4. Мимика 16

5. Поза 18

6. Походка 20

7. О некоторых терминах 22

8. Кинетика как лингвистическая дисциплина 27

ГЛАВА ВТОРАЯ. МАСШТАБЫ ПОЛЬЗОВАНИЯ КИНЕМАМИ

9. Индивидуальные кинемы 38V г

10. Кинемы, относящиеся к отдельным сферам 42

11. Национальные кинемы 52

12. Международные кинемы 59J

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ И УСЛОШЯ ПРИМЕНЕНИЯ КИНЕСИЧЕСКОГО ЯЗЫКА

13. Когда языки разные 65

14. Говорить запрещается 74

15. Физические и другие препятствия 84

16. Пантомима и танец 90

17. Рекомендует этикет , 104

18. Жестикуляция предпочитается речи ЛР

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ЖЕСТИКУЛЯЩЯ КАК ПАРАЛИНГШСТЙЧЕСКОЕ

ЯВЛЕНИЕ

19. Жестикуляция в обыденной речи

20. Жестикуляция в ораторском искусстве 133

21. Жестикуляция в театре и литературе 143

ГЛАВА ПЯТАЯ. НЖОТОРЫЕ ЗНАКОВЫЕ СВОЙСТВА КИНЕМ

22. Возникновение двигательного языка 152

23. Кинемы дошедшие до нас из древности 176

24. Архаизмы и неологизмы 188

25. Моносемия и полисемия 197

26. Синонимия 201

27. Степени интенсивности 207

28. Отражение жестикуляции в современном армянском языке 215

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 228

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 233

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ И ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРВОИСТОЧНИКОВ 241

СОКРАЩЕНИЯ И СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ХУДОЇЕСТВЕННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ 243  

Введение к работе

В общественной жизни язык выполняет три основные функции: это, прежде всего, средство общения членов какого-то коллектива, далее - выражения эмоционального состояния (воли, чувства, отношения) и, наконец, - закрепления знаний и передачи их последующим поколениям. Значение последней функции заметно возросло,когда с созданием письменности, а позднее и звукозаписи, стало возможным передавать сначала письменную, а потом и устную информацию отдаленным, в смысле пространства и времени, поколениям и субъектам.

Вербальный язык относится к ряду таких знаковых систем, которые также выполняют весь комплекс вышеупомянутых функций, в том числе самую важную из них - функцию общения, и изучаются в семиотике и паралингвистике. Такие знаковые системы в силу самых различных причин призваны или целиком заменить язык или, при употреблении одновременно с речью, дополнять и прояснять ее.

I. Звуковые условные знаки, т.е. знаки, связанные с органом слуха; их можно разделить на два разряда.

а) Произносимые человеком звуковые знаки, состоящие из нечленораздельных звуков, при помощи которых передаются разные чувства и их оттенки. Например, вздох, кряхтение, стон выражают горе, усталость, боль; причмокивание ртом или языком у армян - отрицание, гнев, упрек, сожаление; прищелкивание или цокание языком - удовлетворенность, одобрение; кашель - предупреждение, способ привлечь к себе внимание. Особенно многозначен условный знак в виде сочетания ягм", который, в зависимости от интонации, способа произнесения (коротко, протяжно, тихо, громко), может обозначать вопрос, утверждение, сомнение, догадку, пренебрежение, иронию, упрек, побуждение к действию; вариант звукосочетания Q Qifd" и междометия с$с означает утверждение, указание, ожидание чего-то. Разнообразные положительные и отрицательные эмоции выражаются посредством смеха, с которым по многозначности может сравниться, пожалуй, только интонация голоса. Аплодисменты демонстрируют поощрение и похвалу, длительный и резкий свист - недовольство и порицание, а тихое и музыкальное при-свистывание - удивление. Звуковой знак QQQ выражает речевую робость и заикание, знак с Ф соответствует чувству неожиданной острой боли, а в ширакских говорах - "да". Звуковыми знаками передаются также озноб, ощущение жары, чувство облегчения, удовольствие от вкусной еды, пренебрежение, ирония и т.д. и т.п. При необходимости все эти знаки приблизительно передаются в ре - 4 -чи фонемами данного языка или описанием.

б) Звуковые знаки, производимые с помощью инструментов. Это разряд звуков, возникающих от непосредственного воздействия человека на предметы, а также звуки, издаваемые различными музыкальными инструментами. Таким образом, становится возможной передача информации корреспонденту, отсутствующему в зоне прямого контакта или даже находящемуся на достаточно далеком расстоянии. Стук в дверь - знак, обозначающий просьбу разрешить войти, стук в окно - просьбу открыть окно или знак привлечения внимания. Легкое постукивание вилкой по тарелке - способ подозвать официанта. Выстрел, производимый из разных видов оружия (пистолет, винтовка, пушка), - возвещает начало праздника, старта в некоторых видах спорта - знак салюта, приветствия или прощания (корабля и т.д.), а также военной тревоги. Самыми распространенными звуковыми средствами общения являются звонок, свисток, гудок, барабан. В зависимости от условий использования, вида (длительность, тональность, громкость и др.), а также от применяемого типа звонок может иметь многочисленные и разнообразные значения: просьба открыть дверь (дверной звонок), призыв к тишине (звонок председателя за столом), предупреждение об опасности на транспорте, набат (сбор людей), начало и окончание некоторых процессов (урок, работа, спектакль, обед) и т.д. Например, милиционером свисток применяется для фиксирования нарушения порядка или для сообщения об этом своим коллегам. Спортивный судья свистком возвещает начало или окончание игры, указывает на нарушение правил соревнования и т.д.

Гудками различной протяженности и тональности извещают о времени, о несчастье, об опасности, о радостном событии, о прибытии и убытии определенных видов транспорта, о начале и окончании некоторых действий (работа, спортивное соревнование).

В тех же целях применяется ж барабан. Отметим также, что барабан явился исторически одним из самых ранних средств передачи звуковой информации, причем в очень широком диапазоне: от военной тревоги до свадебной церемонии.

Учитывая результативность передачи информации с помощью звуковых сигналов, создан и применяется ряд искусственных языков, в основе которых, как правило, лежит принцип кодирования естественных языков. Самым распространенным из них является азбука Морзе. На Канарских островах гуанчи пользуются языком силь-бо: основу кода составляют громкие свисты, которые слышны на расстоянии более одного километра. При помощи свиста общаются также мексиканские племена мезатеко, запотеко, чинантеко. В Африке с той же целью используются барабаны, тамтамы, звук которых слышен днем на расстоянии пяти километров, а ночью - до семи километров. Информация передается от одного населенного пункта к другому, с удивительной быстротой преодолевая тысячи километров. У племен оломби, топоке, келе, комо, мба, населяющих берега Конго, применяется гонг, а на Фиджи, на островах Океании и в Перу - различные музыкальные инструменты. А француз Сюдер в 1868г. в Париже придумал международный язык - сольресоль, в котором речевые знаки заменены нотами и их сочетаниями, общедоступными для всех народов. Слова этого языка можно говорить, петь,играть, а трудность в освоении такого языка заключается в механическом запоминании многочисленных нотных комбинаций.

2. Осязательные системы. Среди осязательных способов передачи звуков в первую очередь необходимо отметить брайлевскую систему, созданную французским тифлопедагогом Луи Брайлем (1809-1852гг.). В шрифте Брайля буквы естественных языков заменены рельефно-точечными знаками, доступными для осязания. Шрифт Брайля (первая книга на котором была издана во Франции в 1837г.) ос - 6 новывается на комбинации шести точек, дающей возможность обозначать буквы, цифры, знаки препинания и др. Передвигая обычным образом указательные пальцы по длине строки, можно прочитывать текст. С помощью этой системы для миллионов незрячих всего мира печатаются периодические издания, огромное количество художественной и научной литературы.

К осязательным относится также дактильная система общения слепоглухонемых. Здесь фонемы превращаются в осязательные знаки,-которые различаются по числу пальцев и их расположению. При общении информатор кончиками пальцев последовательно прикасается к ладони адресата, составляя из знаков слова. По достижении определенного уровня овладения этой техникой, слепоглухонемые переходят к брайлевской системе, которая позволяет значительно увеличить объем получаемой информации. В Советском Союзе слепоглухонемые воспитываются и получают образование в Загорском интернате (Московская область) по теории и методике, разработанной И.А.Соколянским (I889-I960гг.) и А.И.Мещеряковым. Насколько результативны брайлевская и дактильная системы явствует из того, что при отсутствии или дефекте двух важных органов восприятия информации, воспитание и образование людей могут достичь достаточно высокого уровня. Американка Елена Келлер стала доктором философских наук и общественным деятелем, русская Ольга Скоро-ходова - кандидатом педагогических наук, В настоящее время научными работниками Московского научно-исследовательского института общей и педагогической психологии являются слепоглухонемые Александр Суворов, Сергей Сироткин, Юрий Лернер и Наталья Кор-нева.

Ударами пальца по какой-то части тела можно передать информацию при помощи также азбуки Морзе.

3. Вкусовые и обонятельные условные знаки. На практике эти знаки не нашли широкого применения, однако в лингвистической литературе имеются упоминания об их существовании . Обонятельные условные знаки используются в частности, в промышленности для подачи сигнала о нарушениях того или иного производственного процесса. Условным сигналом о неисправности газовых приборов является запах одоранта, примешиваемый к топливному газу. Обонятельные знаки, таким образом, можно поставить в один ряд со световыми и звуковыми условными знаками, используемыми в этих же целях.

Приведем пример вкусовой сигнализации. В книге М.Кричли, посвященной языку жестов, упоминается индийский обычай: если кому-то дарят намазанный сладостью лист растения "пан", это надо понимать, как признание в любви. Если в ответ отгибают край листа и добавляют сладость, то это означает приглашение "приходи", а если прибавляется приправа, приготовленная из растения terra-merita и меняется вкус сладости, - то это отказ "не могу придти .

4. Зрительные системы. Средства общения, связанные с визуальным восприятием, являются значительно более распространенными, чем все предыдущие, так как человек примерно 90 процентов информации получает зрительным путем; являясь средством невербального общения, зрительные системы не только успешно конкурируют с устной речью, но иногда и превосходят ее, что обусловлено целым рядом их преимуществ, особенно проявляющихся в определенных условиях, ситуациях, процессах.

Из систем знаков, воспринимаемых посредством зрения, в первую очередь отметим письменность во всех ее разновидностях (пиктография, идеография, клинопись, буквы), которая действует не только на бумаге, но и через многочисленные объекты окружающего нас предметного мира. Большая часть разнообразной информации поступает к человеку через письменную речь. Общеизвестность и общедоступность письменности вызвали к жизни письменные международные, искусственные языки (пазиграфия). Примером может служить проект искусственного языка, разработанный доктором Дама (Лейпциг, 1877г.) и состоявший из ста идеографических знаков, каждый из которых обозначал сто понятий и соответствовал языковым корням.

Специфическим способом зрительного общения является взгляд, который может выражать чувства, отношение, мнение, волю, приказ, может указать на предмет и т.д. Богатством информации взгляд превосходит смех и интонацию голоса. Обмен взглядами является одним из действенных факторов в процессе общения. Можно привести множество примеров из художественной литературы,когда ход событий развивается в зависимости от информации, получаемой персонажами посредством взгляда. 

Широкое применение имеют также световые условные сигналы, которыми, как азбукой Морзе, кодируют устную речь, показывают начало, нормальный ход или нарушения, конец различных действий в спорте, в военном деле, в производственном процессе, в театре и т.д., указывают местонахождение объекта и т.д. Световой сигнал, подаваемый огнем, с давних пор считался символом бедствия: костры разжигали, прося о помощи, а также для сообщения об опасности, например о приближении врага. Это средство использовалось в Урарту и упоминается в письме от 714г.до н.э. асси-рийского царя Саргона П. То же в своей книге "Анабасис" сообщает Ксенофонт. Такие же сведения есть о соседях арменов кардухах.

Широко распространены и так называемые предметные знаки общения. Они встречаются везде: например, свод дорожных знаков,показывающих направление дороги, ее особенности, ближайшие объекты, расстояние, допустимую скорость и изображаемых в виде общепонятных рисунков. Такие знаки символизируют предметы и явления; так, змея и чаша - символ медицины, перекрещенные нож и вилка -объект общественного питания, телефонная трубка - пункт связи, череп и скрещенные кости - сигнал опасности для жизни и др. Зрительные условные знаки характеризуют также людей и предметы: погоны - звание военного, звездочки на бутылках - "возраст" напитка, рисунок рюмки на почтовой посылке - хрупкость содержимого и т.д. У многих народов предметные условные знаки составляют системы, которыми в случае необходимости заменяется устная речь.

Одной из самых массовых и выразительных систем невербального общения является кинесический язык. Двигательные знаки использовались человеком на всех этапах его эволюции: определенную роль играли еще до возникновения Homo Habiiis , развивались, изменялись в функциональном отношении, дошли до нас и используются поныне. Кинесический язык - неотъемлемая часть национальной культуры каждого народа и имеет большое социальное, историческое, этнографическое значение. Знание этого языка помогает лучше, полнее понять поведение какого-либо народа в процессе общения, без жестикуляции устная речь остается маловыразительной. В содержательном аспекте кинесический язык уступает только письменной речи, а своими выразительными возможностями, обусловленными широким практическим применением, эмпирическим характером и другими особенностями он во многих случаях превосходит и ее. В определенных условиях и ситуациях кинесический язык - единственно возможное или лучшее средство, заменяющее вербальное обще -ІО-ние. В последние десятилетия специалисты в области семиотики и лингвистики обращают особое внимание на этот способ невербального общения: о кинесике пишут теоретические исследования, составляют словари языка жестов, сопоставляют и подвергают сравнительному исследованию системы двигательных знаков разных народов.

Цель настоящей работы - рассмотреть средства кинесического языка, причины и предпосылки его возникновения, роль и значение, сферы и условия применения, знаковые свойства, взаимосвязь с армянским языком и армянской культурой.