Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Просодия текста в пении Комарова, Ирина Анатольевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Комарова, Ирина Анатольевна. Просодия текста в пении : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.19 / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова.- Москва, 2004.- 26 с.: ил. РГБ ОД, 9 04-10/3739-X

Введение к работе

В современной фонетике все большее внимание уделяется просодической стороне речи - ее структуре и функциям. Всесторонне исследуются все супрасегментные составляющие текста, начиная от фонетического слова и кончая фонетической фразой и межфразовыми единствами, причем рассматриваются все их характеристики: количество, интенсивность, тон и качество голоса.

Изучению подвергаются также разные формы существования звучащего текста: спонтанная речь, читаемая речь, сценическая речь и речь в пении. Просодия последней речевой формы пока только начинает исследоваться (Златоустова 2001, 2002), и здесь многое предстоит сделать. Данная работа представляет собой один из первых шагов в этом направлении.

Настоящая работа посвящена количественной просодии речи в пении. В центре внимания - маркированные позиции, которые задают базовую схему количественной организации текста: фразовые акценты и феномен конечного продления. Поскольку существует значительное различие жанров пения, естественно поставить вопрос о специфике количественной организации в разных жанрах: духовных песнопениях, опере, авторской песне.

Изучение количественной структуры текста в пении естественно осуществлять на основе сопоставления с другими формами художественной речи — чтением артистами прозаических и поэтических текстов. Это дает возможность увидеть как общность базовых принципов количественной организации речи, так и неизбежные различия.

Различие жанров проявляется в видоизменении произносительных установок. Для разных стилей произнесения характерны специфические наборы средств реализации оформительской функции просодии и определенная иерархия их использования. Конкретный перечень этих средств предопределяется ограничениями или даже запретами на использование некоторых из них. Примером могут быть темповые ограничения: декламация стиха предполагает темп более медленный, чем декламация прозы, декламация художественного текста — темп более однородный, чем темп разговорной речи. В разных стилях как пауза расцениваются неодинаковые по длительности перерывы в фонации, следовательно, можно предположить существование специфических паузальных клише для каждого стиля. Настройка на конкретный стиль приводит к смещению всей системы пауз, так как она ориентирована на минимальную межсинтагменную паузу.

Существуют жанры речи, ориентированные на благозвучие, в которых необходимой частью звукового оформления является «правильность», каноническая выдержанность звучания, к ним относятся: официальная речь, декламация художественного текста, сакральная речь. Для каждого такого стиля существует особая система стандартного оформления высказывания, не зависящая от его конкретной семантики. Тексты эвфонически ориентированных жанров, рассчитанные на публичное представление, оформляются достаточно медленным и полным произношением всех компонентов, им присущи определенные ритмические и интонационные схемы стандартной количественной организации высказывания. В эту систему входит и финальное продление. Для разговорного стиля характерны более быстрый темп и большая редукция, и стандартная временная программа может нарушаться. В разговорных жанрах (бьповой монолог, бытовой диалог) концы фраз сильно редуцируются, оглушаются или просто обрываются, и применительно к этим жанрам сложно говорить о действии финального продления.

Пение можно представить себе как особый вид произнесения текста. Этот вид
обладает специфическими характеристиками, но при этом он должен донести до
слушателя всю заключенную в тексте информацию, в том числе и содержащуюся в
речевой просодической структуре.

И»С НАЦИОНАЛMIAtl БИБЛИОТЕКА I

гзрщ

Но музыка— иная знаковая система, нежели язык, со своей особой областью означаемого. Она способна передавать то, чего нельзя выразить в словах и в речевой просодии. В культурной жизни наложение этих двух знаковых систем происходит довольно часто. В результате возникают различные жанры (песня, опера, мюзикл и др.)

Столь частое соединение двух систем не могло бы произойти, если бы они не имели общей основы—звукового развертывания во времени. Человеческий голос в речи и в пении имеет одни и те же физические характеристики (длительность, тон, интенсивность, качество голоса). На базе этих характеристик в обеих системах формируются количественные, мелодические, интенсивностные и тембральные структуры. Естественно предположить, что музыкальные структуры содержат в себе элементы речевых.

Письменный словесный текст потенциально имеет разные модальные и экспрессивные варианты прочтения, что отражается в просодическом оформлении. Музыкальный письменный текст по сравнению с письменным языковым обладает большей определенностью в отношении параметров длительности, частоты основного тона и интенсивности. Ноты представляют собой точное указание длительности и звуковысоты (ЧОТ) каждого слога. Интенсивность складывается из специфических указаний автора о громкости и музыкального метра произведения. Это дает основания предположить, что письменный музыкальный текст в состоянии зафиксировать значения просодических характеристик, соответствующих той интерпретации, которой придерживался автор. Таким образом, нотный письменный текст может служить источником для исследования просодии в музыке.

При рассмотрении поверхностной количественной структуры текста, как речевого, так и музыкального, мы имеем дело с уже готовым продуктом, который является результатом взаимодействия большого количества факторов, в число которых входят: собственная длительность гласного, различные характеристики целого слова, фразовая просодия, темп произнесения и др. В каждом конкретном случае композитор, певец, говорящий производит суммирование по всем показателям всех параметров и порождает некую поверхностную цепочку. Трудность представляет, во-первых, обнаружение этих факторов, во-вторых, выявление их иерархии, системы предпочтений.

Объектом данного исследования являются просодические элементы: конечное продление и фразовый акцент. Конечное продление — это увеличение длительности гласных в конечной позиции текстовых составляющих: фонетических синтагм, предложений, абзацев. Оно выполняет оформительскую функцию просодии, которая состоит в членении текста на составляющие, отделяющиеся друг от друга с помощью просодических швов. Функционирование фразового акцента, который является интонационным центром высказывания, поддерживает единую ритмическую организацию составляющей.

Фразовый акцент может выражаться и движением тона, и интенсивностью, и длительностью. В данной работе внимание сосредоточено на его количественной составляющей. Физическая длительность соответствует субъективным ощущениям долготы. Это верно как для речи, так и для пения. В то же время интенсивность в речи субъективно ощущается как дыхательное усилие. Физическая интенсивность гласного может быть измерена, но между силой дыхательного толчка и реальной физической интенсивностью нет прямой корреляции. Как и в случае с длительностью, полученная величина определяется суммой действия многоуровневой системы факторов, влияющих на интенсивность. Она зависит от собственной интенсивности гласного, фразовой просодии, от ширины глотки и гортани, от просодически обусловленного дыхательного толчка. В такой ситуации очень сложно выделить долю фразового акцента, его «вклад» в общую, результирующую интенсивность (которая собственно и может быть измерена).

Наш анализ речевых жанров не включает в себя исследование интенсивности гласных, выделенных фразовым акцентом. Для певца же громкость связана не столько с

дьжательным толчком, сколько с особым типом работы всего певческого аппарата: особой настройкой резонаторов, работой голосовьж складок и дьжательной системы. Во многих музыкальных жанрах место акцента предопределено формой письменного музыкального текста (его метром, ритмом и специфическими значками). Соответственно, место фразового акцента определяется композитором. Для одного из музыкальных жанров (оперы) нами было проведено экспериментальное исследование, целью которого было выяснить, выделяется ли фразовый акцент и конечное продление музыкальной интенсивностью, и если да, то насколько последовательно это делается.

Явление конечного продления рассматривалось в ряде исследований временной организации текста (Бондарко 1977, Потапова, Блохина 1986, Кузнецов, Отт 1989, Баталии 1989,Клатт 1975, Линдблом 1978, Кривнова 1986, Блохина 2002), не раз говорилось о необходимости дополнительного изучения этого просодического фактора. Однако до сих пор не было проведено отдельного исследования явления конечного продления на материале русского языка, — в этом состоит актуальность данной работы.

Зарубежные ученые уже давно исследуют просодические явления, в том числе и конечное продление, в пении (Линдблом 1978). В русской фонетике пропеваемая речь только начинает использоваться в качестве материала для анализа (Златоустова 2001, 2002). Научная новизна данной работы заключается в том, что реализация просодических явлений будет рассматриваться на нескольких речевьж и музыкальных жанрах, также будет сделана попытка указать типологию жанров с точки зрения выраженности в них исследуемых явлений.

Главная задача работы: на материале русского языка выяснить, насколько универсальным является финальное продление для эвфонически ориентированных жанров, как в них функционирует фразовый акцент, каково их соотношение друг с другом. Имеются также две более частные задачи. Первая состоит в том, чтобы выяснить, какое место занимают конечное продление и фразовый акцент в иерархии других средств, определяющих количественную составляющую просодии текста Вторая задача—ответ на вопрос, имеются ли факторы, влияющие на правила продления и фразового акцента, и каковы они. Естественно, рассматривать эти явления можно только на фоне исследования всей количественной структуры текста.

Материалом исследования послужили звучащие речевые и письменные музыкальные тексты. Как было сказано, музыкальный текст обладает всей необходимой для нашего исследования информацией в нотном письменном варианте.

Предметом исследований речевьж жанров послужило произношение следующих текстов:

1. Чтение нарратива:

1.1. Чтение учебных текстов;

12. Чтение нарративной художественной прозы (А. П. Чехов);

2. Декламация стиха:

  1. «Из памяти твоей...» (А. А. Ахматовой), «Мечты» (Н. С. Гумилева);

  2. Письмо Татьяны (из романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина);

3. Сакральная речь:

  1. Чтение молитв монахом;

  2. Речитатив священника в литургии.

Предметом исследования музыкальных жанров послужили следующие нотные тексты:

1. Духовная музыка:

  1. Знаменный распев;

  2. Авторская духовная музыка (С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский);

2. Опера (П. И. Чайковский «Евгений Онегин»):

  1. Квартет № 1из первой картины 1-го действия;

  2. Сцена № 4 из первой картины 1-го действия;

2.3. Сцена письма Татьяны (№ 9); 3. Авторская песня (Б. Ш. Окуджава).

Членение звучащего текста речевых жанров на сегменты производилось на основе анализа осциллограмм и спектрограмм в редакторе Speech Analyzer, Version 1.5, с учетом перцептивного анализа. По возможности граница ставилась точно между звуками, в случаях, когда членение затруднялось из-за сложных коартикуляционных процессов, переходный участок делился пополам. При сильном оглушении гласного, которое часто происходит на конце синтагмы, длительность этого звука исключалась из рассмотрения. Также не включались в исследование гласные звуки, не поддающиеся вычленению (на конце прилагательных, например, высокое, верхнее).

Гласный открытого слога, находящийся в позиции абсолютного конца синтагмы, как правило, завершается дополнительным сегментом («хвостом»), представляющим собой переход к паузе (Кривнова 1986). Ввиду того, что критерия для отделения «хвоста» от собственно гласного не существует, этот дополнительный сегмент при анализе включался в длительность гласного. В каждом случае, когда конечный гласный имел «хвост», это отмечалось; делалась также приблизительная оценка его длительности.

Научная значимость диссертации определяется тем, что она вносит вклад в построение полноценной дескриптивной модели количественной просодии для русского предложения на основе данных о влиянии конечного продления и фразового акцента на временную организацию текста.

Практическая ценность работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы для повышения качества синтезированной речи. Для речи в пропеваемом варианте эта проблема рассматривается впервые, и ее результаты могут иметь значение для теории музыки и вокальной практики.

Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены в докладе на международной научной конференции «Фонетика сегодня: актуальные проблемы и университетское образование» (Звенигород 2003). Результаты исследования обсуждались на заседании кафедры теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ и отражены в публикациях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, приложений, списка литературы и источников. Основные главы посвящены просодии речевых и музыкальных жанров.

Похожие диссертации на Просодия текста в пении