Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ономастикон суфийской поэзии: структурный,семантический и функциональный аспекты (на материале произведений Абдульмаджа Санаи, Фаридаддина Аттара и Джалаладдина Балхи) Абодуллоева Сафина Юсуповна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абодуллоева Сафина Юсуповна. Ономастикон суфийской поэзии: структурный,семантический и функциональный аспекты (на материале произведений Абдульмаджа Санаи, Фаридаддина Аттара и Джалаладдина Балхи): автореферат дис. ... доктора Филологических наук: 10.02.19 / Абодуллоева Сафина Юсуповна;[Место защиты: Институт языка и литературы им.Рудаки Академии наук Республики Таджикистан], 2017

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Исследование собственных имён в художественной литературе, издавна привлекавшее к себе внимание многих представителей науки и культуры, в настоящее время представляет непрерывный, прочно утвердившийся процесс.

Вместе с тем, эта отрасль языкознания, будучи важной и
всеобъемлющей, подобно другим лингвистическим проблемам,

находится в стадии постоянного развития и совершенствования.

В таджикской ономастике, несмотря на определённые достижения в
исследовании региональной топонимики и антропонимики, накопилось
немало проблем, требующих своего решения. Кроме того, изучение и
обобщение вопросов ономастики поэтических произведений таджикско-
персидской суфийской литературы до сих пор не стало ещё предметом
специального анализа, в то время как классическая повествовательная и
лирическая поэзия, представляющая собой богатейшую сокровищницу
собственных имён, ждёт своего исследования. В этом плане исследование
структурных, семантических и функциональных аспектов поэтонимов
суфийской поэзии на материале памятников – поэтических

произведений Абдульмаджа Санаи, Фаридаддина Аттара и

Джалаладдина Балхи (ХII-ХIII вв.) представляет большой интерес.

Литературная ономастика является одной из новых разделов в таджикском языкознании. К числу вопросов языковых особенностей относились также изучения ономастической лексики, которая пока не стала предметом специального исследования. Как известно, изучением суфийской литературы посвящено множество работ литературоведов и философов.

Актуальность темы обусловлена прежде всего тем, что до настоящего времени ономастика таджикско-персидской классической поэзии, в том числе поэзии Абдульмаджа Санаи, Фаридаддина Аттара и Джалаладдина Балхи не подвергалась специальному комплексному лингвистическому исследованию, и настоящая диссертация является первой попыткой системного изучения собственных имён в поэзии этих видных представителей суфийской литературы.

Степень научной разработанности проблемы. Ономастические
единицы наряду с другими средствами языка являются элементами
художественного осмысления действительности в поэтическом

произведении. Художественная ономастика персидско-таджикской классической поэзии содержит богатый своеобразный ономастикон,

сформировавшийся на материале различных родственных и

неродственных языков обширной территории Востока и Запада и

охвативший довольно широкое этнокультурное пространство Индии,
Китая, Центральной Азии, Ирана, Ближнего и Среднего Востока и
Европы. Изучение художественной ономастики персидско-таджикской
поэзии имеет большое значение для выявления художественно-

философских ценностей различных поэтических памятников, может
пролить свет на вопросы взаимовлияния культурной и религиозной
традиции разных цивилизаций и их художественное отражение в
суфийской поэзии. При употреблении ономастических единиц поэты
преследуют определённую цель, которая связана с идейным

содержанием, лирическим образом, сюжетом, композицией, а также использование антропонимов и топонимов отражает художественное и социальное мировоззрения авторов художественных произведений. В этом отношении ономастические единицы играют весьма важную роль в композиционном оформлении поэтического текста.

Суфийская литература является одной из важных частей

персидско-таджикского классического поэтического наследия.

Поэтическое творчество известных суфийских авторов Абульмаджда
Санаи, Фаридаддина Аттара, Джалаладдина Балхи оказало заметное
влияние на дальнейшее развитие классической поэзии. Своеобразная
красота языка суфийской поэзии занимает особое место в истории
персидско-таджикского поэтического языка. Лексическое содержание
суфийской поэзии богат и своеобразен. Суфийскими поэтами введена в
поэтический язык специфическая терминология, метафорическая

символика и поэтическая ономастика.

Авторы суфийской литературы внесли большой вклад в развитие
литературного персидского языка – дари. Появления и развитие
суфийской терминологии сложилось на основе словарного запаса
литературного языка путём приобретения новых значений

общеупотребляемой лексики.

Исследование литературной ономастики в качестве отдельного раздела ономастической науки в языкознании бывшего Советского Союза сформировалось в середине прошлого века и сейчас заметно активизируется.

Следует отметить, что литературная ономастика является одной из новых разделов в таджикском языкознании. В таджикском языкознании к изучению ономастики литературных произведений приступили сравнительно недавно. В частности, изданы ряд монографических

исследований, защищены ряд диссертаций, в которых ономастический материал письменных памятников рассматривается в этимологическом, структурно-грамматическом, семантическом и стилистических аспектах.

К подобным исследованиям относятся работы М. Шодиева по топонимии произведений С.Айни [16], Р. Шоева по ономастике фольклорного произведения «Самаки айёр» [17], Д.Майнусова [10], С.Курбонмамадова по ономастике «Шахнаме» Абдулкасыма Фирдоуси [8], Э.Давлатова по ономастике «Кассас-ул-анбиё» [3] и многих других.

Лексико-грамматическим особенностям языка суфийской литературы посвящены работы таджикских лингвистов С. Сабзаева [13], Б. Джуразода [4], З.Мухторова [11], М. Косимовой [9], Ф. Шариповой [15] и др.

Цель и задачи исследования является комплексное изучение поэтической ономастики суфийской поэзии Абдульмаджа Санаи, Фаридаддина Аттара и Джалаладдина Балхи. Решения этих проблем требовало рассмотрения следующих конкретных задач:

систематизация ономастического материала суфийских поэтических памятников;

исследование антропонимов согласно социальной, исторической и художественной значимости;

- выявление этнокультурного пространства поэтической
антропонимии;

выявление особенностей употребления теонимии в исследуемой поэзии;

выявление этнокультурного и лингвистического пространства суфийской поэтической топонимии в структурных, семантических и функциональных аспектах;

классификация топонимов художественных памятников согласно природно - географическим объектам;

определение географического пространства поэтической топонимии;

определение способов формирования мифических и вымышленных топонимических названий: ойконимов, орронимов и гидронимов;

выявление языковых особенностей мифологических топонимических названий;

отражение топонимических апеллятив в исследуемой поэзии;

определение структурных моделей использованных поэтонимов;

описание специфики исследования символической трансформации абстрактных понятий в роли собственных имён;

определение путей практического применения реминисцентных

антропоэтонимов и топонимов в суфийской поэзии; – определение ролей «говорящих имён» в функции денотативного

значения в суфийской поэзии. – определение функции космонимии в художественной форме и

выражение религиозно - мистических воззрений суфийских

мыслителей; – выявление стилистических функций этнонимов в отражении

различных контекстуальных понятий суфийской доктрины; – изучение роли зоонимов в формировании суфийской религиозно-

мистической концепции; – определение стилистических функций хрематонимов в суфийской

поэзии; – выявление частоты использования поэтонимов в суфийской поэзии.

Источники исследования. Важнейшим и первостепенным

источником настоящего исследования является поэтическая

ономастическая лексика текста «Осори мунтахаб» Абдульмаджа Санаи,
изданная в городе Душанбе в 1993 году (введение К.Олимова), сборник
притч «Язык птиц» Фаридаддина Аттара, изданный в Тегеране в 1386
году (введение доктора Джавода Салмасизода) и две книги
Джалаладдина Балхи «Маснавии маънави» (изданная на основе текста
Р. Никольсона в сопоставлением с другими копиями книги в 2001
году в Тегеране) и «Баргузидаи газалиёти Шамси Табрези» (с участием
доктора Мухаммадризо Шафии Кадкани). С целью наиболее полного
изучения языковых особенностей поэтоономастической лексики

рассматриваемых источников, для установления исторической,

философской, религиозно-мистической базы, этногеографического
происхождения поэтических названий и имён были также использованы
различные лексикографические, литературоведческие работы, такие как:
«Шархи Джомии «Маснавии ма'нави»» Карима Замани, с введением
доктора Исмаила Хакими (Тегеран, 1372г.), «Шархи «Маснавии
ма'нави»» Азизаддина Вакили Пупазои (Тегеран 1267г.), «Фарханги
луготи «Маснавии ма'нави» доктора Низомиддина Нури (Тегеран,

1387г.), «Коран в Маснави» Сайид Иброхима Хикмат (2007г.), “Бурхони
котеъ” Мухаммадхусейна Бурхана, “Гиёс-ул-лугат” Гиёсуддина

Мухаммада, “Лугатнома Деххуда”, “Фарханги “Шохнома”” Мансура Растагора Фасои, “Фарханги форси” Муина, «Фарханги форси» Хасана Амида. Переводом строк из «Маснавии манави» на русский язык послужили работы О. Ф. Акимушкиной, Ю. А. Иоаннесяна, Б. В.

Норика, А. А. Хисматулина, О. М. Ястребовой («Поэма о скрытом смысле» в пяти томах) [2007г., 2009г., 2010г., 2012г.].

Научная значимость и новизна исследования заключается в том,
что впервые систематическому анализу подвергнута поэтическая

ономастика суфийской поэзии на примере творчества Санаи, Аттара и
Балхи. В результате лингвистического исследования определены
основные семантические группы ономастической лексики и её место
среди других лексических категорий суфийской поэзии. В реферуемой
диссертации впервые исследуются стилистические особенности

ономастических единиц, представлена классификация ономастических
единиц по характерным признакам, описаны пути символической

трансформации ономастических терминов, определены функции собственных имён в поэзии Санаи, Аттара и Джалаладдина Балхи.

Теоретическая значимость исследования заключается в не
разработанности проблемы поэтической ономастики таджикско-
персидской классической поэзии. Диссертационное исследование имеет
определённое значение для дальнейшей разработки вопросов

художественной ономастики таджикского языка, проблемы

формирования поэтической ономастики и аспектов стилистической функции ономастических единиц в поэзии.

Работа по поэтонимии суфийской поэзии способствует

дальнейшему изучению данной сферы в других произведениях
таджикско-персидской поэзии. Данное исследование имеет важное
значение не только для решения проблем художественной ономастики,
но и для исследования языковых особенностей поэзии того периода.
Помимо этого собранный обширный материал поможет решению

некоторых вопросов, возникающих в смежных науках, в частности, истории, философии и религии

Практическая значимость работы заключается в том, что его

материалы могут быть использованы в лексикографической практике, при составлении специальных ономастических словарей творчества суфийских поэтов, создании учебников по истории таджикского литературного языка, чтении спецкурсов по художественной ономастике и исторической лексикологии.

Научно-теоретической основой диссертации послужили работы

зарубежных и отечественных учёных - лингвистов, литературоведов и
философов, в число которых входят В.В. Виноградов, А.В. Суперанская,
Ю.А.Карпенко, В.А. Никонов, И.С. Зинин, Е.Э. Бертельс, В.А.

Жуковский, М.Т. Степанянц, А.В. Смирнов, Р.Никольсон, К.Эрнст,

Забехулло Сафо, А. Зарринкуб, Б. Фурузанфар, А. Дашти, М.

Муваххид, Карим Замони, Р.Х. Додихудоев М.Косимова, Ш. Исмоилов, Н.Офаридаев, А. Мухаммадходжаев, Ш. Девонаев, К. Бекзода, М. Султонов, А. Алимарданов, К. Олимов, Н. Одилов, З. Мухторов, И.Зиёев, Х.Зиёев, С.Сабзаев, Дж. Алими, О. Махмаджанов, Р.Шоев и многие другие.

Методы исследования. Специфика анализируемого материала и
необходимость выполнения поставленных задач обусловили

использование методов синхронного анализа, дескриптивного,

интерпретационного, количественного обобщения, историко-

сравнительного, сопоставленного и стилистического анализа.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Ономастика суфийской поэзии как составная часть языкового богатства связана с религиозно-философской доктриной суфизма.

  2. Роль ономастической лексики в системе познавательных элементов категории суфизма весьма значима.

  3. Ономастические единицы в суфийской поэзии обладают необходимым лингвостилистическим потенциальном при изображении обширной информации мифологического, религиозного и исторического характера.

  4. Историко-лингвистическое исследование ономастики предусматривает выявление философско-религиозного мистицизма в творчестве суфийских поэтов Санаи, Аттара и Балхи.

  5. Ономастическое пространство суфийской поэзии охватывает обширную территорию современного Китая, Индии, Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока и Европы.

  6. Ономастическими источниками поэтонимии в поэзии представителей суфийской литературы являются древнеиранская, библейская, исламская религиозные мифологии.

  7. Ономастика поэзии наряду с другими элементами языка является важным элементом художественного изображения исторических событий в поэтических произведениях суфийских авторов.

  8. Ономастические единицы выступают в качестве важных связующих компонентов поэтического текста.

  9. Этнокультурное пространство ономастики суфийской поэзии не ограничивается кругом исламской или арабской культуры, оно связано с культурой и философией зороастризма, христианства и буддизма.

10. Языковое происхождение ономастических единиц суфийской
поэзии разнообразно и оно образовалось на базе многих

родственных и неродственных языков. В поэтических

произведениях суфийских поэтов преимущественно употребляются собственные имена в адаптированной форме новоперсидского языка XII-XIII вв.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры
таджикского языка Хорогского государственного университета имени
М.Назаршоева (протокол №1 от 3 октября 2016), а также обсуждена и
рекомендована к защите на расширенном заседании отдела лингвистики
Института языка и литературы им. Рудаки (протокол № 12 от 2.12. 2016).
Результаты исследования излагались автором на ежегодных научно-
методических, научно-практических конференциях профессорско-
преподавательского состава Хорогского государственного университета
имени М. Назаршоева (2010-2016), на международных научных
конференциях «Памир и научно-технический прогресс» (2013),
«Проблемы терминологии персо-язычных стран» (2015), на различных
республиканских научных конференциях (2014, 2015, 2016).

По теме диссертации опубликованы 18 статей, из них 15 статей опубликованы в ведущих журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ, а также 2 монографии и 1 словарь.

Структура и объём диссертации. Диссертационная работа состоит
из введения, шести глав, заключения, списка библиографии. Краткий
словарь поэтонимов суфийской поэзии прилагается в форме

приложения. Общий объём исследования составляет 401 страницы компьютерного набора.