Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Онтологическая триада "пространство - человек - текст" как специфическая коммуникативная система Борисова Светлана Александровна

Онтологическая триада
<
Онтологическая триада Онтологическая триада Онтологическая триада Онтологическая триада Онтологическая триада Онтологическая триада Онтологическая триада Онтологическая триада Онтологическая триада
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Борисова Светлана Александровна. Онтологическая триада "пространство - человек - текст" как специфическая коммуникативная система : 10.02.19 Борисова, Светлана Александровна Онтологическая триада "пространство - человек - текст" как специфическая коммуникативная система (Психолингвистическое исследование) : Дис. ... д-ра филол. наук : 10.02.19 Ульяновск, 2004 492 с. РГБ ОД, 71:05-10/57

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая Пространство, человек, текст как элементы коммуникативной системы 16

1.1. Пространство как онтологическая категория 16

1.2. Семиотическое пространство 26

1.3. Человек и смысловой универсум 42

1.4. Восприятие пространства как познание мира 57

1.5. Языковая и концептуальная картина мира 74

1.6. Текст как форма репрезентации пространства 97

Глава вторая «Жизненное пространство» текстовой коммуникации 130

2.1. Пространство и время текстовой коммуникации 130

2.2.Внутритекстовые пространственные связи и отношения 138

2.3.Синтагматическое пространство текста 161

2.4.Особенности вербального и невербального поведения реципиентов 188

2.5. Составность текстового пространства 201

Глава третья Организаторы текстового пространства 222

3.1.. Научный текст как форма репрезентации научного знания 222

3.2. Мобильность текстовых элементов в пространстве восприятия 231

3.3. Внутренние границы пространства научного текста 266

3.4. Разноуровневые комплексы организаторов текстового пространства 289

Глава четвертая Текстовая репрезентация хронотопа индивидуального и коллективного бытия 316

4.1. Жизненное пространство «героя пути» 316

4.2. Организаторы текстового пространства 332

как вербализаторы концептосферы текста 332

4.3.Реконструкция социального и индивидуального пространства 367

«героя места» 367

4.4. Спацнально-темпоральные характеристики языковых единиц 386

Заключение 414

Библиография 423

Приложение 443

Введение к работе

Пространство и время относятся к числу главных бытийных категорий, являются фундаментальными понятиями культуры, играют важнейшую роль в человеческом мышлении, выступая базовыми концептуальными структурами, на основе которых формируются суждения человека об окружающей его реальности. Пространство -одна из первых реалий бытия, которая воспринимается и дифференцируется человеком, организуется вокруг человека, ставящего себя в центр макро- и микро - космоса: «любое существование возможно лишь в формах определенной пространственной и временной конкретности» (Ю.М.Лотман). Пространство и время - две важнейшие формы существования материи, объективированные человеком в языке для обозначения ориентации в конкретном пространстве и конкретном времени. Неразрывное единство - «пространство-время», в котором все в мире существует, М.М. Бахтин определил как «хронотоп» - «существенную взаимосвязь времснньїх и пространственных отношений».

Категория пространства и ее границы, свойства и характеристики пространства, пространственные отношения между объектами, расположенными в нем, в разных аспектах являются предметом рассмотрения многих наук. Новейшие концепции, сформировавшиеся в результате привлечения к лингвистическому описанию данных из психологии, культурологии, социологии, философии и ряда других дисциплин, позволили рассмотреть триаду «пространство - человек - текст» как систему в рамках антропоцентрической парадигмы, предусматривающей изучение психических процессов, происходящих в сознании человека, выявление механизмов, обеспечивающих функционирование языковой способности, а также рассмотрения вопросов, касающихся использования человеком языка как средства овнешнения сознания и репрезентации концептов, рассматриваемых в качестве элементов «внутреннего языка» индивида, в форме языковых единиц, а также показать универсальность, глобальный характер онтологической триады, выражающий сущностные характеристики бытия, проанализировать весь комплекс сложных и многосторонних внутрисистемных связей и отношений, выявить и описать особенности триады как специфической коммуникативной системы.

Теоретическую основу исследования онтологической триады «пространство -человек - текст» составили научные труды российских и зарубежных ученых, в которых пространство исследовалось как основная форма бытия (Кант, Ньютон, Лейбниц, Хайдеггер); как характеристика сознания (М.К.Мамардашвили), психики (Л.Веккер); а также культуры, рассматриваемой как «деятельность организации пространства» (Бахтин 1975; Лессинг 1957; Лотман 1986; Флоренский 1993); пространство связывается с картиной мира (Гачев 1967, 1995; Лотман 1988, Топоров 1992), а типология пространства рассматривается в рамках языковой картины мира (Иванов, Топоров 1965, 1974; Никитина 1993; Цивьян 1990); пространственная семантика различных языковых единиц рассматривается как отражение одной или нескольких сторон национальной картины мира (Булыгина, Шмелев 1989; Всево-лодова, Владимирский 1982; Яковлева 1994 и др.). Пространство художественного текста представлено как элемент его структуры (Лотман 1970; Успенский 1970), анализируемой в рамках лингвистики текста (Москальская 1981, Тураева 1986); ряде исследований само пространство рассматривается как текст (Топоров 1983, Брудный 1998, Налимов 1989). В лингвокогнитивных исследованиях пространства (L.Talmy, A.Herskovits, Janda, G.Lakoff, R. Langacker) основное внимание уделяется геометрической концептуализации, выявляемой на базе изучения семантики локативных предлогов; отношения различного характера, возникающие между объектами как реального, так и возможного мира интерпретируются на основе пространственных схем в рамках Гипотезы о всеобщей пространственной Форме (ДжЛакофф).

Для полного представления пространственной картины, отображенной в языковой семантике, более адекватным является описание пространственных свойств и отношений в рамках чувственной абстрактной модели пространства, форм и способов его репрезентации в сознании человека. В этом смысле понятие пространства соотносимо с понятием ментальных структур, так как ментальное пространство представляет собой совокупность ментальных репрезентаций соответствующих любой области человеческого знания. Применительно к языку категория трехмерности дает возможность рассмотреть его в виде пространства и объема, в которых появляется и находит свое формирование мыслительная деятельность человека (Степанов 1985). В соответствии с современным лингвистическим подходом основная функция языка состоит не только в передаче информации и осуществлении референции к независимой от него реальности, но и в ориентации личности в ее собственной познавательной деятельностной области, т.е. язык стал в большей степени рассматриваться как система ориентирующего и деятелыюстно-го поведения, где коннотация играет решающую роль.

Пространство и время являются сопряженными характеристиками материального бытия, определяют его хронотоп, предполагающий их сосуществование в неразрывном единстве. Более подробное исследование в нашей работе пространства, его форм и характеристик по сравнению со временем, не является свидетельством его приоритета, независимости от времени. Некоторый намеренный «отрыв» пространства от времени позволил акцентировать внимание исследователя на анализе пространственных отношений объектов реальной и текстовой действительности, их взаимоотнесенности и взаимозависимости, поскольку именно на «языке вещей пространство «общается» с человеком. Таким образом, «говорящее пространство» (Ю.М.Лотман), человек и текст рассматриваются нами как элементы коммуникативной системы. Категория времени присутствует в работе как имплицитно, так и эксплицитно при рассмотрении феномена темпорализации пространства, при выявлении лексических единиц со специфическими темпорально-спациальными характеристиками, при описании пространства - времени коммуникации, а также при рассмотрении некоторых других аспектов внутрисистемных отношений.

В названии работы вербализована гипотеза исследования, согласно которой манифестируется возможность придания онтологической триаде «пространство-человек-текст» статуса коммуникативной системы особого рода, в рамках которой происходит глобальная коммуникация всего сущего, включая объекты живой и неживой природы, что определяет их бытийность в пространстве - времени мира. Конституирующие «говорящее пространство» объекты коммуницируют друг с другом, но реально доступной для анализа и исследования является коммуникация с участием человека, способного отображать ее результаты в различного типа тек стах, среди которых форма вербального текста является наиболее распространенной, и используется для сохранения информации в пространстве - времени, для передачи ее следующим поколениям реципиентов.

Актуальность исследования определяется необходимостью комплексного междисциплинарного антропоориентированного исследования триады «пространство - человек - текст» как совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, предусматривающего изучение психических процессов, происходящих в сознании человека при восприятия пространственно-временных характеристик феноменов реальной действительности, адекватного переноса их в текстовую действительность, а также анализ языковых единиц, вербализующих пространственно-временные характеристики концептуальной системы носителя языка.

Поскольку текстовая коммуникация является одной из наиболее распространенных и доступных форм коммуникативной деятельности, средством объективации новых и формой сохранения полученных ранее знаний, то исследование закономерностей и особенностей смыслового восприятия информации, содержащейся в разного типа текстах, оптимизации процесса получения знаний продолжает оставаться актуальной проблемой. Настоящее исследование развивает положения, актуальные для лингвистики последнего десятилетия, входит в парадигму работ, сочетающих когнитивную, социологическую, философскую и культурологическую направленности исследования коммуникативной деятельности субъекта, включая восприятие текста пространства, познания составляющих его «вещных компонентов» и отношений между ними, а также отображения познанного в различного вида «продуктах», одним из которых является текст как универсальная форма репрезентации многообразия отношений человека и объектов, структурирующих пространство окружающего мира.

Человек рассматривается как центральный элемент системы «пространство - человек - текст» и характеризуется как высший уровень организации материи, воплощающий в себе совокупность знаний, накопленных человечеством в течение веков. Поскольку достижения человеческой культуры не даны субъекту в готовом виде, то изучение механизмов освоения социальных, исторически сложившихся форм деятельности, в т.ч. и текстовой, остается актуальным, поскольку она является одним из определяющих условий социализации человека в лингвокультурном пространстве. Человек рассматривается как активный творец пространства, как пространство образующее материальное тело; при этом индивидуальные особенности вербального поведения коммуникантов в условиях текстового общения проявляются в выборе ими определенного текстового элемента (высказывания или фрагмента текста) как результата процесса индивидуальной мыслительной деятельности носителя языка.

Научная новизна исследования определяется самой постановкой проблемы рассмотрения системы «пространство-человек-текст» как триады, как совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, составляющих специфическую коммуникативную систему. В отличие от проведенных ранее исследований, предметом которых выступала диада «человек/автор-текст» мы анализировали гиперсистему «пространство-человек-текст» как онтологическую триаду, характеризующую фундаментальные основы бытийности всего сущего в различных пространственно-временных формах, одной из которых является вербальный текст. Впервые триада «пространство-человек-текст» характеризуется как коммуникативная гиперсистема особого рода, каждый элемент которой в силу своей значимости рассматривается как самостоятельная относительно замкнутая система со своими границами. Отношения внутри коммуникативной гиперсистемы «пространство-человек-текст» рассматриваются как проявление множественных связей между ее элементами в рамках нескольких сопряженных диад: «человек-текст», в формате которой и человек, и текст представляют собой частные случаи материализации некоторого пространства; «пространство-человек», в которой каждая составляющая может быть представлена как текст; «пространство-текст», элементы которой сопоставимы как семиотические системы, причем преобразование первой во вторую возможно только при непосредственном участии человека, языковой личности (Ю.Н.Караулов), также рассматриваемой в качестве семиотической системы. Впервые «текстуальность» и «пространственность» (спациалыюсть) анализируются как сопряженные универсальные характеристики не только элементов триа ды, но и как определяющие бытийную сущность всех явлений, феноменов и процессов реального и вымышленного миров.

Впервые вводится понятие «организатор текстового пространства» (ОТП) для обозначения смысловых единиц, определяющих цельность и взаимосвязанность разных пространств - реального, концептуального, вербального. Комплекс ОТП рассматривается как совокупность вербализованных форм концептов, составляющих ядро текстовой концептосферы, выступающих в качестве основы для порождения реципиентом вторичного текстового пространства в процессе смыслового восприятия авторского варианта текста.

Впервые проведен комплексный многоуровневый анализ процесса /результата восприятия реципиентами пространства текста, предъявляемого в виде текстовых элементов разного уровня: высказывания, фрагмента (группы последовательно расположенных высказываний), а также целого текста (авторский вариант), в результате которого выявлены закономерности и особенности формирования внутритекстовых отношений между конституентами текстового пространства. На основе экспериментальных данных в терминах «устойчивость/неустойчивость», «мобиль-ногсть/фиксированность» проведена оценка фрагментов текста, выявлены условия реконструкции реципиентами их микропространств, установлена степень их соответствия авторскому варианту и определены причины, детерминирующие этот процесс. Объектом исследования является процесс смыслового восприятия индивидом некоторого участка пространства, репрезентированного автором в вербальных текстах соответствующего типа - социального, научного, художественного, в ходе которого реципиент реконструирует авторский вариант текстового пространства или формирует свой вариант как результат анализа внутрисистемных отношений текстовых элементов в рамках специфической коммуникативной системы «пространство-человек-текст».

Предметом исследования выступает пространство письменного вербального текста, отображающего хронотоп реального мира, в котором посредством многообразных взаимосочетаний отдельных высказываний репрезентированы внутрисистемные отношения между элементами онтологической триады «пространство человек-текст», рассматриваемые как средство объективации фрагментов индивидуальных концептуальных систем автора в процессе порождения текста и реципиента в процессе его восприятия, степень их совпадения для достижения коммуникативного успеха, а также языковые единицы с темпоралыю - спациальными (пространственными) характеристиками, посредством которых осуществляется «переход» реального хронотопа в текстовый.

Цель исследования-проанализировать и описать онтологическую триаду «пространств-человек-текст» как коммуникативную систему, в рамках которой некоторый фрагмент пространства выступает как источник информации, характер которой детерминирован его «вещными» конституентами и многообразием возникающих между ними отношений, которая адресована наблюдателю/реципиенту, а также «продукты» функционирования коммуникативной системы - различного типа тексты, объективирующие соответствующие фрагменты «говорящего» пространства - научное, социальное, культурное, художественное, среди которых вербальный письменный текст является наиболее распространенным как посредник в коммуникации, как оптимальная форма сохранения и передачи хронотопических характеристик реальной действительности последующим поколениям реципиентов.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

• на основе анализа интегрированных данных антропоориентированных научных дисциплин теоретически обосновать онтологический характер элементов триады «пространство-человек-текст»;

• проанализировать многообразие внутрисистемных отношений; показать сопряженность пространственности и текстуальности как универсальных бытийных характеристик всего сущего; охарактеризовать триаду «пространство-человек-текст» как специфическую коммуникативную систему;

• основываясь на результатах теоретического исследования, характеризующего пространство как «вместилище смыслов», человека как «генератора смыслов», рассмотреть письменный текст как результат восприятия наблюдателем некоторого участка пространства, как вербальную форму репрезентации индивидуальной системы смыслов носителя языка;

• исследовать письменный вербальный текст как онтологический объект, как вторичную модель мира («бытия мира»), локализованную в реальном пространстве; процесс восприятия текста реципиентом определить как условие формирования «жизненного пространства» текста;

• проанализировать и сопоставить закономерности и специфику смыслового восприятия разноуровневых элементов текстового пространства - отдельного высказывания, фрагмента (группы высказываний), а также целого текста (авторский вариант); выявить особенности формирования единого пространства текста на каждом этапе; установить зависимость выявления концепта (смысла) текста от уровня воспринимаемой текстовой единицы;

• проанализировать и описать экспериментально выявленные языковые единицы, указанные реципиентами в качестве пресгранствешшк и временных маркеров;

• выявить и охарактеризовать языковые единицы, рассматриваемые реципиентами в качестве «организаторов текстового пространства» (ОТП), которые являются наиболее значимыми для индивида ориентирами («фигурами») в процессе смыслового восприятия текста, реконструкции его концептосферы и ее вторичной вербализации.

Методологической основой работы послужили теория деятельности Л.II. Леонтьева, теории сознания А.А. Леонтьева и М.К .Мамардашвили, теория языковой личности Ю.Н. Караулова, теория речевого общения Е.Ф.Тарасова, смыслового восприятия И.А. Зимней, текстовой деятельности Т.М. Дридзе, концепции текстового пространства В.Н. Топорова, Б.А. Успенского, хронотопа М.М. Бахтина, пространства культуры и семиосферы Ю.М. Лотмана Работа выполнена в русле онтологии и представлений Московской психолингвистической школы о закономерностях функционирования языкового сознания и тексте как письменной форме его фиксации (Е.Ф. Тарасов, Ю.А. Сорокин, Н.В. Уфимцева). На защиту выносятся следующие положения:

• онтологическая триада «пространство - человек - текст» выступает как специфическая коммуникативная система, как естественная среда бытия человека, в границах которой осуществляется его познавательная деятельность, «овнешненными» формами которой выступают тексты различного типа, среди которых наиболее распространенной является письменная вербальная форма как способ фиксации языкового сознания автора, репрезентации фрагмента его концептуальной системы; концептуальная система человека является естественной средой «бытия» текста, «жизненное пространство» которого формируется в процессе текстовой коммуникации как результат совпадения (в различной степени) концептуальных систем автора и реципиента; текстуальность и пространственность являются универсальными (сопряженными) характеристиками материальных тел и процессов, имеющих место в рамках гиперсистемы "пространство - человек - текст", включая мыслительную (внутреннюю) деятельность человека, овнешненную в тексте; пространство реального мира как смысловой и семиологический универсум, текст как языковой знак и человек как семиотическая система соотносятся как семнологические феномены; индивид интерпретирует поступающую информацию о внешнем бытии в рамках «смыслового» и семиотического фильтра, преобразовывая ее в текст;

пространственные схемы восприятия человеком окружающего мира и текста, в котором специфическим образом репрезентируется информация об объектах, процессах и явлениях реального (и вымышленного) мира, принципиально схожи и анализируются в терминах «фигуры» и «фона»; наиболее значимые для индивида ориентиры в реальном пространстве (фигуры) репрезентируются в тексте вербальными единицами, составляющими комплекс «организаторов текстового пространства» (ОТП), которые получают статус «фигур» в процессе смыслового восприятия пространства текста реципиентами; процесс смыслового восприятия любого типа текста рассматривается как сложная многоуровневая деятельность интегративного типа, имеющая место в пространстве - времени коммуникации, дискретные фрагменты которой характеризуются в терминах коммуникативное пространство и коммуникативное время. При этом коммуникативное время охватывает период непо средствешюго нахождения некоторого фрагмента текста, понимаемого как коммуникативное пространство, в зоне восприятия реципиента; «жизненное пространство» текста формируется только в период коммуникативного пространства-времени и рассматривается как часть «жизненного пространства» реципиента, поскольку представляет собой процесс/ результат овнешнения его внутренней мыслительной деятельности, проходящей в определенных пространственно-временных и смысловых рамках; концептосфера воспринимаемого текста формируется в процессе/результате переработки и анализа реципиентом связей и взаимоотношений всех текстовых концептов и концептуальных структур; при этом обязательными элементами текстовой концептосферы являются концепты, вербализованные языковыми единицами, входящими в комплекс ОТП, поскольку их наличие/отсутствие детерминирует степень понимания объективированной в тексте информации; понятие организатор текстового пространства (ОТП) является генерализированным и универсальным, оно характеризует единицы, структурирующие и упорядочивающие пространство любого типа - вербальное, реальное, концептуальное и пр. Организаторы текстового пространства выступают как «контактные точки» концептуальных систем автора и реципиента, реальной и текстовой действительности, характеризуются как указатели определенных смысловых пространств, детерминирующих процесс понимания текстовых элеметтов. языковые единицы как текстовые конституенты могут «приобретать» не свойственные им значения темпоральности / спациальности (пространственное™) в зависимости от контекста и концептуальной системы индивида и выступать одновременно в качестве маркеров и пространства, и времени (темпорально-спациальные маркеры); письменно зафиксированные речевые реакции реципиентов рассматриваются как «продукты» вторичной вербализации концептосферы текста, репрезентированной на основе индивидуальных комплексов организаторов текстового пространства (ОТП); при этом, экспериментально выявлено, что наличие в составах комплексов ОТП одинаковых языковых единиц, вербализующих одни и те же концепты, детерминирует порождение реципиентами вторичных текстовых пространств близких по смыслу, но в разной степени различающихся по протяженности и вербальному оформлению; • индивидуальные особенности вербального поведения коммуникантов в условиях текстового общения проявляются в выборе ими определенного текстового элемента (высказывания или фрагмента текста) как результата процесса индивидуальной мыслительной деятельности носителя языка; В качестве методов исследования были выбраны теоретический анализ инте-гративного типа, психолингвистический эксперимент, тестирование, наблюдение, описательно-сопоставительные методы качественного и количественного анализа данных, а также метод моделирования различных «состояний» текстового пространства, модифицированный и адаптированный к условиям исследования.

Материалом исследования послужили более 7000 речевых реакций реципиентов, полученных в результате восприятия ими разного уровня элементов художественных и научного текстов, которые были проанализированы и систематизированы в соответствии с задачами эксперимента. Речевые реакции представляют собой письменно зафиксированные испытуемыми заголовки текстовых фрагментов, целостных текстов и авторских вариантов текстов; списки разноуровневых комплексов «организаторов текстового пространства»; списки языковых единиц с пространственными, временными и пространственно-временными семантическими характеристиками; письменно зафиксированные варианты вторичной вербализации реципиентами текстовых концептов (концептосфер).

Теоретическая значимость диссертации определяется тем, что результаты исследования вносят вклад в решение актуальных проблем лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации, рассматривающих восприятие реального хронотопа во всем многообразии спациально-темпоральных отношений. Выявлены и проанализированы языковые единицы, репрезентирующие пространственно-временные отношения в вербальных текстах, дополнены и расширены семантические характеристики отдельных языковых единиц, выступающих маркерами как темпоральности, так и спациалыюсти (спациотемпоралгемы). Полученные результаты дополняют и развивают качественные характеристики таких онтологических сущностей, как пространство, человек, текст, функционирующих в рамках единой коммуникативной гиперсистемы, определяющей бытийность мира.

Практическая ценность диссертации заключается в возможности использования результатов исследования в теоретических курсах по лингвистике и психолингвистике, теории коммуникации, теории текста и др., а также в диагностических процедурах в процессе исследования языкового сознания индивида, выявления особенностей восприятия человеком хронотопа реальной действительности и способности соотнести его с «пространством - временем» текста. Отдельные результаты исследования могут применяться при проведении сопоставительных исследований восприятия пространства одного социума представителями другой лингвокультурной общности, с учетом специфики языковых сознаний коммуникантов.

Апробация работы проводилась в секторе психолингвистики и теории коммуникации Института языкознания РАН, на заседаниях Научно - методического совета Ульяновского государственного университета, Ученого совета факультета лингвистики и международного сотрудничества, научно-методических семинарах кафедр английской лингвистики и перевода, общего и германского языкознания Ул-ГУ, на региональных межвузовских научных конференциях (Ульяновск, 1998-2004 гг.); на научно-практической конференции «Образование на рубеже XX и ХХІвеков» (Ульяновск 2000); на 7-й, 8-й, 9-й и 10-й Международных конференциях «Россия и запад: диалог культур» (МГУ, 2000 - 2003 гг); на Международной научно- практической конференции «Деловой английский в деловом мире стран СНГ» (Москва, РУДН, 2003г); на ежегодных Всероссийских научных конференциях и семинарах (Пенза, 1999 - 2003 гг.); на 1-й Международной конференции «Языки и транснациональные проблемы» (ИЯ РАН, 2004).

Структура диссертации определяется спецификой поставленных задач, характером объекта н предмета изучения. Диссертационная работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Пространство как онтологическая категория

Формирование категории пространства, его осмысление как бытийной сущности проходило и проходит, в основном, в рамках специального раздела философии - онтологии, изучающего фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Бытие как философская категория обозначает ре альность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека, поэтому онтологичность как универсальная категория применяется при рассмотрении различных проблем практически во всех областях науки. Концепция бытия находила свое выражение в трудах многих поколений философов, представлявших различные школы и направления от досократиков с их отождествлением бытия и материального, неразрушимого и совершенного космоса до современных научных теорий. Многообразие толкований бытия проявилось уже на начальном этапе развития концепции: Парменид рассматривал бытие как неизменное, единое, неподвижное, самотождественное, в то время как Гераклит характеризовал его как непрерывно становящееся. Противоположными были концепции бытия Платона и Аристотеля: Платон противопоставил чувственное бытие чистым идеям - миру истинного бытия. Аристотель преодолел подобное противопоставление, опираясь на принцип взаимосвязи формы и материи, построив учение о различных уровнях бытия от чувственного до интеллигибельного. В эпоху Возрождения получил общее признание культ материального Бытия, природы. Бытие рассматривается как реальность, противостоящая человеку, как сущее, осваиваемое человеком в его деятельности, т.е. как объект, противостоящий субъекту.

В новоевропейской философии формируется иной способ толкования бытия, представленный в исходном тезисе метафизики Декарта - «мыслю, следовательно, существую». Так Лейбниц трактовал Бытие как отражение деятельности духовных субстанций - монад; Беркли с субъективно - идеалистических позиций отождествлял существование и данность в восприятии. Дальнейшую интерпретацию Бытие получило в трудах представителей немецкой классической философии: Кант понимал бытие как общезначимый способ связи наших понятий и суждений; Фихте определил подлинное бытие как свободную, чистую деятельность абсолютного «Я»; Гегель выявил объективно - идеальное бытие как специфический уровень бытия, которое воплощается в различных формах деятельности субъекта.

В буржуазной философии 19-20 веков сохраняется идеалистическая установка понимания Бытия исходя из анализа сознания, что предполагает целостную структуру сознания во всем многообразии его форм и в его единстве с осознаваемым миром. В философии жизни Дильтея бытие совпадает с целостностью жизни, в неокантианстве бытие раскладывается на мир сущего и мир ценностей; в феноменологии Гуссерля подчеркивается связь между различными слоями Бытия - между психическими актами сознания и объективно - идеальным Бытием, миром смыслов. Учение о Бытии, по Гуссерлю, изучает предметно - содержательные структуры интенциональных актов сознания, прежде всего восприятия, выявляет связи между объективно - идеальными смыслами и соответствующими актами сознания; для Хайдеггера Бытие дано только в понимании Бытия, т.е. Бытие рассматривается как коррелят интерпретаций Бытия. Исходным для него является человеческое существование, трактуемое как эмоционально - волевое, практически - озабоченное Бытие. Учение Хайдеггера о Бытии представляет собой попытку герменевтического истолкования человеческого существования в его Бытии, фундамент которого вначале виделся в речи, а потом в языке - «язык как дом Бытия».

Диалектический материализм вычленяет различные уровни бытия - материально-предметная реальность, объективно - идеальное бытие (ценности культуры, общезначимые принципы и категории научного познания и др.), бытие личности. В рамках марксистской философии отстаивается концепция социального бытия как совокупной чувственной (материальной) деятельности индивидов, социальных групп и классов. Развитие общественно - исторической практики и науки приводит к расширению границ познанного и освоенного природного и социального Бытия, служит основой постижения смысла Бытия личности.

Пространство и время являются всеобщими формами бытия материи, ее важнейшими атрибутами. Пространство характеризует протяженность и структурность материи, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время выражает длительность существования материи, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем. Единство пространства и времени проявляется в движении и развитии материи.

Основы развития пространства и времени как онтологической категории были заложены в таких античных концепциях, как субстанциальная, атрибутивная (реляционная и экстенсиональная), динамическая, статическая, континуальная, атоми стическая, отдельные положения которых в последующие периоды развивались и изменялись с учетом новых условий, общего состояния науки, а также становились основами новых концепций пространства (и времени): Декарт и экстенсиональная концепция, Ньютон и субстаниальная концепция, Лейбниц и реляционная концепция, Кант и субъективно-априористская концепция.

Первоначальное, архаическое понимание пространства, составляющее часть ми-фопоэтической картины мира, по данным культурологических исследований наделяет его следующими свойствами: 1) неотделимость от времени; 2) неразрывная связь с вещами, которые конституируют пространство и организуют его структурно (первотворец, боги, люди, животные, растения, сакрализованные и мифологизированные объекты из сферы культуры и т.п. собирают пространство, организуют его вокруг единого центра; 3) отделённость пространства от того, что им не является; 4) составность пространства (членение и соединение). На заключительном этапе мифопоэтической эпохи, когда вырабатываются преднаучные основы, появляется тенденция трактовать пространство как нечто относительно однородное и равное самому себе в своих частях, как то, что измеряется, и в чем ориентируются [ Топоров 1983: 241-242 ]. Но четкого и однозначного определения феномена пространства философы античности не дают и не закрепляют это понятие каким- либо термином, ввиду его (пространства) «крайне сомнительной причастности» к области понятий» (Платон), и трудности в конкретном определении самой сути понятия «место-пространство»: «Но чем-то великим и трудноуловимым кажется топос-т.е. место-пространство» (Аристотель).

Семиотическое пространство

Пространство как атрибут и форма существования материи имеет ряд характеристик, среди которых основными являются объективность и независимость от сознания человека; неразрывная связь со временем и с движением материи; зависимость от структурных отношений и процессов развития в материальных системах; единство прерывного и непрерывного в его структуре; количественная и качественная бесконечность [ФЭС 1983: 541].

Среди всеобщих свойств пространства исследователи отмечают протяженность, понимаемую как рядоположенность и сосуществование различных элементов (точек, отрезков, объемов и т.п.), возможность прибавления к каждому данному элементу некоторого следующего элемента либо возможность уменьшения числа элементов. Протяженной считается любая система, в которой возможны изменения характера связей и взаимодействий составляющих ее элементов, их числа, взаимного расположения и качественных особенностей. Пространству присуща также связность и непрерывность, проявляющаяся как в характере перемещения тел от точки к точке, так и в распространении физических воздействий через различные поля (электромагнитное, гравитационное, ядерное) в виде близкодействия в передаче материн и энергии. Связность означает отсутствие каких-либо «разрывов» в пространстве и нарушения близкодействия в распространении материальных воздействий в полях. Вместе с тем пространству свойственна относительная прерывность, проявляющаяся в раздельном существовании материальных объектов и систем, имеющих определенные размеры и границы, в существовании многообразия структурных уровней материи с различными пространственными отношениями. Общим свойством пространства на всех уровнях является трехмерность.

С протяженностью пространства связаны его метрические свойства, выражающие особенности связи его пространственных элементов, порядок и количественные законы этих связей. В природе различие метрических свойств пространства определяется неоднородностью структурных отношений в системах, в частности, распределением тяготеющих масс и величиной гравитационных потенциалов, оп ределяющих «искривление» пространства. К специфическим (локальным) свойствам пространства относятся симметрия и асимметрия, конкретные формы и размеры, местоположение, расстояние между телами, границы, разделяющие различные системы. Пространство каждой материальной системы принципиально незамкнуто, непрерывно переходит в пространство другой системы, которое может отличаться по метрическим и другим локальным свойствам. Отсюда проистекает \пюгосвязность реального пространства, его неисчерпаемость в количественном и качественном отношениях.

Поскольку пространство является свойством материи, существующей в разнообразных формах и видах, то и само пространство способно разнообразить формы своего существования как результат реализации каждой материальной структуры в определенном виде пространства. При этом общие типы связей, присущие различным структурам, определяют различные («частные») виды пространства: физические связи элементов материальных структур образуют физическое пространство, географические связи - географическое, общественные связи составляют сущность социального пространства. В научных исследованиях последнего времени рассматриваются характеристики и особенности функционирования именно «частных» или специфических типов пространства, которые «возникают» и формируются вокруг человека как их центра: географического, биологического, экономического, социального, исторического, психологического, культурного пространств, а также пространства языка. Как правило, человек одновременно оказывается в зоне пересечения сразу нескольких пространств, которые связаны универсальностью их сущностной характеристики: знаковость есть то общее, что объединяет все виды пространств, а специфика знаков позволяет констатировать их многообразие и анализировать каждое изолированно.

Семиотика пространства имеет большое значение в создании картины мира той или иной культуры и личности как носителя этой культуры. Природа этого явления связана с самой спецификой пространства. В результате освоения культурой жизни социума создается соответствующий ему образ мира - пространственная модель универсума, которая реконструирует пространственный облик реального мира. Поскольку семиотические системы находятся в состоянии постоянного движе ния, то для достижения успешного результата все участники коммуникации в пре делах того или иного пространства должны располагать соответствующим опытом семиозиса: «устройство, состоящее из адресата, адресанта и связывающего их единственного канала для успешной работы должно быть погружено в семиотиче ское пространство» [Лотман 1999: 265]. .

Семиотическое пространство понимается в широком смысле как пространство окружающего человека мира действительности, как «говорящее» пространство. Любое пространство рассматривается как семиотическое, созданное характерными только для данного его типа знаками. Ю.М.Лотман выделяет понятие семи-осферы по аналогии с биосферой, определяемой В.И.Вернадским как « ...совокупность и органическое единство живого вещества», с одной стороны и «условием продолжения существования жизни», с другой. По мнению Ю.М.Лотмана, семиосфера, подобно биосфере, рассматривается и как результат, и как условие развития культуры [Лотман 1999:166]. Приписывание семиосферс основополагающей роли приводит к выдвижению на первый план понятия пространства, положенного в ее основу: «Язык пространственных отношений ... принадлежит к первичным и основным. Даже временное моделирование часто представляет собой вторичную надстройку над пространственным языком» [Лотман 1988:293]. Семиосфера понимается как семиотическое пространство, которое представляет собой не сумму отдельных языков, а выступает как условие их существования и работы, предшествует им и постоянно взаимодействует с ними. В этом отношении «язык есть функция, сгусток семиотического пространства... Вне семиосферы нет ни коммуникации, ни языка»

Пространство и время текстовой коммуникации

Текстовая коммуникация как частный вид коммуникации представляет собой процесс, разворачивающийся во времени и пространстве. Время, как и пространство, является объективным свойством материи, неотделимо от нее, поэтому текст как материальное тело обладает не только пространственными, но и темпоральными характеристиками. Кроме текстового времени и пространства, необходимо говорить о времени и пространстве процесса коммуникации, который имеет свои специфические особенности. Как и пространство, время как феномен стало объектом познания с древних времен. Современные философы и естествоиспытатели используют новые подходы к исследованию времени (и пространства), смещая интересы от гносеологических аспектов к онтологическим. Основания для их использования в анализе проблемы времени были заложены А.Эйнштейном, предложившим физическую теорию, в которой время и пространство рассматривались в неразрывной связи с движением материальных объектов и взаимодействия между ними.

Т.П.Лолаев определяет объективно-реальное, действительное время как «время, образуемое в результате последовательной смены состояний конкретных материальных вещей, явлений и процессов» [Лолаев 1996:51]. Объективно-реальное время в указанном смысле рассматривается как функциональное время, что отображает зависимость самого существования времени, характера его свойства от качественных изменений, происходящих в материальных объектах под воздействием содержащихся в них потенциальных возможностей и под влиянием их взаимодействия с окружающей средой. Собственное время, образуемое конкретными материальными объектами, Т.П.Лолаев называет функциональным с точки зрения взаимосвязи отдельных частей в рамках некоторого единого целого, ибо наряду с материальным содержанием объектов время и пространство, необходимо образуемое ими, приобретая физический смысл, физическое значение, становится как бы компонентом, частью каждого конкретного объекта как целого, поскольку объект не может быть объектом без времени и пространства, существовать вне образуемого им времени и пространства. Объективно-реальное время Т.П.Лолаев понимает не как всеобщую форму бытия материи, а как функцию (курсив мой - СБ.) всех без исключения материальных вещей, явлений, процессов, образуемую ими с момента их возникновения и до исчезновения.

Текст является одним из элементов системы «автор - текст 1 - реципиент - текст 2», выступая посредником между двумя концептуальными пространствами -концептуальной системой автора, воплощенной в тексте, и концептуальной системой реципиента, с помощью составляющих структур которой происходит процесс «осознания» и понимается («прочитывается») авторское текстовое пространство. Текст как объект в статическом состоянии существует во времени и пространстве как обычное материальное тело, но реальная «жизнь» текста начинается с момента восприятия его реципиентом, и продолжается в пространстве-времени коммуникации. Процесс перцепции сегментирован, поскольку человек не может одномоментно охватить взором все пространство текста, и в каждый момент, понимаемый нами как коммуникативное время (Борисова 1996), в поле восприятия индивида попадает определенный его участок, рассматриваемый нами как коммуникативное пространство. Коммуникативное время охватывает период непосредственного функционирования системы «автор -текст - реципиент», время опосредованного текстом «общения сознаний» коммуникантов, когда текст переходит из статического в динамическое состояние, начинает «жить». Полагаем, что можно различить два вида коммуникативного пространства - потенциальное и актуальное (актуализированное).

Потенциальное коммуникативное пространство представляет собой совокупность отдельных коммуникативных участков текстового пространства, составляющих синтагматическое пространство текста. Актуальное (актуализированное) коммуникативное пространство - это некоторый участок пространства текста, ко торый в дискретный период коммуникативного времени находится в фокусе внимания реципиента (непосредственно наблюдаемое пространство текста). Возможно дифференцировать актуальное и актуализированное пространство текста, называя актуальным коммуникативным пространством некоторый его участок, непосредственно находящийся в «фокусе» восприятия реципиента. Актуализированное коммуникативное пространство представляет собой совокупность всех воспринятых пространственных участков к какому-то моменту текстовой коммуникации, оно «расширяется» по мере увеличения количества таких участков текстового пространства. Объем актуализированного пространства больше объема пространства актуального, потому, что оно формируется как «продукт»/результат переработки информации, полученной не только при восприятии конкретного участка - актуального пространства, а всех ранее воспринятых; это своеобразный итоговый анализ всех внутритекстовых связей и отношений. Актуальное и актуализированное пространство - динамические по своему характеру, в то время как потенциальное коммуникативное пространство - статическое. Именно в актуальном и актуализированном коммуникативных пространствах проходит «общение сознаний», «работа мысли», в результате которой формируется некоторый «участок» ментального пространства, соотносимый с «образом результата».

Научный текст как форма репрезентации научного знания

Текст как материальное "тело", расположенное в пространстве, характеризуется своими специфическими особенностями. Даже "наивный" (неподготовленный) читатель имеет определенные представления о характере текстов разных типов - поэтических, бытовых, философских, научных, художественных, технических и т.д. М.К.Мамардашвшш утверждал, что среди текстов разной природы человек безошибочно определит, какой из них, например, философский "... не зная почему, на каком основании и каким образом. ... они резонируют по уже проложенным колеям воображения и мысли, укладываясь во вполне определенное со-присутствие (это, а не иное) соответствующих слов, терминов, сюжетов, тем и т.п. [Мамарда-швили 2000:32]. Одной из наиболее специфических характеристик научного текста является то, что в качестве его содержания выступает научное знание, которое может быть репрезентировано в различных формах. Как правило, это новое знание, полученное в результате научных исследований, проведенных самим автором в рамках собственной концепции; это также может быть гипотеза или теоретические предпосылки к исследованию некоторой проблемы, выдвигаемой автором; кроме того, в формате представления нового знания могут анализироваться концепции и результаты работы других исследователей, сопровождающиеся комментариями автора текста, или без них. Научный текст должен в определенной степени воспроизводить ход получения нового знания с целью получения доказательности, аргумен тированности полученных выводов, что также характерно для этого типа текста и накладывает отпечаток на его логико-композиционную и смысловую структуры.

Познавательная деятельность, связанная с получением нового знания, является достаточно сложным процессом. Научный текст обладает сложной организацией, он предназначен не только для фиксации результата научной деятельности, но и хода этой деятельности. Научный текст отражает путь от незнания к знанию, к наиболее полному осознанию задачи, для решения которой требуется найти оптимальное соотношение условий и внешних факторов. В то же время невозможность для реципиента расчленить исходную ситуацию на составляющие, недостаточная эксплицитность отношений между ними, а также недостаточно отчетливое осознание приводит к «коммуникативным провалам». Научные лакуны как компонент сложности имеют объективный характер, но могут появляться в научном тексте и вследствие субъективных факторов. У самого автора таких «лакун» в его научной концепции может и не быть, они возникают у реципиента как результат недостаточного знания предмета обсуждения (пресуппозиции), что является естественной помехой для понимания.

Одной из составляющих сложности понимания научного текста является необходимость базироваться на ретроспективном знании, при этом, используя его в уплотненном, конденсированном виде, что предполагает использование специального языка науки и особой организации текста. В научном тексте не все этапы научного процесса представлены эксплицитно, много «скрыто», лишь предполагается, имплицируется, что усиливает значение фактора адресата научного текста. Понять достаточно глубоко и полно научный текст может только подготовленный «пользователь», имеющий достаточно сформированную научную картину мира или ее фрагмент, который объективируется в тексте, владеющий терминологией в данной области научного знания, а также имеющий опыт и навыки декодирования подобной текстовой информации. Сложность текста можно измерять на основании таких факторов, как количество незнакомых слов, количество иностранных слов, средняя длина слова, фразы или предложения в печатных знаках, средняя длина предложения (высказывания) в словах, количество имен собственных и абстрактных суще ствительных, средняя абстрактность повторяющихся имен существительных и других. Язык науки использует терминологию, которая в принципе должна характеризоваться однозначностью, хотя на практике это не всегда реалгоуется достаточно последовательно, кроме того, язык науки имеет высокую степень абстрактности. В то же время научный текст в каком-то смысле является формализованным, благодаря тому, что в нем эксплицитно реа-лизуются определенные этапы и операции познавательного процесса: формулируются проблема, гипотеза, воспроизводится цепочка умозаключений при переходе к теоретическим положениям, к окончательным выводам, для часто используются такие типовые средства языка как стереотипные выражения, штампы, клише и др. Лексическое ядро научного текста составляет терминология, представляющая собой концептуальную и одновременно языковую картину определенной предметной области. Характерологические признаки текста - термины, заголовок, авторская справка - помогают реципиенту опознать его типовую принадлежность, определить его научную направленность. Как правило суть научного текста, эксплицитно фокусируется в заголовке. В то же время, в процессе пошшания научного текста в отличие от художественного могут встретшъся «скрытые» трудности, актуально не распознаваемые реципиентом, поэтому вместо действительного понимания текста может возникать эффект «кажущегося» понимания, когда повторяются общие положения авторского текста, но не дается своей интерпретации понимания того или иного феномена. Например, в ходе второй экспериментальной серии эксперимента реципиенты не смогли объяснить отличие гуманизма от гуманитаризма, не объяснили, почему автор назвал Достоевского «жестоким талантом», не указали, в чем именно заключается особенность русского атеизма., хотя все названные лексические единицы были указаны реципиентами в числе базовых, определяющих понимание текста, т.е. определены в качестве «организаторов текстового пространства».

Похожие диссертации на Онтологическая триада "пространство - человек - текст" как специфическая коммуникативная система