Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Возрастные характеристики речи персонажей современной английской драматургии (80-е годы XX века) Тисленкова Ирина Александровна

Возрастные характеристики речи персонажей современной английской драматургии (80-е годы XX века)
<
Возрастные характеристики речи персонажей современной английской драматургии (80-е годы XX века) Возрастные характеристики речи персонажей современной английской драматургии (80-е годы XX века) Возрастные характеристики речи персонажей современной английской драматургии (80-е годы XX века) Возрастные характеристики речи персонажей современной английской драматургии (80-е годы XX века) Возрастные характеристики речи персонажей современной английской драматургии (80-е годы XX века) Возрастные характеристики речи персонажей современной английской драматургии (80-е годы XX века) Возрастные характеристики речи персонажей современной английской драматургии (80-е годы XX века) Возрастные характеристики речи персонажей современной английской драматургии (80-е годы XX века) Возрастные характеристики речи персонажей современной английской драматургии (80-е годы XX века)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тисленкова Ирина Александровна. Возрастные характеристики речи персонажей современной английской драматургии (80-е годы XX века) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 : Волгоград, 2004 219 c. РГБ ОД, 61:04-10/1239

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Возраст как предмет научного исследования с.9

1.1 Возраст как предмет исследования психологии с.9

1.2 Возраст как предмет исследования социологии с.ЗЗ

Выводы по Главе I с.43

Глава II Речь представителей основных возрастных групп в пьесах английских драматургов 80-х годов XX века с.45

2.1 Особенности английской литературы 80 -х годов XX века с.45

2.2 Возрастные характеристики речи персонажей пьесы Тома Стоппарда The Dog it was that Died 1983 г c.62

2.3 Возрастные характеристики речи персонажей пьесы Алана Беннетта An Englishman Abroad 1989 г.. c.l 19

2.4 Возрастные характеристики речи персонажей пьесы Дэвида Гера The Bay at Nice 1986 г c.160

Выводы по Главе II с. 195

Заключение с.204

Библиография с.208

Введение к работе

Диссертационное исследование посвящено изучению возрастных характеристик речи персонажей современной английской драмы (80-е годы). Выделяемые в речи персонажа возрастные особенности рассматриваются как знаки реально существующей речи англичан разных возрастных групп.

Объектом исследования является речь персонажей в пьесах английских драматургов 80-х годов XX века.

Предметом исследования являются возрастные характеристики речи персонажей в пьесах английских драматургов 80-х годов XX века.

Актуальность исследования определяется необходимостью выявить, что происходит с языком в речи представителей разных возрастных групп, как возраст говорящего «прочитывается» через его речь - тематическое содержание, её лексико-фразеологическое, грамматическое и синтаксическое оформление. Систематизировать накопленные лингвистической наукой фрагментарные данные, разработать способы и методы выявления возрастных характеристик речи говорящего и начать планомерное изучение влияния возраста на речь представителей разных возрастных групп.

Гипотезой исследования является предположение о наличии корреляции между лингвистическими и социальными характеристиками речи говорящего, с одной стороны, и психофизиологическими особенностями его возраста, с другой.

Поскольку речевая способность человека представляет собой не только явление социальное, но также и психофизиологическое, изучение возрастных характеристик не может проводиться только в рамках лингвистического исследования: оказываются необходимыми данные из области возрастной психологии и социологии.

В данной работе проведено комплексное исследование возрастных особенностей речи персонажей с привлечением данных разных наук литературы, социолингвистики, физиологии высшей нервной деятельности человека, психиатрии, социологии и возрастной психологии. Комплексный подход к изучению возраста показал, что возрастные характеристики речи невозможно изучать в чистом виде, так как большая часть проявляемых возрастных особенностей образуется в результате внешних влияний. Влияние социальной среды является неотъемлемой частью развития человека, которую нельзя исключить, не отвергнув часть возрастного статуса человека.

Цель исследования состоит в выявлении возрастных характеристик речи персонажей разных поколений, представленных в пьесах.

Для реализации поставленной цели понадобилось решить следующие задачи:

1) изучить историю подходов к возрастной периодизации жизни взрослого человека и выделить собственные возрастные группы;

2) на основе общетеоретических положений психологии, социологии и социолингвистики обозначить речевые и смысловые константы, позволяющие определять типичные для каждого поколения возрастные характеристики речи;

3) определить сущность понятия «возрастные характеристики речи персонажа»;

4) описать особенности английской драматургии 80-х годов XX века с целью выявления общих тенденций развития английского языка этого периода и речевых характеристик персонажей драмы различных возрастных групп;

5) в ходе социолингвистического исследования речи героев выявить корреляции между языковыми и социально-психологическими характеристиками возраста;

6) обобщить результаты проведенного исследования.

Материалом исследования послужили новые, до настоящего времени не изучавшиеся с лингвистической точки зрения пьесы популярных английских драматургов Тома Стоппарда «The Dog It was That Died» (1983), Дэвида Гера «The Bay at Nice» (1986) и Алана Беннетта «An Englishman Abroad» (1989). Единицей исследования являлся минимальный контекст, выражающий возрастные характеристики в речи персонажа. Картотека проанализированных контекстов включает около 1000 единиц. Методы проведённого исследования: теоретический анализ научной литературы и выявление признаков, свойственных определяемым возрастным параметрам личности;

- лингвостилистический анализ художественного произведения;

- социолингвистический анализ речи персонажа художественного произведения, построенный на социолингвистических категориях;

- сравнительно-сопоставительный анализ;

- метод количественного анализа для определения частотности проявления разных возрастных характеристик;

- теоретический синтез, систематизация, обобщение и изложение результатов исследования.

Научная новизна работы определяется семиотическим подходом к изучению возрастных характеристик в речи персонажей английской драмы и заключается в выявлении лексико-синтаксических знаков речи персонажей среднего и старшего возраста. Предлагается определение понятия «возрастные характеристики речи персонажа» и впервые используется методика социолингвистических категорий для анализа возрастных признаков речи.

Теоретическая значимость работы заключается в дальнейшем развитии семиотического направления в изучении возрастных характеристик в речи персонажей современной английской драмы; верификации эффективности и универсальности социолингвистических категорий для исследования классовых, возрастных и тендерных параметров; установлении корреляций между социальными характеристиками и конкретными формами их языкового проявления (тематическое содержание, лексико-фразеологические, грамматические и синтаксические параметры).

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть включены в лекционные курсы по общему языкознанию, лексикологии и стилистики английского языка, истории английской литературы, спецкурсы по социолингвистике, психолингвистике, страноведению, использованы на семинарских занятиях по изучению стиля художественного произведения.

Теоретической основой работы послужили исследования в области социолингвистики и психолингвистики (Т.А. Ивушкина 1998, А.Г Костецкая 2001, М.И. Чижевская 1986, А.К. Ермолаев 1999, М.Э. Елютина 1999, Р.И. Розина 1977, С.С. Беркнер 1988, В.И. Карасик 2002), лингвистической теории эмоций (В.И. Шаховский 1987, В.А. Пищальникова 1993), возрастной психологии (М.В. Гамезо 1999, А.А. Реан 2002, P.M. Грановская 1988, Б.Г. Ананьев 1968, И.С. Кон 1967); теории социального назначения возрастных периодов (Н.А. Тих 1966, М.В. Тендрякова 1992, М.Х. Титма, Э.А. Саар 1986, А.П. Мальцев 1988, В.А. Ядов 1967); учения постмодернизма как направления в современной литературе (Ж.Ф. Лиотар 1983, А. Меджилл 1985, И. Хассан 1975, Э. Сеид 1985).

Апробация работы проходила на VII Региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области в феврале 2000 г., межвузовских конференциях в 2001 - 2003 гг. Содержание диссертации докладывалось на заседании научно-исследовательской лаборатории «Аксиологическая лингвистика» в Волгоградском государственном педагогическом университете (2004). Основные результаты исследования изложены в 3 публикациях, в том числе 2 научных статьях и тезисах доклада на научной конференции.

Структура исследования - работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам 1 и 2, заключения, таблиц 1,2,3 и библиографии.

Глава 1 посвящена рассмотрению понятия «возраст» как предмета научного исследования психологии и социологии.

Глава 2 посвящена выявлению особенностей английской литературы 80-х годов XX века, специфики речи представителей средней и старшей возрастных групп в пьесах английских драматургов рассматриваемого периода. Общий объём работы составляет 220 страниц машинописного текста. Список насчитывает 259 наименования работ отечественных и зарубежных авторов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Возрастные характеристики речи персонажа являются языковыми знаками, которые соотносятся с реально существующими возрастными признаками речи говорящего.

2. Возрастные характеристики речи персонажа представляют собой совокупность признаков физиологической, психической и социальной жизнедеятельности человека, облекающуюся в речи в определенную систему лексико-синтаксических параметров.

3. Социально-психологические характеристики разных возрастных этапов предопределяют отличительные особенности тематического содержания речи персонажей.

4. Стабильность и накопление (психосоциальные характеристики среднего возраста) и социальная изоляция и самоизоляция (соответствующие характеристики старшего возраста) находят отражение в особенностях манеры речи, поведения и лексико-синтаксическом построении высказываний.

В своем разыскании мы опираемся на теорию академика В.В. Виноградова, который писал: «Когда говорят о «языке писателя», о «языке литературного произведения», то слово «язык» употребляется здесь в двух совершенно различных смыслах: 1) в смысле «речи» или словесного «текста», частично отражающих или воплощающих общую систему того или иного национального (общенародного) языка и 2) в смысле «языка искусства», т.е. системы средств словесно-художественного выражения» (В.В. Виноградов, 1959). Другими словами, язык художественного произведения, отражая систему общенародного языка, реальное речеупотребление, все же отличается от живой речи, представляет ее частично, выборочными элементами, сигналами, что создает впечатление ее подлинности и реальности. Исследования Т.А. Ивушкиной, а также К. Филлипс «Language and Class in Victorian England» (1984); H. Пейдж «Speech in the English Novel» (1973), построенные на анализе художественных произведений, доказали, что художественная литература часто представляет особенности речи более рельефно, заостряя внимание читателя на реально существующих характеристиках речи, что позволяет авторам считать художественные произведения «надежным средством для изучения любого типа речи» (Т.А. Ивушкина, 1998; Н.Ю. Шведова, 1958) Вслед за Т.А. Ивушкиной мы рассматриваем стилизацию в данной работе как художественный прием, который используется писателями для создания речевого портрета в целях его типизации.

Несмотря на растущий интерес к социолингвистическому направлению в изучении языка, научных работ, посвященных возрастным характеристикам речи, сравнительно немного (Т. Лабов 1996, P.M. Грановская 1988, Т.А. Ивушкина 1998, М.Э. Елютина 1999, А.К. Ермолаев 1999).

Обзор работ зарубежных исследователей показал, что в настоящее время в основном разрабатываются проблемы возрастных различий в письменной речи и чтении. Возрастной специфике семантической и синтаксической обработки письменной речи посвящены книги и статьи С. Кемпер «Limitation of complex syntactic construction by elderly adults» (1986), СР. Баума «Processing of center-embedded and right-branching relative clause sentences by normal elderly individuals» (1993), Л.К. Облера и др. «Auditory comprehension and aging: Decline in syntactic processing» (1991), O.H. Гоулда и P.A. Диксона «How we spent our vacation: Collaborative storyelling by young and old adults» (1993).

Попыткой исследовать возрастные особенности процесса распознавания слов при чтении, восприятия и понимания текста явилась статья С. Хейла и Дж. Майэрсона «Fifty years older, fifty percent slower? Meta-analytic regression models and semantic context effects» (1995).

Работы отечественных учёных направлены в основном на исследование влияния возраста на устную речь. Заметным вкладом в изучение этого вопроса явилась докторская диссертация профессора Т.А. Ивушкиной «Социолингвистические аспекты развития английской речи» (1998), кандидатская диссертация А.Г. Костецкой «Социолингвистические характеристики речи студентов Кембриджа и Гарварда» (2001), в которых авторы выделяют социальные и возрастные особенности использования лексики и характеристики речевого поведения английской аристократии трёх поколений на протяжении двух столетий (XIX - XX вв.).

Диссертационное исследование профессора М.Э. Елютиной «Мир старости как форма социокультурного текста» (1999) посвящено рассмотрению проблемы возрастных лакун культурного фонда, возникающих при общении людей разных поколений. Кандидатская диссертация А.К. Ермолаева «Моделирование личности по тексту: Обобщение опыта оперативно-розыскной работы» (1999) предлагает методику определения возрастной принадлежности говорящего по наличию в письменной речи стереотипов, клишированных фраз и речевых штампов. 

Возраст как предмет исследования психологии

Для проведения анализа возрастных особенностей речи персонажей необходимо обозначить границы возрастных групп. По мнению отечественных и зарубежных учёных, за основу разграничения возрастных периодов не могут быть приняты только возрастные физиологические особенности человека (К. Ясперс, 1997, Д. Даннифер, М. Перлмуттер, 1990, М.В. Гамезо, 1999, Б.Г. Ананьев, 2001). Я.С. Гамильтон отмечает, что развитие - есть результат сложного симбиоза факторов. Процессы социального, биологического и психологического развития не происходят независимо друг от друга (Я.С. Гамильтон, 2002, с.40). Английские психологи П.Б. Балтес и Г.У. Риз полагают, что развитие определяется синтезом социальных и биологических причин (П.Б. Балтес, Г.У. Риз, 1984; цит. по: Я.С. Гамильтон, 2002, там же). В нашей работе мы будем рассматривать возрастные периоды именно с этой точки зрения.

Для решения поставленных задач (1-3) обратимся к фактическому материалу, которым оперирует возрастная психология, включающая в свою структуру специальное изучение возрастных особенностей и психофизиологических характеристик основных фаз онтогенетического развития человека. Рассмотрим некоторые дошедшие до нас древние и современные классификации возрастов, на основе которых выделим для последующего анализа собственные возрастные группы. Приведенные классификации показывают, что существуют заметные расхождения во взглядах. Проблема усугубляется тем, что субъективное самоощущение, объективные показатели расцвета сил человека или старости, увядания определяются не только хронологическим возрастом. Большую роль играет социоэкономический статус, образовательный уровень, специфика профессиональной деятельности и многие другие. В связи с этим, по мнению А.А. Реана, в современной психологии развития все более и более утверждается мнение, что точно указать границы стадий развития взрослых людей довольно трудно, если это вообще возможно (ПЧ, 2002, с.92).

Б.Г. Ананьев указывает, что в настоящее время возрастные стадии -молодость, зрелость и старость обозначаются, как фазы жизненного пути, которые датируются изменением образа жизни, системы отношений, суммы ценностей и становятся определяющими характеристиками периодов жизни индивида (Б.Г. Ананьев, 2001; цит. по: М.В. Гамезо, 1999, с.14). В связи с этим, в нашем исследовании мы разграничиваем собственные возрастные группы в зависимости от типа деятельности человека, который является ведущим для каждой из них. Мы выделяем:

1. Молодое поколение (20 - 35 лет), ведущий тип деятельности которого, может быть обозначен как овладение профессией и приобретение определённого социального положения (это время обучения в университете, приобретения специальности, устройство на работу);

2. Среднее поколение (35 - 50 лет) - выполнение общественных обязанностей, воспитание собственных детей.

3. Старшее поколение (после 50 лет) - удаление от дел, познание жизненных заблуждений. Учитывая изложенное, перейдем к характеристике онтогенеза человека после юности — молодого, среднего и старшего поколений.

Молодое поколение.

Отечественный психолог, исследователь возрастов жизни человека А.В. Толстых, констатирует: «Нередко молодость воспринимается самими молодыми людьми как, во-первых, своеобразный «аванс на будущее», во-вторых, как право на ошибки, в-третьих, на недомыслие, и отсюда, как следствие - на заниженность требований к себе, на неразвитое чувство ответственности за себя, свои поступки, саму свою жизнь» (А.В. Толстых, 1988, с. 132).

Этот этап называют этапом «человеческой близости». Молодость открыта общению: легко заводятся знакомства, легко образуются дружеские связи, приходит любовь, создаются семьи (М.В. Гамезо, 1999, с. 16). Потребность в глубоком, духовном, личностном контакте особенно остро переживается в этом возрасте, когда стремление молодого человека к осознанию своей индивидуальности, к самовыражению требует как зеркала другого Я, так и проявления соучастия (Б.Д. Парыгин, 1978, с. 154). Молодёжи присущ максимализм в нравственных оценках, романтизм жизненных устремлений, преувеличенное внимание к собственной индивидуальности и особая заинтересованность в новом (А.П. Мальцев, 1988, с.21). На первое место выходит ценностно - ориентационная деятельность сознания, поиск смысла жизни, самостоятельное определение всех нравственных, политических и эстетических идеалов (М.Х. Титма, Э.А. Саар, 1986, с.4-5).

Возраст как предмет исследования социологии

По мнению Б.Г. Ананьева, особое влияние на интенсификацию вербальных, речемыслительных процессов мозговой деятельности человека оказывает социальное развитие личности (Б.Г. Ананьев, 2001, с.87).

Возраст в социологии понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нём социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия человека с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, общения и познания. Согласно концепции А.В.Петровского «психический склад личности является производным от деятельности человека и детерминирован, прежде всего, развитием общественных условий его жизни» (там же, с.244).

Личность как общественный индивид всегда выполняет определённую совокупность общественных функций. Каждая из них осуществляется путём своеобразного общественного поведения, строится в виде известных систем поведения и обусловливающих их мотиваций. Эти системы поведения, мотивы и общественные функции личности в целом детерминированы нормами морали, права и другими явлениями общественного развития. Они ориентированы на определённые эталоны общественного поведения, соответствующие классовому сознанию или господствующей идеологии. Любая деятельность человека осуществляется в системе объектно - субъектных отношений, то есть социальных связей и взаимосвязей, которые образуют человека как общественное существо - личность, субъекта и объекта исторического процесса (там же, с.244).

Отношение человека к обществу опосредует его природные свойства. По мнению отечественного исследователя Н.А.Тиха, «основным содержанием деятельности человека становится создание материальных и духовных ценностей. Вместе с тем меняется и назначение различных возрастных периодов». Зрелость является центральным моментом в индивидуальном развитии. «В условиях жизни общества индивид приобретает ту или иную значимость не в зависимости от его репродуктивной деятельности, а в соответствии с той долей своего труда и творчества, которую он вносит в историческое развитие человечества». После окончания репродуктивного периода «ценность человека в старости часто не снижается, а возрастает в той мере в какой сохраняется и, может быть, возрастает его участие в жизни общества». (Н.А. Тих, 1966, с. 19)

В.А.Ядов отделяет индивидуальное от социально - типичного в личности и рассматривает лишь последнее в качестве предмета социологического исследования: «...индивиды интересуют социолога не как личность в точном смысле слова, но как представители некоторых социальных типов» (В .А. Ядов, 1967, с.21).

Жизнь человека как история личности в конкретную историческую эпоху и как история развития его деятельности в обществе складывается из многих систем общественных отношений в определённых обществах, из многих поступков и действий самого человека. Человек не является пассивным продуктом общественной среды. Создание и изменение обстоятельств жизни собственным поведением и трудом, образование собственной среды развития посредством общественных связей - всё это проявления социальной активности человека в его собственной жизни.

Фазный характер развития социальной активности проявляется в смене состояний основной (творческой, профессиональной) деятельности и может быть более или менее точно определён хронологически - биографическим методом. Каждая из этих фаз: старт, кульминация, финиш - характеризует структурное изменение субъекта деятельности. Определить основные моменты становления, стабилизации и финиша личности можно лишь путём сопоставления сдвигов по многим параметрам социального развития человека: гражданскому состоянию, экономическому положению, семейному статусу, совмещению, консолидации или разобщению социальных функций (ролей, характера ценностей и их переоценки в определённых исторических обстоятельствах), смене среды развития и коммуникаций, конфликтным ситуациям и решению жизненных проблем, осуществлённости или неосуществлённости жизненного плана, успеху или неуспеху (Б.Г. Ананьев, 2001,с.134).

Жизненный путь человека может быть представлен как непрерывный процесс социализации. Социализацию принято рассматривать как социальную адаптацию человека в мире (М.Д. Уфимцева, 1989, с.74). Процесс социализации каждого поколения уникален, так как условия, в которых он протекает всегда конкретно историчны. В целом, каждый общественный строй представляет собой исторически определенную систему социализации нового поколения. В связи с этим представляется необходимым еще раз подчеркнуть, что не отдельные исторические события формируют облик поколения. Участие поколений в тех или иных исторических событиях может стать доминирующим штрихом в их исторической деятельности, и в памяти потомков они будут ассоциироваться непосредственно с этими событиями. Но события краткосрочны, и они чаще всего выступают как явление, выражающее "невидимую глазом" сущность более глубоких социальных процессов. Жизнь же поколений - сложный, диалектический и длительный путь, который во многом соотнесен с самыми глубинными основаниями социально-исторической реальности (там же, с.75).

Особенности английской литературы 80 -х годов XX века

Для более полного понимания речевых образов персонажей пьес английских драматургов, мы считаем необходимым обратиться к рассмотрению художественных особенностей литературы 80-х годов, отражающей социальные условия жизни людей, духовные устремления и ценности английского общества конца XX века. Мы не ставим своей целью сделать литературный анализ пьес в соответствии с теми чертами постмодернистской литературы, которые будут нами выделены. Для нашей работы важно вычленить то, как говорили англичане и какую харакеристику эта речь получала в литературном произведении в результате стилизации.

В конце XX века английская литература вступила в эпоху постмодернизма. Современные западные исследователи, объясняя феномен возникновения этого направления, связывают его в первую очередь с кризисом буржуазного сознания, особо подчеркивая тот факт, что именно буржуазность характера последнего и привела к краху его познавательных возможностей. Другой, не менее существенной причиной появления постмодернизма считается реакция на изменение общей социокультурной ситуации, в которой под воздействием масс-медиа стали активно формироваться стереотипы массового сознания (ЭДВЛ, 2001, с.284).

Постмодернизм прошел долгую фазу первичного латентного формообразования, датирующуюся приблизительно с конца второй мировой войны (в самых различных сферах искусства: литературе, музыке, живописи, архитектуре), и лишь с начала 80-х годов был осознан как общеэстетический феномен западной культуры и теоретически отрефлексирован как специфическое явление в философии, эстетике и литературе (СЗЛ, 1996, с.259).

Термин «постмодернизм» первым предложил и обосновал французский учёный Жан-Франсер Лиотар в 1979 г., а значительные литературные явления, подтвердившие, что в самом деле возникло новое направление, относятся к началу 80-х гг. Это книги англичан Питера Акройда и Джулиана Барнса, итальянца Умберто Эко, чеха Милана Кундеры, покинувшего свою страну и ставшего французским гражданином, серба Милорада Павича (родился в 1929 г.) (ЭДВЛ, 2001, с.285).

Объектом нашего исследования возрастных характеристик речи персонажей стало творчество таких английских драматургов описываемого литературного направления как Дэвида Гера, Тома Стоппарда и Алана Беннетта, а именно их пьесы The Bay at Nice, The Dog it Was That Died и An Englishman Abroad, которые отражают языковыми средствами возрастной статус персонажей - представителей среднего класса, богемы и аристократии.

Том Стоппард - один из самых необычных мастеров английского театра конца XX столетия, журналист и режиссёр родился в 1937 году. Закончив школу в 1954 г., он начинает карьеру журналиста в Бристоле. В 1960 г. переехав в Лондон, Стоппард пишет пьесы (A Walk on the Water (1960), Enter a Free Man Rosencrantz and Guildenstern Are Dead (1964-65), Every Good Boy Deserves Favour (1978), Night and Day (1978), Undiscovered Country (1982), The Real Thing (1982)), в которых он склонен философствовать, задавая вопросы, на которые сам нелегко может найти ответы. В своих произведениях он затрагивает проблему человека и его судьбы в современном обществе (BCD, 2000). Постепенно ответы его становятся всё более печальными и сводятся к утрате современным человеком индивидуальности. Основной темой его творчества является идея о том, что человек — лишь песчинка в водовороте жизни, управляемом силами, не поддающимися разумному объяснению. В 80-х годах Том Стоппард создал большое количество пьес для радио и сценариев телеспектаклей, самыми популярными из которых являются The Dog It was That Died (1983), The Romantic Englishwoman (1975), Despair (1978), Brazil (1985).

Дэвид Гер - английский драматург и режиссёр, известный своей острой сатирой в изображении британского общества послевоенного периода, родился в 1947 г. в Англии, в графстве Сассекс. В 1968 г., закончив Кембридж и получив степень Магистра, он основывает собственную экспериментальную гастролирующую театральную труппу, в которой он одновременно занимается драматургией и постановкой спектаклей. Первые пьесы Гера How Brophy Made Good (1969), Slag (1970), The Great Exhibition (1972), Knuckle (1974) утверждают за ним репутацию талантливого писателя и непримиримого критика нравов британского общества. Пьеса Teeth n Smiles (1975) обличает человеческие пороки рок музыкантов, а пользовавшееся широким признанием произведение Plenty (1978) детально рисует процесс постепенной, нравственной деградации личности женщины на протяжении двадцати лет, который символизирует современный автору послевоенный закат Британии. Популярные пьесы A Map of the World (1982) и Pravda: A Fleet Street Comedy (1985), в которых драматург делает подробный анализ Западной идеологии получают неоднозначную оценку в британском обществе.

Возрастные характеристики речи персонажей пьесы Тома Стоппарда The Dog it was that Died 1983 г

В этой части исследования на пьесах английских драматургов XX века мы рассмотрим, как проявляются выделенные нами социально-психологические и физиологические особенности каждого возрастного этапа в речевых характеристиках персонажей.

Драматургия выбрана для анализа возрастных особенностей речи не случайно, так как этот жанр исключительное место отводит речевой характеристике, и именно последняя является, по сути, единственным способом изображения персонажа. Именно в пьесе, основная ткань которой состоит из прямой речи персонажей, речевые характеристики приобретают особое значение (М.И. Чижевская, 1986, с.24-25).

Прежде чем перейти к анализу речи героев, необходимо определить понятие возрастные характеристики речи персонажа. Терминологический анализ показал, что в лексикографических пособиях нет необходимого нам определения. Поэтому мы обратились к анализу его составляющих.

С.С.Беркнер отмечает, что речь персонажа представляет собой совокупность присущих ему языковых, прежде всего лексико - синтаксических элементов (Беркнер, 1988). Т. Лабов трактует возрастные характеристики речи как особенности речи, отражающие тот или иной этап развития в жизни человека (цит. по: Hudson, 1996). Данные наблюдения позволили нам охарактеризовать возрастные характеристики речи персонажа как специфическую систему отношений лексико — синтаксических элементов, особое их сочетание, отражающее возрастные особенности говорящих.

Целью нашей работы является поиск возрастных характеристик речи, специфических для представителей разных поколений. Все наши попытки вычленить возрастные характеристики из целого комплекса социально-лингвистических характеристик (социальных, профессиональных, тендерных и т.д.) и представить их в чистом виде, так сказать, не увенчались успехом. Возрастные особенности речи являются неотъемлемой частью социолингвистических характеристик и выявляются только на их фоне.

Поэтому мы в качестве основного метода исследования использовали метод социолингвистического анализа речи персонажа, построенного на социолингвистических категориях, предложенных Т.А. Ивушкиной в докторском исследовании «Социолингвистические аспекты развития английской речи» (1998). Исследование построено как на вышеупомянутой работе, так и на концепциях социальной индикации речи говорящего (В.И. Карасик) и тематического содержания высказывания (М.И. Чижевская). Важными являются работы В.И. Шаховского, В.А. Пищальниковой и Р.М.Грановской, которые устанавливают корреляцию между эмоциями, эмоциональностью речи и возрастом говорящего, и выводы А.К. Ермолаева о возможности определения возраста говорящего по использованию стереотипных, клишированных фраз и речевых штампов.

События пьесы Тома Стоппарда относятся к началу 80-х годов XX века и происходят в столице Великобритании. The Dog It was That Died политический памфлет, высмеивающий деятельность специальных служб и секретных агентов британской национальной разведки. Писатель пытается регистрировать современную историю, время, в котором он живёт, и то, что он видит вокруг.

The Dog It Was That Died is the story of a spy and counter-spy being used by both the British and the Russians to the point that he cannot remember where his original loyalties lie (M. Billington, 1987, p. 156).

Разведчик Руперт Первис, запутавшись в двойной игре, которую он вёл в течение многих лет, работая на отдел английской внешней разведки Q6 с одной стороны, и русскую разведку с другой, решает выйти из игры. Он пишет прощальное письмо своему начальнику Блэру. Роковая случайность мешает агенту Первису уйти из жизни. Прыгнув с моста Chelsea Bridge, он падает на баржу, везущую груз, и своим телом убивает собаку её владельца. Как всякого человека, пытавшегося покончить с собой, его помещают в психиатрическую клинику Clifftops. Известия, пришедшие из больницы, заставляют шефа отдела Q6 усомниться в умственном здоровье и честности Первиса. Разведчик становится реальной угрозой для всего отдела. The Dog It was That Died завершается похоронами Первиса.

He случайно Том Стоппард называет свою пьесу The Dog It Was That Died, по-русски ее можно было бы перевести «Это собака умерла». Очевидно, признает этого автор или нет, он иносказательно выражает своё негативное отношение к главному герою и той роли, которую он играл в обществе на протяжении многих лет. Данная пьеса является специфическим отражением общей болезни времени, переживаемой Великобританией и Советским Союзом в период «холодной войны». Автор с едким сарказмом рисует недостатки политической и общественной жизни Англии, своекорыстие и бездуховность представителей аристократии, осуждает ее социально-политические институты.

The Play has a serious point, that the mechanics of espionage have a self-cancelling futility and that both East and West are locked in a pointlessly intricate game. This is not to say that Stoppard doesn t believe in the innate superiority of Western values: merely that when people are asked to articulate the ideological beliefs they are fighting for they lapse into terminal cliche. He goes further and suggests that the special glory of the English character lies in its freedom from dogma and theory and resides in a totally unself-conscious eccentricity (там же, p. 157).

Похожие диссертации на Возрастные характеристики речи персонажей современной английской драматургии (80-е годы XX века)