Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фабульный метод мифографии Торшило, Дмитрий Олегович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Торшило, Дмитрий Олегович. Фабульный метод мифографии : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.14.- Москва, 1997.- 15 с.: ил.

Введение к работе

Античная мифография — одна из областей античной литературы и античной учености; как таковая, она имеет свою историю, свою поэтику, свои принципы и задачи. При этом без понимания специфики каждого мифографического сочинения, его истории и предыстории, его целей и методов невозможно и его корректное использование в качестве источника по античной мифологии. В возобновлении исследований мифографии, бывших достаточно распространенными вплоть до начала ХХ-го века (К. Роберт, Э. Шварц, Э. Бете1), почти заброшенных впоследствии и начинающих возрождаться в самое недавнее время2актуальность настоящей работы.

Ее предметом стали некоторые мифографические сочинения, объединенные общим — фабульным — методом изложения мифа и особенно важные для его понимания; среди них центральное — так называемые "Мифы" Гигина, книга, представляющая собой одну из двух целиком сохранившихся от античности попыток полного обзора мифологической системы.

Целью работы было уяснение процесса возникновения и развития фабульного метода мифографии, поиски его внутренних закономерностей и специфических результатов, к которым приводит обработка мифов с помощью этого метода.

Конкретные задачи, которые ставит эта цель, следующие:

1 Robert С. De Apollodori Bibliotheca. Diss., Berlin, 1873; Idem. Pausanias als Schriftsteller. Berlin, 1909; Schwartz E. De Dionysio Scytobrachione. Bonn, 1880; Bethe E. Quaestiones Diodoreae mythographae. Diss., Gottingae 1887; также множество других работ.

1 Henrichs A. Three Approaches to Greek Mythography I/ Interpretations oi Greek Mythology / Ed. by J. Bremmer. L.; Sydney, 1987. P. 242-277; Гусейнов Г. Ч. Типология античной мифографии // "Античная поэтика". М., 1991. С. 232-255.

определение понятий "мифография" и "метод мифогра фии";

учет других (помимо фабульного) методов мифографии существовавших ко времени его появления и взаимодействе вавших с ним;

поиски корней мифографической фабулы, ее предшест венников, ее теоретического обоснования или истолкования;

формулировка принципов, по которым строится фабулг и выделение ее частей, отражающих эти принципы;

формулировка принципов, по которым фабулы сочетают ся друг с другом, образуя сборник;

— поиск видоизменения фабулы у различных авторов и др.
Методологической основой работы является, с одной сторс

ны, анализ повествовательной структуры фабул и композици сборника фабул, с другой — сравнение материалов фабульно мифографии с материалами других типов мифографии, а такж других областей литературы, прежде всего греческой трагедии ее пересказов-ипотес. Особую важность имеет теоретическое о< мысление фабулы трагедии в "Поэтике" Аристотеля.

Систематический подход к античной мифографии как к вь работанной древними учеными дисциплине, понимание принці пов которой важно как для истории античной литературы учености, так и для осознания особенностей самой мифологич< ской информации, представляет собой теоретическую значимост работы; при этом, если генеалогия, хорография, эпический кик; эвгемеристическая литература достаточно хорошо известны науке, то выделение фабульного метода мифографии с его истс рией и его закономерностями, связанными с выявленными Арі стотелем закономерностями трагедии, представляет собой ее ні умную новизну.

Практическая ценность работы в том, что понимание ювестововательной структуры фабулы часто полезно при эешении вопросов истории и сохранности текста конкретных рабул.

Работа выполнена в русле исследований истории и поэтики штичной литературы на кафедре классической филологии Московского государственного университета.

Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.