Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мифическое прошлое в поэзии Каллимаха и его современников (Филологические разыскания к некоторым мифологическим фрагментам Каллимаха) Никитинский, Олег Дмитриевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Никитинский, Олег Дмитриевич. Мифическое прошлое в поэзии Каллимаха и его современников (Филологические разыскания к некоторым мифологическим фрагментам Каллимаха) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.14.- Москва, 1997.- 19 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность избранной темы обусловлена тем, что многие вопросы, связанные с текстологическим осмыслением фрагментов Каллимаха, а также проблемы отношения к мифическому прошлому в эллинистической поэзии в широком смысле, еще не получили удовлетворительного объяснения и до сих пор являются предметом научных споров. Некоторые из рассматриваемых в диссертации проблем, как то: отношение к религии, традиция мифа о золотом веке и последующих поколениях, а также проблема медицинских интересов эллинистических авторов, - выходят за пределы одной лишь античной культуры и имеют общетеоретическое значение. Необходимость предпринятого в работе исследования эллинистической поэзии диктуется еще и тем обстоятельством, что многие важные для данной темы фрагменты являются находками сравнительно недавнего времени, и поэтому не получили еще достаточно полного освещения в научной литературе. С другой стороны, следует отметить, что именно в последние годы среди филологов-классиков особенно возрос интерес к эллинистическому периоду греческой литературы и культуры. Это объясняется не только поступлением нового материала для исследования в виде папирусных находок последних десятилетий, но и появлением ряда эпохальных публикаций, дающих возможность для более внимательного изучения эллинистических авторов в силу последовательного систематизма в освещении всего сохранившегося корпуса эллинистической поэзии. Здесь заслуживает упоминания, в первую очередь, недавно вышедший Supplementum Hellenisticum английских ученых Ллойд-Джонса и Парсонса, а также ряд более специальных работ, способствовавших созданию надежной текстологической базы для предлагаемой вниманию диссертации. Актуальность реферируемой работы состоит поэтому еще и в том, что в ней рассматриваются проблемные комплексы, имеющие непосредственный интерес для направлений филологических исследований последних лет.

Каллимах является, пожалуй, самым значительным эллинистическим поэтом. Его наследие многообразно, хотя и дошло до

нас в основном лишь во фрагментарном виде, и, насколько мы можем судить исходя из современного состояния текста, обращение к историческому и мифическому прошлому составляет в нем одну из сквозных тем. Отношение к прошлому определялось в эллинистической культуре прежде всего следующими двумя факторами: с одной стороны, отношением к общему историческому прошлому Греции, с другой - отношением к классической греческой литературе, полноправным наследником которой становится александрийская литература. Оба этих феномена - историческое прошлое Греции и ее литература - должны были осознаваться эллинистическими поэтами как некое целое, находящееся отдельно как во времени, так и в пространстве. Став, таким образом, наследницей классической греческой культуры, александрийская литература сталкивается с новыми специфическими проблемами: классическое наследие действует не только как источник поэтического вдохновения, но и как до некоторой степени сковывающий творческие силы груз. Именно в этой двойственности и состоит особая притягательная сила александрийской литературы для исследователя, ибо эпоха эллинизма - более, чем любой другой период греческой античности, - являет нам парадигму отношения к прошлому рефлек-тивно-традиционалистской культуры переломной эпохи. Это объясняет, почему тема отношения к прошлому в эллинистической поэзии заняла почетное место в глобальном научном проекте по изучению отношения к прошлому в различные эпохи мировой истории, который был инициирован несколько лет назад правительством одной из самых богатых культурными традициями стран Европы - Германии. В рамках этого проекта и прошла значительная часть работы над настоящей диссертацией, но нет нужды указывать здесь на то, что для культуры России подобная тематика должна быть ничуть не менее важна, чем для современной Германии.

Объектом исследования, предпринятого в диссертации, является творчество Каллимаха, которое рассматривается в контексте всей эллинистической поэзии. Основным критерием, по которому в настоящей работе ведутся текстологические исследования фрагментов Каллимаха, является отношение к мифическому прошлому в его творчестве. Кроме того, особым объектом исследования являются некоторые - в филологическом отношении наиболее трудные - фрагменты его поэм "Причины" и "Ямбы".

Цель предлагаемой вниманию работы - расширить и углубить наши знания об эллинистической поэзии, установить некоторые особенности восприятия мифического прошлого в ней, прокомментировать часть наиболее трудных для филологического анализа эллинистических текстов - в первую очередь текстов Каллимаха, который и ныне, после того, как наши знания о других александрийских авторах неизмеримо возросли, остается самым значительным по своей культурной роли представителем эллинистической литературы. Дополнительной целью исследования было изучение в наследии Каллимаха наиболее показательных аспектов его отношения к религии. Какой оказалась дальнейшая судьба знаменитого мифа о золотом веке, чем обращение Каллимаха к этому мифу отличается от тенденций, характеризующих творчество других эллинистических поэтов? Среди прочих задач диссертации - исследование той роли, которую играет демонстрация Каллимахом своих научных познаний в мифологических контекстах, а также филологический анализ лексики прошлого у Каллимаха и сопоставление его словоупотребления с узусом других эллинистических авторов.

На зашиту выносятся следующие положения:

1. Отношение к традиционной религии в произведениях
Каллимаха определяется как нарочито субъективное сочетание
неожиданных, порою ироничных высказываний о традиционных
греческих богах, с подчеркнутым религиозным пиететом. Кал-
лимах над олимпийскими богами нигде не смеется, но часто
обращается к рискованным темам. В этом его особое мастерство:
чем труднее задание, тем большей похвалы достоин мастер,
справившийся с ним с кажущейся непринужденностью.

  1. Эллинистические поэты очень хорошо помнят миф о золотом веке и последующей смене поколений, хотя прямо на него ссылаются редко. Миф о золотом веке в их творчестве теряет свой эсхатологический смысл, присущий ему в его гесио-довской версии. Этот миф обогащается в эллинистической поэзии новыми мотивами, такими как идеализация простой жизни прежних людей (типичный пример "городского сознания" александрийских поэтов), подчеркнуто несерьезная интерпретация некоторых мотивов мифа, введение эротических мотивов.

  2. Идеализация прошлого у Каллимаха всегда имплицирует критику настоящего. Каллимах был хорошо знаком с произведениями эллинистической диатрибы, но, в отличие от авторов этого жанра, Каллимаха менее интересует социальный аспект

критики настоящего: поэт обращается к совершенно конкретным ситуациям. Для Каллимаха важно не столько выявление различных уровней мифического прошлого, сколько четкий контраст между идеализированным прошлым и настоящим. Обращение к "лучшему" прошлому - обычно ироническое.

4. Каллимах обладал значительными медицинскими позна
ниями, и эти познания позволяют поэту в повествованиях о
старых мифах применять неожиданные эффекты

(преимущественно эффекты контраста между глубокой древностью сделавшегося предметом повествования события и даваемого ему наиновейшего научного объяснения). Роль иронической дистанции следует признать весьма ограниченной.

Научная новизна данного исследования состоит в следующем:

  1. Впервые в научный оборот вводятся некоторые фрагменты Каллимаха, до сих пор не достаточно объясненные в филологической науке.

  2. Впервые вопрос об отношении к мифическому прошлому в произведениях Каллимаха ставится как комплексная филоло-го-текстологическая проблема.

  3. Впервые традиция мифа о золотом веке и последующей смене поколений рассматривается на материале эллинистической поэзии, так как стандартное на сегодняшний день исследование по этой тематике, принадлежащее перу Бодо Гаца, останавливается на Платоне и затем обращается к римской литературе, так что из александрийских авторов в нем рассматривается лишь Арат.

4. Впервые производится систематический филологический
анализ лексики прошлого у Каллимаха в сравнении с другими
эллинистическими авторами.

Достоверность выводов, сделанных в результате исследования, обеспечивается привлечением всех наиболее важных литературных текстов эллинистических поэтов. Для объективации выдвинутых положений все полученные результаты сопровождаются детальными сопоставлениями со всей доступной научной литературой.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что все произведения Каллимаха рассматриваются в ней в контексте не только эллинистической литературы, но и греческой литературы вообще. Полученные результаты могут служить дополнением к

известным книгам Бодо Гаца (миф о веках) и Гейнш-Вернер (рецепция Гесиода в эллинистической поэзии).

Практическая ценность работы определяется филологическим подходом к изучению конкретных памятников эллинистической литературы. Материалы и результаты исследования могут найти практическое применение в дальнейших исследованиях эллинистической литературы. Практическое применение полученных результатов целесообразно при ведении общих и специальных курсов по эллинистической литературе, а также на занятиях по истории эллинизма в университетах и высших учебных заведениях гуманитарного профиля. Материал монографии автора, посвященной Каллимаху, может быть использован при написании учебников и учебных пособий по литературе и культуре эллинистической эпохи. Впервые в обиход отечественной науки вводятся фрагменты некоторых произведений Каллимаха. Некоторые наблюдения и нетрадиционно истолкованные диссертантом факты могут быть полезны при оценке творчества отдельных эллинистических авторов, уточнении их места в литературном процессе, уяснении жанровой специфики и стилевого разнообразия поэтических форм греческой литературы. Кроме того, на результаты работы можно опираться как на отправные пункты при дальнейших исследованиях в области изучения влияний естественнонаучных знаний на эллинистическую литературу.

Апробапця работы и результатов проводившихся в ходе ее написания исследований осуществлялась в докладах на международных конференциях антиковедов (Мюнхен, ноябрь 1994; Фрейбург, апрель 1995). За диссертацию Studien zum Vergangenheitsbezug bei Kallimachos автор получил степень доктора философии Фрейбургского Университета (Германия, 1995). Монография автора о Каллимахе получила премию Берингер (Ингелхейм) и была включена в серию Studien zur klassischen Philologie ее председателем проф. М. фон Альбрехтом. К печати монографию представляли такие известные филологи, как проф. Вольфганг Кулльманн и проф. Экард Лефевр (Фрейбургский Университет).

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования, спецификой материала. Диссертация состоит из введения, четырех глав, (каждая из которых имеет свое введение и заключение) общего заключения, библиографии.