Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идеологическое многообразие как основа конституционного строя Российской Федерации Исаева Карина Мустангировна

Идеологическое многообразие как основа конституционного строя Российской Федерации
<
Идеологическое многообразие как основа конституционного строя Российской Федерации Идеологическое многообразие как основа конституционного строя Российской Федерации Идеологическое многообразие как основа конституционного строя Российской Федерации Идеологическое многообразие как основа конституционного строя Российской Федерации Идеологическое многообразие как основа конституционного строя Российской Федерации Идеологическое многообразие как основа конституционного строя Российской Федерации Идеологическое многообразие как основа конституционного строя Российской Федерации Идеологическое многообразие как основа конституционного строя Российской Федерации Идеологическое многообразие как основа конституционного строя Российской Федерации Идеологическое многообразие как основа конституционного строя Российской Федерации Идеологическое многообразие как основа конституционного строя Российской Федерации Идеологическое многообразие как основа конституционного строя Российской Федерации Идеологическое многообразие как основа конституционного строя Российской Федерации Идеологическое многообразие как основа конституционного строя Российской Федерации Идеологическое многообразие как основа конституционного строя Российской Федерации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Исаева Карина Мустангировна. Идеологическое многообразие как основа конституционного строя Российской Федерации: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.02 / Исаева Карина Мустангировна;[Место защиты: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южный федеральный университет"].- Ростов-на-Дону, 2015.- 185 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Понятие, сущность и содержание идеологического многообразия как основы конституционного строя Российской Федерации 15

1. Идеологическое многообразие в системе основ конституционного строя Российской Федерации: понятийно-категориальный аппарат и методология исследования 15

2. История становления и развития идеологии как правовой категории 32

3. Понятие, содержание и правовая природа идеологического многообразия как основы конституционного строя Российской Федерации 57

4. Формирование, сущность и перспективы конституционной правовой идеологии в условиях идеологического многообразия 76

Глава II. Особенности реализации идеологического многообразия в основных сферах жизнедеятельности общества и государства на современном этапе конституционного развития Российской Федерации 100

1. Реализация идеологического многообразия как основы конституционного строя Российской Федерации в политической сфере 100

2. Идеологическое многообразие как необходимая предпосылка и основа утверждения экономического плюрализма 117

3. Гарантирующая роль идеологического многообразия в обеспечении духовно-религиозных ценностей в условиях светской государственности современной России 128

4. Обеспечение идеологического многообразия в социокультурной сфере важное условие и предпосылка укрепления основ конституционного строя Российской Федерации 140

Заключение 149

Список литературы 156

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования. В условиях развития демократической государственности значение идеологии и идеологической проблематики не только не ослабевает, а существенно растет. Идеологический плюрализм в современном демократическом государстве представляет собой фундамент для полноценного функционирования и развития государства и общества.

Идеологическое многообразие как одна из основ конституционного строя Российской Федерации не только пронизывает все сферы общественной жизни, находясь в тесной взаимосвязи с иными основами конституционного строя Российской Федерации, но и оказывает во многом решающее воздействие на развитие как собственно духовных, так и других, в том числе хозяйственно-экономических, отношений. Иными словами, идеологическое многообразие -это не вторичный, но равноценный в системе конституционного строя принцип, а в чем-то даже имеющий приоритетное значение, уже хотя бы в том смысле, что все конституционные принципы имеют идеологическое содержание.

Современный этап развития общества характеризуется усилением идеологической конфликтности, коллизионности, имеющей по своей сути комплексный метаправовой характер. Снятие этой конфликтности предполагает урегулирование фундаментальных ценностных коллизий и противоречий, что требует использования, прежде всего, конституционно-правового инструментария. Идеологическое многообразие - это не только отражение существующей сложности общественных отношений в условиях демократии, но и регулирующий принцип, позволяющий адекватно снимать социальные противоречия в различных сферах на основе юридического равенства.

Однако в теории и на практике существует ряд спорных неразрешенных вопросов как в сфере конституционно-правового регулирования идеологического многообразия, так и в области реализации данного

конституционного принципа на практике. Это, в свою очередь, служит
фактором, усиливающим социальные противоречия, что, в частности,
проявляется в виде: а) отсутствия четкой ценностной парадигмы развития
законодательства; б) эклектичности, противоречивости правового
мировоззрения масс; в) формально-бюрократического, а порой откровенно
нигилистического характера профессионального правосознания;

г) невозможности адекватного применения правовых норм, предполагающих усмотрение и, соответственно, необходимость ценностных решений.

Актуальность исследования предопределяется и международно-правовыми обязательствами, взятыми на себя Российской Федерацией. Так, идеологическое многообразие в различных аспектах закрепляется и развивается в ряде положений Устава Организации Объединенных Наций, в международных пактах и конвенциях (а также в правоприменительной практике Европейского Суда по правам человека) и др.

Все это значительно повышает потребность доктринального осмысления происходящих процессов. Кроме того, за последнее время накопилось большое количество практических и правоприменительных материалов, которые нуждаются в научной оценке и выработке практических рекомендаций. Следует указать и на тот факт, что в современной отечественной науке конституционного права отсутствуют комплексные научные исследования, посвященные вопросам реализации идеологического многообразия как основы конституционного строя Российской Федерации в отдельных сферах жизнедеятельности общества.

Степень разработанности проблемы. Проблемам основ конституционного строя, конституционализма, принципов конституционного права и конституционных ценностей посвятили свои работы такие ученые, как: С.А. Авакьян, М.В. Баглай, П.П. Баранов, Э.Э. Баринов, И.Н. Барциц, Н.А. Богданова, С.А. Боголюбов, Н.С. Бондарь, Н.В. Витрук, Г.А. Гаджиев, К.С. Гаджиев, Г.Н. Комкова, Егоров, В.Д. Зорькин, И. А. Иванников, В. Т. Кабышев, Д.А. Керимов, Е.И. Козлова, А.Н. Кокотов, Е.И. Колюшин,

И.А. Кравец, И.И. Кравченко, В.И. Крусс, В.Н. Кудряшев, Н.В. Кузьминых, О.Е. Кутафин, В.А. Лебедев, В.Я. Любашиц, В.В. Невинский, B.C. Нерсесянц, Ж.И. Овсепян, А.И. Овчинников, А.Е. Постников, О.Г. Румянцев, В.А. Ржевский, Л.Н. Столович, Б.А. Страшун, Т.Я. Хабриева, A.M. Цалиев, В.А. Четверний, В.Е. Чиркин, Б.С. Эбзеев и др.

Проблематику плюрализма исследовали такие ученые, как: С.А. Авакьян, Н.С. Бондарь, Е.М. Бабосов, С.А. Боголюбов, СВ. Васильева, Ю.Г. Волков, Г.А. Гаджиев, К.С. Гаджиев, Н.И. Долидзе, И. А. Иванников, А.А. Кара-Мурза, А.Н. Кокотов, К.А. Кононов, В.В. Киреев, В.А. Козлов, Е.И. Колюшин, О.Е. Кутафин, В.О. Лучин, В.А. Лебедев, B.C. Малицкий, И.В. Михайличенко, Р.В. Насыров, Л.А. Нудненко, Ю.Л. Парникель, Н.М. Сирота, К.В. Старостенко, А.А. Шантора, Б.С. Эбзеев, А.И. Яковлев и др.

Отдельные аспекты исследуемой проблемы нашли отражение в трудах ученых Дагестанского государственного университета - Ш.Б. Магомедова и Д.Ш. Пирбудаговой.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель диссертационной работы заключается в определении понятия, содержания и правовой природы идеологического многообразия как основы конституционного строя Российской Федерации и проблем его реализации в отдельных сферах общественной жизни, а также в обосновании способов их решения на современном этапе развития российской государственности.

В соответствии с поставленной целью устанавливаются следующие задачи диссертационного исследования:

выявление исторических закономерностей становления и развития идеологии как правовой категории;

формулирование понятия, содержания и правовой природы идеологического многообразия как основы конституционного строя Российской Федерации;

установление места идеологического многообразия в системе основ

конституционного строя России;

соотнесение феномена идеологического многообразия со смежными правовыми явлениями: политическим многообразием, многопартийностью;

обоснование способов решения проблем реализации идеологического многообразия в отдельных сферах общественной жизни на современном этапе;

выработка рекомендаций нормативного характера по совершенствованию действующего законодательства в исследуемой сфере.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, составляющие содержание идеологического многообразия как основы конституционного строя Российской Федерации, а также возникающие в процессе его реализации.

Предметом диссертационного исследования служит конституционно-правовое регулирование идеологического многообразия как основы конституционного строя Российской Федерации.

Теоретическая база исследования основана на трудах отечественных ученых-конституционалистов, таких как С.А. Авакьян, Н.С. Бондарь, П.П. Баранов, Э.Э. Баринов, Е.Ю. Бархатова, Н.А. Богданова, Н.В. Витрук, Г.А. Гаджиев, СИ. Глушкова, А.Н. Головистикова, В. Д. Зорькин, В.Т. Кабышев, О.Е. Кутафин, Е.А. Лукашева, В.О. Лучин, Ж.И. Овсепян, В.А. Ржевский, Б.А. Страшун, A.M. Цалиев, Б.С. Эбзеев и др.

В работе также внимание уделяется анализу трудов юристов-теоретиков, представителей философии, социологии и политологии.

Среди юристов-теоретиков следует выделить: В.М. Корельского, B.C. Нерсесянца, В.Я. Любашица, А.В. Малько, Н.И. Матузова, А.В. Мелехина, А.И. Овчинникова, В.Д. Перевалова, Р.А. Рахимова, А.Г. Хабибулина, И.И. Шувалова, В.Ф Яковлева и др.

В рамках общеполитических исследований по философии, социологии и

политологии надо отметить научные труды М.Т. Баймаханова, Е.А. Белканова,

Р. Беллами, П. Бергера, К. Гирца, Т. Лукмана, А. Нуссбергер, К. Манхейма,

У. Матца, В.Г. Федорова, Ф. Фукуямы и других.

Методологическую базу диссертационного исследования составили апробированные общенаучные и частнонаучные методы познания, которые в совокупности позволили изучить объект и предмет исследования с различных сторон. Общим методологическим основанием диссертационного исследования послужил диалектический подход, с помощью которого рассматриваются существующие в науке понятия, принципы, структура идеологического многообразия, его соотношение с иными видами плюрализма.

Общенаучные методы позволили применить комплексный подход к изучению проблем конституционно-правового регулирования и реализации принципа идеологического многообразия в Российской Федерации.

Метод конституционной интерпретации, т.е. неукоснительной отсылки к тексту российской Конституции как единственному достоверному юридическому акту, служит основанием для юридических оценок достоверности источников права на основе такого сравнения.

Метод конституционной компаративистики позволил на основе сопоставления конкретных правовых норм, касающихся конституционного регулирования и практики применения принципа идеологического многообразия, содержащихся в российском и зарубежном законодательстве, выявить общее и особенное в правовом регулировании отношений в сфере идеологического многообразия в Российской Федерации и в зарубежных странах.

Формально-юридический метод направлен на уяснение смысла действующего законодательства, включая интерпретационные акты, каковыми являются решения Конституционного Суда Российской Федерации, содержащие нормы права о политических партиях, свободе совести и др.

Нормативно-правовая и эмпирическая базы диссертационного исследования. Нормативно-правовую базу диссертации составляют Конституция Российской Федерации, международно-правовые договоры и конвенции, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы

и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.

Эмпирическая база диссертационного исследования представлена постановлениями и определениями Конституционного Суда РФ, решениями Европейского Суда по правам человека, а также актами министерств и ведомств. В работе были также проанализированы конституционные акты некоторых зарубежных стран.

Научная новизна диссертационного исследования вытекает из содержащегося в нем комплексного конституционно-правового обоснования исторических (генетических), доктринальных, регулятивно-правовых и реализационных аспектов идеологического многообразия в его системной связи с иными основами конституционного строя Российской Федерации. Она состоит в формировании по его итогам концептуальных и прикладных положений и рекомендаций, направленных на обеспечение конституционализации законодательства и правоприменительной практики в различных сферах общественной жизни.

В диссертационном исследовании:

сформулированы положения, касающиеся определения понятия идеологического многообразия как основы конституционного строя, содержания данного правового феномена, его соотношения со смежными конституционно-правовыми явлениями, а также особенностей его реализации в отдельных сферах общественной жизни;

выявлены пробелы правового регулирования конституционного принципа идеологического многообразия;

определены гарантии реализации конституционного принципа идеологического многообразия;

- по итогам диссертационного исследования сформулированы новые
практические предложения, направленные на совершенствование правового
регулирования отношений в сфере идеологического многообразия.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

  1. Идеологическое многообразие как основа конституционного строя является качественной характеристикой Российского государства и гражданского общества, фундаментальной конституционной ценностью, получающей формализацию в виде основополагающего принципа, который имеет как нормативное, так и программно-целевое содержание, предполагающее свободное формирование равно взаимодействующих и конкурирующих между собой различных идеологий. При этом идеологическое многообразие, находясь в непосредственной взаимосвязи с другими конституционными ценностями, такими как демократизм, правовое государство, гуманизм, народовластие, выступает их содержательной характеристикой.

  2. Исходя из понимания принципа идеологического многообразия в его конституционно-правовом значении как равных условий существования различных идеологий, обеспечение которых возложено на государство, следует понимать юридическое закрепление равенства носителей (субъектов) различных идеологий, равной значимости и ценности различных идеологий, с одной стороны, и необходимость установления соответствующих правовых пределов осуществления той или иной идеологии - с другой. Таким образом, существование идеологии возможно лишь в определенных правовых рамках (пределах) и при условии соблюдения баланса интересов государства, власти, народа и личности.

  3. На современном этапе развития общественных отношений проблемными аспектами соблюдения баланса интересов государства, власти, народа и личности в процессе реализации идеологического многообразия в различных сферах являются следующие:

- обеспечение духовно-религиозного равноправия и одновременно противодействие религиозному фундаментализму, подрывающему основы светской государственности;

сужение сферы реального политического плюрализма, в том числе путем резкого сокращения выборности;

доминирование рыночных подходов в экономической и социальной правовой политике, включая тенденции к абсолютизации частной собственности, коммерциализации социальной, бюджетной сферы, монетизации социальных предоставлений, льгот.

  1. Идеологическое многообразие должно осуществляться в правовых рамках, за пределами которых возникает злоупотребление правом, нарушение прав и свобод других лиц, причиняется ущерб или создается прямая угроза причинения вреда демократическому строю, традиционным представлениям морального большинства. В связи с этим пределами осуществления принципа идеологического многообразия выступают требования конституционных принципов верховенства Конституции, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, народовластия, суверенитета, единства и целостности Российской Федерации, правового, социального государства. Являясь конституционными ценностями, в своей совокупности они не только задают систему координат правовых рамок государства в целом и идеологического многообразия, в частности, но и служат основой идеи конституционного патриотизма.

  2. Конституционный принцип идеологического многообразия как основа конституционного строя имеет сложное, многоуровневое конституционное обоснование, которое достигается как через его специальное текстовое закрепление в виде самостоятельного принципа на уровне основ конституционного строя, так и через регулирующее воздействие иных основ конституционного строя (демократия, правовое государство, светское государство), которое обеспечивается через институты конституционно-правового статуса личности, федерализма (включая разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями власти по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, защите национальных меньшинств), организации

государственной власти (включая разделение властей как выражение и гарантия идеологического многообразия).

6. С точки зрения формы осуществления идеологического многообразия
в политической сфере необходимо различать парламентский и
внепарламентский плюрализм. Парламентский плюрализм характеризуется
выражением и отстаиванием определенной идеологии специальными
субъектами в законодательном (представительном) органе публичной власти
(далее - парламент).

Основным субъектом парламентского политического плюрализма выступает депутат парламента посредством взаимодействия с избирателями, своей политической партией, своей фракцией и иными лицами. Помимо депутатов, высказывать и отстаивать идеи, концепции, теории и пр. могут и иные лица, которым предоставлено слово в стенах парламента, при этом они не обладают правом голоса в парламенте и не имеют правового влияния на судьбу принятия того или иного решения.

Внепарламентский политический плюрализм реализуется общим порядком: это - выражение и отстаивание идеологии общими субъектами вне парламента, но посредством реализации политических прав и свобод личности. Внепарламентский плюрализм является основой политической жизни современного гражданского общества.

В свою очередь, реализация парламентского плюрализма не должна использоваться вопреки принципам политического многообразия и многопартийности, равенства и свободы деятельности общественных объединений для произвольного ограничения политической конкуренции на выборах, в том числе посредством создания электоральных преимуществ для одних политических партий, включая парламентские, в ущерб интересам других политических партий.

7. Реализация идеологического многообразия в духовной сфере в
рамках светского государства подразумевает гарантирующую роль
идеологического многообразия в обеспечении духовно-религиозных ценностей,

предполагающего существование как религиозного плюрализма, базирующегося на идеологической свободе человека в религиозной сфере, так и атеистического плюрализма, основывающегося на праве каждого не исповедовать никакой религии, иными словами, юридическое равенство всех носителей (субъектов) различных идеологий. Соответственно, законодательное установление конкретного вида уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих представляется конституционно нецелесообразным, поскольку является дискриминирующим по отношению к лицам, не относящим себя к какой-либо конфессии. В этой связи, исходя из нравственно-этических ценностных начал, получивших юридическое выражение в требованиях свободы, равенства и справедливости, представляется необходимым исключить соответствующие положения из статьи 148 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическая значимость исследования вытекает из его новизны и полученных научных результатов и заключается в комплексном анализе конституционно-правового регулирования отношений идеологического многообразия в Российской Федерации и их реализации в отдельных сферах общественной жизни. Предложения и выводы, сделанные в диссертации, могут служить основой для дальнейших научных исследований и решения проблем, связанных с регулированием отношений идеологического многообразия в Российской Федерации.

Практическая значимость диссертации определяется необходимостью постоянного совершенствования правоприменительных процедур и механизмов обеспечения развития и достижения политической и социальной стабильности в Российской Федерации. Рекомендации, содержащиеся в исследовании, могут найти практическое применение в правотворческой деятельности органов государственной власти как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации.

Отдельные положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе при преподавании курса конституционного права России, специальных учебных курсов, например, курса «Конституционные основы идеологического многообразия в Российской Федерации». Результаты диссертационного анализа имеют значение для дальнейшей разработки проблемы конституционного регулирования института идеологического многообразия.

Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертация подготовлена, обсуждена и получила положительную оценку на кафедре конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета.

По теме диссертационного исследования автором опубликовано 20 научных работ. Основные научные выводы и положения диссертационной работы изложены в 10 научных статьях, опубликованных в журналах, рекомендованных ВАК РФ (Черные дыры в российском законодательстве». 2009. № 4; Закон и право. 2010. №8; Вестник ДГУ. Вып. 2. 2011; Современное право. 2012. №2; Конституционное и муниципальное право. 2014. №12; Юридический вестник ДГУ. 2011. №1; 2012. № 4; 2013. №4; 2014. №4; «World Applied Sciences Journal (Education, law, economics, language and communication)» (ISSN: 1818-4952, EISSN: 1991-6426), база цитирования 8сорш,декабрь, 2013).

Теоретические выводы и практические рекомендации,

сформулированные в диссертации, докладывались автором на различных научно-практических конференциях: «В мире научных открытий» (III международная научно-практическая конференция, 30 марта 2012 года. Таганрог, 2012); «Правовое воспитание молодежи в современных условиях» (республиканская научно-практическая конференция. 2 декабря 2011 года); «Правовое воспитание молодежи в современных условиях» (республиканская научно-практическая конференция. 10 декабря 2008 года); «15 лет Конституции Российской Федерации: проблемы теории и практики» (всероссийская научно-

практическая конференция. 27-28 ноября 2008 года); «Конституционное пространство России: современное состояние и перспективы развития» (всероссийская научно-практическая конференция. 20-21 октября 2013 года, г. Махачкала) и др.

Структура диссертационного исследования определяется предметом исследования, поставленными целями и задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

Понятие, содержание и правовая природа идеологического многообразия как основы конституционного строя Российской Федерации

Проблемам правового регулирования основ конституционного строя Российской Федерации посвящено достаточное количество разнообразных диссертационных исследований

«Основы конституционного строя» - название первой главы Конституции Российской Федерации 1993 года . Данное понятие является новым для конституционного (государственного) права нашего государства. В ранее действовавших на территории России конституциях употреблялись такие понятия, как «Основы общественного строя и политики СССР» и «общественное устройство» . Интересен тот факт, что Конституция СССР 1924 года не выделяла отдельно главы для регулирования основ общественного устройства. При этом в Конституции РСФСР 1918 года положения, регулирующие основы общественного устройства, закреплялись как в первом, так и втором разделах .

Первая глава Основного закона состоит из базовых фундаментальных норм права, которые содержат исходные положения для дальнейшего правового регулирования: о государственном суверенитете, о высшей ценности прав и свобод человека, о народовластии, о единстве экономического пространства, о местном самоуправлении, о федерализме, о социальном государстве, о многообразии форм собственности, о разделении властей, об идеологическом и политическом плюрализме, о светскости государства и др.

Основы конституционного строя - это базовые ценности для государства и общества, которые должны соблюдаться органами публичной власти, гражданами и их объединениями, и иными лицами.

Необходимо отметить, что нормы Конституции Российской Федерации, составляющие основы конституционного строя, носят общий характер и служат своеобразным «каркасом», фундаментом правового регулирования для других отраслей права, где данные исходные положения получают своё развитие и конкретизацию.

Основы конституционного строя представляют собой важнейшие характеристики общества и государства во всех их проявлениях. В первую очередь - это отношения государства со своими гражданами, что и определяет правовое положение личности.

Г.А. Гаджиев пишет о том, что в Конституции РФ, в ее главе 1, содержится своего рода компендиум, т. е. сжатое, суммарное изложение основных положений конституционного права.

Особое положение этой главы подчеркивают и ее название — это основы, т. е. юридические принципы, на которых зиждется весь строй, и ч. 2 ст. 16 — о более высоком положении этих норм среди всех других норм Конституции РФ . Думается, прав В.Е. Чиркин в том, что понятие «конституционный строй», которое пришло на смену понятию «общественный строй», подчеркивает идею конституционализма, легитимности и обязанности государства и других участников правоотношений действовать на основе Конституции Российской Федерации и в соответствии с ней .

Понятие «конституционный строй» в юридической науке традиционно рассматривается в узком и широком смыслах. Так, О.Е. Кутафин связывает понятие конституционного строя только с характеристикой формы или способа организации государства. При этом он различает конституционный строй, присущий всякому имеющему конституцию государству, и конституционный строй, присущий государству, «подчиненному праву» (конституционному государству). В первом случае конституционный строй рассматривается как некая форма, способ организации государства, который закрепленный в его конституции . Иначе, конституционный строй есть всякий государственный строй, установленный конституцией. Во втором случае «конституционный строй - это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство» .

Интерес в данном вопросе представляет позиция М.В. Баглая. Конституционным строем он признает некий порядок, согласно которому соблюдаются основные права и свободы личности, а государство, в свою очередь, функционирует в соответствии с конституцией . Конституционный строй включает в себя устанавливаемые демократической конституцией принципы организации государства «в его соотношении с личностью и гражданским обществом» .

Еще более широкое определение конституционного строя дает один из первых исследователей данной категории в России О.Г. Румянцев. По его мнению, конституционный строй есть система социальных отношений, регулируемых нормами конституции .

Любопытной представляется точка зрения А.Н. Кокотова. По его мнению, конституционный строй представляет собой некое ядро правового строя, которое, в свою очередь, представляет собой задаваемую национальным правом в совокупности всех его отраслей юридическую модель общественно-политического строя, а также «само осуществление данной модели на практике и то состояние общественно-политического строя, которое сложилось под воздействием национального права» . Конституционный строй воспринимается автором как «задаваемая всем массивом конституционно-правовых норм юридическая модель общественно-политического строя, реализация данной модели на практике и то состояние государства, общества и национального права, которое сложилось под воздействием конституционно-правовых норм» .

Соответственно, в зависимости от выбранного подхода к понятию конституционного строя определяются и его основы: «устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Федерации характер конституционного государства» ; совокупность конституционных норм, закрепляющих основы общественного устройства государства, включая 6 экономическую, социальную и политическую систему ; система конституционных принципов

Формирование, сущность и перспективы конституционной правовой идеологии в условиях идеологического многообразия

Конституционное закрепление идеологического многообразия в качестве основы устройства общества и государства означает принципиальный отказ от социалистического прошлого в данном вопросе, когда Конституция СССР 1977 года устанавливала моноидеологию - идеи научного коммунизма (преамбула Конституции СССР 1977 года), а руководящей силой общества является Коммунистическая партия СССР, в основе которой лежит марксистско-ленинское учение.

Наряду с различиями коренные интересы многих социальных, конфессиональных, политических группировок в обществе могут совпадать, например, на базе общей заинтересованности в общественном прогрессе. Есть также и некоторые, признаваемые многими группировками, общечеловеческие ценности. На этой основе складывается общероссийская идея, создаются идеологические постулаты, которые находят концентрированное выражение в Конституции Российской Федерации. Эти идеологические постулаты представлены многими концепциями, принятыми современным российским обществом: демократия, права человека, разделение властей, местное самоуправление, социально ориентированная рыночная экономика, политический плюрализм, идеологическое многообразие и др.

По прошествии более двух десятилетий с момента принятия Конституции Российской Федерации 1993 года в юридической литературе высказывается мнение о том, что идеологическое многообразие и многопартийность, провозглашенные статьей 13 Конституции Российской Федерации, не выполнили роль того социального ориентира, отклонение от которого чревато застоем не только политической, но и других систем общества . Однако следует отметить, что в статье 13 Конституции Российской Федерации нет указания на вышеуказанную автором роль. Соответственно, неверно возлагать вину на положения нормативного правового акта, имеющего высшую юридическую силу, если непосредственно реализацией его положений уполномочены заниматься законодательные, исполнительные и иные органы государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. При этом можно

согласиться с констатацией В.А. Лебедевым факта, что идеология, хотя бы в общем виде, выражающая ту степень социального единства, которая является необходимым условием для успешного и бескризисного развития страны, в Российской Федерации, к сожалению, отсутствует .

Однако отсутствие государственной идеологии не означает, что идеологическая борьба прекращается. Данное положение говорит лишь о том, что государство не вправе в ней принимать участие и поддерживать какую-либо идеологию.

Представляется, что развитие идеологического плюрализма предполагает в будущем появление особого идеологического концепта, выражающегося в согласованности интересов всего многонационального народа Российской Федерации и призванного интегрировать силы народа для решения общесоциальных задач.

Идеологическое многообразие в теоретическом плане следует рассматривать в трех ипостасях: 1) как основу конституционного строя; 2) как принцип конституционного права; 3) как институт конституционного права . Как основу конституционного строя идеологическое многообразие было рассмотрено в первом параграфе первой главы данного диссертационного исследования.

Как было отмечено ранее, под идеологией следует понимать систему идей, теорий и концепций, которые формируются либо разделяются лицами индивидуально, либо коллективно, складывающиеся в политической, экономической, социокультурной и религиозной сферах общественной жизни. Соответственно, под идеологическим многообразием следует понимать качественную характеристику общественной и государственной жизни, при которой идеологии свободно формируются, разделяются и равно конкурируют между собой в рамках конституционной правовой идеологии в политической, экономической, социокультурной и религиозной сферах общественной жизни.

В статье 2 федеральной Конституции закреплен важнейший признак правового государства, согласно которому приоритет отдается гуманистическим началам. Как отмечает Г.А. Гаджиев, «в главе 1 есть свой компендиум — свернутое содержание всей Конституции РФ. Это ст. 2, состоящая из двух важнейших положений, — своего рода итог многовековых философско-правовых рассуждений от Аристотеля — Канта до наших дней: 1) человек и его явление в сфере правовой действительности в виде его прав и свобод — превыше всего, высшая ценность; 2) главная обязанность государства в связи с этим состоит в том, чтобы: а) признавать, б) соблюдать и в) защищать права и свободы» .

Действующая Конституция Российской Федерации в статье 29 гарантирует каждому свободу мысли, слова, массовой информации. С.А. Авакьян справедливо указывает на то, что «нельзя запретить человеку думать, о чем угодно, в том числе и считать какие-то идеологические догмы единственно верными. Более того, человек может и сам изобрести идеологические постулаты - на этом в разные века возникали теории, приобретавшие популярность, но рождавшие также и противников, приводившие к казням их авторов и т.д.» . «Свобода мысли - это естественное прирожденное свойство человека, связанное с определением им своего отношения к предметам, явлениям, событиям окружающего мира, со свободным формированием собственных убеждений относительно всего происходящего... это процесс внутренней психологической, социокультурной, политической, этической и других характеристик человека

Идеологическое многообразие как необходимая предпосылка и основа утверждения экономического плюрализма

В российском правовом поле юридическое понятие «экстремизм» появилось в результате подписания и ратификации Шанхайской конвенции «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» 2001 года. Под экстремизмом понимается «какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них».

Для совершенствования мер, направленных на противодействие экстремизму Указом Президента Российской Федерации в 2011 году, была создана Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму в Российской Федерации.

Следует отметить, что, говоря о запретах, связанных с определенными идеологиями, следует иметь в виду, что речь идет не о мыслях, связанных с этими идеологиями, а только о действиях, касающихся их распространения и проповедования. Не случайно в статье 29 Конституции Российской Федерации сказано о гарантированности каждому свободы мысли и слова и указаны пределы ее осуществления, включая ограничения.

Вместе с тем, в части 3 статьи 29 Конституции Российской Федерации указывается, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Конечно, реагировать на те или иные идеи может каждый человек. Однако для того чтобы запретить их передачу или распространение, требуется их официальная оценка, которую может сделать только государство в лице его компетентных органов .

Применительно к средствам массовой информации необходимо различать конституционную свободу по выражению своего мнения и свободу предвыборной агитации, которая по своей сути субъективна. Поэтому в целях обеспечения реализации народовластия, являющейся одной из основ конституционного строя, «в том числе в целях обеспечения свободного волеизъявления избирателей, гарантируется свобода выражения мнений для представителей средств массовой информации, как следует из статей 3 (часть 3), 17 (часть 3), 29 (часть 5), 32 (часть 2), 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации» .

Не последнюю роль в реализации конституционного принципа идеологического многообразия играют средства массовой информации как институт, «способный содействовать развитию демократии и, по сути, являющийся ее информационным рупором» .

Поскольку под идеологией мы понимаем систему идей, теорий, концепций и т.п., которые разделяются либо не разделяются лицами индивидуально или коллективно, складывающихся в политической, экономической, социокультурной и религиозной сферах общественной жизни, то идеологический плюрализм означает возможность равного существования и свободной конкуренции различного рода идей, теорий, концепций и т.п. в политической, экономической, социокультурной и религиозной сферах жизнедеятельности. Такая конкуренция мнений обеспечивается свободным получением гражданами соответствующей их потребностям информации и обсуждением в обществе различных точек зрения, то есть информационным плюрализмом.

В.А. Четверний в комментарии к Конституции Российской Федерации говорит о том, что идеологическое многообразие вытекает из свободы выражения мнений и убеждений, свободы информации . Информационное многообразие является базой для выработки наиболее существенных идей. Так, например, свободное распространение политической информации означает существование различных политических идей, течений, организационно объединенных деятельностью политических партий. Тем самым идеологическое многообразие есть результат реализации информационного многообразия, а оно, в свою очередь, ведет к идеологическому и политическому плюрализму.

Как представляется, лишь в условиях свободы слова и средств массовой информации возможен подлинный плюрализм идей, взглядов, убеждений. В этом смысле следует говорить о тесной взаимосвязи идеологического и информационного плюрализма. В своем Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации провозглашает свободу слова и производное от неё право каждого искать, получать и свободно распространять информацию. Данное конституционное право осуществляется гражданами как индивидуально, так и коллективно, в том числе через средства массовой информации, включая газеты. Ограничения этого права, относящегося к основным правам и свободам человека и гражданина, прямо предусмотрены в Основном законе нашей страны .

Так, Законом «О средствах массовой информации» , регулирующим правоотношения в сфере средств массовой информации, а также различного рода телекоммуникационных сетей, а также статьями 8, 11, 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» устанавливается правовой запрет на совершение ряда действий, которые могут навредить правам и законным интересам третьих лиц, общественным интересам (разглашение сведений, составляющих государственную тайну, распространение экстремистских материалов, воздействие вредной информации на правосознание людей, пропаганда распространения, изготовления и использования наркотических средств и др.).

Таким образом, осуществление любой свободы ограничивается конституционными и правовыми рамками в целях поддержания соотношения интересов личности, общества и государства не только в условиях обычного правового режима (ч. 3 ст. 55 Основного закона), но и в период действия особого правового режима (ст. 56 Конституции РФ).

Обеспечение идеологического многообразия в социокультурной сфере важное условие и предпосылка укрепления основ конституционного строя Российской Федерации

Функционирование рыночной экономики требует единства экономического пространства, которое обеспечивается свободным перемещением товаров, услуг и финансовых средств, а также установлением правовых основ единого рынка (пункт «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации), закреплением принципа верховенства федерального закона (статья 4 Конституции Российской Федерации). Лишь в условиях гарантированности единого свободного рынка на всей территории Российской Федерации субъекты экономических правоотношений могут в должной степени реализовать свои права, свободы и законные интересы, в том числе в экономической сфере.

В части 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация признает и защищает различные формы собственности: частную, государственную, муниципальную и иные. При государственной и муниципальной собственности правомочия собственника осуществляются государственными или муниципальными органами. Субъектами частной собственности могут быть физические лица (граждане, иностранные граждане и лица без гражданства) и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации). Никто из перечисленных выше субъектов экономических правоотношений не имеет право нарушать и умалять права, свободы и законные интересы иных субъектов хозяйственного оборота вне зависимости от формы собственности.

Соответственно, в рамках экономического многообразия следует говорить о правовом принципе многообразия и равенства форм собственности, а также о правовом принципе неприкосновенности частной собственности (статья 35 Конституции Российской Федерации) в связке с вышеуказанными правами, указанными в главе 2 Конституции Российской Федерации.

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться, распоряжаться им единолично или совместно с другими лицами (часть 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации). Собственность в России (включая предприятия и участки земли) имеют не только граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Федеральная Конституция устанавливает правовой режим земли и природных ресурсов, согласно которому они могут находиться в различных формах собственности, использоваться и охраняться в качестве основы жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории России. Статья 36 Основного закона конкретизирует субъектов вышеупомянутых правоотношений, говоря о возможности коллективного либо индивидуального права его реализации, тем самым предоставляя право частной собственности на землю и общественным объединениям.

Поддержка конкуренции - один из основополагающих принципов рыночной экономики. Поддержка конкуренции обеспечивается предоставлением субъектам предпринимательской деятельности равных прав и возможностей в сфере гражданского оборота, а также ограничением монополистической деятельности на рынке. Регулирование прав предпринимателей в Российской Федерации осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации.

В Российской Федерации большое значение в вопросе защиты конкуренции в экономической сфере играет Федеральный закон 2006 года «О защите конкуренции» . Данный Федеральный закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Он направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков и запрещение действий субъектов экономических правоотношений, доминирующих на рынке (соглашения между субъектами, доминирующими на рынке), и действий со стороны органов государственной власти (в том числе путем принятия соответствующих актов), которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан.

Как было отмечено выше, Федеральный закон 2006 года «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции. Следует сказать, что при этом названы две составляющие мер по защите конкуренции: 1) предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; 2) недопущение, ограничение, устранение конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации .

Определение понятий монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции дается в пунктах 10 и 9 статьи 4 указанного Федерального закона: монополистическая деятельность - это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (пункт 10); недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9).