Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Институт двойного гражданства в Российской Федерации: теоретические аспекты, законодательство и правоприменение Клокова Эльмира Этибаровна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Клокова Эльмира Этибаровна. Институт двойного гражданства в Российской Федерации: теоретические аспекты, законодательство и правоприменение: диссертация ... кандидата Юридических наук: 12.00.02 / Клокова Эльмира Этибаровна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет»], 2019.- 200 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Двойное гражданство как политико-правовой феномен 20

1. Понятие и содержание института двойного гражданства 20

2. Исторические предпосылки возникновения и становления института двойного гражданства 53

3. Основания возникновения двойного гражданства 74

Глава 2. Действующее законодательное регулирование института двойного гражданства в Российской Федерации 87

1. Особенности правового регулирования двойного гражданства в России на современном этапе 87

2. Особенности правоприменительного регулирования института двойного гражданства. 117

3. Перспективы развития двойного гражданства в Российской Федерации .139

Заключение 156

Список использованной литературы 164

Приложения .187

Понятие и содержание института двойного гражданства

В науке конституционного права традиционно недостаточное внимание уделяется вопросам правовой природы двойного гражданства и раскрытию его содержания. Данный институт рассматривается как нетипичный для науки, а целесообразность его существования и законодательного регламентирования зачастую ставится под сомнение.

Вместе с тем объективно существующие процессы глобализации, миграция населения обращают внимание на данный институт, а установившаяся противоречивость его восприятия научным миром и обществом вызывают необходимость его детального анализа.

Для уяснения основ двойного гражданства ключевыми являются взаимоотношения государства и личности, поскольку двойное гражданство – это не статично существующая и лишь на бумаге закрепленная дефиниция, а один из частных случаев взаимодействия указанных субъектов.

Двойное гражданство представляет интерес, поскольку это практически и нормативно значимый институт, как для лиц, обладающих или потенциально способных обладать таким статусом, так и непосредственно для государства, заинтересованного в защите прав своих граждан и в недопущении случаев нарушения основ государственности и суверенитета.

Применительно к Российской Федерации обозначенную позицию подтверждает также и практика Конституционного суда Российской Федерации, который в Определении Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 г. № 250-О «По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений статей 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции Российской Федерации» отметил, что «… только суверенное государство правомочно законодательно определять, кто является его гражданами, признавая их тем самым полноправными субъектами права, обладающими всеми конституционными правами человека и гражданина»21.

Поскольку территориальная юрисдикция государства представляет собой один из ключевых элементов территориального верховенства и является проявлением суверенитета в пределах собственно территории государства, присутствие на территории государства лиц, которые обладают статусом, отличным от статуса гражданина государства, автоматически создает своего рода угрозу последнему, вызывая необходимость особого правового регулирования статуса такого рода лиц, к которым можно отнести и лиц, обладающих двойным гражданством (в том числе так называемым «спящим» гражданством).

Как отмечал Ф.Ф. Кокошкин «люди, которые входят в состав государства, являются прежде всего субъектами, с которыми государство связано известными юридическими отношениями… государство является субъектом прав, что предполагает наличие других субъектов, по отношению к которым оно имеет права и обязанности. Такими субъектами и являются люди, населяющие государственную территорию»22.

Прежде чем давать определение категории двойное гражданство, полагаем целесообразным дать разъяснения некоторых ключевых понятий, с которыми оно взаимосвязано и детерминировано.

В частности, необходимо охарактеризовать институт гражданства как общую по отношению к исследуемому институту категорию (причем с учетом исторического аспекта становления и развития данной категории).

В дореволюционный период в России отсутствовало понятие «гражданство», а для определения принадлежности лица к государству использовалось понятие «подданство».

Институт гражданства является сравнительно новой категорией для российской правовой системы и ему исторически предшествовал институт подданства. Институт подданства так же, как и гражданство, опосредовал отношения государств и личности, устанавливая объем их прав и обязанностей.

Подданство как ранее, так и в настоящее время, является характерным для государств с монархической формой государственного правления и может быть определено как «принадлежность к государству, являющуюся юридическим фактом, влекущим возникновение совокупности публично-правовых отношений между индивидом и государством»23.

В настоящее время в большинстве правопорядков различия между понятиями «подданство» и «гражданство» как юридической наукой, так и законодателем сведены главным образом к разграничению по формальному признаку, а именно - по форме государственного правления . К примеру, в ряде современных монархий, например в Швеции, Дании, Норвегии, Японии, при сохранении подданства, правовой статус личности свидетельствует о том, что по содержанию термин «подданство» в равнозначен термину «гражданство» в его современном понимании .

Однако в период, предшествовавший XX веку, такое разграничение не являлось строго формальным и термином «подданство» охватывалась принадлежность лица государству, монарху26.

Термин «гражданство» стал следующим этапом развития государственности, как в России, так и в большинстве зарубежных стран, апеллирующих к настоящему времени данными понятиями, и с ним связывалась публично-правовая правоспособность индивида, объем его прав и обязанностей.

В соответствии с обозначенным подходом характеризует подданство М.В. Гессен, который отмечал, что подданство от иных институтов отличает «личная принадлежность к государству в силу его верховенства», которая, согласно позиции А.Д. Градовского, объяснялась «… обязанностью верности и повиновения, которая по своей природе не может быть разделена между несколькими государствами»27.

Ф.Ф. Кокошкин разграничивал подданство в широком и узком смысле слова, понимая под подданными в широком смысле слова всех лиц, которые находятся на территории государства, то есть в его подданстве, а в узком смысле слова лиц, которые находятся в постоянной личной связи с государством, которая не может быть прервана или прекращена даже при выбытии лица с его территории. При этом автор в свою очередь выявлял общность категорий подданство и гражданство и отмечал, что «как субъекты обязанностей по отношению к государству… они называются подданными, как субъекты прав по отношению к нему гражданами»28.

Н.О. Куплеваский отмечал, чо «… подданством или гражданством называется постоянная связь отдельного лица с определенной страной и ее правительством, основанная на обязанности «верности» и «подчинения». Одно подчинение не составляет еще подданнической связи. Подчиняться властям данной страны должны и живущие в ней иностранцы, только обязанность верности, основанная на нравственном долге каждого гражданина, по мере своих сил всячески способствовать благосостоянию государства, отличает подданнические отношения от других случайных отношений»29.

Анализ вышеприведенных определений позволяет прийти к выводу, что подданство детерминируется категориями верности и подчинения государственной власти, монарху. Обозначенный подход с небольшими изъятиями является традиционным и характеризует структуру отношений между государством и личностью, основанных на началах абсолютного подчинения последней воле государства. Представляется, что в такой системе взаимоотношений категория двойного подданства не могла бы органично существовать.

Подданство, как категория, определяющая, в том числе, верность государству-патерналисту, не могло обладать чертами двойственности, дуализма. Объективная невозможность существования двойного подданства объяснима тем, что двойное подданство исключало бы наличие тесной связи личности с государством и размывало бы границы поведения, признаваемого государством правомерным. Подданный с подобным статусом представлял бы потенциальную угрозу государственному строю как лицо, присягнувшее на верность нескольким суверенам.

Логика приведенного умозаключения кроется в том, что в обозначенном подходе при наличии двойного подданства лицо не может быть всецело предано одному государству, наравне с тем, как не может и по собственной воле выступать инициатором получения второго подданства, поскольку связано взаимным объемом прав и обязанностей с другим государством.

Исторические предпосылки возникновения и становления института двойного гражданства

Изучение любого правового явления должно содержать ретроспективный анализ и стадии его развития в рамках правовой системы в целом. Исторический анализ наиболее полно отражает причины появления того или иного института, стадии его развития, процедуру распространения и имплементации регламентирующих его норм.

Понятие гражданства сформировалось и получило свое развитие в греческих полисах и римских гражданских общинах.

Изначально оно не было оформлено правовым образом и имело достаточно элементарную правовую структуру – лицо признавалось гражданином исключительно в своем полисе или общине. Подобный подход к определению принадлежности лица к полису или общине обусловливал невозможность существования двойного гражданства.

Как государственно – правовой институт гражданство (а впоследствии и двойное гражданство) оформилось с развитием рабовладельческого строя. Данный факт отражает общую историческую закономерность по переходу от первобытно-общинного строя к правовому государству.

Формирование государственности, единообразия обычаев, а затем формирование внутренней правовой системы обусловили появление понятий «государство», «полис», «государственность», «гражданство» и «двойное гражданство».

Нельзя не отметить, что институт двойного гражданства, равно как и исторические упоминания о нем, не являются достаточно распространенными. Однако разрозненная информация все же позволяет сформировать представление о появлении института.

Зарождение института двойного гражданства (а точнее, его прообразов), традиционно связывают с древнегреческим и древнеримским государствами.

В VI - V вв. до н.э. в Древней Греции, а именно в Афинском государстве, впервые зародилось местное самоуправление на уровне низовых территориальных структур: были организованы органы местного самоуправления, которые занимались учетом граждан, регистрацией призывников и другими вопросами, связанными с обеспечением жизнедеятельности граждан90. Введение четкой организационной структуры способствовало формированию правовых институтов.

Одним из первых упоминаний о прообразе двойного гражданства является существовавший в античной Греции институт «изополитейя».

Изополитейя представляло собой случай, когда два государства придавали своим гражданам такие права, так что всякий гражданин одного государства был в то же время гражданином другого91. Таким образом, данное понятие можно признать прообразом категории двойного гражданства.

Однако не только в Греции формировались правовые предпосылки для формирования института. Параллельно в Римской республике происходило альтернативное формирование рассматриваемой категории.

Римская республика (III век до н.э.) внесла значительный вклад в становление институтов демократии и самоуправления.

Гражданство в Римской республике определялось как status civitatis (состояние гражданства), то есть правовое положение лица – носителя прав и обязанностей. Или, как отмечает А.В. Малько «юридически закрепленное положение лица в обществе, выражающееся в определенной системе его прав и обязанностей»92.

В обозначенный период в Риме существовало двойное гражданство: наряду с римским гражданством лица могли приобрести латинское гражданство, которое предоставлялось жителям колоний и провинций Древнего Рима. В этой связи появилась необходимость закрепления особого статуса городов, населенных такими гражданами, - муниципиев. С течением времени все самоуправляющиеся общины римских граждан стали именоваться муниципиями93.

В средние века на смену рабовладельческому строю приходит новое общественное разделение. Формируется более разветвленная структура права в связи с формированием феодального строя. При этом объем прав лиц обусловливало сословное разделение, права человека являлись различными по содержанию и объему.

К Средневековью относятся первые международные нормы, которые регулируют права и свободы человека: например, Аугсбургский мирный договор 1555 г. , который предусматривал равенство католиков и лютеран германской нации в рамках Священной Римской империи, Великая хартия вольностей 1215 г. , содержащая основы конституционного правового государства, и др.

В данный период лишь начиналась формироваться государственность и этим фактом можно объяснить, что двойное гражданство или двойное подданство не получило своего развития.

Для изучения становления и развития института двойного гражданства в России можно провести условную обобщенную периодизацию в целях его более полного анализа:

1 период: до 1917 года;

2 период: с 1917 года по 1991 год;

3 период: с 1991 года по настоящее время.

Выбранная периодизация для рассмотрения двойного гражданства логически связана с традиционной периодизацией развития института гражданства, что видится вполне обоснованным в силу взаимообусловленности развития категорий (как общего и частного).

В первый из обозначенных периодов – вплоть до конца 16 века существовал ряд факторов, объективно препятствующих формированию и развитию института двойного гражданства.

В Древней Руси институт гражданства в его современном понимании как политико-правовой связи государства и гражданина не существовал.

Централизованное государство, основанное на единодержавной монархической власти, начало складываться в России лишь в период борьбы за независимость от Золотой Орды. В свою очередь идея централизованного унитарного государства начала свое развитие не ранее XIII в., а была воплощена на практике еще позднее96.

До формирования России в качестве централизованного государства и установления абсолютной монархии (до середины 17 столетия) взаимоотношения Российского государства и территориально привязанного к нему населения не определялись ни через институт подданства, ни через институт гражданства.97

Исторически современному институту гражданства предшествовало подданство. С принятием православия подданство рассматривалось как принадлежность лица к православной вере и институтом, предшествовавшим натурализации (не известной праву), выступало крещение.

Вошедшее в традицию Российского государства православие выполнило функцию объединения государства, общность с которым стала определяться через религиозную принадлежность. Институт двойного подданства как прообраз двойного подданства при обозначенных условиях объективно не мог существовать.

Длительное время право не оперировало категориями «гражданство», «двойное гражданство» и не содержало формально определенных норм, которые позволили бы провести различия между подданными и иностранцами, поскольку само понятие подданства не носило юридического характера и нормативная база находилась на начальной стадии развития.

Как отмечает О.Е. Кутафин, «таких норм и не могло быть, поскольку само понятие подданства в тот период носило бытовой, а не юридический характер. В представлении русских людей быть подданным значило быть православным, а стать подданным значило креститься в православную веру. Натурализация русскому праву той эпохи была неизвестна»98.

Как было отмечено ранее, первой категорией, ставшей «прародителем» института гражданства явилось подданство, которое определяло принадлежность и подчиненность лица возведенной в абсолют государственной власти.

Закрепление категории подданство на законодательном уровне в России связывают с принятием Соборного уложения 1649 г., которое ввело в обиход термин «подданство», т.е. принадлежность государю, сохранившееся вплоть до принятия Декрета ВЦИК, СНК РСФСР от 23.11.1917 г. «Об уничтожении гражданских сословий и чинов»99, которое установило вело понятие гражданин Российской Республики.

Термин «подданство» пришел в Российское право из Польши, о чем, как отмечает О.Г. Брянцев, свидетельствует переписка между Москвой и Польшей конца 16 – начала 17 веков, в которой со стороны Польши говорится о подданных короля и подданных великого князя Руси, а русских письмах – о людях великого князя и людях польского короля100.

Особенности правового регулирования двойного гражданства в России на современном этапе

Институт двойного гражданства введен в систему законодательства Российской Федерации в развитие положений Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12.12.1993 г.151

Право лица на обладание статусом бипатрида на современном этапе закреплено именно в основном законе и отражено в ст. 62 Конституции Российской Федерации , в соответствии с которой гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором.

Указанная статья включена в главу 2 - «права и свободы человека и гражданина», таким образом, порядок пересмотра и внесения изменений в которую является наиболее сложным.

Данная глава в соответствии с положениями ст. 135 Конституции Российской Федерации153 не может быть пересмотрена Федеральным Собранием Российской Федерации, пересмотр данной главы складывается из нескольких последовательных этапов, отрицательное решение по каждому из которых обусловливает невозможность перехода к следующему, что, в свою очередь, означает и сложность изменения формулировки ст. 62, дополнительно отражая значимость института.

На протяжении последних 20 лет в развитие положений Конституции Российской Федерации законодателем прорабатывалась нормативно-правовая база, посвященная правовому регулированию института.

Вместе с тем, на наш взгляд, правовой статус бипатрида в настоящее время остается не до конца урегулированным. В связи с чем полагаем, что обоснованным явилось бы конкретизация положений Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» 154в части вопросов, посвященных двойному гражданству.

Говоря об общих тенденциях, в рамках которых мы предлагаем развитие правового регулирования двойного гражданства, считаем целесообразным определение правового статуса бипатридов в одном законодательном акте, включая: разрешение вопросов о гражданстве детей, особенности изменения и получения гражданства иностранного государства при вступлении в брак, формирования в едином нормативно-правовом акте перечня ограничений, которые установлены для лиц, имеющих гражданство иностранного государства.

В обоснование обозначенной нами позиции отметим следующее. В настоящее время вопросы двойного гражданства регулируются целым рядом нормативно-правовых актов различного уровня. При этом положения о статусе бипатридов носят разрозненный и обрывочный характер. Обозначенные обстоятельства не способствуют формированию единой концепции двойного гражданства и целостности восприятия института.

На современном этапе основу правового регулирования, помимо Конституции Российской Федерации, составляет Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»155. Указанный нормативно-правовой акт регулирует значительный круг вопросов, посвященных гражданству в целом: закрепление основных используемых в законе понятий, порядок приобретения и прекращения гражданства, основания приобретения гражданства, также он определяет полномочные органы по делам о гражданстве, а также детально регулирует вопросы, посвященные гражданству детей и др.

Непосредственно статус бипатридов урегулирован в совокупности положениями ст. ст. 3, 6, 41.2 Федерального закона «О гражданстве в Российской Федерации»156.

В ст. 3 закона дано легальное определение гражданства и двойного гражданства, которые используются также и в качестве доктринальных. Как следует из ст. 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» гражданство представляет собой устойчивую правовую связь лица с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей157.

В свою очередь двойное гражданство законодатель в указанной норме определяет, как наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства.

Таким образом, двойное гражданство по смыслу Федерального закона «О гражданстве в Российской Федерации» представляет собой наличие у гражданина, обладающего гражданством Российской Федерации, устойчивой правовой связи с иностранным государством.

Очевидно, что подобное определение нельзя признать емким и позволяющим уяснить особенности правового статуса данной категории лиц. Хотя при этом такой подход законодателя к определению понятия двойное гражданство является вполне очевидным и закономерным, в особенности, если обратиться к истории появления данного института в отечественном правопорядке.

Поскольку до формирования России в качестве централизованного государства и установления абсолютной монархии (до середины 17 столетия) взаимоотношения Российского государства и территориально привязанного к нему населения не определялись ни через институт подданства, ни через институт гражданства.159

Как мы уже отметили, данный пробел устранен и двойное гражданство законодательно регламентировано, но нормативно-правовое регулирование двойного гражданства требует ряда дополнений и конкретизации.

Определение понятия двойного гражданства конкретизируется в ст. 6 Федерального закона «О гражданстве в Российской Федерации» . В п. 1 ст. 6 предусмотрено, что лицо рассматривается на территории Российской федерации в качестве бипатрида при наличии международных договоров Российской Федерации или при наличии федеральных законов в данной сфере. Пунктом 2 рассматриваемой статьи162 установлено, что при приобретении гражданства иного государства гражданин Российской Федерации не утрачивает гражданства Российской Федерации. Положения п.п. 3 – 11 ст. 6 предусматривают обязанность уведомления уполномоченных органов гражданами Российской Федерации, имеющими (приобретшими) гражданство иностранного государства (государств) или получивших один и более документ на право проживания в иностранном государстве о данных фактах, а также порядок такого уведомления .

Перспективы развития двойного гражданства в Российской Федерации

Суверенитет предполагает, что каждое государство наделено правом определять принадлежность лиц к числу его граждан. При этом индивид может состоять в гражданстве двух, трех и более государств, пользуясь преференциями, предоставляемыми государствами своим гражданам и исполняя при этом обязанности, предусмотренные для граждан каждого из государств.

Множественное гражданство является крайне сложной правовой категорией в силу многообразия законодательства, которое устанавливает конституционно – правовые принципы, регламентирует вопросы гражданства и миграции, закрепляемые в различных государствах.

В совокупности законодательное регулирование и правоприменительная практика иллюстрируют тенденции в рассматриваемой правовой сфере. Общемировые тенденции в области вопросов двойного гражданства и вероятные векторы развития данного направления в Российской Федерации будут являться предметом рассмотрения настоящего параграфа.

Множественное гражданство возникает по различного рода причинам, ряд из которых носит скорее миграционный характера, примером тому служат вступление в брак с гражданином иностранного государства, рождение детей в интернациональных браках, рождение детей на территории иностранного государства.

Страны по – разному регламентирую возможность получения лицами гражданства другого государства. Такое действие (по получению гражданства иностранного государства) может повлечь за собой определенные последствия – возможные негативные налоговые последствия, сложности в урегулировании вопросов о исполнении воинской обязанности и проч., но одним из самых негативных моментов может явиться необходимость отказа от прежнего гражданства.

В разных государствах отношение к множественному гражданству различно, поскольку восприятие института в целом неоднозначно.

Тезисам о необходимости отказа от множественного гражданства противопоставляются доводы о необходимости существования и регламентирования данного института.

К примеру, Англия, Ирландия, Австралия, Мальта, Республика Кипр относятся к числу стран, признающих множественное гражданство, в Голландии и Италии дается так называемое «молчаливое согласие» для лиц, обладающих гражданством нескольких государств.

Однако в отдельную категорию следует выделить такие страны как Венгрия, Турция, Греция, Абхазия и Южная Осетия, поскольку в данных государствах разрешается (или условно разрешается) множественность гражданств.

К примеру, либерализация законодательства Турецкой Республики, связанная с политическими мотивами и намерениями вступить в Евросоюз, повлекла допущение страной и признание множественного гражданства – данный термин закреплен в законе о гражданстве республики и для признания статуса лица необходимо подтверждение наличия гражданства иностранного государства при наличии турецкого гражданства.

Условно признает двойное гражданство также законодательство Республики Абхазия, согласно которому под двойным гражданством понимается наличие у гражданина гражданства или подданства иностранного государства. При этом для признания легитимности статуса бипатрида необходимо наличие одного из следующих условий: гражданством иностранного государства является гражданство Российской Федерации или гражданин, имеющий иностранное гражданство (подданство), этнически является лицом абхазской национальности (абаза).

Схожий подход закреплен в Конституционном законе Республики Южная Осетия «О гражданстве Республики Южная Осетия», в котором под двойным гражданством понимается наличие у гражданина гражданства иностранного государства. При этом закреплено, что гражданин Республики Южная Осетия без отказа от гражданства вправе приобрести гражданство Российской Федерации, а граждане, имеющие иное гражданство на момент принятия закона, не могут ограничиваться в правах или уклоняться от исполнения обязанностей, вытекающих из гражданства Республики Южная Осетия.

При этом отметим, что в обозначенных странах лицо, обладающее множественным гражданством, не получает автоматически каких-либо государственных преференций, связанных с его статусом. Урегулирование вопросов двойного налогообложения и исполнение воинской обязанности связывается напрямую с наличием заключенных между государствами международно-правовых договоров или специальным законодательством. Наиболее наглядной иллюстрацией данного тезиса является двойное гражданство Российской Федерации и Республики Таджикистан – данные государства допускают двойное гражданство, а объем прав лиц с двойным гражданством урегулирован международно-правовым договором. Однако это не означает, что отсутствуют преимущества подобного положения. Необходимо понимать, что ряд прав лицо может получить и реализовать лишь с приобретением статуса гражданина государства, без которого, к примеру, невозможна реализация избирательных прав, исполнение государственных функций (для лиц с множественным гражданством – с определенными ограничениями) и это является одним из преимуществ статуса.

Избирательный подход к вопросу признания двойного гражданства закреплен в законодательстве Аргентины. В Аргентине помимо гражданства страны лицам разрешено иметь гражданство Испании, Италии, в качестве бипатридов на ее территории рассматриваются лица, имеющие гражданство Чили, Колумбии, Эквадора, Никарагуа, Панамы, США, Швеции.

Подход осознанного отказа от двойного гражданства закреплен в законодательстве Швейцарии – любой гражданин иностранного государства, получивший Швейцарское гражданство в соответствии с законодательством обязан отказаться от всех ранее приобретенных гражданств.

В Норвегии, Швеции, и Франции установлен запрет на множественно гражданство. Аналогично разрешен вопрос о множественном гражданстве в странах Южной Америки – Боливия, Уругвай не признают двойного гражданства.244

Закрепляют запрет на признание двойного гражданства законодательства Соединенных штатов Америки, Монако, Андорра, Чехия, Словакия, Сингапур, Япония, Филиппины, Китай, Саудовская Аравия, Индия, Республика Корея запрещают наличие двойного гражданства. При этом Республика Корея предусматривает исключение для талантливых иностранцев, в которых заинтересовано государство245.

В Армении, Грузии, Латвии, Литве, Молдове, Эстонии закреплен прямой запрет на наличие у гражданина гражданства иностранного государства. При получении иностранного гражданства граждане данных стран утрачивают свое первоначальное гражданство и приобретают статус иностранного гражданина.

В Азербайджане, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане второе гражданство не признается государством и лицо рассматривается исключительно как гражданин собственного государства.

В настоящее время в России закреплен аналогичный подход, свидетельствующий о презюмируемом непризнании двойного гражданства, с законодательно закрепленным исключением в виде установленных федеральным законом случаев (для ограничения доступа указанной категории лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, а также ограничения возможности занимать определенные должности).