Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Использование русского народного фольклора для развития эмоциональной сферы слабослышащих дошкольников Грачева Ольга Николаевна

Использование русского народного фольклора для развития эмоциональной сферы слабослышащих дошкольников
<
Использование русского народного фольклора для развития эмоциональной сферы слабослышащих дошкольников Использование русского народного фольклора для развития эмоциональной сферы слабослышащих дошкольников Использование русского народного фольклора для развития эмоциональной сферы слабослышащих дошкольников Использование русского народного фольклора для развития эмоциональной сферы слабослышащих дошкольников Использование русского народного фольклора для развития эмоциональной сферы слабослышащих дошкольников Использование русского народного фольклора для развития эмоциональной сферы слабослышащих дошкольников Использование русского народного фольклора для развития эмоциональной сферы слабослышащих дошкольников Использование русского народного фольклора для развития эмоциональной сферы слабослышащих дошкольников Использование русского народного фольклора для развития эмоциональной сферы слабослышащих дошкольников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Грачева Ольга Николаевна. Использование русского народного фольклора для развития эмоциональной сферы слабослышащих дошкольников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 : Москва, 1999 188 c. РГБ ОД, 61:99-13/1005-0

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I Роль эмоций в развитии личности ребёнка и её решение в современной науке . 11

1.1. Эмоции и личность; способы выражения эмоций . 11

1.2 Рассмотрение проблемы развития эмоциональной сферы ребёнка в психологии и педагогике . 23

1.3. Проблема развития эмоций у детей с нарушением слуха в специальной литературе. 37

1.4 Воздействие русского народного фольклора на эмоциональную сферу ребёнка. 43

ГЛАВА II Исследование уровня развития эмоциональной сферы у слабослышащих дошкольников 6-7 лет . 48

II. 1 Задачи и организация экспериментального исследования . 48

11.2 Методика отбора стимульного материала. 49

11.3 Методики изучения развития эмоциональной сферы слабослышащих детей. 52

II. 4 Результаты исследования. 70

II.5 Обсуждения и выводы. 8Л

ГЛАВА III Использование русского народного фольклора в обучении и воспитании апабослышащих дошкольников . 86

111.1 Задачи и организация экспериментального исследования. 86

111.2 Определение принципов и методов работы с фольклорным материалом, используемым на занятиях со слабослышащими детьми . 87

III.3. Выделение этапов освоения фольклорных жанров в соответствии с возрастом и коммуникативно-речевыми возможностями слабослышащих детей. 93

III. 4. Анализ и отбор речевого материала, используемого на каждом этапе обучения слабослышащих дошкольников. 95

III. 5. Требования, предъявляемые к использованию в работе сурдопедагога русского народного фольклора. 118

III. 6. Результаты контрольного эксперимента. 122

ГЛАВА IV Психолого-педагогические рекомендации по использованию русского народного фольклора как средства оптимизации развития эмоциональной сферы и речевой активности слабослышащих дошкольников . 131

IV.1 Формы проведения занятий по русскому народному Фольклору в специальном дошкольном саду для слабослышащих детей. 131

IV. 2 Методика проведения занятий по русскому народному фольклору. 142

IV. 3. Расширение возможностей использования русского народного фольклора для развития эмоциональной сферы слабослышащих дошкольников и активизации их речевой деятельности. 151

Заключение. 157

Список литературы. 161

Приложения.

Введение к работе

Идея гуманизации общества вмещает в себя необходимость самореализации человека, раскрытия всех его личностных потенциа- лов. Только духовно развитая личность может занять достойное место в социокультурной среде.

В двух линиях развития - натуральной и культурной, соеди- нение, сплав, синтез которых Л. С. Выготский считал основой личности, Л. И. Божович выделяла два компонента - аффективные и познавательные.

Поэтому, когда мы говорим о развитии личности ребенка, мы І должны рассматривать её с позиций взаимосвязи и взаимозависимости двух составляющих - аффективных и познавательных компонентов.

Если, разработке проблем познавательных процессов ребёнка і J в общей психологической, педагогической и специальной литературе уделялось очень болыюе внимание, то эмоциональному развитию ребёнка дошкольного возраста с недостатками слуха отведено ;L, ограниченное место.

Возможно, это связано с тем, что эмоции достаточно сложны

для изучения, что отмечалось такими ведущими зарубежными и отечественными психологами, как П. К. Анохин, В. Вундт, У. Джемс, Ф. Крюгер, А.Н. Леонтьев, Р. Липер, А. Р. Лурия. У. Макдауголл,

С. Л. Рубинштейн, П. В. Симонов. 3. Фрейд.

Мы обратились к дошкольному периоду развития ребёнка не

случайно. Этот возраст является сензитивным для развития эмоци ональной сферы, что отражено в работах отечественных учёных

(Т. В. Антонова, Л. И. Божович, Р. С. Буре, А. В. Запорожец, З.Я.

Неверович, Л. П. Стрелкова, Д. Б. Зльконин, и др.)

В дошкольной дефектологии проблема развития личности ребёнка освещалась в работах Л. А. Головчиц, Б. Д. Корсунской, Н. А.

Моревой, Л. П. Носковой, Е.Г. Речицкой, Е.А. Стребелевой, Н.Д. Шматко, и др.

В последнее время заметно возрос интерес к эмоциональному развитию детей с недостатками слуха в отечественной сурдопсихо-логии и сурдопедагогике. Эта проблема нашла отражение в работах: Л. С. Выготского, Б. Д. Корсунской, Н.Г. Морозовой, В. Пет-шака, Е.Г. Речицкой, Т.В. Сухановой и др.

Актуальность диссертационного исследования, наряду с рассмотрением теоретического аспекта проблемы, обусловливается практической потребностью коррекционной педагогики в выборе путей, средств и методов развития эмоциональной сферы слабослышащих дошкольников.

Влияние русского народного фольклора на процесс становления личности было представлено в трудах Д. С. Лихачева, Э. В. Померанцевой, Б. А. Рыбакова, К. Д. Ушинского и др.

В последнее время в дошкольной педагогике возрос интерес к духовным ценностям народного фольклора, которые оказывают влияние на развитие эмоций детей, способствуют личностно-ориентиро-ванному подходу в обучении и воспитании.

Проблема использования русского фольклора в работе с детьми дошкольного возраста, не имеющих отклонений в развитии, рассматривалась в литературе по дошкольному воспитанию. (Л.И. Павлова, М.Ю. Новицкая, 1993-1994 г. г.)

В коррекционной педагогике проблема развития эмоциональной сферы ребёнка изучена недостаточно. Имеется исследование В. Петшака (1989) о понимании глухими детьми причинной обусловленности эмоциональных состояний, Т. В. Сухановой (1995) о влиянии эмоционального фактора на мнемическую деятельность слабослышащих школьников; Н.Л. Белопольской и Т.Н. Павлий об особенностях личности и аффективной сферы у детей с задержкой психического развития.

К сожалению, в специальной педагогике проблема использования русского народного фольклора в целях оптимизации развития эмоциональной сферы не являлась предметом изучения, что актуализирует тему данного диссертационного исследования.

Это обстоятельство обусловило выбор темы нашего исследования. Оно обращено к решению проблемы: каковы особенности развития эмоциональной сферы слабослышащих дошкольников, каковы пути, средства и методы оптимизации развития эмоциональной сферы в процессе воспитания и обучения?

Цель нашего исследования состояла в изучении возможности использования русского фольклора в обучении и воспитании слабослышащих дошкольников в целях развития их эмоциональной сферы.

Объектом исследования являлась эмоциональная сфера слабослышащих дошкольников 6-7 лет.

Предметом исследования был процесс влияния русского народного фольклора на развитие эмоциональной сферы детей с недостатками слуха.

В основу исследования была положена гипотеза о том, что использование выразительных средств русского фольклора, его высокая эмоциональность и имплицитно заложенная в нём коммуникативная направленность, способствуют обогащению и развитию эмоциональной сферы слабослышащего ребёнка, а вместе с тем влияют на развитие его личности и на активизацию вербальных средств общения.

В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи экспериментального исследования:

- проанализировать состояние развития эмоциональной сферы слабослышащих дошкольников, в сопоставлении с нормой;

- изучить воздействие русского фольклора на развитие эмоций ребенка, их экспрессию как в невербальном, так и в вер

бальном плане;

- разработать и апробировать на практике средства и методы использования русского Фольклора на занятиях со слабослышащими дошкольниками.

На основании проделанной опытно-экспериментальной работы выносятся положения:

1. У слабослышащих дошкольников обнаруживаются особенности в развитии эмоциональной сферы, которые проявляются в эмоциональном дискомфорте и повышенной тревожности.

2. Русский народный фольклор несет в себе высокий положительный заряд эмоций, имеет коммуникативную направленность и ярко выраженную экспрессивность, что позволяет использовать его для оптимизации развития эмоциональной сферы слабс Утышащего дошкольника и развития речевой активности.

3. Работа с фольклорным материалом требует специально разработанных принципов, методов и форм работы, учитывающих возрастные и личностные особенности слабослышащих дошкольников, тщательного отбора и адаптации используемого речевого материа-ла.

Общую методологи» исследования составляет аксиологический подход, согласно которому человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В основе конкретной методологии лежит учение о решающей роли деятельности и общения в социализации человека и приоритете духовных ценностей в формировании его личности; теория развивающего обучения, которая ориентирует на поиск психолого-педагогических средств, воздействующих на формирование творческих способностей личности.

Для решения поставленных задач использовался комплекс исследовательских методов: теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследова

ния, психолого-педагогический констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ экспериментальных данных, обучающий эксперимент и контрольный, позволяющий подтвердить истинность данной гипотезы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что получены данные о положительном влиянии русского фольклора на развитие слабослышащего дошкольника, вследствие его эмоциональности и коммуникативной экспрессивности; в исследовании представлен экспериментальный материал относительно особенности развития эмоциональной сферы слабослышащего ребенка в сопоставлении с нормой; прослежена непосредственная связь развития положительных эмоций и активизации речевого общения слабослышащих детей; определены пути и средства оптимизации развития эмоциональной сферы ребенка.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования обобщены в психолого-педагогических рекомендации по использованию русского народного фольклора как средства оптимизации развития эмоциональной сферы и формирования социально значимой личности, они позволили достигнуть более высоких показателей по сравнению с традиционными методами. В исследовании определены принципы, методы и формы работы с фольклорным материалом, отобран речевой материал, который использовался в работе со слабослышащими дошкольниками.

На основе результатов исследования разработан спецкурс для студентов-сурдопедагогов, реализуемый на дефектологическом факультете Московского Педагогического Государственного Университета.

Материалы исследования могут быть использованы при подготовке и повышении квалификации дефектологов и воспитателей специальных дошкольных учреждений.

Достоверность и обоснованность полученных результатов

обеспечивается научной методологией, использованием достижений психолого-педагогической науки, применением методов, адекватных поставленным исследовательским задачам, репрезентативностью выборок и опытно-экспериментальных данных, сочетанием качественного и количественного анализа; использованием комплекса взаимно дополняющих методик, адекватных предмету, цели и задачам исследования, эффективностью проведенной опытно-педагогической работы.

Организация исследования. Работа проводилась на базе дошкольного учреждения № 549 компенсирующего типа г. Москвы, дошкольного учреждения If 1505 общего типа и УВК № 1635 компенсирующего типа.

На различных этапах эксперимента было охвачено 74 ребенка.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1995-1996 г.) - поисково-теоретический. Позволил выявить современное состояние проблемы определить цель, задачи, гипотезу и методы исследования. Подготовлен и проведен констатирующий эксперимент в процессе которого выявлены особенности развития эмоциональной сферы слабослышащих дошкольников.

Второй этап (1996-1998 г.) - состоял в проведении психолого-педагогического обучающего эксперимента. В процессе обучающего эксперимента осуществлялась проверка эффективности применения в практике обучения и воспитания слабослышащих дошкольников использования русского народного фольклора для развития эмоциональной сферы. С этой целью был проведён контрольный эксперимент.

Третий этап (1998-1999 г.) - заключительно обобщающий. Он включал разработку психолого-педагогических рекомендаций для дефектологов и воспитателей специальных дошкольных учреждений для детей с недостатками слуха. Обобщены и систематизированы результаты исследования, сформулированы его основные выводы.

результаты внедрены в практику дошкольного воспитания.

Апробация результатов работы. Предлагаемая методика обучения и воспитания слабослышащих дошкольников с использованием русского народного фольклора внедрялась в практику работы дошкольного учреждения компенсирующего типа г. Москвы II 549 в течение 6 лет (1993 по 1999 годы). Результаты исследования нашли отражение в докладах конференции „Молодые ученые" МПГУ (1995 -1999), обсуждались на заседаниях кафедры сурдопедагогики МПГУ, использовались при чтении лекций и проведении практических занятий со студентами отделения сурдопедагогики а также отделения дошкольной дефектологии дефектологического факультета МПГУ.

Публикации.

Основное содержание диссертации отражено в 3 научных работах (статья и тезисы).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 4-х глав, заключения, списка литературы, содержащего 271 источник» приложения. Рукопись содержит 188 страниц машинописного текста, 7 таблиц, 5 диаграмм.

Эмоции и личность; способы выражения эмоций

Были и встречаются люди считающие эмоции чем-то рудиментарным, с такой точки зрения идеальный человек - это человек, полностью освободившийся от эмоций Но если представить себе такого человека, сделать это поможет российский ученый-физиолог П. К. Анохин:_„А между тем стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей лишенную эмоций, как сейчас же перед нами откроется глубокая пропасть взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческие взаимоотношения. Мир таких людей был бы миром роботов... Страшная и мрачная картина! К счастью, эмоции человека не только существуют как закономерное явление природы, но даже проявляют отчетливые признаки прогресса."

Каждый человек обладает характерными для него психическими чертами, которые делают его индивидуальность неповторимой. Это и свойства его ума, памяти, воли, и особенно его жестов, голоса, мимики. Одним из наиболее важных свойств в структуре личности человека является Эмоциональные особенности. Знание об эмоциональных особенностях человека дает нам возможность судить о главном в нём.

К.Д. Ушинский в книге „Человек как предмет воспитания." писал: „Ни в чем так не высказывается человек, как в своих чувствованиях, высказывается сам для себя и для других, насколько его чувствования другим доступны."

Говоря о роли эмоций для развития личности человека и ребёнка в частности, считаем необходимым обозначить важные для нашего исследования следующие исходные позиции:

Во-первых - эмоция есть результат оценки организма своего отношения со средой (по Л.С. Выготскому). При этом в понятие „организм" включается не только внутренние органические процессы, но и личностные качества человека, его потребности, интересы, установки, а под „средой" понимается совокупность объективных или субъективных обстоятельств (по С. Л. Рубинштейну).

Во вторых - эмоция это одна из важнейших характеристик личности. Их следует отличать от других личностных характеристик, как то мотивы, потребности, интересы, характер, темперамент. В то же время эмоции - это некий универсум, пронизывающий все вышеобозначенные свойства личности.

В-третьих, эмоции - внутренние регуляторы деятельности личности (А.Н. Леонтьев, 1975), связанные с ее потребностями и мотивами.

Согласно определению Л.С. Выготского, эмоции являются „как бы результатом оценки самим же организмом своего отношения со средой. "(1991 г., с. 135)

Исходя из этого, выделяются три случая (Л.С. Выготский), выступающих в качестве основы для эмоционального развития человека. Первый случай, когда организм чувствует своё превосходство над средой, когда поведение протекает без всяких внутренних и внешних задержек и осуществляется оптимальное приспособление при наименьших затратах сил и энергии, человек соответственно оказывается во власти эмоций, связанных с чувством превосходства, то есть так называемых положительных эмоций. Вторая модель проявляется когда перевес и превосходство будут на стороне среды, и человек, следовательно, испытывает эмоции, связанные с чувством подавленности, слабости, страдания и прочих отрицательных чувств. И наконец, третий случай - тот, когда возникает некоторое равновесие между организмом и средой, когда ни на той, ни на другой стороне нет перевеса, а поведенческая реакция человека проявляется в эмоциональном безразличии.

Вообще, отечественными психологами XX века выдвинут тезис о том, что психические процессы представляют собой специфический продукт деятельности мозга, - продукт, сущность которого заключается в отражении действительности.

При этом подчеркивались два аспекта этих процессов:

1. Аспект отражения. Чувства (эмоции) являются специфической формой отражения знания субъекта о объектах.

2. Аспект отношения. Чувства (эмоции) являются Формой активного отношения человека к миру. „Человек не пассивно, не автоматически отражает окружающую его действительность. Активно воздействуя на внешнюю среду и познавая её человек в то же время субъективно переживает свое отношение к явлениям реального мира." (П.М. Якобсон .1958 )

Эмоции являются главнейшей характеристикой человеческой личности. Эмоциональные свойства человека, то есть способность испытывать эмоции, называется эмоциональностью.

С. Л. Рубинштейн (1989), обосновывая принципы личностного подхода, согласно которому психические процессы „не имеют самостоятельной линии развития: их развитие оказывается зависимым от общего развития личности" ссылается в доказательстве именно на соотношение развития эмоций и становления личности.

Януш Рейковский, автор известных работ по психологии эмоций пишет: „Я считаю, что в настоящее время значительно больше, чем прежде, оснований для того, чтобы рассматривать эмоции не как самостоятельные процессы, а как проявление функционирования личности в целом. "(1979)

В настоящее время отечественные учёные вернулись к анализу роли субъективных переживаний как мотивов деятельности.

В подтверждение этого можно привести перечень мотивов, который представлен Петровским, осознанные мотивы -,это интересы, убеждения, стремления, неосознанные - это установки и влечения. Можно проследить путь от эмоции к действию (А.Н. Лук 1982)

Рассмотрение проблемы развития эмоциональной сферы ребёнка в психологии и педагогике

В отечественной психологии и педагогике большой интерес проявлялся к дошкольному детству ребенка, так как именно в этом возрасте закладываются и развиваются все основные психические функции личности. Иленно в этом возрасте огромную роль играет эмоциональное развитие ребенка, что подчёркивалось во многих трудах таких известных ученых, как Л.С. Выготский, Д.Б. Злько-нин, А. В. Запорожец, З.Я. Неверович, Л. И. Божович, П.М. Якобсон, Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон и других.

Рассматривая данную проблему в педагогике, очевидно, необходимо рассмотреть сначала концепцию Д. Б. Эльконина» в которой он отмечает психологические новообразования детского возраста, чтобы увидеть какую значимую роль играет развитие эмоций в данный период.

Итак. Эльконин выделяет следующие новообразования:

1) Возникновение первого схематического абриса цельного детского мировоззрения. Здесь надо упомянуть об утверждении Ж. Пиаже, что у дошкольника складывается артификалистское мировоззрение: всё, что окружает ребенка, в том числе и явления природы - результат деятельности человека. В центре мировоззре ния дошкольника - человек.

2) Возникновение первичных этических инстанций: „Что такое хорошо и, что такое плохо." Этические инстанции инстанции растут рядом с эстетическими: „ красивое не может быть плохим."

3) Возникновение соподчинения мотивов. Преобладание обдуманных действий над необдуманными. Преодоление непосредственных желаний определяются не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого но и высказанным обещанием самого ребёнка (принцип „данного слова"). Развиваются также качества личности, умение преодолевать трудности.

4) Возникновение произвольного поведения. Проявляется стремление управлять своими поступками и собой.

5) Возникновение личного сознания - как возникновение сознания своего места в системе отношений со взрослыми. Начало самооценки.

Б. Д. Эльконин так высказывался о роли эмоций в формировании новых мотивов поведения: „Развитие мотивационно-эмоциональ-ной сферы личности происходит в процессе усвоения ребенком общественных требований, норм и идеалов, подобно тому, как формирование интеллекта связано с овладением общественно выработанными способами практической и теоретической деятельности."

Д. Б. Элькониным развивается мысль А. Н. Леонтьева о ведущей и отмечается, что ведущая деятельность дошкольного возраста это .сложно - ролевая игра. (/

Игра, по мнению Д. Б. Зльконина - это деятельность, в которой ребёнок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.

Также важно его замечание о том, что формы игры ребёнок берёт из форм свойственного его обществу пластического искусства, а искусство, как известно, эмоционально выражает мысли и чувства людей.

Д.Б. Элькониным подчеркивается важность эмоциональной насыщенности межличностных отношений в игре. В игре нужен товарищ, если его нет, то игра не имеет смысла. Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку.

Другие типы деятельности в дошкольном возрасте, выделенные Д.Б. Элькониным, не менее взаимосвязаны с эмоциональным развитием ребёнка.

Второй вид деятельности - это изобразительная деятельность.

Представители Лейпцигской школы выдвигают концепцию комплексных переживаний. По их мнению (Г. Фолькельт) детское искусство носит экспрессионистский характер. Ребёнок изображает не то, что он видит, а то, что он переживает. Он выражает свои чувства, свои эмоциональные состояния. Поэтому рисунок ребёнка субъективен и часто непонятен постороннему человеку.

Л.С. Выготский любил повторять слова Б. Спинозы: „Никакое большое дело не делается без большого чувства. "Ив этой связи ценность художественного воспитания не в том, что создаёт знания или формирует навыки, а в том, что оно создает, как подчёркивал Л.С. Выготский (1975) : „фон жизни, фон жизнедеятельности ... оно расширяет, углубляет и прочищает эмоциональную жизнь ребёнка, впервые пробуждающегося и настраивающегося на новый лад." Ещё один вид деятельности дошкольного возраста - это восприятие сказки. Но в каком же смысле восприятие сказки может быть деятельностью? Здесь огромна роль эмоционального сопереживания ребёнка герою сказки.

Задачи и организация экспериментального исследования

Приступая к разработке занятий содержащими фольклорный материал, мы понимали, что его использование требует специальных принципов и методов работы.

Нами были выделены некоторые принципы работы на занятиях, содержащих русский народный фольклор. Принцип познавательной активности. Этот принцип предлагает в первую очередь понимание игровой ситуации, содержащейся в фольклорном материале, будь то потешка, пестушка или сказка о животных. Понимание игровой ситуации - необходимое условие активности детей на занятии.

Для этого необходимо:

Во-первых, чтобы педагог донес до детей содержание произведения в целом. Это не простая задача. Здесь подразумевается решение педагогом нескольких задач: - донести до детей сюжетно-смысловую сторону фольклорного произведения. Так, если это, например, потешка: „Баю-бай, баю-бай, ты собачка не лай,..", объяснить детям, что слова эти произносит мама или бабушка или сестричка, укладывающая спать малышку. Здесь можно использовать и прием драматизации. - ярко, эмоционально обрисовать персонажей произведе ния, показав их характер;

Интересно эта работа проходит при драматизации сказок о животных. Здесь характер персонажей можно передать и голосом -его интонацией, высотой и силой, и мимикой и пантомимикой - показав как животное ходит, его особые повадки. Веб это вызывает у детей эмоциональный отклик, сопереживание данному персонажу, вырабатывает эмоциональное отношение к нему. - объяснить детям значение непонятных для них слов, часто встречающихся в фольклорных произведениях архаизмов (лап ти, калачи, аленька и другие слова), так и часто встречающихся в фольклорном материале слов и словосочетаний (румяная, черноб ровая опушка бобровая, сорока-воровка, мышка-норушка и и т.д.), используя при этом все доступные наглядные средства - как пред меты быта и обихода русского народа, так и картинок изображаю щих русский костюм, устройство русской избы и т.д.

Во-вторых, необходимо, чтобы дети адекватно реагировали на то фольклорное произведение, с которым знакомит их педагог. То, как удастся педагогу вызвать нужную адекватную реакцию детей на фольклорное произведение, будет отвечать принципу пассивной самостоятельности детей в занятии. Ребенок сопереживает, значит он вживается в роль, переносит переживание героев на себя, еще не участвуя в диалоге или драматизации - значит он уже живёт жизнью персонажа. Таким образом педагог и ребенок уже эмоционально взаимодействуют. Но этого недостаточно.

В-третьих, необходимо активное, действенное соучастие ребенка. Педагог предлагает малышу включится в игровое взаимодействие по ходу развивающихся текстовых коллизий. Исключительную роль в развитии активности играет подражательная способ ность.

Включение маленького ребёнка в игру легче всего начать с освоения простых потешек („Большие ноги", „Киска, брысь".)

Произнося слова „Большие ноги шли по дороге" педагог показывает это, делая широкие шаги, ребёнок повторяет движения, пока ещё молча, но слова, содержащие эмоциональную окраску, которую педагог передаёт оттенками голоса и интонацией, сопровождаемой соответствующими движениями: ТОП, ТОП, ТОП! - ребёнок уже обязательно произнесёт вслух.

В-четвёртых, необходимо формировать активный словарь во взаимодействии со взрослыми, опять же опираясь на подражательную способность маленького ребёнка.

И здесь потешки играют незаменимую роль . Короткие и весёлые, они , вызывают ребёнка на диалог. Основа диалога - коммуникативная направленность.

Таким образом, само содержание фольклорного речевого материала нацеливает детей на речевую активность. Важным условием поддержания этой активности является эмоциональное взаимодействие педагога и ребёнка.

2. Принцип эмоциональности и выразительности.

Эмоциональные воздействия поддерживают ориентировочную активность на основе введения ориентировочных подкреплений различной модальности (зрительных, слуховых стимулов).

Дети не просто отзываются на эмоциональное поведение взрослых. Они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога, особым образом реагируют на его голос, настроение, мимику, жесты.

Эти проявления легко копируются, поэтому для малышей они выполняют информативную роль.

Определение принципов и методов работы с фольклорным материалом, используемым на занятиях со слабослышащими детьми

Занятия с использованием фольклорного материала настолько эмоционально положительно окрашены, что это помогает устанавливать положительную ориентировочную основу к любому виду деятельности, поэтому формы проведения таких занятий могут быть очень разнообразны: 1) Фрагмент в занятиях по развитию речи, развитию слухово го восприятия и развитию произношения, изобразительной деятель ности, игре. ш Z) Самостоятельное образование в разделе программы „Разви тие речи . 3) Комплексные занятия. 4) Общесадовский праздник в традициях русского народа. Ниже подробно рассмотрим использование данных форм. Любое искусство является явлением универсальным, синкретическим, способным пронизывать все виды деятельности. Не является исключением и русское народное творчество. Поэтому оно так хорошо может быть использовано как единая нравственная основа, объединяющая работу по основным видам деятельности с детьми дошкольниками, в частности, со слабослышащими дошкольниками. Игра, развитие речи и изобразительная деятельность дошкольников, объединённые идеей русского фольклора, хорошо соче тается, позволяя детям чередовать виды деятельности, органически переплетаясь друг с другом, служат единой цели духовного развития маленького ребенка с неполноценной слуховой функцией, развития его мышления, речи и познавательной деятельности.

Проследим на наглядном примере возможности межпредметных связей по разделам программы: „Развитие речи", „Изобразительная деятельность", „Игра".

В соответствии с целями и задачами, выделенными нами для каждого этапа занятий со стіабосльопащими детьми по русскому народному фольклору, мы строили свою систему занятий.

Не перечисляя все вышесказанное, выделим лишь главное направление в занятиях с использованием фольклорного материала -их коммуникативную направленность, опору на диалогическое взаимодействие ребёнка - взрослого и ребёнка - ребёнка.

Сурдопедагогическое воздействие должно быть в этих условиях коррекционно-развивающим, направленным в целом на формирование коммуникативных умений и навыков, осуществляемом в условиях игровой деятельности детей дошкольного возраста с неполноценной слуховой Функцией.

Все методы обучения и воспитания в специальном детском саду для слабослышащих детей рассчитаны на полисенсорный характер восприятия материала детьми. Педагогический процесс строится на слухо-зрительной основе, что обязывает педагога проявлять постоянное внимание к контролю за пониманием воспринятого, к кор - рекции, уточнению произношения детей.

Специальное обучение слабослышащих дошкольников включает использование как специфических средств, так и средств, которые применяются в массовом детском саду.

К первым можно отнести использование письменной речи, как вспомогательного средства облегчающего восприятие речи, звукового состава слов, а также использование звукоусиливающей аппаратуры, индивидуальных слуховых аппаратов, использование различных приёмов и методов, облегчающих формирование, развитие произношения и способствующих развитию развитию навыков самоконтроля за произносительной стороной речи - к таким методам мы можем отнести фонетическую ритмику.

Значительно возрастает и существенно меняется в специальном обучении и воспитании роль наглядных средств в связи с тем, что они должны в первую очередь не иллюстрировать учебный материал, а наглядно раскрывать его содержание. Поэтому особую роль приобретают наглядно-действенные средства и приёмы, которые помогают формированию представлений и понятий. К ним относятся: преднамеренное создание ситуаций, инсценировка, драматизация, пантомима.

Использование этих приёмов облегчает наглядное представление межпредметных связей, причинно-следственные отношения тех или иных явлений.

Кроме использования специфических методов и приёмов обучения, мы учитывали и общедидактические требования к методике обучения и воспитания маленьких слабослышащих детей.

Поскольку предлагаемый нами фольклорный материал давался в устной форме, нами учитывалась специфика устной речи и её особенности в методике формирования общения.

В развитии навыков общения слабослышащих детей следует учитывать такие качества устно-разговорной речи,как её непосредственный, живой характер, спонтанность, динамичность, непринуждённость, которые позволяю наиболее естественным образом включать речь в различные виды игровой и другой деятельности воспитанников. Устно-разговорная речь является преимущественно диалогической Формой общения. Это её качество учитывается в работе с фольклорным материалом в первую очередь.

К числу характерных признаков устно-разговорной речи можно отнести также её ситуативность, тематическую заданность и определённость, преимущественную ограниченность обиходно-бытовой сферой Функционирования. Эти качества также важно учесть в дидактическом плане. Стержнем же речевого общения является смысл, опирающийся, у детей, на побуждение к какой-либо деятельности. Наглядно проиллюстрируем нашу методику работы методику работы описанием цикла занятий, объединённых темой „Котя-коток", проведённого в старшей группе детского сада If 549 для слабослышащих дошкольников. Цикл состоит из пяти занятий объединенных лексико-грамма-тической темой „кот", включённых в систему занятий по развитию речи.

Похожие диссертации на Использование русского народного фольклора для развития эмоциональной сферы слабослышащих дошкольников