Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнорелигиозный терроризм и его предупреждение Казаков Роман Юрьевич

Этнорелигиозный терроризм и его предупреждение
<
Этнорелигиозный терроризм и его предупреждение Этнорелигиозный терроризм и его предупреждение Этнорелигиозный терроризм и его предупреждение Этнорелигиозный терроризм и его предупреждение Этнорелигиозный терроризм и его предупреждение Этнорелигиозный терроризм и его предупреждение Этнорелигиозный терроризм и его предупреждение Этнорелигиозный терроризм и его предупреждение Этнорелигиозный терроризм и его предупреждение
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Казаков Роман Юрьевич. Этнорелигиозный терроризм и его предупреждение : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 Москва, 2006 158 с. РГБ ОД, 61:06-12/1032

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Основные черты этнорелигиозного терроризма 13

1. Понятие этнорелигиозного терроризма 13

2. Состояние этнорелигиозной террористической преступности в России 36

Глава II. Причины этнорелигиозного терроризма 54

1. Общая концепция причин этнорелигиозного терроризма 54

2. Причины этнорелигиозного терроризма на Северном Кавказе 68

Глава III. Основные направления и меры предупреждения этнорелигиозного терроризма 90

1. Общие подходы и политические меры 90

2. Экономические, организационные и воспитательные меры 108

3. Совершенствование уголовного законодательства и принудительные меры 122

Заключение 141

Литература 146

Введение к работе

В 21 веке мировое сообщество будет развиваться в значительной мере под знаком новых подходов к разрешению социальных конфликтов, усиления взаимосвязи различных регионов мира, ускорения процессов глобализации в различных областях жизни человечества (экономики, духовной жизни, быта, использования информационных ресурсов и т.д.), качественных прорывов в науке и технике. Вместе с тем будут сохраняться многие угрозы и вызовы, существующие в настоящее время на основе долговременных социальных противоречий на глобальном, региональном и национальном уровнях в различных регионах мира, в том числе -терроризм.

Опасность акций терроризма заключается в том, что они становятся все более масштабными, число их жертв постоянно растет. Как социально-политическое явление современный терроризм представляет собой форму применения противоправного насилия для достижения политических, корыстных и иных целей. Проблема терроризма имеет множество аспектов. Ее многообразие не сводится к различным видам и способам осуществления террористических действий. Сложность проблемы обусловлена неоднородностью восприятия разными людьми окружающей действительности, многообразием их оценок социальных, экономических, политических факторов и путей развития общества или своего этноса. Лица, избравшие путь террора, исходят из весьма извращенных представлений о необходимости изменения общественного строя в соответствии со своими взглядами, решения возникающих проблем личного характера методом устрашения, насилия и смерти. Анализ проблемы терроризма не может быть ограничен только юридическими рамками. Его оценка требует учета психологических, социальных, политических и иных факторов с тем, чтобы в полной мере уяснить побудительные мотивы, представления и т.п. участников этих страшных деяний.

Терроризм в истории человечества существовал всегда, но в разных формах, поскольку во все времена признавался эффективным способом решения различных проблем, в том числе политических, государственных и демографических. Он применялся как в отношении завоеванных народов или населения воюющей страны, так и властью в отношении своих граждан, что имело место в тоталитарных странах. В современном же мире наибольшее распространение имеет этнорелигиозный терроризм, который включает в себя совокупность террористических преступлений (терроризм, захват заложника, похищение человека, организация незаконного вооруженного формирования, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), совершенных на почве национальной или религиозной нетерпимости или ненависти либо сепаратистских устремлений.

В 2004 г. было совершено преступлений, квалифицируемых по ст.126 УК (похищение человека) - 1108; ст. 205 (терроризм) - 265; ст.206 (захват заложника) - 22; ст. 298 (организация незаконного вооруженного формирования) - 212; ст.277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля) - 1. Разумеется, не все эти преступления были совершены именно по этнорелигиозным мотивам, например, человека могли похитить «обычные» преступники, чтобы получить выкуп. Однако большинство таких преступлений были все-таки этнорелигиозными.

Относительно небольшое число таких преступлений (точнее -зарегистрированных уголовных дел) как, например, захват заложника ничего не говорит. Здесь самое главное - реальный ущерб от совершенных преступлений, прежде всего - человеческие жертвы.

Если взять 50 наиболее крупных актов терроризма, совершенных в России с 1 января 2001 г. по 13 июля 2005 г., то в них:

пострадало - 4656 человек;

из них ранено - 3358 человек;

из них погибло - 1115 человек.

Самые большие потери были в Беслане: 726 человек было ранено, 335 -убито, и среди них множество детей, всего пострадало 1241 человек.

Террористические преступления в основном совершаются на Северном Кавказе, главным образом в Чечне, но в последние годы они имеют место и в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии.

В 2004 г. на территории Чеченской Республики действовали ПО -130 бандгрупп различной численности, в их числе более 300 наемников из стран ближнего и дальнего зарубежья. Лидерами незаконных вооруженных формирований была создана развитая сеть джамаатов, являющихся проводниками идей ваххабизма и экстремизма, которые выступают источниками ресурсной поддержки бандформирований и непосредственно участвуют в подготовке и совершении диверсионно-террористических актов в различных регионах Российской Федерации.

Для современного терроризма характерны следующие черты: увеличение количества террористических актов и числа их жертв, циничность и жестокость исполнения этих актов; высокий уровень финансирования террористической деятельности; использование различными государствами отдельных террористических группировок для расширения сфер геополитического влияния; участие международных террористических организаций в распространении своего влияния на другие регионы, активные попытки установить контроль над территориями с богатейшими запасами энергоносителей, полезных ископаемых; профессионализм и подготовленность террористов на основе большого опыта их участия в различных конфликтах; интернациональный характер террористических группировок; усиленные попытки по овладению оружием массового поражения для его возможного использования; связь терроризма с наемничеством; возросшая техническая оснащенность наиболее опасных террористических группировок; размывание границ между внутригосударственным и международным терроризмом; установление устойчивых связей между террористическими

организациями и транснациональной организованной преступностью, в. первую очередь наркобизнесом; попытки лидеров некоторых террористических организаций придать своей деятельности видимость национально освободительной борьбы; появление новых видов терроризма, в частности информационного и электронного (компьютерного).

В конце 20 века Россия столкнулась с проблемами международного терроризма, вызванного, прежде всего, распадом Советского Союза, обострением национальных противоречий как внутри России, так и в государствах СНГ.

В отечественной науке проблемы терроризма давно стали объектом научных исследований (работы Ю.М.Антоняна, А.И.Долговой, В.В.Виктюка, В.Н.Кудрявцева, Е.Г.Ляхова, В.Е.ГТетрищева, В.В.Лунеева, О.М.Нечипоренко, С.У.Дикаева, Д.А.Шестакова, П.А.Кабанова, А.В.Дмитриева, В.В.Смирнова, Ю.И.Авдеева и др.). Между тем, практически отсутствуют крупные работы, посвященные именно этнорелигиозному терроризму и всех связанных с ним проблем, в первую очередь его природы, причин и предупреждения. Более того, сама проблема, что современный терроризм в России является в основном этнорелигиозным, тоже не ставилась, об этом есть лишь отдельные упоминания или указания в тех или иных работах. Отсутствие комплексного подхода к терроризму как этнорелигиозному явлению, точнее - порождению этнорелигиозных конфликтов, не способствует решению многих актуальных задач, связанных с его предупреждением.

Данными обстоятельствами был определен выбор темы диссертации, в которой основное внимание сосредоточено на ведущих характеристиках и причинах изучаемого явления, а также борьбы с ним.

Об актуальности исследования свидетельствует и принятие в 2006' году нового Федерального закона «О противодействии терроризму».

Объектом исследования являются природа и причины

этнорелигиозной преступности, ее основные характеристики, взятые в динамике, а также основные направления и меры борьбы с этим явлением.

Цели и задачи исследования.

Для теории и практики борьбы с этнорелигиозным терроризмом на современном этапе и на дальнейшую перспективу важно получить аргументированные и по возможности исчерпывающие ответы на вопросы о том, что представляет собой этот вид терроризма, какими причинами он порождается и как с ним бороться. Это дает основания следующим образом сформулировать цель исследования: разработать комплекс мер предупреждения терроризма на основе знания о его природе и причинах. В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:

определить понятие этнорелигиозного терроризма и его основные признаки;

проанализировать состояние, динамку и структуру терроризма в России;

выработать общую концепцию причин этнорелигиозного терроризма;

исследовать современные причины этнорелигиозного терроризма на Северном Кавказе;

обозначить общие подходы к предупреждению этнорелигиозного терроризма;

определить наиболее эффективную систему конкретных политических, экономических, организационных, воспитательных и принудительных мер;

- разработать и внести предложения по совершенствованию
уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за
терроризм и другие преступления террористического характера.

Методологической, методической и информационной основой исследования явились общетеоретические положения философии и

8 социологии, теории права, государственного права, уголовного права и криминологии, действующее отечественное (в первую очередь Федеральный закон «О противодействии терроризму» 2006 г.) и международное законодательство, общенаучные и частнонаучные методы, (анкетирование, опрос), используемые в криминологических исследованиях. Разработка поставленных в диссертации вопросов производились с учетом современных внутриполитических и внешнеполитических, экономических, социальных и идеологических реалий, особенно возможностей государства и общества влиять на национальные процессы и межнациональные отношения.

Эмпирическая база исследования. Обоснованность и достоверность выдвигаемых научных положений, выводов и рекомендаций помимо изучения и учета теоретических работ обеспечивается полученными личнс автором или с его участием эмпирическими данными. В их числе были статистические данные о терроризме и других преступлениях террористической направленности с 1997 г. по 2005 г. Было опрошено с нашим участием 300 жителей Чечни, 68 сотрудников правоохранительных органов этой республики и 120 экспертов из числа специалистов, работающих в учебных заведениях МВД, Генеральной прокуратуры и ФСБ.

Полученные данные соотносились с результатами исследований других авторов.

Были изучены международные договоры, соглашения и другие документы относительно борьбы с терроризмом.

Исследование опиралось на положения Конституции РФ, Уголовного кодекса РФ, Федерального закона РФ «О борьбе с терроризмом» (1998 г.), Федеральный закон «О противодействии терроризму» 2006 г., а также некоторых других законодательных актов.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Этнорелигиозный терроризм является одним из разновидностей
терроризма и в настоящее время является наиболее распространенным в
мире. Под терроризмом в первую очередь надо понимать устрашение,
наведение страха, создание атмосферы ужаса для достижения каких-либо
целей, принятия определенных решений третьей стороной, хотя в
некоторых случаях требования не формулируются и даже может иметь
место демонстрация себя, своих сил и возможностей, а тем самым
достигается и устрашение. Устрашение третьей стороны представляет
собой основное отличие терроризма от разбоя и вымогательства.

2. Предлагается следующая авторская типология терроризма:
политический, государственный, этнорелигиозный, общеуголовной,
военный, партизанский. Под этнорелигиозным терроризмом предлагается
понимать такой, при котором преступление стимулируется мотивами
обеспечения торжества своей нации (расы) или (и) религии, реализации
национальных и религиозных идей, в том числе сепаратистских, за счет
подавления или даже уничтожения других национальных или религиозных
групп.

3. Этнорелигиозный терроризм вырастает на почве экстремизма,
национальной и религиозной нетерпимости, вражды и ненависти,
неумения и нежелания видеть в других группах партнеров для переговоров
и компромиссов, уважения их интересов. Современный этнорелигиозный
терроризм в мире представляет собой продукт столкновения цивилизаций,
главным образом со стороны наиболее радикальных и агрессивных
мусульманских кругов. На Северном Кавказе такие конфликтные ситуации
усугубляются тем, что некоторые его народы уже не первый век ведут
борьбу за освобождение от власти России, однако, как показал опыт
Чечни, не все они еще способны создать собственные независимые
государства.

4. Существует группа статей УК РФ (ст.205, 206, 208, 211, 277, 360),
которые справедливо считают террористическими. Однако наряду с ними

10 есть и другие преступления, которые активно способствуют терроризму в России. Это, например, похищение человека (ст. 126), возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст.282), организация экстремистского сообщества (ст.282.1), организация деятельности экстремистской организации (ст.282.2), которые предусматривают уголовную ответственность за действия, которые очень часто предшествуют этнорелигиозному терроризму. Усиление борьбы с такими преступлениями будут способствовать профилактике терроризма.

  1. Нуждается в совершенствовании диспозиция ст.205, необходимо ввести уголовную ответственность за создание террористической группы или террористической организации, руководство такой группой или такой организацией, а равно материальное, организационное или иное содействие созданию или деятельности террористической группы или террористической организации.

  2. Представляется необходимым ввести уголовную ответственность за призывы к терроризму, распространение в средствах массовой информации указаний, советов и т.д. по совершению террористических действий, за пособничество терроризму и террористам.

7. Успехи в борьбе с терроризмом возможны лишь в случае
сочетания политических, общесоциальных, идеологических,
экономических, организационных и принудительных мер.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем, по существу, впервые предстает в качестве самостоятельного объекта исследования именно этнорелигиозный терроризм, его природа и причины, основные отличительные особенности. На основе анализа различных теоретических и практических позиций, полученных эмпирических данных определены конкретные формы этнорелигиозного терроризма, главное внимание сосредоточено на его причинах, которые автор видит (и по возможности пытается доказать это) не только в различиях западной и мусульманской цивилизаций, точнее - в их конфликтах, но и в

нерешенности ряда политических, экономических и общесоциальных проблем. Терроризм на этой почве - крайняя и наиболее острая Форма конфликта. Наряду с этим подчеркивается, что сама религия, ее священные тексты не могут быть причиной терроризма, им может выступать радикальная интерпретация тех или иных религиозных положений. Эта точка зрения соответствующим образом обосновывается.

Проведенный в ходе исследования анализ современных проявлений этнорелигиозного терроризма в России, его причин, состояния, динамики и структуры позволил сформулировать ряд теоретических положений относительно мер борьбы с этим явлением - политических, экономических, организационных, воспитательных, правовых и принудительных.

Теоретическая значимость исследования обусловливается тем, что в нем применительно к современным условиям определены особенности этнорелигиозного терроризма и его причины, т.е. не только описан феномен, но и дано его объяснение. Поэтому результаты исследования могут быть использованы и в научно-исследовательской работе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в нем предложения и выводы могут быть использованы в ходе работы по противодействию терроризму, для выявления его конкретных причин, которые должны стать объектом профилактического воздействия. Поэтому в диссертации предлагаются практические меры профилактики этого явления. Очень важно, что предлагаются меры совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации, а также рекомендации правоохранительным органам.

Апробация результатов исследования.

Эти результаты составили содержание опубликованных в разные годы работ соискателя. Они были доложены на заседании научного центра №1 Всероссийского научно-исследовательского института МВД РФ в

12 январе 2006 г., на научно-практической конференции Всероссийского научно-исследовательского института МВД РФ, совместной конференции Института гуманитарного образования и Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний РФ в декабре 2005г.

Результаты изучения проблем этнорелигиозного терроризма используются в учебном процессе Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний РФ и Института гуманитарного образования.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, включающих в себя семь параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Понятие этнорелигиозного терроризма

Изучение проблем насилия, связанного с религией, имеет в российской науке давнюю традицию, хотя посвященных им работ в целом не так уж и много , если иметь в виду современный период, в то время именно сейчас вопросы религиозно-криминологического характера приобретают особую остроту. В первую очередь это связано с религиозным терроризмом. В отечественной криминологической литературе можно выделить следующие основные направления религиозных и национальных проблем: 1. Межконфессиональные и межнациональные противоречия, переходящие в религиозную и межнациональную ненависть и вражду; 2. Религиозный и националистический фундаментализм с его наиболее воинственными проявлениями: экстремизмом и терроризмом; 3. Оккультизм, связанный с причинением вреда психическому или (и) физическому здоровью; 4. Сатанизм в его многочисленных уголовно-наказуемых проявлениях (доведение до самоубийства, жертвоприношение и др.); 5. Совершение преступлений этническими, в том числе организованными группами2.

В силу понятных причин наибольший интерес всегда вызывал и вызывает этнорелигиозный терроризм, поскольку современный терроризм в основном является этнорелигиозным, т.е. вырастает на этнической и религиозной почве и преследует этнические и религиозные цели. Преступления с религиозной (этнорелигиозной) окраской носят и организованный и индивидуальный характер, они могут стать даже массовыми движениями. Ненависть представителей одной нации или конфессии к другой нации или конфессии может порождать не только терроризм, но и кражи, грабежи, разбои, бандитизм и т.д. Все они также нуждаются в самом серьезном научном внимании.

Что касается преступлений, связанных с межнациональными конфликтами, они вызывают меньший интерес, но в совокупности с религиозными и в аспекте терроризма и экстремизма - повышенный.

Терроризм настолько пристально привлекает к себе внимание всего мира, что невозможно дать полный обзор всех имеющихся суждений о содержании и отличительных особенностях этого явления. Причем надо иметь в виду, что по этой проблеме высказывались не только ученые, но и журналисты, писатели, политические и общественные деятели, все те, кто не может быть равнодушен к тому невосполнимому ущербу, который наносится террористическими действиями. Естественно, мы будем анализировать и оценивать лишь некоторые точки зрения и только главным образом юристов. Но, прежде всего, надо сказать о том, что в Федеральном законе «О борьбе с терроризмом» от 7 августа 2000 г. говорится о таких проявлениях терроризма: «преступления террористического характера», «террористическая деятельность», «террористическая акция», «террорист», «террористическая группа», «террористическая организация», причем дается определение названных терминов. Определение терроризма как преступления дается, конечно, и в Уголовном кодексе РФ.

Следует отметить, что имеющиеся научные определения терроризма как явления в целом имеют много общего. Например, И.В.Задорожная под терроризмом понимает «относительно массовое, исторически изменчивое, уголовно-правовое и социальное явление, характеризующееся совершением умышленных преступных акций, призванных вызвать страх и панику, направленных на уничтожение, причинение вреда, захват какого-либо объекта или угроза совершения указанных деяний в отношении физических лиц и имущества с выдвижением различных требований».3 Сходное мнение высказано В.Е.Петрищевым, который считает, что сущность терроризма сводится к активному использованию устрашения для принуждения людей к действиям, выгодным террористам. Устрашение, считает В.Е.Петрищев, лишь главный инструмент террористов, умело используя который они понуждают представителей органов власти или отдельные социальные группы и слои населения действовать не в интересах общества или своих собственных, а террористов .

Такая же позиция относительно терроризма сформулирована и B.C. Комисаровым. Он пишет, что основной сущностной характеристикой терроризма является устрашение террором, насилием, запугивание чем-нибудь, поддержание состояния постоянного страха.

Состояние этнорелигиозной террористической преступности в России

Криминологическая ситуация в России в последние годы, складывается таким образом, что в криминологии закономерно сложилось понятие террористической преступности, что отражает вполне определенные жизненные реалии, а именно экстремальные события, необычайно бурный рост числа террористических преступлений и их общественной опасности. Можно без всякого преувеличения утверждать, что данный вид преступности оказывает самое серьезное влияние на внутреннюю жизнь страны, на ее политику, даже на ее экономику, а также на отношение к ней других стран, на ее место на мировой арене.

Уголовный закон (ст. 205.1 УК РФ) к числу преступлений террористического характера относит: - терроризм (ст. 205 УК); - захват заложника (ст. 206 УК); - организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК); угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК); - посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК); - нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 380 УК).

Надо полагать, что и сама ст. 205.1 УК (Вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению) тоже формирует одно из преступлений террористического характера. Вместе с тем, если исходить из того, что отличительной чертой терроризма в целом является устрашение третьих лиц, не участвующих в конфликте, то такие преступления, как организация незаконного вооруженного формирования, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, нападение на лиц или учреждения, которые находятся под международной защитой, трудно отнести к числу террористических. С другой стороны, к числу террористических, уголовный закон не отнес похищение человека (ст. 126 УК), хотя это преступление весьма близко примыкает к такому преступлению, как захват заложника, и его часто совершают боевики, члены незаконных вооруженных формирований. Похищенных людей часто превращают в рабов и используют их рабский труд.

Угроза насилием и само насилие, вынуждающие к действиям, выгодным для преступника, имеются в ряде преступлений. К ним относятся разбой, вымогательство, угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования, принуждение к даче показаний и ряд других. Они не являются террористическими преступлениями, но тесно примыкают к ним.

На наш взгляд, понятие террористической преступности должно включать в себя следующие преступления: похищение человека (ст. 126 УК РФ) ; терроризм (ст. 205); вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению (ст. 205.1 УК); захват заложника (ст. 206); организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208); посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277). Все эти преступления объединяет один очень важный признак, позволяющий назвать эту группу именно террористической, а не какой-нибудь другой: наведение страха, угроза применения насилия, а также угроза уже совершенного или совершаемого насилия. Террор (терроризм) немыслимы без этого, «просто» насилие, например, убийство в быту никак нельзя считать террористическим деянием. Терроризм это всегда насилие и (или) устрашение насилием.

Ниже мы приведем статистические данные по отдельным видам террористических преступлений в абсолютных цифрах (см. табл. № 1). Из этой таблицы следует, что больше всего похищений человека было совершено в 1999 г. (1.554), актов терроризма - в 2003 г. (561), захват заложников — в 1997 г. (114), организация незаконного вооруженного формирования - в 2003 г. (267). Думается, что совпадение в 2003 г. пиков таких преступлений как терроризм и организация незаконного вооруженного формирования отнюдь не случайно: терроризм учиняли члены таких вооруженных формирований.

Состояние и динамику таких преступлений, как посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, по-видимому, не следует комментировать, поскольку их зафиксировано буквально единицы.

Общая концепция причин этнорелигиозного терроризма

Проблема причин терроризма всегда будет принадлежать к числу самых актуальных, поскольку сам терроризм - в тех или иных формах -вечен. Этнорелигиозный - лишь одна из его разновидностей, поэтому необходимо искать и исследовать причины именно этнорелигиозного терроризма, а не какого-нибудь иного, всегда обязательно учитывая его характер, конкретные проявления, конкретных людей, особенно лидеров, конкретные условия, в которых он реализуется. По сравнению с другими видами, этнорелигиозный терроризм сейчас получил в мире наибольшее распространение.

Националистический, этнорелигиозный терроризм и этнорелигиозные конфликты в целом представляют огромную опасность для российской государственности и судеб наших народов. Чеченская война, самое значительное национальное противостояние за всю историю СССР и России, потрясла российское общество, его взгляды на себя и свои перспективы, заставила пересмотреть некоторые устоявшиеся представления о возможностях власти и народа. Между тем этнорелигиозные конфликты и порождаемый ими терроризм вполне могут быть рассмотрены в русле конфликтологии межнациональных отношений, сравнительно молодой научной дисциплины, которая стала развиваться в нашей стране в конце 80-х годов. Для научного анализа содержания и причин национального противостояния в России необходимо разрешить некоторые общетеоретические вопросы.

Прежде всего нужно отказаться от ряда довлевших до этого таких стереотипов, как представление о преходящем характере чувства этнической и религиозной принадлежности и вырастающего на его почве национальной и религиозной нетерпимости, об их ограниченности узкими историческими рамками и уровнем общественного развития. Думается, что нужно также отказаться от взгляда на возможность изменений национального характера в соответствии с изменениями внешней материальной среды. На наш взгляд, национальный характер представляет собой сочетание исторически сложившихся устойчивых социально-психологических, нравственных и духовных особенностей данного этноса или нации, выраженных в национальных и религиозных символах, национальных и религиозных ценностях.

Национальный характер связан с историческим, в том числе невспоминаемым, бессознательным коллективным опытом, иногда тысячелетним, данной нации или этноса; точнее - он порожден им; он может быть назван духом или душой нации (этноса).

Такой характер стабилен, более того, он весьма консервативен, не очень пластичен, плохо приспосабливаясь к новым условиям, но даже приспособление отнюдь не свидетельствует о существенном изменении самого этнообразования и его религиозно-культурной основы. Могут, как и у отдельного человека, корректироваться реакции на внешние стимулы, что часто создает иллюзию изменений названных выше черт. Очень важно учитывать, что внешние социальные условия обладают сравнительно слабыми возможностями воздействия на сердцевину национального и религиозного духа, если понимать под ним то, что возникает в результате функционирования коллективного бессознательного по архетипическим механизмам и является основой существования данного этноса или религиозной группы.

Необходимо решительно отказаться от того, что террористы якобы не имеют ни национальности, не религиозной принадлежности. Такое утверждение равносильно мнению, что у террористов нет возраста или пола. Напротив, как раз знание этой принадлежности позволит понять причины и природу этнорелигиозного терроризма и оказать сопротивление ему, опираясь в том числе на те ценности, которые имеются в соответствующих национальных и религиозных культурах.

Можно говорить о «механической солидарности» людей одного народа, основанной на кровном родстве, наследственной религии. общности культуры, языка, традиций, обычаев, судьбы. Однако трудно сказать, какие факторы — экономические или духовные — в большей степени обеспечивают указанную солидарность. Совершенно очевидно, что при более или менее удовлетворяющем данную нацию (или этнос) материальном достатке духовные, культурные факторы становятся весьма эффективными. Но, если наступает пора экономического разорения, люди данной группы, чтобы выжить, устремляются в другие края, начинают жить среди других народов. Но обычно уезжают не все. Оставшиеся начинают активно прибегать к насилию, в том числе террористическому. Оно становится и способом решения своих экономических проблем, и формой своего социального протеста. Все это мы можем наглядно видеть на Северном Кавказе. Те же, которые уезжают, не порывают психологических и духовных связей со своей Родиной, помогают своим соплеменникам, в ряде случаев и террористам. Далеко не все уехавшие могут адаптироваться в новом месте и иногда начинают протестовать против субъективно неприемлемых для них новых условий, причем протест может принимать характер агрессии, даже террористической.

Одним из парадоксов, порождающих религиозный и националистический террор, является то, что националисты и религиозные экстремисты очень остро реагируют на все обиды, действительные или мнимые, которые причинены их нации. Но они обычно совершенно бесчувственны к тем унижениям и оскорблениям, которые учиняются ими же по отношению к другим нациям и их представителям. Это тоже наблюдается на Северном Кавказе.

Общие подходы и политические меры

Борьба с терроризмом, его предупреждение как и любых других преступлений, могут быть успешными лишь при условии использования не одной, а только комплекса мер, взаимосвязанных друг с другом и взаимодополняющих друг друга. Только такой подход соответствует сложной и многоплановой природе терроризма, комплексу причин, его порождающих.

Мы также будем исходить из того, что термины «борьба» с преступностью», «предупреждение преступности (преступлений)», «противодействие преступности» - это синонимы, таковыми они являются, на наш взгляд, и в сфере терроризма. Исключением являются понятие профилактики преступности (преступлений). Следует согласиться с А.И.Алексеевым, С.И.Герасимовым, А.Я.Сухаревым и другими авторами, что профилактика не тождественна предупреждению преступности. Они соотносятся как вид с родом. Профилактика составляет одну из частей предупреждения, которая по широте и глубине упреждающего воздействия, способности влиять на истоки, корневую систему преступности, на то, что ее продуцирует, воспроизводит, и тем самым «лечить болезнь» в самом ее начале, является наиболее важной и эффективной54.

Наряду с понятием «профилактика преступлений» в литературе нередко говорится о профилактике правонарушений, о социальной профилактике, о криминологической профилактике. Мы полагаем, профилактика правонарушений не может входить в профилактику преступности, напротив, профилактика преступности является частью профилактики правонарушений.

Последний вид профилактической деятельности очень важен и для борьбы с терроризмом, поскольку успехов в этой деятельности можно достичь не только с помощью уголовно-правовых мер и силовых методов. Не менее важна профилактика финансовых, административных и иных правонарушений. Вместе с тем, есть основания думать, что понятия «профилактика преступности (преступлений)» и криминологическая профилактика - синонимы. Профилактика правонарушений - это воздействие на причины и условия не только уголовно наказуемых деяний (преступлений), но и других по юридической природе деликтов, видов неправомерного поведения. К последним традиционно относятся административные, дисциплинарные проступки, гражданско-правовые нарушения, процессуальные правонарушения

Единой целостной теории профилактики правонарушений всех видов не существует, да в этом, по-видимому, и нет необходимости, поскольку наряду с общим формальным признаком противоправности для них, за некоторыми исключениями, о которых пойдет речь в дальнейшем, характерны весьма значительные сущностные, содержательные различия. Вопросы упреждающего воздействия на разные по юридической природе правонарушения рассматриваются в социологии права, в отраслевых юридических науках - административном, трудовом праве и т.д. С криминологической проблематикой теснее всего связаны так называемая административно-правовая деликтология, теория и практика предупреждения административных правонарушений.

Применительно к профилактике этнорелигиозного терроризма, связанного с самыми разными сферами общественной жизни, немаловажное значение имеет социальная профилактика. По мнению, А.И.Алексеева, С.И.Герасимова, А.Я.Сухарева, социальная профилактика включает широкий комплекс мер воздействия на причины, условия не только преступлений и других правонарушений, но и всех социальных патологий, разнообразных форм и видов так называемого отклоняющегося поведения, включая пьянство, наркотизм, проституцию, политический, религиозный и иной экстремизм, суицид и многое другое, что нарушает не только правовые, но и моральные, а также иные нормы человеческого общежития. Единой целостной теории социальной профилактики пока тоже не существует, ибо в данном случае еще в большей мере, чем применительно к профилактике правонарушений, действует принцип: нельзя объять необъятное. Вместе с тем не следует начисто отрицать саму идею разработки проблем социальной профилактики, как это порой делалось в юридической литературе. При всех существенных различиях многообразных проявлений социальной патологии в них есть нечто общее (скажем, некая отклоняемость от нормы), что дает возможность сформулировать какие-то универсальные концептуальные подходы к решению задач не только их изучения, но и преодоления, сокращения, уменьшения вредных последствий и т. п. Отрадно, что за последние годы в социологии этому стало уделяться больше внимания. В криминологии в последнее время появились в связи с данной проблематикой уточнения сложившихся представлений об уровнях предупреждения преступности.