Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Охрана культурных ценностей (Уголовно-правовые и криминологические аспекты) Сабитов Тимур Рашидович

Охрана культурных ценностей (Уголовно-правовые и криминологические аспекты)
<
Охрана культурных ценностей (Уголовно-правовые и криминологические аспекты) Охрана культурных ценностей (Уголовно-правовые и криминологические аспекты) Охрана культурных ценностей (Уголовно-правовые и криминологические аспекты) Охрана культурных ценностей (Уголовно-правовые и криминологические аспекты) Охрана культурных ценностей (Уголовно-правовые и криминологические аспекты) Охрана культурных ценностей (Уголовно-правовые и криминологические аспекты) Охрана культурных ценностей (Уголовно-правовые и криминологические аспекты) Охрана культурных ценностей (Уголовно-правовые и криминологические аспекты) Охрана культурных ценностей (Уголовно-правовые и криминологические аспекты)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сабитов Тимур Рашидович. Охрана культурных ценностей (Уголовно-правовые и криминологические аспекты) : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 : Челябинск, 2002 196 c. РГБ ОД, 61:03-12/229-8

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I Социально-криминологическая характеристика преступлений, посягающих на культурные ценности 11

1. Общественная опасность преступлений, посягающих на культурные ценности 11

2. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, посягающих на культурные ценности 17

ГЛАВА II Уголовная ответственность за преступления, посягающие на культурные ценности 52

1. Предмет преступлений, посягающих на культурные ценности 52

2. Уголовная ответственность за хищение предметов, имеющих особую ценность 81

3. Уголовная ответственность за иные виды преступлений, предметом которых являются культурные ценности по

4. Об установлении уголовной ответственности за незаконное завладение культурными ценностями, не имеющими собственника, либо собственник которых неизвестен 130

ГЛАВА III Охрана культурных ценностей по международному праву и уголовному законодательству некоторых государств 145

1. Международно-правовая охрана культурных ценностей 145

2. Ответственность за посягательства на культурные ценности по уголовному законодательству некоторых государств 165

Заключение 178

Список использованной литературы 182

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В настоящее время перед Россией остро стоит проблема сохранения своего культурного наследия от криминальных посягательств. Об этом свидетельствует возросшее к началу XXI в. количество случаев хищения, незаконной перепродажи и контрабандного вывоза за границу культурных ценностей.

Поэтому вполне обоснованно Законом Российской Федерации от 1 июля 1994 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» российское уголовное законодательство было дополнено тремя новыми нормами, предусматривающими ответственность за посягательства на культурные ценности . В Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 г. данная нормотворческая инициатива получила дальнейшее развитие, и вышеназванные уголовно-правовые нормы были усовершенствованы.

Однако, несмотря на принятие этих мер, количество таких преступлений продолжает оставаться значительным. Так, только в 2000 г. в России зарегистрировано 2431 фактов хищения культурных ценностей . Распространенность подобных общественно опасных деяний на территории нашей страны обусловливается тем, что предметы ее культурного достояния представляют собой наиболее выгодное средство вложения капитала. Существенная разница в ценах на культурные ценности в России и дальнем зарубежье является побуждающим фактором к контрабандному вывозу похищенных ценностей. Эти и другие подобного рода преступные действия наносят невосполнимый ущерб культурному достоянию России. В результате таких преступлений наше общество лишается частицы своей культуры и уже не имеет возможности передать последующим поколениям все ее богатство.

1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 10. Ст. 1109.

2 См.: Преступные посягательства на культурные ценности в России: Статистический сборник (1996-2000
г.г.). М..2001.С. 7.

Между тем нормы УК РФ (далее - УК) об ответственности за преступления, посягающие на культурные ценности, нуждаются в дальнейшем серьезном совершенствовании. В частности, в законодательном порядке не решен вопрос об определении предмета преступных посягательств, что существенно затрудняет их квалификацию правоохранительными органами. Существенным пробелом в уголовном законе является также отсутствие ответственности за завладение культурными ценностями в результате проведения незаконных археологических раскопок, несмотря на высокий уровень общественной опасности и широкую распространенность данного деяния.

Это лишь некоторые проблемы, которые необходимо решить в целях сохранения культурного наследия нашей страны.

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является исследование уголовно-правовых и криминологических аспектов охраны культурных ценностей и разработка на этой основе конкретных предложений по совершенствованию норм уголовного законодательства и мер профилактики, направленных на охрану культурных ценностей от преступных посягательств.

В процессе диссертационного исследования решались следующие логически и содержательно взаимосвязанные задачи:

исследовать динамику и структуру данного вида преступлений, выяснить причины и условия их совершения, изучить личность преступника и разработать специально-криминологические меры предупреждения преступлений, посягающих на культурные ценности;

произвести уголовно-правовой, логико-структурный анализ понятия предмета преступных посягательств на культурные ценности и отграничение его от предметов других преступлений;

сделать комплексный анализ норм УК, предусматривающих ответственность за посягательства на культурные ценности;

осуществить сравнительно-правовое исследование проблем охраны культурных ценностей по международному праву и уголовному законодательству некоторых зарубежных государств;

разработать конкретные выводы, предложения и рекомендации по совершенствованию отечественного уголовного законодательства в части, касающейся охраны культурных ценностей.

Объект и предмет исследования. Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с охраной культурных ценностей от преступных посягательств. Предмет исследования составляют: количественные и качественные характеристики преступлений, посягающих на культурные ценности; причины и условия их совершения; уголовно-правовые меры борьбы с ними и специально-криминологические меры их предупреждения; личность преступника; практика применения норм, предусматривающих уголовную ответственность за посягательства на культурные ценности; положения науки уголовного права в области охраны культурных ценностей.

Методология и методика исследования. Методологической базой исследования являются диалектико-материалистический подход к познанию общественных явлений и процессов, концептуальные положения современной науки теории государства и права. В процессе исследования применялись следующие методы: логико-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой, системно-структурный, интервьюирование, анкетирование, анализ документов, статистических материалов. Кроме того, использовались достижения ряда наук: конституционного, уголовного, гражданского, административного, международного права, а также философии, культурологии и аксиологии.

Нормативной основой работы явились: Конституция Российской Федерации 1993 г., кодифицированные правовые акты и иные законы РФ (РСФСР), международные рекомендации и конвенции, действующее уголовное законодательство некоторых стран (Франции, Германии, Испании,

6 США, Китая, Польши и др., а также стран СНГ), касающееся исследуемой проблематики.

Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов в области, связанной с правовым режимом и охраной культурных ценностей. При этом следует особо выделить работы следующих ученых: М.М. Богуславского, М.В. Васильевой, Л.Н. Галенской, В.Г. Горбачева, А.И. Гурова, СМ. Кочои, В.М. Первушина, В.Г. Растопчина, И.В. Савельевой, А.П. Сергеева, Л.А. Стешенко, В.М. Сырых, СП. Щербы, С.А. Яни.

Эмпирическую основу работы составили: имеющая отношение к теме исследования практика Верховных Судов Российской Федерации (РСФСР) и СССР; данные изучения пятидесяти трех уголовных дел о хищениях и контрабанде культурных ценностей, рассмотренных судами г. Москвы, Владимирской, Калужской, Московской, Нижегородской, Омской, Псковской, Челябинской областей и других субъектов Российской Федерации за период с 1996 по 2000 г.; статистическая информация за период с 1966 по 2000 г.г.; результаты опроса 215 сотрудников правоохранительных органов и работников, связанных с выполнением обязанностей по обеспечению сохранности культурных ценностей, проведенного в г. Москве, Московской, Нижегородской, Омской, Челябинской областях.

Научная новизна диссертации заключается в том, что на диссертационном уровне впервые осуществлено комплексное уголовно-правовое и криминологическое исследование, посвященное охране культурных ценностей в России и других государствах.

В отечественной науке проблема обеспечения сохранности, безопасности культурного наследия от преступных посягательств разработана недостаточно. Имеющиеся публикации и диссертационные работы по этой проблеме затрагивают только часть вопросов, нуждающихся

в разработке, не претендуя на всеобъемлющий характер . Кроме того, проведение указанных исследований совпало с моментом вступления УК РФ 1996 г. в силу, в связи с чем их авторам не представилось возможным рассмотреть действие соответствующих норм нового УК РФ на практике.

В диссертации содержатся отличающиеся новизной предложения по совершенствованию уголовно-правовой охраны культурных ценностей и предупреждению преступных посягательств на них.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит, прежде всего, в том, что его положения, выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы для совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации, решения вопросов квалификации общественно опасных деяний, посягающих на культурные ценности, и их предупреждения. Результаты настоящего исследования также могут быть использованы в учебном процессе и научных исследованиях по проблемам криминологии и Особенной части уголовного права, касающихся посягательств на культурное достояние России.

Основные положения, выводы и предложения, выносимые на защиту:

  1. В связи с тем, что в ст. 164, 190 и 243 УК фигурируют различные формулировки предмета преступлений, предлагается унифицировать используемую в них терминологию, т.е. заменить употребляемые в них понятия предмета преступления на термин «культурные ценности», а также закрепить в ст. 243 УК понятие культурных ценностей как уникальных вещественных результатов человеческой деятельности, имеющих важное историческое, научное, художественное или иное культурное значение.

  2. Основным объектом хищения предметов, имеющих особую ценность (ст. 164 УК), является общественная нравственность. Поэтому

3 См., например: Гайдашов А.В. Уголовная ответственность за хищения предметов имеющих особую историческую, научную или культурную ценность: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997; Приданов С.А. Расследование преступлений, посягающих на предметы и документы, имеющие историческую, научную, художественную и культурную ценность: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., І997.

норму об ответственности за данное преступление следует перенести в главу 25 УК «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности».

  1. Основным объектом уничтожения или повреждения природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства (ст. 243 УК), является экологическая безопасность. Ответственность за это же деяние предусмотрена ст. 262 УК. Следовательно, указанную норму из ст. 243 УК необходимо исключить.

  2. Конструкция состава хищения предметов, имеющих особую ценность, исключает возможность привлечения к ответственности по ст. 164 УК лица, виновного в вымогательстве данных предметов. Для устранения этого недостатка предлагается в рамках указанной статьи предусмотреть уголовную ответственность также за вымогательство культурных ценностей. В качестве предмета основного состава данного преступления целесообразно выделить культурные ценности. Хищение либо вымогательство предметов, имеющих особую ценность, следует отнести к квалифицирующим признакам данного состава. Предлагается развести квалифицирующие признаки совершения хищения либо вымогательства культурных ценностей группой лиц по предварительному сговору и организованной группой по различным частям статьи, а также дополнить ее другими квалифицирующими и особо квалифицирующими признаками. Квалифицирующий признак, выражающийся в хищении либо вымогательстве культурных ценностей, повлекшем их уничтожение, разрушение или порчу, из данной статьи необходимо исключить. В результате предложена новая редакция ст. 164 УК.

  3. Предлагается усилить ответственность за приобретение или сбыт культурных ценностей, заведомо для виновного добытых преступным путем, для чего в п. «б» ч. 2 ст. 175 УК указать их в качестве предмета преступления.

  1. Обосновывается целесообразность включения в ст. 214 УК квалифицирующего признака, выражающегося в совершении деяний, указанных в ч. 1 данной статьи, в отношении культурных ценностей.

  2. В ч. 2 ст. 243 УК необходимо предусмотреть повышенную уголовную ответственность за уничтожение или повреждение культурных ценностей путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

  3. Дополнить УК статьями об ответственности: 1) за незаконное завладение культурными ценностями, не имеющими собственника, или собственник которых неизвестен; 2) неосторожное уничтожение или повреждение культурных ценностей.

  4. В целях совершенствования предупреждения посягательств на культурные ценности предлагается: улучшить государственный учет имеющихся в стране культурных ценностей, в частности, производить их фото- или видеофиксацию и маркировку сотрудниками уголовного розыска в каждом субъекте Российской Федерации; обеспечить и модернизировать охрану объектов сосредоточения культурных ценностей, например, видоизменить «Перечень технических средств вневедомственной охраны, разрешенных к применению» за счет указания в нем не конкретных наименований охранных извещателей и других средств технической охраны культурных ценностей, а требований, предъявляемых к такого рода устройствам. В местах отправления религиозного культа необходимо широко применять в качестве технических средств охраны вывод сигнализации на телефоны квартир участковых инспекторов милиции и других заинтересованных лиц, монтаж автономной звуковой и световой сигнализации; организовать более тесное взаимодействие между правоохранительными и другими государственными органами, противодействующими посягательствам на культурные ценности, или контролирующими их оборот, а также другими заинтересованными в

сохранении культурных ценностей физическими и юридическими лицами; развернуть пропаганду в области, связанной с охраной и правовым режимом культурных ценностей.

Апробация результатов исследования. Содержащиеся в диссертации положения, выводы и рекомендации отражены в восьми публикациях. Теоретические выводы и положения докладывались: на совещании-семинаре, посвященном проблемам обеспечения сохранности, усиления борьбы с хищениями и незаконным оборотом предметов культурного и исторического наследия России, проведенном ГУУР МВД России в Нижнем Новгороде в марте 2001 г.; научно-практических конференциях, проведенных в Челябинском юридическом институте МВД России (декабрь 2000 г.), Челябинском государственном университете (май 2001 г.), Омском государственном университете (февраль 2002 г.). Содержащиеся в диссертации научные выводы и положения используются при проведении занятий по уголовному праву и криминологии на юридическом факультете Челябинского государственного университета.

Объем и структура диссертации отвечают основной цели, задачам и предмету исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения и списка литературы.

Общественная опасность преступлений, посягающих на культурные ценности

Значение историко-культурного наследия для общества более чем велико. Оно играет огромную роль в развитии науки, искусства, народного образования и других сфер социальной жизни. Дошедшие до наших дней предметы быта, произведения иконописи, живописи, скульптуры, прикладного искусства, древние рукописи и множество других носителей информации о жизни и деятельности предшествующих поколений позволяют заглянуть в глубь столетий, проследить различные этапы истории Родины и тем самым обеспечить историческую преемственность культурных традиций народа.

Поэтому не случайно охрана культурных ценностей в нашей стране является конституционной обязанностью каждого человека. В ч. 3 ст. 44 Конституции РФ закреплено: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».

Тем не менее, нередкими являются случаи нарушения законодательства об охране и использовании культурных ценностей. Причем за последнее десятилетие проблема защиты культурного наследия народов России не только не угасла, а даже, наоборот, приобрела особую остроту.

Рост количества хищений культурных ценностей из музеев, творческих и реставрационных мастерских, зданий религиозного культа, квартир граждан и других объектов в бывшем СССР приходится на начало 80-х годов. Если до 1980 г. были лишь единичные случаи совершения таких преступлений, то в 1987 г. их уже было 146, а в 1989 г. - 365 .

Распад СССР в 1991 г. не привнес положительных тенденций в статистику хищений культурных ценностей. Рост количества таких преступлений продолжился на территории России, причем произошел явный скачок в темпах этого роста: в 1991 г. в России было совершено 2147 хищений культурных ценностей, в 1992 г. - 4189, в 1993 г. - 4796. Начиная с 1994 г. происходит незначительное сокращение их числа, что можно в определенной мере объяснить появлением и функционированием специализированных подразделений уголовного розыска в системе МВД России. Показатели данного периода таковы: в 1994 г. зарегистрировано 3493 случая хищения культурных ценностей, в 1995 г. - 3436, в 1996 г. — 3119 2.

Однако число хищений культурных ценностей все еще остается очень большим. В настоящее время в России ежегодно совершается около 2,5 тысяч преступлений подобного рода. Большинство из них является труднораскрываемым.

Положение усугубляется тем, что зачастую похищенные ценности впоследствии путем контрабанды вывозятся за рубеж, где и реализуются с корыстной целью. При этом путь перемещения преступно добытого имущества иногда пересекает границы нескольких государств. По данным правоохранительных органов, из России.нелегальным путем уже вывезено около 90 процентов всех икон, представляющих историческую и художественную ценность 3. В результате культурному наследию России причиняется огромный ущерб, который очень трудно, а иногда и практически невозможно восстановить. В связи с этим в юридической литературе правильно отмечается, что общественная опасность хищений культурных ценностей определяется не столько стоимостью похищенных предметов, сколько их особой ценностью .

Действия преступников все чаще совершаются с насилием над личностью, преступления становятся более жестокими и дерзкими. Так, 17 убийств в период с 1992 по 1996 г.г. были связаны с завладением антиквариатом . Вот один из примеров: московский коллекционер В. Свиновский убил двух своих коллег - известных московских коллекционеров Когана и Степанова, похитил из их квартир большую коллекцию икон, которую затем вывез в Германию Увеличивается доля грабежей и разбоев в общем числе хищений культурных ценностей. В 1995 г. доля грабежей по отношению к общему количеству хищений культурных ценностей составляла 13,0 %, разбоев - 4,7 %, в 1999 г. - соответственно 13,6 % и 5,5 % .

Анализ совершенных преступлений показывает, что они стали более продуманными. При их совершении современные преступники используют средства индивидуальной радиосвязи, оружие, автотранспорт. По сведениям правоохранительных органов, преступления в большинстве случаев носят заказной характер и тщательно подготавливаются, при этом отрабатываются пути отхода, доставки похищенного имущества заказчику.

На сегодняшний день в мире уже сложилась самостоятельная форма организованной преступности, имеющая своей целью завладение культурными ценностями и их сбыт. Авторы одного из учебников включают в наиболее опасные формы проявления организованной преступности кражу и сбыт антиквариата, произведений искусства, культурно-исторических ценностей, а также их контрабанду, наряду с бандитизмом, наркобизнесом, рэкетом, похищением и сбытом огнестрельного оружия, боеприпасов 8. Действительно, по объему полученных доходов незаконные операции с культурными ценностями сегодня стоят на третьем месте после незаконной торговли оружием и наркотиками.

Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, посягающих на культурные ценности

В целях наиболее полного освещения проблемы сохранения культурных ценностей в России целесообразно дать криминологическую характеристику преступных посягательств в рассматриваемой сфере. Поскольку главную проблему составляют хищения культурных ценностей, рассмотрение в настоящем параграфе криминологических аспектов будет производиться в основном на основе данных именно об этих преступлениях. Исследование динамики, причин возникновения и существования данной преступности, установление основных черт личности преступника создадут возможность для выработки мер предупреждения таких преступлений. Это послужит базой для нахождения путей совершенствования российского уголовного законодательства, затрагивающего правовой режим культурных ценностей. Динамика преступности, связанной с посягательствами на культурное наследие России, за последнюю треть XX века в основных своих моментах была пропорциональна общей преступности. В.П. Сальников, СВ. Степашин и В.И. Федоров выделяют в истории современной преступности четыре периода . Чтобы проследить динамику преступности, связанной с культурными ценностями, данную периодизацию необходимо взять за основу и рассмотреть указанную динамику во взаимосвязи с тенденциями преступности в целом, т.е. с учетом взаимосвязи особенного и общего. 1. Период, начиная с 60-х и до первой половины 80-х годов, характеризуется медленным, но стабильным ростом преступности. За это время общее число зарегистрированных преступлений в СССР увеличивается почти в 2,5 раза: в 1966 г. зарегистрировано 582965 преступлений, а в 1985 г. - 1416935 16. На фоне общей преступности в России в этот период происходит значительное увеличение числа преступных посягательств на культурные ценности. Первоначально кражи из музеев насчитывались буквально единицами и являлись, как правило, результатом стремления отдельных подростков завладеть такими экспонатами, как огнестрельное оружие времен Великой Отечественной Войны, ордена и медали, нумизматические коллекции. В 1974 г. и в последующие два года в стране было зарегистрировано всего 6 случаев краж из музеев. В них, прежде всего, проявлялось стремление преступников завладеть экспонатами, являющимися наиболее ценными памятниками истории и культуры. Предметами преступного посягательства стали в основном иконы работы мастеров Древней Руси и картины известных живописцев XVII века. Две из этих краж остались нераскрытыми, а по двум не удалось полностью изъять похищенное имущество у преступников, так как они успели к тому времени сбыть значительную часть вещей. Цепочка сбыта привела к лицам, эмигрировавшим из нашей страны, а также к некоторым сотрудникам дипломатических представительств иностранных государств, получившим аккредитацию в Москве. Таким образом, наметилась тенденция сбыта похищенного за границу, что, естественно, вызвало рост преступных посягательств. Наряду с появлением краж предметов старины и изобразительного искусства из музеев, стали поступать сообщения о кражах икон и различных предметов религиозного культа из церквей, частных квартир и у отдельных коллекционеров. Из проведенного ГУУР и ВНИИ МВД СССР исследования видно, что кражи государственного и общественного имущества к 1980 г. составили 16,3 %, а кражи, грабежи и разбои личного имущества граждан -81,5 %. Раскрываемость таких преступлений ежегодно составляла 75-77 %. Анализ краж показал, что по месту совершения преступлений они делятся следующим образом: - из картинных галерей - 0,3 %; - из музеев - 1,1 %; - из мест отправления религиозного культа (церквей, соборов, синагог и т. п.) - 20,1 %; - из квартир граждан - 77,4 %. География краж культурных ценностей в основном включала в себя Европейскую часть РСФСР, республики Прибалтики, Украину, Белоруссию и Молдавию. Позже наметилась тенденция их «продвижения» на территорию Сибири и Дальнего Востока. Число краж культурных ценностей, зарегистрированных в Московской, Рязанской, Вологодской, Калининской, Владимирской областях и Молдавской ССР с 1975 по 1979 г.г., составило: в 1975 г. - 24 кражи; в 1976 г. - 43; в 1977 г. - 61; в 1978 г. - 130; в 1979 г. - 207 17. Таким образом, за 5 лет число зарегистрированных краж культурных ценностей составило 465 случаев. В 1981 году число таких краж уже увеличилось до 407. 2. С 1986 по 1988 г.г. в стране под влиянием перестройки общее количество зарегистрированных преступлений значительно уменьшилось. Сыграла свою позитивную роль активизация борьбы с пьянством и алкоголизмом. Небольшое «затишье» образовалось и в сфере преступности, связанной с историческими и культурными ценностями: в 1987 г. официально зарегистрировано 146 хищений культурных ценностей, в 1988 г. -158 . Но, как показало время, этот внешне спокойный период был лишь «затишьем перед бурей», т.к. следующий временной отрезок дал небывалый до этого рост преступных посягательств на культурные ценности. 3. За период с 1989 по 1993 г.г. в России отмечается стремительный рост общеуголовной преступности, который объясняется, прежде всего, резким переходом к рыночной экономике, новым формам общественных отношений. За 5 лет уровень преступности возрос в 1,73 раза (в 1989 г. зарегистрировано 1 619 181 преступление, а в 1993 г. - 2 799 614).

Предмет преступлений, посягающих на культурные ценности

Несмотря на значительную общественную опасность и распространенность посягательств на культурные ценности, ни в нормативно-правовых актах российского законодательства, ни в юридической литературе нет единой точки зрения о понятии предмета этих преступлений. Между тем, «предмет преступления может иметь важное уголовно-правовое значение, особенно для квалификации преступления, в тех случаях, когда он является признаком соответствующего состава преступления» . В УК РФ 1996 г. говорится о следующих предметах преступных посягательств в рассматриваемой сфере: 1) предметы или документы, имеющие особую историческую, научную, художественную или культурную ценность (ст. 164); 2) культурные ценности (ст. 188); 3) предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190); 4) памятники истории и культуры, предметы и документы, имеющие историческую или культурную ценность (ст. 243). УК не дает толкования перечисленных понятий. Для того чтобы определить данные понятия, нужно обратиться к нормам других отраслей российского права, а в некоторых случаях - к нормам международного права. Целесообразно начать характеристику указанных предметов преступлений с выяснения содержания термина «культурные ценности», т.к. именно он наиболее часто употребляется как в международном праве, так и в настоящей работе. В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей» культурными ценностями считаются следующие категории предметов: 1) исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства); 2) предметы и фрагменты, полученные в результате археологических раскопок; 3) художественные ценности, в том числе: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов; изделия традиционных народных художественных промыслов; 4) составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства; 5) старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях; 6) редкие рукописи и документальные памятники; 7) архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы; 8) уникальные и редкие музыкальные инструменты; 9) почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях; 10) старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования; 11) редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология; 12) другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры 2. Указанный Закон РФ от 15 апреля 1993 г. не дает определения понятия «культурные ценности», что является его недостатком. Однако, перечисление предметов, подпадающих под его действие, в какой-то мере упрощает применение этого нормативного акта. Вместе с тем Закон РФ от 15 апреля 1993 г. не дает исчерпывающего перечня предметов, имеющих культурную ценность. В связи с этим возникает вопрос о критерии отнесения той или иной вещи к культурной ценности.

Международно-правовая охрана культурных ценностей

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В связи с этим большое значение имеет определение степени и характера влияния указанных принципов, норм и договоров на российское уголовное законодательство, касающееся охраны культурных ценностей.

Прежде чем перейти к характеристике принятых в рассматриваемой сфере международных правовых актов, необходимо сделать два замечания . Во-первых, целесообразно согласиться с точкой зрения тех авторов, которые считают, что нормы международного права являются источниками уголовного права России лишь в определенных случаях. Одним из таких случаев считается непосредственная отсылка положений уголовного закона к нормам международного права; второй из них - это рецепция либо имплементация международно-правовых норм в Уголовный кодекс. При этом под отсылкой здесь понимается непосредственное (то есть без приведения в тексте уголовного закона) указание на действие нормы международного права, имеющей уголовно-правовое значение; «рецепция» -акт международного права как источник уголовного права полностью включается в уголовный закон без каких-либо изменений, при этом может вводиться новая норма или изменяться существующая; «имплементация» -уже существующая уголовно-правовая норма или (чаще) вводимая новая норма уголовного закона адаптируется внутренним законодательством во исполнение международного договора.

Во-вторых, необходимо отнести преступления, связанные с посягательством на культурные ценности, к одной из двух известных науке групп международных преступных деяний (международные преступления, преступления международного характера). Этот момент имеет важное значение, поскольку влияет на наступление правовых последствий.

Необходимость в международно-правовой регламентации охраны культурных ценностей в большей мере возникла в связи с тем, что к последней трети XX столетия преступность в названной сфере приобрела международный характер. В чем он проявляется?

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо дать определение понятию «преступление международного характера». Под преступлениями международного характера следует понимать деяния, предусмотренные международными договорами, не относящиеся к преступлениям против человечества, мира и безопасности, но посягающие на нормальные отношения между государствами, наносящие ущерб мирному сотрудничеству в различных областях отношений (экономической, социально-культурной, имущественной и т.п.), а также организациям и гражданам, наказуемые либо согласно нормам, установленным в международных договорах, либо согласно нормам национального уголовного законодательства в соответствии с этими договорами . Из этого определения следует, что преступления международного характера нужно отличать как от международных преступлений, которые направлены против человечества, мира и безопасности, так и от общеуголовных преступлений .

Международный характер преступности, связанной с посягательствами на культурные ценности, очевиден. Кроме того, он становится все более выраженным. На это ссылается, в частности, Интерпол. Это подтверждают результаты проведенного этой международной организацией полиции исследования. Из 39 стран на запрос Интерпола о состоянии указанных посягательств 27 ответили, что эти преступления в какой-то мере затрагивают интересы их государств, а 17 стран назвали их главной проблемой в борьбе с преступностью (речь идет о странах, обладающих большим художественным и археологическим наследием) 5. В юридической литературе выделяется двадцать групп транснациональных преступлений, заслуживающих особого внимания, среди которых также фигурирует кража произведений искусства и предметов культуры .

Все больший размах приобретают кражи произведений искусства и их незаконное перемещение из одной страны в другую. Объем международной торговли похищенными и вывезенными контрабандным путем произведениями искусства оценивается от 4,5 до 6 миллиардов долларов ежегодно. Нелегальный рынок произведений искусства и предметов старины в настоящее время имеет хорошо организованную транснациональную природу. Все чаще преступное взаимодействие происходит по схеме, включающей в себя связь между отдельными жителями в местностях, где находятся предметы старины, и дилерами, контрабандно вывозящими их в другие страны. После нелегального перемещения через границу предметы старины приобретаются другими дилерами или частными коллекционерами. Так, за последние годы значительно возросло количество хищений нигерийских произведений искусства для поставок дилерам в Лондоне и Нью-Йорке. Аналогичная ситуация сложилась в Южной Африке, Азии, Латинской Америке и некоторых других странах .

Таким образом, основным признаком наличия международного (транснационального) характера у преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности, следует считать совершение этих преступлений исполнителями и их соучастниками, являющимися гражданами нескольких государств. В качестве транснационального признака у какого-либо преступления в юридической литературе выделяют также наличие в его составе объекта, который может не всегда совпадать с местом совершения преступного деяния . Данный признак также может распространяться на преступления, связанные с посягательствами на культурные ценности.

Похожие диссертации на Охрана культурных ценностей (Уголовно-правовые и криминологические аспекты)