Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Преступления против жизни и здоровья по уголовному праву Йеменской Республики Абдулла Али Ахмед Мукбель

Преступления против жизни и здоровья по уголовному праву Йеменской Республики
<
Преступления против жизни и здоровья по уголовному праву Йеменской Республики Преступления против жизни и здоровья по уголовному праву Йеменской Республики Преступления против жизни и здоровья по уголовному праву Йеменской Республики Преступления против жизни и здоровья по уголовному праву Йеменской Республики Преступления против жизни и здоровья по уголовному праву Йеменской Республики Преступления против жизни и здоровья по уголовному праву Йеменской Республики Преступления против жизни и здоровья по уголовному праву Йеменской Республики Преступления против жизни и здоровья по уголовному праву Йеменской Республики Преступления против жизни и здоровья по уголовному праву Йеменской Республики
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Абдулла Али Ахмед Мукбель. Преступления против жизни и здоровья по уголовному праву Йеменской Республики : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 : Москва, 2000 150 c. РГБ ОД, 61:01-12/350-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Общая характеристика преступлений против жизни и здоровья 14

1. Понятие и место преступлений против жизни и здоровья в системе преступлений против личности по УК ЙР 14

2. Характеристика элементов преступлений против жизни и здоровья 22

Глава II. Преступления против жизни 46

1. Понятие жизни человека и его значение в уголовном праве Йемена 46

2.Ответственность за простое умышленное убийство 56

3.Ответственность за тяжкое убийство 63

4.Убийство, совершенное при смягчающих обстоятельствах 81

5.Неумышленное убийство (убийство по ошибке) 97

Глава ІII. Преступления против здоровья 110

1. Здоровье человека как объект уголовно - правовой охраны 110

.2. Виды телесных повреждений 119

.3. Ответственность за аборт по УК ИР 132

Заключение 140

Библиография 143

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

22 мая 1990 года произошло важное событие в истории Йемена-объединились в одно государство Южный и Северный Йемен. С тех пор в Йемене существует одно государство - Йеменская Республика (ЙР). После объединения вплоть до 1994 года в Йеменской Республике действовали разные источники права - мусульманское право (шариат)1 на территории Северного Йемена и УК НДРЙ 1976 года, который был принят под влиянием немецкого и советского законодательства, на территории Южного Йемена. Такое положение порождало существенные различия в решении одинаковых вопросов на территории Йеменской Республики и являлось парадоксальным. Поэтому 12 октября 1994 года был принят единый уголовный кодекс Йемена, в котором преобладают чисто шариатско-мусульманские нормы.

Ренессанс мусульманского уголовного права в ряде арабских стран (например, в Судане) в последней трети XX в. объясняется разными причинами, в частности, необходимостью сохранения исламских ценностей (образа жизни, культуры и др.) от "тлетворного" влияния западной цивилизации, необходимостью более эффективной борьбы с преступностью. При этом нередко ссылаются на Саудовскую Аравию, где уровень преступности действительно довольно низкий2. Возможно в какой-то степени это и так, но при этом нередко умалчивают, что как правило, мусульманское законодательство вводится в политических целях для сохранения или укрепления власти реакционного режима, как это имеет место в Йемене.

Строго говоря "шариат" и "мусульманское право" - это не синонимы. В связи с этим профессор Л. Р. Сюкияйнен отмечает: «давая толкования соответствующих конституционных положений, конституционные суды ряда исламских стран подчерчивают, что под шариатом подразумеваются, прежде всего, общие принципы мусульманского права». См. его работу: Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997, с. 17. Поскольку "китайской стены" между этими двумя понятиями нет, и они нередко используются как означающие одно и то же, в данной работе, конечно условно, они будут применяться как взаимозаменяющие.

2 Амин Омар Ахмед. Развитие уголовного законодательства Судана(основные институты общей части). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1999. С. 4.

Основная задача настоящей диссертации - показать влияние шариатских норм на решение вопросов уголовной ответственности за посягательства на основные ценности человека - жизнь и здоровье.

Актуальность темы исследования обусловлена ее значением в решении вопросов охраны основных прав личности (жизни и здоровья), трудностями, встречающимися на практике при разрешении отдельных вопросов о разграничении покушения на убийство от причинения тяжкого вреда здоровью, а также отсутствием специальных работ по данной проблеме.

Важнейшие объекты защиты в современном обществе цивилизованных государств - это право каждого человека на жизнь и здоровье, поэтому проблема охраны этих прав является приоритетной и в уголовном праве. В законодательстве ряда стран, как европейских, так и арабских, в том числе и Йемена, вопросы ответственности за преступления против жизни и здоровья решаются неоднозначно. Спорными остаются некоторые аспекты данной проблемы и в доктрине уголовного права. Все это свидетельствует об актуальности темы исследования.

Значение темы исследования определяется и ее информационной новизной, так как в России и в странах СНГ работ по уголовному праву Йеменской Республики, посвященных преступлениям против жизни и здоровья, практически нет.

Преступления против жизни и здоровья в современном Йемене совершаются не столь часто как, например, в России, других странах. Однако в последнее время и в Йемене увеличилось число данных преступлений. Это обусловлено ухудшением материального положения в стране, особенно после объединения Южного и Северного Йемена в 1990 году и гражданской войны в 1994 году. В Йемене увеличилось число преступлений против жизни и здоровья, совершаемых из корыстных, личностных, политических и других побуждений, а также из кровной мести, все еще распространенной в Йемене.

По данным уголовной статистики Центрального управления уголовного розыска Йемена в 1996 году было совершенно 3472 преступлений

против жизни и здоровья, что составило 50% от общего числа преступлений против личности, а в 1997 году их число возросло до 4823 и составило 56% от общего числа преступления против личности . Следует отметить, что количество умышленных убийств в 1997 году возросло на 7% по сравнению с 1996 годом, а к 1998 г. на 9%.

В данной работе предпринята попытка провести сравнительно-правовое исследование вопросов ответственности за преступления против жизни и здоровья (убийства, телесные повреждения и аборт) по уголовному праву Йемена, Ливана, Сирии, Египта, Иордании, России и других стран.

В Конституции Йемена (ст. 2,3) говорится, что ислам является государственной религией, а шариат - основным источником законодательства, в том числе и уголовного. Из этого можно сделать вывод о том, что ответственность за преступления против жизни и здоровья по УК ИР должна определяться на основе шариата.

На наш взгляд, шариат не должен провозглашаться самостоятельным источником права, противопоставляемым законодательству и имеющим верховенство по отношению к нему. Вместе с тем, в современный период развития йеменского государства еще рано совсем отказываться от норм шариата. Оптимальным было бы постепенно заменять их иными нормами, что и наблюдается в правоприменительной практике.

По мусульманскому праву преступления против жизни и здоровья составляют преступления категории "кисас", означающий "возмездие", т. е. наказания за такие преступления должны быть "равными" по тяжести совершенному противоправному деянию. Это правило вытекает не только из Корана, в суре № 2«Корова» говорится: "В мести жизнь для вас, люди рассудительные: может быть, вы будете богобоязливы"; "Кто же преступает против вас, - то преступайте против него подобно тому, как он преступил против вас", но и из Сунны - преданий о Пророке, которому приписываются высказывания о том, что за умышленное убийство должно

1 Архив Центрального управления уголовного розыска. Март, 1998. Сана (на араб.яз.).

6 следовать возмездие, а также, что за это допускается "законное" пролитие кре?и. Л.Р. Сюкияйнен отмечает, что эти положения сунны толкуются мусульманскими правоведами как установление за умышленное убийство строго определенной санкции - смертной казни в качестве наказания, эквивалентного преступлению1. Согласно преданию, в случае умышленного убийства или умышленного телесного повреждения, Пророк разрешал пострадавшей стороне выбирать одно из трех - кисас, принятие от преступника выкупа за кровь (дия или арш)2 или прощение преступника.

Жизнь представляет собой первичное благо человека. Она дана ему природой, а не государством или правом, но государство и право служат лучшей организацией жизни как наиважнейшей ценности. По отношению к человеческой жизни такие исторически меняющиеся категории как власть, собственность, экономика, религия, право, носят подчиненный характер. Они призваны делать человеческую жизнь лучше. Для достижения этой цели нужен целый ряд гарантий; уголовная охрана лишь одна из них, причем не самая эффективная. Самая эффективная гарантия жизни состоит не в применении наказания за посягательство на нее, хотя это тоже важно, а в предупреждении таких посягательств другими способами: экономическими, социальными, культурными и нравственными. Цели и задачи исследования.

Основная цель настоящей работы - проведение комплексного сравнительно - правового исследования вопросов ответственности за преступления против жизни и здоровья по уголовному праву Йеменской Республики.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986, с. 193.

^'Дия" - это выкуп за кровь. Она составляет 1000 мискалей (мискаль - мера веса, равная 24 каратам или

4,68г.) чистого золота, т. е. 500 фунтам золота "Або валяд" или соответствующей сумме бумажных денег по

действующему на момент уплаты курсу.

Арш - это определенная доля от дни, которая устанавливается в зависимости от совершенного

преступления.

дать общую характеристику преступлений против жизни и здоровья, рассмотреть понятие и место этих преступлений в системе преступлений против личности по УК ЙР, а также проанализировать элементы этих преступлений;

рассмотреть отдельные виды преступлений против жизни и здоровья: простое умьппленное убийство, тяжкое убийство, убийство, совершенное при смягчающих обстоятельствах и неумышленное убийство (убийство по ошибке), разновидности телесных повреждений, производство аборта как без согласия женщины, так и при ее согласии;

изучить соответствующую судебную практику и доступную по теме исследования научную литературу;

- проанализировать положения действующего УК ЙР 1994 г. об
ответственности за преступления против жизни и здоровья и выявить в нем
недостатки и пробелы;

- разработать рекомендации по совершенствованию законодательства
Йемена в этой части.

Методическая и теоретическая основы работы.

В ходе исследования автор руководствовался научными методами познания, такими как системный, сравнительно-правовой, логико-юридический, теоретико-прикладной и др. По мере возможности проводилось обобщение судебной практики по делам данной категории в арабских странах.

Работа написана на основе анализа соответствующих источников мусульманского права (Корана и Сунны).

Нормативной основой исследования послужили действующее конституционное и уголовное законодательство Йеменской Республики, а также положения уголовного законодательства отдельных стран, в частности Египта, Иордании, Сирии, Ливана, Марокко, России и др.

Для достижения вышеуказанной цели в качестве исходной теоретической базы были использованы положения, содержащиеся в трудах

арабских и российских юристов: Али Хасана Аль-Шарафи, Хусейна Абдо Али, Абдо Аль-Кадира Ауда, Ахмеда Фатхи Бахнаси, Махмуда Нагиба Хусни, Мухаммеда Заки Абу Амера, Камель Ас-Сайда, Рамсиса Багнама, Мухаммеда Субхи Наджема и Абдель Рахмана Тауфика, Фаузия Абдель Сатара, Хамида Ac-Сади, Хасана Садика Аль-Марсвауи, Абдо Аль-Мухаймена Бакра, Л.Р. Сюкияйнена, В.А. Пантелеева, И.Д. Козочкина, В.А. Лихачева, А.В. Кудрявцева, А.В. Наумова, Ф.М.Решетникова, СВ. Бородина, А.Н. Игнатова и Ю.А. Красикова, А.Н. Красикова, Б.С. Волкова, Н.Ф. Кузнецовой, Н.И. Ветрова и Ю.И. Ляпунова, Н.И. Загородникова, А.В. Кузнецова и др.

Научная новизна диссертации.

Новизна работы заключается в том, что она является первым в российской юридической литературе комплексным монографическим сравнительно-правовым исследованием вопросов уголовной ответственности за преступления против жизни и здоровья по уголовному праву Йемена. В йеменской юридической литературе преступления против жизни и здоровья мало исследованы. Работа окажется полезной и для правоприменительной практики Йемена. Исследование интересно и для российского права.

Проведенное исследование позволило прийти к ряду выводов, которые выносятся на защиту:

1. Преступления против жизни и здоровья занимают главное место в
системе преступлений против личности, хотя последние и расположены
почти в конце системы Особенной части УК ИР.

По мнению автора, роль той или иной социальной ценности определяется не столько ее местом в системе соответствующего законодательства, сколько правовыми последствиями за пренебрежение ею, а также правоприменительной практикой и отношением общества и государства к оценке ее значимости.

2. Уголовному праву Йемена и других арабских стран неизвестно
понятие состава преступления. Основанием уголовной ответственности за

9 совершение любого преступления, в том числе и за преступления против жизни и здоровья, является наличие совокупности трех элементов (легального, материального и морального), которые появились в этих странах под влиянием французской концепции уголовного права.

Однако в силу несовершенства этой концепции за ее пределами оказался такой важный вопрос, как объект преступления, который автор считает целесообразным включить в материальный элемент преступления.

3. В рамках материального элемента (его примерным эквивалентом в
российском уголовном праве является объективная сторона преступления)
рассматриваются: преступное деяние, его последствия (результат),
причинная связь между деянием (действием или бездействием) и
последствием (результатом). В работах арабских авторов, в том числе и
йеменских, можно обнаружить несколько теорий причинной связи: теория
непосредственной причинности, теория приемлемой или подходящей
причинности и теория равнозначности причин. На основе анализа и
сопоставления различных точек зрения автор пришел к выводу о том, что в
уголовно-правовой доктрине ИР доминирует теория приемлемой или
подходящей причинности, которая получила закрепление в ст. 7 УК ЙР и
имеет важное значение для решения вопросов об ответственности за
рассматриваемые преступления. Эта теория исходит из возможности того,
что совершенное действие привело к данному результату. Для того, чтобы
человек был признан ответственным за преступление, его действия с самого
их начала должны были содержать в себе возможность такого результата с
тем, чтобы в ходе естественного развития событий наступление
соответствующего результата было вероятным или неизбежным и
ожидаемым. Было ли совершенное действие подходящей или приемлемой
причиной наступления результата, судья решает исходя из фактов и условий,
касающихся каждого конкретного дела.

4. В работе отмечается, что вопрос о начальном моменте жизни
человека как объекте уголовно-правовой охраны отражен в ст. 230 УК ИР

10 недостаточно четко, так как в ней не учтена возможность посягательства на жизнь новорожденного в процессе его появления на свет. В этой связи предлагается изменить текст ст. 230 УК Йемена, изложив его в следующей редакции: «Новорожденный считается человеком, обладающим человеческими правами, если большая часть его тела вышла живой из утробы матери вне зависимости от того, имеет ли все его тело или его часть собственную систему кровообращения, а также вне зависимости от факта отделения или неотделения плода от пуповины. Подтверждением начала его жизни служит то, что он крикнул, чихнул, начал дышать или совершил какое-либо движение, которым сопровождается жизнь». Кроме того, автор считает, что объектом такой охраны является именно сама жизнь, а не способность к жизни. Поэтому если новорожденный появился на свет с дефектом тела, то он все равно остается под защитой уголовного закона.

5. В отличие от большинства УК арабских стоан и почти всех

л- д.

европейских, УК ЙР требует помимо общих признаков убийства еще одного, относящегося непосредственно к убитому (потерпевшему), а именно наличия признака масума, т.е. убитый должен быть масумым человеком1.

Отличие между «масумым» и «немасумым» человеком в мусульманском праве очень велико. Масумый человек имеет полную правовую защиту перед законом, он человек "защищенной крови", то есть его жизнь полностью охраняется законом; в случае умышленного посягательства на его жизнь, виновный будет нести ответственность за совершение умышленного убийства.

В отличие от масумого человека, немасумый человек не имеет полной правовой защиты, так как он в шариатском правовом смысле признается человеком «незащищенной крови».

1 В соответствии со ст. 231 УК ЙР "Масумый" человек это: а) Мусульманин, независимо от его гражданства; б) Йеменец, независимо от его вероисповедания; в) Лицо, принадлежащее к какому-либо государству, имеющему мирные отношения с Йеменской Республикой или в случае, если это государство находится в положении войны с Йеменской Республикой, но объявлено о временном примирении (моратории); г) Лицо, имеющее законное разрешение для пребывания на территории Йемена до истечения срока пребывания, независимо от его принадлежности к государству, ведущему войну с Йеменской Республикой. Разрешение на пребывание на территории Йемена действительно, пока оно не аннулируется уполномоченным государственным органом.

В мусульманском праве лицо признается немасумым человеком с момента совершения одного из следующих преступлений:

  1. Отречение мусульманина от веры - ислама;

  2. Прелюбодеяние человека, состоящего в браке;

3.Совершение разбойного нападения, повлекшего смерть человека (аль-мухариб);

4. Совершение умышленного убийства, за которое установлено наказание в виде смертной казни «Кисас».

В юридической литературе объектом любого преступления является то, на что посягает лицо, совершившее деяние, и чему причиняется или может быть причинен вред в результате преступления.

При совершении убийства лицо, его совершившее, посягает на жизнь другого человека независимо от его качеств. Поэтому автор не может согласиться с йеменским законодателем в том, что объектом убийства является жизнь масумого человека и предлагает исключить слово масум из текста ст. 234 УК ЙР.

6. Совершение умышленного убийства по мотиву кровной мести имеет не меньшую общественную опасность, чем тяжкое убийство, предусмотренное ч. 2 ст. 234 УК ИР, так как в ряде случаев приводит к совершению целой "цепи" убийств. Махмуд Сайд Мухаммед отмечает, что число жертв кровомщения в отдельных конфликтах достигает более десятка человек и такие конфликты имеют место до сегодняшнего дня1. Было бы целесообразным рассматривать умышленное убийство по мотиву кровной мести как тяжкое убийство (ч. 2 ст. 234 УК ИР). Сам факт отражения рассматриваемого обстоятельства в законе обратил бы внимание на особую опасность такого убийства, отразил бы реальное желание государства бороться с такими пережитками и его нетерпимость к подобным вредным

1 Махмуд Сайд Мухаммед. Ответственность за убийство на почве кровной мести по уголовному праву ЙР. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.,1998, с.25.

обычаям. Однако, учитывая широкое распространение в Йемене обычаев и норм шариата, такое предложение вряд ли будет реализовано.

7. Йеменское уголовное законодательство не содержит специальных норм об ответственности за причинение вреда здоровью в результате заражения венерической болезнью и ВИЧ-инфекцией, как это имеет место в законодательстве многих стран, что, по мнению автора, также является одним из недостатков уголовного кодекса Йемена. В отдельных случаях подобные действия могут рассматриваться в рамках преступлений против здоровья. Однако, это не всегда возможно и не отражает в полной мере сущности рассматриваемых деяний. Вместе с тем в ЙР уже имеют место случаи заражения лиц ВИЧ-инфекцией. Эта болезнь века, по прогнозам ученых, будет прогрессировать, поэтому постановка вопроса об уголовной ответственности за заведомое заражение другого лица ВИЧ- инфекцией и ее признаках в подобных ситуациях весьма своевременна. В связи с чем предлагается дополнить УК Йемена статьей об ответственности за заражение и поставление в опасность заражения ВИЧ- инфекцией.

Научно-практическая значимость диссертации заключается в том, что содержащиеся в ней положения, предложения и выводы могут быть использованы для дальнейшей теоретической разработки вопросов ответственности за преступления против жизни и здоровья по уголовному праву Йемена и других арабских стран. Материалы диссертации оказали бы пользу при осуществлении учебного процесса в изучении курса уголовного права как на юридических факультетах университетов Йеменской Республики, так и в российских вузах. Сформулированные в работе положения и выводы могут быть использованы и при совершенствовании уголовного законодательства Йеменской Республики. Они могут быть использованы и в учебном процессе при изучении уголовного права арабских государств.

13 Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования были обсуждены на заседаниях кафедры уголовного права и процесса Российского университета дружбы народов, на заседаниях научного кружка кафедры.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

  1. Преступления против жизни и здоровья в Йеменской Республике// Журнал «Российский следователь», М., 1999г., № 3.

  2. Убийство по неосторожности по уголовному праву Йемена // Деп. ИНИОН РАН, 14.11.2000 г. № 56031.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя десять параграфов, заключения и библиографии.

Понятие и место преступлений против жизни и здоровья в системе преступлений против личности по УК ЙР

Жизнь и здоровье человека представляют собой важнейшие, от природы ему данные блага, основополагающие социальные ценности. После совершения преступления против жизни и здоровья наступают последствия, неподдающиеся восстановлению: утрата жизни, какого-либо органа или его функций, психические заболевания, моральная неудовлетворенность и пр. Это подчеркивает специфику общественной опасности данных преступлений. Никакая денежная или имущественная компенсация не вернет человека к жизни и не восстановит в полной мере его здоровье.

В уголовном законодательстве Йемена не содержится определения преступлений против жизни и здоровья, но из анализа статей уголовного кодекса и с учетом правоприменительной практики и правовой доктрины Йеменской Республики можно определить эти преступления как предусмотренные разделом I гл. X УК ЙР наказуемые деяния, совершенные умышленно или неумышленно, непосредственно посягающие на жизнь и здоровье другого человека.

В данном определении выделены три основных признака рассматриваемых преступлений: 1) наказуемость; 2) деяние (действие или бездействие); 3) виновность.

Данные признаки отражают основные элементы преступления против жизни и здоровья: легальный, материальный и моральный, о чем пойдет речь в следующем параграфе.

Необходимо отметить, что эти элементы появились в законодательстве арабских стран под влиянием французской концепции уголовного права. Однако в силу несовершенства этой концепции за ее пределами оказался такой важный вопрос, как объект преступления, который автор считает целесообразным включить в материальный элемент.

Конституция Йемена в гл. 2 ст. 40-57 (основные права и обязанности граждан) провозглашает права личности и в их числе: право на жизнь, здоровье, достоинство и неприкосновенность, участие в общественной жизни и др. Данные положения Конституции Йемена соответствуют ст. 3 Всеобщей Декларации прав человека.

Разные отрасли права (гражданское, семейное, трудовое, административное, уголовное) в той или иной степени охраняют права личности от различных посягательств на них.

Наиболее опасные нарушения прав личности влекут уголовную ответственность и строгое наказание.

Уголовно-правовой охране прав личности от преступных посягательств посвящены две главы Особенной части уголовного кодекса Йемена: гл. 10 «Преступления, посягающие на личность и семью» (ст. 230-262) и гл. 11 «Прелюбодеяние, развратные действия и аморальное поведение» (ст. 263-293 УК).

Вместе с этим УК имеет ряд статей, отнесенных к другим главам, в которых содержатся положения об охране прав личности. По большому счету, весь уголовный кодекс охраняет, в первую очередь, личность и общество в целом. Однако, гл. 10 и 11 рассматривают личность обособленно от других общественных интересов и непосредственно предусматривают ответственность за посягательство на ее блага.

Следует отметить, что в Особенной части уголовного кодекса Йемена, как и в уголовных кодексах многих развивающихся стран (например, УК Иордании, УК Сирии и др.), в отличие от действующих УК Франции, России и других стран, преступления против личности стоят не на первом месте. В системе норм Особенной части УК Йемена они занимают почти последнее место. После рассматриваемых преступлений идут только имущественные преступления.

Однако автор считает, что роль той или иной социальной ценности определяется не столько местом, которое отведено ей в системе законодательства, сколько правовыми последствиями за пренебрежение ею, а также правоприменительной практикой и отношением общества и государства к оценке ее значимости.

За преступления против личности, в частности против жизни и здоровья человека, УК ИР устанавливает суровые санкции (смертную казнь, "дия" и лишение свободы на срок до 10 лет). Широкое распространение имеют и обычаи, не считающиеся с законом и почитаемые йеменским народом, особенно племенами на севере Йемена.

Надо отметить, что размер "дия" с годами меняется. Если раньше "дия" выплачивали в натуральном виде, то в настоящее время чаще выплачивают в денежном выражении.

В соответствии с писанным обычным правом Йемена 1715 года, размер дия составлял 100 верблюдов (200 быков или 2000 баранов). Этот размер был установлен пророком Мухаммедом в его письме йеменским народам1.

Характеристика элементов преступлений против жизни и здоровья

Уголовное законодательство и правовая теория Йеменской Республики не оперируют понятием «состав преступления», широко используемого в России. В уголовно-правовой доктрине основанием уголовной ответственности считается наличие трех элементов, составляющих каждое преступление: легального, материального и морального. Указанные элементы закреплены в ст. 2, 7, 8,9,31,33 УК ЙР2.

А. Легальный элемент преступлений против жизни и здоровья. Заключается в том, что запрет на совершение действия или бездействия и наказание за него должны быть установлены в законе. Соответствующий закон должен быть действующим на момент совершения преступления (деяния), в месте совершения преступления и распространяющимся на лицо, совершившее указанное запрещенное действие. Отсутствие любого из названных условий служит основанием, по которому отсутствует ответственность.

Законодатель основывает легальный элемент на двух следующих принципах: 1) запрет не имеет обратной силы; 2) основы вещей и действий - дозволение разрешений - любое действие или бездействие разрешено до тех пор, пока оно не запрещается законом

Оба эти принципа означают, что любое действие или бездействие не может считаться преступлением, пока оно не запрещено или не наказывается законом.

Легальный элемент, вытекающий из принципа "nullum crimen, nulla poena sine lege", требует установления того, чтобы каждое конкретное деяние до его совершения было предусмотрено, то есть запрещено законом.

Этот общий принцип - нет преступления и нет наказания без указания на то в законе - нашел отражение в первом источнике мусульманского права. В Коране, в суре № 17 «Перенес ночью» (стих 15) говорится: «Кто идет прямым путем, идет для самого себя, а кто заблуждается, тот заблуждается во вред самому себе; не понесет носящая ношу другой, и мы не наказывали, пока не посылали посланца», а также нашел отражение и в уголовном кодексе Йеменской Республики. В ст. 2 УК говорится: «Уголовная ответственность личная и нет преступления и нет наказания без закона».

Для того, чтобы установить наличие в деянии легального элемента, превращающего это деяние в преступление, суд должен решить задачу правильной квалификации известных ему фактов. Такая квалификация включает в себя ответы на следующие вопросы: 1) определены ли законом в качестве уголовно-правовых факты, которые инкриминируются обвиняемому, и если да, то 2) какими именно его нормами они определены и какое легальное название деяния (применительно к данной работе - убийство и посягательство на организм)1.

С квалификацией фактов тесно связан вопрос толкования уголовного закона. Довольно распространенным является принцип «уголовные законы толкуются ограничительно», который не допускает расширения оснований уголовной ответственности. Однако, практике известны случаи отхода от этого принципа в сторону расширительного толкования.

Таким образом, преступлениями против жизни и здоровья по УК Йемена признаются только те общественные опасные деяния, которые установлены в его статьях. К ним относятся: умышленное убийство, совершенное при смягчающих обстоятельствах (ст. 232, 233УК); простое умышленное убийство (ст. 234, ч. 1 УК); тяжкое убийство (ст. 234, ч. 3 УК); неосторожное убийство (ст. 238УК); производство аборта без согласия женщины (ст.239УК); производство аборта при согласии женщины (ст. 240УК); умышленное причинение телесных повреждений (ст. 241, 243-244 УК), неосторожное причинение вреда здоровью (ст. 245 УК), а также преступления против жизни и здоровья, рассматриваемые в других статьях УКЙР.

Б. Материальный элемент. Материальный элемент требует, чтобы инкриминируемое деяние было выражено во вне, а не являлось простым воображением виновного. Другими словами, он предполагает материализацию намерения, так как простое обнаружение умысла для привлечения лица к ответственности и его наказания недостаточно. В сущности, этот элемент представляет собой то, что в российском уголовном праве охватывается понятием объективной стороны преступления.

Материальный элемент преступления против жизни и здоровья, как и других преступлений, состоит из трех частей: 1) преступное поведение, то есть деяние (действие или бездействие) лица, его совершившего; 2) результат или последствия этого деяния, попадающие под действие соответствующей статьи УК, то есть смерть или причинение вреда здоровью или опасность ее причинения; 3) причинная связь между действием или бездействием и его результатом.

Материальный элемент преступления нашел отражение в ст. 7 Уголовного Кодекса ИР: «Лицо не несёт ответственности за преступление, для признания совершения которого закон требует наличия определенных последствий, за исключением случаев, когда его поступок в виде действия или бездействия является причиной наступления таких последствий. Причинная связь возникает, когда представляется вероятным, в соответствии с нормальным ходом событий в жизни, что именно поведение преступника стало причиной наступления таких последствий. Если же причина этих последствий не связана с ним, то он не несет ответственности за совершение преступления, поскольку в данном случае причинная связь отсутствует, при наличии другого фактора, являющегося самодостаточным для наступления подобных последствий. В этом случае ответственность данного лица за его поступок ограничивается, если закон считает его не связанным с наступившими последствиями».

Из анализа данной статьи можно прийти к выводу о том, что преступление может быть совершено путем активного поведения «действия» или путем пассивного поведения «бездействия».

Понятие жизни человека и его значение в уголовном праве Йемена

Понятие «жизнь человека» - биосоциальное, медицинское. Оно не отражено в уголовном законодательстве. Вместе с тем, такие аспекты жизни, как момент ее начала и наступление смерти имеют важное практическое значение для решения разных вопросов, в том числе и уголовно-правовых. Особенно применительно к понятию убийства. Один из них: «Убийство - это умышленное лишение жизни человека действием другого человека без права на это»1. Другое определение звучит следующим образом: «Убийство - это совершение действия или несовершение действия с целью лишения жизни другого лица без права на это» .

Смысл слов «без права на это» заключается в отсутствии этого преступления (убийства) в случае использования, например, права законной обороны, а также совершения убийства в качестве наказания (кисас или хад) при исполнении приговора.

Из вышеприведенных определений можно сделать вывод о том, что речь идет только об умышленном убийстве. Такое определение существовало и в советской уголовно-правовой литературе, например, М.Д.Шаргородский, который считал убийством лишь умышленное лишение жизни другого человека, а неосторожное причинение смерти предлагал не называть убийством . Данное определение нашло отражение в новом уголовном кодексе Российской Федерации. В ч. 1 ст. 105 этого кодекса говорится: «Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку»1.

В отличие от вышеуказанных определений убийства, в йеменской уголовно-правовой литературе существует следующее определение убийства: «Убийство представляет собой посягательство на жизнь человека, повлекшее за собой его умерщвление» . Данное определение означает совершение одним человеком незаконного действия в отношении другого человека, обладающего атрибутом жизни, и повлекшее за собой лишение его данного атрибута.

Понятие «посягательство» означает преступление, то есть превышение того предела, на котором законодательство предписывает остановиться. Указанное посягательство подразумевает любое превышение этого предела -как умышленное, так и неумышленное. Здесь необходимо отметить, что уголовные кодексы многих арабских стран не содержат понятия убийства, они лишь указывают на его виды.

Определение убийства как посягательства на жизнь человека, повлекшего за собой его умерщвление, означает, что все виды убийств предполагают, что до совершения деяния (убийства) человек был жив и жил бы, если не было бы совершено посягательства со стороны другого лица, приведшее к прекращению жизни. В этой связи важно определить, что означает человеческая жизнь, когда она начинается и когда заканчивается. Поскольку именно она выступает в качестве объекта совершения преступления (убийства).

Жизнь человека является одним из важнейших объектов уголовно-правовой охраны, самой главной ценностью любого общества. Определение этого объекта позволяет очертить круг действий, попадающих под категорию преступлений против жизни, именуемых убийством. Нет сомнения в праве каждого человека на жизнь. Независимо ни от каких обстоятельств это право охраняется, в том числе и уголовным законом. Такая охрана наряду с другими мерами (медицинского, экономического характера, и др.) обеспечивает в конечном итоге существование самого общества.

По мнению мексиканского юриста Гонсалеса Дела Вега, «человеческая жизнь составляет основное общественное благо и сущность всей деятельности государства, основанного на людях, образующих общество»1.

Некоторые авторы комментариев к законодательству или научных работ, такие как, например, Махмуд Нагиб Хусни, Рауф Аибед и другие, определяют объектом убийства «живого человека»2. Подобное определение носит весьма общий характер и может быть применено к объектам большинства преступлений против личности. Это объект и убийства, и посягательства на физическую неприкосновенность, и прелюбодеяния, оскорбления, клеветы и т.д. Однако конкретный объект убийства - это сама «жизнь», если она присутствует в существе, обладающем атрибутами человека, или, точнее, - это «человеческая жизнь», поскольку посягательство совершается именно на нее и прекращает ее, тогда как посягательство на физическую целостность человека предполагает другой объект, а именно -живой человеческий организм, и направлено против организма человека, а не против его жизни.

Жизнь - это атрибут, дарованный организму и присутствующий в нем, пока он осуществляет минимум естественных жизненных функций, то есть пока он полностью или частично выполняет свои обычные функции - как внешние, осуществляемые наружными органами, так и скрытые, осуществляемые внутренними органами. Как физические, так и умственные, психические

Здоровье человека как объект уголовно - правовой охраны

Уголовное законодательство Йеменской Республики среди человеческих ценностей в системе преступлений против личности сразу же вслед за жизнью называет физическую целостность организма человека.

Право на охрану здоровья является одним из основных прав, гарантированных Конституцией Йеменской Республики. Согласно ст. 54 Конституции ЙР, это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан и другими мерами, направленными на предупреждение и снижение заболеваемости.

Каждый человек имеет право на охрану здоровья, и никто не вправе совершать какие- то действия или бездействия с целью подрыва или ослабления его здоровья, кроме случаев обусловленных необходимостью сохранения его жизни (например, ампутация ноги, руки и другие операции, проводимые по медицинским показаниям). Здоровье человека является одним из важнейших объектов уголовно-правовой охраны. Любое посягательство на здоровье другого человека при наличии признака противоправности является преступлением и попадает под действие уголовного закона.

Существует мнение, что понятие здоровья не требует какого- либо определения. Этим, видимо объясняется отсутствие его разъяснения в энциклопедиях. Однако, когда речь идет о здоровье как о благе, которое берется под защиту уголовным законом, и когда, в зависимости от причиненного здоровью вреда, устанавливаются разные по тяжести наказания, представляется необходимым остановиться на этом понятии.

Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного социального, психического и физического благополучия, когда все функции человека уравновешены окружающей средой - природной и социальной»1. Следовательно, под здоровьем необходимо понимать такое состояние человека, которое позволяет ему правильно и нормально жить и работать. Однако когда мы говорим о здоровье человека, как об объекте защиты уголовным законом, то имеем в виду его состояние в момент совершения противоправных действий. Аномалии в организме человека не влияют на конструкцию и характер ответственности за преступления против здоровья.

Необходимо отметить, что некоторые российские авторы как, например, Э. Ф. Побегайло считают, что под здоровьем понимается естественное состояние организма, характеризующееся отсутствием каких-либо болезненных изменений . Однако мы не можем согласиться с этой точкой зрения по причине того, что здоровье человека остается объектом уголовно- правовой охраны вне зависимости от каких - либо изменений.

Преступления против здоровья представляют собой такие общественно опасные деяния, при совершении которых, умышленно или по неосторожности причиняется вред здоровью другого человека. Общественная опасность этих ш еступлений обусловлена посягательством на одно из самых ценных благ человека. Лишение человека здоровья, даже и кратковременное, сопряжено с причинением ему физического, морального, а часто и материального вреда. Причинение вреда здоровью отвлекает силы человека на восстановление утраченного блага: лечение, приспособление к новым неблагоприятным условиям. Это отвлекает его от творческого труда, семьи и т. д. Под вредом здоровью понимают либо телесные повреждения, т. е. нарушение анатомической целостности органов и тканей или их физиологических функций, либо заболевания или патологические состояния, возникающие в результате воздействия различных факторов внешней среды: механических, физических, химических, биологических, психических1.

Некоторые арабские правоведы, например, Махмуд Нагиб Хусни, Али Хасан Аль — Шарафи и другие определяют преступления против здоровья как « посягательство на целостность организма, приводящие к ее нарушению»3.

Под целостностью здесь имеется в виду естественное или физическое и психическое состояние, в котором находился организм до посягательства на него. Под организмом понимается человеческое тело, обладающее всеми атрибутами человеческой жизни. Преступления, подрывающие здоровье человека, считаются одним из видов преступлений против личности, поскольку посягательство в нем направлено на объект, квалифицируемый как « живой человек».

Данный вид преступлений против личности не предполагает лишения человека жизни - как это имеет место при убийстве - поскольку его объектом является не жизнь человека, а целостность его организма .

Таким образом, основной предпосылкой причинения вреда здоровью является то, что потерпевший после совершения посягательства на него остается или мог бы остаться живым, то есть продолжает сохранять атрибуты жизни, даже если в минимальной степени.

Похожие диссертации на Преступления против жизни и здоровья по уголовному праву Йеменской Республики