Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурные основы ресоциализации преступников Багреева Елена Геннадиевна

Социокультурные основы ресоциализации преступников
<
Социокультурные основы ресоциализации преступников Социокультурные основы ресоциализации преступников Социокультурные основы ресоциализации преступников Социокультурные основы ресоциализации преступников Социокультурные основы ресоциализации преступников Социокультурные основы ресоциализации преступников Социокультурные основы ресоциализации преступников Социокультурные основы ресоциализации преступников Социокультурные основы ресоциализации преступников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Багреева Елена Геннадиевна. Социокультурные основы ресоциализации преступников : Дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.08 : Москва, 2001 369 c. РГБ ОД, 71:02-12/74-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы социокультурной ресоциализации преступников 18

1. Теоретические проблемы социализации и ресоциализации преступников 18

2. Социокультурная дезадаптация и ресоциализация преступников 40

3. Социокультурные проблемы в криминологии 61

ГЛАВА 2. Социокультурная среда в местах лишения свободы 80

1. Основные признаки возникновения и развития субкультуры преступников 80

2. Песенное творчество осужденных 97

3. Специфика проявлений изобразительно-творческой деятельности осужденных 132

ГЛАВА 3. Образование осужденных как основа их социокультурной ресоциализации 164

1. Уровни общего и профессионального образования осужденных 164

2. Зарубежный опыт организации социальной работы по социокультурной ресоциализации заключенных 189

3. Совершенствование системы общего и профессионального образования в местах лишения свободы 208

ГЛАВА 4. Основные пути социокультурной ресоциализации преступников 226

1. Преемственность эстетического воспитания в общеобразовательных школах и в школах исправительных учреждений 226

2. Из опыта социокультурной ресоциализации правонарушителей в теории и практике 20-30-х годов 241

3. Религиозность осужденных как путь формирования их духовных и культурных ценностей 265

ГЛАВА 5. Социокультурные проблемы предупреждения преступлений 286

1. Правовая защита социокультурных требований в отношении лиц, лишенных свободы 286

2. Роль социокультурных факторов в профилактике правонарушений 3 09

3. Правовое обеспечение сохранения культуры в современных условиях как антикриминогенный фактор 325

Заключение 342

Список источников 355

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Интеграция России в международное сообщество, приоритет общечеловеческих ценностей, накопленных мировой культурой, и закрепление их в законодательстве Российской Федерации требуют нового социокультурного подхода к причинам преступности, проблемам ее предупреждения и личности преступника.

Интерес общественных наук к процессу социализации личности объясняется его чрезвычайной важностью, поскольку поддержание человеческого потенциала государства является одним из основных факторов стабильности, а значит, безопасности любого общества.

Для криминологов процесс социализации личности представляет значительный интерес еще и потому, что от его успешности во многом зависит направленность индивида, его деятельность - позитивная, созидательная или деструктивная, преступная.

Первый период проведения политической, экономической и правовой реформ в России привел, как это показывает практика, к весьма неутешительным пока результатам; это в том числе кризисные явления в экономике, снижение жизненного уровня многих слоев населения и рост преступности. Изменения, происходящие во всех сферах жизни нашего общества, на фоне переоценки этических, нравственных, правовых норм и социокультурных ценностей, разрушения идеалов и взглядов, долгие годы составлявших основу общества, явились причинами социокультурной дезадаптации его граждан.

Однако именно социокультурная идентификация личности в группе, обществе порождает чувство уверенности, стабильности и единства со средой, ощущение социальной и психологической защищенности. В ряде случаев именно социокультурная идентификация и является целью создания неформальных объединений (групп), в том числе несовершеннолетних, нередко приводящих к противоправным действиям ее членов. Со циально-психологическая, нравственная и культурная дезадаптация отдельных людей приводит их к поиску альтернативного способа самовыражения и поддержки специфическими средствами.

Одним из первых проблемами культурной дезадаптации личности, как причиной преступности начал заниматься американский ученый Т. Селлин (1938 г.). Анализируя конфликт между культурными ценностями и возможностями их получения, он рассмотрел в качестве криминогенного фактора конфликт между культурными ценностями различных сообществ.

На основе этой теории американский социолог А.Коэн в 1955 г. разработал концепцию субкультур в масштабе социальных групп и ценностных особенностей различных криминальных объединений (банд, сообществ, группировок).

Рассматривая миникультуры, образующиеся в микрогруппах, взгляды, привычки, стереотипы поведения, права и обязанности их членов, нормы общения, меры наказания нарушителей норм, А.Коэн назвал их феноменом субкультуры. Криминальная субкультура, в принципе, находится в противоречии с господствующими в обществе ценностями. Попадая в преступную группу, восприняв ее субкультуру, человек как бы освобождается от иных социальных запретов, более того, их нарушение нередко рассматривается как одна из норм криминальной субкультуры. Эта теория дает нам возможность понять глубинную сущность причинно-следственного комплекса преступности.

Долгие годы российские криминологи (А.И.Алексеев,

Ю.М.Антонян, М.М.Бабаев, А.И.Долгова, В.В.Лунеев, И.И.Карпец, В.Н.Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, Г.М. Миньковский, А.Р.Ратинов, Н.А. Стручков, И.В.Шмаров, С.И.Курганов и др,) подробно изучали комплекс причин преступности. Однако феномену социокультурной идентификации личности, как одному из факторов отклоняющегося и, в частности пре ступного поведения, на наш взгляд, уделялось недостаточное внимание, несмотря на сложность процесса социокультурной социализации и идентификации личности, затрагивающего глубинные аспекты взаимодействия личности со средой.

В последнее время в связи с изменившимися социально-экономическими, правовыми и культурно-нравственными условиями в нашем обществе криминологи расширили поле исследований относительно причин и условий преступности. Так, В.С.Четвериков, рассматривает, как одну из причин преступности, различия в культурно-бытовых условиях жизни. Нормы культуры играют роль важнейших средств регуляции поведения человека и имеют своей основой духовные ценности культуры как общества в целом, так и его социальных групп. Нормы культуры непосредственно связаны с уровнем культуры и в криминологическом плане представляют интерес, поскольку могут находиться в состоянии конфликта и выступать «криминальной подпиткой» многих преступлений.

Устойчивый рост преступности за последние годы, особенно среди несовершеннолетних, деградация отдельных слоев общества, пробелы в законодательстве, а также анализ правоприменительной практики в нашей стране, выявили потребность в теоретическом обосновании необходимости охраны и защиты не только законодательно закрепленного устройства государства, но и общечеловеческих и художественно-культурных ценностей страны.

Криминология сегодня не может не учитывать тенденции развития современных общественных наук, ориентирующихся на интеграцию фундаментального научного знания в практику. Современное социогумани-тарное знание оперирует по преимуществу идеальными конструктами, то есть игнорирует социокультурную динамику общества и человека (Дридзе Т.М.). Основным источником социокультурной динамики являются чело-веко-средовые начала и коммуникативные механизмы, организующие со циогенез и актуальную социокультурную жизнь. Именно это взаимодействие и обеспечивает воспроизводство и постоянное оздоровление социокультурных начал как самого человека, так и общества в целом.

Изучая причины и условия преступности, совершенствуя систему профилактики правонарушений, следует признать, что в защите и охране нуждается как правовое, так и общекультурное пространство нашей страны.

Мировая культура выступает хранителем общечеловеческих моральных и эстетических ценностей, отбирая их в процессе эволюции из множества субкультур, возникших по национальному, профессиональному, возрастному, региональному, религиозному, политическому и другим признакам.

Разумеется, между субкультурами и мировой культурой происходит постоянный процесс взаимодействия и взаимовлияния. Примером мировой культуры могут выступать отдельные яркие образцы каждой субкультуры. Есть своя субкультура и у сообщества преступников, в том числе и у лиц, лишенных свободы. Однако аналогов российской тюремной субкультуры, отличающейся всеми признаками культуры - ее стабильностью, системностью, передачей знаний и опыта в нескольких поколениях, в западном мире нет.

« Взаимовлияние субкультуры и культуры общества не всегда обогащает культуру страны и мира высокими образцами. При беспрепятственном воздействии субкультуры преступного мира на другие субкультуры и на культуру общества в целом происходит снижение уровня ее культуры и, как следствие, деградация и криминализация общества, рост преступности.

Современная криминология, особенно с позиций социологического подхода к изучению причин преступности, рассматривает социальные, экономические, политические, правовые и духовные пороки и недостатки

общественной системы, т.е. те явления, которые вызывают преступность. Однако если социальным, экономическим, политическим, правовым и духовно-нравственным причинам преступности уделялось внимание ряда ученых, то комплекс причин, связанных с социокультурными проблемами правонарушений, в теории пока еще не разработан.

Социально-экономические и культурные преобразования, происходящие в нашем обществе, гуманизация всех сторон его жизни предъявляют новые требования и к организации исполнения наказания и содержанию лиц, лишенных свободы. Так, проблемам криминальной субкультуры и ее нейтрализации в исправительных учреждениях России посвящена работа В.М. Анисимкова1. Однако решение поставленных им проблем ограничивается условиями исправительного учреждения, что, безусловно, очень важно, но недостаточно.

В целом вышеперечисленный комплекс социокультурных проблем преступности до сих пор не становился предметом специального теоретического исследования, поэтому в силу новизны поднятых проблем, тема «Социокультурные основы ресоциализации преступников» является актуальной.

Цели и задачи диссертационного исследования. Опираясь на теоретический анализ отечественной и зарубежной криминологии выявить социокультурные проблемы преступного поведения, особенности социокультурной среды в местах лишения свободы и обосновать условия социокультурной ресоциализации преступников.

Задачи исследования конкретизируют цель исследования. Основными из них являются:

См.: Анисимков В.М. Криминальная субкультура и ее нейтрализация в исправительных учреждениях России. Диссертация на соискание... доктора юридич. наук. М.-Саратов. 1998

теоретически обосновать необходимость выделения социокультурных проблем как направления криминологических исследований;

изучить взаимосвязь социокультурной дезадаптации личности с отклоняющимся, а затем и преступным поведением;

выделить основные признаки возникновения и развития субкультуры преступников;

проанализировать специфику песенных и художественных интересов осужденных;

изучить уровни образования осужденных и пути совершенствования системы образования в местах лишения свободы;

изучить пути социокультурной ресоциализации преступников и предупреждения преступлений;

определить проблемы правовой защиты социокультурного пространства как антикриминогенного фактора.

Объект - социокультурные явления и процессы в среде преступников.

Предмет исследования - природа и механизмы социокультурного воздействия на преступников, в том числе в процессе их ресоциализации.

Методология и методика исследования. Методологическую основу исследования составляют фундаментальные положения философии, а также теоретическая проблематика криминологии, социологии, психологии (общей, юридической, социальной, возрастной, этнопсихологии), педагогики, культурологии, искусствознания.

Нормативной базой исследования являлись Конституция Российской Федерации, документы ООН действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство, а также законодательство в области образования и культуры.

В процессе исследования применялись как общенаучные (анализ, синтез, системный, структурно-функциональный и др.) так и частнонауч ные методы (исторический, сравнительно-правовой, формальнологический, статистический и др.). Кроме того, для обоснования некоторых теоретических выводов применялись социологические методы: анкетирование, наблюдение, изучение продуктов художественного творчества.

С целью изучения условий, позволяющих эффективно функционировать системе образования осужденных, а также факторов, препятствующих данному процессу, были разработаны: методика сбора информации, позволяющая изучить организацию образовательного процесса в колониях, уровни общего и профессионального образования осужденных; персональный опросник для изучения профессиональных потребностей осужденных; специальный психологический тест ( Кудряков Ю.Н., Голубев В.П.) для сопоставления объективных и субъективных данных о профессиональных возможностях осужденных. Исследование было организовано и осуществлено в различных регионах России, научная информация была получена из 36 ИУ, обследовано 43538 осужденных.

На личностном уровне было проведено психологическое тестирование 200 осужденных (по случайной выборке), находящихся в колониях общего и строгого режимов. Использован рисуночный тест, позволяющий на бессознательном уровне определить психологическую направленность личности на реализацию своих потенциальных способностей в различных видах деятельности, т. е. выявляющий совпадение психофизиологических возможностей преступников с их профессиональными потребностями.

Были также собраны и изучены образцы песенного и художественного творчества осужденных.

Научная новизна исследования определяется прежде всего предметом исследования и поставленными задачами и заключается в следующем:

Диссертация является первым монографическим исследованием комплекса социокультурных проблем в криминологии. Ранее проводившиеся исследования криминологов (Г.А. Аванесов, А.И. Алексеев, В.М. Анисимков, Ю.М. Антонян, М.М. Бабаев, М.Н. Гернет, А.И. Гуров, А.И. Долгова, И.И. Карпец, СИ. Курганов, Д.К. Нечевин, П.Г. Пономарев, В.Ф. Пирожков, Г.Ф. Хохряков, В.Е. Эминов и другие) касались отдельных, частных сторон зависимости социокультурных проблем и преступности: в ряде работ упоминались социокультурные факторы как одна из причин преступности, субкультура преступного мира рассматривалась прежде всего как условие, формирующее особые стратификационные отношения и т.д. Рост преступности, ее качественные изменения, особенно среди несовершеннолетних потребовали нового социокультурного подхода к изучению комплекса причин преступности, среды преступников, а также их ресоциализации.

Выделены проблемы в культурной идентификации личности. Социокультурная дезадаптация рассматривается как одна из причин отклоняющегося, а подчас и преступного поведения. Игнорирование социокультурных норм, принятых в обществе приводит человека не только к отчуждению, но и к поиску сообщества, среды, где бы он мог себя идентифицировать. Субкультура преступного мира является той средой, в которой преступник чувствует себя «своим».

Впервые дан анализ образцов художественного творчества осужденных с точки зрения ряда наук (психологии, искусствознания, культурологии, криминологии), что позволило глубже изучить особенности субкультуры преступного мира, способствующие ее проникновению в социокультурное пространство общества.

В двенадцати регионах России проведено комплексное исследование уровня образования осужденных, условий, позволяющих эффективно

функционировать системе образования лиц, находящихся в местах лишения свободы, а также факторов, препятствующих данному процессу.

Впервые проанализированы пути социокультурной ресоциализации преступников как одно из условий их исправления. Изучены приоритеты осужденных в выборе верования, той или иной конфессии, что позволяет ускорить процесс их духовной гармонизации.

Дан исторический анализ организации социокультурной ресоциализации правонарушителей в теории и практике исправительных учреждений 20-30-х годов.

Впервые проанализированы социокультурные требования в отношении лиц, лишенных свободы, в решениях ООН и возможность их реализации в нашей стране как одно из условий нераспространения субкультуры преступного мира, а также одного из путей социокультурной ресоциализации преступников.

Рассмотрен вопрос о правовом обеспечении сохранения культуры в современных условиях как антикриминогенный фактор, позволяющий поднять уровень образования и культуры граждан, и создающий естественные преграды для дальнейшего «расползания» ценностей субкультуры преступного мира, криминализации общества в целом.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Социокультурные основы ресоциализации преступников являются объектом самостоятельного криминологического исследования, что обусловлено недостаточной исследованностью субкультуры преступников и роли культуры и образования в преступном поведении.

2. В новых социально-экономических и нравственно-духовных условиях России возникает острая необходимость особого криминологического внимания к изучению социокультурных факторов преступности, в том числе среди молодого поколения.

3. Обоснование концептуального положения о необходимости расширения и углубления всех общепринятых составных частей предмета науки криминологии рассмотрением социокультурных аспектов преступности, причин и закономерностей ее возникновения, социокультурной дезадаптации и необходимостью культурной идентификации личности преступника, а также разработкой социокультурных мер предупреждения преступности.

4. Вывод о том, что в современной криминологии нет единого понимания необходимости анализа социокультурных факторов преступности и значимости такого подхода в борьбе с преступностью.

5. Обоснование необходимости создания теории и практики системы социокультурной ресоциализации преступников, т.е. теоретической и практической концепций такой ресоциализации.

6. Разработка проблем совершенствования системы общего и профессионального образования осужденных в качестве одного из условий социокультурной ресоциализации преступников.

7. Концептуальное положение о том, что проникновение и негативное влияние субкультуры преступного мира на культурный фон страны, приводит, с одной стороны, к падению общего культурного уровня народа, размыванию духовно-нравственных устоев общества, к его криминализации и, с другой стороны, к укреплению и обособлению мира преступников, его рецидивизации.

8. Результаты исследования процесса социокультурной ресоциализации преступников как сложного и поэтапного, состоящего из субкультурной десоциализации (отказ от ценностей субкультуры преступного мира) и путей социокультурного возвращения в открытый социум, базирующихся на культурологическом, психологическом, правовом, образовательном и иных аспектах жизнедеятельности.

9. Доказывание концептуального положения о том, что успешность культурной идентификации личности и ее культурную социализацию следует рассматривать как одно из условий профилактики преступлений.

10. Обоснование необходимости правового обеспечения защиты, сохранения и развития культурного (материального и духовного) достояния страны в качестве антикриминогенного фактора.

11. Предложения о приведении российского законодательства в соответствие с основными положениями и рекомендациями международно-правовых актов и документов, которые регламентируют социокультурные требования к условиям содержания лиц, лишенных свободы.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Диссертация представляет собой самостоятельное исследование теоретических и прикладных проблем социокультурной ресоциализации преступников. В ней на основе обобщения и критического анализа научной литературы и практики ставится и исследуется в теоретико-правовом и криминологическом аспектах социокультурные проблемы преступности и воздействия на нее с помощью социокультурных механизмов.

Данное исследование дает возможность расширить и углубить криминологические знания, выделить социокультурные факторы в предмете криминологии, в том числе: определить взаимосвязь уровня образования и культуры с преступностью; показать социокультурную дезадаптацию личности как одну из причин преступности и преступного поведения; исследовать комплексные проблемы личности преступника в аспекте низкого уровня образования и культуры, а также психологической потребности в культурной идентификации преступника в субкультуре преступного мира и путях его социокультурной ресоциализации; доказать, что успешное предупреждение преступности невозможно без учета особенностей социокультурного пространства общества и преступной субкультуры, без необходимого изучения и закрепления в законодательстве способов правового обеспечения сохранения и развития культуры страны как антикриминогенного фактора, без, наконец, соответствующей практической деятельности.

Разработанные методологические положения и выводы, комплексный анализ субкультуры преступного мира и факторов, воздействующих на нее, а также анализ путей социокультурной ресоциализации в нашей стране и за рубежом, могут быть использованы при проведении дальнейших исследований социокультурных причин преступности, разработке новых путей, форм и методов социокультурной ресоциализации преступников; разработке федеральных и региональных программ борьбы с преступностью с учетом социокультурных факторов; в целях гуманизации исполнения наказания сделанные выводы позволяют определить социокультурные условия содержания осужденных в соответствии с международными требованиями, а также совершенствовать систему их образования; могут быть использованы в научно-исследовательской работе и в учебном процессе в системе юридического образования.

Апробация основных положений исследования и внедрение результатов. Настоящее диссертационное исследование явилось результатом многолетней научно-исследовательской и педагогической деятельности соискателя. За двадцать лет автором собран репрезентативный эмпирический материал в местах лишения свободы о социокультурных явлениях и процессах, об уровне образования осужденных, их художественно-эстетических потребностях, особенностях их проявления в поведении.

Полученные результаты исследования использовались при подготовке отчетов по темам планов НИР научно-исследовательских лабораторий ВНИИ МВД России с 1993 года по настоящее время, включая изуче ниє уровня образования осужденных, опыта социальной работы с заключенными в зарубежных странах, организации профессионального образования лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, реализации конституционного права на получение среднего профессионального образования гражданами, осужденными к лишению свободы, а также проблемы милиции общественной безопасности, профилактики преступности среди несовершеннолетних, причины повторной преступности несовершеннолетних, формы и методы работы полиции зарубежных стран с несовершеннолетними правонарушителями.

Материалы исследования нашли отражение в методических рекомендациях, аналитических обзорах и предложениях, подготовленных соискателем самостоятельно и в соавторстве. Они в разные годы были одобрены ГУИН МВД России (ГУИН Минюста России), а также ГУ ООП МВД России. Положения диссертации использовались при подготовке выходных документов по теме плана НИР НИИ УИС Минюста России на 2000-2001 годы «Совершенствование воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях», а также были учтены при разработке Концепции Службы общественной безопасности МВД Российской Федерации.

Диссертант является членом Общественного экспертного совета по правовым и экономическим вопросам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и участвует в деятельности рабочей группы по разработке проектов федеральных законов, связанных с проблемами борьбы с преступностью, воспитанием, образованием и защитой прав молодежи.

Диссертант является автором двух монографий и одного учебного пособия (в соавт.). Всего соискателем опубликовано 42 научные работы. Из них 32 публикации непосредственно отражают содержание диссертационного исследования.

Монографии и другие научные работы диссертанта внедрены и используются в учебном процессе вузов по курсу «Криминология» и «Уголовно-исполнительное право».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, включающих пятнадцать параграфов, заключения и списка источников.

Теоретические проблемы социализации и ресоциализации преступников

Многие современные науки так или иначе касаются проблем социализации личности: социальная педагогика, общая и социальная психология, культурология и социология, этнопсихология и криминология2. Этот интерес определяется важностью процесса социализации личности в жизни общества.

Само общество формирует, утверждает и закрепляет те или иные ценности, тем самым определяя желательное для него направление жизнедеятельности людей, ориентируя их действия и взаимодействия в соответствии с приоритетными ценностями. Для этого оно вырабатывает социальные нормы (моральные и правовые), предписывая своим членам конкретные образцы (правила) поведения в определенных ситуациях. Более того, общество создает не только систему мер для реального претворения этих норм, но и различные способы реагирования на поведение людей, отклоняющееся от них.

В свою очередь сами правила, нормы, по мнению ряда социологов и культурологов, - это неотъемлемый элемент культуры, представляющий собой систему социально приобретенных и передаваемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Каждое конкретное общество помимо всеобщих, общечеловеческих норм и ценностей имеет свои специфические представления о том, что важно, полезно, разрешено, а что неважно, вредно, запрещено. Это организует человеческую жизнь, рождает чувство единства, идентичности членов общества или группы людей, принадлежности их к одному сообществу.

Процесс социализации чрезвычайно важен и для конкретной личности, которая выбирает тот или иной путь (тип): естественный или примитивный, сословный или стратификационный, закрытый или открытый, моносоциокультурный или полисоциокультурный. Конечно, это деление весьма условно, поскольку зависит и от особенностей личности, и от возможностей социальной среды .

Таким образом, социализация определяется большинством ученых как «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей и отношений, а с другой стороны - как процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду»4. В то же время процесс социализации с позиции психологии и педагогики также двусторонен и имеет как внешнюю сторону - адаптацию, так и внутреннюю - интериоризацию, он индивидуален для каждой личности, протекает постоянно в течение всей жизни человека.

Воспользовавшись интегральной моделью социальной реальности, разработанной американским социологом Джорджем Ритцером, легко воссоздать субъект-объектные отношения личности и общества в процессе социализации в виде взаимодействия четырех ее уровней: макрообъектив-ного, макросубъективного, микрообъективного и микросубъективного. Данная модель представляет значительный интерес для криминологии как в теоретическом развитии, так и в ее практическом применении.

Во-первых, она позволяет установить реальные взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленность между различными уровнями социальной реальности. Так, индивид на микросубъективном (индивидуальном) уровне привносит свое видение проблемы в группу единомышленников (микрообъективный уровень), будучи понятой и поддержанной, идея становится моральной нормой, частью определенной культуры, духовной ценностью общества (макросубъективный уровень). Эта идея, в свою очередь, пройдя «испытания временем», может быть закреплена (на макрообъективном уровне) в законах государства и стать обязательной нормой для всех его граждан. В то же время культура, морально-нравственные устои и традиции общества (макросубъективный уровень) предопределяют поведение как группы людей (микрообъективный уровень), так и каждого индивида (микросубъективный уровень) в отдельности.

Основные признаки возникновения и развития субкультуры преступников

Социокультурная среда формирует внутренний мир индивида, его убеждения, взгляды, потребности, определяет систему ценностей. Кроме того, она способна в силу своих специфических особенностей влиять на духовную организацию человека.

В какой же момент, или при каких условиях, «социокультурная среда» превращается в понятие «культура» - более сложная и многоаспектная проблема, которой до сих пор в науке не дано однозначного определения.

Культурные ценности есть результат интеллектуально-творческой деятельности человека. И. Кант усматривал отличительный признак культуры в том, что она является «деянием» человека, «созиданием через свободу»84.

Многие ученые рассматривали культуру как продукт материальной и духовно-преобразующей деятельности людей, достигнутый ими уровень овладения силами как внешней, так и внутренней природы.

Другой точки зрения придерживался выдающийся этнограф и историк культуры XIX в. Э.Б. Тайлор, называя культурой только духовную сферу деятельности человека. «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества»85.

В каждом определении понятия «культура» акцент делается только на одном из ее признаков. На наш взгляд, наиболее целостно представлено это понятие у А. Моля: «Культура - это интеллектуальный аспект искусственной среды, которую человек создает в ходе своей социальной жизни. Она - абстрактный элемент окружающего его мира. ... Термин «культура» охватывает совокупность интеллектуальных элементов, имеющихся у данного человека или у группы людей и обладающих некоторой стабильностью, связанной с тем, что можно назвать «памятью мира» или общества -памятью, материализованной в библиотеках, памятниках, языках» .

Смысл данного понятия, определенный А. Молем, позволяет рассматривать любые интеллектуальные проявления человека, в том числе и его художественное творчество, как обязательное условие образования и жизнедеятельности социальной среды, а ее стабильность может быть связана с богатством художественного интеллекта человека, закрепленного в результатах его интеллектуально-художественной деятельности.

Приведенные определения понятия «культура» характеризуют культуру в ее высших, классических формах, которые были отобраны в ходе длительного исторического развития. Общая культура, развиваясь из составляющих ее субкультур (subculture - англ.- подкультура: например, античная культура, эстетическая культура, культура преступного мира, дворянская культура, цыганская культура, певческая культура, культура быта и т. п.), отбирает лучшие, наиболее совершенные по форме и содержанию продукты интеллектуального творчества.

Таким образом, развитие субкультуры зависит от социокультурной среды и от интеллектуально-творческой деятельности индивидуумов, объединенных по ряду признаков в группы, сообщества, но, по утверждению И. Канта, она должна быть свободной.

Раскрывая глубинное значение понятия «общая культура», можно прийти к истинному пониманию ценности каждой из субкультур, что дает возможность противостоять узким, подчас идеологизированным взглядам, которые нередко оценивали подобным образом и культуру преступного мира.

Большинство ученых рассматривают культуру как «исторически определенную ступень развития общества и человека, выраженную (оп-редмеченную) в результатах материальной и духовной деятельности лю 87

дей, в создаваемой ими «второй природе» . Акцент на социально-историческом характере культуры является отражением особого подхода к пониманию явлений общественной жизни, который, однако, представляется лишь частично объективным, выявляющим природу рассматриваемого феномена.

Мировая (общая) культура собирает, объединяет и хранит общечеловеческие моральные, эстетические ценности, отбирая их в процессе эволюции из множества различных субкультур.

Многообразие субкультур обусловливается множеством сообществ, объединенных общими ценностями, приемлемыми для определенных групп людей. Объединяющие людей ценности лежат в основе возникновения и формирования любой субкультуры: европейской, молодежной, русской и т. п.

В логике понятия «культура», сформулированного А. Молем, продукты художественно-эстетической деятельности преступников следует изучать как свидетельство: а) наличия определенной культуры, а значит, среды; б) наличия некоего интеллектуально-художественного потенциала его авторов; в) стабильности социокультурной среды преступников; г) естественного стихийного или управляемого развития социокуль турной среды преступников.

На различных стадиях исторического развития цивилизации взаимодействие и взаимовлияние культуры и идеологии представляло сложный процесс, обусловленный общественными отношениями. В обществах, где еще только развивается демократия, культура всегда находится под прямым давлением идеологических установок, обеспечивающих условия функционирования официальной культуры. Вместе с тем наряду с нормативной культурой существуют и другие, которые противостоят идеологическим воздействиям и являются относительно независимыми от официальной культуры. Взаимодействие и взаимовлияние культуры и идеологии происходит на уровне субкультур.

Советское искусство долгие годы регламентировалось коммунистическими идеалами, принципами социалистического реализма. Субкультура преступного мира в этом смысле была относительно свободна от идеологических догм, что явилось одним из устойчивых признаков самостоятельности данной субкультуры, ее определенной отчужденности от культуры общества.

Уровни общего и профессионального образования осужденных

В предыдущей главе мы попытались окунуться в социокультурную среду мест лишения свободы, изучив причины и условия ее возникновения, рассмотрев наиболее типичные татуировки, послушав самые распространенные тюремные песни. Однако картина социокультурной среды мест лишения свободы и ее носителей лишь на основе представлений о художественных интересах, потребностях и творчестве осужденных будет неполной. Изучение уровня образования современных осужденных, а также их потребности в повышении общего и профессионального образования значительно расширит наше представление о носителях субкультуры преступного мира.

Социокультурные проблемы современного российского общества достаточно рельефно проявляются на особом человеческом контингенте - преступниках, находящихся в исправительных учреждениях. Одни из них испытывают потребность в реализации своего конституционного права на получение образования, другие не желают продолжать его.

Какова на сегодняшний день ситуация в области образования осужденных, каков уровень их образования, как много лиц, лишенных свободы, желающих продолжить свое образование и по какой специальности, много ли тех, кто остановился в своем развитии? Ответив на эти и другие вопросы, мы попытаемся наметить пути совершенствования системы образования в местах лишения свободы с целью более успешной социокультурной ресоциализации осужденных.

Общее и профессиональное образование - основа любого цивилизованного общества. В преамбуле Закона РФ «Об образовании» (1992 г.) под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов) . Понятно, что с целью развития общества государство должно заботиться о повышении образовательного уровня каждого его члена, поскольку «образование - есть средство, с помощью которого общество постоянно воспроизводит условия своего собственного существования» .

21 мая 1996 года Комитет по образованию и науке Государственной Думы России провел парламентские слушания на тему: «Образование и национальная безопасность России», где было отмечено, что содержание одного осужденного в специальных училищах в 10-12 раз дороже, чем содержание учащегося в обычном образовательном учреждении начального профессионального образования.

Сегодня состояние российского образования достигло такой черты, за которой оно становится важнейшим фактором, дестабилизирующим государство, более разрушительным, чем положение в экономике.

Государство, согласно закону «Об образовании», признает, что содержание образования должно обеспечивать каждому учащемуся адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, интеграцию личности в национальную и мировую культуру.

Без тщательного анализа достигнутого уровня образования определенной категории населения (правонарушители, преступники, осужденные), негативно влияющей на уровень культуры и образования в обществе, сложно определить стратегию государства в достижении мирового уровня образования.

Для решения названной государственной образовательной задачи, сформулированной в Законе применительно к преступникам, лишенным свободы, необходимо определить особенности и условия, при которых эта задача выполнима.

Уровень образования осужденных в местах лишения свободы определяется: во-первых, уровнем общего и профессионального образования, полученного ими до осуждения; во-вторых, уровнем общего и профессионального образования, которое исправительное учреждение может организовать и предоставить осужденному; в-третьих, потребностью осужденного в повышении уровня своего образования; в-четвертых, спецификой требований социокультурной среды в местах лишения свободы.

Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) с последующими изменениями (1996 г.) закрепил обязательность для граждан лишь основного общего (9 классов) образования. Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения - восемнадцать лет. Для осужденных этот возраст может быть увеличен (ч. 5 ст. 19 Закона). О среднем (полном) общем образовании сказано лишь то, что оно является третьей ступенью общего образования в нашей стране119. Эти и другие нововведения послужили причиной снижения уровня образования в России. Естественно, такая ситуация отразилась как на уровне общего, так и профессионального образования осужденных.

В связи с отменой обязательности среднего (полного) общего образования возникли дополнительные проблемы в исправительных учреждениях с организацией и получением осужденными среднего и высшего профессионального образования, так как не все из заключенных на сегодняшний день имеют среднее (полное) общее образование.

С целью совершенствования организации системы общего и профессионального образования и профессиональной подготовки (обучения) осужденных требовалось специальное изучение существующих различий в уровне и качестве общего и профессионального образования осужденных.

По данным переписей осужденных, начиная с 1970 года (после принятия Закона об обязательном всеобщем полном среднем образовании) по 1989 год была отмечена тенденция постоянного роста их образовательного уровня, что являлось закономерным отражением политики государства того периода в области образования населения.

Преемственность эстетического воспитания в общеобразовательных школах и в школах исправительных учреждений

Исправительно-трудовая педагогика опиралась в своем развитии не только на достижения, но и «впитывала» просчеты и недостатки общей педагогики. В то же время практика работы общеобразовательной школы в той или иной мере подвергалась переосмыслению, видоизменялась и реализовывалась в исправительных учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей. Не была исключением для подобных трансформаций и область художественно-эстетического воспитания и образования.

Необходимость изменений в системе образования и воспитания остро чувствовалась в начале века, и особенно перед революцией 1917 года. Старая школа так долго оставалась под гнетом накопившихся недостатков и противоречий, что изменения в ней казались неизбежными.

Творчество педагогов этого переходного периода во многом свидетельствует о кризисе старых идей и о бурном творческом потоке новых, порой излишней их романтизации. Характерным отражением этого процесса является, по существу, концепция развития воспитания и образования П.П. Блонского, высказанная им в статьях и книгах. Ему принадлежит обоснование принципов перестройки педагогической науки и практики на основе целостного подхода к изучению ребенка. Им была научно обоснована необходимость изучения психических и физических свойств человека, в их взаимосвязи и взаимодействии П.П. Блонский и Л.С. Выготский исследовали своеобразие разных возрастных периодов и связанных с ними особенностях воспитания и обучения.

Более того, П.П. Блонский доказал научную несостоятельность теории моральной дефективности, согласно которой нравственное уродство определялось как специфическое психическое заболевание, не связанное с другими отклонениями в психическом и физическом развитии ребенка. Он настаивал на необходимости рассматривать нравственность как сложное явление не биологического, а социального порядка. Он призывал во всех случаях, когда ребенок обнаруживает отклонение в поведении, понять сущность этих отклонений, выявить их причины и создать все условия для их преодоления135.

Впервые среди общих принципов школьной работы выделяется необходимость самостоятельного и последовательного решения целого круга своеобразных педагогических задач, которые могут быть решены только средствами эстетического воздействия. В сущности впервые, еще в неосознанной форме, возникает идея системы эстетического развития личности.

Большое внимание П.П. Блонский уделял эстетике среды, эстетическому воздействию на ребенка. В опубликованной в 1916 году в «Вестнике воспитания» статье «Задачи и методы народной школы» он выдвигает 12 тезисов, характеризующих всеобщую неудовлетворенность старой школой, и среди них тезис десятый:

«Современная школа игнорирует эстетику, и в ней находит мало пищи сердце ребенка»136. В форме ясной и четкой антитезы им формулируется задача новой школы, состоящая в развитии эмоционально-чувственной сферы и сферы эстетических переживаний. П.П. Блонский усматривал прямую связь эстетических чувств и переживаний с моралью. По его мнению, в основе поведения человека лежит эмоциональная сфера.

Педагогам, философам еще предстояло сделать новые шаги в понимании специфики эстетического воздействия, но само по себе признание необходимости эстетики в школе, обогащения мира эстетических переживаний ребенка было новым и прогрессивным движением в общей педагогике.

Примечательно и то во взглядах П.П. Блонского, что средством такого развития он не считал исключительно искусство. «...Мы будем развивать в ребенке, - писал он, - умение находить красоту в той жизни, которая повседневно окружает его, и умение создавать красоту из самого заурядного. Не аристократов, но демократов духа готовим мы. Что красивого сегодня увидел ты по дороге в школу? Что красивого у тебя дома?.. Присмотрись: есть много, очень много незаметной, тихой красоты»137.

Дальнейшее развитие взгляды П.П. Блонского получили в его книге «Трудовая школа». Она создавалась в совершенно новых условиях социально-политического развития общества. Контуры будущего устройства жизни еще не воспринимались отчетливо, и ученый-педагог, выписывая «на чистом листе общества», мог реализовать свои идеальные представления о будущей системе образования и воспитания. Потому и содержание книги носит революционный, гуманистический характер.