Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Физическое воспитание как средство целостного развития личности студента вуза Васильков Валерий Геннадиевич

Физическое воспитание как средство целостного развития личности студента вуза
<
Физическое воспитание как средство целостного развития личности студента вуза Физическое воспитание как средство целостного развития личности студента вуза Физическое воспитание как средство целостного развития личности студента вуза Физическое воспитание как средство целостного развития личности студента вуза Физическое воспитание как средство целостного развития личности студента вуза Физическое воспитание как средство целостного развития личности студента вуза Физическое воспитание как средство целостного развития личности студента вуза Физическое воспитание как средство целостного развития личности студента вуза Физическое воспитание как средство целостного развития личности студента вуза
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Васильков Валерий Геннадиевич. Физическое воспитание как средство целостного развития личности студента вуза : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : Санкт-Петербург, 2003 174 c. РГБ ОД, 61:04-13/779

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Физическая культура как социально-культурный и педагогический феномен 17

1.1. Понятие и структура физической культуры 28

1.2. Физическая культура как средства личностного развития 36

1.3. Этапы развития физической культуры 49

1.4. Физическая культура как ценностно-нормативная система 74

Глава 2. Условия оптимизации физического воспитания в гуманитарном вузе 92

2.1. Социальные факторы развития физической культуры 92

2.2. Проблемы физического воспитания в социально- гуманитарной мысли как ресурс совершенствования современных образовательных практик 104

2.3. Социально-педагогические условия оптимизации процесса физического воспитания в гуманитарном вузе 117

Заключение 145

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблемы повышения уровня физической культуры приобретают в последнее время особую актуальность. Это обусловлено прежде всего ее объективной ролью в повышении качества жизнедеятельности человека. Уровень развития физической культуры, здоровье, активное долголетие являются важнейшими предпосылками реализации человеческого потенциала и рассматриваются сегодня в ряду ведущих критериев социального прогресса. Актуальность темы исследования связана также с усилением негативных тенденций в структуре образа жизни современной молодежи, имеющих отрицательные последствия для здоровья как отдельной личности, так и общества в целом. Заметно снижается уровень психофизической культуры, что связано с резким ростом информационных и эмоциональных нагрузок, слабой технологической оснащенностью населения способами преодоления стрессовых ситуаций. О падении уровня здоровья общества свидетельствует рост девиантных форм поведения (алкоголь, наркотики), увеличение числа психопатологий, снижение общих показателей здоровья людей. Другой крайностью этой проблемы является чрезмерное увлечение инструментальными спортивными показателями, абсолютизация телесно-физических характеристик человека. В результате формируется односторонняя личность, неспособная к раскрытию своего отпущенного природой потенциала.

Ухудшение здоровья у различных групп населения, особенно у детей и подростков связано с неблагоприятной экологической ситуацией, коммерциализацией учреждений спорта, деформацией образа жизни многих семей, неразвитостью оздоровительных форм проведения досуга, низким уровнем физической и психической культуры родителей, отсутствием системы непрерывного физического воспитания. В социально-культурной и педагогической плоскости причина сложившейся ситуации состоит в

девальвации ценности физической культуры, отсутствии социально значимого статуса физической составляющей имиджа человека. Социально-педагогический анализ физической культуры на социальном и личностном уровне свидетельствует о ее значительном потенциале в формировании разносторонне развитой личности. Однако в реальной практике эти возможности используются не в полной мере.

Свою роль в усилении обозначенных выше негативных тенденций играет сложившаяся система физического образования и воспитания, которая не смогла до сих пор четко отрефлексировать созидательную сущность физической культуры, сформулировать ценности и цели физического воспитания в единстве интеллектуального, нравственного и телесно-физического развития личности. Исследования показывают, что сегодня в системе физического образования и воспитания сложилось противоречие между ценностным и технологическим потенциалом физической культуры и уровнем его освоения в рамках образовательного и воспитательного процесса. Это несоответствие обнаруживается в узости учебной проблематики, ориентации на технологическую сторону физической культуры и отсутствии условий для освоения ее духовно-ценностного, интеллектуального богатства. В сфере физической культуры слабо представлены такие качества и элементы человеческой индивидуальности как самореализация, проективное и целенаправленное саморазвитие, творчество, духовные потребности, являющиеся импульсом всякой деятельности. Это ограничивает возможности физкультурной деятельности развитием только двигательной сферы занимающихся, что в итоге снижает культурный потенциал данной области человеческой практики, не позволяет реализовать возможности физической культуры в развитии интеллектуальных, мыслительных, творческих, коммуникативных потенций человека. Как свидетельствует практика, наиболее уязвимым звеном

физического воспитания молодежи представляется высшая школа, где кафедры физкультуры, концентрируя свое внимание на мастерах спорта и разрядниках, обеспечивающих престижность учебного заведения, сугубо формально реализуют требования разностороннего развития основной массы студентов.

Вторая причина сложившегося положения находится в теоретико-исследовательской плоскости. Она заключается в разрыве соматопсихиче-ской и социокультурной составляющих человека (и рассогласованности соответствующих знаний о человеке), в отсутствии исследований, вскрывающих ценностно-нормативную природу физической культуры. Как известно, ведущими направлениями познания феномена физической культуры являются ее медико-биологический, педагогический, психологический и социологический аспекты. Каждый из них отражает весьма существенную грань физической культуры. Однако в целом для исследований в этой области че-ловекознания характерно, как правило, игнорирование философско-культурологических аспектов анализа данного феномена (Ю.М.Николаев). Последние чаще всего представлены формальными ссылками на необходимость целостного и интегративного понимания сущности физической культуры в единстве природного и духовного, ценностно-нормативного и процессуально-технологического. Имеющиеся культурологические исследования чаще всего игнорируют физическую культуру как равнозначный с другими видами культуры объект исследований. Если культурологи акцентируют внимание на социокультурных аспектах личности и оставляют без внимания ее соматопсихическую сторону, то специалисты в области физической культуры концентрируются лишь на соматопсихической природе, упуская из поля зрения социокультурный аспект. И в том, и в другом случае прослеживается разрыв целостности человека, что ограничивает эвристиче-

ский потенциал теории, приводит к существенному ослаблению научной базы воспитательного процесса.

Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется противоречием между объективным потенциалом физической культуры в совершенствовании телесно-двигательных качеств человека, обогащении его духовного мира, в создании условий для самореализации личности и глубиной его теоретического постижения и практической реализации в рамках образовательных и воспитательных систем.

Цель исследования - осуществить анализ физической культуры как средства целостного развития личности и обосновать условия реализации ее культуросозидающего потенциала в вузе.

Задачи:

  1. Раскрыть сущность физической культуры как средства обеспечения целостного развития личности.

  2. Исследовать этапы развития физической культуры на социальном и личностном уровне.

3. Охарактеризовать аксиологические и технологические ресурсы
физической культуры.

4. Определить пути совершенствования современных образовательных
практик на основе востребованности отечественного педагогического опыта.

5. Выявить социально-педагогические условия утверждения
физической культуры в качестве значимого элемента образа жизни молодого
человека.

Предварительное изучение проблемы позволило сформулировать гипотезу исследования, представляющую систему следующих предположений:

1. Уровень физической культуры существенно определяет качество образовательной деятельности.

2. Реализация педагогического потенциала физической культуры предполагает: преодоление в системе физического образования и воспитания противоречий между духовно-нравственным и технологическим потенциалом физической культуры и уровнем его освоения в рамках образовательного процесса за счет:

разработки программ, обеспечивающих целостное освоение духовно-ценностного и технологического богатства физической культуры;

модернизации содержания и повышения эффективности специальной подготовки руководителей и организаторов физического образования путем

, усиления историко-культурологических аспектов физической культуры, адаптации различных культурных практик, ориентированных на развитие и совершенствование телесной и психической природы человека;

- оптимизизации социальных условий функционирования физической
культуры и утверждения в общественном сознании здорового образа жизни
как социально-культурной и личностной ценности.

Объект исследования - процесс формирования физической культуры студента вуза.

Предмет исследования - условия реализации педагогического потенциала физической культуры как составной части образовательной деятельности.

Базой исследования стал Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. Базой для сравнительного анализа послужили ВУЗы Санкт-Петербурга и университеты культуры и искусств Москвы, Казани и Кемерово.

Степень разработанности проблемы. Исследование различных граней феномена физической культуры имеет свою историю, сложившуюся методологию, категориальный аппарат. Большой объем публикаций посвящен вопросам оптимизации условий формирования физической культуры и со-

вершенствования процесса физкультурного образования (В.У.Агеевец,
А.Г.Барабанов, П.В.Бундзен, П.А.Виноградов, М.Я.Виленский, Ю.А.Гагин,
С.П.Евсеев, И.М.Козлов, В.Ф.Костюченко, В.И.Лях, Л.П.Матвеев,
А.П.Матвеев, Г.Г.Наталов, С.Д.Неверкович, В.В.Приходько,

М.В.Прохорова, В.А.Рогозкин, А.А.Сидоров, В.И.Столяров, В.Г.Стрелец,
С.С.Филиппов, В.Д.Чепик, Г.Ф.Шитикова, В.А.Щеголев и др.). Технологи
ческие аспекты формирования физической культуры осмысливаются в тру
дах С.В.Дмитриева, С.В.Молчанова, Н.И.Пономарева, В.М.Рейзина,
Г.Ф.Шитиковой и др.) В последние годы появилось много работ, раскры
вающих методологические основы физической культуры и спортивной дея
тельности (О.А.Аяшев, В.К.Бальсевич, В.М.Выдрин, В.А.Демин,
Н.Н.Каргин, Л.ИЛубышева, С.В.Молчанов, В.А.Пономарчук,

Н.А.Пономарев, Ю.Ф.Курамшин, Р.А.Пилоян, Ю.И.Портных, МЛ.Сараф и др.), анализирующих философско-антропологические и культурологические аспекты физической культуры. Активно разрабатываются основы антропоцентрической дидактики (С.В.Дмитриев, Д.Д.Донской, И.М.Козлов Ю.А.Гагин и др.). Ценностно-гуманистические основы физической культуры и физкультурного образования анализируются в исследованиях В.Д.Гончарова, И.М.Быховской, Н.Г.Смирнова, Ю.М.Николаева. Проблемы соотношения биологического и социального, телесного и духовного в структуре человеческой жизнедеятельности изучаются в трудах В.К.Бальсевич, Л.И. Лубышевой и др.

Наибольший интерес в контексте данной работы приобретает исследование Ю.М.Николаева, в котором физическая культура анализируется в соотношении биологического и социального, телесного и духовного в человеке, рассматривается с позиций макроструктуры и данных междисциплинарных исследований. Физические упражнения как разновидность деятель-ностного среза культуры с точки зрения их влияния на человека

рассматриваются автором как методологическая основа понимания многогранной и интегративной сущности физической культуры в целом, формирования ее теории, наиболее полной реализации ее потенциала в педагогическом процессе. Проблема целостного разностороннего развития личности нашла широкое отражение в исследованиях различных аспектов социально-культурной деятельности (М.А.Ариарский, Г.М.Бирженюк, Д.М.Генкин, А.Д.Жарков, Т.Г.Киселева, А.П.Марков, Б.Г.Мосалев, А.И.Новикова, Ш.З.Санатулов, Ю.А.Стрельцов, А.А.Сукало, В.Я.Суртаев, Б.А.Титов, В.Е.Триодин, Н.Н.Ярошенко и др.), в рамках которой значительную роль играла физическая культура.

При всей широте разработки проблем физической культуры в исследованиях последних лет отмечаются существенные противоречия между высокими объективными требованиями общества к здоровью, физическому развитию, физической подготовленности людей и низким уровнем развития физической культуры у населения; обилием фактического материала в этой области человекознания и недостаточным уровнем его теоретического осмысления и практического использования.

Методология исследования основывается на понимании физической культуры как совокупности норм, ценностей, смыслов и соответствующих видов человеческой деятельности, целью и результатом которой является формирование и развитие телесно-двигательных качеств и способностей человека, сущности физической культуры в неразрывной связи с общей культурой конкретной эпохи, взаимосвязи физической культуры с такими видами социальной деятельности как техника, военное искусство, политика, право, здравоохранение, воспитание, религия, эстетика, нормативно-ценностной обусловленности целей и задач физического воспитания. Физическая культура рассматривается как феномен, структурно-изоморфный и аксиологически равный таким сферам общественного и личностного бытия

как художественная, духовно-нравственная культура. При этом человеческая телесность рассматривается как результат физической культуры и важнейшая форма воплощения внутреннего мира человека, способ межличностной коммуникации и условие раскрытия индивидуально-личностного потенциала человека.

Адекватное понимание подлинной сути физической культуры требует интегративного подхода, в качестве которого может выступать философско-культурологический анализ, аккумулирующий в себе все остальные аспекты знания о данном феномене. Культурологический анализ позволил преодолеть рационалистическое рассечение человека на тело и разум, вернуться к принципам целостной методологии, ориентирующейся на исследование и развитие человека как единства телесного и духовного. Физическая культура, так же как и художественная, духовно-нравственная, предполагает прежде всего формирование системы ценностей, на основе которых может эффективно выстраиваться соответствующая им физкультурная и спортивная деятельность. Без подлинно ценностного отношения к телу развитие физической культуры будет односторонним. Человеческая телесность как цель физического воспитания в культурологическом контексте должна рассматриваться как важнейшая форма воплощения внутреннего мира человека, условие раскрытия потенциала человека, способ межличностной коммуникации. Эта проблема особенно актуальна для студенческой молодежи, которой придется жить и работать в мире, требующем максимальной отдачи и высочайшего напряжения как духовных, интеллектуальных, так и физических сил. Физическая, телесная культура должна сегодня стать значимым элементом образа жизни молодого человека, занять полноправное место в его повседневности, стать частью культуры в подлинном смысле этого слова. Теоретическую и мировоззренческую основу настоящего исследования составили философско-культурологические и психолого-педагогические

концепции целостного развития личности, изложенные в работах Б.Г.Ананьева, Ю.К.Бабанского, И.М.Быховской, Л.С.Выготского, П.С.Гуревича, Б.С.Ерасова, С.Н. Иконниковой, М.С. Кагана, Э.Кассирера, Н.Д.Никандрова, Э.В.Соколова, Д.Б.Эльконина и др.

Организация и методика исследования. Исследование осуществлялось на протяжении 4 лет и состояло из трех этапов: 1) пилотажного, результатом которого явилась постановка цели и формулировка гипотез; 2) теоретического, задачей которого было исследование ценностно-нормативной природы физической культуры, ее роли в филогенезе и онтогенезе. На данном этапе уточнялась методология исследования, упорядочивался категориальный аппарат; 3) экспериментального, задача которого состояла в разработке условий оптимизации функционирования физической культуры, прежде всего в системе образования. Методика исследования строилась на совокупности взаимодополняющих друг друга методах социологического, социально-психологического и, в первую очередь, педагогического анализа. Ведущими методами исследования стали различные модификации наблюдения, опросы, собеседования, экспертная оценка. Особое место занял формирующий социально-педагогических эксперимент на базе кафедры физического воспитания Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Предметом научного анализа стали как занятия физической культурой в рамках студенческой сетки часов, так и работы спортивных секций и школ.

В рамках исследования автор возглавил секцию бадминтона, где в течение четырех лет осуществлял включенное программированное наблюдение в процессе учебных занятий, тренировок, соревнований и коллективного досуга.

Достоверность результатов исследования обеспечена четкостью исходных методологических позиций, широтой источниковой базы, длитель-

ностью опытно-экспериментальной работы и адекватностью методики научного анализа цели, объекту и предмету исследования. На защиту выносится:

1. Обоснование феномена физической культуры как социально-
культурного явления,
выступающего критерием общественного прогресса и
условием реализации человеческого потенциала. На личностном уровне фи
зическая культура - это система ценностей и соответствующих видов дея
тельности, обеспечивающих целостное развитие человека в единстве духов
ного и телесного.

  1. Историко-культурная периодизация становления и развития физической культуры. Как феномен общественной жизни и как специализированная отрасль педагогики физическая культура в своем становлении и развития прошла пять стадий: народная физическая культура; физическая культура древнего мира и античности; физическая культура средних веков; физическая культура и спорт нового времени; физическая культура новейшей истории. Каждый этап развития физической культуры обусловлен изменениями в системе общекультурных ценностей, определяющих требования к личности, образу жизни человека и общества. В то же время динамика и содержание ценностных ориентации определяли технологические средства достижения человеческого идеала.

  2. Социально-культурная концепция физического воспитания студентов вузов, основанная на использовании ресурсов физкультурно-образовательной и спортивно-оздоровительной деятельности в целостном развитии личности будущего специалиста. Ее теоретической базой является обоснование трех ведущих составляющих образовательного процесса:

а) объекта педагогического воздействия, в качестве которого выступает ценностно-нормативная составляющая личности, а также процессуально-технологические, деятельностные аспекты физического воспитания. Если

в ценностно-нормативном поле совершенствуется человеческая духовность, то в процессуально-технологическом плане объектом "культивирования" является человеческая телесность - как преобразованное, "очеловеченное" состояние человеческого тела в единстве природного, социального и культурного. Здесь меняется сам статус телесности, которая становится ценностью культуры. Если человек соматический является предметом интереса естественных наук, то человек телесный попадает в сферу гуманитарного знания и рассматривается в пространстве культурных и педагогических практик;

б) целей физического воспитания, в качестве которых рассматривается
формирование ценностей, способствующих культуросообразному, деятель
но-практическому и сознательному совершенствованию своей телесной и
духовной природы. Овладение физической культурой, так же как и художе
ственной, духовно-нравственной, предполагает прежде всего гармонию ин
теллектуального, нравственного и телесно-физического развития человека,
формирование системы ценностей, на основе которых может эффективно
выстраиваться соответствующая физкультурная и спортивная деятельность;

в) предмета образовательной деятельности, которым является не
просто телесно-двигательные качества человека, но его внутренний мир,
ценностно-нормативная система. При этом человеческая телесность рас
сматривается как важнейшая форма воплощения и выражения внутреннего
мира человека, способ межличностной коммуникации и условие раскрытия
индивидуально-личностного потенциала человека.

4. Педагогическая стратегия повышения эффективности физического воспитания студентов, основанная на:

- раскрытии личностно созидающего потенциала физкультурно-образовательной и спортивно-оздоровительной деятельности, обеспечи-

вающей гармонию телесно-физического, нравственно-духовного и интеллектуального развития;

- утверждении в студенческой среде здорового образа как важнейшего
условия эффективности всего образовательного процесса путем повышения
социального статуса личности, исповедующей философию саморазвития и
самореализации;

5. Социально-педагогические условия оптимизации процесса физического воспитания в вузе, включающие:

- преодоление в системе физического образования и воспитания про
тиворечий между историко-культурным и технологическим потенциалом
физической культуры и уровнем его освоения в рамках образовательного
процесса за счет расширения учебной проблематики, разработки программ,
обеспечивающих освоение не только технологического, но и духовно-
ценностного, интеллектуального богатства физической культуры;

- корректировка методологии, содержания и форм подготовки
руководителей и организаторов физического образования за счет усиления
историко-культурологических аспектов физической культуры;

обогащение современных образовательных практик за счет нового осмысления и востребованности теоретического потенциала и методического наследия мировой и отечественной социально-гуманитарной мысли;

повышение социального статуса личности, позиционирующего здоровый образ жизни.

Научная новизна исследования заключается в обосновании феномена физической культуры в единстве ее ценностно-нормативных, институциональных и технологических аспектов. Многоаспектное и многоуровневое изучение феномена физической культуры позволило на культурологической и педагогической методологии обобщить частные подходы к пониманию

сущности физической культуры, уточнить взаимодействие физической культуры с другими видами культуры и определить ее место в системе культурных ценностей человека и общества, раскрыть системный характер и взаимосвязь ее ценностно-нормативного, институционального и деятельностно-го аспектов. Определение сущности физической культуры личности, ее уровней позволило уточнить те ее аспекты, которые могут и должны рассматриваться в качестве предмета воспитательной деятельности. Социально-культурный аспект анализа, фиксируя неразрывное единство духовно-нравственных и технологических сторон физической культуры, расширяет границы понимания сущности и функций данного феномена, позволяет выстраивать систему физического воспитания с учетом понимания целостной сущности человека, его природного и духовного, соматопсихического и социокультурного единства, определяет вектор дальнейших исследований физической культуры.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно намечает методологические предпосылки и направления дальнейшего развития теоретических и научно-методических основ физического воспитания в вузе. В работе дана характеристика физической культуры как целостного единства ценностно-нормативных, институциональных и технологических аспектов, обоснован предмет педагогической деятельности, сформулирована система условий, способствующих оптимальному формированию физической культуры студента, повышению эффективности ее влияния на развитие физических и духовных сил человека. Диссертационные выводы могут рассматриваться в качестве теоретической основы для дальнейших исследований воспитательных и образовательных проблем физической культуры и физического воспитания. Успешное внедрение результатов исследования в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств, по заключению экспертизы, способствовало существенному улучшению фи-

зического образования и воспитания студентов, вызвало значительное повышения их интереса к занятиям физической культурой и участию в деятельности спортивных секций.

Апробация исследования и внедрение результатов в практику проводилось по ряду направлений: публикация результатов исследования (в общей сложности 8 публикаций); выступления на международных, республиканских и региональных научно-теоретических и научно-практических конференциях (всего 9 докладов и выступлений); собственная организаторская и педагогическая деятельность автора по апробации основных положений работы и их использованию в широкой практике.

Понятие и структура физической культуры

Физическая культура — это системная характеристика развития человека и общества. Анализ понятия физической культуры содержится в целом ряде работ1. К настоящему времени сложилось несколько подходов к выявлению сущности, функций, структуры физической культуры. Физическая культура рассматривается как деятельность, направленная на физическое совершенствование человека (Н.И. Пономарев, 1979; Л.П. Матвеев, 1984; Л.А. Зеленев, Ю.А. Лебедев, 1985; Н.А.Пономарев, 1985; М.М. Боген, 1997 и др.); как совокупность интеллектуального, социально-психологического, двигательного компонентов (Л.И. Лубышева, 1992); как система потребностей, способностей, деятельности, отношений и институтов, базирующихся на развитии физических качеств (В.И. Столяров, 1985, 1998; Л.А. Зеленов, Ю.А. Лебедев,1985; Ю.В. Манько, 1985 и др.); как совокупность подсистем и форм организации физического воспитания, спорта, физической рекреации, двигательной реабилитации (В.М. Выдрин, 1986; Б.В.Евстафьев, 1985; Ю.М. Николаев, 1987 и др.). Она исследуется с деятельной, результативной и функциональной сторон (Ю.М.Николаев, 1976; В.М.Выдрин, 1980; Л.П. Матвеев, 1986 и др.), анализируется в единстве инструментальных ориентации и личностных ценностей (Б.В. Евстафьев, 1985).

Однако фиксируя и объясняя важнейшие грани феномена "физическая культура", данные концепции не складываются в единую систему, составные части которой работали бы по принципу взаимодополняемости. Физическая культура рассматривается как физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, двигательная реабилитация.!

Физическая культура определяется также как вид (подсистема) общей культуры, качественная сторона деятельности по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физического совершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей (сил) и ее социально-значимые результаты, связанные с выполнением обязанностей в обществе. Именно самореализация вносит гармонизирующий и интегрирующий смысл по отношению к компонентам соци-ального и биологического, духовного и телесного в физической культуре .

В других определениях подчеркивается творческий характер технологической составляющей физической культуры, ее интегративнвая, человеко-творческая, духовно-физическая сущность. В структуре факторов, определяющих успешность освоения и реализации объективных ценностей физической культуры (таких как к самосознание, саморегуляция, самоактуализация, самовоспитание, саморазвитие, самоутверждение и др.), творчество играет ведущую роль3. Тем самым акцентируется внимание на том, что физическая культура непосредственным образом позитивно влияет на духовное и физическое развитие человека, развивает в нем качества и способности к познанию, оценке, преобразованию. Воспитательные функции физической культуры и спорта проявляются не прямо, а опосредованно - через их воздействие на духовный и чувственный мир личности, на присущем им поло- жительном эмоциональном фоне. Этот процесс осуществляется через систему идейно-нравственных установок и ценностных ориентации, складывающихся отношений как специфической формы общественных коммуникаций. При этом необходимо помнить, что данный процесс должен происходить не стихийно, как это случается, а в результате целенаправленного педагогического воздействия. Эффективность его зависит от того, как реализуется на практике основной принцип формирования физической культуры человека, основанный на единстве физического, интеллектуального и нравственного воспитания.

Если оставить результирующие грани существующих определений, то физическая культура понимается чаще всего как часть материальной и духовной деятельности человека, её продукт. Такое понимание родилось в результате переноса философского понимания феномена культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе исторического развития.

Однако материальное и духовное творчество в области физической культуры проявляется в неделимом единстве. К сожалению, дихотомия духовного и телесного, разведение их по разным уровням человеческого бытия, имеет глубокие исторические корни, связанные с традициями европейской культуры, западного стиля мышления и миропонимания, который существенно отличается от восточного мироощущения. Поэтому сегодня необходимо преодолеть рационалистическое рассечение человека на тело и разум, вернуться к принципам холистической методологии, ориентирующейся на исследование и развитие человека как целостного единства телесного и духовного.

Не имеет однозначной трактовки в литературе и ценностный пласт физической культуры, в частности, понятие "физическое совершенство", которое чаще всего рассматривается как идеальный показатель физического развития человека (крепкое здоровье, развитые физические качества, формы тела и др.) и в меньшей степени — как уровень развития человеческой духовности. В специальной литературе данное понятие определяется односторонне - как "обусловленный социальной практикой уровень потребностей и сознания личности, отражающий степень развития физических способностей, которые раскрываются в двигательной деятельности как способе про явления различных форм общественных отношений».1 Тем самым существенно ограничивается потенциал человеческой деятельности, которая всегда охватывает как биологическую жизнедеятельность человека, так и его социокультурную специфическую деятельность".2

Физическая культура как средства личностного развития

В специальной литературе довольно распространенной является точка зрения, согласно которой физическая культура есть показатель развития телесного в человека - самого по себе, в отрыве от духовного, а иногда даже в противопоставлении духовному1. Одной из разновидностей такого отрыва является рассмотрение спорта как квинтэссенции физической культуры на том основании, что этот вид человеческой деятельности (особенно спорт высоких достижений) демонстрирует развитые телесные, природные способности человека. Отрыв природного от духовного присущ и другой точке зрения, отождествляющий физическую культуру с физическими упражнениями, понимаемыми как стандартизированные, регулярно повторяющиеся действия человеческого тела. В сфере физкультурного образования акцентируются, как правило, инструментальные задачи физической культуры - развитие двигательных качеств, формирование умений и навыков человека. Личностные качества, социокультурное развитие в лучшем случае воспринимаются как сопутствующий эффект, не заслуживающий особого внимания.

Преодолению односторонности в понимании физической культуры и целенаправленному воспитанию ее способствует обращение к философскому учению о специфике человеческого бытия и культуры как таковой.

Первичной предпосылкой существования человека является жизнь его тела как тела природы, природного организма. Но существование человека не только природно-телесное: функционирование тела связано с духовной жизнью, страстями, мыслями, переживаниями, характером, поступками. Человек есть единство природного, вещественного и духовного, он существует лишь в соединении этих трех компонентов. Его бытие в огромной мере определяется общекультурным контекстом, культурой, пронимаемой как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, средств и форм их производства, способов овладения ими. Структуру культуры составляют: предметные результаты человеческой деятельности; формы и способы взаимного общения людей, выражающие социальный характер культуры, субъективные человеческие силы и способности, реализующиеся в деятельности (знания и умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического, нравственного развития). Содержание культуры составляют не только предметные результаты, но и ценности, нормы, сам человек как субъект культурно-исторического процесса.

Учитывая единство телесного и духовного в физической культуре, а также фундаментальные исследования закономерностей эволюционного развития моторики в онтогенезе человека, физкультурную деятельность необходимо рассматривать как один из основополагающих видов человеческой деятельности. Более того, в зависимости от этапов онтогенетического развития человека, можно обнаружить доминирование тех или иных ее видов - физкультурно-рекреационной, физкультурно-образовательной, физ-культурно-спортивной, физкультурно-реабилитационной и др.

Ю.В.Рождественский, анализируя представленность явлений физической культуры в структуре языка, отмечает весьма интересную деталь: состав глаголов русского языка показывает, что в словаре объемом около 70— 80 тыс. слов свыше 900 глаголов обозначают целенаправленные и целесообразные телесные действия. Из этих глаголов только «лежать», «ползать», «лазать», «переворачиваться», «держать», «тянуть», «сосать», «жевать» вро-ждены человеку. Все остальные действия вроде «ходить», «бежать», «прыгать», «носить», «чистить», «встряхивать», «танцевать», «мимировать» (изображать движением), «рисовать», «поворачиваться по команде» и т. п. являются такими, которые человек усваивает благодаря обучению, т.е. они представляют собой знаковые действия и являются результатом социально-культурного развития человека.1

Если незнаковые двигательные действия (перемещение своего тела, перемещение предметов, обработка предметов) в элементарном виде свойственны животным (постройка гнезд у птиц и насекомых, рытье нор и т. п.), то знаковые действия животным не свойственны.

Следовательно, только физическая культура соотносится со всеми видами знаковых и незнаковых действий. Она создается как условие и способ развития способностей человека ко всей совокупности двигательных действий, подготавливая человека к любому виду социальной деятельности. Обучение физическим телесным действиям (в частности, фиксированным языком) разделяется на домашнее и специальное обучение.

Все термины, обозначающие телесные действия, объяснятся правилами их исполнения, следовательно, с этой точки зрения бывают правильными (т. е. соответствующими правилам) и неправильными (вопреки правилам). Правила действий даются в руководствах по каждому виду деятельности.

Двигательные действия бывают выражены либо общими представлениями, формирующимися в процессе домашнего воспитания, либо формируются на профессиональном уровне - в рамках специального образования. Домашнее физическое воспитание отражено словами, которых в языке около девятисот, а специальное образование (по всем видам профессиональной деятельности) фиксируется терминами, которых на порядок больше1. Усвоение всего разнообразия двигательных действий требует большого времени и сопровождает процесс личностного развития на всех его этапах.

Причем, с уровнем физического развития личности неразрывно связано психическое и интеллектуальное развитие человека, успешность его социализации. Как известно, становление речи в норме происходит от 8 месяцев до 2-х лет. При этом высказывания ребенка составляют слова-предложения, интонационно ориентированные на коммуникацию: привлечение внимания, просьба, протест, ласка, игра и т.п. Ко времени становления языковых действий ребенок овладевает прямо хождением, специализированными видами передвижения, перемещениями предметов, начинает танцевать, пантомимировать, участвовать в детских играх.

Социальные факторы развития физической культуры

Современное представление о сущности физической культуры берет свое начало в теории и практике нового времени. В тот же период складываются основы методики физического воспитания, разрабатываются новые виды, формы и способы физического самосовершенствования1, совершенствуются дидактические основы физической культуры.

Одним из важнейших достижений последнего этапа развития физической культуры является создание общей методики физического воспитания и развития2. Она включает в себя ряд положений, принципов и приемов, обеспечивающих эффективность педагогики физической культуры. 1. Последовательность упражнений, объединенная в комплексы, причем, каждое упражнение и каждый комплекс решают свою задачу формирования двигательных умений и навыков. 2. Обучение каждому упражнению и комплексу состоит из трех основных частей: разучивание рисунка движения, интенсификация движения и формирование двигательного навыка путем его закрепления, интенсификации и усложнения движения (обучение по принципу "от простого к сложному". 3. Сочетание в учебном процессе элементов напряжения, нагрузки и отдыха (во время которого навык как бы созревает в памяти тела). 4. Соответствие ритмичности процесса обучения (сочетания нагрузки и отдыха) психофизиологическим циклам жизнедеятельности организма человека (нормальное психофизическое состояние - это когда периоды активности сочетаются с периодами пассивного существования). 5. Соотнесенность интенсивности и форм развития физической культуры с возрастом человека. Как известно, организм человека в течение жизни проходит определенные стадии, определяемые как становление, развитие, полноценное существование, старость и преклонный возраст. Соответствие возрасту позволяет обеспечить полноценную жизнедеятельность человека, максимальную эффективность и результативность всех составляющих жизнедеятельности личности. 6. Сочетание физической подготовки с другими видами человеческой деятельности - методика развития физической культуры должна входить в общую схему деятельности человека и взаимодействовать с ней. 7. Методика формирования физической культуры по назначению делится на общую физическую подготовку и специализированные виды подготовки: военно-спортивную подготовку, производственную гимнастику, лечебную физическую культуру, Общая физическая подготовка разделяется по возрасту, полу и местным особенностям, а каждый из видов специализированной подготовки разделяется на подвиды в зависимости от конкретных потребностей.

Основной результат развития физической культуры нового времени -превращение ее в многоуровневую систему, которая включает в себя ценности, знания, умения, технологии и обеспечивается в кадровом, научном и инфраструктурном отношении. При этом процесс формирования физической культуры не рассматривается в качестве самоцели, он ориентирован на развитие тех способностей человека, которые ему необходимы для успешной жизни в социуме. Эти способности нужны для всех видов и форм общественного труда, сохранения здоровья и долголетия, обеспечения самозащиты. Чем эффективнее действует человек в обществе и чем дольше он живет, тем выше уровень развития его психофизических способностей.

Можно сказать, что к сегодняшнему времени сложилась целая индустрия физической культуры. Овладение сложными физическими действиями, характерными для современного человека с высоким уровнем физической культуры, требует подготовки соответствующих специалистов - преподавателей физической культуры, тренеров, которые должны владеть специальной методикой, а также специфических организационных форм. Последние включают в себя спортивные организации, ведущие свою экономическую и финансовую деятельность, образовательные учреждения всех ступеней, формы внешкольной образовательной работы. Выработана система пропаганды физической культуры и спорта, создана инфраструктура, обеспечивающая материально-технические условия развития физической культуры и спорта.

В физическую культуры включена определенная часть материальной культуры: здания и сооружения (стадионы, спортивные залы, поля для игры в гольф, теннисные корты, трассы для горнолыжного спорта и подъемники, а также многое другое); инструменты и оборудование (т. е. снаряды для атлетической гимнастики и оборудование спортивных залов, снаряды для гимнастического многоборья, художественной гимнастики, легкой атлетики, снаряды для всех видов спортивных игр, гребные суда, велосипеды и т.д.); специальный спортивный костюм, регламентированный для каждого вида спорта и для общей физической подготовки. Этот костюм отвечает требованиям функциональной целесообразности, эстетики, безопасности, уравниванию шансов в спортивной борьбе, удобству слежения за спортсменом для зрителя.

Для нужд физической культуры и спорта разрабатываются специальные средства управления: средства подачи сигналов, средства ориентирования, средства и приборы слежения за состоянием человека, делающего упражнения и тренирующегося.

Наука, изучающая различные феномены физической культуры, разрабатывает специальное оборудование, позволяющее изучать физиологические и психологические состояния спортсмена, фиксировать биомеханику движений.

Структуру деятельностного, технологического пласта физической культуры можно характеризовать как по "горизонтали" (и тогда ее элементами будут физическое воспитание, спорт, физическая рекреация и двигательная реабилитация), так и по "вертикали". В последнем случае те же элементы выступают в виде иерархической связи-субординации в следующей последовательности: физическая рекреация и двигательная реабилитация, физическое воспитание, спорт.

Если педагогические методики формирования и развития общей физической культуры ориентированы на подготовку человека в соответствии со сложившимися представлениями и нормативами, то специальная педагогическая и тренерская деятельность развивается в направлении индивидуализации способностей личности, ее специализации в определенном виде физической культуры или спорта - в зависимости от психофизических особенностей человека, его интересов, а также моды на те или иные виды физкультурных практик. Многообразие форм и видов физической культуры и спорта, с которым может конкурировать лишь художественная культура, позволяет индивидуализировать человека здесь в гораздо большей степени, чем в сфере трудовой деятельности. Причем, роль физической культуры возрастает еще и в связи с тем, что она занимает связующее место в общей системе жизнедеятельности человека, который видит в физической культуре и спорте средство развития творческой индивидуальности.

Проблемы физического воспитания в социально- гуманитарной мысли как ресурс совершенствования современных образовательных практик

В России интенсивное развитие теории и педагогики физического воспитания начинается с середины XVIII. Основы развития теории физического воспитания заложил М.В. Ломоносов. Он считал, что перед Россией стоят великие задачи, которые могут решить только разносторонне развитые люди: умственно образованные, нравственно воспитанные, физически крепкие. Основным средством физического развития М.В. Ломоносов считал трудовую деятельность.

Проблемы физического воспитания нашли отражение в трудах Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. Высказанные ими мысли о значении физического воспитания для формирования здоровых, физически крепких, социально активных, морально стойких, преданных Отечеству людей, имеют большое значение и в наше время. Представители передовой педагогической мысли России определяли цели и задачи физического воспитания, исходя из своих социальных концепций. Они твердо считали, что только всестороннее развитие личности обеспечивает подготовку наиболее полноценного человека, живущего интересами народа и общества. Многие положения, высказанные в классической русской педагогике, нашли свое отражение и в российской системе физического воспитания.

Дальнейшее развитие теория физического воспитания получила в трудах А.Н. Радищева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. Понимая, что вся система воспитания тесно связана с общественным строем России, революционные демократы рассматривали народное образование как часть борьбы с самодержавием. Исходя из этого они определяли цели воспитания и образования - воспитать гражданина, патриота, борца против самодержавия. При это огромную роль в подготовке убежденного и сознательного борца за революционное переустройство общества они отводили физическому воспитанию. В частности, А.Н. Радищев, развивая идеи М.В. Ломоносова, считал труд и трудовое воспитание средством подготовки физически здоровых людей, а физическое воспитание для него было неотъемлемой частью формирования "истинных сынов Отечества".

А.И. Герцен и В.Г. Белинский также высоко ценили физический труд, рассматривая его как средство физического воспитания и народных масс. Особенно велико значение физического воспитания в детском возрасте, когда формируется характер ребенка, закладываются основы его здоровья. Кроме физического труда, считали они, в подготовке достойных сынов своего народа необходимо использовать и физические упражнения (бег, прыжки, борьбу, метания, игры и др.).

Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов поставили вопросы физического воспитания на уровень большой политической проблемы. Они подчеркивали значение физического воспитания как составной части всестороннего гармонического развития, средства укрепления здоровья, формирования нравственных и морально-волевых качеств. Они убедительно аргументировали необходимость регулярных занятий физическими упражнениями, ибо лишь те люди, которые ежедневно укрепляют физические силы и здоровье, способны переносить серьезные лишения, говорили о целесообразности использования разнообразных средств физического развития, соответствующих возрасту и силам учащихся.

Дидактическую основу физической культуры в России создали К.Д. Ушинский и П.Ф. Лесгафт, которые впервые подвели под физическое воспитание естественнонаучную и психологическую базу. Данных мыслите- » лей и педагогов объединяет общая позиция: оценка физических упражнений как способа совершенствования образовательного процесса в целом и взгляд на физическое воспитание как средство подготовки к трудовой деятельности. Но если К.Д. Ушинский рассматривал труд как основу воспитания все стороннє развитой личности и ведущее средство физического воспитания, то П.Ф. Лесгафт не настаивал на введении в школах обязательного ручного труда, считая, что подготовить школьника к труду можно средствами физического воспитания.

Система физического образования П.Ф. Лесгафта. В педагогической системе П.Ф. Лесгафта проблемам физического образования отводится особое место. Разрабатывая методику физических упражнений, он учел и переработал все прогрессивное, что было высказано до него по вопросам воспитания - революционными демократами, выдающимися русскими педагогами, физиологами, врачами: П.Ф. Лесгафт считал, что физическое образование дело не врача, а педагога, хорошо знающего анатомию, физиологию, врачебный контроль и т.д.1. Благодаря этому его система физического воспитания отличается научной обоснованностью и педагогической целесообразностью.

Свою систему физических упражнений П.Ф. Лесгафт называет физическим образованием, т.к. считает, что наряду с решением гигиенических задач физическое образование должно ставить задачи, которые не ставит ни один из школьных предметов: готовить молодого человека к производству всякой элементарной работы, научить "изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью и настойчивостью".2

Вся система физических упражнений П.Ф. Лесгафта направлена на подготовку человека к творческому труду. Поэтому очень важно, наряду с решением гигиенических задач, решить общие задачи образования - подготовить человека к жизни. А для этого недостаточно быть просто здоровым, крепким, сильным, нужно еще уметь владеть своим телом и его потребностям, уметь проверять свои мысли на деле и выполнять работу с наименьшей тратой сил, материала и времени.1 Умения "укреплять определенные части тела" воспитываются, считал он, системой упражнений, имеющих определенную образовательную направленность.

Кроме этого, система физических упражнений П.Ф. Лесгафта решала задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания и образования. Вот почему свою систему физических упражнении П.Ф. Лесгафт назвал физическим образованием.

Задачи физического образования состоят в "умении изолировать отдельные движения и сравнить их между собой, сознательно управлять ими и приспособлять к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью; иначе говоря, приучиться с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наи-большую физическую работу или действовать изящно и энергично".

Основным средством физического воспитания и образования является физическое упражнение. "Упражнением называется частое повторение какого-либо действия в человеческом теле, производимое ради его усвоения". При этом "все движения и действия должны соответствовать силам и умению занимающихся, производиться с возможно большей точностью и ловкостью".3 С помощью физических упражнений человек приучается свободно владеть отдельными движениями и сравнивать их между собой, действовать с большой продолжительностью и быстротой, а также с постепенно увеличенной энергией в проявлениях, усиливается деятельность всего двигательного аппарата. Подобные результаты, считал он, можно достичь и игрой, вот почему игры имеют большое значение для подготовки ребенка к жизни -в игре он приучается к "тем действиям, которые ложатся в основание его привычек и обычаев", в них применяется все то, что усваивается при систематических занятиях.2

Похожие диссертации на Физическое воспитание как средство целостного развития личности студента вуза