Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фольклор в педагогической и музыкально-просветительской деятельности Е. Э.Линевой Шевченко, Ирина Ивановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шевченко, Ирина Ивановна. Фольклор в педагогической и музыкально-просветительской деятельности Е. Э.Линевой : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Санкт-Петербург. ин-т культуры.- Санкт-Петербург, 1993.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-1/3929-x

Введение к работе

Актуальность проблеми исследования. Социально-политические, окоиоипчеснио и культурные преобразования в нашей стране неразрывно связаны с духовным возрождением личности, развитием качественно повой культури, являщейся неотъемлемым компонентой всей лшзнедэя-тельностн человека. Всё большее значение в связи с этим приобретает обращение тс истокам прошлого нашей Родпнн - "тончайшему слою российской культуры" /Бердяез Н.А./, сегодня заметно исчезающему. Этому способствовал нэ только известный "остаточный принцип" Финансирования культурно-досугоных учреждении, но и особенно жёсткая'система идеологического контроля в них, губившие нередко не только творческий порнв отдельных представителей, но и сдерживавшие широкое развитие художественной самодеятельности, лишённой всьда-згостп опираться на традиции народного национального искусства. Имеется немало нерешённых вопросов в практическом руководстве самодеятельным творчеством. Это нашло отражение в.ослаблении престнга ряда ліанров и особенно в области традиционной музыкальной культура, хорового нения, а также в распространении тех из них, которые из им-а-ют глубоких исторических корней в культуре народа, и связаны с вре-> менныш поверхностными интересами и запросами части населения. В последние годы актуализировалась проблема возрождения народных традиций. Тем не менее, ещё недостаточно сделано по изучению и обобщению того колоссального теоретического и практического богатства, которое имеется в истории.

- Особенно актуальнім выступает в связи с эти:-! изучение творческого наследия Евгении Эдуардовны Лицевой /І853-І9І8/, впервые выдвинувшей, теоретически обосновавшей и на практике утвердившей концепцию широкого распространения национального культурного наследия на основе развития музыкальной фольклористики.

Для наших дней особенно актуально то, что в практической по-ртижении основ музыкального фольклора она видела не только условия, возрождения его характерных черт в современном музицировании, возвращения к традициям музыкального искусства, но самим приобщением К музыкальному фольклору Е.Э.Линёва решала задачу воспитания национальной гордости, уважения к истории и культуре', прошлого, воспитания творчески свободной личности.. Через пропаганду стилистики народного музицирования, обучение традиционному исполнению народной песни она считала возможный достижение широкого музыкального развития народа,-активное включение его в рационально организованную досу-

.. 4 _

говую деятельность и, что особенно важно, изменение его образа жзни.

Творческая биография Е.Э.Линёвой представлена многообразием форм деятельности: общественно-просветительной, легадионно-пропа-гандистской, концертно-исполнительской, научно-исследовательской, методической, педагогической, организационной, издательской. Решение задачи кассового музыкального просвещения, чему была посвя--щена вся вторая .оловина её жизни /около 40 лет/, она связывала с собиранием, изучением и внедрением в лмзиь народно-песенного искусства. Ксследование деятельности Е.Э.Дтёвой показывает целост ность разработанной ев системы музыкального просвещения, последовательность и органическую необходимость всех его этапов: от собирания народных песен к их изучении), практическому освоению стилистических особенностей традиционной песни любительским коллективом до подготовки руководителей хоров фольклорной ориентации и приобщения к современному музицированию многочисленной аудитории, Еключающей все слои населения. Таким образом, представлена как бы уже готовая модель, проверенная её многолетней и многообразной практикой, которая долли-іа иметь продолжение в совре-MeiffltJTH. Тем более, что в современных условиях состояние народного творчества, в котором едва теплится живое искусство песенной традиции, требует решительных шагов в направлении развития интереса к культуре народа и активные действий по её возрозденто.

Обращение в связи с этим к уг&е имеющемуся в музыкально-общественной практике опыту Е.2.Лицевой восполнит, на наш взгляд, недостающие звенья в современном изучении основ традиционной песенной культуры, устранит сложившееся в музыкально!' просветителъ-стзе противоречие между назревшей необходимостью возролдения духовной культуры масс средствами музыкального фольклора и отсутствием про^ссионального "инструментария" /методик практического постижения особенностей традиционного певческого искусства/.

В то же -->ем;! вклад Е.Э.Линёвой э развитие музыкального просветительства в сравнении с .другими Нормами её профессиональных интересов изучен мало, во многих случаях оказался забитым -и практически неизвестны/,. В единственной публикации Е.Канн-Новиковой, посвящеїшой описанию жизни фольклористки, научных исследованиях, в которых рассматриваются те или иные её мысли, гипотезы /Н.Я.Брюсовой, Л.С.Киссиной, Л.Кулаковского/, и исследованиях, близких к ним по тематике, раскрывающих проблемы музыкального просвещения средствами традиционного искусства /В.И.Акуло-вича, В.М.Сивовой, В.И. и С.Н.Ситниковых, Н.А.Супрун, В.Ф.Шзвля-

глііой,. Л.Г;,!!л?іі;о/ іірздсуавлєіщ отдолышс аспекти внедрения в пополните льскуїз практику основ народно-музыкального искусства, и такпо некоторкз проблеми теории фольклористики и сїольклоріїзма.

Всё это определило необходимость осуществления специального исследования, цель которого - виявить непреходяще цешюстп музы-калыю-прооветительйой деятельности Е.Э;Ликёвой и определить пу-КІ их елективного использоваїшя в условиях возрождения муэцкаль-ного сТолыслора.

В соответствии с постаплеїшсй целью определены основные эа-цаіпі исследования:

изучить; обобщить її систематизировать фактический материал, относящийся к просветительной и педагогической деятельности З.Б.фшёвой;

выявить общие и спецно'ичеекко черти КОІЩЄПЦИИ Е.З.Л'ШСВОІІ

з области собирания, теоретического осмысления, исполнения и пропаганды музыкальной ісультурьі народа и контексте теории л практиці фольклористики и музыкального просветлгельства конца XIX -начала XX веков;

проследить сволкщю её взглядов, мої одніс музыкалыго-про-нзети'.'Г.-^.'.чск г;єі:.ліпі;

сгі'ормуиїрОЕать и определить возможности использования гетодического и практического опита собирательницы в музыкально-просветительной и педагогической деятельности нашего времени.

На основе предварительного анализа проблемы била сформули-)ОЕана гипотеза исследования, исходящая из того, -<*м.0 приобщение діроких слоев населения к традиционной певческой кул;.туре монет шть осуществлено при условии:

у. применения в современной практике модели музыкального про-івещеїшя, созданной опытом Е.Э.Линёвой;

обеспечения стройности и преемственности всех ступеней іе модели на основе органического сочетания теоретического и практического освоения особенностей народного пения в хоровом юллективе;

развития и совершенствования методик, направленных на воэ-юждение принципов "артельного пения"і на развитие творческой [ндивидуальности в процессе многоголосной импровизацииі

Объектом данного.исследования явились непреходящие ценности іузьшально-общественной деятельности Е.З«Линёвой по формированию музыкальной культуры населения средствам просветительства;

.федмет исследозашш - использовании организационно-методических принципов и методов Е.Э.Линёвой п современной музькалыю-просветительной практике.

Научная новизна работы заключается в тон, что в ней раскрыта концепция музыкально-просветительной деятельности Е.Э.Линёвой. основанной на широком внедрении системы пропаганди традиций музыкального фольклора и вовлечения разных групп населения в музыкальное творчество, построенное на исполнительских принципах артельного многоголосия, В результате исследования подтверждена возможность и необходимость внедрения в современную практику музыкально-эстетического воспитания разработашгых и опробирсваницх фольклористкой методик собирания, изучения и освоен я традиции вокально-хорового искусства, опирающихся на музыкальный фольклор.

В исследовании выявлены разработанные Е.Э.Линёвой принципы традиционного искусства импровизации и артельного многоголосия в музыкально-просветительной практике и определены пути их применения в деятельности современных народна їх хоров.

В научный оборот впервые вводятся ранее неизвестные документы и источники, позволяйте восполнить отсутствуйте страницы биографии собирательницы и истории фольклористики, и дать новое толкование уже известным тактам. Дополнение коснулось следующих, развёрнутых в диссертации сюжетов: учёбы Е.З.Лицевой в СПб Консерватории J1PM0 у гтрофэссора Кореи, событий эмигрантского периода, политико-просветительной работы в московском "Обществе переводчиков и (їздателей марксистской ..итературы"; роли собирательницы в организации и работе Музыкально-этнографической комиссии императорского Общества любителей естествознания, антропологии и зтнограйш, создания курса "народного музыкального творчества" и особенностей его преподавания в течение двенадцати лет; значения творческой дружбы с видными деятелями науки и искусства /В.В.Стасовым, Л.Л. Шахматовым, С.В.Смс.^чским, Н.А.Римским-Корсаковым и .другими/.

Практическое значение исследования заключается в обобщении методики музыкально-просветительной деятельности Е.Э.Линёвой и её модернизации в соответствии с современными требованиями и новыми техническими.возможностями, связанными с использованием звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры. Исследование показало, что опыт Е.Э.Линёвой может быть использован всеми ступенями современной школы и других типов воспитательно-просветительных учреждений. Собранный и обобщенный материал, конкретные исследо-

ательскно 'методы п методики фольклористки, универсальный харак-ер её достижений в области изучения, освоения и пропаганди тра.цн-иошюго певческого многоголосия монет найти применение в научной аботе, худоліественіїо-псполштедьской практике, педагогической де-телыгости. Отдельные положения диссертаїдни могут дополнять соо'т-етствушріе разделы теоретических курсов по истории русской сголь-лористики, русской культури, истории досуговэдения, хороведения, рактических курсов /аранжировки, вокального ансамбля и хоровых лассов/.

Апробация рссулі/гатсв хсслсдсва:п:;: сзуцсствлялас:. по ряду на-равлений: а/ опубликования ::атерналов исследования в печати; / в выступлениях на научнпх конференциях ЛП!К им.Н.К.Крупской 1985, Т9В9гр„/, ЛОЛГК нм.Н.А.Ринскопо-Корсакова - 1989г., на зесоюзноіі научно-практической конференции "фольклор. Проблеми со-оанешш, нзучеїшя, пропаганди" - МШИ ин.Гнесшшх /І988га/; ре-/льтатн исследования нашли пршгекапне в методических разработках

практических курсах С-ПП2 нм.Н.К.Крупскок, УТІШ, Музикального тлища им.М,П.Мусоргского С-Петеро'урга, училища искусств г „Вятки j

практической работе хормейстеров народнее хоров /выпускников ка~ здры кародно-песенпого творчества С-ПГШ им ЛІ.К.Крупской/.

^одочо^ч^екуп основу исследования составила концепция об-звлзішя сфор социальной жизни общества передова.! опитом потери-эского наследия. Значение имели труды философов прошлого и сов-шєішости о роли культурного наследия, его преемственности; месте задгщпонного искусства в .духовной .т.изни народа, в формирована личности. Теоретическую основу исследования составили работы, заводившие определить наиболее эффективные пути ы.угкг. ильного про-зетительства:

просветительная.работа в общетеоретическом аспекте Ал.А, эиарскнй, Е.И.Смирнова, Ф.А.Соломоник, 13-Е.Триодин и др./;

музыкальная педагогика и социология /Б.В.Асафьев, Н.Я.Брю-эва, А.Н.Сохор, Б.Л.Яворский и др./;

теория фольклористики прошлого и настоящего /В.Ф.Одоевский, .П.Сокальский, Ю.Н.Мельгунов, В.Д.Корганов, Ю.Д.Энгель, Е.В.Гпп-іус, В.Е.Гусев, П.А.ВульгГиус, И.И.ЗемцоЕСКий, Е.Е.Васильева,

.А.Лапин и др./.

Источниковедческая база исследования содержит материал, руб-яцігруешії следугацим образом: / опубликованный:

- монография Е.Канн-Новиковой "Собирательница народных песен

ля Лннёва" /М., 1952/;

статистические отчёты о деятельности Общества народных университетов и его отделений, Песенной комиссии императорского русского географического Общества, музыкально-зтнограгрпческой комиссии императорского Общества любителей естествознания," антропологии и этнографии;

периодика 1892-1992гг. /Куриалы: Музыкальный труженик, Народная консерватория, Артист, Этнографическое обозрение, Советг екая музыка, Совет :сая этнография и др.; газеты: русские ведомости, Русская музыкальная газета, Новь, Рапное утро, ВэчошпЛ Ленки--град, Ленинградская правда, Советская культура"и др./;

б/ архивные источники:

В процессе работы над диссертацией последние материалы составили основную базу исследования. К анализу были прішлзчешг документы, хранящиеся в составе архива Государственного музея музыкальной культуры им.Ы.И.Глинки /Щ-.ЇЛС/, Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга /ЦГІІЛ СПб/, Российского государственного исторического архива /РГІ-ІЛ/, Центрального государственного архива октябрьской революции /ЦГЛСР/, Российского государственного арліва литературы и искусства /РГЛЛИ/, Рукописного о:.*ела Института русской литературы и искусства /РО ИРШ/Пуш-хинскни Дом/, Архива Санкт-Петербургского отделения Российской Академии наук /РАН/, отдела рукописей Российской национальной библиотеки /ОР РНЕ/.

В Фонде Е.Э.Линёвой в ГЩ.Ш, насчитывающим более 2 = 000 единиц :фаненпк, собраны материала, -получнБЕие незначительное освещение з пресс.с. Среди іглх личные документы фольклористки, переписка с представителями художественной интеллигенции, материалы, связанные с периодом эмиграции четы Линёвых в Англии и Америке. Наиболее интересными'из них являются материалы, отражающие организационную работу но созданию Музыкально-этнографической комиссии при Обществе любителей естествознания, антропологии и сткограйпг, действительным членом и секретарём которой она состояла / МЭК ИОЛЕАиЭ/, Деятельность Е.Э.Линёвой в МЭК.ИОЛЕАиЭ - особая страница русского. общественного музыкального просвещения, которая ещё не нашла дос-„ тойного отражения в научных трудах и исследованиях.

К валшм материалам массового музыкального просвещения в начале XX столетия следует отнести документы по созданию Московской народной консерватории /МНК/. Они находятся в составе архива Е.Э.Линёвой, Ю.Д.Энгеля, В.Л.Яворского и др. в ГЦМЖ.

Поучение фотодокументов ГЦМШ позволило автору диссертационного исследования внести поправку п известную монографию о Е.З.Линопон, принадлежащую Е.Канн-Новиковой и в шеститомноэ издание Музыкальной

БНЦГО'ЛОПедШ!»

В фондах ГЦМЖ, ІІГІЇА СПб, РГИА, ЦГАОР сохранились материалы, связанные с организацией многочисленных хорових коллективов он-тузиастіси, б которых она осваивала и проверяла методики Собирания, изучения, пропаганди и исполнения народних песен.

Существенно обогатили поле исследования документы эпистолярного наследия собирательницы и исследовательницы народного песенного искусства. Одно лишь перечислеіше. имен её респондентов достаточно внушительно: .Энгельс, П.Л.Лавров, В.В.Стасов, С.В.Смоленский, Л.Л.Шахматов, П.П.Сенёнов-Тян-Шанский, Н.А.Римскнн-Корса-ков, Чарль Крейн, Генрих. Кребиль и др; Всё это представляет собой ценный и в большинстве своём неопубліікоЕанш/і материал*

На защиту выносятся:

1. Концепция музыкально-просветительной деятельности Е.Э.Лив
невой, в основе которой:

идея пропаганды музыкальной грамоты в процессе вокально-хорового исполнения народной песни;

принципы традиционного артельного многоголосия, как основы формирования творческого мышления и музыкальной культуры всех слоев if лтп, принимающих традиционное народное искусство;

і... ..їдана музыкальный фольклор, как среде тг о нравственно-эстетического обобщения культурно-исторического опыта народа и основу воспитания подрастающего поколения;

рассмотрение традиций музыкального творчества, как одного из ведущих компонентов музыкальной педагогики.

2. Разработанные и опробированные практикой методики и про
граммы Е.Э.Лннёвой:

собирания и изучения традиционного музыкального творчества в его "археологической чистоте";

возрождение утраченных традиций "артельного пения" и включение их не только в исполнительскую практику, но и в быт современности;

формирование исполнительских принципов традиционного артельного многоголосия и воспитания коллективно-творческого музыкального мышления;

3. Рекомендации по внедрению идей, методик, программ И.ЗіЯл*-' нё'оой в современную практику сояьклориома.

Струі:тура диссертации обусловлена поставленными задачами н состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка литературы и Приложения. В Приложении представлены материалы, неизвестные музыкальной общественное, вносящие поправки в известную монографию о Е.а,Лицевой Е.Канн-Новиковой, шеститомное издание Музыкальной энциклопедии 1976 года и ряд других публикации.