Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование художественно-эстетической культуры личности в условиях досуговой сферы Кудрина, Екатерина Леонидовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кудрина, Екатерина Леонидовна. Формирование художественно-эстетической культуры личности в условиях досуговой сферы : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.05.- Москва, 1991.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. В сложных, порой противоречивых процессах, происходящих в стране, в большей степени не Только отрицательно сказывавшихся на функционировании культурно-досуговых учреждений, но и ведущих к отчуждению лвдей от художественно-эстетической культуры, представляется важным как вовлечение, так и включение каждой личности'в деятельность этих учреждений.

В складывающейся ситуации работникам культурно-досуговых учреждений (клубов, дворцов и домов культуры, культурно-досуговых центров, библиотек, парков культуры if отдыха, музеев и т.п.), призванным по своим функциональным обязанностям и специфике подготовки для организации работы в досуговой сфере, предстоит не только умело организовать досуг посетителей, учить их полезно и содержательно использовать свое свободное время, но.и способствовать социализации и индивидуализации личности.

При этом поиск нетрадиционных подходов к организации работы культурно-досуговых учреждений заставляет по-новому взглянуть на-процесс формирования художественно-эстетической культуры личности» Требуется коренное изменение взаимоотношений культурно-досуговых учреждений и каждой личности. Эти учреждения, в отличие от других социальных институтов художественно-эстетической культуры, располагают наибольшей возможностью включения каждого -индивида в социально-культурную деятельность, но не1 используют ее в полной мере. Увлекаясь массовым, "валовым" подходом к работе с посетителями, слабо дифференцируя ее в зависимости от социально-профессиональных и социально-демографических характеристик, они практически редко доходят до каждого человека.

Подходя к формированию художественно-эстетической культуры личности как педагогическому процессу, связанному с воспитанием и развитием, особо следует подчеркнуть необходимость изучения как самого субъекта, так и объекта.'Учитывая, что отношения зачастую из субъектно - объектных . становятся и должны ста- виться субъектло - субъектными нам представляется существенным, проведение всесторонней диагностики как субъекта, так и об-екта данного процеоса. Именно она дает основание для выбора того или иного метода формирующего воздействия. Решение же этой проблемы не может быть осуществлено без диагностирования культурной составляющей личности в области художественно-эстетической культуры. Являясь составными элементами культурной среды,

котимы, изменяется в результате деятельности человека и преобразований общества, культурно-досугсиые учреждения выступают базой педагогического воздействии на личность в процессе формирования ее художественно-эстетической культури, которое более эффективном будет при внедрении в их деятельность методики организации культурного сопровождения личности. Разработка и внедрение такой методики должны лечь в основу деятельности культурно-досуговых учреждений в области художественио-зстетической культури.

Организация деятельности культурно-досуговых учреждений-по культурному сопровождению личности в области художественио-зстетической культуры требует наличия полноты представлений о потребностях, интересах, спросе и проблемах какдого человека. Для их удовлетворения необходимо науодо исследовать и практически решить ряд проблем, связанных с формирование!^ художественно-эстетической культуры личности. К числу основных из них мы относим: примитивизм и устарелость содержания, форм и методов взаимодействия культурно-досуговых учреждений и личности по 'формированию художественно-эстетической культуры и развитию творческих способностей; рассогласованность между деясельностью учреждений и потребностями, интересами, спросом и запросами личности в области художественно-эстетической культуры; отсутствие надлежащего механизма формирования художественно-эстетической культуры личности в условиях деятельности культурно-досуговых учреждений.

Формирование художественно-эстетической культуры осложнено трудностями, связанными с инерцией человеческого поведения, неумением людей приобщаться к новому в культуре и искусстве. Приобщение к художественно-эстетической*культуре - сложный и противоречивый процесс. Несомненно, что механическое, формальное навязывание ее из вне, представляет для личности большую опасность. Важно пробудить в кахдом человеке творческие начала, сформировать у него необходимость и потребность в общении с культурой.

Существует немало противоречий и в некоторых методах педагогического воздействия культурно-досуговых учреждений на личность: администрирование и командно-бюрократический подход к'организации деятельности затрудняют достижение основной цели -формировать в учреждениях культуры творчески акти'вную, художественно- и эстетически развитую личность. Недостаточная компетентность, ориентация работников этих учреждений на "массовыч"меро-

приятия, коммерция и зас-iTj ио платных услуг отрицательно влияют на этот процесс.

Являясь составными элементами культурной среды, которая изменяется в результате деятельности человека и преобразований общества, культурпо-досуговие упреждения выступают базой педагогического воздействия.на личность в процессе формирования ее художественно-эстетической" культуры. Оно будет более эффективным при внедрении п их деятельность системы культурного сопровождения личности. Это делает актуальной данную тому, обуславливая правомерность и обоснованность ее выбора в качестве диссертационной.

Степень научной разработанности проблемы.. Вопросы формирования художестшзнно-эвтстическои культуры личности занимают определенное место в гуманитарных и культурологических науках. Анализируя эти исследования, следует отметить, что наряду с новыми концептуальными подходами к решению данной проблемы немало работ осуществлялось в условиях идеологической, диктатури, что предопределяло характер, содержание и выводы ибследований в контексте развитого социализма.

Важное значение для данного исследования имеют работы, посвященные общим проблемам культурно-просветительной работа и культурно-досуговой деятельности (Красильников Ю.Д., Киселева Т.Г., Стрельцов Ю.А., Смирнова Е.И., Иконникова С.Н/, Ерошенков И.П., Клюско Е.М., Тульчинский Г.Л,, Петрова З.А., Акимова Л.А и др.), Теоретическое осмысление проблемы р точки зрения современных процессов ее развития осуществлено с использованием работ и облети общей педагогики (Бабвчекии D.K., Лихачев Б.Т., Фелыпатеии }[.\]. и др.) и целостного подхода к формирования и обучению личности (Азаров Ю.П., Ковальчук И.П., Бакланова 11.Н.). По вопросам понимания художественной и эстетической культуры личности иепользова-нм работы, раскрывающие социально-философские, социологически'-и социально-психологические проблеми (Каган М,С., Коган Л.И., ВшшепскиЙ К).Р., Лукин Ю.А., Лччуев Л.П., Миччічіап Ф.И., Арнольдов А.!*., Соколов Э.В. и пр.).

При рассмотрении спеп/Гикм фор/нрпрания «уцочсетін.мчо-чг. -

ТСТИЧОСКОЙ !Г/Л,ЬТурЫ ЛИЧНОСТИ И B'W'WlO'r.'et' Р'-1 ^viarinciwpori'HHi! MU ОНИРТ ІИСЇі Н1 ИСГЛеДТГЯЦ^н ПО Нрі'бЛ';'-!'!"» ДНМП.ЇТІ П ґ.'1"ЧН'і'. ;l.('ll",v-[ И (f>:p'"l!!>i Ф.Р., "лр'М'НИК'-!!! '''.П., Г- .---і і-, і; Р.;;., П,,'^'-~р

B.M., Столин В.В., Бодалев А.А., Данилова Н.Н., Зейгарник Б.В., Кричевский Р.Л.).

Наиболее близко с темой исследования соприкасаются диссертационные исследования, рассматривающие эстетическое в структуре культуры личности (Матюхин В.П.), эстетическое воспитание различных групп населения в некоторых видах искусства в рамках деятельности клубных учреждений и коллективов самодеятельного творчества {Бонами З.А., Игин А.Н., Мюльбейер И.Г., Коваленко Н.Г., Чаган Н.Г., и др.). Но исследований напрямую посвященных данной проблеме нет, поэтому учитывая ее научную и практическую значимость, а вместе с тем, недостаточную последовательность в выб--ранном нами педагогическом аспекте, в качестве объекта исследо -вания выступают реальные и потенциальные посетители культурно-досуговых учреждений, а предметом - теоретико-методологические и методические аспекты :\.";.: ~ \ формирования художественно-эстетической культуры личности в условиях досуг'овой сферы.

Цель исследования - разработать механизм формирования художест венно-эстетической культуры личности в условиях деятельности куль-турно-досуговых учреждений. '

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Раскрыть сущность и особенности процесса формирования художественно-эстетической культуры.личности в условиях куЛьту-рно-досуговой сферы,

  2. Рассмотреть культурную среду как один из основных факторов формирования художественно-естетическай культуры личности. , * '

3- Исследовать художественнотэстетическую культуру личности с использованием.различных методов и форм.

  1. Обосновать правомерность и возможность их использования в условиях 'деятельности учреждений культурно-досуговой сферы.

  2. Разработать методику организации культурного сопровождения личности в области художественно-эстетической культуры

в условиях деятельности учреждений культурно-досуговой сферы. .6, Предложить варианты возможного использования методики организации культурного сопровождения личности в области художественно-эстетической культуры личности в новых условиях хо- ' яяПствования культурно-досуговых учреждений..

Методы исследования. В ходе исследования использовались взаимодополняющие теоретические и эмпирические методы: метод генетического анализа - для изучения общей динамики объекта, тенденций и практики деятельности культурно-досуговых учреждений по формированию художественно-эстетической культуры личности; терминологический анализ - для определения понятий, цели и задач педагогического процесса в учреждениях культурно-досу-говбй сферы, направленного, на формирование художественно-эстетической культуры личности; метод системного анализа, позволяющий рассмотреть генезис, структуру и функции объекта в их неразрывной взаимосвязи, установить место и ролв формирования художественно-эстетической культуры личности в структуре формирований ее общей культуры рредствами, формами и методами куль-турно-досуговых учреждений; метод сравнительного анализа, основой которого стало сопоставление различных точек зрения и взглядов на проблемы культуры. Данных различных исследований, Проведенных за рубежом, в нашей стране и исследовательскими колективами о участием автора.

На различных этапах исследования применялись методы, кото
рые наиболее конкретно отвечали исходной цели и задачам иссле
дований, научного поиска: социологические, вклоченное наблюде
ние, контент-анализ документальных источников, деловые игры,
тестовые методики, экспертные оценки, формирующий эксперимент
и опытно-экспериментальная работа. В целях изучения индивидуа
льных потребностей, интересов, запросов, уровня развития лич
ности в области художественно-эстетической культуры осуществ
лялась диагностика личности. 4

Исследовательская работа включала несколько этапов. На первом этапе исследования (1986-1988 гг.) был выработан общий подход и сформирована рабочая гипотеза процесса формирования художественно-эстетической культуры личности в условиях досуго-вой сферы как предмета педагогического исследования.

В ходе второго этапа (1988-1990 гг.) уточнялась теоретическая концепция исследования, прорабатывались возможные варианта разработки методики организации культурного сопровождения личности со стороны учреждений культурно-досуговой сфр.рч. Проводились "круглые столы", деловке игры, социологические исследования среди работников и посетителей культурно-досугошіх учреждений, жителей Кемеровской области. При проверили социологического опроса п качество генорлльной сопо^умно :ги :r

в аиду.все взрослое население Кузбасса, которое по данным переписи составляет более 2 млн. человек. Для формирования выборной совокупности был применен метод серийной выборки. В качестве основных признаков построения выборки были взяты: I) поселения сельские и городские; 2) место жительства: улица,дом,квартира. Дополнительными характеристика'опрашиваемых являлись возраст, пол,образование.

Определяя первый признак мы исходили из того, что городское население составляет 85,4$, а сельское .- 12,6%. В нашей выборке соответственно они составили 85,9 и 14,1. Сдвиг в сторону села произошел из-за включения локальной серией в выборку жителей Проыышленновского сельско-хозяйственного района. Обосновывая выборку городских жителей, следует отметить, что более 1/3 части населения Кузбасса включают два крупных города: Кемерово и Новокузнецк, поэтому значительной по ним была и выборка-Ы%, остальные поселения городского типа составили - 34,9.

Участниками "круглого стола" были руководители предприя -тий Ленинского района г.Кемерова - 16 человек, в деловых играх участвовало две группы клубных работников, повышающих квалификацию на обласіт.х курсах г.Кемерова - 54 человека, участники клуба "tisiii резерв" - 14 человек. Тестовые методики и личностный опросник проверялись путем проведения пилотажных исследований среди руководителей структурных подразделений СПО "Кузбас-строй", количество которых составило более ста человек. Диагностическая шкала построена с использованием исследований среди 13 человек.

Содержанием третьего этапа ( І989-І990гг.) явилась разработка методики организации культурного сопровождения личности рукрводителя в составе исследователВской группы Кемеровского государственного института культуры. Апробировалась возможность и правомерность использования тестов и специальных опросников для первичной диагностики культурной составляющей личности в области художественно-эстетической культуры.

На заключительном этапе ( І990-І99ІГГ.) сделаны выводы, осуществлена.апробация восприятия предлагаемых автором путей совершенствования деятельности культурно-досуговых учреждений по формированию художественно-эстетической .культуры личности, оформлены результаты исследования в виде текста диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что рассмотрена проблема, которая ранее не была предметом самостоятельного научного исследования и характеризуется отсутствием специальных работ по формированию художественно-эстетичяс кой культуры личности в условиях сферы досуга.

В результате: '

раскрыты сущность и особенности формирования художественно-эстетической культуры личности в условиях досуговой сферы как педагогического процесса в контексте анализа взглядов ученых на определение категориального аппарата с точки зрения проблемы "культура и развитие";

рассмотрена.культурная среда как один из основных факторов формирования художественно-эстетической культуры личности. Культурная среда как.фундамент, педагогической системы, влияет на деятельность культурно-досуговых учреждений в процессе их педагогического воздействия на личность в целях формирования ее художественно-эстетической культуры; .

- разработана и апрббирована диагностическая шкала культурной составляющей личности в области художественно-эстетической культуры. Диагностика позволяет сформировать программу культурного сопровождения личности;

разработана на основе исследований художественно-эстетической культуры личности методика организации культурного сопровождения личности;

предложены варианты возможного использования методики организации культурного сопровождения личности в новых условиях хозяйствования куль'турно-досуговых учреждений. Один из вариантов предлагается для деятельности учреждений культурно-досуговой сферы при бюджетном финансировании, » другой в условиях самофинансирования и самоокупаемости.

Практическая значимость исследования заключается в том, что методика культурного сопровождения личности, предложенная для активизации деятельности учреждений культурно-досуговой сферы, используется в работе ДКиТ ПО' „"Азот", домов культуры и клубов Кемеровской области. Теоретические подходы и методические аспекты работы находят применение при проведении занятий со студентами института культуры, при написании курсовых и дипломных

- a -^айот,.в ходе организации учебного процесса на областных курсах повышения квалификации работников культуры и искусства г.Кеыерова и г.Томска, иа областных и районных- семинарах, школах передового опыта работников учреждений культурно-досуговой сферы.

Предлагаемая автором методика культурного сопровождения лич
ности в процессе формирования художественно-эстетической культу
ры может быть использована при организации работы культурно-до-
суговых учреждений с посетителями, органами управления, ме-

тодическими службами, курсами повышения квалификации руководителей и специалистов народного хозяйства в рамках учебного процесса, при чтении курса "Методика проведения социологических исследований", проведении спецсеминаров, активных форм обучения в ву-. зах культуры.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе выступления на научно-теоретических и- научно-практических конференциях всесоюзного, республиканского и 'областного уровней: "Проблемы методологии и методики социологической деятельности в культуре и системе повышения квалификации кадров" /г.Алма-Ата, 1990/, "Проблемы национального и интернационального в развитии культуры советского Востока" /г.Душанбе, 1990 /, "Проблемы культуры в условиях Сибири и перестройки" /г.Кемерово, 1990 /."Демократия как важнейшее условие развития культуры" /г.Барнаул,1990 / "Культура.Творчество.Человек" /г.Самара, 1991 /, 'Методологические'проблемы исследования путей активизации человеческого фактора, в условиях перестройки" /г.Кемерово, 1988 /, "Актуальные проблемы организации досуга населения на современном этапе" /г.Тамбов, 1988 /, "Молодые ученые Кузбасса - 70-летив образования ВШИ" /г.Кемерово, 1988 /. Результаты исследования отражены в статье депонированного сборника статей "Опыт и проблемы развития культуры в условиях перестройки" / 1989 /.

Положения, выносимые на 'защиту:

I. Зормирование художественно-эстетической культуры личности как педагогический процесс в условиях деятельности культурно-досуговых учреждений должен быть индивидуализирован и направлен на включение каждой личности в сферу их влияния. Личностный подход, характеризующийся не только коренным изменением потребностей, интересов, спроса личности в области художественно-эстети-ческо!) культуры в новых экономических, политических и социально-

- 9 -психологических условиях, но и необходимостью ориентации при их удовлетворении на такие группы людей как очень богатые, богатые, имеющие средний уровень обеспеченности, уровень обеспеченности ниже среднего, бедные, живущие за чертой бедности, должен лечь в основу деятельности учреждений культурно-досуговой сферы. Как педагогическая и социальная проблема формирование художественно-эстетической культури личности, отодвинутой практически на последний план среди жизненно необходимых благ, должно быть соотнесено с происходящими в стране перестроечными процессами и "вписано" в решение проблем личности.

2. Дальнейшее совершенствование деятельности культурно-до-суговых учреждений как ва-кнейшего составного звена системы формирования художественно-эстетической культуры личности зависит от соблюдения многих условий. К числу их относятся:

а) переход в деятельности учреждений культурно-досуговой
сферы от массового, "валового" подхода к индивидуальному сопро
вождению личности по формированию её художественно-эстетической
культуры, к системе поддержки и стимулирования активности лич
ности при взаимодействии с учреждениями культурно-досуговой сфе
ры до формированию художественно-эстетической культуры, к создав
нию условий для саморазвития, индивидуализации и социализации
личности;

б) важное место принадлежит разработке и внедрению целост
ной специфической для данного процесса, частной методике органи
зации культурного сопровождения личности, представляющей собой
взаимосвязанную, взаимообусловленную совокупность методов ( со
циологических, диагностических, психологических ) и ({юрм ( де
ловые игры, "круглые столы" ), способствующих диагностированию
личности о её культурных составляющих в области художественно -
эстетической культуры;

в) в рамках деятельности культурно-досуговых учреждений
возможно проведение первичной диагностики уровня художественно-
эстетической культуры личности на основе личностного подхода

к изучению потребностей, интересов, спроса и проблом личности с использованием инструментария, предложенного в исследовании: "матриц культурного поля", "классификаторов", "тезауруса", "дерева целей". '

г) на основе диагностики культурной составляющей личности правомерна разработка программы культурного сопрововдения в области художественно-эстетической культуры. Для этого используется тезаурус, построенный на основании библиотечно-библиографичес-кой классификации и позволяющий определить"культурное поле"личнос-ти.

3. Коренное изменение деятельности учреждений культурно-до-суговой сферы по формированию художественно-эстетической культуры личности произойдет при переходе страны на рыночную экономику.

Стурктура диссертации подчинена целям и задачам исследования, логике изложения результатов изучаемого объекта. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Во введении раскрывается актуальность исследования, степень научной разработанности, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, описываются методы и этапы исследования, его апробация, положения, выносимые на защиту.

В первой главе "Теоретико-методологические основы формирова
ния художественно-эстетической культуры личности в условиях уч
реждений культурно-досуговой сферы" рассмотрена сущность и осо
бенности формирования и развития художественно-эстетической куль
туры личности в условиях деятельности культурно-досуговых учреж
дений, дана характеристика культурной среды^как основного фактора
формирования художественно-эстетической культуры личности и опи
саны некоторые исследовательские процедуры, используемые в диссер
тации. -

_Во второй главе "Социально-педагогические условия формирования художественно-эстетической культуры личности" излагаются результаты исследования художественно-остетическсй культуры личности на основе изучения личностных к вещественных элементов культурной среды, описывается предлагаемая автором методика организации культурного сопровождения личности, предлагаются варианты возможного использования данной методики в новых экономических условиях деятельности культурнп-досугогых учреддений.

- II -