Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование художественной культуры обучающейся молодежи (на материалах работы досуговых центров вузов г.Орла) Чистюхина Елена Владимировна

Формирование художественной культуры обучающейся молодежи (на материалах работы досуговых центров вузов г.Орла)
<
Формирование художественной культуры обучающейся молодежи (на материалах работы досуговых центров вузов г.Орла) Формирование художественной культуры обучающейся молодежи (на материалах работы досуговых центров вузов г.Орла) Формирование художественной культуры обучающейся молодежи (на материалах работы досуговых центров вузов г.Орла) Формирование художественной культуры обучающейся молодежи (на материалах работы досуговых центров вузов г.Орла) Формирование художественной культуры обучающейся молодежи (на материалах работы досуговых центров вузов г.Орла) Формирование художественной культуры обучающейся молодежи (на материалах работы досуговых центров вузов г.Орла) Формирование художественной культуры обучающейся молодежи (на материалах работы досуговых центров вузов г.Орла) Формирование художественной культуры обучающейся молодежи (на материалах работы досуговых центров вузов г.Орла) Формирование художественной культуры обучающейся молодежи (на материалах работы досуговых центров вузов г.Орла) Формирование художественной культуры обучающейся молодежи (на материалах работы досуговых центров вузов г.Орла) Формирование художественной культуры обучающейся молодежи (на материалах работы досуговых центров вузов г.Орла) Формирование художественной культуры обучающейся молодежи (на материалах работы досуговых центров вузов г.Орла)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чистюхина Елена Владимировна. Формирование художественной культуры обучающейся молодежи (на материалах работы досуговых центров вузов г.Орла): диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.05 / Чистюхина Елена Владимировна;[Место защиты: Московский городской педагогический университет].- Москва, 2015.- 182 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологические подходы к процессу формирования художественной культуры обучающейся молодежи в деятельности досуговых центров вузов 15

1.1 Теоретические компоненты формирования художественной культуры личности 15

1.2 Педагогическая организация процесса формирования художественной культуры обучающейся молодежи в деятельности досуговых центров вузов 35

1.3 Концептуальное обоснование педагогической структурно-функциональной модели формирования художественной культуры обучающейся молодежи в деятельности досуговых центров вузов . 52

Выводы по первой главе 88

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию художественной культуры обучающейся молодежи в деятельности досуговых центров вузов 90

2.1 Организация социально-культурной деятельности досуговых центров вузов г. Орла по формированию художественной культуры обучающейся молодежи 90

2.2 Реализация педагогической программы формирования художественной культуры обучающейся молодежи .. 110

Выводы по второй главе 134

Заключение 136

Список использованной литературы .139

Педагогическая организация процесса формирования художественной культуры обучающейся молодежи в деятельности досуговых центров вузов

Исследование проблемы формирования художественной культуры личности имеет системный, комплексный характер и находится на пересечении различных областей гуманитарных наук: философии, социологии, культурологи, педагогики, психологии и социально-культурной деятельности. Для выявления педагогического аспекта данной проблемы необходимо проанализировать такие понятия, как «культура», «художественная культура», «искусство», «художественная культура личности», «художественное воспитание».

Базовым понятием нашего исследования является «культура». Определений понятия «культура» в философских и культурологических теориях, концепциях огромное множество, что свидетельствует о сверхсложности данного феномена, его многомерности и многоаспектности. Исходя из этого, выделим основные характеристики и направления в определении понятия «культура», которые были бы близки позициям нашего исследования и отражали его специфику.

В энциклопедических источниках «культура - это исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [158]. Впервые данное понятие появилось в античной философии. Оно обозначало «те формы искусственного, рукотворного бытия, которые получены человеком в результате преобразования бытия естественного — «натуры» [182, с. 3].

С точки зрения социологии, культура — «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного производства, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе» [168]. В современных культурологических исследованиях понятие культуры рассматривается как «ценностно-смысловое, нормативно-регулятивное и символико-информационное содержание любой сферы общественно значимой деятельности» [185].

Д. С. Лихачев рассматривает культуру как «огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения — народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства» [107, с.4]. Он так же выделяет средовой аспект данного понятия, отмечая его чрезвычайную важность. Культура – это «некое органическое целостное явление, своего рода среда, в которой существуют свои общие для разных аспектов культуры тенденции, законы, взаимопритяжения и взаимоотталкивания» [Там же, с. 7].

Социальную составляющую понятия культуры А. С. Запесоцкий определяет как «совокупность ценностей, норм, идеалов, характерных для социальной общности (этноса, нации, общества)» [67, с.150-151], которые отражены и закреплены в письменных источниках, устном народном творчестве, обрядах, традициях, определяющих смысловую основу жизни человека и функционирования общества.

Сложность в подходах к определению культуры отмечает А. Белый, заключена в том, что это понятие обладает многомерностью и многоплановостью. Он выделяет личностную составляющую культуры, как системы самореализации индивида, раскрытия и проявления внутренних качеств. «Культура есть стиль жизни, и в этом стиле она есть творчество самой жизни, но не бессознательное, а — осознанное; культура определяется ростом человеческого самосознания; она есть рассказ о росте нашего «Я»; она — индивидуальна и универсальна одновременно; она предполагает пересечение индивидуума и универсума; пересечение это есть наше «Я»; единственно данная нам интуиция; культура всегда есть культура какого-то «Я» [15, с. 308]. Исходя из данных подходов, феномен «культура» понимается в данной работе как совокупность ценностей, норм, идеалов; осознанное творчество, саморазвитие и самореализация личности, индивидуальность и универсальность, интуиция. А так же деятельность по усвоению знаний, традиций, формированию ценностей, способов восприятия и освоения мира, социально-культурного опыта и как результат - общественное взаимодействие для трансляции знаний, ценностей, способов познания мира.

Одним из видов культуры, ее подсистемой является художественная культура, предметом которой выступает искусство во всем его многообразии, функционировании и историческом развитии. Приведем примеры определений понятия «художественная культура»:

«Художественная культура общества – это совокупность художественных ценностей, а так же исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в обществе» [191, с.168]. Художественно-образное отражение действительности, социума и человеческой жизнедеятельности посредством произведений народной художественной культуры и профессионального искусства. Художественная культура – составная часть, ядро эстетической культуры, через которую она и включается в систему общественных отношений, однако это не тождественные культуры.

Художественная культура одна из специализированных сфер культуры, «функционально решающая задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах, а также различных аспектов обеспечения этой деятельности» [185]. Состоит из таких видов деятельности как: - специализированное художественное творчество - искусство; - народная художественная культура; - массовая культура - профессиональное и коммерциализированное художественное творчество для больших масс людей и потребление его продукта на основе спроса-предложения; - элитарная художественная культура; - художественные субкультуры регионов, профессиональных объединений, молодежи и т.п.; - художественно-эстетические стороны экономической, политической, правовой и других видов деятельности. Как отмечает В. Ю. Борев «художественная культура общества – совокупность художественного творчества, его продуктов (произведения искусства), учреждений, готовящих кадры художественной интеллигенции (вузы, училища, студии) и обеспечивающих социальное функционирование искусства (музеи, библиотеки, кинотеатры, театры, концертные залы)» [23, с.36].

Художественная культура представляет собой социокультурный феномен, стремящийся «все социальные ценности перерабатывать в ценности художественные» [84, с. 78] и рассматривается с позиций того, какова роль искусства в общественной жизни человека, что является тем организующим звеном, которое, оказывая влияние на социум, производит определенное движение. Являясь специфической формой культуры, произведения искусства определяются не только «художественными» законами, индивидуально-психологическими особенностями творчества, но и социокультурными требованиями эпохи.

Грачев В. И. в своем исследовании феномена социокультурной коммуникации в современной художественной культуре предлагает расширить традиционные рамки определения данного понятия, считая что «это ограниченный и узкий подход, оставляющий за «бортом» всё многообразие культурогенных и аксиогенных текстов культуры, информационных, коммуникационных процессов и явлений происходящих в современной художественной жизни. Художественная культура – это результативная продуктивно-репродуктивная деятельность по созданию её субъектами (индивидами, социальными группами и обществом в целом), художественных ценностей и антиценностей транслируемых в социальном пространстве и времени с помощью художественных коммуникаций» [48].

Концептуальное обоснование педагогической структурно-функциональной модели формирования художественной культуры обучающейся молодежи в деятельности досуговых центров вузов

Досуговая деятельность обусловлена потребностно-мотивационным механизмом внутренних побуждений личности. Поэтому для практического включения человека в то или иное занятие необходимо, чтобы его потребность обрела четкую предметную направленность. Выбор досуговой деятельности непосредственно зависит от интереса к самому процессу и в этом случае главной является мотивация процессуального типа. Ю. А. Стрельцов утверждает, что именно мотивация является источником активности, движущей силой человеческого поведения [173, с. 21].

В содержательном блоке педагогической структурно-функциональной модели отражены мотивы включения обучающейся молодежи в художественно-творческую деятельность: желание и интерес участников к художественно-творческой деятельности; развитие и совершенствование творческих способностей и исполнительского мастерства; потребность личности к самовыражению в различных видах искусств; стремление получить необходимую информацию, обсудить волнующие вопросы, найти единомышленников, укрепить свое ролевое положение. Общение в процессе художественно-творческой деятельности связано с реализацией экспрессивно-эмоциональных потребностей в совместных переживаниях. Именно в молодежной аудитории досуговые контакты возникают от желания завязать новые знакомства, расширить круг своего общения, самоутвердиться; потребность личности в удовольствии и наслаждении исполнительской деятельностью, что требует значительного повышения уровня художественной культуры, расширения кругозора, овладения рядом специальных творческих умений и навыков. Это побуждает студентов к постоянной работе над собой, самообразованию и самосовершенствованию.

В процессе педагогического моделирования мы учитываем тот факт, что научно раскрыть воздействие искусства на человека и общество позволяет понятие «функции искусства». В основе исследования функций искусства М.С. Каган предлагает методологический принцип, суть которого заключается в том, что функции системы «могут быть выявлены только при рассмотрении связей системы со средой, в которой и по отношению к которой эта система действует» [85, с. 13]. Средой реализации искусства является действительность, реальный мир социального взаимодействия людей. Анализ системы функций искусства М. С. Каган осуществляет в различных подсистемах, где функции искусства соотносятся с определенными потребностями в области природы, общества, человека, культуры и искусства.

Рассмотрим более подробно реализацию данных функций. В подсистеме «искусство—общество» осуществляется социально-организационная функция, которую искусство выполняет через социально-культурную деятельность, социализацию индивида, через эстетическое оформление социально -организованных действий. Возможность искусства развивать духовность человека, его сознание и самосознание, доставлять наслаждение происходит в подсистеме «искусство - человек». Подфункциями воздействия искусства на человеческое сознание М.С. Каган называет просветительскую, воспитательную, коммуникативную и гедонистическую функции [Там же, с. 120]. Взаимоотношение всех приведенных функций образует организованную, многоуровневую, динамическую систему.

Полагаем, что особенно важен системообразующий принцип, который обусловил выделение именно таких, а не других функциональных характеристик художественной культуры, которые и легли в основу при проектировании педагогической структурно-функциональной модели формирования художественной культуры обучающейся молодежи. Считаем так же необходимым обратиться к понятию «художественная деятельность», которое носит более широкий характер, поскольку оно охватывает и процесс создания произведений искусства и процесс восприятия его индивидом и обществом. Л. Н. Столович считает, что говорить о функциях художественной деятельности необходимо, поскольку функции искусства проявляются в деятельности того, кто его создает, и того, кто его потребляет. Автор раскрывает функции художественной деятельности через системы «художественное творчество — произведение искусства — художественное освоение искусства» [171, с. 24] и ведет поиск определения данных функций исходя из природы художественной деятельности и выяснения ее структуры.

В соответствии с аспектами искусства, Л. Н. Столович выделил главные функции художественной деятельности: познавательно-оценочную, социально-воспитательную, социально-коммуникативную, творчески-воспитательную, интегрирующие функциональные значения не одного, а нескольких аспектов искусства.

На основании вышеизложенного, в основу нашей педагогической структурно-функциональной модели положено освоение искусства и вовлечение обучающейся молодежи в художественную деятельность, так как в их основе лежат общие функции, а именно:

1. Познавательная функция. Соответствует пробуждению и активизации познавательных способностей человека, познанию мира и самого себя.

2. Воспитательная функция. Направлена на освоение норм коллективного поведения, гуманности, социального альтруизма.

3. Ценностно-ориентационная функция. Способствует пробуждению ценностного отношения человека к произведениям искусства в процессе освоения художественных ценностей.

4. Гедонистическая функция стимулирует в человеке художественное наслаждение, деятельность воображения, художественного восприятия, сотворчества, превращение бытовых эмоций в художественные, отрицательных эмоций в положительные.

Организация социально-культурной деятельности досуговых центров вузов г. Орла по формированию художественной культуры обучающейся молодежи

В состав контрольных групп вошли участники творческих студий Молодежного досугового центра Орловского государственного аграрного университета (ОГАУ): хоровой студии (ХС); студии бального танца (СБТ); театральной студии «Вариант» (ТСВ); студии эстрадного вокала «Ритм» (СЭВР); студии современной хореографии «Just dance» (ССХ); мастерской сценического искусства «Student s stars» (МСИ) (рисунок 5). В каждой студии занимается определенное количество участников, что, в общем, составило 58 человек (возраст от 18 до 25 лет). Так же как и в экспериментальных группах, участники контрольных групп в процессе творческой деятельности студий осваивают различные виды искусств: музыку, театр, хореографию. В результате проведенного анкетирования с целью выявления исходных уровней художественной культуры были получены данные, представленные в таблице 5 и наглядно выраженные в диаграмме на рисунке

Подведем итоги констатирующего этапа эксперимента. Полученные результаты анкетирования свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности художественной культуры у большинства участников творческих студий. При этом необходимо отметить, что самые высокие показатели наблюдаются у участников театральных студий как в экспериментальных, так и в контрольных группах. Театральное искусство, благодаря своей синтетической природе, воздействует на личность выразительными средствами многих видов искусств. В этом заключается комплексность воспитательного воздействия, в результате которого процесс формирования художественной культуры личности происходит наиболее эффективно. Поэтому целенаправленная педагогическая деятельность должна быть основана на комплексности воздействия общехудожественных средств всех видов искусств, при активном включении каждого участника творческого коллектива в различные досуговые формы субъект-субъектного взаимодействия.

Формирующий этап эксперимента проводился в 2012-2013 гг. и заключался в практической реализации педагогической программы «В диалоге с искусством» (приложение 2), направленной на повышение эффективности формирования художественной культуры обучающейся молодежи в работе досугового центра вуза. В формирующем этапе эксперимента принимали участие 6 экспериментальных групп (из числа участников констатирующего эксперимента), с которыми проводилась целенаправленная педагогическая работа, при организации были учтены результаты и выводы констатирующего этапа. Так же в процессе реализации педагогической программы были задействованы 6 педагогов руководителей творческих коллективов. Главной целевой установкой программы являлось формирование художественной культуры обучающейся молодежи. Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи программы: — создать благоприятную развивающую художественную среду, через погружение в атмосферу различных видов искусств; — актуализировать имеющийся опыт общения с искусством; — создать условия для культурной адаптации обучающейся молодежи в современном художественном пространстве, наполненном разнообразными направлениями и стилями искусства и массовой культуры; — определить позитивные стратегии освоения личностью художественных ценностей объективированных в искусстве и культуре, сформировать целостное представление о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества; — способствовать развитию аналитических способностей, умения интерпретировать художественную информацию, фиксировать и анализировать свои собственные пробелы в знаниях и совершенствовать личностные качества; — расширить художественно-познавательные интересы, развивать интеллектуальные и творческие способности обучающейся молодежи; — сформировать умения и навыки художественного самообразования и самовоспитания. Основными положениями для определения содержания, методов и форм организации воспитательного процесса формирования художественной культуры личности стали принципы общепедагогические и педагогики досуга:

Реализация педагогической программы была направлена на взаимодействие и взаимообъединение творческих коллективов в единое воспитательное пространство, тем самым создавалась художественная среда досугового центра, творческая и развивающая. Только при таких условиях каждая студия представляет собой и самостоятельную творческую единицу, где участники объединены по принципу интереса к определенному виду искусства, так и является частью целого творческого коллектива всего досугового центра. В этом проявляется принцип совместной деятельности.

В педагогической программе «В диалоге с искусством» по формированию художественной культуры обучающейся молодежи были использованы формы и приемы организации педагогического процесса, которые способствовали комплексности воздействия общехудожественных средств различных видов искусств на участников творческих студий через их объединение в различных формах досуговой деятельности.

Реализация педагогической программы формирования художественной культуры обучающейся молодежи

Социально-экономические преобразования, произошедшие за последние годы в России, коренным образом повлияли на социальную среду и ее реалии. Это повлекло за собой необходимость обновления структуры и содержания воспитательной деятельности в высшей школе, тем самым поставив перед высшим образованием новые задачи в подготовке специалистов.

Современный подход к совершенствованию процесса художественного воспитания личности происходит в направлении повышения его качества и оптимизации. Доминантой воспитательного процесса является акцентирование внимания на личности будущего специалиста, его позиции в социокультурной обстановке информационного общества. Ведущим выражением этого процесса становится возрастающая ценность личности, ее значимость как субъекта культуры, ее способности формировать культурные смыслы, утверждать художественные ценности, решать задачи нестандартными творческими путями.

Формирование художественной культуры обучающейся молодежи в процессе художественного воспитания становится одним из приоритетных направлением государственной культурной и образовательной политики. Непосредственное влияние на процесс формирования духовного мира, культуры и художественных ориентаций молодежи оказывают учреждения культуры и искусства, учреждения дополнительного художественно – эстетического образования. В этом процессе так же принимают участие молодежные досуговые центры вузов и сузов в рамках воспитательной работы данных образовательных учреждений.

Исследуя современную социокультурную ситуацию в заданном направлении, мы пришли к выводу, что новые условия развития культурного плюрализма и свободы от идеологической опеки породили и новые проблемы, которые оказали значительное и не всегда положительное влияние на формирование художественной культуры современной обучающейся молодежи. Можно выделить следующие черты, которыми характеризуются эти проблемы: - резкое снижение уровня художественной культуры. Это связано с тем, что искусство перестает играть ведущую роль в формировании художественно нравственных норм. Возникает отчуждение широких масс молодежи от ценностей мировой и отечественной культуры, искусства, художественного творчества. По мнению В. Я. Суртаева «коммерциализация культурного процесса, все более видный отход от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам агрессивной массовой культуры не может не сказаться на системе установок, ориентаций и культурных идеалов молодого человека» [177, с. 224]; - разрушается и претерпевает существенные изменения исторически сложившаяся общечеловеческая и общероссийская иерархия социокультурных ценностей, что особенно характерно для молодежи. Так, для большей ее части неоправданно приниженным является значение классического, народного и духовного искусства, художественных произведений традиционных промыслов и ремесел, отечественной классики и реализма. В то же время большое внимание уделяется молодыми людьми маскультовскому и авангардистскому искусству и моде, не содержащим собственного позитивного мировоззрения и фальсифицирующим основное содержание духовно-нравственного компонента социокультурных ценностей (любовь, добро, истина, красота, гуманизм, возвышенное, трагическое и др.); - наблюдается тенденция деформации и разрушения позитивного образа человека, личности нашего общества. Возрастает интерес молодежи к восприятию сцен и эпизодов насилия и секса, жестокости и натуралистичности (кинематограф, телевидение, видео, рок-музыка, театр, литература, изобразительное искусство). Увлечение такого рода псевдоценностями противоречит нравственности; 164 - преобладание в молодежной среде приоритета гедонистической функции во всех формах социокультурной деятельности, потребительских ориентации над креативными; - происходит «вестернизация» социокультурных потребностей и интересов российской молодежи, которая не желает придерживаться заветов и ценностей старших поколений, а перенимает ценностный мир своих сверстников из других, более развитых стран. Героем нашего времени и в определенной степени образцом для подражания выставляется «негативный лидер» - эгоистичный, циничный, но преуспевающий и добивающийся успеха, не считаясь со средствами; - обусловливается отсутствие у молодежи национальной самоидентификации, что происходит в процессе «вестернизации» массового молодежного сознания. Эта черта особенно присуща русской молодежи. Нормы и ценности, оказывающие определяющее воздействие на подрастающее поколение в период его формирования, основываются либо на традиционно-советской, либо американской или западной моделей воспитания; - обедняется лингвистическая культура современной молодежи, испытывающая мощное англоязычное влияние, и в значительной мере также за счет примитивизации слога и лексикона средств массовой информации, и книжного ширпотреба. Между тем язык всегда был и остается качественной характеристикой культурной личности. Речь и поведение многих молодых людей в полной мере отражает увлечение наиболее примитивными образчиками массовой культуры и искусства; - оказывает негативное воздействие на человека и современное искусство, в большинстве своем, декларируя так называемую «свободу самовыявления», сосредотачиваясь на сексе и пошлости, убийствах, ужасах,. Попытка решить собственные психологические проблемы и избавиться от комплексов, борьба за социальные и политические права выразилась в так называемых новых направлениях а именно: боди-арт1, граффити2; пирсинг3, рэп. В современном искусстве стал преобладать дилетантизм и профанизм над профессионализмом.

В связи с этим возникает необходимость обновления основ и механизмов организации культурного досуга обучающейся молодежи, чтобы обеспечить ей доступ к ценностям культуры и искусства в их духовном воспитании и развитии. Культурное, эстетическое и художественное как и любое другое воспитание – это процесс, который предполагает продвижение от элементарного, простого к всё более содержательному и сложному. Создание педагогической программы, ядром которой является диалог культур разных эпох, разных стилей и направлений искусства, способствует художественному развитию и становления личности будущего специалиста в вузе.

Похожие диссертации на Формирование художественной культуры обучающейся молодежи (на материалах работы досуговых центров вузов г.Орла)