Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование этической культуры учащихся профтехучилищ и молодых рабочих в самодеятельных хоровых коллективах Сапунова, Людмила Васильевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сапунова, Людмила Васильевна. Формирование этической культуры учащихся профтехучилищ и молодых рабочих в самодеятельных хоровых коллективах : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.05.- Москва, 1991.- 17 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. В ситуации кризисного состояния нашего общества особую актуальность приобретает вывод В.И.Ленина "о том, что в условиях, когда вопрос о политической власти уже решен, в повседневной деятельности Советов ... на передний план должны быть выведены "задачи культурные",так как именно "уровень культурного развития всей народной массы" является и непременным условием успешных социально-экономических и политических преобразований, и воплощением главной цели социализма - развития личности , о превращении ее из потребителя ценностей в субъект творческо-созидательной деятельности.

Данная проблема связана прежде всего с молодежью, ее воспитанием, политические и моральные стороны которого неразрывно связаны с его эстетической стороной. Об уровне эстетической культуры наших молодых людей можно судить в определенной мере по их отношению к ь^знкалъному искусству. Они активно увлекаются музыкой, посвящают общению с ней значительную часть своего свободного времени. Но все явственнее ощущается разрыв между массовым приобщением молодежи к музыкальному искусству и эсйектявностдо его воздействия на духовное становление юношей и девушек. Сказывается их односторонняя ориентация на развлекательную музыку, обусловленная ущербностью ценностных ориентации, неразвитостью эстетического вкуса. Нельзя это считать нормальным и мириться с этим.

- Перестройка открыла путь к динамичному культурному возрождению нашего общества. В духовную жизнь возвращается культурное наследие во всем его объеме и многообразии. И важно научить молодежь разбираться в этом духовном богатстве, чтобы она могла понять, принять и освоить все то ценное, что есть в мировой культуре.

Во времена преобладания всеобщего интереса молодежи к рок-культуре возрастает необходимость более глубокого изучения возможностей хоровой самодеятельности в решении задач формирования эстетической іультурн молодых людей.

'Культурная политика ЛІЗС в соврепеннпх условиях. Тезисы іііеолоп:часко;і кегысе:::! ЦК КПСС//Сов.культура.-30 шоня,-

"-'сг\ _ п Ч

-> з -

Хоровая самодеятельность как органичная часть художест-. венной жизни общества является сферой проявления актуальных ооциально-эстетических и духовно-нравственных проблем и тенденций. Освоение молодым современником через хор народно-песенных традиций означает не только расширение его культурного кругозора, удовлетворение познавательных интересов, оно непосредственно связано и с укреплением его нравственных позиций, совершенствованием его эмоционально-душевных качеств. Однако в культурно-досуговой работа с молодежью далеко не полностью используются воспитательные возможности хорового искусства как средства коллективного постижения эстетических и нравственных ценностей, активизации творческого потенциала личности.

В этой связи представляется актуальным поиск путей повышения эффективности формирования эстетической культуры молодежи, в частности, молодых рабочих и учащихся црофессиональ-но-тохнических училищ, посредством самодеятельного хорового искусства.

Степень научной разработанности проблемы. Значительное количество исследований в настоящее время посвящается эстетическому воспитанию, выявлению места искусства в формировании гармонично развитой личности

Методологические основы изучения данных проблем разрабатывались в трудах советских философов /А.Я.Зись.Ы.С.Каган, Н.И.Киященко,Л.Н.Коган,Ю.А.Лукин,В.К.Скатерщикоэ,Л.Н.Столович и др./.

Работы советских психологов /Л.И.Болювич,Л.С.Выготский, И.С.Кон,А.И.Леонтьев,С.Л. Рубинштейн,Б.М.Теплов,П.М.Якобсон/ раскрывают механизмы развития компонентов эстетической культуры. Анализ действия этого механизма в процессе воспитания и -. обучения мы находим в трудах ученых педагогов /А.И.Буров,М.А. Верб.И.А.Дяшдарькн.Л.Г.Коваль.Н.Б.Крылова,Е.П.Крупник.Л.П.Печ-ко,А.Н.Семашко,Ю.У.Фохт-Бабушкин,Е.К.^ухман,А.Б.Щербо/,которые освещают вопросы формирования эстетического сознания личности - интересов, потребностей, вкуса, оценок, суждений, идеала.

Особое место среда исследований занимают работы, посвященные важным аспектам эстетического воспитания посредством музыки: системе, содержанию и формам, методике воспитания музыкальных способностей, музыкального восприятия, формирования

музыкальных навыков и умений, музыкально-эстетических потребностей, интересов, вкусов и т.д. /0.А.Апраксина.Ю.Б.Алиев, В.К.Белобородова,Н.А.Ветлугита,Е.Я.Гембщдаая,Н.Л.Гродэенекая, В.Н.Шацкая,А.К.Бриль и др./.

Как известно, специфическую роль в музыкально-эстетичес-ком воспитаний учащейся молодежи играет хоровое искусство.Его проблемы освещены в работах ведущих подагогов-хоровиков и ученых по вопросам теории и практики работы с хером /А.Й.Ани-симов .Г.А.Дмитриевский, А.А.Егоров, К.Б.Птица.В.Г. Соколов ,А.В. Свешников,П.ГЛесноков и др./.

Самодеятельное хоровое искусство в различных его аспектах рассматривается: через анализ репертуарной политики /G.S. Грибков,А.1>1.Виханская,П.П.Левандо,Ф.А.Соломоник,Ю.Е. Соколовский и др./; выявление оптимальных форм и методов организации воспитательного процесса в хоровом коллективе на основе учета психологических и социально-психологических особенностей хоровой деятельности /Г.И.Маленкович.В.Ф.Чабанный/; исследование особенностей формирования оптимального стиля педагогического руководства коллективом /А.В.Кознрь/; раскрытие "технологии" вокально-хорового обучения и исполнительства /С.З.По-пов,Г.А.Струве,А.И.Анисимов/; обращение к проблеме освоения лучших традиций хоровой культуры /В.П.Ильин,В.МДернуп.енко, А.С.Кабанов,Л.В.Шамина/; организацию музыкально-образовательной работы в хоре /Т.И.Бакланова,Л.Б.Бартенева.Ю.П.фстов/; раскрытие особенностей развития творческих способностей личности, включенной в музыкально-хоровую деятельность /С.С.Ес-темесова ,Г. А.Шепилов/.

В диссертациях Д.А.Локшина, Т.Н.Овчинниковой, О.П.Соколовой,В.А.Щербакова исследуются проблемы работы с детскими и подростковыми хорами, освещаются некоторые аспекта их эстетического воспитания.

Общим вопросам эстетического воспитания учащихся профтехучилищ посвящены работы 5.А.Эренгросс,В.И.Толстых,Р.А.Зо-лотнннова.Л.Е.Ларина. В исследованиях В.А.Андреевой,В.А.Мосолова, И.В.Фичора освещаются проблемы воспитания учащихся профтехучилищ в ракурсе активизации учебной деятельности.

Художественная самодеятельность как комплексное и действенное средство педагогического воздействия на личность учащегося профтехучилища рассматривается в диссертациях Л.С.Лед-

новой, А.В.Пекутько, А.С.Саакян, Т.М.Сипедкой.

В данном же исследовании ставится более конкретная задача: установитьг как посредством самодеятельного хорового искусства модно повысить эффективность формирования эстетической культуры учащихся профтехучилищ.

Учитывая актуальность тема, научную и практическую значимость изучаемой проблемы и ее недостаточную разработанность, диссертант избрал объектом, исследования воспитательный процесс, осуществляемый в самодеятельных хоровых коллективах профтехучилищ и ДК города Воронежа и Воронежской области, а предметом - влияние хорового искусства на формирование эстетической культуры учащихся профтехучилищ и молодых рабочих.

Цель исследования - разработка методики совершенствования воспитания эстетической культуры в самодеятельных молодежных хоровых коллективах.

В соответствии о предметом и целью были поставлены следующие исследовательские задачи:

рассмотреть сущность и структуру эстетической культуры личности;

обосновать критерии сформированности эстетической культуры учащихся профтехучилищ и в соотнесении с ними проанализировать современное состояние хоровой самодеятельности профтехобразования Воронежской области;

определить место и роль самодеятельных хоров профтехучилищ и ДК в эстетическом воспитании молодых рабочих;

выявить наиболее, эффективные педагогические условия формирования эстетической культуры учащихся профтехучилищ в самодеятельных хоровых коллективах.

Гипотеза,: воздействие на формирование эстетической культури учащихся профтехучилищ и молодых рабочих будет эффектив-ним при условии использования комплексного подхода, включающего ознакомление с произведениями искусства разных видов и жанров, освоение искусствоведческих знаний, активное творческое участие в работе самодеятельного хорового коллектива.

Исследование проводилось в четыре этапа и включало в себя теоретическую часть и опытно-экспериментальную работу.

На первом этапе /I986-IS87 гг./ изучались теоретико-методологические источники по проблемам эстетического и музыкально-эстетического воспитания личности, научная литература,.

- e-

в которой освещаются вопросы, связанные с эстетическим воспитанием молодежи в условиях самодеятельного коллектива, т.е. исследовались теория и история проблемы, современное состояние ее в науке и практике.

На втором этапе /1987-1988 гг./ исследовалась практическая деятельность и репертуар самодеятельных херовых коллективов системы профтехобразования Воронежской обслати /всего 18 коллективов/, хора рабочих ДК "Электроника", хора проФтохучк-. лища №155 города Москвы. Осушествлялось определение исходного уровня эстетической культурн учащихся профтехучилищ а молодых рабочих. Было проведено анкетирование, охватившее 878 респондентов - как занятых в хоровой самодеятельности, так и не участвугвдих в ней. Обобщенные данные подвергались количественному и качественному анализу и статистической обработке. Был намечен план формирующего эксперимента.

На третьем этапе /IS88-I989 гг./ опытным путем проверялись эффективность Разработанной яаыи системы плптпотіпія, организации и проведения занятий в эеоро,оптимальность путел и средств использования музыкального искусства в процессе формирования эстетической культурн учащихся профтехучилищ, анализировались результата работы.

Четвертий этап /1989-1990 гг./ - контрольный,в ходе которого проверялись рекомендации, внтекаяззв из проведенного исследования, обобахтись результаты юс применения.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

в структуре эстетической культуры личности видєлпш: и проанализирована интеллектуальная к чувственно-образная сос-тазлязеие, которые рассматриваются в диссертации в качество одного из еозі.'озпнзгх оснований Нормирования идейно-эстетических убе.тдекпй, идеалов и ценностных ориентации;

определен сбъеи: элементов эстетического сознания (эстетические потребности и интересы, чувства, эмоции, опенки,цшг--

.ностнке ориентации, суждения), который с одной стороіоі конкретизирует интеллектуальную и чувственно-образную составл-тк— пдее, с другей, - в случае использования его элементов п качестве соїдіалгнс-пепхолс-гнческих 'зктороз работы с хорсз-;м ;ссл~ лег.глво;.:, егтеееё'е-н оптимизировать этот процесс;'

обосновано, что критерием определения уровня эстетической культуры участника хорового коллектива является полнота воплощения интеллектуальной и эмоционально-образной составлявших в его практической эстетической деятельности. В связи с атіш в работа в качестве критериев представлены такие структурные элементы эстетической деятельности как:

освоение произведений профессионального и саыодеятельг-ного.искусства;

процесс приобретения искусствоведческих знаний;

продуктивная и исполнительская деятельность участника хорового коллектива;

введен в научный оборот фактический материал по проблеме эстетического воспитания учащихся щіофтехучилищ и молодых рабочих Воронежской области и результаты его анализа, на основе которых теоретически обосновано познавательное и воспитательное воздействие хорового искусства на эстетическое развитие личности;

предложен и обоснован ряд педагогических требований к формированию эстетической культуры учащихся профтехучилищ как участников педагогического процесса в училище, хоровой коллективе, университете культуры:

подчинение содержания, форм и методов эстетического воспитания сознательно определяемым воспитательным целям:

определенную систему знаний в области музыкального искусства, которая должна стать предметом усвоения;

средства, формы и методы обучения слушателей музыкально-эстетическому восприятию разных жанров и эпох;

даффереіщиацию избираемого информативного и иллюстративного материала, средств, форм и методов эстетического воспитания в соответствии с условиями профтехучилищ, с особенностями конкретной аудитории /коллектива/;

систематическое, достаточно длительное педагогическое воздействие, обеспечивающее планомерно-поэтапное формирование музыкального мышления а эстетической культуры учащихся профтехучилищ;

установлено,что данные педагогические требования к формировании эстетической культуры личности способны привести к

эффективному результату в случае координации усилий клубных педагогон с педагогическим мастерством преподавателей училища и университета культуры.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана програю,, основанная на взаимосвязи занятий самодеятельного хорового коллектива,университета культуры и уроков по предмету "Эстетическое воспитание" и обусловливающая эффективность формирования эстетической культуры учащихся профтехучилищ. Разработанные автором методические рекомендации внедрены в практику совместной деятельности Дворца культури профтехобразования и СИЛУ ЖИ, а такне широко используются в процессе преподавания курсов "Хороведение" и "Методика работы с самодеятельным хором" е Воронежском государственном институте искусств . Опытная проверка разработанной в процессе исследования методики подтвердила ее педагогическую эффективность: в результате внедрения ее в учебно-воспитательный процесс в экспериментальном хоровом коллективе значительно повысился уровень эстетической культуры его участников.

Выработанные автором научно-методические рекомендации и предложения могут также быть использованы в учебно-воспитательном процессе институтов культуры и культурно-просветительных училищ в разделах: методика работы с самодеятельным' хором и хорозедоние; на методических семинарах и лекциях на курсах повышения квалификации работников культуры, на факультетах общественных профессий в вузах.

Апробация, результатов исследования осуществлялась в процессе проведения опытной-экспериментальной работы в самодеятельных хоровых коллективах профтехучилищ Воронежской области; через публш-сацпо материалов, отракалсих основные теоретически и практические положения диссертации; в процессе выступлений с докладами на научной конференция "Духовная культу-pa п формирование личности" /г.Краснодар, октябрь 1989 г./, на республиканской научно-практической конференция "Рель искусств в воспнташги творческой личности" /г. Киров оград, ноябрь ISS0 г./. Материалы диссертации включались в лекции, посвященные методике работы с самодеятельным-хором /в Воронежском государственном институте искусств/. На республиканской научной ко:гфч?епцшг "Проблемі культуры в условиях Спб.'-гря

и перестройки" /г.Кемерово, апрель 1990 г./, на республиканской научно-практической конференции "Демократия как важнейшее условие развитая культури /г.Барнаул, 1990 г./ на мезпуэовскоа научной кокгеренщга "Проблемы совершенствования профессионально? подготовки кадров и их закрепление в условиях перестройки культурно-просветительной работы' /г.Тамбов, ноябрь 1990 г./.

Структура ииссертащщ определяется- спецификой предмета исследования и логикой его изучения. В соответствии с этим во введении обоснована актуальность теш, анализируется степень ее разработанности, определяются цель, задачи, объект, предмет исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, характеризуются этапы исследования.

Задачи исследования определили в первой главе необходимость теоретического осмысления феномена "эстетическая культура"; анализ взаимодействия социально-психологических и возрастных факторов в процессе формирования эстетической культуры учащихся профтехучилищ и молодых рабочих; социоло-го-педагогического анализа состояния эстетической культуры учаднхея профтехучилищ - как участвующих, так и не участвующих в хоровой самодеятельности. Во второе, главе на основе социолого-педагогического эксперимента исследуются пути оптимизации віфасотки ценностных ориентации в кузыке у учащихся профтехучпяад, участников хоровой самодеятельности; рассматривается в/ияние эстетической культуры учащиеся профтехучилищ на их нравственную культуру, на развитие их трудовой г общественной активности, а также разрабатываются научно-ыстодические рекомендации по совершенствованию формирования йстеткческой культури в самодеятельных хоровых коллективах.

3 заключе;ши сфорі.улироза:щ выводы исследования и даны рекомендации по практическому их использованию.

диссертация изложена на 167 страницах юшинопясного текста и состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. 3 ней содержатся 23 таблицы, список использованной литераторы.

- 1С -

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИЙ . Первая глаза "Современная культурная политика и формирование 'эстетической культуры молодеяи" имеет два параграфа. В первом параграфе "Роль эстетической культуры в формировании ценностных отношений личности" уточняется понятие "эстетическая культура", анализируются различные точка зроядя на. данное явление. Современные исследователи рассматривают эс-тетнческув культуру как очень широкое и сложное социальное явление, основанное на законах восприятия и созидания красоти, во всех сферах жизнедеятельности людей, общества, в гсы числе и сфере искусства. Эстетическая культура, будучи важной стороной духовной культуры, связана с пониманием прекрасного в зшзни и искусстве и интегрирует в себе разнообра- эие форм ценностного отношения и эстетической деятельности, адекватных определенной исторической- эдохе.

Наиболее признанным является определение, в котором эстетическая культура личности включает в себя чувства, знания а реальные практические действия, обусловленные законами красоты. Согласно мнению ведущих советских эстетиков, человек, достигший определенного уровня эстетической культуры, становится не просто пассившдл ее "носителем", :ю и тьорцсм з той мере, в какой это позволяет а требует его практическая деятельность.

Учитывая все многообразие проявлений и функций рассматриваемого феномена, исследователи выделяют по крайней море два взаимосвязанных вида эстетической культуры: I) эстетическая культура общества; 2) эстетическая культура личности. В соответствии с направленность» нашего исследования ш выделила только эстетическую культуру личности.

Эстетическая культура личности как своеобразная целостность представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействущих мелщу собой, шсда словами, она носит системный характер. В параграфе дана характеристика эстетической культуры как системного образовали, имеющего сложный состав..Выделяются интеллектуальная и чувственно-образная стороны эстетической культуры личности, на основе ко-, торых развиваются идейно-эстетические убеждения, формируются идеала и ценностные ориентации личности.

: исходя из этого, мы в части параграфа попитались выя-

- II -

бить и охарактеризовать основные социально-психологические факторы, знание и учет которых позволяет более эффективно работать с хоровым коллективом, формируя эстетическую культуру его участников.

Так, к основным социально-психологическим факторм в работе с хором мы относим следующие компоненты эстетического сознания:

духовные потребности и интересы, выступающие побудительными стимулами деятельности и воздействующие на отношение к содержанию хоровых занятий;

чувства, эмоции, настроения, характеризующие данный хоровой коллектив;

характер, содержание установок, ценностных ориентации участников хоровых коллективов;

познавательный потенциал участников хора, основанный на их знаниях, музыкальном опыте и степени восприятия и усвоения ими информации;

убеждения, мнения и опенки, характерные для данного коллектива /общественной группы/.

Наряду с этим, в параграфе подчеркивается, что определяя содержание и формы, средства и способы воспитательной деятельности в хоровом коллективе, необходимо учитывать не только социально-психологические, но и возрастные закономерности развития личности.

Диалектика социального и возрастного измонения личности в процеасо социализации были расслотрены нами на основэ анализа работ Н.В.Андреешсовой, Л.И.Божович, Л.П.І^евой, Я.И. Гшпгаского, О.И.Иванова, С.Н.Иконниковой, К.С.Кона, В.Т.Лисовского, Н.С.Мансурова, &. Михайлова и др.

Конкретизации возрастных особенностей молодели 14-18 и 19-30 лог, то есть возрастных групп, в которые входят учащиеся профтехучилищ и молодые рабочие /структура по Н.Д.Леви-тову и А.А.Люблинской/, способствовали работы Ы.А.Вербы, И.С.Кона, Ю.А.Самарина, Ю.У.Фожта-Бабушкпна, Б.А.Ядова.П.Н. Якобсона. Нами выделены особенности эстетического воспитания а атис возрастных группах я сделан вывод о необходимости учитывать их в работе о хорошими коллективами учащихся профтехучилищ и молодых рабочих.

Второй параграф "Соцпрлого-педогогичесшіЗ анализ сое-

тонная эстетической культуры учащихся профтехучилищ и молодых рабочих" посвящен анализу состояния -эстетической культуры учащихся профтехучилищ и молодых рабочих Воронежской области. Такой анализ предполагает выработку критериев определения уровня эстетической культуры индивидов, теоретическое обоснование предлагаемых критериев, этому посвящена первая часть параграфа.

исследованию процессов эстетического развития личности з обосноваїшв показателей культурного уровня различных групп населения удаляется внимание многими учеными /Э.Алексеев, П.Андрукович, В.Болгов, Г.Дадамян, Д.Дондурей, Л.Коган, С.Цудрявцева, А.Семашко, А.Сохор и др./. Соотносясь с положениями У.Ф.Суна и В.М.Петрова ш пришли к выводу, что оптимальное развитие эстетического субъекта определяется взаимодействием лрезде всего таких компонентов, как:

—определенный объем и качество художественных и эстети
ческих теоретических знаний; ,

идейно-эстетические взгляды и убеядекия, формирующиеся на основе мировоззрения, знаний и опыта личности, определяющие характер воспрлятия и проявлящзеся в ее оценочных представлениях и предпочтениях;.

творческая активность.

На основе полученной эмпирической информации и сопоста- витального анализа, мц сделали вывод, что уровень эстетической культуры учащихся профтехучилищ и молодых рабочих, занимающихся хоровым пением, значительно выше, чем у учащихся профтехучилищ и рабочих, не приобщенных к хоровому искусству - что подтверждает факт полозительного воздействия хорового любительского пения на формирование эстетической культуры личности.

Сравнительный анализ творческого состояния самодеятельных хоров, а также уровня эстетической культуры участников исследуемых коллективов показал, что тлеются противоречия меяду возможностями эстетического развития участников самодеятельных хоровых коллективов и их реализацией, обусловленные недостаточной разработанностью методики развития эстетической культуры личности.

Вторая глава "Формирование ценностных ориентация в музыке средствами хоровой самодеятельности"состоит из двух па-

-ІЗ -

тгаграфов.

Первый параграф "Цути оптимизации процесса взаимодействия двух тішов оценочной деятельности: личностной и общественной" посвящен выявлению и разработке методов и приемов, способствующих Формированию и развитию эстетической культуры учащихся профтехучилищ, занятых в хоровой самодеятельности.

Здесь прежде всего раскрываются понятия "ценностные ориентации", "установки", "восприятие".

Учитывая то, что музыкальное восприятие зависит не только от национально-психологических, возрастных и др. социальных факторов, но и от соотношения интуитивного и. сознательного, эмоционального и логического, мы сочли возможным в основу опытно-экспериментальной работы положить "целостный" подход, разработанный Н.А.менчинской, которая рассматривает процесс формирования личности как взаимодействие интеллектуального, эмоционального в волевого компонентов, реализуемых в целостной личности. .; '

Исследование влияние различных факторов педагогического -воздействия на развитие эстетической культуры учащихся профтехучилищ мы проводили, исходя из предположения, что основополагающим педагогическим условием формирования эстетической культуры'молодежи средствами музыкального искусства является организация в училище скоординированных действий преподаЕате--ля по эстетике, руководителя университета культуры и руководителя самодеятельного хорового коллектива. Действие всех компонентов предлагаемой педагогической, системы предполагает:

подчинение содержания, форм в методов эстетического воспитания сознательно определяемым воспитательным целям;

определенную систему знаний в области музыкального искусства, которая должна стать предметом усвоения;

средства, формы и методы обучения слушателей музыкально-эстетическому восприятию разных жанров и эпох;

дифференциацию избираемого информативного и иллюстративного материала, средств, форм и. методов эстетического воспитания в соответствии с условиями профтехучилищ, с особенностями конкретней аудитории /коллектива/;

систематическое, достаточно длительное педагогическое воздействие, обеспечивающее планомерно-поэтапное форгжрова-

ниє цугзнкального мышления и эстетической культуры учащихся профтехучилищ.

Взаимосвязь аанятий хорового оашдеятельного коллектива, университета культуры и уроков по предмету "эстетическое воспитание" дает органичное сочетание трех видов деятельности, необходимых для уоцешого развития эстетической культуры учащихся профтехучилищ:

а) знакомства с произведениями искусства /потребление/;

б) приобретения искусствоведческих знаний;

в) собственного творчества /продуктивного, исполнительс
кого/.

Второй параграф "Эстетическая культура учащихся профтехучилищ как фактор активизации их духовно-творческого потенциала" посвящен анализу результатов социолого-педагоги-ческого эксперимента, проведенного нами в Воронежской области.

Сравнительный анализ показал, что в экспериментальной коллектива наметилась явная тенденция в повышению уровня эстетичеокой культуры участников. Нам удалось зафиксировать общее движение участников экспериментального коллектива в сторону развития их эстетического отношения к окружающей жизни. Участники экспериментального коллектива стали более требовательны к эстетическому оформлении окружащей среди:

п^^З—-_; Коллективы экспери- конт-^, KOHT-j.

.р(ЖиаГ—-^. . *Ш&- <"?f &**№

оформленной среди ^--^_^_^^ ныи Х0Р ХР №l ХР **

іцает учебу/работу/прият-" ы^ ^^ ^^

В работе это не имеет значе- ' . " .
ния 29,275? 36,08 35,713

Затрудняются ответить 17.07 25.22 30.ЭЙ?

В результате апробирования педагогически целенаправленной вокально-хоровой практики и работы с художественно-эстетическим материалом, а также развития дарокой инициативы, 'творческой активности самих участников хора било установлено, что учебно-воспитательный процесс, основанный на такой организации деятельности, способствует росту эстетической, культура учащихся, повышению художеатвонно-исполни-

тельского уровня хорового коллектива. Эксперимент имел еще более широкий и значительный практический выход:

расширился кругозор участников;

усилилось желание к восприятия) различного рода информации;

возросла творческая и общественная активность, стремление творить прекрасное;

ощутимее стало стремление к самообразованию, совершенствованию умений и навыков в любой, форме деятельности в соответствии о законами красоты.

В заключении дасоертацш подтверждается гипотеза исследования, содержатся общие выводы и рекомендации, внте- . каодие из основных результатов теоретического анализа и экспериментальной работа автора. Исследование показало, что эффективность эстетического воздействия хора на личность уча- ' отника определяется следующими факторами:

степенью удовлетворенности учащихся профтехучилищ их иоподнительской и музыкально-познавательной деятельностью в хоре; '

идейно-художественным содержанием репертуара, положительным отношением к нему участников и возможностью "самим" выбрать и исполнить хоровое произведение;

осознанием общественной значимости занятий хоровой самодеятельностью и выработкой в этой связи необходимых личностных качеств.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать ряд выводов:

вовлечение воспитанников в работу хорового коллектива оказывает существенное влияние на повышение уровня их эстетической культуры, удовлетворение-эстетических потребностей и интересов;

эффективность деятельности хоровых коллективов и формирования эстетической культуры участников повышается, если в работе о хором используется "целостный подход" /т.е. единство рационального, эмоционального и волевого компонентов .реализуемых в целостной личности/;

содержание, формы и методы формирования эстетической культуры в самодеятельном хоровом коллективе должны определяться о учетом специфики социально-психологических и воз-

раствнх особенностей учащихся профтехучилищ;

положительный результат дает создание в профтехучилище комплексной системы эстетического воспитания, основными звеньями которой являются самодеятельный хоровой коллектив, университет культуры,учебный курс "Эстетическое воспитание";

взаимосвязь занятий самодеятельного хорового коллектива, университета культуры.уроков по предмету "Эстетическое воспитание" обеспечивает полноценное сочетание трех видов деятельности, необходимых для успешного развития эстетической культуры участников - учащихся профтехучилищ - знакомства с произведениями искусства, приобретения искусствоведческих знаний и творчества.

Важным итогом проведенного исследования является вывод о том, что в условиях профтехучилищ, не меняя существенно структуры свободного времени, хормейстер монет добиться ощутимых позитивных сдвигов в развитии эстетической, культуры учащихся, и* эстетического вкуса. t