Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности Новочук Павел Александрович

Формирование этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности
<
Формирование этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности Формирование этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности Формирование этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности Формирование этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности Формирование этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности Формирование этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности Формирование этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности Формирование этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности Формирование этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности Формирование этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности Формирование этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности Формирование этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Новочук Павел Александрович. Формирование этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Новочук Павел Александрович; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2009.- 229 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1664

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Психолого-педагогические особенности формирования этнической самоидентичности молодежи средствами социально-культурной деятельности 18

1.1 Теоретико-методологические подходы к пониманию этнической самоидентичности 18

1.2 Специфика проявлений этнической самоидентичности молодежи в социально-культурной деятельности 50

1.3 Технологическое обеспечение формирования этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности 81

ГЛАВА 2. Технологические подходы к формированию этнической самоидентичности молодежи в современной социально-культурной деятельности 108

2.1 Социально-педагогические условия формирования этнической самоидентичности молодежи в российский регионах 108

2.2 Опытно-экспериментальная работа по апробации педагогической модели и программы формирования этнической самоидентичности молодежи 141

Заключение 172

Список использованной литературы 179

Приложения

Введение к работе

Актуальность. Возросший интерес социума к проблеме этнической самоидентичности оказывает свое влияние на систему воспитания и образования подрастающего поколения. Этническая самоидентичность во многом зависит от процессов, происходящих в обществе, к которым на современном этапе можно отнести глобализацию, урбанизацию, европеизацию и, как следствие, - повышение культурной однородности мира. Преследуя различные интересы, государства создают военно-политические блоки, экономические союзы, единые экономические пространства с денежной системой и парламентаризмом. Как ценность все чаще провозглашается космополитическая идея «человека мира».

Параллельно с этим отмечается рост национального самосознания и
национальных чувств, возрастает значение традиционных культурных
ценностей. Это, в свою очередь, может приводить к стиранию тонкой грани
между патриотизмом и национализмом, следствие этого - возникающие
конфликты на основе этнической и конфессиональной розни; распад целого
ряда многонациональных государств из-за межэтнических и
межконфессиональных конфликтов. Поэтому формирование

«сверхнациональной» или «транснациональной» идентичности носит болезненный и неоднозначный характер. Сложившийся парадокс в сфере этнокультурных процессов требует пристального внимания и поиска решений.

Свою специфику эти противоречия имеют для Российской Федерации

вследствие ее многонационального состава. С одной стороны происходит

формирование единой «российской» самоидентичности взамен

национальной на основе гражданства, а с другой - усиливается интерес к

национальной культуре и традициям. Право гражданина на свободные

этническое самоопределение и самоидентификацию, приоритеты

национальной политики в сфере культуры и образования, связанные с

сохранением и развитием самобытных культур и духовных ценностей граждан России, межнациональных и межрегиональных культурных связей гарантируются Конституцией РФ, Законодательными актами и нормативными документами, в том числе Законом РФ «Об образовании», «Основами законодательства Российской Федерации о культуре», «Концепцией национальной образовательной политики Российской Федерации»; Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

Проблема этнической самоидентичности находит отклик в обществе. Создаются этнокультурные центры, национально-культурные общественные организации и движения, деятельность которых направлена на возрождение и сохранение национального самосознания, сохранение самобытности, традиций и историко-культурного наследия народов, проживающих на территории Российской Федерации. Примером могут служить -Республиканский центр национальных культур Республики Карелия, Центр национальных культур Краснодарского Края, многочисленные национально-культурные центры, действующие в субъектах Российской Федерации.

Проблемы этнической идентичности и этнокультурных процессов, происходящих в современном обществе, все больше привлекают внимание ученых различных научных областей. Результаты их деятельности представлены в материалах многочисленных научно-практических конференций, посвященных исследованию процессов формирования и взаимосвязи гражданской и этнической идентичностей жителей современной России и прошедших в Москве (2002 г.), Санкт-Петербурге (2004 г.), Барнауле (2009 г.) и других городах.

Степень научной разработанности проблемы. Формирование этнической самоидентичности современной молодежи относится к числу комплексных проблем, разрабатываемых различными гуманитарными науками. Богатый опыт российской научной школы, подкрепленный

современными исследованиями этнокультурных, этнопсихологических, этнопедагогических и этносоциологических аспектов национального самоопределения, создает предпосылки для анализа научной разработанности темы.

Этническая идентичность как социально-философская проблема рассматривалась в научных трудах В.Н. Бадмаева, Д.Н. Батырева, Д.Г. Лавринова, И.В. Малыгиной и др. Социально-философский анализ национального самосознания нашел отражение в работах Д.И. Алексеева, СТ. Давлиеровой, П.В. Кузнецова, В.И. Пономаренко и др.

Проявления этнической идентичности и актуальность этой проблемы в современном российском обществе отражены в социологических исследованиях Г.У. Кцоевой, В. Мухиной, О.О. Намлинской, С. Павлова, И.А. Снежковой и др.

Важное значение для нашего исследования имеют теории и концепции в области этнической и кросс-культурной психологии (Н.М. Лебедевой, В.П. Левкович, B.C. Мухиной, А.А. Налчаджяна, Ю.П. Платонова, Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко). Изучению этнокультурных процессов были посвящены труды отечественных этносоциологов - А.Р. Аклаева, Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дробижевой, З.В. Сикевич, Л.М. Сусоколова.

Процессы формирования социальной и социокультурной идентичности нашли отражение в работах И.Л. Гринфельд, Н.Л. Ивановой, Т.А. Чекрыгиной, С.А. Червинской и др. Специфика формирования национального самосознания различных возрастных и социальных групп раскрыта в исследованиях А.А. Байченко, Е.В. Евмененко, Ю.А Идрисовой, И.В. Кожанова, О.Н. Юденко и др.

Особенности этнической идентичности различных народов России на

современном этапе развития выявлены в диссертационных исследованиях

М.И.Васильевой, B.C. Донгак, К.Н. Казалиевой, Г.Р. Шакуровой,

Л.Н. Хаховской, В.Ю. Хотинец и др. Взаимосвязи этнической идентичности и

толерантности в межэтническом взаимодействии были рассмотрены в трудах А.А. Выскочил, О.Ю. Гусевой, М.А. Козловой, В.К. Мальковой и др.

Большой вклад в разработку проблемы этнокультурного воспитания как основы этнической самоидентичности внесли Т.И. Бакланова, Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова, Т.Я. Шпикалова и др. Региональные аспекты этнокультурного образования были рассмотрены в исследованиях М.И. Долженковой, Л.В. Кузнецовой, Д.Н. Латыпова, Т.К. Солодухиной, Г.Ф. Хасановой и др. Возрастные особенности этнокультурного образования и воспитания были выделены в работах А.Ю. Ахлестиной, А.П. Божедоновой, З.У. Карбеновой и др.

Психолого-педагогическое воздействие различных видов традиционной культуры на формирование этнической идентичности и национального самосознания изучено в работах Е.В. Беляевой, Л.К. Зязевой, Л.П. Прокошенковой, О.Н. Тараненко, Е.А. Улымжиевой и др. Специфика формирования и коррекции национального самосознания и этнической идентичности в условиях и средствами культурно-досуговой деятельности рассмотрены в исследованиях Ф.М. Мирахмедова, О.Н. Струковой, А.А. Пугачева, Р.С. Попова и др.

Несмотря на имеющийся опыт изучения, проблема формирования этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности не получила специального рассмотрения.

На основе анализа литературы по исследуемой нами проблеме, были выделены следующие противоречия между:

потребностью общества в сохранении национальной самобытности всех народов РФ и недостаточным вниманием социально-культурных институтов к процессам формирования этнической самоидентичности подрастающего поколения;

активным изучением отдельных прикладных аспектов этнической

самоидентичности в различных отраслях педагогики и потребностью практики

воспитания в обосновании этой проблемы на уровне целостной концепции, включающей теоретические, дидактические, технологические подходы;

ростом национального самосознания, национальных чувств и интереса к национальной культуре в социально-культурной сфере современной молодежи, с одной стороны, и отсутствием педагогической модели и целостной социально-культурной технологии формирования этнической самоидентичности, — с другой;

распространением в молодежной среде идеологии националистических радикальных движений и организаций, негативно влияющих на формирование этнической самоидентичности и неспособностью системы социально-культурного воспитания противостоять этим тенденциям в силу отсутствия технологического обоснования на уровне профильных программ, методик и других дидактических компонентов.

В связи с необходимостью разрешения выделенных противоречий была сформулирована научная проблема, связанная с обоснованием педагогических подходов социально-культурной деятельности к формированию этнической самоидентичности современной молодежи.

Объект исследования - социально-культурная деятельность как средство формирования этнической самоидентичности молодежи.

Предмет - процесс формирования этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности.

Цель исследования заключается в изучении педагогических особенностей формирования этнической самоидентичности современной молодежи в условиях социально-культурной деятельности.

Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи исследования:

1. систематизировать теоретико-методологические подходы к пониманию этнической самоидентичности;

  1. конкретизировать специфику формирования этнической самоидентичности молодежи;

  2. обосновать технологические подходы к формированию этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности;

  3. определить социально-педагогические условия формирования этнической самоидентичности современной молодежи;

  4. разработать и апробировать комплексную педагогическую модель и программу формирования этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности;

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование этнической самоидентичности молодежи будет наиболее эффективно осуществляться при выполнении следующих условий:

направленности педагогического воздействия на формирование этнической самоидентичности молодежи с учетом разнонаправленного действия компонентов этого явления, его функций, механизмов в процессе социализации данной социально-возрастной группы в условиях социально-культурной деятельности;

разработки целостной технологии формирования этнической самоидентичности молодежи на основе всего комплекса средств, форм и методов социально-культурной деятельности;

создания необходимых социально-педагогических условий (организационно-педагогических, учебно-методических, организационно-правовых, информационно-просветительных) для реализации педагогической модели, направленной на формирование этнической самоидентичности молодежи;

подготовки кадров, владеющих интегративными комплексными социально-культурными технологиями, основывающимися на принципах плюрализма, приоритета общечеловеческих ценностей, всеобщего массового культуротворчества, преемственности культурно-исторического, социально-

педагогического и национально-этнического опыта, синтеза традиций и инноваций, для реализации педагогической модели формирования этнической самоидентичности молодежи.

Методологической и теоретической основой исследования являются идеи и концепции:

в области философии и педагогики важное значение в рамках нашего исследования имеют концепции выдающихся русских ученых, занимавшихся вопросами русской идеи и национального воспитания: Н. Бердяева, И.А. Ильина, Н. Лосского, Ф.М. Достоевского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого;

в области этнологии и этнографии - теория этноса Ю.В. Бромлея, концепция этногенеза Л.Н. Гумилева, концепция этнических констант ментальности СВ. Лурье;

в области социологии - концепции социальной идентичности П. Бергера, Т. Лукмана, В.А. Ядова;

в области психологии: теории личностной, социальной и этнической идентификации личности - психоаналитические (3. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Эриксон, Э. Фромм), бихевиористские (М. Шериф), когнитивистские (Г. Тажфел);

в области социальной психологии: теории психологии масс и толп В. Райха, В. Вундта, Г. Лебона, С. Московичи;

в области этнической и кросс-культурной психологии: теории и концепции Л. Леви-Брюля, К. Леви-Строса, Г.Г. Шпета, И.С. Кона;

в области педагогики и социально-культурной деятельности: концепции этнокультурного образования и воспитания Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой, Т.Я. Шпикаловой; концепции педагогических, культурно-досуговых и социально-культурных технологий Г.К. Селевко, А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовался комплекс методов:

теоретический анализ и обобщение философской, педагогической, психологической, социологической, научно-методической и справочной литературы, педагогическое моделирование;

эмпирические методы (социологический опрос, формирующий и констатирующий эксперименты, тестирование);

статистическая обработка результатов исследования.

База исследования. В исследовании приняли участие студенты и учащиеся ТГУ им. Г.Р. Державина, ТПУПТИ им. СВ. Рахманинова, Тамбовского колледжа искусств, Балашовского музыкального училища, а также рабочая молодежь гг. Москвы, Тамбова, Тулы, Узловой (Тульская обл.), Саратова и Балашова (Саратовская обл.). В эксперименте приняли участие более 400 человек.

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2006 - 2009 гг. и осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (2006 - 2007 гг.) осуществлялся теоретический анализ аспектов проблемы, теоретическое обоснование методологической части исследования (определение цели, объекта, предмета, выявление проблемы и противоречий в исследуемой области, постановка задач и формулировка гипотезы исследования).

На втором этапе (2007 - 2008 гг.) разрабатывалась программа и инструментарий экспериментального исследования. Выявлены социально-педагогические условия формирования этнической самоидентичности в ходе констатирующего эксперимента. Начат формирующий эксперимент.

На третьем этапе (2008 - 2009 гг.) осуществлена обработка и

интерпретация полученных в ходе экспериментальной работы данных,

проверка эффективности предложенной педагогической модели. Подведены

итоги исследования.

Научная новизна состоит в том, что:

на основе систематизации теоретико-методологических подходов к пониманию личностной, социальной, культурной и этнической идентичности, обоснованны структурные компоненты этнической самоидентичности (рациональный, эмоционально-чувственный, ментальный и поведенческий) с учетом современных социально-культурных условий, влияющих на идентификационные процессы, протекающие в молодежной среде, что, в свою очередь, позволило уточнить определение понятия этническая самоидентичность;

раскрыты особенности формирования этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности, связанные с возрастной спецификой социализации, спецификой функциональных проявлений этнической самоидентичности у подрастающего поколения, механизмами формирования этнической самоидентичности и факторами, влияющими на ее трансформацию, раскрыты условия организации социально-культурной деятельности, способствующие формированию позитивной этнической самоидентичности;

обобщены технологические подходы к формированию этнической самоидентичности молодежи и выявлены возможности коррекции отдельных ее структурных компонентов с помощью средств, форм и методов социально-культурной деятельности, на основе чего предложена целостная технология формирования этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности;

на основе результатов социологического исследования были выявлены социально-педагогические условия формирования этнической самоидентичности молодежи в российских регионах (организационно-педагогические, учебно-методические, организационно-правовые, информационно-просветительные). Полученные данные вскрыли ряд проблем,

с которыми сталкивается молодое поколение в процессе этнонационального

самоопределения и освоения этнокультурного наследия. Предложены пути и способы решения выявленных проблем, которые послужили основой для создания педагогической модели;

- разработана педагогическая модель формирования этнической
самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности,
способствующая осознанию и позиционированию личности себя как части
определенной этнической общности, положительному эмоциональному
восприятию этого, ценностному отношению к историко-культурному наследию
своего народа.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в следующем:

расширена теоретическая база социально-культурной деятельности за счет определения особенностей формирования этнической самоидентичности в условиях и средствами социально-культурной деятельности на базе любительских клубов, художественно-творческих коллективов, этнокультурных центров;

технологические концепции социально-культурной деятельности дополнены обоснованием возможностей их использования как единой целостной технологии формирования и коррекции этнической самоидентичности молодежи;

предложенная педагогическая модель формирования этнической самоидентичности молодежи, включающая совокупность целей, задач, организационно-педагогических условий, технологического блока, уровней сформированности, может служить теоретической базой для работы с молодежью в сфере социально-культурной деятельности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что, полученные в ходе исследования данные позволяют эффективно осуществлять процесс формирования этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности.

Материалы и результаты исследования могут быть использованы:

в учебном процессе высших и средних профессиональных учебных заведений при изучении широкого спектра гуманитарных дисциплин (психологии, педагогики, социологии, социальной психологии, этнопсихологии, этнопедагогики), а также при подготовке лекций, семинаров и практических занятий по общепрофессиональным и специальным дисциплинам на специальностях «социально-культурная деятельность» и «народное художественное творчество»;

в качестве научно-методического пособия для организации и проведения исследований по изучению этносоциальных и этнокультурных процессов в молодежной среде;

в системе повышения квалификации и переподготовки кадров сферы культуры и образования;

в содержании деятельности работников национально-культурных центров и организаций, любительских клубов и объединений для разработки социально-культурных досуговых программ, направленных на формирование этнической самоидентичности подрастающего поколения.

Положения, выносимые на защиту:

- на основе систематизации теоретико-методологических подходов к
пониманию этнической самоидентичности: символического интеракцианизма,
когнитивистского, психоаналитического, примордиального,
конструктивистского и инструменталистского - было уточнено понятие
«этническая самоидентичность», трактуемое как осознание индивидом
общности с этносоциальной группой на основе разделяемой культуры,
эмоционально-психологическое переживание причастности к этой общности, а
также ментально обусловленные формы ее манифестации. Выделены
структурные компоненты этнической самоидентичности: эмоционально-
чувственный компонент, представляющий комплекс чувств и
эмоциональных переживаний по поводу принадлежности к «своей»

этнической общности; рациональный компонент, определяющийся совокупностью разворачивающихся во времени рефлексивных процессов; ментальный компонент, содержащий преимущественно иррациональное манифестирование единства этнокультурной общности; поведенческий компонент, включающий различные формы репрезентации принадлежности к данной этнической общности;

- к особенностям формирования этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности, были отнесены:

Возрастные особенности - в процессе формирования этническая самоидентичность проходит ряд стадий, связанных с определенными возрастными особенностями социализации и психосоциальными кризисами. Особенно критическим является подростково-юношеский возраст вследствие сложных взаимодействий социального влияния с формирующимися личностными ориентациями. При этом процесс формирования этнической самоидентичности личности зависит от специфики проявления возрастных особенностей в той или иной национальной культуре и социокультурной среде;

Функциональные особенности - этническая самоидентичность выполняет адаптационную, дифференцирующую и интегрирующую функции, на основе которых фиксируется определенный уровень единства и целостности этнической общности. Выделенные функции актуализируются на определенных этапах историко-культурного развития общества или становления отдельной личности, сменяя друг друга и взаимодополняя;

Необходимость учета в технологиях социально-культурной деятельности специфики проявления психологических механизмов (проекция, вытеснение, сопротивление, сублимация, трансфер, регрессия), с одной стороны, способствующих процессу формирования позитивной этнической самоидентичности, а с другой, в крайних своих проявлениях, приводящих к различным видам трансформации этого явления (этноцентризм, гиперэтническая идентичность, ксенофобия, этническая индифферентность,

этнонегативизм, этнонигилизм), что предполагает преобладание превентивных, развивающих и корректирующих методик в досуговых молодежных программах;

формирование этнической самоидентичности молодежи необходимо строить на основе создания целостной, структурированной технологии, оказывающей всестороннее формирующее воздействие на все выделенные компоненты этнической самоидентичности. Эта технология включает в себя когнитивный, эмотивный, поведенческий блоки интегрированных ресурсов и методических разработок социально-культурной деятельности на основе традиционных технологий социально-культурной деятельности (этнокультурных, межнационального и межкультурного сотрудничества, рекреационных и реабилитационных, информационно-просветительных, культуротворческих и культуроохранных, исследовательских), что позволяет всесторонне и комплексно воздействовать на молодежную аудиторию;

выделен комплекс условий формирования этнической самоидентичности, к которым отнесены внешние социально-педагогические условия, определяющие особенности социализации и взаимодействия молодежи с ее окружением, к которым относятся социокультурные (социальные, экономические, политические) и этнокультурные процессы (демографические, миграционные), этнокультурная среда проживания (моноэтническая, полиэтническая), а также педагогические условия, отражающие особенности организации досуга молодежи:

Организационно-педагогические условия - интеграция деятельности образовательных, культурно-досуговых, социальных учреждений; создание многоуровневой преемственной системы этнокультурного образования; выделение в структуре клубных учреждений специализированных молодежных этнокультурных центров; подготовка, переподготовка и

повышение квалификации специалистов социально-культурной

деятельности;

Организационно-правовые условия - обеспечение деятельности этнокультурных молодежных организаций, объединений, любительских творческих коллективов посредством разработки и принятия на федеральном и региональном уровнях правовых нормативных актов, концепций, положений;

Информационные и научно-методические условия - внедрение в педагогический процесс инновационных информационно-просветительных технологий и комплексной педагогической программы формирования этнической самоидентичности молодежи; издание учебно-методических пособий, создание блока тестовых диагностических методик;

Материально-технические - совершенствование и модернизация материально-технического оснащения профильных социально-культурных институтов; создание условий, удовлетворяющих информационным и коммуникативным потребностям молодежи, в том числе, - за счет создания виртуальных музеев народной культуры, выставок, медиатек и т.п.;

- педагогическая модель формирования этнической

самоидентичности направлена на формирование знаний, умений и навыков в области народной художественной культуры, целенаправленно воздействует на сферу эстетических и нравственных качеств личности, сферу практической деятельности личности (трудовую, общественную, художественно-прикладную), включает следующие компоненты: социокультурные и этнокультурные условия, формирующие социальный заказ; этнокультурное образование и воспитание, определяющие технологические подходы; технологический блок, оказывающий воздействие на отдельные компоненты этнической самоидентичности; критерии сформированности и заданный уровень сформированности этнической самоидентичности как конечный

результат.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в виде докладов и выступлений в рамках всероссийской научно-практической Internet-конференции «Педагогические технологии в системе подготовки специалистов» (Тамбов, 2006), всероссийской научно-практической конференции «Опыт и перспективы развития социально-культурной деятельности и сферы туризма» (Тамбов, 2007), межвузовского круглого стола «Воспитание в системе формирования ценностных ориентации молодежи» (Москва, 2008), всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование системы подготовки кадров для сферы культуры и искусства: опыт, проблемы, инновации» (Тамбов, 2008), конференции «Духовное наследие М.К. Тенишевой и проблемы сохранения и развития традиционной народной культуры» (Смоленск, 2008 г.), всероссийской научно-практической конференции «Монастырская культура России: опыт, современное состояние» (Тамбов, 2008), всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы вузовской науки: теоретические и практические аспекты» (Тамбов, 2008), всероссийской научно-практической конференции XIV Державинские чтения (Тамбов, 2009).

Результаты исследования нашли отражение в 10 научных публикациях автора в виде научных статей, общим объемом 4,1 п.л.

Достоверность научных результатов и основных выводов обеспечена методологической согласованностью с теориями и концепциями различных областей знаний, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы, комплексом теоретических и эмпирических методов (адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования), корректностью и комплексностью их применения, достаточностью и надежностью выборки испытуемых, применением математических методов обработки статистических данных.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Возросший интерес социума к проблеме этнической самоидентичности оказывает свое влияние на систему воспитания и образования подрастающего поколения. Этническая самоидентичность во многом зависит от процессов, происходящих в обществе, к которым на современном этапе можно отнести глобализацию, урбанизацию, европеизацию и, как следствие, — повышение культурной однородности мира. Преследуя различные интересы, государства создают военно-политические блоки, экономические союзы, единые экономические пространства с денежной системой и парламентаризмом. Как ценность все чаще провозглашается космополитическая идея «человека мира».

Параллельно с этим отмечается рост национального самосознания и
национальных чувств, возрастает значение традиционных культурных
ценностей. Это, в свою очередь, может приводить к стиранию тонкой грани
между патриотизмом и национализмом, следствие этого — возникающие
конфликты на основе этнической и конфессиональной розни; распад целого
ряда многонациональных государств из-за межэтнических и
межконфессиональных конфликтов. Поэтому формирование

«сверхнациональной» или «транснациональной» идентичности носит болезненный и неоднозначный характер. Сложившийся парадокс в сфере этнокультурных процессов требует пристального внимания и поиска решений.

Свою специфику эти противоречия" имеют для Российской Федерации

вследствие ее многонационального состава. С одной стороны происходит

формирование единой «российской» самоидентичности взамен

национальной на основе гражданства, а с другой - усиливается интерес к

национальной культуре и традициям. Право гражданина на свободные

этническое самоопределение и самоидентификацию, приоритеты

национальной политики в сфере культуры и образования, связанные с

сохранением и развитием самобытных культур и духовных ценностей граждан России, межнациональных и межрегиональных культурных связей гарантируются Конституцией РФ, Законодательными актами и нормативными документами, в том числе Законом РФ «Об образовании», «Основами законодательства Российской Федерации о культуре», «Концепцией национальной образовательной политики Российской Федерации»; Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

Проблема этнической самоидентичности находит отклик в обществе. Создаются этнокультурные центры, национально-культурные общественные организации и движения, деятельность которых направлена на возрождение и сохранение национального самосознания, сохранение самобытности, традиций и историко-культурного наследия народов, проживающих на территории Российской Федерации. Примером могут служить -Республиканский центр национальных культур Республики Карелия, Центр национальных культур Краснодарского Края, многочисленные национально-культурные центры, действующие в субъектах Российской Федерации.

Проблемы этнической идентичности и этнокультурных процессов, происходящих в современном обществе, все больше привлекают внимание ученых различных научных областей. Результаты их деятельности представлены в материалах многочисленных научно-практических конференций, посвященных исследованию процессов формирования и взаимосвязи гражданской и этнической идентичностей жителей современной России и прошедших в Москве (2002 г.), Санкт-Петербурге (2004 г.), Барнауле (2009 г.) и других городах.

Степень научной разработанности проблемы. Формирование этнической самоидентичности современной молодежи относится к числу комплексных проблем, разрабатываемых различными гуманитарными науками. Богатый опыт российской научной школы, подкрепленный

современными исследованиями этнокультурных, этнопсихологических, этнопедагогических и этносоциологических аспектов национального самоопределения, создает предпосылки для анализа научной разработанности темы.

Этническая идентичность как социально-философская проблема рассматривалась в научных трудах В.Н. Бадмаева, Д.Н. Батырева, Д.Г. Лавринова, И.В. Малыгиной и др. Социально-философский анализ национального самосознания нашел отражение в работах Д.И. Алексеева, СТ. Давлиеровой, П.В. Кузнецова, В.И. Пономаренко и др.

Проявления этнической идентичности и актуальность этой проблемы в современном российском обществе отражены в социологических исследованиях Г.У. Кцоевой, В. Мухиной, О.О. Намлинской, С. Павлова, И.А. Снежковой и др.

Важное значение для нашего исследования имеют теории и концепции в области этнической и кросс-культурной психологии (Н.М. Лебедевой, В.П. Левкович, B.C. Мухиной, А.А. Налчаджяна, Ю.П. Платонова, Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко). Изучению этнокультурных процессов были посвящены труды отечественных этносоциологов - А.Р. Аклаева, Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дробижевой, З.В. Сикевич, Л.М. Сусоколова.

Процессы формирования социальной и социокультурной идентичности нашли отражение в работах И.Л. Гринфельд, Н.Л. Ивановой, Т.А. Чекрыгиной, С.А. Червинской и др. Специфика формирования национального самосознания различных возрастных и социальных групп раскрыта в исследованиях А.А. Байченко, Е.В. Евмененко, Ю.А Идрисовой, И.В. Кожанова, О.Н. Юденко и др.

Особенности этнической идентичности различных народов России на современном этапе развития выявлены в диссертационных исследованиях М.И. Васильевой, B.C. Донгак, К.Н. Казалиевой, Г.Р. Шакуровой, Л.Н. Хаховской, В.Ю. Хотинец и др. Взаимосвязи этнической идентичности и

толерантности в межэтническом взаимодействии были рассмотрены в трудах А.А. Выскочил, О.Ю. Гусевой, М.А. Козловой, В.К. Мальковой и др.

Большой вклад в разработку проблемы этнокультурного воспитания как основы этнической самоидентичности внесли Т.И. Бакланова, Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова, Т.Я. Шпикалова и др. Региональные аспекты этнокультурного образования были рассмотрены в исследованиях М.И. Долженковой, Л.В. Кузнецовой, Д.Н. Латыпова, Т.К. Солодухиной, Г.Ф. Хасановой и др. Возрастные особенности этнокультурного образования и воспитания были выделены в работах А.Ю. Ахлестиной, А.П. Божедоновой, З.У. Карбеновой и др.

Психолого-педагогическое воздействие различных видов традиционной культуры на формирование этнической идентичности и национального самосознания изучено в работах Е.В. Беляевой, Л.К. Зязевой, Л.П. Прокошенковой, О.Н. Тараненко, Е.А. Улымжиевой и др. Специфика формирования и коррекции национального самосознания и этнической идентичности в условиях и средствами культурно-досуговой деятельности рассмотрены в исследованиях Ф.М. Мирахмедова, О.Н. Струковой, А.А. Пугачева, Р.С. Попова и др.

Несмотря на имеющийся опыт изучения, проблема формирования этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности не получила специального рассмотрения.

На основе анализа литературы по исследуемой нами проблеме, были выделены следующие противоречия между:

потребностью общества в сохранении национальной самобытности всех народов РФ и недостаточным вниманием социально-культурных институтов к процессам формирования этнической самоидентичности подрастающего поколения;

активным изучением отдельных прикладных аспектов этнической

самоидентичности в различных отраслях педагогики и потребностью практики

воспитания в обосновании этой проблемы на уровне целостной концепции, включающей теоретические, дидактические, технологические подходы;

ростом национального самосознания, национальных чувств и интереса к национальной культуре в социально-культурной сфере современной молодежи, с одной стороны, и отсутствием педагогической модели и целостной социально-культурной технологии формирования этнической самоидентичности, - с другой;

распространением в молодежной среде идеологии националистических радикальных движений и организаций, негативно влияющих на формирование этнической самоидентичности и неспособностью системы социально-культурного воспитания противостоять этим тенденциям в силу отсутствия технологического обоснования на уровне профильных программ, методик и других дидактических компонентов.

В связи с необходимостью разрешения выделенных противоречий была сформулирована научная проблема, связанная с обоснованием педагогических подходов социально-культурной деятельности к формированию этнической самоидентичности современной молодежи.

Объект исследования - социально-культурная деятельность как средство формирования этнической самоидентичности молодежи.

Предмет - процесс формирования этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности.

Цель исследования заключается в изучении педагогических особенностей формирования этнической самоидентичности современной молодежи в условиях социально-культурной деятельности.

Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи исследования:

1. систематизировать теоретико-методологические подходы к пониманию этнической самоидентичности;

  1. конкретизировать специфику формирования этнической самоидентичности молодежи;

  2. обосновать технологические подходы к формированию этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности;

  3. определить социально-педагогические условия формирования этнической самоидентичности современной молодежи;

  4. разработать и апробировать комплексную педагогическую модель и программу формирования этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности;

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование этнической самоидентичности молодежи будет наиболее эффективно осуществляться при выполнении следующих условий:

направленности педагогического воздействия на формирование этнической самоидентичности молодежи с учетом разнонаправленного действия компонентов этого явления, его функций, механизмов в процессе социализации данной социально-возрастной группы в условиях социально-культурной деятельности;

разработки целостной технологии формирования этнической самоидентичности молодежи на основе всего комплекса средств, форм и методов социально-культурной деятельности;

создания необходимых социально-педагогических условий (организационно-педагогических, учебно-методических, организационно-правовых, информационно-просветительных) для реализации педагогической модели, направленной на формирование этнической самоидентичности молодежи;

подготовки кадров, владеющих интегративными комплексными социально-культурными технологиями, основывающимися на принципах плюрализма, приоритета общечеловеческих ценностей, всеобщего массового культуротворчества, преемственности культурно-исторического, социально-

педагогического и национально-этнического опыта, синтеза традиций и инноваций, для реализации педагогической модели формирования этнической самоидентичности молодежи.

Методологической и теоретической основой исследования являются идеи и концепции:

в области философии и педагогики важное значение в рамках нашего исследования имеют концепции выдающихся русских ученых, занимавшихся вопросами русской идеи и национального воспитания: Н. Бердяева, И.А. Ильина, Н. Лосского, Ф.М. Достоевского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого;

в области этнологии и этнографии — теория этноса Ю.В. Бромлея, концепция этногенеза Л.Н. Гумилева, концепция этнических констант ментальносте СВ. Лурье;

в области социологии - концепции социальной идентичности П. Бергера, Т. Лукмана, В.А. Ядова;

в области психологии: теории личностной, социальной и этнической идентификации личности - психоаналитические (3. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Эриксон, Э. Фромм), бихевиористские (М. Шериф), когнитивистские (Г. Тажфел);

в области социальной психологии: теории психологии масс и толп В. Райха, В. Вундта, Г. Лебона, С. Московичи;

в области этнической и кросс-культурной психологии: теории и концепции Л. Леви-Брюля, К. Леви-Строса, Г.Г. Шпета, И.С. Кона;

в области педагогики и социально-культурной деятельности: концепции этнокультурного образования и воспитания Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой, Т.Я. Шпикаловой; концепции педагогических, культурно-досуговых и социально-культурных технологий Г.К. Селевко, А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовался комплекс методов:

теоретический анализ и обобщение философской, педагогической, психологической, социологической, научно-методической и справочной литературы, педагогическое моделирование;

эмпирические методы (социологический опрос, формирующий и констатирующий эксперименты, тестирование);

статистическая обработка результатов исследования.

База исследования. В исследовании приняли участие студенты и учащиеся ТГУ им. Г.Р. Державина, ТГМПИ им. СВ. Рахманинова, Тамбовского колледжа искусств, Балашовского музыкального училища, а также рабочая молодежь гг. Москвы, Тамбова, Тулы, Узловой (Тульская обл.), Саратова и Балашова (Саратовская обл.). В эксперименте приняли участие более 400 человек.

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2006 - 2009 гг. и осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (2006 - 2007 гг.) осуществлялся теоретический анализ аспектов проблемы, теоретическое обоснование методологической части исследования (определение цели, объекта, предмета, выявление проблемы и противоречий в исследуемой области, постановка задач и формулировка гипотезы исследования).

На втором этапе (2007 — 2008 гг.) разрабатывалась программа и инструментарий экспериментального исследования. Выявлены социально-педагогические условия формирования этнической самоидентичности в ходе констатирующего эксперимента. Начат формирующий эксперимент.

На третьем этапе (2008 - 2009 гг.) осуществлена обработка и

интерпретация полученных в ходе экспериментальной работы данных,

проверка эффективности предложенной педагогической модели. Подведены

итоги исследования.

Научная новизна состоит в том, что:

на основе систематизации теоретико-методологических подходов к пониманию личностной, социальной, культурной и этнической идентичности, обоснованны структурные компоненты этнической самоидентичности (рациональный, эмоционально-чувственный, ментальный и поведенческий) с учетом современных социально-культурных условий, влияющих на идентификационные процессы, протекающие в молодежной среде, что, в свою очередь, позволило уточнить определение понятия этническая самоидентичность;

раскрыты особенности формирования этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности, связанные с возрастной спецификой социализации, спецификой функциональных проявлений этнической самоидентичности у подрастающего поколения, механизмами формирования этнической самоидентичности и факторами, влияющими на ее трансформацию, раскрыты условия организации социально-культурной деятельности, способствующие формированию позитивной этнической самоидентичности;

обобщены технологические подходы к формированию этнической самоидентичности молодежи и выявлены возможности коррекции отдельных ее структурных компонентов с помощью средств, форм и методов социально-культурной деятельности, на основе чего предложена целостная технология формирования этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности;

на основе результатов социологического исследования были выявлены социально-педагогические условия формирования этнической самоидентичности молодежи в российских регионах (организационно-педагогические, учебно-методические, организационно-правовые, информационно-просветительные). Полученные данные вскрыли ряд проблем,

с которыми сталкивается молодое поколение в процессе этнонационального

самоопределения и освоения этнокультурного наследия. Предложены пути и способы решения выявленных проблем, которые послужили основой для создания педагогической модели;

- разработана педагогическая модель формирования этнической
самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности,
способствующая осознанию и позиционированию личности себя как части
определенной этнической общности, положительному эмоциональному
восприятию этого, ценностному отношению к историко-культурному наследию
своего народа.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в следующем:

расширена теоретическая база социально-культурной деятельности за счет определения особенностей формирования этнической самоидентичности в условиях и средствами социально-культурной деятельности на базе любительских клубов, художественно-творческих коллективов, этнокультурных центров;

технологические концепции социально-культурной деятельности дополнены обоснованием возможностей их использования как единой целостной технологии формирования и коррекции этнической самоидентичности молодежи;

предложенная педагогическая модель формирования этнической самоидентичности молодежи, включающая совокупность целей, задач, организационно-педагогических условий, технологического блока, уровней сформированности, может служить теоретической базой для работы с молодежью в сфере социально-культурной деятельности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что, полученные в ходе исследования данные позволяют эффективно осуществлять процесс формирования этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности.

Материалы и результаты исследования могут быть использованы:

в учебном процессе высших и средних профессиональных учебных заведений при изучении широкого спектра гуманитарных дисциплин (психологии, педагогики, социологии, социальной психологии, этнопсихологии, этнопедагогики), а также при подготовке лекций, семинаров и практических занятий по общепрофессиональным и специальным дисциплинам на специальностях «социально-культурная деятельность» и «народное художественное творчество»;

в качестве научно-методического пособия для организации и проведения исследований по изучению этносоциальных и этнокультурных процессов в молодежной среде;

в системе повышения квалификации и переподготовки кадров сферы культуры и образования;

в содержании деятельности работников национально-культурных центров и организаций, любительских клубов и объединений для разработки социально-культурных досуговых программ, направленных на формирование этнической самоидентичности подрастающего поколения.

Положения, выносимые на защиту:

- на основе систематизации теоретико-методологических подходов к
пониманию этнической самоидентичности: символического интеракцианизма,
когнитивистского, психоаналитического, примордиального,
конструктивистского и инструменталистского - было уточнено понятие
«этническая самоидентичность», трактуемое как осознание индивидом
общности с этносоциальной группой на основе разделяемой культуры,
эмоционально-психологическое переживание причастности к этой общности, а
таюке ментально обусловленные формы ее манифестации. Выделены
структурные компоненты этнической самоидентичности: эмоционально-
чувственный компонент, представляющий комплекс чувств и
эмоциональных переживаний по поводу принадлежности к «своей»

этнической общности; рациональный компонент, определяющийся совокупностью разворачивающихся во времени рефлексивных процессов; ментальный компонент, содержащий преимущественно иррациональное манифестирование единства этнокультурной общности; поведенческий компонент, включающий различные формы репрезентации принадлежности к данной этнической общности;

- к особенностям формирования этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности, были отнесены:

Возрастные особенности — в процессе формирования этническая самоидентичность проходит ряд стадий, связанных с определенными возрастными особенностями социализации и психосоциальными кризисами. Особенно критическим является подростково-юношеский возраст вследствие сложных взаимодействий социального влияния с формирующимися личностными ориентациями. При этом процесс формирования этнической самоидентичности личности зависит от специфики проявления возрастных особенностей в той или иной национальной культуре и социокультурной среде;

Функциональные особенности - этническая самоидентичность выполняет адаптационную, дифференцирующую и интегрирующую функции, на основе которых фиксируется определенный уровень единства и целостности этнической общности. Выделенные функции актуализируются на определенных этапах историко-культурного развития общества или становления отдельной личности, сменяя друг друга и взаимодополняя;

Необходимость учета в технологиях социально-культурной деятельности специфики проявления психологических механизмов (проекция, вытеснение, сопротивление, сублимация, трансфер, регрессия), с одной стороны, способствующих процессу формирования позитивной этнической самоидентичности, а с другой, в крайних своих проявлениях, приводящих к различным видам трансформации этого явления (этноцентризм, гиперэтническая идентичность, ксенофобия, этническая индифферентность,

этнонегативизм, этнонигилизм), что предполагает преобладание превентивных, развивающих и корректирующих методик в досуговых молодежных программах;

формирование этнической самоидентичности молодежи необходимо строить на основе создания целостной, структурированной технологии, оказывающей всестороннее формирующее воздействие на все выделенные компоненты этнической самоидентичности. Эта технология включает в себя когнитивный, эмотивный, поведенческий блоки интегрированных ресурсов и методических разработок социально-культурной деятельности на основе традиционных технологий социально-культурной деятельности (этнокультурных, межнационального и межкультурного сотрудничества, рекреационных и реабилитационных, информационно-просветительных, культуротворческих и культуроохранных, исследовательских), что позволяет всесторонне и комплексно воздействовать на молодежную аудиторию;

выделен комплекс условий формирования этнической самоидентичности, к которым отнесены внешние социально-педагогические условия, определяющие особенности социализации и взаимодействия молодежи с ее окружением, к которым относятся социокультурные (социальные, экономические, политические) и этнокультурные процессы (демографические, миграционные), этнокультурная среда проживания (моноэтническая, полиэтническая), а также педагогические условия, отражающие особенности организации досуга молодежи:

Организационно-педагогические условия - интеграция деятельности образовательных, культурно-досуговых, социальных учреждений; создание многоуровневой преемственной системы этнокультурного образования; выделение в структуре клубных учреждений специализированных молодежных этнокультурных центров; подготовка, переподготовка и

повышение квалификации специалистов социально-культурной

деятельности;

Организационно-правовые условия - обеспечение деятельности этнокультурных молодежных организаций, объединений, любительских творческих коллективов посредством разработки и принятия на федеральном и региональном уровнях правовых нормативных актов, концепций, положений;

Информационные и научно-методические условия - внедрение в педагогический процесс инновационных информационно-просветительных технологий и комплексной педагогической программы формирования этнической самоидентичности молодежи; издание учебно-методических пособий, создание блока тестовых диагностических методик;

Материально-технические - совершенствование и модернизация материально-технического оснащения профильных социально-культурных институтов; создание условий, удовлетворяющих информационным и коммуникативным потребностям молодежи, в том числе, - за счет создания виртуальных музеев народной культуры, выставок, медиатек и т.п.;

- педагогическая модель формирования этнической

самоидентичности направлена на формирование знаний, умений и навыков в области народной художественной культуры, целенаправленно воздействует на сферу эстетических и нравственных качеств личности, сферу практической деятельности личности (трудовую, общественную, художественно-прикладную), включает следующие компоненты: социокультурные и этнокультурные условия, формирующие социальный заказ; этнокультурное образование и воспитание, определяющие технологические подходы; технологический блок, оказывающий воздействие на отдельные компоненты этнической самоидентичности; критерии сформированности и заданный уровень сформированности этнической самоидентичности как конечный

результат.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в виде докладов и выступлений в рамках всероссийской научно-практической Internet-конференции «Педагогические технологии в системе подготовки специалистов» (Тамбов, 2006), всероссийской научно-практической конференции «Опыт и перспективы развития социально-культурной деятельности и сферы туризма» (Тамбов, 2007), межвузовского круглого стола «Воспитание в системе формирования ценностных ориентации молодежи» (Москва, 2008), всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование системы подготовки кадров для сферы культуры и искусства: опыт, проблемы, инновации» (Тамбов, 2008), конференции «Духовное наследие М.К. Тенишевой и проблемы сохранения и развития традиционной народной культуры» (Смоленск, 2008 г.), всероссийской научно-практической конференции «Монастырская культура России: опыт, современное состояние» (Тамбов, 2008), всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы вузовской науки: теоретические и практические аспекты» (Тамбов, 2008), всероссийской научно-практической конференции XIV Держави некие чтения (Тамбов, 2009).

Результаты исследования нашли отражение в 10 научных публикациях автора в виде научных статей, общим объемом 4,1 п.л.

Достоверность научных результатов и основных выводов обеспечена методологической согласованностью с теориями и концепциями различных областей знаний, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы, комплексом теоретических и эмпирических методов (адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования), корректностью и комплексностью их применения, достаточностью и надежностью выборки испытуемых, применением математических методов обработки статистических данных.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Теоретико-методологические подходы к пониманию этнической самоидентичности

Потребность современного общества в сохранении национальной са мобытности всего многообразия народов России и большой интерес к вопросу этнической самоидентичности в современной педагогической науке тре буют систематизации теоретико-методологических подходов различных областей науки и обоснования этой проблемы на уровне целостной концепции.

Термин «идентичность» получает широкое распространение в научной литературе только в 60 - 70 гг. XX века при этом его использование в большей степени связанно именно с исследованием этнонациональных процессов. Однако в философии проблема идентичности в различных ее видах существовала издавна. В античной философии идентичность рассматривалась в рамках онтологии и трактовалась как универсалия бытия (Парменид, Платон, Аристотель). Эта традиция была продолжена в средневековой философии и в дальнейшем в трудах ряда великих мыслителей (Н. Кузанский, Б. Спиноза, Дж. Бруно, Ф. Шеллинг, В. Соловьев, М. Хайдеггер и др.). В философии Но вого и Новейшего времени проблема идентичности рассматривается как процесс самопознания личности [100, с. 42]. В связи с необходимостью в конкретизации педагогических подходов и методов формирования этнической самоидентичности, возникает необходимость обращения к теориям и концепциям других областей гуманитарного знания. Впервые термин идентичность ввел австрийский ученый основатель психоанализа 3. Фрейд. У него идентификация обозначает сам процесс формирования личности и представляет собой самую первоначальную форму эмоциональной связи с объектом. Личное «я» складывается из последова тельного ряда идентификаций, дополняющих или ограничивающих друг друга.

В своей концепции 3. Фрейд выделил несколько типов идентификации. В младенчестве возникает идентификация первичная - примитивная форма привязанности ребенка к матери. Впоследствии она уступает место идентификации вторичной, играющей роль защитного механизма, благодаря которому ребенок справляется с беспокойством, вызванным угрожающим авторитетом, путем включения некоторых аспектов его поведения в собственные действия [182, с. 259]. .

Следующим шагом в развитии концепции идентичности является, на наш взгляд, работа З.Фрейда появившаяся в 1914 году - «Групповая психология и анализ Эго», в которой понятие идентификация рассматривается не только как бессознательная эмоциональная связь ребенка с родителями, но и как важный механизм взаимодействия между индивидом и социальной группой.

Для неортодоксального психоанализа (А. Фрейд, Д. Рапопорт) понятие идентификации стало центральным механизмом формирования способности Я-субъекта к саморазвитию. При этом между субъектом и отражаемым объектом устанавливается определенная эмоциональная связь, содержанием которой является переживание своей тождественности с объектом.,

Из этого следует, что идентификация происходит на личностном и социальном уровнях. Личностная идентичность как психологическое понятие включает в себя содержательный компонент, представленный индивидуальными качествами и характеристиками человека, и оценочный, связанный с самооценкой личности в аспекте отношений с другими людьми. На основе этого учеными выделяются следующие виды идентичности: личностная, социальная, культурная, этническая, которые имеют сложные взаимосвязи.

Это подтверждает и концепция Э. Эриксона, который термин «идентичность» использовал, с одной стороны, для обозначения сознательного чувства уникальности индивида, с другой — для обозначения бессознательного его стремления к непрерывности своего индивидуального опыта, с третьей -для обозначения солидарности индивида с групповыми идеалами.

С точки зрения развития теории и методики социально-культурной деятельности особый интерес представляет соотношение таких явлений как личностная и социальная идентичность. Если личностная идентичность складывается из образов Я, которые формируются в результате восприятия себя как уникальной личности, отличающейся от членов ингруппы, то социальная идентичность складывается из отдельных идентификаций в результате восприятия себя членом ингруппы, отличным от других, принадлежащих к аут-группам. Сильно выраженная личностная самокатегоризация «разрушает» социальную идентичность, и тогда поведение индивидов регулируется индивидуальными нормами. И наоборот, усиление социальной самокатегоризации приводит к деперсонализации, в результате поведение индивидов начинает подчиняться социальным прототипам (групповым нормам и стереотипам) [177, с. 20].

Следовательно, идентичность индивида заключается не только в том, как человек сам себя видит, но и как другие воспринимают его. Особое внимание этому уделяли в своих исследованиях представители символического интерак-цианизма Дж. Мид, И. Гоффман, Ю. Хабермас. Выделяя те или иные структурные составляющие идентичности, они сходились во мнении о том, что среди них можно обозначить самоидентичность как самоописание человека в социальной ситуации, личностную идентичность как восприятие человеком самого себя, своих индивидуальных качеств относительно других, и, в завершение, социальную идентичность как восприятие человеком себя с позиций других на основе атрибутов социальной группы. Социальная идентичность рассматривалась ими через оценку и восприятие человеком самого себя в качестве социального субъекта, носителя общественных отношений [69, с. 618].

Специфика проявлений этнической самоидентичности молодежи в социально-культурной деятельности

Потребность общества в передаче подрастающему поколению всего многообразия национальной культуры и традиций обуславливает направленность педагогического процесса на формирование этнической самоидентичности молодежи, специфика которого в свою очередь будет определяться особенностями молодежи как социально-возрастной группы.

Среди основных тенденций, характерных для социально-культурных процессов в среде современной российской молодежи можно выделить следующие: увеличение возможностей для самореализации, расширение самостоятельности, свобода выбора, что, в определенной степени, создает большой потенциал для реализации социально-культурных программ, направленных на формирование этнической самоидентичности молодежи. Однако это имеет не только положительную сторону, но и обостряет психологический кризис у молодого поколения.

Анализ литературных источников показал, что, по мнению многих ученых, всплеск общественного интереса к молодежным проблемам сегодня связан с кризисом в российском обществе, который породил новый конфликт поколений, не исчерпывающийся традиционным для любого общества расхождением «отцов» и «детей» во взглядах на одежду и прическу, музыку, танцы и манеры поведения. В России он касается философских, мировоззренческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и производство, материальную жизнь общества. В результате, передача материального и духовного наследия подрастающему поколению практически отсутствует. Социальные ценности, которыми жили представители старшего поколения, в новой исторической ситуации в подавляющем большинстве утратили практическое значение и в силу этого не наследуются молодежью, поскольку в ее мировоззрении не приемлемы ни для настоящей, ни для будущей жизни. В российском обществе налицо разрыв поколений, отражающий разрыв исторического развития. Мировой опыт свидетельствует, что недостаточное внимание к вступающему в жизнь молодому поколению превращает его в мощный фактор дестабилизации общества [96, с. 20].

В советской науке длительное время молодежь не рассматривалась как самостоятельная демографическая группа, поскольку выделение такой группы не укладывалось в существующее представление о классовом устройстве общества и его социально-политическом единстве. Чаще всего молодежь выступала как часть рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, студенчества.

Одно из первых социологических определений понятия «молодежь» в конце 1960-х годов было сформулировано основателем ленинградской школы исследований молодежных проблем социологом В.Т. Лисовским: «Молодежь — это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) образовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей. В зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение дал И.С. Кон:

«Молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [152, с.33].

Это позволяет выделить следующие характеристики, отличающие молодежь от других социальных групп: возрастные границы молодежного возраста; специфика социального статуса; ролевые функции и особенности поведения; характеристики социально-демографической группы; социально-психологические характеристики; процесс социализации в конкретный исторический период; самоидентификация и самоопределение молодежи как социальной группы [19, с. 12-14].

Следует выделить ряд тенденций, характерных для социально-культурных процессов в среде современной российской молодежи. Среди них требует особого внимания социальное здоровье молодежи. Необходимо создание новых подходов воспитанию и образованию подростков и молодежи, внедрению программ по формированию здорового образа жизни и подготовке к семейной жизни с использованием инновационных социально-культурных технологий. Проблемы охраны здоровья молодежи в условиях экономического и демографического кризиса выходят за пределы здравоохранения и приобретают характер первостепенных задач национальной политики.

Также нередко обнаруживается недостижимость желаемой идентичности, непосильность быть таким, каким требует общество или предписывает социальная группа. В кризисном обществе размывается характеристика социального типа личности, расширяется область незрелой идентичности, увеличивается возможность ее негативной, отрицательной стороны. Отношения личности и общества не отрегулированы. Нередко предписанные индивиду функции и роли, реально выполняемые им в обществе, не совпадают. Индивид не находится в гармонии со своей реальной функцией, которая ему навязана принудительно.

Неудовлетворенность социальным и экономическим положением, неуверенность в своем будущем порождают негативное отношение к общественным и социальным институтам, нежелание быть частью этих групп. Что приводит к отсутствию среди молодежи самоидентификации как представителя социокультурной и этнонациональной группы.

Такая ситуация негативно сказывается на молодежи. Расширение пространства для самостоятельного выбора действий молодых имеет как положительные, так и отрицательные стороны и может стать условием для развития отклоняющейся социализации и негативных форм этнической самоидентичности. Одним из распространенных ее проявлений является ускоренная социализация. Она связана с преждевременным обретением молодежью социальных ролей и вынужденной идентичностью. Это и ранее вынужденное приобщение детей и молодежи к труду, и ранние браки или создание брачных пар, и разжигание сексуальных страстей, и раннее деторождение, и различные формы социальных девиаций [71].

Социально-педагогические условия формирования этнической самоидентичности молодежи в российский регионах

С целью изучения социально-педагогических условий формирования этнической самоидентичности современной молодежи был проведен констатирующий эксперимент. В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить место и значение этнической самоидентичности в процессе социализации современной молодежи в сфере досуга;

2. Выявить интересы и нравственно-эстетические идеалы в области национальной культуры;

3. Определить степень включенности молодежи в досуговую деятельность, связанную с этнокультурным воспитанием;

4. Конкретизировать социально-педагогические и социально-культурные условия и перспективные направления формирования этнической самоидентичности молодежи.

На основе поставленных задач была разработана анкета полуоткрытого типа (Приложение 1), состоящая из 51 вопроса, которые для удобства анализа условно были разделены на 5 блоков: 1) социально-демографический, направленный на получение необходимой для анализа информации о респондентах (пол, возраст, род профессиональной деятельности, уровень доходов, место проживания); 2) блок вопросов, определяющий, значение национальной принадлежности для современной молодежи; 3) блок, состоящий из вопросов, выявляющих национально-психологические особенности респондентов и их роль в повседневной жизни; 4) блок вопросов, с помощью которого устанавливалась степень включенности респондентов в национальную культуру (народное художественное творчество, хозяйственно-бытовая сфера, религия); 5) блок, вопросы которого направлены на определение роли современных социально-культурных институтов в процессе этнической самоидентичности молодежи.

Эксперимент проводился среди студентов и учащихся ВУЗов, средних специальных и средних профессиональных учебных заведений, общеобразовательных школ, а также рабочей молодежи г.г. Москвы, Тамбова, Тулы, Узловая (Тульская обл.), Саратова и Балашова (Саратовская обл.). Выборочная совокупность исследования составила 354 человека, из них мужчин - 175 человек, женщин - 178.

Большинство опрошенных составили представители русской национальности - 83,3 %. Кроме этого в исследовании приняли участие татары -2,3 %, украинцы - 1,7%, узбеки - 0,6 %, представители чеченской, казахской, долганской национальности (по 0,3 %). При этом 3,1 % респондентов считают себя представителями «российской» национальности или указали аббревиатуру РФ, а 6,8 % не указали свою национальность.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, определение национальной принадлежности человека осуществляется на основании его собственной самоидентификации, самоопределения человека в решении этого вопроса [136]. Полученные данные показывают явное преобладание этнического, географического и этнокультурного факторов над психологическим (свой личный выбор), однако следует учесть, что процесс этнической самоидентификации протекает отчасти на бессознательном уровне и до конца человеком не осознается.

Более половины опрошенных гордятся тем, что являются представителями своей национальности (59 %), но при этом примерно для каждого пятого респондента национальная принадлежность не имеет большого значения (21,2 %), а каждый десятый считает себя «гражданином мира» (10,5 %). Всего 3,7 % стараются не афишировать свою национальность, 4 % затруднились ответить на этот вопрос. В зависимости от места проживания респондентов мы получили примерно одинаковые процентные показатели по всем вариантам ответа, но более всего гордятся своей национальной принадлежностью жители сел и поселков городского типа - 13,8 %. Процентные показатели ответов жителей городов с населением свыше 1 млн., гордящихся национальной принадлежностью несколько меньше и составляет 9,8 %. У жителей сельской местности и у жителей городов с населением более 1 млн., указавших что национальная принадлежность не имеет большого значения, разница в показателях составила более чем в два раза — 2,9 % и 6,6 % соответственно (Таблица 1). Из этого следует, что процесс урбанизации современного общества негативно сказывается на формировании этнической идентичности молодого поколения.

Очевидно, что более позитивные чувства вызывает не просто осознание себя русским, татарином и т.п., а чувство причастности к своему народу, осознание себя его частью. Об этом говорит и тот факт, что из числа респондентов, которые не придают своей национальности большого значения, принадлежность к своему народу вызывает спокойную уверенность у 31,9 %, гордость у 13,9 % и патриотизм - у 12,5 %. При этом критику в адрес своего народа воспринимают на свой счет 15,5 % опрошенных, 17,8 % - склонны ответить «скорее да, чем нет». У 21,8 % - подобные чувства возникают иногда, у 22,6 % - редко, у 19,5 % не возникают вообще.

Необходимость воспитывать чувство гордости к своему народу отмечают более половины респондентов (54 %), каждый четвертый считает, что это должно происходить в семье (24,3 %), 17,1 % — полагают, что такое направление педагогического воздействия должно стать частью государственной политики, 13,4 % - должно осуществляться в школе, 6,6 % считают необходимым задействовать средства массовой информации. 23,1 % полагают, что этот процесс протекает сам собой, а 2,6 % отмечают, что в этом нет особой необходимости.

Полученные результаты вскрывают недостаточность проводимой работы социальными институтами в сфере молодежного досуга, направленного на воспитание позитивных национальных чувств. Очевидна необходимость более последовательной государственной политики, направленной на создание и поддержку этнокультурных центров, любительских клубов и объединений целью которых будет патриотическое воспитание подрастающего поколения. Так же указанные эмпирические данные позволили сделать вывод о недостаточности целенаправленной работы социально-культурных институтов по формированию рациональных компонентов этнической самоидентичности молодежи, что требует развертывания профильных программ, предполагающих дискуссионные клубы, проведение интеллектуальных игр и т.п.

Опытно-экспериментальная работа по апробации педагогической модели и программы формирования этнической самоидентичности молодежи

Анализ теоретико-методологических подходов и концепций, а также результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента, послужили основой для организации и проведения комплексного формирующего педагогического эксперимента (2007 - 2009 гг.), базой для которого выступили Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. СВ. Рахманинова, Тамбовский колледж искусств и Балашовское музыкальное училище.

Целью проведенного эксперимента являлось определение условий эффективного внедрения и реализации педагогической модели и авторской программы, направленных на формирование позитивной этнической самоидентичности современной молодежи в условиях и средствами социально-культурной деятельности.

Задачи эксперимента были сформулированы следующим образом: апробировать педагогическую модель и программу формирования этнической самоидентичности молодежи средствами социально-культурной деятельности; выявить параметры воздействия целенаправленного процесса формирования этнической самоидентичности на духовно-нравственную, эстетическую и мотивационную сферы личности участника молодежного клубного объединения; обобщить данные о позитивных изменениях в структуре интересов, потребностей и вкусов молодежи, отражающих процессы этнической самоидентификации; определить динамику эмоциональных, ценностных, мотивационных и деятельностных компонентов личности участника молодежного клубного объединения под воздействием досуговых программ, ориентированных на формирование этнической самоидентичности.

В основу эксперимента была положена педагогическая модель формирования этнической самоидентичности молодежи (Приложение 2). Технология формирования этнической самоидентичности молодежи методологически должна опираться на концепции русских философов занимавшихся изучением вопроса русской идеи и национального воспитания (Н. Бердяев, И.А. Ильин, Н. Лосский, Ф.М. Достоевский и др.), сочетать достижения современной отечественной и зарубежной педагогической науки и практики, разработок в сфере социально-культурной деятельности с элементами традиционной народной педагогики.

По ориентации на личностные структуры педагогическая модель формирования этнической самоидентичности молодежи направлена на формирование знаний, умений и навыков в области народной художественной культуры, затрагивать сферу эстетических и нравственных качеств личности, сферу практической деятельности личности (трудовую, общественную, художественно-прикладную).

В предложенной педагогической модели отражены социально-культурные и этнокультурные условия, в которых осуществляется процесс формирования этнической самоидентичности молодежи, к которым, в частности, отнесены социокультурные процессы (социальные, экономические, политические и др.), происходящие в современном российском обществе и затрагивающие непосредственное окружение индивида, а также этнокультурная среда, в которой протекают процессы социализации и этнической самоидентификации, формирующие социальный заказ, связанный с воспитанием положительных национальных чувств; развитием рационального восприятия этнической принадлежности; формированием включенности в народную культуру. Реализация данного социального заказа осуществляется на основе концепций и положений этнокультурного воспитания и этнокультурного образования, ориентированных на развитие эмоционально-чувственного, рационального (самосознание) и поведенческого компонентов этнической самоидентичности.

Для технологического обеспечения модели применен комплексный подход, направленный на формирование компонентов этнической самоидентичности с использованием ресурсов и достижений этнокультурных технологий, технологий межнационального и межкультурного сотрудничества, информационно-просветительных, культуроохранных и культуротворческих, рекреационных и реабилитационных, исследовательских технологий социально-культурной деятельности. Реализация предложенной комплексной технологии осуществляется посредством интегративной досуговой программы, включающей адекватные средства, формы и методы социально-культурной деятельности. Критериальный блок модели отражает достижение оптимального уровня этнической самоидентичности, который характеризуется знанием истории, культуры и региональных особенностей (рациональный компонент); эмоционально-окрашенным отношением к этническому самоопределению и национальной культуре, готовностью к межкультурному взаимодействию (эмоционально-чувственный компонент); позиционированием себя как представителя этнонациональной общности, присутствием народной культуры в повседневной жизни. В результате обеспечивается формирование заданного уровня этнической самоидентичности, для которого характерно четкое осознание себя как представителя определенной этнокультурной общности, подкрепленное положительным эмоциональным восприятием и присутствием народной культуры в повседневной жизни.

Опытно-экспериментальная работа по теме научного исследования осуществлялась в три этапа.

Первый - диагностический этап эксперимента предполагал исследование общего и индивидуального уровней сформированности выделенных нами ранее компонентов этнической самоидентичности (рациональный, эмоционально-чувственный, ментальный, поведенческий) посредством применения к испытуемым ряда тестовых методик.

В соответствии с выделенными компонентами для определения показателей эффективности сформированности этнической самоидентичности сту дентов были обоснованны соответствующие уровни (высокий, средний, низкий):

Высокий: характеризуется осознанием себя представителем определенной этнокультурной общности, которое подкрепляется положительным эмоциональным восприятием и присутствием народной культуры в повседневной жизни. рациональный компонент — осознание себя членом определенной этнической группы и выделение своей этнической общности среди других на основании обширного спектра этнодифференцирующих и этноконсолидирующих признаков: самоназвание, национальный язык, образ жизни этноса, религия, традиции, обычаи, народная художественная культура и др. Владение широким кругом знаний об истории и культуре своего народа. Характерно наличие положительного восприятия своей этнонациональной общности в сочетании с толерантным отношением к культуре и традициям других общностей; эмоционально-чувственный компонент — не только осознание себя членом своей этнической группы, но проявление таких национальных чувств как гордость, патриотизм. Принятие духовно-нравственных ценностей своего народа, мировоззренческих устоев. Понимание значимости национальной идентичности для человека, ценности членства в этнической группе как полноправного и равноправного ее представителя. Восприятие нации как сплоченного, солидарного единого коллектива; поведенческий компонент — проявление этничности во всех поведенческих ситуациях. Позиционирование себя как представителя определенной этнонациональной общности. Ориентация в повседневной обыденной жизни на национальную и региональную культуру. Повышенный интерес к изучению различных форм и видов традиционной культуры, проявляющийся в ознакомлении с дополнительной литературой, посещении музеев и выставок, участии в культурно-массовых мероприятиях.

Похожие диссертации на Формирование этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности