Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование профессионального мастерства хореографов в вузах культуры и искусств Казахстана: системный подход Кульбекова Айгуль Кенесовна

Формирование профессионального мастерства хореографов в вузах культуры и искусств Казахстана: системный подход
<
Формирование профессионального мастерства хореографов в вузах культуры и искусств Казахстана: системный подход Формирование профессионального мастерства хореографов в вузах культуры и искусств Казахстана: системный подход Формирование профессионального мастерства хореографов в вузах культуры и искусств Казахстана: системный подход Формирование профессионального мастерства хореографов в вузах культуры и искусств Казахстана: системный подход Формирование профессионального мастерства хореографов в вузах культуры и искусств Казахстана: системный подход Формирование профессионального мастерства хореографов в вузах культуры и искусств Казахстана: системный подход Формирование профессионального мастерства хореографов в вузах культуры и искусств Казахстана: системный подход Формирование профессионального мастерства хореографов в вузах культуры и искусств Казахстана: системный подход Формирование профессионального мастерства хореографов в вузах культуры и искусств Казахстана: системный подход Формирование профессионального мастерства хореографов в вузах культуры и искусств Казахстана: системный подход Формирование профессионального мастерства хореографов в вузах культуры и искусств Казахстана: системный подход Формирование профессионального мастерства хореографов в вузах культуры и искусств Казахстана: системный подход
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кульбекова Айгуль Кенесовна. Формирование профессионального мастерства хореографов в вузах культуры и искусств Казахстана: системный подход : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.05 / Кульбекова Айгуль Кенесовна; [Место защиты: ФГОУВПО "Московский государственный университет культуры и искусств"].- Химки, 2009.- 442 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

I ГЛАВА. Методологические основы формирования профессионального мастерства хореографов 39

1.1 Понятие «профессиональное мастерство хореографов» как система 39

1.2 Исторические предпосылки развития традиционного танцевального искусства в Казахстане 64

1.3 Традиционное танцевальное искусство казахов - важнейший фактор формирования национального самосознания 79

II ГЛАВА. Теоретические основы формирования профессионального мастерства хореографов в условиях учебно-творческого процесса в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана 90

2.1 Влияние объективных и субъективных факторов в вузах и учреждениях культуры и искусств на формирование профессионального мастерства хореографов 90

2.2 Дидактические основы формирования профессионального мастерства хореографов в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана 116

2.3 Педагогические авторские технологии как ведущий компонент обучения хореографов в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана 146

III ГЛАВА. Системный подход к формированию знаний, умений и навыков хореографов по казахскому танцу в условиях учебно- творческого процесса вузов и учреждений культуры и искусств Казахстана 189

3.1 Межпредметные связи как системообразующий элемент формирования знаний, умений и навыков хореографов по казахскому танцу в условиях учебно-творческого процесса 193

3.2 Принципы формирования знаний, умений и навыков хореографов по казахскому танцу 219

3.3 Формирование организаторских и исполнительских умений и навыков хореографов по казахскому танцу в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана 234

IV ГЛАВА. Формирование профессиональных знаний, умений и навыков хореографов в деятельности вузов и учреждений культуры и искусств Казахстана на основе системного подхода 276

4.1 Самостоятельная работа студентов-хореографов как системообразующий элемент формирования творческой индивидуальности 276

4.2 Деятельность учреждений культуры и искусств в формировании профессионального мастерства хореографов Казахстана 301

4.3 Интеграция процессов подготовки хореографов в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана 333

Заключение 353

Библиография 362

Приложение

Введение к работе

Создание системы образования, отвечающей мировым стандартам, является сегодня крайне важной для Казахстана, так как она служит ведущим инструментом построения демократического, правового государства, обеспечивает экономическое и культурное развитие страны. В связи с этим реформирование системы образования необходимо проводить на основе научной теории, научных концепций и моделей всесторонней модернизации образования с привлечением необходимых для этого кадровых и экономических ресурсов, что позволит республике достойно войти в мировую образовательную систему.

Обеспечение высокой профессиональной компетенции,

конкурентоспособности, высокой культуры специалиста - одно из важнейших социально-экономических направлений образования, поскольку социальная защищенность граждан в условиях рынка в значительной мере зависит от уровня образования, профессиональной квалификации, компетентности и мастерства каждого.

Если раньше главная цель профессионального образования заключалась в получении обучаемыми определенных знаний, формирование практических умений и навыков, то в настоящее время главной целью становится формирование личности конкурентоспособного специалиста, владеющего навыками переноса знаний в новые производственные условия, навыками самостоятельного приобретения необходимых знаний. Вместе с тем, подготовка высококвалифицированных специалистов всегда была основополагающей в миссии любого высшего учебного заведения вне зависимости от профильной направленности и специфического назначения вуза. Если рассматривать качество подготовки специалистов как соответствие цели, потребности внутреннего рынка, то в целом высшая школа удовлетворяла их, обеспечивая все сферы социально-культурной и хозяйственной деятельности своими кадрами.

Вхождение Республики Казахстан в мировое сообщество в качестве суверенного государства заставляет по-новому оценивать качество подготовки специалистов в вузах. Теперь уже качество обучения следует рассматривать не только как категорию внутреннего удовлетворения потребности общества, но и как явление межгосударственного формата.

Интернационализация образования, возрастание академической мобильности преподавателей и студентов- реалии сегодняшнего дня и, актуально не просто признать данный факт, но и осуществлять действия, направленные на дальнейшее поступательное развитие и совершенствование высшей школы, а также процесса подготовки будущих специалистов в вузах Казахстана.

Подписав и ратифицировав Лиссабонскую Конвенцию о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, Казахстан, как и ряд государств, принял на себя обязательства, касающиеся приведения системы образования к требованиям, соответствующим актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Одной из важнейших задач на этом этапе является введение в Казахстане системы оценки качества, которая позволяет объективно охарактеризовать деятельность учебных заведений, процесс подготовки молодых специалистов. Вполне логично, что качественное образование можно получить в учебных заведениях, отвечающих соответствующим критериям и требованиям современного общества.

Развитие современного образования, непрерывное повышение квалификации, переквалификация кадров и дальнейшее процветание культуры народов Казахстана является одним из важнейших и долгосрочных направлений государственной политики. В Послании народу Президента Республики Казахстан Ы.А.Назарбаева 2008 года говорится: «Нам предстоит прагматично и взвешенно определять и использовать наши реальные и перспективные конкурентные преимущества на всех уровнях экономики -

6 как сегодняшние, так и потенциально возможные. Системность - вот главная формула нашего ускоренного продвижения вперед в современном мире в ближайшее десятилетие». Сегодня эта программа актуальна не только для экономики. Системный и прагматичный подход затрагивает все сферы жизни общества, в том числе и сферу образования. Именно поэтому необходимо актуализировать и повысить качество профессиональной подготовки специалистов с ориентацией ее на международные стандарты качества. Качественное образование, подготовка высококвалифицированных кадров, формирование профессионального мастерства будущих специалистов являются главной задачей нынешнего времени в общей системе высшего образования Казахстана.

Исследование показало, что содержание профессионального образования, формы проведения занятий и другие процессы, направленные на подготовку творческих кадров в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана еще не в полной мере отвечают потребностям общества. Вместе с тем, на современном этапе развития государства проделана масштабная работа по созданию предпосылок новой модели системы профессионального образования. Причем, пересмотрены все составляющие планирования, организации, функционирования сложной образовательной системы.

Сегодня вузы Казахстана широко используют современные технологии обучения, к которым относятся компьютерные технологии, интерактивные технологии, дистанционное обучение, экспериментальные методики и другие методы совершенствования учебного процесса по подготовке кадров. Переход Казахстана к рыночным отношениям, сопровождающийся формированием республиканского рынка труда, обусловил новые требования к образовательным и социально-культурным услугам, к подготовке конкурентоспособных, востребованных специалистов-хореографов. Все это предполагает глубокие качественные изменения всей

системы хореографического образования, совершенствования деятельности учреждений культуры и искусств, их стратегии, целей, приоритетных задач и функций. В связи с этим, подготовка высококвалифицированных кадров в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана требует новых подходов к организации учебного процесса по подготовке хореографов. Вместе с тем, образовательный процесс по подготовке специалистов-хореографов в Казахстане сегодня активно развивается и совершенствуется.

Анализ темы исследования показывает, что одним из основных и востребуемых направлений хореографического искусства в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана является подготовка специалистов по национальной хореографии. На современном этапе развития нашего общества резко обозначилась проблема бережного отношения к ее истокам, к традиционным формам национального искусства, их ценностям, ментальным ориентирам.

Казахский танец имеет древнейшие традиции, уникальный генезис, специфические особенности формирования и возрождения. Вместе с тем, современное хореографическое образование в Казахстане требует разработки, совершенствования и внедрения инновационных методик в процесс обучения и подготовки национальных кадров в области хореографического искусства.

Мировая наука открыла и создала условия для общедоступного изучения уникальных явлений культуры различных этносов. Однако, анализ проблемы показал, что развитие научной мысли по изучению казахского танца, обозначилось в основном в аспектах генезиса и формирования. В условиях стремительного роста национального самосознания в обществе, пробуждения интереса к истории своего народа, его культурным ценностям, казахскому искусству необходима объективная оценка не только прошлого, но и настоящего. На современном этапе в Казахстане изучение традиционного искусства, в том числе и народной танцевальной культуры

включены в государственные стандарты высшего профессионального образования.

Как показывает практика, специалисты по казахскому танцу

востребованы во всех учреждениях культурно-досугового и социально-досугового типа, т.е. хореографических коллективах, областных и районных центрах народного творчества, концертных организациях. Казахская танцевальная культура в последнее время получила широкий резонанс в целом по республике - в каждом регионе и населенных пунктах страны функционируют профессиональные и самодеятельные хореографические коллективы. Данный факт усиливает актуальность проблемы исследования.

Исследование показало, что развитие танцевального искусства в
Казахстане как целостного субъекта национальной культуры возможно при
совмещении социологического, социально-психологического,

культурологического, образовательного и иных аспектов научного анализа, ибо сами по себе разрозненные исследования принесут гораздо меньших результатов и будут менее рентабельны, чем интегральное, комплексное, педагогически ориентированное исследование.

Теоретико-методологическое и практическое значение проблемы обусловило содержание и направление диссертационного исследования, а также позволило определить основное направление исследования, которое заключается в преодолении противоречий между:

- несоответствием запросов общества в обеспечении специалистами-
хореографами, способными решать профессиональные задачи образования и
воспитания, и их наличия на местах в учреждениях культурно-досугового и
социально-культурного профиля;

- острой потребностью в специалистах в области национальной
хореографии в высшей школе и практикой учебно-воспитательного,
социально- культурного процессов в вузах и учреждениях культуры и
искусств Казахстана;

- новыми педагогическими технологиями, авторскими методиками
преподавания и уровнем подготовки хореографов на местах;

- богатыми танцевальными традициями, уникальным генезисом
национального танца и использованием их в учебном процессе вузов и
учреждений культуры и искусств, качеством выпускаемой продукции и
потребностями в специалистах в учреждениях культурно-досугового и
социально-культурного типа.

С учетом этих противоречий была выбрана тема исследования. Именно сегодня в образовательной системе Казахстана важно найти правильное решение в выработке научных концепций по развитию профессионального образования, активизации качественной подготовки профессиональных кадров, в том числе кадров в области хореографического искусства, формированию их профессионального мастерства в условиях вузов и учреждений культуры и искусств.

Комплексный анализ культурных, экономических, политических проблем, характерных для современного Казахстана, позволил определить наиболее значимые направления в формировании эстетической и духовной культуры молодого поколения, а также методы и способы обучения и формирования профессиональных качеств у будущих хореографов в системе профессионального образования. Проведенный анализ выявил недостаточность изучения и применения в учебно-творческом процессе подлинно народных танцевальных традиций. Пересмотра и доработки требуют содержание, как некоторых учебных курсов, так и целостная организация учебно-творческого процесса в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана.

Проблема исследования вытекает из противоречия между острой потребностью в специалистах в области хореографического искусства и недостаточной профессиональной подготовкой специалистов-хореографов, что оказывает отрицательное воздействие на развитие казахских

танцевальных традиций в целом, затрудняет процесс интенсивного развития и совершенствования профессионального хореографического искусства в Казахстане.

Казахский танец имеет многовековые традиции народной танцевальной пластики. За долгий период развития и функционирования в практике казахского танца накопилось огромное количество творческих и постановочных работ выдающихся балетмейстеров, которые необходимо изучать в качестве учебно-методического материала. Учебные пособия по изучению танцев, отдельные научные труды, методические материалы, программы для изучения казахского танца, видеоматериалы являются основополагающими материалами в вузовской подготовке специалистов. Глубокий анализ научных и методических материалов выявил ряд положительных моментов. Вместе с тем, предварительный анализ существующих материалов выявил ряд недостатков и замечаний, а именно:

- каждая методика представляет практический интерес для изучения и анализа представленных материалов;

-терминологический аппарат чаще всего хоть и имеет много общего с другими, однако, отсутствует единый подход к формированию национального танца и Школы казахского танца, т.е. пропагандируется только какая-нибудь одна методика, отсутствует анализ существующих программ;

-пропагандируется и рекомендуется как учебный материал программа одного автора - чаще всего самого составителя.

Несмотря на то, что сегодня в Казахстане имеется целая сеть специализированных кафедр и факультетов, осуществляющих подготовку хореографов, проблемы обучения, дискуссии специалистов, недостаточный уровень профессионального мастерства хореографов наблюдается ввиду неопределенной методики преподавания хореографических дисциплин, а

11 также отсутствия целостного процесса по подготовке хореографов в вузах и учреждениях культуры и искусств.

Знания и образование представляются едва ли не самыми исследованными объектами многих наук. Однако, эта очевидная характеристика на самом деле таит в себе далеко не исчерпанный потенциал, что объясняется широким предметным полем данных знаний, умений и навыков обучающихся, спецификой каждого направления, каждой рассматриваемой специальности. Вместе с тем, сегодня перед Школой казахского танца в республике раскрывается широкая и далекая перспектива развития, дальнейшего совершенствования методик обучения и преподавания, подготовки высококвалифицированных национальных кадров и формирования профессионального мастерства будущих специалистов в условиях вузов и учреждений культуры и искусств.

Как показало исследование, разработка и применение системного подхода в процессе формирования профессионального мастерства хореографов в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана представляется многоэтапным процессом, включающим в себя все составляющие его элементы (подсистемы) учебно-творческого процесса. Компонентный и структурный анализ системы формирования у студентов знаний, умений и навыков тесно связан с функциональным анализом общей подготовки хореографов, который имеет два аспекта: он предполагает раскрытие механизмов внутреннего и внешнего функционирования системы формирования высококвалифицированных кадров в области мирового хореографического искусства и национальной хореографии в Казахстане.

Системный подход к формированию профессионального мастерства хореографов в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана является мощным средством познания и методологической основой для решения практических задач по совершенствованию качества организации деятельности учреждений социально-культурного и культурно-досугового

типа, а также повышения уровня профессионального хореографического искусства и хореографического образования в Казахстане.

Степень научной разработанности проблемы. К первой группе относятся исследования ученых-методистов, которые внесли значительный вклад в становление и развитие проблемы. Вопросы обучения и организации учебного процесса по творческим направлениям, развития творческого мышления у студентов; формирования педагогического мастерства; воспитания, формирования специалистов волновали не одно поколение ученых и исследователей и еще сегодня остаются актуальными и неисчерпанными для многих направлений искусства.

В этой связи, особенно ценными для нас являются фундаментальные труды Ю.П.Азарова, Ш.А.Амонашвили, Ю.К.Бабанского, Н.К.Баклановой, Т.И.Баклановой, М.Х. Балтабаева, В.П.Беспалько, П.Я.Гальперина, Б.А.Голуб, Р.Р.Джердималиевой, У.Р.Джумаковой, Н.В.Кузьминой, И.П.Подласого, Н.Ф.Талызиной.

Исследования российских ученых: Г.П.Блинова, И.Ф.Гончарова,
Н.Г.Денисова, С.А.Ермоловой, М.С.Жирова, В.Ф.Зивы, М.С.Каган,

А.С.Каргина, Е.И.Максимовой, М.Ю.Новицкой, Э.И. Петровой, Т.К.Рулиной, Н.М.Сокольниковой, Л.В.Шаминой, Т.Я.Шпикаловой - посвящены проблемам сохранения и возрождения традиционной народной художественной культуры, современного этнохудожественного образования в России.

Существенную роль в определении теоретической позиции оказали педагогические исследования выдающихся ученых России и Казахстана (Э.Б. Абдулин, М.Х. Балтабаев, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, П.Ф. Каптерев, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, И.Я. Лернер, А.К. Маркова, Б.С. Мейлах, Л.М. Митина, А.К. Рысбаева, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, Б.М. Теплов и

ДР-).

Исследования в области психотерапии и гуманистической психологии

(А. Лоуен, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, К. Юнг), изучение опыта реализации адаптационного, социального потенциала танца и музыки в традиционных национальных культурах (Э.Е. Алексеев, Б.В. Асафьев, О. Всеволодская-Голушкевич, В. Л. Гошовский, И.И. Земцовский и др.) отвечают на многие вопросы, связанные с феноменом гармонизации взаимоотношения личности с окружающим миром средствами музыки и танца.

Особое значение для нашего исследования имеют труды казахстанских
ученых- просветителей, этнологов, этнографов, историков, искусствоведов,
посвященные исследованиям специфических особенностей традиционной
художественной культуры казахского народа, среди которых

фундаментальные труды К.А. Акишева, A.M. Алимбаева, И. Алтьгасарина, Х.А. Аргынбаева, Ч. Валиханова, К.С. Давлетова, Б.Г. Даулбаева, У.Д. Джанибекова, Р.С. Джунусовой, Б.Г. Ерзаковича, К.Г. Жузбасова, А.В. Затаевича, А.Б. Казыханова, Б.И. Каракулова, Т.А. Кишкашбаева, Б.К. Кундакбаева, Г.А. Кушаева, А.Х. Маргулана, К.К. Муратаева, Т.О. Омарбекова и др.

Проблемам становления и развития теории высшего педагогического и профессионального образования в Казахстане, научно-методического обоснования обучения, развития творческих способностей посвящены исследования: А.Ш. Алимжановой, Е.С. Асылханова, К.К. Досановой, М.Е.Ержанова, К.К. Жампеисовой, Л.Т. Калиакбаевой, Р.К. Касеновой, Б.Е. Кожанбаевой, Г.Ж. Мамыковой, А.А. Момбек, A.M. Муханбетжановой, Н.Р. Нарикбаевой, А.К. Рысбаевой, Б.С. Утемуратовой и др.

В исследованиях А.А. Аронова, А.И. Арнольдова, А.Ю. Бутова, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, Л.С. Зориловой, А.Г. Казаковой, B.C. Садовской, Е.Ю. Стрельцовой, Ю.А. Стрельцова, В.М. Чижикова, Т.В. Христидис, Н.Н. Ярошенко раскрываются проблемы совершенствования профессионального образования, профессионального самоопределения личности в учреждениях

культуры и искусств, где содержание этого процесса включает широкий спектр общепедагогических и специальных знаний, умений и навыков, опыт творческой деятельности.

Проблемы развития национальных танцев различных этносов рассматривали группы исследователей-хореографов: Проблемы развития национальных танцев различных этносов рассматривали группы исследователей-хореографов: Д.Т. Абиров, Л.А. Авдеева, А.Л. Адамкова, Г.Б. Бадмаев, Р.Б. Бегилов, Г.Ф. Богданов, Ф.А. Гаскарова, Е.Л. Гварамадзе, К.Я. Голейзовский, А.А. Жолтаева, М.Я. Жорницкая, Т.О. Изим, Р.А. Исламова, А.А. Климов, Л.А. Мамбетова, М.П. Мурашко, В.Н. Нилов, О.Н. Ниязова, Г.Ю. Саитова, Т.С. Ткаченко, Р.Х. Уразгельдиев, Т.А. Устинова, Ю.М. Чурко, С. Шу Шабан и др.

Основные направления становления и развития хореографического искусства в Казахстане, возрождения древней национальной танцевальной культуры казахского народа исследовались Д.Т. Абировым, К.Д. Айткалиевой, О.В. Всеволодской-Голушкевич, Г.Т. Джумасеитовой, А.А. Жолтаевой, Т.О. Изим, А.К. Кульбековой, Л.А. Мамбетовой, Л.П. Сарыновой, А.Б. Шанкибаевой.

Казахский танец, как одна из форм национальной культуры и составляющая национального сознания общества и личности, акцентирует особую роль художественного воспитания и формирования отношения человека к природе как духовно-эстетической ценности. Такие искусства, как хореография и музыка, опирающиеся на образы действительности не явно, по сравнению с другими видами искусства (изобразительное искусство, кинематограф, литература), но специфически опосредованно и ассоциативно, исследованы в меньшей мере с точки зрения их участия в формировании ментально-ориентированной личности в процессе художественного воспитания. Между тем телесные движения, пластика, интонирование, являющиеся специфическим материалом этих искусств, выступают в

качестве инструментария материализации эмоционального мира человека, выражения и гармонизации его состояния, объединяют едиными законами общество и социокультурное пространство.

Л.П.Сарынова - одна из первых казахстанских исследователей хореографического искусства проанализировала развитие балетного театра в Казахстане, Д.Т.Абиров - народный артист РК, профессор посвятил свои исследования становлению и развитию казахского танца на профессиональной сцене, С.Б.Жукенова выявила социально-педагогические факторы развития самодеятельного хореографического искусства в Казахстане, А.А.Жолтаева рассмотрела казахский танец в системе этнохудожественного образования, А.К.Кульбековой были определены теоретические и методические основы преподавания казахского народного танца в вузах культуры и искусств.

Вместе с тем, организация учебно-творческого процесса подготовки кадров по хореографическим специальностям, формирование профессионального мастерства хореографов, системный подход к воспитанию будущих специалистов до сих пор не были предметом исследования. Как показало исследование, в современных условиях развития профессионального образования эти вопросы приобрели особую актуальность и требуют кардинальных решений в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана.

Сегодня к казахскому танцу со стороны специалистов (исполнителей, балетмейстеров, постановщиков, педагогов-хореографов, искусствоведов) проявляется и наблюдается повышенный интерес, как к виду традиционного художественного искусства, так и с точки зрения научного анализа. А именно, с начала возрождения традиционной национальной культуры появились научные труды авторов, доказывавших и научно обосновавших гипотезу о древнем существовании танца у казахов, подвергавшегося различным социально- историческим и политическим перепадам общества.

Вместе с тем, глубокое изучение работ выдающихся деятелей культуры

и искусства Казахстана определили существующие проблемы современного

функционирования казахского танца как одного из видов традиционного

национального искусства.

Основными источниками для изложения диссертационного
исследования послужили архивные фонды Республики Казахстан, фонды
регионального архива - государственного архива Западно-Казахстанской
области, Национальной библиотеки Республики Казахстан, Российской
Государственной библиотеки, Западно-Казахстанской областной библиотеки
им. Ж.Молдагалиева (г.Уральск), научной библиотеки Западно-

Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова.

Кроме перечисленных, источником послужили эксперименты, проведенные на кафедре хореографии Института культуры и искусств Западно-Казахстанского государственного университета им. М.Утемисова (ЗКГУ, г.Уральск), собственный исполнительский, педагогический и организаторский опыт работы в качестве артистки Государственного ансамбля народного танца «Алтынай» (1985-1992гг.- г.Алматы), преподавателя хореографических дисциплин Западно-Казахстанского института искусств им. Даулеткерея (1992-1999гг.- г.Уральск), заведующей кафедрой хореографии Западно-Казахстанского государственного университета (1999г.-2005г)3 директора Института культуры и искусств ЗКГУ им. М Утемисова (2005г.- по 2008г.), руководителя и балетмейстера ансамбля народного танца «Назерке» Западно- Казахстанской областной филармонии им. Г. Курмангалиева (1995г.- по настоящее время); организация и проведение республиканских и областных конкурсов.

Исследование проблемы выполнено на материале деятельности
хореографических отделений вузов, учреждений культуры и искусств
Казахстана. Организация и проведение международных, республиканских и
региональных научно-практических конференций, семинаров по

хореографическому искусству также имели немаловажное значение в
формировании основных проблемных вопросов и выборе темы

исследования.

Анализ показал, что проблемы подготовки хореографов в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана, социально-культурные функции и культурно-досуговая деятельность учреждений культуры и искусств по направлению хореографического искусства изучены слабо, а вопрос формирования профессионального мастерства хореографов ранее не рассматривался. Все это послужило основанием для выбора темы диссертационного исследования.

Исследование проведено на фундаментальной основе изучения трудов
целых групп выдающихся ученых России и Казахстана с выходом на
мировую систему профессионального образования. При этом

рассматриваемый национальный компонент содержания хореографической подготовки специалистов в Республике Казахстан, естественно, усиливает идею нашего исследования и обеспечивает его достоверность.

Объектом исследования является деятельность вузов и учреждений культуры и искусств Казахстана по формированию профессионального мастерства хореографов.

Предмет исследования- процесс формирования профессионального мастерства хореографов в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана на основе системного подхода.

Цель исследования состоит в историко-методологическом и
теоретическом обосновании традиционного танцевального искусства
казахского народа, разработке педагогической модели интеграции
деятельности вузов и учреждений культуры и искусств Казахстана по
формированию профессионального мастерства хореографов и

реализацииэтой модели в практическую деятельность.

Цель исследования обозначила необходимость решения

взаимосвязанных исследовательских задач:

выявить исторические предпосылки развития традиционного танцевального искусства в Казахстане;

обосновать совокупность исходных положений, определяющих методологические и теоретические основы формирования профессионального мастерства хореографов в вузах и учреждениях Казахстана;

рассмотреть дидактические основы формирования профессионального мастерства хореографов в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана;

определить значение деятельности учреждений культуры и искусств в процессе становления молодых специалистов, а также задачи и цели их функционирования как базы профессиональной деятельности и сценической практики хореографов;

разработать модель системного подхода в процессе формирования профессиональных знаний, умений, навыков у хореографов в вузах

и учреждениях культуры и искусств Казахстана;

- раскрыть влияние объективных и субъективных факторов на
функционирование учебно-творческого процесса в вузах и
учреждениях культуры и искусств Казахстана по формированию
профессионального мастерства хореографов;

- экспериментально выявить эффективность авторских технологий и
передовых методик преподавания по формированию профессионального

мастерства хореографов в условиях учебно- творческого процесса вузов и учреждений культуры и искусств Казахстана;

- выделить значение межпредметных связей в учебно-творческом
процессе как составляющей системного подхода к формированию
профессионального мастерства хореографов в вузах культуры и искусств
Казахстана;

- обосновать эффективность взаимодействия учебно-творческого и культурно-досугового процессов при формировании

профессионального мастерства хореографов в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана;

- определить критерии оценки исполнительского мастерства
хореографов по казахскому танцу в вузах и учреждениях культуры и
искусств Казахстана.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что хореографическое искусство, подготовка специалистов получат эффективное развитие в Казахстане, а профессиональное мастерство хореографов Республики Казахстан повысится, если:

- совершенствовать методы и педагогические технологии обучения в
вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана;

- использовать единый терминологический аппарат по казахскому танцу, а

в содержание учебного процесса и учебных курсов внедрять различные апробированные и передовые технологии обучения;

- в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана подготовка
специалистов-хореографов будет осуществляться на основе глубокого
изучения национальной хореографии, традиционной культуры, наследия
казахского танцевального искусства;

- в основу обучения и подготовки хореографов в вузах и учреждениях
культуры и искусств Казахстана будет положена научно обоснованная
теория воздействия национального танцевального искусства и духовной
культуры казахского народа;

- процесс профессиональной подготовки хореографов будет сопровождаться
их практикой и профессиональной деятельностью в различных учреждениях
культуры и искусств;

- практическую деятельность в области хореографического искусства
будут осуществлять высококвалифицированные, профессионально

подготовленные кадры, владеющие спецификой казахской хореографии и понимающие значимость сохранения ее для последующих поколений, а также дальнейшего развития хореографического искусства в целом.

Методологической основой исследования послужили идеи

философов различных стран с древнейших времен до наших дней (от
Аристотеля и Платона до Г.Гегеля, Л.Фейербаха, Ф.Ницше, И.Канта,
З.Фрейда, Н.Бердяева, А.Лосева и марксистской эстетики). Особенно
тщательно были изучены и проанализированы методологические работы по
теории' балета выдающихся педагогов-хореографов прошлого и

современности (Д.Т. Абиров, Б.Г. Аюханов, Дж.Баланчин, К. Блазис, А.Я. Ваганова, К.Я. Голейзовский, С.Н. Головкина, Р.В. Захаров, Л.М. Лавровский, Ф.В. Лопухов, A.M. Мессерер, Ж.-Ж. Новерр, А. Сен-Леон, В.Д. Тихомиров, М.М. Фокин и др.)

Актуальным для исследования явился уникальный опыт педагогики 20-х гг. прошлого столетия (П.П. Бакушинский, Я.А. Блонский, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий и др.), согласно которому определяющей является теория воспитания в мире искусств.

Цель и предмет исследования потребовали обращения к трудам В.И. Авдиева, М. Ауэзова, А.Н. Бернштама, O.K. Вишневской, Л.С Выготского, А.Г. Максимовой, А.Х.Маргулана, П.И. Мариковского, А.П. Окладникова, У.Д. Джанибекова, О.В. Всеволодской-Голушкевич для максимального приближения к историческому идеалу и целостной полноте исторического генезиса традиционной культуры казахского народа.

Концептуальное значение в определении теоретической позиции имеют труды по методике обучения, развитию творческих способностей у студентов и артистов балета, формированию их исполнительского мастерства (А.А. Алферов, Б.Г.Аюханов, Г.Ф.Богданов, Е.П.Валукин, М.Е. Валукин, СН.Головкина, П.А. Гусев, Г.Т.Джумасеитова, О.В.Ершова, К.М.Жакипова, Ш.Б. Жиенкулова, Р.В.Захаров, А.А.Климов, Л.А.Мамбетова, A.M. Мессерер,

С.А.Наурызбаева, М.М. Плисецкая и др.

В диссертационном исследовании автор опирался на научную концепцию доктора педагогических наук, профессора А.Д. Жаркова о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному единому технологическому процессу как последовательному и систематизированному воплощению на практике смоделированного характера коллективных действий субъектов и объектов в вузах и учреждениях культуры и искусств [286, 159].

Методы исследования включали: историко-этнографический и этнопедагогический анализ; изучение литературы по теме исследования; изучение мирового и отечественного этнопроцессуального опыта; обобщение педагогического опыта и практики, проектирование, моделирование, экспертное оценивание, шкалирование.

В соответствии с этими позициями был разработан и использован комплекс теоретических и эмпирических методов научного исследования, отражающих межпредметный и многоплановый характер рассматриваемых явлений.

Теоретические методы:

-анализ публикаций, характеризующих проблемное поле, связанное с процессами в традиционной и профессиональной хореографии Казахстана: теоретико-метолодологические основания развития;

категориальный, логический и сравнительно- сопоставительный анализ, анализ содержания дефениций базовых понятий «традиция», «обычай», «обряд», «профессиональное мастерство», «системный подход»;

метод моделирования, направленный на разработку системного подхода к формированию профессионального мастерства хореографов Казахстан и их подготовки в вузах и учреждениях культуры и искусств.

Эмпирические методы:

- комплекс социологических методов: анкетирование, тестирование,

экспертный опрос, включенное наблюдение в процессе педагогической

работы;

- методы обработки и анализа статистических данных проведенного

исследования, наблюдение за ходом реализации процесса системного

подхода к формированию профессионального мастерства хореографов в

вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана.

База исследования. Исследование проводилось на базе учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа, учебных заведений Казахстана (Уральск, Атырау, Алматы, Актобе, Астана, Талдыкорган), где осуществлялась опытно-экспериментальная работа исследования: кафедра хореографии Института культуры и искусств Западно-Казахстанского государственного университета им. М.Утемисова, хореографическое отделение Уральского музыкального колледжа им. Курмангазы, Институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Западно-Казахстанской области, отделение хореографии детской музыкальной школы №1 им. Д. Нурпеисовой (г.Уральск), Малая академия искусств им. Н. Тлендиева (г.Атырау), детская балетная студия при ЗКГУ им. М. Утемисова (г.Уральск).

На различных этапах исследования в социально-педагогическом эксперименте участвовали самодеятельные творческие коллективы и профессиональные ансамбли Казахстана: ансамбль народного танца «Назерке Западно-Казахстанской областной филармонии им. Г. Курмангалиева» (г.Уральск), хореографический ансамбль «Искорка» Городского дворца культуры (г.Актобе), студенческие хореографические ансамбли «Керімай» Казахской Национальной Академии искусств им. Т. Жургенова, «Томирис» Казахского Государственного женского педагогического института (г.Алматы), Государственный театр народного танца «Наз» (г.Астана), Государственный ансамбль народного танца

«Алтынай» (г.Талдыкорган), студенческие хореографические ансамбли «Арна» и «Алау» (г.Уральск).

В исследовании отражены результаты многолетней работы, проводившейся диссертанткой поэтапно.

Организация и этапы исследования. Исследования проводились с 1996 по 2008 гг. и осуществлялись в несколько этапов, являясь органическим продолжением научного интереса сначала к генезису казахского танца, проблемам функционирования и совершенствования педагогических технологий в обучении, раскрывшим впоследствии новые горизонты исследовательской деятельности.

Первый этап носил поисково-творческий характер (1996-2001). В этот период проводился анализ вопроса и темы в истории национальной культуры Казахстана, педагогики, профессионального (хореографического) образования, изучался уровень разработанности теории и методики преподавания хореографических дисциплин, национальной хореографии в вузах Казахстана, рассматривалась необходимость ее сохранения, решения проблемы преподавания и обучения казахскому танцу в вузах и учреждениях культуры и искусств, формулировались цели и задачи, гипотеза исследования.

В этот период были изучены архивные материалы Республиканского и областных научно-методических центров народного творчества, культурно-просветительной работы, проанализирована деятельность образовательных учреждений Казахстана в аспекте исследуемой проблемы. Осуществлялись подготовка теоретической и практической основы для постановки и проведения опытно-экспериментальной работы, обобщение исторических фактов и анализ эмпирического материала. Основой данного процесса были методологические установки и методы исследования: наблюдения, описательный, экспертный опрос, поисково-констатирующий.

Диссертанткой разработана программа по курсу "Теория и методика преподавания казахского танца", опубликовано учебно-методическое пособие по казахскому танцу для вузов культуры и искусств, под редакцией диссертантки опубликованы методические материалы по специальности 060440 «Хореография» для вузов культуры и искусств, на кафедре хореографии ЗКГУ им. М. Утемисова организована опытно-экспериментальная работа по подготовке будущих педагогов-хореографов.

Итогом этапа исследования стало завершение систематизации материалов исследования, выявление системообразующих факторов, связей элементов традиционной танцевальной культуры и методики преподавания казахского танца в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана.

Второй этап (2001-2007) носил опытно-экспериментальный характер. Проведен анализ опыта работы профессиональных и самодеятельных хореографических ансамблей. Педагогические эксперименты по проверке методической системы обучения хореографов выявили необходимость разработки системного подхода к процессу формирования профессионального мастерства у хореографов в условиях учебно-творческого процесса вузов и учреждений культуры и искусств как главной задачи в решении вопроса подготовки высококвалифицированных кадров по хореографии в Казахстане.

Третий этап (2007-2008) - заключительно-обобщающий. Завершена
исследовательская работа и проведена апробация результатов.

Диссертанткой проведен анализ эффективности авторской технологии преподавания казахского танца в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана. В данный период проводились наблюдения занятий, репетиций, анкетирование студентов и выпускников хореографического отделения Западно-Казахстанского государственного университета им. М.Утемисова, а также профессиональных артистов (Государственный театр народного танца «Наз»- г.Астана, ансамбль народного танца «Назерке» Западно-

Казахстанской областной филармонии им. Г. Курмангалиева - г.Уральск, ансамбли «Арна», «Алау» Западно-Казахстанского государственного университета им. М.Утемисова- г.Уральск).

В исследуемый период был осуществлены анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, сформулированы выводы исследования и научно-методические рекомендации. В процессе экспериментального обучения были реализованы воспитательные и дидактические задачи, направленные на всестороннее развитие личности хореографа, формирование их профессионального мастерства в условиях учебно-творческого процесса вузов и учреждений культуры и искусств: развитие сценической культуры, формирование профессиональных навыков с выразительными средствами, воспитание различных качеств личности, являющиеся психологическими составляющими профессиональной деятельности: пластичность, танцевал ьность, техника исполнения, музыкальность, чувство ритма, коллективизм, уважение к старшим, доброта и т.д.

Научная новизна исследования заключается в:

- новом научном направлении, в котором интегрируется деятельность вузов
и учреждений культуры и искусств Казахстана по подготовке специалистов-
хореографов, решается крупная научно-педагогическая проблема, актуальная
как для Казахстана, так и других стран СНГ;

- выявлении генезиса и исторических предпосылок развития традиционного
танцевального искусства в Казахстане как составляющей духовной культуры
казахского народа;

- раскрытии методологических основ системного подхода к
практической подготовке хореографов в вузах и учреждениях культуры и
искусств Казахстана;

- определении теоретических основ системного подхода к

практической подготовке хореографов в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана;

педагогическом обосновании понятия «системный подход» к процессу формирования профессионального мастерства хореографов в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана;

- разработке системной, научно обоснованной технологии
комплексной методики формирования профессионального мастерства и
подготовки хореографов в вузах и учреждениях культуры и искусств
Казахстана;

- выделении на уровне рефлексии исторических и педагогических знаний,
которые позволили рассмотреть процессы сохранения, изучения и развития
хореографического искусства Казахстана на основе взаимодействия
объективных и субъективных факторов;

- выработке педагогических технологий, методик, разработке
авторской технологии преподавания казахского танца в вузах и учреждениях
культуры и искусств Казахстана;

- определении с позиций социокультурных, этнопедагогических,
образовательных аспектов направлений дальнейшей перспективы развития
национального хореографического искусства в Казахстане.

Теоретическая значимость исследования состоит в: определении теоретического фундамента функционирования

национального танца в рамках профессионального хореографического

искусства;

- теоретическом обосновании видожанровой структуры национального танца
как традиционной, так и сценической, где особое место занимают образность
движений, традиционная пластика, социокультурная и ментальная
ориентация, спицифика танцевальных движений;

- теоретическом обеспечении процесса практической подготовки
хореографов в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана;

- выявлении объективных и субъективных факторов в учебно-творческом
процессе и степени их влияния на процесс формирования и
профессионального мастерства хореографов;

- рассмотрении новых обучающих технологий, каждая из которых создается
для определенных целей, методологически и теоретически обоснованных для
решения поставленных педагогических задач;

- разработке педагогической модели формирования профессионального
мастерства хореографов в вузах и учреждениях культуры и искусств
Казахстана на основе системного подхода.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

- подготовка хореографов в вузах и учреждениях культуры и искусств
Казахстана на основе системного подхода целенаправленно ведет к
эффективности процессов совершенствования качества профессионального
образования по направлениям хореографического искусства и национальной
хореографии, сохранения танцевального наследия казахского народа;

- прогнозируется дальнейшее формирование и совершенствование
танцевального искусства в Казахстане;

- деятельность учреждений культуры и искусств имеет важное значение в
профессиональном становлении хореографов и является основной базой их
профессиональной деятельности;

- основные выводы, рекомендации, сформированная модель системного
подхода к практической подготовке хореографов внедряются в учебно-
творческий процесс по специальности 050409-"Хореография" ЗКГУ им.
М.Утемисова и могут применяться в процессе подготовки специалистов в
вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана, переподготовки
педагогических кадров в институтах ФПК, организации творческих
процессов в профессиональных и самодеятельных хореографических
коллективах, в содержании курсов по теории и методике преподавания
хореографических дисциплин.

Достоверность и обоснованность результатов исследования

достигнуты многолетним опытом исполнительской (Государственный ансамбль народного танца «Алтынай» - г. Алматы), педагогической (в качестве доцента кафедры хореографии ЗКГУ им. М. Утемисова -г.Уральск), организаторской (в качестве директора Института культуры и искусств ЗКГУ) и творческой (художественный руководитель и балетмейстер ансамбля народного танца «Назерке» Западно-Казахстанской областной филармонии им. Г. Курмангалиева) деятельности в области хореографического искусства, результатами опытно-экспериментальной работы и подтверждаются соответствием методов исследования его задачам и логике.

Выводы обеспечены обоснованностью и опорой на методологию, достижения педагогической и психологической науки, основные положения искусствоведческой теории по хореографическому искусству.

Достоверность результатов исследования подтверждается актами о внедрении разработанной авторской технологии преподавания и методик обучения хореографов в учебно-творческий процесс по специальности 050409 «Хореография» Института культуры и искусств Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова, применением методики обучения казахскому танцу на курсах ФПК в Институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Западно-Казахстанской области (г.Уральск), на хореографическом отделении детской музыкальной школы им. Д. Нурпеисовой (г.Уральск), в ансамбле народного танца «Назерке» Западно-Казахстанской областной филармонии им. Г. Курмангалиева, в Республиканском эстрадно-цирковом колледже им. Ж. Елебекова.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись при проведении поисковой работы в самодеятельных и профессиональных хореографических коллективах и ансамблях, а также в учебно-творческом

процессе Института культуры и искусств Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова (г.Уральск), при организации и проведении конкурсов, семинаров по народной хореографии посредством представления исследовательских данных на международных, республиканских и региональных научно-практических конференциях.

В целях пропаганды и совершенствования, а также выявления проблем функционирования казахского танца на территории Казахстана по инициативе диссертантки на базе ЗКГУ им. М. Утемисова был возрожден и организован Республиканский (II, III) конкурс казахского танца им. Ш. Жиенкуловой (2001, 2006 гг.). Выборка специалистов в области национальной хореографии и студентов составила около 380 участников из профессиональных и самодеятельных хореографических коллективов и ансамблей — представителей 12 областей Казахстана. Студенческий ансамбль «Арна» под руководством диссертантки завоевал Гран-при конкурса, конкурсная программа была удостоена высокой оценки жюри как «Лучшая балетмейстерская работа».

В апреле 2004 г. на базе ЗКГУ им. М. Утемисова под руководством диссертантки проведена Региональная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития хореографического искусства в Западном Казахстане», в которой приняли участие педагоги-хореографы, руководители творческих коллективов и молодые исследователи Западного и других регионов Казахстана (гг. Актобе, Атырау, Актау, Уральск, Аксай, Кзыл-Орда, Шымкент — всего 67 участников). В 2006 г. под руководством диссертантки ведущими преподавателями Института культуры и искусств ЗКГУ им. М. Утемисова была организована международная научно-практическая конференция «Наследие и современные проблемы национальной культуры», которая объединила выдающихся ученых, опытных педагогов-методистов и молодых специалистов, исследователей из различных регионов Казахстана, России, Украины, Белоруссии, Китая,

зо Турции, Кореи.

Результаты исследования апробированы и поэтапно опубликованы в научных изданиях и журналах; основные научные положения и выводы отражены в учебно-методических пособиях для вузов культуры и искусств по специальности 060440 «Хореография» (высшее профессиональное образование), 050409 «Хореография» (бакалавриат — высшее базовое образование): «Казахский танец» (Уральск, РИО ЗКГУ, 2002 г.), «Методика преподавания народно-сценического танца» (Уральск, РИО ЗКГУ, 2006 г.), монографиях: «Казахский танец: истоки, основные этапы формирования и развития» (ЦОП, Уральск, 2004 г.), «Педагогические технологии преподавания казахского народного танца в вузах культуры и искусств» (ЦОП, Уральск, 2004 г.); методическом обеспечении хореографических отделений учебными программами по курсам: "Хореографическое наследие" (Уральск: РИО ЗКГУ, 2003 г.), "Практика" (Уральск: РИО ЗКГУ, 2003 г.); научных докладах: «Синтез искусств — один из путей развития народной хореографии» (матер, науч.-практ.конф. «Хореографическое образование: тенденции развития» - Москва, 28-30 апреля, 2001 г., МГУКИ), «К вопросу актуализации народного танца в системе хореографического образования» (матер, регион, науч.-практ. конф. «Модернизация образования» — Оренбург, 28-29 ноября, 2002 г., ОПТУ), «Танец как составная часть формирования этнохудожественной культуры казахского народа» (матер, межд. науч.-практ. конф. «Валихановские чтения» — Кокчетав, 22—24 апреля, 2004 г., КГУ им. Ш. Валиханова), «Актуальность вопросов подготовки кадров по хореографии в Республике Казахстан» (матер. межвуз. науч.-практ. конф. «Хореографическое образование: настоящее и будущее» - Алматы, 13-14 мая, 2005 г., Каз. гос. Жен. ПИ), «Методические принципы музыкального сопровождения занятий по казахскому танцу в вузах культуры и искусств» (матер, межд. науч.-практ. конф. «Музыкальное образование: проблемы, поиски, решения» — Талдыкорган, 20-22 апреля, 2005 г., ЖГУ им. И.

Жансугурова), «Аспекты формирования специалистов-хореографов в вузе на основе народной танцевальной культуры» (матер, межд. науч.-практ. конф. «Этнопедагогика в системе образования: опыт, проблемы и перспективы» — Атырау, 10-11 июня, 2005 г., АГУ им. X. Досмухамедова), «Исторические этапы формирования танцевальной культуры в Казахстане и перспективы развития казахского танца на современном этапе» («Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности»: Сб. науч. статей. Вып.6 / Под науч. ред. А.Д. Жаркова. - Москва: МГУКИ, 2005), «Комплексный анализ учебно-методической базы и практической подготовки специалистов по казахскому народному танцу в вузах культуры и искусств Республики Казахстан» (матер, межд.-науч. практ. конф. «Наследие и современные проблемы национальной культуры» — Уральск, 21—23 апреля, 2006 г., ЗКГУ им. М. Утемисова), «Организация учебного процесса: опыт, проблемы, перспективы (на примере подготовки специалистов-хореографов в вузах культуры и искусств Республики Казахстан») (матер, межд. симпозиума «Многообразие культур - путь к единству мира»: Сб.статей молодых ученых. 4.1. - Москва, 17-18 мая, 2007 г., МГУКИ), «Методы системного подхода к процессу подготовки специалистов-хореографов по казахскому народному танцу в вузах культуры и искусств Республики Казахстан» (сб. научных статей «Созидательная миссия культуры». - М.: МГУКИ, 2007 г.), «Контрольно-оценочные критерии подготовки специалистов-хореографов в вузах РК» (матер, межд. науч.-практ. конф. «Послание президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана и задачи высшей школы» - Уральск, 13-15 сентября, 2008 г., ЗКГУ им. Утемисова) и пр.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на базе вузов, учреждений культуры и искусств Казахстана. На защиту выносятся следующие положения:

1. Новые ориентиры в образовательной среде и социально-культурной жизни Казахстана, где личность, творческий потенциал человека,

высококвалифицированный специалист-профессионал, патриот своего Отечества занимают главное место в обществе, являются объективными причинами для разработки и практической реализации системного подхода к процессу формирования их профессионального мастерства в вузах и учреждениях культуры и искусств. Подготовка кадров в области национальной хореографии является одной из первостепенных задач профессиональной подготовки хореографов в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана. Эффективность процесса становления хореографов возможна только с позиции системного подхода.

  1. Методологической основой совершенствования отечественного хореографического искусства в Казахстане является подготовка хореографов и формирование их профессионального мастерства в вузах и учреждениях культуры и искусств. В учебно-воспитательном процессе вузов и учреждений культуры и искусств имеются проблемы в содержании, методике и методах преподавания, обеспеченности учебно-методической базы, взаимодействии теории и практики на местах, что впоследствии оказывает отрицательное влияние на процесс формирования профессионального мастерства хореографов. На современном этапе развития хореографического искусства в Казахстане необходимы организация, оптимизация и взаимодействие всех процессов и системообразующих компонентов (учебный, воспитательный, научно-исследовательский, социально-культурный, культурно-досуговый, творческий, практика) профессиональной подготовки специалистов.

  2. Уровень хореографического образования определяется рядом факторов, обусловливающих и его социальную эффективность: содержание обучения в вузах и учреждениях культуры и искусств; профессиональное мастерство преподавателей и обслуживающего персонала; продуктивные методы и технологии обучения, направленные на развитие познавательной активности будущих специалистов; материально-техническая оснащенность; гуманистическая направленность образовательного процесса; полное

удовлетворение потребностей общества; индивидуальный подход к студентам.

4. Общественное сознание в отношении танцевальной культуры
казахов эволюционизировало в процессе исторического развития общества,
постепенно формируя свои идеалы. Самобытная культура казахов
развивалась и утверждалась в определенных социально-исторических
условиях. Танец далеких предков — это результат их жизнедеятельности.
Национальное самосознание общества сегодня характеризуется интересом к
отечественной истории и культуре, изменением отношения людей к духовно-
нравственным и эстетическим ценностям. Поэтому в последнее время в
образовательной и социальной среде усилилась тенденция к пониманию роли
национальной хореографии, воспитания и подготовки
высококвалифицированных специалистов в области казахской хореографии.

5. Теоретический анализ формирования профессионального мастерства
хореографов в вузах и учреждениях культуры и искусств показывает, что
сегодня в Казахстане все еще имеется дефицит высококвалифицированных
специалистов по казахскому танцу. Интенсивное развитие
профессионального хореографического искусства в Казахстане требует от
специалистов высокого профессионального мастерства, которое заключается
в глубоких знаниях традиционного национального искусства, этнокультуры,
музыкального наследия. Углубленное изучение золотого фонда
танцевального искусства (постановки и хореографические произведения
выдающихся балетмейстеров Казахстана разных лет) гарантирует сохранение
национальных танцевальных традиций и стилей, а также общую динамику
развития национальной хореографии.

6. Практика показывает, что на формирование профессионального
мастерства хореографов в вузах и учреждениях культуры и искусств большое
влияние оказывают объективные и субъективные факторы организации
учебно-творческого процесса (уровень учебно-методической базы, научный

потенциал 1ШС, степень внедрения экспериментальных технологий, профессиональная компетентность ППС, периодичность прохождения курсов ФПК, организация практики, уровень студенческого контингента и пр.), которые в продолжение практической подготовки специалистов находятся в постоянном взаимодействии.

7. Особенность содержания хореографического образования в вузах и
учреждениях культуры и искусств Казахстана заключается в том, что общим
его катализатором является народность танца, определяющаяся глубиной
традиций, обрядов, образов, идей. Преемственность традиций - одна из
основных граней народности. Без практического овладения богатыми
художественными традициями танцевального народного искусства
невозможно дальнейшее поступательное развитие духовной культуры в
области профессионального образования.

8. Предлагаемые педагогические технологии и методы подготовки
хореографов в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана
представляют собой системный комплекс, основанный на согласовании
ведущих компонентов: целевого, включающего разработку целевых
установок, отражающих требования к студентам на каждом этапе
формирования их профессионального мастерства; содержательного,
основанного на выявлении необходимого объема теоретических знаний,
практических умений и навыков для будущих специалистов;
организационно-деятельностного, определяющего принципы, методы,
формы, средства организации и управления учебно-творческим процессом и
качеством подготовки специалистов; оценочно-результативного,
основанного на конструировании диагностических процедур, измеряющих
уровень сформированного профессионального мастерства будущих
специалистов на каждом подготовительном этапе.

9. Межпредметные связи в образовательном процессе вузов и
учреждений культуры и искусств являются условием повышения

эффективного обучения хореографов, уменьшения нагрузки студентов, рационализации практической работы на занятиях, устранения дублирования учебного материала и оптимизации учебно-творческого процесса в целом. Межпредметные связи приучают рассматривать явления и предметы в их движении, развитии и взаимосвязи. Для развития художественной культуры и освоения ее в рамках учебно-творческого процесса равно плодотворны и вычленение специфики каждого из искусств, а также их взаимодействие. Каждый вид искусства обладает своими сильными и слабыми сторонами в сравнении с другими видами искусства, понимание чего оказывает положительное влияние на формирование личности студента как будущего профессионала, знающего «свое» искусство, а также понимающего другие виды искусства.

10. В процессе формирования профессионального мастерства
хореографов в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана большое
значение имеет организация культурно-досуговой деятельности студентов,
проведение комплекса различных культурно-массовых мероприятий. Перед
специалистами культурно-досуговых программ стоят задачи повышения
общественно-политической и ' патриотической активности хореографов.
Выступления на различных конкурсах и фестивалях, организация
концертных выступлений открывают возможность для участников применять
на практике полученные знания, умения и навыки. В целях
совершенствования подготовки высококвалифицированных кадров в
процессе взаимодействия учебно-творческого и культурно-досугового
факторов необходима интеграция усилий всех субъектов формирования
профессионального мастерства хореографов.

11. Учреждения культуры и искусств играют огромную роль в
профессиональной деятельности специалистов-хореографов в рамках
системного подхода, что предполагает тесное взаимодействие вузов и
учреждений культуры и искусств как в качестве учебной базы (вузы,

колледжи искусств, школы искусств и пр.), так и в качестве базы профессиональной практики (театры, концертные организации, филармонии, ансамбли, студии, кружки и пр., пропагандирующие различные виды профессионального искусства, народного творчества, предоставляющие культурно-досуговые услуги населению). На современном этапе развития нашего общества, рыночных отношений, интенсивного развития социально-культурной и культурно-досуговой сфер жизни возросли требования к профессиональному искусству, самодеятельному творчеству, деятельности учреждений культуры и искусств, реализация которых осуществляется в процессе формирования профессионального мастерства хореографов в условиях вузов и учреждений культуры и искусств при взаимодействии учебной и профессиональной баз практики.

Структура диссертации; Глава I. Методологические основы формирования профессионального мастерства хореографов.

Понятие «профессиональное мастерство хореографов» как система

Любая тенденция развития, совершенствования, перспективы заложены, главным образом, в процессе подготовки специалистов. Исследование показало, что в изучении хореографических дисциплин как самостоятельных специальных курсов в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана сегодня имеются недоработки, как в их содержании, методике преподавания и исполнения, так и в недостаточном уровне педагогического мастерства, в отсутствии взаимодействия теории и практики, а также методов и технологий обучения, укомплектованности учебно-методической базы на местах. Вузы и учреждения культуры и искусств Казахстана по хореографическому направлению в основном готовят специалистов квалификации «педагог- хореограф». Учитывая тот факт, что молодые специалисты по окончании учебных заведений выезжают на места и начинают профессиональную деятельность на основе приобретенных знаний, умений и навыков, возросла педагогическая и профессиональная ответственность преподавателей, выпускающих кафедр, деканатов, т.е. всех подразделений вузов и учреждений культуры и искусств, направленных на осуществление процесса подготовки будущих специалистов.

Практика показала, что выпускники вузов и учреждений культуры и искусств владеют практическими умениями, теоретической подготовленностью, профессиональными навыками. Об этом свидетельствуют результаты государственных экзаменов, , отзывы председателей государственных квалификационных и государственных аттестационных комиссий, творческое общение с ведущими специалистами Казахстана и России, обмен профессиональным опытом, участие на различных международных и республиканских конкурсах. Однако все еще нерешенными вопросами остаются методика обучения, формирование профессионального мастерства у студентов-хореографов. Очень часто молодой специалист- хореограф, прибыв на место работы, не знает с чего начать обучение. Перед ним встают профессиональные задачи преподавания хореографических дисциплин, обучения тем или иным жанрам хореографического искусства, организации учебного процесса и досуга, а также эстетического воспитания учащихся. Анализ проблемы показал, что в своей деятельности одни выпускники. ощущают трудности в применении теоретических навыков на практике, другие же, наоборот, свои практические навыки не могут обосновать владением методикой преподавания.

Исполнительский и педагогический опыт определил, что ответ на этот и другие вопросы профессионального развития учащихся, обучения и преподавания следует искать в оптимизации и организации общего процесса подготовки специалистов в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана.

Мы видим своевременную необходимость в рассмотрении критериев профессионального мастерства хореографов уже в условиях вузов и учреждений культуры и искусств на основе системного подхода, который позволит, на наш взгляд, фиксировать недостаточность старых, традиционных методов обучения для постановки и решения новых педагогических задач.

Прежде чем перейти к вопросу формирования профессионального мастерства хореографов Казахстана необходимо рассмотреть понятие и основы профессионализма, дать определение профессиональному мастерству и определить его сущность с позиции системного похода. Рассмотрим понятие «профессиональное мастерство» для разработки и применения его в нашем исследовании. Анализ показывает, что.в научно-педагогических исследованиях и специальной литературе имеется множество определений и понятий его сущности. Так, Л.Н.Толстой считал важнейшим качеством профессионального мастерства учителя — сочетание любви к делу с любовью к ученикам. Это качество «восполняет и всякое искусство учительское и всякое приготовление, ибо с этим качеством учитель легко приобретает недостающее знание» [286, 299].

Иной, отличный от рассмотренных выше подход к профессиональному мастерству нашел отражение в работах А.С.Макаренко. Он связывал мастерство с овладением методами, приемами воспитания, педагогической техникой. Для А.С.Макаренко проблема мастерства- это фактически проблема создания единого воспитывающего коллектива. Он считал, что воспитание подрастающего поколения нельзя строить в расчете на талант воспитателя. Нужно говорить только о мастерстве: о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении [202, 234].

В современных исследованиях категория «профессиональное мастерство» рассматривается в двух смыслах: как качественный уровень профессиональной деятельности, высокий уровень профессиональных умений и навыков, показатель профессиональной подготовленности специалиста и др.

Ю.П.Азаров, например, определяет профессиональное мастерство, с одной стороны, как синтез педагогической теории и практики, с другой- как качественную определенность профессиональной деятельности воспитателя, обусловленную культурно-историческим уровнем развития данного общества [14]. Он связывает мастерство с умением педагога соединить в своем творчестве игру и труд..Игра как свободная деятельность противостоит сковывающей дисциплине, открывает возможности свободного общения, самореализации личности. Игра выражает творческий поиск самого педагога, его собственное игровое творчество [12, 83-89].

Н.В.Кузьмина считает критериями уровня мастерства" учителя систему и последовательность его деятельности, высокие результаты, признание влияния учителя на себя самими детьми [180]. Профессиональное мастерство как уровень готовности к профессиональной педагогической деятельности, связанный с формированием у учителя общепедагогических умений, рассматривает В.А.Сластенин [275]. Определяя педагогическое искусство как «совершенное владение педагогом совокупностью психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соединенное с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией, нравственно-эстетическим отношением к жизни, глубокой убежденностью и твердой волей», Б.Т.Лихачев понимает педагогическое мастерство как часть педагогического искусства, которое выражается в совершенном владении приемами, методами, арсеналом умений и навыков, обеспечивающими воплощение педагогического искусства. Педагогическая техника состоит из повторяющихся приемов мастерства» [196, 232].

Влияние объективных и субъективных факторов в вузах и учреждениях культуры и искусств на формирование профессионального мастерства хореографов

В последние годы в Казахстане заметно возрос общественный интерес к изучению роли и места хореографического искусства в системе профессионального образования, пересматриваются сложившиеся ранее подходы к изучению традиционной танцевальной культуры казахов. Анализ научных материалов показал, что исследованию хореографического искусства Казахстана посвящено немало научных трудов казахстанских исследователей. В свое время вопросам становления и развития казахской национальной хореографии посвятили свои научные труды Л.П. Сарынова, Д.Т. Абиров, С.Б.Жукенова, А.А. Жолтаева, Г.Т.Джумасеитова А.К.Кульбекова. Все исследования бесспорно ценны как для казахстанской науки, так и для возрождения, развития, практики и совершенствования казахского танцевального искусства в целом.

На современном этапе ряд казахстанских исследователей занимаются актуальными проблемами в области казахского танца. Однако, глубокий анализ функционирования хореографического искусства в Казахстане выявил отсутствие целостности системы подготовки хореографов в учебном процессе вузов и учреждений культуры и искусств. Сегодняшний день предъявляет обществу высокие требования к профессиональной подготовке будущих специалистов, к организации учебно-творческих процессов по . подготовке высококвалифицированных кадров, к качеству обслуживания населения и предоставлению образовательных услуг.

Исследование показало, что профессиональное мастерство является многоаспектным и многомерным явлением, которое исследуется различными науками и на разных этапах, в том числе социологией, экономикой, культурологией, психофизиологией, психологией, педагогикой, а в искусстве характеризует и исполнительский уровень специалиста (музыканта, художника, хореографа и др.).

Профессиональное мастерство в социально-экономическом аспекте связано с производительностью и качеством труда, сокращением затрат в производстве, повышением эффективности и отдачи в сферах материального и духовного производства и таким образом, благосостояния общества и его членов [42]. Индивидуализация и формирование труда как тенденция развития мирового общества, технологическая революция требуют от высшей школы подготовку высококвалифицированных кадров.

В государственных документах, постановлениях Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева подчеркивается необходимость повышения качества подготовки специалистов, ибо в современных условиях новых экономических отношений оно является главным показателем. Ежегодно огромные убытки приносят Казахстану низкоквалифицированные работники. По данным Института социологических исследований, к числу причин, тормозящих обновление, общественное мнение относит низкую культуру труда руководителей, недостатки в расстановке кадров и недостаточный уровень профессионализма и компетентности отдельных должностных лиц. Ведущие специалисты в разных областях знаний, анализируя причины социальных потрясений и неудач различного характера, пришли к выводу, что они - на недостаточном уровне профессионализма и компетентности.

Таким образом, проблема профессионального мастерства - актуальная в обществе социально-экономическая проблема. Именно актуальностью данной проблемы объясняется появление и весьма интенсивное развитие науки-акмеологии [115, 14].

Например, А.А. Бодалев определяет акмеологию как науку, возникшую на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающую феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступенях его зрелости и собственно при достижении им высокого уровня в этом развитии [73].

Н.К.Бакланова отмечает, что "абсолютный приоритет знаний, их значимость в жизни отдельного человека и всего общества, культура труда, высокий профессионализм деятельности есть показатели культуры общества, его нравственности и потому являются общечеловеческими ценностями. Во все времена истинные мастера своего дела, умельцы пользовались большим спросом и уважением. Профессиональное мастерство составляло предмет гордости и достоинств человека» [43].

К сожалению, в современных деформированных социальных условиях, как отмечает ученый, все еще имеют место такие моменты, когда труд оценивается не по отдаче и профессионализму, идеалам добра, достоинства, мастерства. Сегодня молодым людям трудно сохранить верность полученной специальности, люди среднего возраста, составляющие квалифицированную основу производства, теряют веру в смысл своего труда. В результате пропадает стремление к совершенствованию в профессии, исчезают профессионалы-мастера. Мы полностью поддерживаем научную позицию автора.

В этой связи возрастает глубина и значение формирования профессионального мастерства специалистов-хореографов в условиях вузов и учреждений культуры и искусств. Объективный анализ сложившейся ситуации наряду с рассмотренными выше негативными процессами обусловливает необходимость отметить и позитивные моменты, которые позволяют верить и надеяться в возрождение высоких идеалов профессионализма и мастерства специалистов.

Межпредметные связи как системообразующий элемент формирования знаний, умений и навыков хореографов по казахскому танцу в условиях учебно-творческого процесса

Известно, что основы различных наук дают верное отражение объективного мира. В этой связи, в процессе формирования профессионального мастерства хореографов в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана мы подчеркиваем значение взаимодействия наук, а значит наличие межпредметных связей, которые выступают в качестве системообразующего элемента общего системного подхода к решению нашей проблемы. Этим, на наш взгляд, может быть достигнута эффективность формирования у хореографов основ подлинно научного мировоззрения как одного из компонентов профессионального мастерства.

С точки зрения межпредметной связи, в учебно-творческом процессе вузов содержание каждого учебного предмета вносит свой вклад в формирование высококвалифицированных кадров. Межпредметные связи обеспечивают целостность формирующегося мировоззрения студентов. Овладение богатством и потенциалом общечеловеческой культуры, формирование профессиональных и духовных потребностей, стремление к самообразованию, подготовка к профессиональной деятельности и самостоятельной жизни являются целями обучения. Определив дидактические основы формирования профессионального мастерства хореографов в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана, рассмотрим их принципы с позиции педагогической науки.

1.Научность обучения. Содержание учебно-творческого процесса в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана по подготовке хореографов и высококвалифицированных специалистов должно представлять собой систему знаний по мировому хореографическому искусству, национальной хореографии, истин, установленных .наукой, знакомить с методами и историей возникновения традиционного танца, его уникального генезиса, ментальных ориентиров общества.

2.Доступность обучения. Учебный материал должен быть доступным для сознательного усвоения студентами, побуждать к преодолению посильных трудностей и решению профессиональных задач, активизировать умственные и физические силы будущих специалистов-хореографов.

3. Систематичность обучения. Овладение хореографами системой знаний по казахской национальной хореографии, что является основой их сознательного и творческого применения в профессиональной деятельности.

4.Связь с практикой и жизнью. Обеспечивает более глубокое усвоение научных знаний в области казахской национальной хореографии и формирует умения по их применению в предстоящей профессиональной деятельности.

5.Сознательность и активность хореографов. При руководящей роли преподавателя знания по хореографическому искусству и методике преподавания и исполнения не могут быть извне в готовом виде вложены в голову и тело студента. Знания являются результатом его собственной познавательной и практической деятельности, осуществляемой под руководством преподавателя.

6.Наглядность обучения. Создает чувственную основу для овладения профессиональными понятиями. Это могут быть видеоматериалы, архивные документы и наглядные материалы, специальная литература, записи уроков, отдельных экзерсизов, комбинаций.

7.Прочность усвоения. Обеспечивает длительное сохранение в памяти системы основных узловых понятий по хореографическому искусству, методики его исполнения и преподавания, постоянное углубление знаний, умений и навыков путем самостоятельного применения в профессиональной деятельности.

8.Коллективное обучение. Коллективное или групповое обучение хореографов оптимально сочетается с его индивидуализацией и учетом индивидуально-психических свойств личности студентов.

Следовательно, структура учебно-творческого процесса в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана должна представлять собой ряд взаимосвязанных звеньев: - постановка учебной задачи перед будущими специалистами, - изложение новых знаний или самостоятельных работ студентов по их приобретению, - закрепление знаний и привитие умений, навыков на практике, - проверка их усвоения.

Таким образом, процесс формирования профессионального мастерства хореографов в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана обусловлен методами и формами обучения, содержанием учебных курсов, к которым относится весь арсенал имеющейся научно-методической литературы, специальных методических материалов (учебные пособия, методические разработки), технические средства обучения (аудио, видео техника и материалы), специальной учебно-технической и социально-материальной базы (балетные залы, сцена, клубы, аудитории для теоретических занятий, душевые, костюмерный цех и др.; спец.форма, сценические костюмы, реквизит и пр.) Методы обучения и подготовки хореографов в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана мы рассматриваем через взаимосвязанную деятельность преподавателя и студента, что, на наш взгляд, систематизирует весь процесс формирования их профессионального мастерства и определяет пути решения поставленных педагогических задач.

Межпредметные связи в образовательном процессе, на наш взгляд, в своем идеале нацелены на решение поставленных в исследовании задач, не меньше, чем организация учебно-творческого процесса в целом. В научно 196

педагогической литературе подчеркивается роль межпредметных связей как средства формирования у обучаемых целостной картины мира, «понимания взаимосвязи явлений, на этой основе - формирование диалектно-материалистического мировоззрения». Исследование показало, что не меньшее значение имеют их развивающая и координирующая функции, призванные содействовать интеллектуальному развитию личности, использованию фактов дублирования учебного материала.

Следовательно, межпредметные связи выступают как «необходимое условие единства обучения и воспитания, средство комплексного подхода к предметной системе обучения» в современном образовании [104, 71-73]. И в этом плане большое значение имеет соблюдение взаимосвязи, координированности в обучении хореографов в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана, обеспечивающая возможность организации учебно-творческого процесса на основе достижений хореографического искусства в целом. Кроме этого, осуществление межпредметных связей в организации учебно-творческого процесса, как показала практика, содействует расширению кругозора, обогащению личности обучающегося, повышению интереса к выбранной специальности хореографа.

В процессе систематической всесторонней реализации межпредметных связей в вузах и учреждениях культуры и искусств республики обозначается необходимость разработки новых педагогических технологий, общих тенденций в обучении, которые перестроили бы и содержание, и методы, а также формы организации всего учебно-творческого процесса.

Самостоятельная работа студентов-хореографов как системообразующий элемент формирования творческой индивидуальности

Наряду с рассмотренными в предыдущем параграфе методами формирования и развития профессионального мастерства (знания, умения, навыки) хореографов в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана как наиболее значимый системообразующий элемент в процессе подготовки будущих специалистов мы выделяем повышение и активизацию самостоятельности студентов, развитие их творческой активности в процессе обучения.

В содержание понятия самостоятельной работы различные авторы вкладывают разный смысл. Одни рассматривают самостоятельную работу обучающихся как «интеллектуальную способность ученика и его умение, позволяющее ему самостоятельно учиться» (М.И.Махмутов); другие сущность самостоятельности видят в готовности, т.е. способности и стремлении обучающихся своими силами продвигаться в овладении знаниями (Н.А.Половникова); третьи определяют понятие самостоятельной работы как свойство личности, которое проявляется в стремлении своими силами овладеть знаниями, умениями и навыками (Т.И.Шамова, Е.Б.Ястребова).

Другие авторы предлагают рассматривать познавательную самостоятельность как качество личности, предполагающее способность индивида собственными силами организовать познавательную деятельность и осуществлять ее для решения новой познавательной проблемы (И.Я.Лернер); как потребность и умение студентов овладевать знаниями, умениями и навыками, а также различными способами деятельности без непосредственной посторонней помощи; умение определять цель деятельности и проводить ее корректировку [194; 307; 316].

Познавательная самостоятельность является сложным понятием, содержание которой нельзя раскрыть, находясь лишь в одной плоскости деятельности, готовности, умений и т.д. На наш взгляд, понятие самостоятельной работы студентов-хореографов в вузах и учреждениях культуры и искусств нельзя рассматривать вне более широкого понятия самостоятельности, которое может быть осмыслено лишь в контексте структуры личности и в отношении к близкому к нему понятия активности личности.

В исследованиях проблем активности и самостоятельности личности студентов (М.Г.Ахметов, Н.В.Бочкина, Б.П. Есипов, И.Я.Лернер, В.И. Лозовая, А.Г. Казакова, В. А. Крутецкий, Ш.М.Майгельдиева,

Т.И.Шамова и др.) прослеживается разграничение понятий активности и самостоятельности обучающихся, исходя из их системного представления, в котором на первый план выносится личностный атрибут образования. Активность определяется как черта личности, которая проявляется в отношениях человека к деятельности, состояние готовности, стремления к самостоятельной деятельности, выборе оптимальных путей для достижения поставленных целей [76; 162; 178; 194; 198; 316; 316].

Также самостоятельная работа обучающихся рассматривается как системное образование,, характеризующиеся качественным проявлением саморегуляции деятельности; синтезом мотива и специфических для обучаемого форм и способов самостоятельного поведения; устойчивым, укоренившимся в поведении обучающихся отношением к тем или иным сторонам действительности [76].

Мы полностью поддерживаем научную позицию всех авторов. Однако, анализ их трудов, педагогический опыт и наблюдения за самостоятельной ра ботой хореографов в условиях учебно-творческого процесса вузов и учреждений культуры и искусств Казахстана позволил сделать вывод о том, что активность студентов и их способности к самостоятельной работе в области хореографии не идентичные категории. Вместе с тем, эти понятия, как показала практика, имеют и общие признаки. Так, например, активность включает некоторые черты самостоятельности (стремление к самостоятельной работе), а самостоятельность содержит черты активности, так как характеризуется отношением к тем или иным сторонам действительности.

Активность личности и самостоятельность обучающихся являются видами социальной активности и социальной самостоятельности. Источником активности я развития самостоятельности студентов является познавательная потребность личности. Познавательная потребность- это, прежде всего потребность в получении новой информации, а новая информация может выступать в самых различных формах, в новом стимуле, в новом знании о предмете, в новой системе представлений о мире.

Самостоятельная.работа обучающихся студентов направлена главным образом на сам процесс познания (а не на его .результат) и тесно связана с положительными эмоциями радости и интереса. Она принципиально меняется с возрастом, последовательно усложняясь; с возрастом изменяются и способы удовлетворения ее.

Самостоятельную работу хореографов в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана мы рассматриваем как многоаспектное личностное образование, которое характеризуется проявлением саморегуляции познавательной деятельности обучающихся, как системообразующий элемент формирования творческой индивидуальности у будущих специалистов и является результатом эмоционального, познавательного, волевого процессов, синтезом познавательного мотива и способов самостоятельного поведения, устойчивым отношением в поведении студентов к учебно-творческому процессу. В рассмотрении аспектов системного подхода к формированию профессионального мастерства хореографов в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана, а именно самостоятельной работы (как системообразующего элемента развития их творческой индивидуальности), мы будем опираться на модель самостоятельности, компонентами которой являются: мотивационный, содержательный и волевой.

Похожие диссертации на Формирование профессионального мастерства хореографов в вузах культуры и искусств Казахстана: системный подход