Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкальное воспитание в системе военного образования России 1700-1917 гг. (историко-педагогический анализ) Семичев, Виталий Владимирович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Семичев, Виталий Владимирович. Музыкальное воспитание в системе военного образования России 1700-1917 гг. (историко-педагогический анализ) : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.05.- Санкт-Петербург, 1994.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. В настоящее время в российской армии осуществляются глубокие преобразования, которые затрагивают все сферы ее жизни, в том числе и воспитательную работу, поскольку существенно изменились ее цели и задачи. Решающим фактором, обуславливающим кардинальные перемены в этой сфере явилось то. что получило название "деполитизация армии". Если ранее основным ядром воспитательного процесса была политработа, которую осуществляли специальные органы, то теперь, с их ликвидацией, появилась насущная необходимость найти иные принципы построения системы воспитания в военно-учебных заведениях. Образовавшийся вакуум породил различные негативные тенденции: отсутствие системы воспитательной работы', падение дисциплины, обеднение сферы досуга. Все это негативны:.! образом сказывается на престиже военного образования- и армии в целом.

Актуальность темы исследования обусловлена следующим:

важнейшей потребностью современного военного образования является создание системы целенаправленной воспитательной работы на новых основах;

все возрастающим значением изучения отечественной исторической, в том числе и военной традиции. Военное образование в дореволюционной России складывалось на протяжении 200 .мет путем постоянных и целенаправленных усилий государства и общества в целом. Лучших представителей русского офицерства отличала приверженность отечественной военно-патриотической, духовно-нравственной традиции, самоотверженная защита российской государственности, народа, понятия личной честн,"милосердия. разносторонние культурные интересы. Явившаяся к началу XX века итогом достижения передовой научно - педагогической мысли своего времени, эта система была из политических соображений разрушена большевиками. В дальнейшем, в советское время, были использованы некоторые отдельные элементы русской военной традиции. Но вместе с тем были отброшены многие ее достижения, в том числе и в сфере подготовки будущих офицеров: утрачен приоритет воспитания, ориентация на высокий уровень развития личности офицера в целом;

актуальной задачей нашего времени является творческое ос-зоение культурного наследия, в том числе и в сфере военного воспитания, одним из ведущих направлений которого, было музыкально -

- г -

эстетическое.

Животрепещущая ггооблена постановки, на новых основаниях вос
питательной работы в военно-учебных заведениях современной России
сопрягается с насужной необходимостью изучения и творческого ос
воения традиции музыкально-любительских занятий, слоишвшихся в
кадетских и Пакеском корпусах, военных гимназиях и юнкерских учи
лищах на протяжении 200 лет. .

Актуальность указанной проблемы определила тему и цель . исследования.

Цель исследования; Раскрыть в историческом становлении прин
ципы организации и ыетодпко-педагогический потенциал музыкального
воспитания г система военного образования России в .период 1700 -
1917 гг. '.'.

Цель исследования определяет ее гадачи:

  1. Определить этапы становления традиций музыкального воспл-танил з всенно-учебных заведениях дореволюционной России.

  2. Рассмотреть вклад военно-учебных заведений и, прежде всего. Первого кадетского корпуса, в развитие музыкального воспитания и отечественной культуры XYIII века.

  3. Проанализировать влияние музикального воспитания н?, формирование общей культуры русского офицерства в период XYIII - начала XX века, а также его значение в организации.целостной системы духовно-нравственного, патриотического и эстетического воспитания.

  4. Исследовать основные педагогические к методические принципы построения системы музыкально-любительских занятий как основы музыкального воспитания в военно-учебных заведеннях дореволюционной'- России.

  5. Рассмотреть возможности творческого развития исторических традиций музыкального воспитания з целях становления на новых основах системы воспитательной работы в военно-учебных заведеннях современной России.

Объектом исследования является становление и развитие системы музыкального воспитания средствами музыкальио-любртельских занятий в военно-учебных заведениях России в период с 1-700 - 1917 -гг.

Предмет исследования: кзтодпко-пгдагогичеекпе принципы организации музыкально-любительских занятий в военно-учебных заведениях дореволюционной России и возможности иозрокдения. их традиций в современных условиях.

Источниками исследования явились исторические и архивные материалы: Полное собрание законов Российской империи, военно-директивные документы (Указы, приказы, инструкции, наставления л проч.), документы РГИА, ЦГВИА, отд. рук. РГБ; периодические издания: "Московские ведомости " за 1772 - 1774 гг., " Санкт-Петербургские ведомости" 1731 - 1779 гг., " Санкт - Петербургские Учет ныо ведомости " 1777 - 1773 гг.," Русская музыкальная газета" 1900 - 19Q2 гг., публикации в журналах "Педагогический. сборник" при Военно-педагсгическом 'музее 1864 - 1917 гг.,' "Военный сборник", "Витязь". "Оркестр" и др., учебно-методические материалы: школы по обучению на музыкальных инструментах, репертуарные сборники, методики її пособил различных' исторических периодов, материалы военно-исторических выставок: "200 лет Кавалергардского полка" (ЦВЗ Манеж 1992 г.), "Николай и Александра" (Эрмитаж 1994 г.) материалы фонда Музея истории музыкальных инструментов,' а тагане музея Пакеского корпуса (Суворовское училище).

Базой исследования явились духовой оркестр и музыкально-лю
бительские коллективы клубов Высшего военно-морского инженерного''
училища им. Ф.Э. Дзержинского, Волгоградской высией следственной
цжолы милиции МВД РФ, Московской высшей инженерной пожарно-техни-
ческой школа МВД РФ, Санкт-Петербургской высшей позерно-^тёхкпчес-
кой школы МВД РФ. . . .

Изучение теории и- истории вопроса позволило сформулировать исходную рабочуз гипотезу, исходящую из того, что слезившаяся к концу XIX зека всеобъемлющая и целенаправленная система музыкаль-" ного воспитания в военных учебных заведениях России, язилась необходимым условием формирования"общей культуры русского офицерства, была неотъемлемой частья духовно-нравстзенного, патриотического и эстетического воспитания. Творческое-возрождение традиций музыкального воспитания на основе музыкальнс-жбительских занятий молгет способствовать реформированию системы воспитательной работы, повышению культурного уровня будущих офицеров в. совремешшй России.'

Методологической основой исследования явились: труды по исто-рии русской педагогики и просвещения, раскрывающие основную' проблематику отечественной педагогической мысли XVIII - XIX веков: И.И.Бецкого, В.Ф.Одоевского, К.И.Пирогова, М.И-.Демкого. 5.Н.Медынского, " К.Д.Ушинского; по истории и теории воеиио-педагогичес-. кой мысли: Петра Великого, А.В.,Суворова, М.И.Кутузова, М, и, Драго-

инрорл, П. Л. Галенковского. В. П. Герштенцвейга. П. А. Зайончковского, Л.И.Острогорского, Великого князя Константина Константиновича, И.Д.Бутовского; теоретические и методические работы по проблемам музикального воспитания: Д.С.Бортияиского, М.И.Глинки, В.Ф.Одоев-ского, М.Л.Балакирева, Н.Л. Римского-Корсакова, Ц. А. Кюи, В. Н. Бехтерева, а также преподавателей придворной певческой капеллы; ме-тодико-педагогические аспекты музыкально-эстетического воспитания, представленные в работах современных исследователей: Б.П. Асафьева, 0. А. Апраксиной,. Л. А. Баренбойма, Н. А. Ветлугиной, С.!!.Комарова;исследования авторов изучавших музыкально-эстетическое воспитание как аспект культуры: А.Н.Сохора, В. П. Матониса, И.с.Кагана, С.Т.Махлиной и др.;труды по организации и методике культурно-просветительной деятельности: М.А.Ариарского, Е.И.Смирновой, В.Ф. Чабанного, а такие специалистов-культурологов: С.И.Иконниковой, В.Т.Лисовского, И.Я.Травина, историков русской культуры: М.Ю.Лотмана, Д.С.Лихачева, А.И.Новикова и др. Научная новизна исследования состоит:

в комплексном историко-педагогическом анализе системы музыкального воспитания в военно-учебных заведениях дореволюционной России;

в выявлении вклада военно-учебных заведений - Первого кадетского и Па:-;сеского корпусов - в развитии отечественной культуры XVIII - XIX вв.:

в исследовании музыкально-любительских' занятий, как непременного условия воспитания общей культуры русского офицерства;

в .поддержании и развитии исторических традиций музыкального воспитания в системе военного образования современной России как неотъемлемой части воспитательной работы по повышению общей культуры будущих офицеров;

во введении в научный оборот исторических источников и архивных материалов по истории музыкального воспитания в военно-учебных заведениях дореволюционной России; .

в разработке методических основ построения системы музыкально - любительских занятий в цоенно-учебных заведениях МО и МВД РФ.

Практическая значимость работы: методические рекомендации, выводы и основные положения, диссертации используются при чтении курсов "История русской военной педагогики". "История русской му- чжп„;ыюй культуры", "Профессиональная этика и эстетическая куль-

тура сотрудников органов внутренних дел", в воспитательной, кулі турно-просветительной работе в военно-учебных заведениях, а таюь в высших учебных заведениях МВД РФ, в организации досуга личноь-состава ВУЗ МО и МВД РФ. На зашиту выносятся:.

  1. Историко-педагогическая концепция, определяющая этапы ста новления музыкального воспитания в военно-учебных заведениях дореволюционной России в период 1700 - 1917 гг.

  2. Положение о вкладе военно-учебных заведений и, прежде все го. Первого кадетского корпуса, в развитие музыкального воспитания и отечественной культуры XVIII века: создание в корпусе первой балетной школы в-России (1736 г.), театральной труппы, преобразованной в Придворный российский театр драмы С1750 г.), школы капельмейстеров 60-70 гг. XVIII века, "Общества любителей русской словесности" и журналов "Праздное время, в пользу употребленное" и др., школы для простолюдинов (ремесленных кдассон) и др.

  3. Концепция музыкального воспитания и ее влияние на формирование общей культуры русского офицерства в период XVIII - XIX веков, воплотившемся в развитии гуманитарной и эстетической культуры посредством ознакомления о лучшими образцами отечественной и мировой художественной культуры, развитие тела и дзиненпя в процессе обучения танцам; духовно-нравственное совершенствование, патриотическое' и религиозное'воспитание путем приобщения к церковным песнопениям; участию в торжественных актах, тематических литературно-музыкальных вечерах, воинских ритуалах.

- 4. Основные педагогические-и методические принципы построения систему музыкально-любительских"занятий:: постоянная связь с передовой педагогической мыслью своего времени как отечественной, так и западно-европейской; опора на духовно-нравстзенный й- эстетический потенциал музыки; включение составной частью в единый учебно-воспитательный процесс; развитие личности воспитанников военно-учебных заведений на основе музыкально-любительского исполнительства, пения/и танца ; учэт разносторонних интересов и индивидуальных способностей в развитии многообразных форм и накров: пение в церковном и кадетском хоре, игра в струнном и духовом оркестре, домашнее музицирование, композиция и проч. .

, 5. Методика возрождения., традиций* музыкального воспитания в военно-учебных заведениях современной России состоит: в рекомендациях по созданию целостной системы музыкально-любительских заня-

тип в современных военно-учебных заведеннях, включении еб в систему воспитательной работы'как составляющую часть духовно-нравственного, эстетического воспитания будущих офицеров; в выделении ведущих музыкальных любительских коллективов, составляющих основу этой системы: хор, духовой оркестр; в создании на основе базозых коллективов различных любительских музыкальных коллективов: ВИА, танцевальный, театральный, эстрадный, вокальный, клуба авторской песни, класса композиции и развитие мастерства солистов - исполнителей на различных инструментах; в предложениях по совершенствованию работы любительского духозого оркестра, хора; в подборе репертуара (учебно-тренировочный, слухсебно-строевой, концертный); методике проведения репетиции с хором и духовым оркестром; рекомендациях по служебно-строевой деятельности духового оркестра по обеспечению воинских ритуалов и церемониалов; в предложениях по совершенствованию и развитию системы воспитательной работы в военно-учебных заведениях МО и МВД РФ,

Апробация работы: материалы исследования, его основные теоретические и методические положения обсуждались на научно-практических ' конференциях "Теоретические и методические проблемы художественной самодеятельности как , социального института" (Л.1987), "Дилетантизм и профессионализм" (СПб,1993), "Традиции воспитания и образования в Кадетском и Пажеском корпусах" (СПб.1994), "Проблемы социально-правовой и.медико-психологическоП подготовки сотрудников ОВД РФ" (СПб.1994).

Структура дироертации. Работа состоит из введения, ' двух глав. Глава 1.'"Этапы становления традиций музыкального воспитания в военно-учебных заведениях России в период 1700 - 1861 гг." Глава 2."Педагогические возможности музыкального воспитания в Формировании 'русского офицерства (вторая половина XIX- начало XX века)., заключения, списка использованной литературы, приложений.