Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национально-культурные традиции Республики Коми в структуре этнокультурного образования и воспитания школьников Дубкова Анжела Николаевна

Национально-культурные традиции Республики Коми в структуре этнокультурного образования и воспитания школьников
<
Национально-культурные традиции Республики Коми в структуре этнокультурного образования и воспитания школьников Национально-культурные традиции Республики Коми в структуре этнокультурного образования и воспитания школьников Национально-культурные традиции Республики Коми в структуре этнокультурного образования и воспитания школьников Национально-культурные традиции Республики Коми в структуре этнокультурного образования и воспитания школьников Национально-культурные традиции Республики Коми в структуре этнокультурного образования и воспитания школьников Национально-культурные традиции Республики Коми в структуре этнокультурного образования и воспитания школьников Национально-культурные традиции Республики Коми в структуре этнокультурного образования и воспитания школьников Национально-культурные традиции Республики Коми в структуре этнокультурного образования и воспитания школьников Национально-культурные традиции Республики Коми в структуре этнокультурного образования и воспитания школьников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дубкова Анжела Николаевна. Национально-культурные традиции Республики Коми в структуре этнокультурного образования и воспитания школьников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : Москва, 1999 208 c. РГБ ОД, 61:00-13/327-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Историко-педагогические основы возрождения и сохранения этнокультурных традиций народа коми 16-9 5

1. Теоретико-методологические основы этнокультурного воспитания и образования 16-46

2. Национально-культурные традиции коми и их роль в воспитании подрастающего поколения 46-65

3. Национальная культура коми: происхождение и ис пользование этнокультурных традиций 65-95

Глава II. Использование компонентов национальной культуры коми в воспитании и образовании школьников 96-152

1. Практическая деятельность учреждений культуры и образования по приобщению детей и юношества к традиционной культуре коми 96-118

2. Опытно-экспериментальная работа с детьми и подростками на основе программы "Традиционная культура народа коми" 118-143

3. Проблемы поликультурного образования в многонациональном обществе 144-152

Заключение 153-162

Библиография 163-176

Приложения

Введение к работе

Обоснование актуальности. В последние годы заметно активизировался интерес к своей истории и традиционной культуре у разных народов России. Не стала исключением в этом плане и Республика Коми. За годы минувших десятилетий, как следствие тогдашней государственной политики, были преданы забвению огромные пласты национальной культуры. А ведь национальная культура, ее традиции являются по сути тем механизмом, с помощью которого происходит сохранение, воспроизводство и передача последующим поколениям тех национально-культурных ценностей, которые в конечном итоге определяют ее самобытные черты.

У коми, как и у любого другого народа, в процесс его этногенеза складывались те формы материальной и духовной культуры, которые наиболее соответствовали природному окружению человека, его менталитету, социально-экономическим условиям жизни. Передаваемая из поколения в поколение и совершенствующаяся в процессе передачи национальная культура коми закрепляла в своих традициях все то лучшее, что было накоплено народом в процессе жизнедеятельности.

Сохранение и развитие коми традиционной культуры, обеспечение преемственности в передаче этнокультурных ценностей является сегодня приоритетным направлением государственной политики в Республике Коми. При этом становление национальной идеологии в республике подразумевает не только сохранение собственно коми национальных традиций, но и оказание максимальной поддержки в решении национальных вопросов представителей других национальностей, живущих в крае.

Осмысление процесса этнокультурного возрождения становится актуальной проблемой не только в идеологическом плане, но и важнейшей задачей различных научных дисциплин, в том числе педагогики.

Воспитание путем использования национальных традиций в качестве комплексного воздействия на сознание и поведение детей, влияние на их чувства и мироощущение является действенным средством этнопедагоги-ки, залогом сохранения и развития этнокультуры в современных условиях.

Многими педагогами, психологами, писателями, общественными деятелями не раз отмечалось, насколько национальная культура близка детям и по сути является первым шагом в освоении богатств мировой сокровищницы.

Школьное образование, как одна из ключевых подсистем всей системы образования, дает возможность подрастающему поколению не только приобретать знания, но и ориентирует их на определение жизненных, социальных ценностей, выработку мировоззренческой позиции. Школа, как обязательная социальная ступень в жизни каждого человека, призвана помочь раскрыть способности и творческий потенциал личности, используя при этом богатое этнопедагогическое наследие прошлого.

Исследования по коми этнопедагогике позволяют судить о недостаточной разработанности ее положений относительно применения к школьной практике.

Как показывает анализ, проблема приобщения детей и юношества к коми национальной культуре, несмотря на все возрастающие поиски путей ее решения, остается достаточно острой. Причин тому несколько. Во-первых, сказывается отсутствие практического опыта по использованию этнокультурных ценностей в воспитании и образовании подрастающего поколения в учебных заведениях республики. Во-вторых, не отлажен механизм введения национально-регионального компонента в учебно

воспитательный процесс. В-третьих, не разработаны программы, методические пособия, отвечающие локальным особенностям отдельных регионов республики. Необходимо также отметить, что отсутствие подготовленных кадров отрицательно сказывается на решении этой проблемы. Кроме того, те разработки по внедрению в школьные программы этнокультурного компонента, которые имеются на сегодняшний день, в основном рассчитаны на мононациональный состав учащихся без учета интересов представителей других национальностей, проживающих в республике. При этом стоит отметить, что коми составляют всего 23% от общего количества населения, тогда как, например, русские - 57%. А ведь известно, что отсутствие гибких механизмов, лежащих в основе изучения вопросов национальной культуры и истории в школе может вызвать негативное восприятие или даже полное неприятие их со стороны подрастающего поколения.

Уровень национального самосознания, являющийся гарантом сохранения национальной культуры, традиций, языка, у многих проживающих в республике этносов долгое время был и еще остается предельно низким. Особенно ярко это проявилось у представителей коми национальности. Более 20% коми, по данным последней переписи населения, не знают родного языка. Многие коми родители не желают того, чтобы дети изучали его. При наборе в детсадовские группы и классы с национальной программой в городах и селах республики появлялись родители, не желающие отдавать своих детей в национальные детские сады и классы. Коми по национальности, родители требовали, чтобы их детей записывали русскими, лишь бы ребенку не навязывали дополнительное изучение коми языка.

Все это в итоге привело к тому, что дети, вырастая, остаются равнодушными не только к культурному наследию народа, чья земля стала для них малой родиной, но и к собственным этническим корням.

Но в то же время намечаются и положительные тенденции на пути

преодоления нигилистического отношения к национальной культуре коми. С началом демократических изменений, происшедших в стране, наиболее остро в республике встал вопрос о гарантиях для коренной национальности, ставшей этническим меньшинством, на сохранение ее этнокультурной самобытности. В 1991 году в республике состоялись первый и второй съезды коми народа, на которых было предложено принятие закона о государственности коми и русского языков: законодательное оформление гарантий для коренной национальности как этнического меньшинства на участие в разработке и реализации государственной политики в республике. Дальнейшее развитие эти вопросы получили на 1-м съезде родственных финно-угорских народов России в Ижевске и на 1-м Всемирном конгрессе финно-угорских народов в Сыктывкаре в 1992 году. В том же году эти законы были утверждены высшей законодательной властью в республике.

Целый ряд решений, направленных на развитие коми национальной культуры был принят в постоянной комиссии по вопросам национальных отношений, а также в созданном в структуре правительства республики Государственном комитете по национальной политике. Их деятельность направлена на учет и удовлетворение специфических интересов представителей всех национальностей (а их более 100), проживающих в республике. В последние годы в республике созданы и успешно работают национально-культурные общества и организации украинцев, татар, немцев, финнов-ингерманландцев и других национальностей, открываются национальные школы для представителей некоренных национальностей.

Если говорить о возрождении коми национальной культуры и языка в условиях учреждений образования, то важно в первую очередь поднять общественный престиж национальных детских садов, школ, отделений в педагогических училищах, институтах, всемерно поощрять учебу в них детей различных национальностей. В связи с этим необходимо отметить, что

принимаются дополнительные меры по разработке и усовершенствованию учебно-методического комплекса по коми языку и литературе. Разрабатывается республиканская программа и концепция развития национальных дошкольных учреждений и школ. Так, начиная с конца 80-х годов растет число детских садов, в которых дети занимаются по национальной программе. В последние пять лет количество общеобразовательных школ в Коми, занимающихся по программе национальных школ, возросло от 159 до 190. Примерно 8,6% от общего количества учащихся республики изучают коми язык и литературу с первого по десятый класс.

Принятые меры не исчерпывают всей сложности национальных отношений. Но они положили начало их регулированию на государственном уровне, что в свою очередь является гарантией сохранения межнационального мира и согласия в многонациональной Республике Коми, а также свидетельствует о подъеме национального самосознания не только коми, но и представителей других национальностей, проживающих в республике.

Проблемная ситуация заключается в том, что нивелирование национальной культуры коми за долгие годы привело к нивелированию национального мировоззрения этноса, негативному отношению к собственной нации, ее истории, традициям, укладу жизни. Это отразилось не только на понижении этнического самосознания, но и повлекло за собой забвение целых пластов народной культуры среди населения республики, особенно детей и молодежи.

С другой стороны, в настоящее время появилась и положительная тенденция - стремление каждого члена этноса к истокам своей культуры, ее возрождению. Это проявляется в принятии законов в области национальной политики на государственном уровне, создании различных программ, призванных поддерживать и сохранять национальную культуру, создании благоприятных условий для приобщения детей и юношества к

этнической культуре и истории в учебных и воспитательных учреждениях, в которых дети смогут заниматься по специальным программам, постигая основы национального искусства, языка и т.д. Тем не менее, процесс этот требует приложения немалых усилий, так как из-за утраты носителей коми национальной культуры, отсутствия отлаженных механизмов ее передачи, сочетающих в себе оптимальные методы и формы, невозможно пока говорить о высоком уровне воспитания на этнокультурных ценностях в системе образования. Кроме того, учитывая многонациональный состав населения, проживающего в республике, стоит сказать о необходимости использования принципов поликультурного образования в учебно-воспитательном процессе. Что предполагает следующее: дети различных национальностей и культур должны иметь одинаковые возможности в получении образования, в том числе этнокультурного. Школа может помочь им в выборе знаний, культурных ценностей, верований, в выработке культуры отношений, в том числе межнациональных.

Несомненная значимость поиска путей разрешения данной проблемной ситуации и послужила основанием для выбора темы исследования.

Степень разработанности темы. Анализ философской, исторической, педагогической, культурологической и этнографической литературы показал, что национальная культура и ее традиции, взаимосвязь национальной культуры и образования, а также преемственность принципов эт-нопедагогики и современной педагогической науки рассматривались в трудах многих ученых, педагогов и философов. В связи с этим для данной работы представляют особую ценность и значимость труды, в которых затрагивались те или иные аспекты данной проблемы. Так, национальная культура, ее традиции, история, как основа существования этносов, рассматриваются в трудах А.И. Арнольдова, С.Н. Артановского, Э.А. Баллер, Н.А. Бердяева, Ю.В. Бромлея, Г.Д. Гачева, Л.Н. Гумилева, Л.М. Дробиже

вой. Вопросам этнической психологии посвятил свою монографию Г.Г. Шпет.

Взаимосвязь национальной культуры и просвещения, пути духовного обновления общества на основе национального воспитания определяются в работах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, И.А. Ильина, Н.К. Крупской, В.А. Разумного, В.В. Розанова.

Научные взгляды на использование принципов этнопедагогики в воспитании подрастающего поколения изложены в трудах З.П. Васильевой, Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, К.Д. Ушинского.

Народное искусство, народное художественное творчество как составляющие этнокультуры, их значение в формировании мировосприятия, эстетических идеалов личности анализируются в работах Т.И. Баклановой, B.C. Гусева, М.А. Некрасовой, Т.Я. Шпикаловой.

Проблеме духовного развития личности, основанного в числе прочего на игровых элементах культуры, посвящены исследования Ю.П. Азарова, Н.П. Аникеевой, И.С. Кона, М.А. Мухлынина, Й. Хейзинги.

Особенностям использования этнокультурного компонента в системе образования в различных регионах посвящены диссертационные исследования Г.Ж. Асылхановой, Л.А. Белоус, Л.Д. Вавиловой, С.С. Горбенко, Н.А. Горяевой, А.А. Данилова, Ж.Д. Доржиевой, М.С. Жирова, О.В. Лебедевой, М.А. Муратовой, О.Ю. Овчинниковой, ОН. Прокопец, С.К. Ткалич, З.П. Тюменцевой.

Вопросы этнографии, культуры, искусства, истории, традиционного воспитания коми изучались ЯП. Безносиковым, В.Н. Белицер, Ю.В. Гагариным, Л.С. Грибовой, К.Ф. Жаковым, И.Л. Жеребцовым, Г.Н. Климовой, И.Л. Конаковым, М.И. и С.А. Кондратьевыми, В.А. Латышевой, А.К. Ми-кушевым, В.П. Налимовым, ДА. Несанелисом, Ф.В. Плесовским, Ю.Г. Ро-чевым, Э.Л. Савельевой, А.С. Сидоровым, П.А. Сорокиным, И.Е. Фадее

вой, Л.И. Чисталевым.

Особое значение в контексте данной работы имеют исследования Л.А. Альшевской, И.А. Асиповой, Т.Н. Мальковской, касающиеся общения подростков в многонациональной среде.

Методологическую основу исследования составили:

- философские, педагогические, культурологические работы, рассматривающие этнокультурные традиции, этнопедагогику в качестве основы воспитания подрастающего поколения;

- научные идеи о влиянии национальной культуры и искусства на становление личности, формирование мировоззрения детей и юношества;

- научные концепции, согласно которым использование этнокультурных элементов в учебно-воспитательном процессе является не только эффективным средством приобщения школьников к национально-культурным ценностям, но и воспитывает в них уважительное отношение к культуре своего народа, а также к культуре других народов;

- этнографические исследования в области этнической культуры и истории, традиционного воспитания коми;

- работы, исследующие психологию детского и подросткового возраста, духовно-нравственные проблемы воспитания, в том числе этнокультурного.

Объектом исследования является процесс освоения традиционной культуры коми школьниками.

Предмет исследования - педагогические условия, способствующие более глубокому теоретическому и практическому освоению учащимися элементов национальной культуры и традиций коми.

Цель исследования - разработка и апробирование инновационной программы по традиционной культуре коми и методики внедрения этнокультурного компонента в учебно-воспитательный процесс.

Реализация данной цели потребовала решения следующих задач:

1. Рассмотреть традиционную культуру коми в историческом и теоретико-методологическом аспектах и определить педагогическую значимость отдельных ее составляющих и всей культуры в целом.

2. Проанализировать деятельность учреждений образования и культуры в сфере этнокультурного образования и воспитания школьников.

3. Выявить реальные знания, представления и интересы учащихся о национально-культурных традициях коми.

4. Разработать и апробировать программу по традиционной культуре коми, включающую комплекс методических и практических рекомендаций по организации и ведению учебно-воспитательного процесса.

5. Определить эффективность результатов внедрения инновационной программы.

6. Определить возможности изучения различных национальных типов культуры в структуре этнокультурного образования школьников.

В ходе исследования была сформулирована следующая гипотеза. В современных условиях общеобразовательные учреждения имеют высокий нереализованный потенциал по приобщению учащихся к национально-культурным ценностям. Для реализации этого потенциала необходимо целенаправленное педагогическое руководство учебно-воспитательным процессом, ставящее своей задачей обогащение педагогической практики этнокультурным содержанием.

Методы исследования обусловлены спецификой поставленных в нем задач и включают в себя следующий комплекс методов: научный анализ психолого-педагогической, философской, искусствоведческой и этнографической литературы по проблеме; изучение практического опыта работы учреждений образования и культуры при помощи анализа документальных источников; непосредственное и опосредованное наблюдение; ан

кетирование; педагогический эксперимент.

Организация исследования и экспериментальная работа осуществлялись поэтапно в 1994-1997 гг. На первом этапе (1994-1995 гг.) проходил сбор теоретического и эмпирического материала по проблеме; подобрана и подготовлена база исследования; проведен констатирующий эксперимент. В ходе констатирующего эксперимента было опрошено 180 школьников, учащихся общеобразовательных школ г. Воркуты (средней школы № 40, Центра образования № 2, средней школы № 1), а также 104 педагога школ, ведущих предметы гуманитарного цикла.

Респондентам-учащимся была предложена анкета, вопросы которой были направлены на выявление их знаний о национальной культуре коми, а также позволили выявить их заинтересованность в возможности изучения традиционной культуры в школе.

Респондентам-педагогам предлагалось ответить на ряд анкетных вопросов, касающихся коми национальной культуры и ее изучения в рамках школьной программы.

Второй этап работы (1995-1996 гг.) заключался в разработке программы и методики для проведения опытно-формирующей работы. На этом этапе нами были уточнены сведения, полученные в ходе констатирующего эксперимента.

Формирующий эксперимент проводился на базе Центра образования № 2 г. Воркуты среди 87 учащихся 10-11-х классов. Выбор данной категории школьников был обусловлен тем, что в старших классах изучение вопросов национальной культуры сведено к минимуму.

В ходе эксперимента учащимся был предложен опросный лист с целью выяснения их отношения к вопросам межнационального общения.

Третий этап (1996-1997 гг.) был посвящен завершению экспериментальной работы и подведению результатов исследования. На заключитель

ном этапе были обработаны и проанализированы данные, полученные в ходе эксперимента.

Эксперимент показал правомерность проводимой работы по данной проблеме, продемонстрировал эффективность целенаправленного педагогического руководства учебно-воспитательным процессом, заключенного в разработанных диссертанткой педагогической системе, программе по традиционной культуре и методике их внедрения в школьное образование.

Базами исследования стали Управление образования, отдел культуры, городская библиотека им. А.С. Пушкина, детская библиотека им. О. Кошевого, краеведческий музей, Дворец творчества юных, Дворец культуры шахтеров и строителей, детские музыкальные школы, художественная школа, общеобразовательные учреждения г. Воркуты.

Научная новизна и теоретическая значимость:

I. Раскрыт воспитательный потенциал коми традиционной культуры, выявлены возможности ее использования в практике общеобразовательных учреждений.

П. Разработана и апробирована программа "Традиционная культура народа коми".

III. Представлена методика организации учебно-воспитательного процесса по изучению культуры народа коми в школе.

IV. Определена эффективность различных методов и форм этнокультурной работы: межпредметного подхода к изучению традиционной культуры, сочетания традиционных и нетрадиционных форм проведения занятий, взаимосвязи учебной и внеклассной работы.

V. Выявлена необходимость организации обучения в школе на основе поликультурного образования, защищающего интересы учащихся любых национальностей, независимо от места их проживания и учебы.

Практическое значение исследования состоит в том, что разрабо

танная программа курса "Традиционная культура народа коми" была успешно апробирована на экспериментальной площадке.

Материалы программы используются педагогами ряда общеобразовательных учреждений г. Воркуты - Центром образования № 2, средней общеобразовательной школой № 40, специальной (коррекционной) школой-интернатом № 1, основной общеобразовательной школой № 2 - ведущими занятия по предметам регионоведческого цикла.

Программа составлена таким образом, что ее разделы могут варьироваться в зависимости от уровня подготовленности и пожеланий педагогов и учащихся либо включаться отдельными темами в программы общеобразовательных предметов.

Предлагаемые автором методика и программа могут стать основой для изучения традиционной культуры в любом учреждении образования Республики Коми, а также могут быть взяты за основу при составлении аналогичных программ в других регионах РФ.

Программа "Традиционная культура народа коми" представлена на городской (при УПРО г. Воркуты) и республиканский конкурсы авторских программ по регионоведению и дополнительному образованию (1998 г.).

Положения, выносимые на защиту:

I. Обогащение педагогической практики этнокультурным содержанием является предпосылкой для преобразования учебно-воспитательного процесса в школе, которая должна стать одним из главных социальных институтов, передающим знания о национальной культуре из поколения в поколение.

II. Целенаправленное педагогическое руководство учебно-воспитательной работой по приобщению учащихся к национальной культуре является необходимым условием формирования и систематизации знаний, представлений и интересов школьников в области национально культурных традиций, повышению их эмоционально-положительного отношения к этнокультуре в целом.

III. Введение основ поликультурного образования в школьную практику является важным условием приобщения школьников к этнокультуре, так как поликультурное образование дает учащимся возможность выбора в приобретении знаний, в том числе этнокультурных, и способствует развитию интереса к культуре других народов.

Основные положения исследования изложены на:

1. Международной научно-практической конференции "Новые пути наук о культуре" (Москва, 1995 г.).

2. Республиканской научной конференции молодых ученых "Человек и духовные ценности" (Москва, 1996 г.).

3. Международной научно-практической конференции "Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения" (Москва, 1997 г.).

4. Научно-практической конференции молодых ученых "Социум и культура: голоса молодых" (Москва, 1997 г.).

5. Семинаре по повышению профессионального мастерства учителей и руководителей школ при институте усовершенствования учителей и руководящих работников (Сыктывкар, 1998 г.).

6. Семинаре руководителей методических объединений и творческих групп учителей школ г. Воркуты (1997 г.).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Теоретико-методологические основы этнокультурного воспитания и образования

В последнее десятилетие началось углубленное этническое развитие народов, населявших бывший СССР, а также входящих ныне в состав России. Оно характеризуется двумя взаимосвязанными тенденциями: дальнейшим расцветом национальных культур и внутренним сплочением каждой нации и народности.

Этнические, национальные сюжеты все более выдвигаются на передний план, приобретая глобальный характер. Все это особенно дает о себе знать в повсеместном росте национального самосознания. Рост этнического самосознания у народов бывшего СССР, а также автономных республик, краев, областей имеет свои специфические особенности. Активное экономическое, социальное и культурное развитие народов за годы советской власти происходило на фоне интернационализации. Соответственно в культуре народов все более ослабевала этническая специфика. Сейчас национальные процессы охватывают самые различные сферы жизни общества.

На формирование этнического сознания оказывают большое влияние этноязыковые процессы, опосредованно воздействует традиционная материальная культура и многое другое. При этом национальные общности отличаются значительной устойчивостью, и изменения, связанные с ними, происходят замедленно.

Не только в годы так называемого застоя, но еще со времен самодержавия на пути развития языков и культуры нерусских народов стояли значительные препоны, поэтому так важна государственная поддержка позитивных тенденций, связанных с развитием национальной культуры народов и этнических общностей.

Проблема возрождения национальной культуры, национальных традиций неотделима от государственной политики. Невозможно представить себе политическое, экономическое, социальное благополучие нации в отрыве от образования. Каждый человек, относящий себя к той или иной этнической общности, является не только носителем определенного набора физических отличий (цвета кожи, разреза глаз и др.), но и в первую очередь — носителем национальных культурных традиций. Величие народа завоевывается трудом не одного поколения и постоянно нуждается в поддержке.

Ситуация, складывающаяся сейчас во многих этнических культурах, оценивается специалистами как кризисная и разрешиться может двояко: либо культура ассимилируется с более крупными и сильными национальными культурами и станет общечеловеческой, т. е. по сути лишится своих самобытных черт, либо произойдет мощный качественный подъем, т. к. кризис ломает прежние стереотипы и создает предпосылки для культурного развития нации.

Цель и предпосылка любой культуры — человек. Воспитание свободной, творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки, способной ориентироваться в современном мире — одна из первостепенных задач современного школьного образования. Недаром сторонник возрождения русской национальной школы, философ С. А. Рачин-ский в свое время писал: «... От качества ныне подрастающих поколений зависят судьбы мира...» (145), что актуально и в наше время. Другой русский философ В. В. Розанов считал, что «создание человека вне духа своей культуры, синтетически собранного из элементов всех цивилизаций, есть идея крайне искусственная» (138, с. 24). При этом задачей воспита -18 ния он ставил восстановление в человеке его утраченной цельности, своего образа. О том, что нет более высокого искусства, чем искусство воспитания, писал Иоанн Златоуст, который считал, что мудрый воспитатель создает живой образ. Обретение каждой личностью своего образа, создание для нее оптимальных условий развития и самореализации возможно на основе национальной культуры.

Пути решения этой проблемы требуют создания новой философии воспитания, основанной на системе моральных, этических ценностей, которые формировались тысячелетиями в ходе развития мировой человеческой цивилизации и нашли свое отражение в культуре и традициях народа. Ценности эти вечны и приоритетны для всего человечества независимо от расовой и этнической принадлежности, исповедуемой религии.

Национально-культурные традиции коми и их роль в воспитании подрастающего поколения

Национальная культура коми занимает достойное место среди огромного множества других национальных культур. Подобно им она впитала в себя общечеловеческие ценности, но и оставила за собой черты неповторимого своеобразия.

О самобытности культуры народа Коми свидетельствует анализ этнографических и исторических материалов, предложенных видными исследователями и учеными, занимающимися изучением истории и культуры коми. Это историки, фольклористы, искусствоведы, этнографы В. Н. Белицер, Ю. В. Гагарин, Л. С. Грибова, И. Л. Жеребцов, Г. Н. Климова, И. Д. Конаков, М. И. и С. А. Кондратьевы, А. С. Королев, А. К. Микушев, Д. А. Несанелис, Ф. В. Плесовский, Ю. Г. Рочев, Э. Л. Савельева, Л. И. Чисталев и другие.

Важную роль в этнографическом изучении народа коми в свое вре мя сыграли К. Ф. Жаков, Г. С. Лыткин, В. П. Налимов, А. С. Сидоров, П. А. Сорокин. Так, например, К. Ф. Жаков стал одним из первых коми ученых, научно исследовавших коми фольклор. Этому посвящено его со чинение «Зырянские сказки и русская народная словесность». Основу эт # нографических интересов первого коми этнографа, впоследствии — крупного американского социолога П. А. Сорокина представляли ранние формы религии коми и духовная культура в целом. Начало научных исследований в Коми крае обычно связывают с экспедицией академика И.И. Лепехина, побывавшего здесь в 1771 — 1772 гг. В опубликованных позднее «Дневных записках путешествия» со держатся ценные сведения о населенных пунктах Коми края, о культуре и быте их жителей, о полезных ископаемых, реках, почвах, состоянии экономики.

В 1827 г. в Коми крае побывал филолог и этнограф А. М. Шёгрен. Он записывал народные предания, изучал коми язык, собрал немало материалов по истории края. Опубликовал несколько работ на немецком и русском языках по языкознанию, этнографии и истории народа коми.

В 1837 г. север Коми края изучал ботаник А. И. Шренк, напечатавший большой труд по географии, геологии, ботанике, зоологии, этнографии и фольклору населения этого района.

Изучал и записывал коми фольклор русский ученый и критик Н. И. Надеждин, который считал, что зыряне — чудный и трудолюбивый народ. Большое значение в изучении Русского Севера имело созданное в 1845 г. Русское географическое общество, обратившее внимание на изучение быта и культуры коми.

Основные научные изыскания исследователей коми края были весьма различны, но у всех у них заметен повышенный интерес к культуре коми народа. Все они внесли достойный вклад в изучение культуры коми.

Данные этнографических исследований показывают, что культура коми имеет многовековую историю. У коми, как и у других народов с достаточно древней культурой, существует широкая система этнокультурных ценностей.

Значительным фактором, послужившим складыванию единого пласта в традиционной культуре коми, следует считать присоединение Коми края к Русскому централизованному государству. Коми в течение веков испытывали сильное этнокультурное влияние русского этноса на все стороны своего быта и своей культуры.

В течение столетий, особенно в XIX - XX вв., происходил синтез культур коми и русских. Все это, однако, не означает, что коми народное искусство не сохранило никаких местных особенностей. Эта специфика проявляется, во-первых, в том, что народное творчество коми донесло до наших дней яркие, запоминающиеся своеобразные элементы древней, \ языческой; культуры; во-вторых, в том, что воспринятое от других народов коми настолько перерабатывали применительно к своей среде и к своим традициям или настолько приспосабливались сами к воспринятому, что чужое становилось своим, родным.

Изучение генезиса и эволюции традиционной культуры коми имеет важнейшее значение для понимания экологии культуры, специфики культурного опыта коми народа. Этническая культура коми сочетает в себе элементы, знания, понятия и явления, заимствованные у соседних народов, и культурные формы, являющиеся порождением собственно коми этноса. Заимствования органично вписались в культурный комплекс коми и составили с ним единое целое. Кроме того, в процессе этнического развития происходило напластовывание более поздних форм на более древние, архаичные, ряд явлений культуры был утрачен или существенно трансформирован.

Анализ материалов по коми дореволюционной и современной культуре дает возможность получить объективное представление о связях между различными этапами культурного процесса в Коми.

К моменту обращения коми в христианскую веру предки современных коми имели зачатки самобытной культуры и просвещения: свои календари, «пасы» — своеобразные письмена, знали методы арифметического счета. Известны интересные и оригинальные сказки, пословицы и поговорки, сказания и предания, появившиеся на заре первобытнообщинного строя. Они вполне могут быть отнесены к замечательным памятникам народной педагогики, так как дают представление о соответствую щих ступенях воспитания и образования того времени.

Произведения устного народного творчества использовались народом коми для воспитания в детях гуманных качеств. Уровень культуры того или иного народа определяется в числе прочих и в развитии письменности, литературы. Письменность на коми языке была создана во II половине XIV века. В соответствии с этим коми народ можно считать одним из старописьменных народов России. Отмена крепостного права в России, развитие капиталистических отношений оказали огромное влияние как на экономическое, так и на общественное развитие национальных окраин в России. Весь ход исторического развития привел к тому, что творческие силы коми народа ярко раскрылись во второй половине XIX века и связаны они с именем И. А. Куратова, который заложил основы коми литературы, литературного языка, стихосложения. Одной из основных проблем, над которой он работал, была проблема создания общедоступной коми письменности, как средства содействия развитию просвещения и подъему общей культуры народа.

Практическая деятельность учреждений культуры и образования по приобщению детей и юношества к традиционной культуре коми

Экспериментальная работа, которая составляет основу второй, практической главы, строилась на трех последовательных этапах: 1 этап — констатирующий эксперимент; 2 этап — опытно-формирующая работа; 3 этап — сравнительный анализ данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента и опытно-формирующей работы. Целью констатирующего эксперимента стало изучение деятельности школ, учреждений культуры и дополнительного образования по приобщению детей и юношества к национальной культуре коми. Исходя из этого, были выделены следующие задачи: - изучение особенностей работы данных учреждений; - анализ программ и проводимых мероприятий; - выявление знаний, представлений учащихся о культуре коми; - выявление особенностей интересов школьников к объектам национальной культуры; - определение опорных уровней знаний и представлений старшеклассников о коми национальной культуре. Как уже отмечалось в первой главе нашего исследования, республика Коми — край многонациональный. Коми, составляя 1/4 часть населения, занимают большую часть сельской территории, представители же других национальностей живут преимущественно в городской местности. Таким образом, индустриальные центры, расположенные в зоне промышленного развития республики, возникли как многонациональные конгломераты. Это обстоятельство повлияло на развитие и сохранение этнических культурных традиций коми как в целом по республике, так и в отдельных ее регионах. Если в местах проживания большей части представителей коми процесс сохранения и развития национальных традиций закономерен и протекает более естественно, то в сравнительно недавно возникших индустриальных центрах, таких, как Воркута, Инта, Ухта, Печора, Усинск, являющихся, как было указано, многонациональными по составу населения, этот процесс требует более внимательного и дифференцированного подхода, особенно в отношении подрастающего поколения.

Изучение этнокультурных ценностей в системе образования становится сегодня одним из приоритетных направлений в учебно-воспитательном процессе.

Поиск оптимальных средств и методов в этом направлении предполагает прежде всего знакомство с деятельностью учреждений культуры и образования с целью анализа и выработки необходимых рекомендаций.

В ходе констатирующего эксперимента изучалась деятельность общеобразовательных, музыкальных и художественных школ, краеведческого музея, библиотечной системы города, Дома культуры шахтеров и строителей, Дворца творчества юных по приобщению детей и юношества к культуре коми.

Констатирующий эксперимент включал в себя следующие методы исследования: сбор первичной информации — наблюдение, анкетирование, изучение документальных источников, учебников, учебных программ, планов работы, сравнительный анализ с целью определения потенциальных возможностей и условий изучения учащимися национально-культурных ценностей.

С этой же целью изучалась документация Управления образования и отдела культуры г. Воркуты. Так, в годовой план отдела культуры на 1995 - 96 гг. были включены следующие мероприятия, посвященные 600-летию Коми — общенациональному событию в культурной жизни республики: - цикл теле- и радиопередач, посвященный памяти С. Пермского («Воркутателерадио», ЦБС, краеведческий музей — организаторы); - комплексные мероприятия, включающие книжно-иллюстративную выставку, проведение викторин, литературных вечеров, устных журналов, духовных бесед на базе ЦБС; - организация выставок «Старина в фондах музея», а также работ воркутинских художников, посвященных памяти С. Пермского; - проведение краеведческих уроков в школах города на базе детских библиотек.

При участии отдела культуры с 1990 года в городе проводится ежегодный открытый музыкальный фестиваль «Воркутинская параллель», в положении которого определены следующие цели и задачи: - широкая пропаганда музыкального искусства, в т. ч. коми национального музыкального творчества; - выявление новых дарований и талантов, творческих коллективов и отдельных исполнителей; - всестороннее развитие творческого мастерства, становление и совершенствование профессионального уровня, повышение исполнительской культуры. За время, в течение которого проводится этот фестиваль, на нем было представлено всего два коллектива, в творчестве которых используется песенный фольклор коми. Это хоровой коллектив «Родная песня» при ДКШиС и детский хор «Ижемские шали» общеобразовательной школы лицея п. Воргашор.

В рамках ежегодного республиканского фестиваля народного творчества в 1995 году прошла выставка детских рисунков «Волшебная кисточка». Среди работ, представленных на выставке, были рисунки, посвященные природе Коми края, его людям.

К сожалению, выставки детских работ, в тематике которых отдельно было бы представлено искусство Коми, почти не проводятся, что можно отнести к недостаточно внимательному отношению со стороны организаторов. Кроме того, в плане отдела культуры нет специального раздела по систематизации работы, популяризирующей искусство, культуру, историю Коми. Как правило, все проводимые мероприятия разовые и приурочены только к определенным знаменательным датам.

Ознакомившись с общим планом работы отдела культуры, мы изучили деятельность учреждений культуры города, так или иначе учитывающих национальную специфику в своей работе. Целенаправленную работу по популяризации истории и культуры республики Коми ведет краеведческий музей, в работе которого представлены следующие формы: - лекционно-экскурсионная, в т. ч. с выездом в учебные учреждения города; - проведение краеведческих олимпиад совместно с городским управлением образования и Домом творчества юных (подбор литературы, консультации, помощь в подготовке учащимся); - проведение фольклорных фестивалей, в т. ч. национального праздника коми «Горка» на базе пяти детских садов с привлечением фольклорных коллективов средней школы № 5 и прогимназического лицея п. Воргашор; - организация выездных мини-выставок (например, на базе школы № 39 проводилась «Неделя словесности Коми»).

Опытно-экспериментальная работа с детьми и подростками на основе программы "Традиционная культура народа коми"

При составлении задач формирующего эксперимента мы учитывали данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, что позволило нам скорректировать всю дальнейшую работу.

Особое внимание при проведении второго этапа исследования было направлено на: - проверку и уточнение предварительных выводов и положений 1 -го этапа исследования; - моделирование учебного содержания по исследуемой теме и использование его в формирующей работе; - определение взаимосвязи учебной, внеклассной и внешкольной работы, основанной на единстве целей и задач по этнокультурному воспитанию школьников; - проведение сравнительного анализа данных, полученных в начале и в конце формирующего эксперимента с целью проверки эффективности проведенной работы.

Базовым в формирующем эксперименте было положение о том, что в процессе педагогического руководства учебно-воспитательной деятельностью возрастают возможности этнопедагогики, ставящей своей задачей обогащение педагогической практики этнокультурным содержанием. Формирование эмоционально-целостного представления школьников о традиционной культуре коми предполагает использование широкого спектра форм, методов и средств этновоспитательной работы.

Формирующий эксперимент проводился в 10 - 11-х классах Центра образования № 2 г. Воркуты с 1996 по 1997 год.

Выбор данной категории школьников обусловлен тем, что в старших классах изучение национальной культуры ограничено коми историей и коми художественной литературой. Тогда как очень важно знать и другие ее составляющие — народное искусство, обряды, праздники. Более того, именно на последних возрастных этапах в школе возникают новые предпосылки для более глубокого изучения традиционной культуры.

Для юношества ценным психологическим приобретением становится открытие своего внутреннего мира, которое, по мнению И. С. Кона, «равнозначно настоящей коперниковской революции» (86, с. 60). Оценивая себя в новом качестве, старшеклассники по-иному оценивают явления окружающей жизни. Таким образом, знакомство с этнокультурными ценностями в этом возрасте несет в себе качественно новую смысловую направленность.

Период ранней юности, охватывающий пятнадцати-семнадцати летних юношей и девушек, характеризуется интенсивными поисками своего места в жизни, своего нравственного идеала, заставляет их по-новому взглянуть на область искусства — источник духовного наследия всего человечества и отдельного народа в этой области. При благоприятных условиях в этот период старшеклассник способен заново открыть для себя область народного искусства. Самым ценным в этом отношении является то, что старшеклассники способны не только пассивно воспринимать материал по национальной культуре и искусству, но и способны активно, творчески переосмысливать его. Для учащихся старших классов характерен переход к высокоуровневому типу познавательной деятельности, когда потребность в новом, непознанном становится как бы ненасыщаемой. В то же время усиливаются рефлексивные особенности, характеризующие интеллектуальный уровень личности, повышается эмоциональная насыщенность общения.

Французский философ-просветитель XVIII века Ж.-Ж. Руссо назвал грань перехода от отрочества к юности вторым духовным рождением человека. Поэтому этот возраст, на наш взгляд, требует к себе, может быть, даже более внимательного отношения в вопросах этнического воспитания, нежели, чем младший и средний школьный возраст.

Кроме того, для учебного процесса в старших классах характеры систематизация и обобщение знаний по различным предметам, установление содержательных межпредметных связей. Все это приводит к формированию у учащихся мировоззренческой позиции, имеющей глубокие философские корни. Мировоззрение оказывает влияние на развитие познавательной деятельности, самосознания, самовоспитания, общественной направленности личности старшеклассника.

У старшеклассников, по сравнению с учащимися других классов, повышается интерес к содержанию и процессу учения. Наряду с этим у старших школьников появляется интерес с к теоретическим проблемам, к методам научного исследования, к самостоятельному поиску решений сложных задач. Старшеклассники, в отличие от подростков и младшеклассников, способны мыслить более абстрактно, склонны к сравнениям и обобщающим выводам, установлению истины, анализу конкретных сведений.

Все это учитывалось нами при выборе старшеклассников в качестве участников эксперимента.

В соответствии с поставленными задачами, в начале опытно-экспериментальной работы на формирующем этапе нами был проведен первый контрольный срез в экспериментальной группе (10 и 11-й классы) и в контрольной группе в соответствующих классах.

Ввиду того, что учебные программы для десятых и одиннадцатых классов одинаковы по совокупности содержания и количества изучаемых предметов, а также учитывая примерно одинаковый уровень знаний по исследуемой теме у десяти- и одиннадцатиклассников, экспериментальная работа проводилась по единой программе в обоих классах. Поэтому в формирующей работе нет разграничительных выводов по ходу эксперимента отдельно для десятых и одиннадцатых классов. Для уточнения данных, полученных на констатирующем этапе, нами было проведено анкетирование среди восьмидесяти семи старшеклассников, учащихся контрольной и экспериментальной групп. Целью анкетирования стала конкретизация знаний и представлений ребят о различных составляющих коми этнической истории и культуры, сообразуясь с тем, что культура и история любого народа не могут существовать отдельно друг от друга.

Похожие диссертации на Национально-культурные традиции Республики Коми в структуре этнокультурного образования и воспитания школьников