Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Организационно-педагогические основы развития любительского театра : (на материалах Украины) Кабула, Елена Васильевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кабула, Елена Васильевна. Организационно-педагогические основы развития любительского театра : (на материалах Украины) : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Моск. гос. ин-т кул-ры.- Москва, 1993.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-1/115-2

Введение к работе

Актуальность исследования. Современный период в жизни насего общества характеризуется социальной напряженнеетно.Распад СССР, инфляция, разрушение единого экономического и культурного прост- . ранства, социальная, национальная, религиозная напряженность -далеко не паяний перечень деструктивных процессов,происходящих в обществе. Однако,наблюдается процесс возрождения интереса к национальным традициям, обычаям, языку. Это придает уверенность в том, что культура в целом макет способствовать нравственному,духовному обновлению общества.

Наряду с этим, наблюдается спад интереса к традиционным формам художественной самодеятельности- Драматические крркки,агитбригада, многочисленные самодеятельные театры перестают привлекать участников и зрителей. Самодеятельный театр в силу его задан-ностд, официозности, отрыва от историко-культурного опита дореволюционного любительского театра не в состоянии реализовать насущной потребности сегодняшнего дня — потребности в духовности.

Обращаясь'к проблемам развития любительского художественного .творчества, мы опираемся на идею преемственности, возрождения п дальнейшего обогащения культурних традиций народов Украины,а так-' жо рассматриваем любительский театр как творческий потенциал, утвердцающий идеалы добра и правды, средство духовного возвышения человека.

Культурные традиции в условиях возрождения национального самосознания,интереса к культуре прошлого преломляются в современном контексте в профессиональной и любительской творческой деятельности. Возровдавтся традиционные виды театрального действа,, различные формы любительского театра, который имеет глубокие исторические корни, впитавшие в себя народное поэтическое творчество, песни, думы, игры,обряды и аквязиты всей мировой драматургия.'

Основина тенденции развития любительского театра наметились еще в начала 80-х "годов. Многие коллективы стали уходить от обязательности и заорганизованности, ибкать овои пути развития, экспериментировать.

В настоящий период, о одной стороны, любительский театр стремится к поиску своей эстетики, к творческой раскрепощенности, демократичности. С другой, в любительском театральном движении наблюдается разрыв между эстетичаоктш уетгзнлкн-чй^ я эхадомачео..,--ми выгодами. Противоречия проявляются и мезвду объективными потребностями возрождения культурных традиций в деятельности любительс-

кого театра и недостаточно развитыми или забытыми формами их воплощения, в подготовке руководителя с ориентацией на исполнительское мае торс tjo, в появлении "узкого специалиста", ориентированного, глазным образом, ка подготовку спектакля любой ценой, часто в ущерб творческой и воспитательной работе. ,

Данные противоречия, а также, осознание того,что современная социо-культурная обстановка является стимулирующим фактором для развития любительского театра, отсутствие исследований по этой проблеме обусловили необходимость Еыбора данной теш.

Степень научной разработанности проблемы. Конкретика методики воспитательной работы, в 'самодеятельных коллективах разрабатывались в трудах А.С.Картина, Е.И.Смирновой, Н.Г.Михайловой, Т.И.Баклановой, Ю.Е.Соколовского а других авторов. Эти работы позволила нам виявить общие принципы педагогического-процесса: опору на художественно-творческую доятельность, воспитание.в коллективе и через

КОЛЛаКТИВ. '..;'"'

Вопросам развития и становления самодеятельного народного
театра как формы художественной самодеятельности,а также люби
тельского театрального искусства посвящен ряд исследовании: моно
графий, учебных пособий, диссертаций, статей. Непрофессиональное
театральное творчество является объектом изучения для философов,
рассматривающих любительский театр как подсистему народной худо
жественной культуры (Н.Г.Рузаева, Н.В.Гармиза, С.А.Наумова, Н.Н.
Гудишва, О.В.Земляяская и другие), а также искусствоведов,
исследующих непрофессиональное театральное творчество как подсис
тему искусства (А,А.Казимиров, В.Д.Данченко, Д.Д.Вайгаускайте и
другие авторы)., , 'Д ;>.

В педагогическом аспекте проблему расоютривают Т.ВЛаврова, М.М.Шибаева, В.А.Богатырёв, Г.Г.Макарчук, В.А«Тришин, Е.Г.Нефеяо-ва, В.И.Белов и другие исследователи. Воспитанию и формированию личности участников коллективов студийного типа посвятили диссертационные исследованияМ*М.Шибаева, В.А.Тришин. В.А.Богатырев исследует процесс идейно-нравственного воспитания участников самодеятельного театрального коллектива, используя системный подход, В.И.Б6ЛОВ рассматривает проблему воспитания культуры поведения у подростков в клубном театральном коллективе. Художественно-педагогическую деятельность самодеятельного театрального коллектива -подростков исследует В.И.Плоткин, Т.В.Лаврова анализирует проблема педагогического руководства самодеятельным театральным коллективом. В.П.Савина и Е.Г.Нефедова рассматривают различные аспекты

формирования личности режиссера в вузах культуры.

Деятельность непрофессионального театра на Украина стала объектом исследования для историков, искусствоведов, философов, педагогов. И.О.Волошин, И.М.Миклашевский, А.П.Сердюк, Н.В.Актонгок, а также вышеперечисленные авторы А.А.Ка^:;мирсв, В.Д.Данченко, . Н.Н.Гудимова, Б.А.Богатіірзв, Г.Г.Ьїакарчук и другие ученые рассмат-риЕалн различные стороны данной проблемы.

Однако, социально-педагогический аспект проблемы развития
любительского театра с точки зрения использования исторического
опыта в организация его деятельности и возможностей современной
социокультурной ситуации затрагивался фрагментарно. Актуальность
данного исследования вытекает из необходимости решения теорети
ческих вопросов и практических задач возрозденяя и развития люби
тельского театра на Украине. .

В связи с этим, ль» #42»го исследования является: выявление органязацяонко-педагогичесіаїх условий развития любительского театра в соцно-культурн'ой ситуации и обоснование использования исторического опыта в .'организации .работы' современного любитольо- " кого театра. .

Поставленная цель позволила сформулировать задачи;

Г. Провестииоторико-педагогический анализ становления а развитая-любительского театра на Украине.

2. Изучить -современное состояние непрофессионального театрального "двиаеняя на Укрздкэ."

3..Выявить духовные потребности учаотников любительского . і. театра и раскрыть педагогичеекпэ возможности их реализации.сред-:-. ствамд театрального искусства.

4. Разработать а апробировать рекомендации по' оптимизации - деятельности любительского- театра я.его руководства.

В процессе исследования ш исходили из следующих гипотез:
. I.-Современная социо-культурная обстановка является стицули-
рувдпы фактором для широкого развития любительства в сфере теат
рального искусства. .-« ,;'

2. Деятельность любительского театра будет эффективной.ослл
она ориентирована на творческий педагогический процесс как
реализация духовных потребностей личности, я. v?'"-олысо їй р: ,..
тат'как саыоцэль, и строятся на основе преемственности и культур
ных традиций, ,-.- -

Рі53$ЗЩ изучения являются 'любительски* театры Украины.

Предстой исследования является организация педагогического'.. процесса в любительском, театре.

Мзтотт^-ог.;чопко''г основой исследования яеились теоретические труды ученых lo философии, этике, социологии, психологии''творчества, театральной педагогике,-театроведению и другим отраслям знания.

Теоретический источниками исследования стали труды выдающихся советских режиссеров и театральных педагогов К.С.Станиславского, Е.Б.Вахтангова, В.Э.Мейерхольда, Ы.А.Чехова, П.А.Маркова, Ю.А. 'Завадского, М.О.Кнебель, а такав труда писателей и исследователей украинского театра Г.Квитки-Основьяненко, И.Франко, Л.Кисиля.Осо-бое место автор уделил исследованиям з области физиологии и психологии, а именно трудам А.Н.Леонтьева, П.В.Симонова, П.Ы.Ершова, В.'С.Магуна, А.В.Ыялкина и трудам выдающихся педагогов К.Д.Ушинс-кого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского.- .

Организация и методы исследования. Разработка проблемы осу- , . Евстллялась на базе любительских театров Украины, а также респуб-'.ливанского научно-методического центра народного творчества, Харь-"-ковского областного межсоюзного.Дома самодеятельного творчества (до 1990 г.), Харьковского государственного института культуры.

Применена система взаимосвязанных методов: включенное и невк* люченное наблюдение за деятельностью, любительских театров Украины» устный и письменной опросы руководителей и участников непрофессиональных театральных коллективов Украины (четырех регионов),экспертный опрос, сравнительный анализ литературы и документальных источников, экспериментальная работа по проверке организационно-педагогических условий формирования и функционирования любительс-4 кого театра на базе театра-студии "Мадригал" производственного . объединения ФЭД г.Харькова, в учебном процесое Харьковского государственного института культуры, статистическая обработка экспери*-ментального материала. Кроме того, были применены сравнительно-исЙ дорические метода. ..-.

На первом этапе (1987-1989 гг.) были разработаны программа й методика исследования, осуществлено наблюдение за деятельностью трех непрофессиональных театров в течение одного театрального ее*, зона без вмешательства в работу коллектива (этап пассивного наблюдения); проведен опрос руководителей и участников непрофессионал*»-ных театральных коллективов, проанализировано состояние ігобительв-кого театрального движения всех регионов Украины .осуществлен ана«* лез полученной информации, изучена литература по проблеме.При анализе мы также использовали данные статистичеоких отчетов и архиво*'

Республиканского научно-методического центра народного творчества. Республиканского межсоюзного Дома самодеятельного творчества.

Основу поисково-констатирующего опроса составили "Анкета для. руководителей любительских театров" и "Анкета для участников непрофессиональных театров". Анкетный опроо осуществлялся по методике стратифицированного отбора, при котором мы отбирали одинаковое количество респондентов Ез неравномерных типичных групп-коллективов с различным уровнем художестввннс-тзорческой работы. Всего было опрошено 104 руководителя я 752 участника непрофессиональных театров разных жанров.

В дальнейшем исследовании была предпринята экспериментальная проверка разработанной методики. Эксперимент проводился в два этапа. В ходе констатирующего этапа экспериментальной работы (1989 г.) были выявлены потребности участников н определены возмояности их реализации средствами любительского театра,, а также разработана методика организации педагогического процесса в театральном коллективе. В ходе формирующего этапа экспериментальной работы (I990-I99I) была внедрена проверка теоретических выводов иссяедо-.' ваная н внедрена методикаорганизации педагогического процесса а театре-студии "Мадригал" п/о ЗД. Особенность данной методика в том, что осуществление всех процессов жизнедеятельности люб^т^- окого театра (творческого, учебнс-^срвнировочного, воснетзтельного, рекреационного) охватывает всех без исключения участников коллектива н проходят на конкретном драматургическом материале. Репертуар, учитывающий духовные потребности личности, становится "сквозным действием", содераанйізм всего педагогнчэ с кого .процесса.

К эксперименту в любительском театре были подключены студенты регасоерского отделения Харьковского государственного института кульг-ры, где работает соискатель, а, в связи с этим, разработана система занятий со студентами-режиссерами по сценическим дисцаплинам а методике работа с актерами-любителями. Ответы участников театра -студии и студентов до эксперимента и после его проведения позволяют оценить эффективность предложенной методики.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась использованием-научных методов исследования, применением на всех его этапах аналогичного инструментария (ан.-'-шц лунные листи] 5 стабильностью базового коллектива в течение всей эксперикенталь-ной работа.

йгадрснке практических рекомендаций, разработашшх на основания г-э"ультатов проводимого исследования способствовало оптими-

эации педагогического процесса в конкретном любительском коллективе, а такжо повышению еффектішюсти учебного процесса подготовки режиссеров любительских театров в Харьковском государственном институте культуры, что подтверждается соответствующими документами.

Научная новвзна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

проанализировано становление и развитее любительского театра на Украине.с позиций его исторического опыта, культурных традиций и современной социс-культурной ситуации;

изучено современное состояние непрофессионального театрального движения на Украине и выявлена необходимость возрождения не только украинского любительского театра, но и национального театра других народов, проживающих на территории Украины; использована: в репертуара любительского театра народного поэтического творчества, песен, дум, обрядов и аквизитов всей мировой драматургии; сочетания творческих, постановочных задач о педагогической,просіє тительской деятельностью;: :';: '''.

выявлены и изучены духовные потребности участников люби-: тельокого театра: потребность в творческой оценической деятельности, в межличностном общении, а познании, в интересном отдыхе, развлечении и раокрыты педагогические возможности юс реализации средствами театральной деятельности;

разработана и внедрена методика организации педагогического процесса в любительской театральном коллективе (методика "сквозного действия"), учитывающая доминирующие потребности его участников и возможности постановочного репертуара, оочетащего в себе духовные и художественные качества.

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследована внедрены а используются в любительском театре-студии "шадригал" г.Харькова и на занятиях по специальным дисциплинам на режиссерском отделении Харьковского государственного института культуры.

Выводы, изложенные в диссертации, могут быть применены в дальнейшей разработка вопросов формирования любительского театра, при повышении квалификации режиссеров любительских театров и в учебном процесое институтов и училищ культуры не только Украины, но и других регионов.

Апробация работы. Основные результаты исследования доложены на научнс-теоретичвокой конференции "Актуальные вопрооы патриота-

чеокого и интернационального воспитания средствами культуры и искусства на современном этапе" в г.Харькове (1989 г.), на заседаниях кафедр реаисоуры и речевого мастерства (1989-1992 гг.). Внедрение результатов исследования в ирактику осуществлялось при чтении лекций а проведении авдивадуальн.-х и практических занятий в Харьковском государственном институте культуры, а также при проведении теоретических и практических консультаций а непрофессиональных театрах Харькова я облаота. На затяту выносятся:

1. йоложения о том, что:-

дюбитальский театр, икэвдий глубокие исторические корни и формирующийся под воздействием культурных традиций народов Украины, сам отавоватся ір'адвцаонннії;

любительский театр в своей деятельности должен опираться ; на историческпії опыт, культурные традиции и совреканнке тенденции (профессиональные, педагогические, культурологические, экономические) развития любительского творчества,, ориентироваться на личноеть участника. способствовать реализации духовных потребностей личности в творчестве, общении, познании, отдыхэ-празднякв.

  1. Модель организации любительского' театра "трудовой коллектив - любитедьокио театр - учебное заведение", представляющая* собой новую организационно-педагогическув форму любптольскогг >ц? ническога творчества, включающую творческие, профессионально-пе-дагогичзехие и экономические основы и являющаяся одной из перспективных з развитии любительского театра.

  2. Методика организации педагогического процесса в.любительо-коы театре (методика "сквозного действия'') заключающаяся в том, что:

а) в педагогический процесс вовлекаются всо участники коллек
тива, а на только те, кто непосредственно участвует'в репетициях
конкретного спектакля;

б) воспитательный, учебный процессы в любительском коллекти
ве ко рассматриваются отдельно от творческого, а существует
єдиний творческий педагогический протес;

в) осуществление всех сфер жизнедеятельности театра-
художественнс-творческой, .учебно-тренировочной, воспитатель".-^
рекреационной - происходит на конкретной драиаздргическом маге-
свале, сочэтаювдм в себе художественные и духовные ценности.

С'іТіукттоа диссертации выстроена в соответствии с далью а задачами исследования, определяющими логику научного поиска. Диссертация постоит из двух глав, введения, заключения и библиографии.

Первая глава "Становление и развитие любительского театра на Украине" реализует первую и вторую задачи исследования, т.е. раскрывает историю становления и развития любительского театра на Украине, а также его состояние в современной сонио-культурной ситуации, выявляет специфику организации педагогического процесса в любительском театральном коллективе. Во второй главе "Совершенствование педагогического руководства любительским театром в современных условиях" определены доминирующие потребности участ--ников любительского театра и решены методические задачи организации педагогического процесса в любительском театре, т.е. реализованы третья и четвертая задачи.