Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях любительского театра Героева Людмила Михайловна

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях любительского театра
<
Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях любительского театра Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях любительского театра Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях любительского театра Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях любительского театра Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях любительского театра Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях любительского театра Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях любительского театра Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях любительского театра Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях любительского театра Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях любительского театра Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях любительского театра Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях любительского театра Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях любительского театра Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях любительского театра Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях любительского театра
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Героева Людмила Михайловна. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях любительского театра: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.05 / Героева Людмила Михайловна;[Место защиты: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов].- Санкт-Петербург, 2016.- 199 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы Патриотического воспитания детей младшего школьного возраста на базе художественно-педагогического потенциала детского любительского театра 177

1.1. Сущность и структура патриотического воспитания детей младшего школьного возраста 17

1.2. Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей младшего школьного возраста средствами социально-культурной деятельности 51

1.3. Театр как среда патриотического воспитания детей младшего школьного возраста .. 75

Глава 2. Программа воспитания патриотического самосознания у младших школьников в детском любительском театре 100

2.1. Проектное обоснование программы патриотического воспитания детей в условиях любительского театра 103

2.1.1. Психолого-педагогические условия реализации потенциала детского любительского театра как средства патриотического воспитания 103

2.1.2. Характеристика базы педагогического эксперимента. 109

2.1.3. Теоретические основы педагогической программы 115

2.1.4. Форма реализации программы «Дорога добра» – детский любительский театр 120

2.1.5. Критерии оценки эффективности патриотического воспитания младших школьников 122

2.2. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по патриотическому воспитанию младших школьников в условиях любительского театрального коллектива 125

2.2.1. Результаты анкетирования аудитории программы. 125

2.2.2. Содержание программы патриотического воспитания младших школьников на базе детского любительского театра. 132

2.2.3. Критерии и оценка эффективности педагогической программы воспитания патриотизма. 142

Выводы по главе 153

Заключение 158

Список литературы 164

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Сложные и неоднозначные процессы, происходящие в последние четверть века в России и в мире, обусловили необходимость усиления воспитательной работы по всем значимым направлениям духовной жизни общества. Усиление процессов глобализации, расширение границ и увеличение темпов социальной и культурной мобильности, объективно снижают степень, характер и другие параметры личностной идентичности, способствуют нарастанию нигилистических настроений. Развитие СМИ, сети Интернет, социальных сетей усилило влияние ино-культурных образцов мышления и поведения, привело к определенной переоценке традиционных российских духовных ценностей. Во многих случаях современному человеку сложно отличить свои собственные мотивы от тех, что навязываются ему со стороны. В итоге существенно изменились жизненные стратегии и ценностные ориентации вступающих в жизнь молодых поколений, налицо отчуждение определенной части населения от исторического опыта своего народа. Это в свою очередь стимулирует развитие цинизма, агрессивности, рост националистических и шовинистических настроений и проявлений. Фактом является также неверие части молодежи в перспективы развития России, возможности полноценно жить и работать на Родине, что стимулирует отток талантливой молодежи за границу. Нельзя игнорировать и тот факт, что снижение и утрата патриотического сознания молодого поколения, его социальная апатия, нежелание молодежи содействовать экономическому, политическому, культурному прогрессу России является угрозой национальной безопасности страны. В этой связи проблема формирования и развития патриотизма на уровне общества, социальной группы, отдельной личности сегодня стоит как никогда остро. Об этом свидетельствует ряд Государственных программ, направленных на воспитание патриотизма1. Сегодня, как и в другие драматические периоды российской истории, патриотическая идея выступает в качестве фундамента, который мог бы стать основой консолидации всех слоев общества.

В то же время воспитание патриотизма представляет особую сложность, что выделяет его из других направлений воспитания. Это обусловлено тем, что патриотизм относится к числу наиболее глубинных образований человеческой психики, представляет одну из интимных сфер сознания и поведения. В онтологическом плане патриотизм представляет собой сложное единство рационального и иррационального, когнитивного и аффективного, экспрессивного и инструментального, объективного и субъективного, осознаваемого и неосознанного, эмоционально-оценочных и регулятивно-поведенческих компонентов.

Патриотическое воспитание осуществляют различные социальные институты, силы, структуры, такие как семья, школа, СМИ, церковь и т.д. Приоритет, безусловно, принадлежит семье и школе, которые имеют возможность влиять на ребенка на ранних

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат филологических наук, доцент ІАшй. Ю.И. Гурова


1 «Национальная Стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.». Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы"; Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы"; Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»; Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы

этапах жизненного цикла человека, когда закладываются базовые основания его духовной и интеллектуальной сфер. Однако семья, сталкиваясь с реальными социальными, экономическими, политическими и иными проблемами, далеко не всегда способствует формированию патриотических чувств детей, а порой даже может сформировать у ребенка антипатриотическую позицию. Общеобразовательная школа, в силу ее сциентизма и утилитарности, дифференциации знания в рамках учебных дисциплин, авторитарности и доминирующей роли педагога (А.Н.Леонтьев), неспособна в полной мере решить проблему формирования патриотизма у детей младшего школьного возраста.

Значительным педагогическим потенциалом в контексте обозначенных проблем обладают учреждения дополнительного образования детей, способные сформировать комплекс гражданских ценностей, воспитать любовь к семье, родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа на основе развития духовных начал и интеллектуальной сферы ребенка в процессе разнообразной коллективной творческой деятельности. Одной из действенных форм такой деятельности в полной мере выступает детский любительский театр. Однако воспитательный потенциал клубных форм театральной самодеятельности на практике реализуется не в полной мере, что обусловлено теоретической неразработанностью данного направления в системе педагогического знания, а также слабой технологической оснащенностью воспитательного процесса. Это диктует необходимость поиска новых средств, способных компенсировать и восполнить воспитательный дефицит образовательных учреждений ресурсами инновационных форм и методов организации педагогического процесса в детском любительском театре.

Таким образом, актуальность проблемы данного диссертационного исследования обусловлена: а) на социально-педагогическом уровне: противоречием между объективной потребностью государства и общества во включении новых поколений в конструктивное, творческое, сознательное и активное участие в жизни государства на основе понимания роли и места страны в историческом процессе, гордости за историю и культуру своего народа, с одной стороны, и реальными настроенияни нигилизма, социальной апатии, ориентации на инокультурные ценности в силу имеющихся просчетов в патриотическом воспитании; б) на научно-методическом уровне: противоречием между степенью сложности аффективных и когнитивных систем, являющихся носителями патриотических чувств личности и уровнем научно-теоретического осмысления уровней, стадий, структуры и динамики формирования патриотизма как качества личности, что в итоге обедняет арсенал педагогических средств, методов и форм патриотического воспитания подрастающего поколения; в) на научно-практическом уровне: противоречием между существующими исследованиями и сформировавшимися технологиями патриотического воспитания, с одной стороны, и несоответствием их новым социально-политическим, экономически, социально-культурным условиям воспитания в современной России, с другой; г) на организационно-педагогическом (институциональном) уровне: противоречием между педагогическим потенциалом детских любительских театров в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста и недостаточной его реализацией.

Разрешение обозначенных выше противоречий предполагает специальное теоретико-прикладное исследование, цель которого – раскрыть педагогический потенциал детского любительского театра в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста и обосновать условия его практической реализации.

Для достижения указанной цели были намечены следующие задачи исследования:

  1. Обобщить теоретико-методологические подходы к патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста в педагогической литературе.

  2. Раскрыть психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста, требующие учета в организации патриотического воспитания.

  3. Рассмотреть самодеятельный детский театр как среду, форму и условие патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.

  4. Обосновать организационно-педагогические и социальные условия патриотического воспитания младших школьников в любительском театральном коллективе.

5. Разработать и апробировать программу патриотического воспитания детей
младшего школьного возраста на базе детского любительского театра.

Объект исследования: любительский детский театр как среда патриотического воспитания детей младшего школьного возраста; предмет – организационно-педагогические условия патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в детском любительском театре.

Степень научной разработанности проблемы.

Теоретико-методологические основания исследования выстраивались с учетом работ, в которых представлена характеристика культурного наследия, выявлена сущность и определены функции традиций в обеспечении жизнедеятельности человека и общества, изложены исходные принципы деятельностного, ценностного, функционального и системного подходов к анализу культуры (В.С.Библер, И.М.Быховская, П.С.Гуревич, А.С.Запесоцкий, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, В.М.Межуев, Э.А.Орлова, В.Н.Топоров, А.Я.Флиер). Закономерности развития личности на основе деятельност-ного освоения потенциалов культуры раскрыты в фундаментальных работах Л.П.Буевой, А.С.Запесоцкого, Н.П.Дубинина, Ю.Н.Давыдова, Н.С.Злобина, И.И.Резвицкого.

Культурно-антропологическая методология, трактующая подростка как активного субъекта жизнедеятельности и лежащая в основе образовательных и воспитательных систем, представлена в работах Е.В.Бондаревской, А.П.Валицкой, А.С.Запесоцкого, Л.И.Новиковой, Е.П.Тонконогой. В решении поставленной проблемы автор опирался на труды по педагогической аксиологии (В.В.Веселова, В.В.Горшкова, И.А.Ивлиева, В.А.Караковский, Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров); на исследования, раскрывающие роль социально-культурной среды в развитии личности, закономерности, механизмы и условия социализации (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.С.Мерлин, А.В.Петровский, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн).

Отечественная теория и практика патриотического воспитания: а) опирается на традиции отечественной педагогической мысли, в рамках которых народность и патриотизм рассматриваются как базовая основа культуры, ценностный ориентир просвещения и воспитания гражданина (данный подход объединяет труды таких различных по своим идейно-политическим воззрениям авторов как Н.А.Бердяев, Н.Ф.Бунаков, В.П.Вахтеров, А.В.Водовозов, И.А.Ильин, П.Ф.Каптерев, В.О.Ключевский, Н.А.Корф, П.Ф.Лесгафт, А.А.Мусин-Пушкин, Н.И.Новиков, Н.И.Пирогов, С.А.Рачинский, В.В.Розанов, И.А.Сикорский, В.Я.Стоюнин, К.Д.Ушинский и др.); б) она интегрирует различные идеи и взгляды на роль и возмож-

ности искусства в нравственном воспитании и патриотическом развитии ребенка. Условия и механизмы нравственно-эстетического воспитания детей на базе ресурсов творческой деятельности разработаны в исследованиях Ю.Б.Алиева, В.В.Ванслова, Н.А.Ветлугиной, М.М.Левиной, Б.М.Неменского, Л.Е.Стрельцовой, Б.Л.Яворского. Мысли о характере влияния театра на формирование личности ребенка содержатся в текстах ведущих деятелей искусства и русского театра (В.И.Немирович-Данченко, Н.И.Сац, А.А.Брянцев, З.Я.Корогодский, К.С.Станиславский, А.В.Эфрос, Г.А.Товстоногов, М.О.Кнебель, М.Л.Князева).

На формирование научно-теоретической позиции автора данного исследования значительное влияние оказали: а) исследования социально-культурных и психологических механизмов формирования патриотизма: духовно-нравственного климата общества; национальных традиций, транслируемым через различные каналы, уважительного отношения к историческим событиям, произошедшим в стране; ценностно-мировоззренческих установок, определяющих социальное бытие поколений; б) характеристика педагогических возможностей досуговых объединений как среды формирования личности и средства историко-патриотического воспитания (М.А.Ариарский, Г.М.Бирженюк, А.Д.Жарков, А.П.Марков, Б.А.Титов, А.А.Сукало, В.Е.Триодин, Н.Н.Ярошенко); в) диссертационные работы по проблемам патриотического воспитания школьников в системе дополнительного образования (В.М.Дубровин), педагогическим условиям патриотического воспитания подростков в деятельности молодежных образовательных центров (Н.Н.Дубинина), особенностям патриотического воспитания подростков-гимназистов средствами национальной культуры (Л.И.Ляшко).

В этих и ряде других работ обоснованы закономерности, условия и средства исто-рико-патриотического воспитания, а именно: раскрыта роль традиций как фактора развития личностной идентичности; дана характеристика этапов, технологий и социально-педагогических стратегий развития личности в условиях культурно-досуговых учреждений; представлены механизмы и условия социализации и самореализации личности в сфере досуга. В исследованиях нашел отражение опыт реализации педагогических возможностей детских досуговых объединений, раскрыты особенности, условия и технологии формирования личности ребенка в процессе художественно-эстетического воспитания. Однако социально–культурный контекст последних лет показал недостаточность теоретического осмысления патриотического воспитания в принципиально новых условиях, актуализировал проблему реализации педагогических ресурсов художественно-творческой деятельности, осуществляемой в форме самодеятельного объединения, разработки условий и технологий патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях детского любительского театра.

Предварительное изучение теории и истории проблемы, анализ деятельности учреждений дополнительного образования в области патриотического воспитания позволило сформулировать гипотезу исследования, представляющую систему следующих предположений:

1. Патриотизм как условие идентичности личности и критерий ее духовно-нравственного развития, отражающий меру включенности человека в ценностно-нормативный мир национальной культуры, диктует необходимость воспитания данного качества, начиная с ранних этапов социализации и инкультурации ребенка.

  1. Наличие в патриотическом чувстве элементов сознательного и бессознательного, рационального и иррационального, экспрессивного и инструментального обусловливает необходимость и возможность использования в патриотическом воспитании младших школьников форм, обеспечивающих воздействие на различные сферы ребенка – когнитивную, аффективную и конативную.

  2. Значительный педагогический потенциал в системе историко-патриотического воспитания содержит любительский театральный коллектив, педагогический потенциал которого определяется клубным характером общения и самодеятельной природой театральной самодеятельности; высокой личностно мотивированной активностью участников; синтезом художественных приемов и форм реального действия участников, взаимодополнением эмоционально-образных и информационно-логических средств воздействия; компенсаторными возможностями досуговой деятельности как дополнительного пространства социализации и самореализации личности.

  3. Эффективность патриотического воспитания можно существенно повысить на базе педагогической методологии: а) востребующей ресурсы отечественной гуманитарной культуры, и прежде всего драматургического материала с патриотической направленностью содержания и рефренными образами героев, персонифицирующих духовно-нравственные ценности любви к отчеству, служения Родине, готовность к самопожертвованию; б) интегрирующей педагогический потенциал искусства и возможности досу-гового театрального объединения как оптимальной среды духовно-нравственного развития, условия самореализации личности и стимулирования социально-значимых форм активности ребенка; в) опирающейся на совместную художественно-творческую и ценностно-ориентационную деятельность детей и родителей.

Методология исследования базируется на системном подходе к решению проблемы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста и единстве культурологического и социально-педагогического подходов к решению обозначенных проблем. В обоснование механизмов формирования личности ребенка положены: а) культурологическая концепция духовно-нравственного развития личности, опирающаяся на базовый психокультурный механизм идентификации с референтными образами искусства, воплощающими антропологические матрицы национальной культуры; б) исследования по возрастной педагогике и психологии; в) системно-технологическая парадигма в теории социально-культурной деятельности (Г.М.Бирженюк, А.П.Марков) и концепция театрального действия как комплексной художественно-педагогической системы воспитания и развития личности (М.А.Ариарский), позволяющая рассматривать театральное любительское объединение как средство патриотического воспитания. Теоретической основой программы «Дорога добра» в детском любительском театре стали: теория художественного образования Л.С.Выготского и Б.М.Теплова, опирающаяся на специфику художественно-творческого развития ребенка, утверждающая право каждого ребенка, независимо от наличного уровня развития его способностей, на полноценное художественное образование; идеи использования синтеза искусств в дополнительном образовании подрастающего поколения В.В.Ванслова, Б.М.Неменского, Б.П.Юсова; теория игровой драматизации (Н.А.Ветлугина, Н.Л.Гродзенская, О.П.Радынов, Б.Л.Яворский, М.В.Юнисов, В.П.Юрин, М.Г.Ярошевский).

Экспериментальная база исследования: Учреждение дополнительного образования для детей «Детский Центр эстетического развития и актерского мастерства имени А.Ю.Хочинского» (Санкт-Петербург)2. В формирующем педагогическом эксперименте были задействованы две группы театральных студий филиала Центра «Невский», каждая численностью 15 человек.

Организация и методика исследования: Комплексное исследование осуществлялось семь лет – с 2008 по 2014 год и в своем развитии зафиксировало три этапа. На первом – теоретико-поисковом этапе (2008-2010 гг.) – формулировались проблемы исследования, обобщалась отечественная и зарубежная философская, психолого-педагогическая, социологическая, культурологическая и искусствоведческая литература по проблеме исследования. Разрабатывался методологический аппарат, выстраивалась и формулировалась гипотеза, определялись цели и задачи исследования, проводился отбор драматургического материала для проведения исследования, разрабатывалась и проектировалась модель эксперимента, разрабатывалась программа исследования. На втором – экспериментально-исследовательском этапе (2010-2013 гг.) – на базе театральной студии Центра разрабатывалась программа «Дорога добра». Проводился подбор и формирование экспериментальной и контрольной групп; вырабатывались критерии и показатели уровня результативности патриотического воспитания детей младшего школьного возраста, осуществлялись пробные опытные постановки спектаклей в смешанном возрастном составе участников; выявлялись направления и педагогические условия реализации программы; проводилась проверка исследовательских гипотез; осуществлялся поиск художественно-педагогических принципов активизации воспитательного процесса. На третьем – формирующем этапе (2013-2014 гг.) – систематизировался исследовательский материал, подводились итоги экспериментальной работы; формулировались основные выводы и проводилась апробация результатов; формулировались условия патриотического воспитания и формирования патриотизма у детей младшего школьного возраста; разрабатывался организационный механизм практического внедрения концепции и программа реализации педагогического потенциала детского любительского театра в патриотическом воспитании. Были также подготовлены научно-методические рекомендации по внедрению программы исследования в работу учреждений дополнительного образования детей по патриотическому воспитанию младших школьников в детских любительских театрах.

Эмпирическую базу исследования составили: материалы социологических, психологических и педагогических исследований по проблемам патриотического воспитания; программы реализации педагогического потенциала художественно-эстетического воспитания, осуществленные на базе российских учреждений дополнительного образования; результаты проведенного под руководством автора комплексного социально-педагогического исследования.

Методы исследования: анализ и синтез философской, культурологической, педагогической, психологической, социологической и искусствоведческой литературы и результатов педагогических исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными; ретроспективный анализ социально-педагогической деятельности коллективов театральной самодеятельности; диагностические методы (анкетирование,

тестирование, рецензирование, наблюдение, беседа, семинар, практикум, мастер-класс); методы статистического и факторного анализа, которые использовались при обработке данных исследования; метод экспертных оценок.

Научная новизна исследования состоит в том, что в результате комплексного социально-педагогического исследования функционирования детского любительского театра и выявления его педагогических возможностей в системе патриотического воспитания младших школьников:

  1. раскрыта сущность патриотического воспитания и его стратегическая педагогическая задача, заключающая в воспитании личности ребенка в единстве духовности, гражданственности и толерантности;

  2. представлена научно обоснованная концепция патриотического воспитания младших школьников средствами творческой деятельности в детском любительском театре;

  3. обоснована значимость национально-культурной идентичности как критерия освоения патриотических ценностей и условия гармонизации патриотизма и межкультурной толерантности;

  4. выявлена специфика и условия реализации педагогического потенциала детского любительского театра в формировании духовно-нравственных ценностей личности ребенка;

  5. охарактеризован базовый механизм патриотического воспитания на драматургическом материале, обеспечивающий идентификацию личности участника объединения с референтными образами, персонифицирующими духовно-нравственные ценности любви к отчеству, служения Родине, готовность к самопожертвованию;

  6. определены ключевые социально-педагогические факторы формирования патриотических чувств младшего школьника на базе интерактивных коммуникативно-творческих стратегий и технологий, позволяющих учитывать возрастные особенности восприятия ребенка, выстраивать общую направленность спектаклей путем тщательного подбора драматургического материала, стимулировать познавательную активность на репетиционном этапе путем погружения младших школьников в историко-культурный контекст жизнедеятельности героев драматических произведений;

  7. теоретически обоснованы и подтверждены социально-педагогические факторы влияния семьи на формирование нравственных основ патриотизма у детей младшего школьного возраста.

На защиту выносятся:

1. Концепция патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях любительского театрального коллектива, в основу которой положена трактовка патриотизма как: компонента идеологии; важнейшей составляющей общественного сознания и социально-гуманитарной сферы жизни общества; элемента национального менталитета; высшей социально значимой ценности; источника благополучия и успешного развития общества; аксиологической основы жизненной стратегии личности; приоритета педагогической деятельности. Концепция опирается на: понимание патриотического воспитания как целостного процесса формирования ценностно-ориентационных, познавательных и поведенческих аспектов личности младших школьников; востребованность человекотворческого потенциала референтных образов

Далее по тексту – Центр.

героев драматургии, персонифицирующих национально-культурные традиции и духовный код отечественной культуры. Данная концепция включает:

а) характеристику особенностей патриотического воспитания детей младшего
школьного возраста, определяемых тем, что он представляет особо значимый период в
социально-культурном воспитании и развитии. Младший школьный возраст – это, сво
его рода, подготовительный период полного формирования личности ребенка в системе
нравственных и гражданско-патриотических ценностей, который устанавливается к
подростковому возрасту.

б) обоснование художественно-эстетического потенциала театральной самодея
тельности как средства патриотического воспитания детей младшего школьного возрас
та, определяемого: многообразием видов коллективной деятельности участников теат
рального объединения и их субъективной значимостью; интерактивным характером
коммуникации, органично втекающим из специфики театрализации; благоприятным
социально-психологическим климатом, опирающимся на интересы участников; воздей
ствием референтных образов героев драматургических произведений; стимулированием
познавательной путем погружения школьников в историко-культурный контекст жиз
недеятельности героев драматических произведений; созданием условий для самореа
лизации и признания результатов творческой деятельности.

в) анализ особенностей форм и методов художественно-образного воздействия
искусства театра, обусловливающих уникальные возможности формировать мировоз
зренческую позицию ребенка, обогащать его знания, развивать индивидуальность и ху
дожественный вкус, прививать и развивать качественные нормы патриотизма как важ
нейшей духовно-нравственной и социальной ценности. Потенциал театрального само
деятельного творчества определяется активным и конструктивным взаимодействием
воспитанников в процессе создания художественных образов, духовно-нравственный
потенциал которых благотворно влияет на субъективный опыт ребёнка, формируя его
нравственно-патриотические качества.

  1. Социально-педагогические факторы и психологические характеристики формирования патриотических чувств младшего школьника на основе коммуникативно-творческих стратегий: а) учет возрастных особенностей восприятия ребенка; б) общая направленность спектаклей и тщательный подбор драматургического материала; в) непосредственное участие родителей в творческом и воспитательном процессе; г) создание творческой атмосферы, ориентированной на общий успех.

  2. Программа патриотического воспитания детей младшего школьного возраста «Дорога добра», основанная на: а) специальном подборе драматургического материала, востребующего патриотические чувства детей, стимулирующего их патриотическую направленность в различных сферах деятельности; б) включении родителей в учебно-воспитательный и творческий процесс.

Программа ориентирована на решение следующих задач: развитие осознанной национально-культурной идентичности; формирование традиционной для отечественной культуры картины мира и образа человека; интеграция в структуре духовного мира личности ценностей патриотизма с базовыми потребностями индивида; социализация школьников через освоение основного репертуара социальных ролей; индивидуализация личности в процессе освоения драматургического материала путем создания условий для развития творческих способностей и самореализации личности. Техноло-

гическую основу организации театрального объединения составил субъектно-деятельностный подход, обеспечивающий синтез информационно-просветительных и творческих аспектов совместной деятельности.

Содержание программы было оформлено в виде двух модулей, адаптируемых к специфике возраста с учетом характера решаемых проблем: 1) проектно-деятельностный модуль формировал ценности патриотизма на драматическом материале; 2) информационно-познавательный и ценностно-ориентационный модуль был направлен на изучение традиций отечественного патриотизма и включал дискуссионные формы самопознания личности школьников, самосознания себя как составной части национально-культурной общности национального «мы»;

4. Организационно-педагогические условия реализации Программы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста «Дорога добра» в детском любительском театре, сформулированные по итогам эксперимента:

а) многообразие видов коллективной деятельности участников театрального объ
единения и интерактивный характер коммуникации, органично вытекающий из специ
фики театрализации и обеспечивающий реализацию ее воспитательных возможностей и
самореализационного потенциала;

б) оптимизация социально-психологической и духовно-нравственной среды в те
атральном объединении, обеспечивающей положительный фон и атмосферу эмоцио
нального подъема, стимулирующей максимальное развитие и реализацию личностных
потенциалов школьников в коллективных формах художественного творчества;

в) формирование личностного стиля взаимоотношений педагога, родителей и уче
ников, обеспечивающего отношение к ребенку как к субъекту деятельности, признание за
ним права на существование собственного мнения и индивидуальной линии развития;

г) стимулирование познавательной активности на репетиционном этапе путем по
гружения младших школьников в историко-культурный контекст жизнедеятельности
героев драматических произведений;

д) использование механизма идентификации школьника с образами героев драма
тических произведений путем учета психологических особенностей личности и харак
тера переживаемых проблем социально-коммуникативного характера

е) гармонизация процессов формирования патриотизма с ценностной основой и
поведенческими проявлениями толерантности.

Теоретическая значимость исследования:

  1. разработана и представлена теоретическая концепция и основанная на ней педагогическая стратегия реализации педагогического потенциала детского самодеятельного театра, в патриотическом воспитании младших школьников, обеспечивающая дополнение образовательной и социально-культурной сфер деятельности младших школьников, опирающаяся на синтез нравственного и эстетического воспитания, познавательной, коммуникативной и творческой деятельности, самореализации и признания;

  2. дано обоснование детского любительского театра как педагогической системы и среды формирования духовно-нравственных основ патриотизма на основе: интерактивного характера коммуникаций, многообразия видов коллективной деятельности и их субъективно значимого характера, единства интересов участников, благоприятного социально-психологического климата, воздействия референтных образов героев драма-

тургических произведений, создания условий для самореализации и признания результатов творческой деятельности;

  1. охарактеризованы педагогические возможности творческой деятельности в любительском театре как средства патриотического воспитания;

  2. обоснованы педагогические возможности семейной модели досугового объединения как оптимальной формы совместного творчества детей и родителей, педагогический потенциал которой обеспечивается взаимодополнением ресурсов двух важнейших социальных институтов;

  3. разработана система критериев уровня гражданственности и патриотизма у детей младшего школьного возраста, оснащенная соответствующими показателями и инструментарием.

Практическая значимость исследования: 1) оптимизированы и адаптированы к реалиям педагогической практики инновационные методы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста, синтезирующие результаты современной педагогической науки и теории социально-культурной деятельности; 2) разработаны и апробированы условия реализации педагогического потенциала детского любительского театра как средства патриотического воспитания; 3) разработаны методические рекомендации по реализации потенциала детского любительского театра в патриотическом воспитании в условиях коллективного театрального творчества; 4) разработана и апробирована в режиме педагогического эксперимента Программа и педагогическая система формирования патриотизма младших школьников на базе ресурсов театральной педагогики, педагогический смысл которой заключается в воспитании патриотизма и возрождении семейных традиций на основе совместной творческой театральной

деятельности, создании благоприятных условий для формирования эстетического и этического иммунитета как показателя духовно-нравственной и патриотической культуры личности. Результаты исследования могут быть использованы методистами-организаторами общеобразовательных школ, руководителями коллективов учреждений дополнительного образования, клубов, центров эстетического развития, школ искусств, подростковых клубов, в которых системообразующим принципом является театральное любительское творчество.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены: опорой на фундаментальные педагогические труды методологического характера; применением комплекса современных педагогических методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; длительностью осуществления исследования (7 лет).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений: а) опубликование материалов исследования в печати (опубликовано три монографии и 18 статей, в т.ч. 6 в изданиях из списка ВАК); б) выступления на научных и научно-практических региональных, федеральных и международных конференциях; в) обсуждение материалов диссертации на методических семинарах и курсах повышения квалификации для специалистов культурно-досуговых центров и педагогов-организаторов; г) в работе театрального коллектива муниципального бюджетного учреждения «Дом культуры» г.Всеволожска Ленинградской области (руководители А.С.Гвоздь и А.П.Гвоздь).

Структура диссертации определена логикой исследования, его целями и задачами и включает Введение, две главы, Заключение, список источников (195 наимено-

ваний) а также приложения, отражающие ход и результаты экспериментальное работы. Общий объем диссертационного исследования 199 страниц.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей младшего школьного возраста средствами социально-культурной деятельности

Культура научного анализа предполагает раскрытие предмета исследования во всех его аспектах, с учетом как сложившихся подходов к его изучению, так и многообразия онтологических репрезентаций. Патриотизм как черта личности многократно исследовался представителями самых различных наук, однако пока, как представляется, однозначного раскрытия данный феномен еще не получил.

Буквальный перевод понятия «патриотизм» с греческого – patris – родина, отечество, соответственно, patriots – соотечественник. Разумеется, формальная операция перевода с языка на язык не может рассматриваться как надежный инструмент научного познания. Хрестоматийный тому пример – понятие «метафизика», которое буквально переводится как «после физики», хотя на самом деле оно легло в основу серьезных теоретических построений и целого ряда наук.

В толковом словаре С.И.Ожегова патриотизм трактуется как «…преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу3. В толковом словаре В.И.Даля понятие патриот раскрывается как «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб», а патриотизм – как «…любовь к Родине, к Земле, где человек родился и вырос, гордость за исторические свершения наро 18 да, готовность подчинять личные интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее»4.

В «Толковом словаре русского языка» (Д.Н.Ушаков), который издавался и переиздавался с 1964 по 1973 гг., не только дается определение понятия «патриот», но и намечается его политическая принадлежность. «…Патриот, муж. (греч. patriotes – земляк). Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины. Советские патриоты зорко охраняют границы родной страны. Большевики, разоблачая роль социал-патриотов в войне 1914-1918 гг., указывали, что они, социал-патриоты, социалисты на словах и патриоты империалистического отечества на деле5.

Несколько шире интересующее нас понятие толкуется в психологическом энциклопедическом словаре: «Патриотизм – любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма, как природного чувства, соединяется его нравственное значение, как обязанности и добродетели. Ясное осознание своих обязанностей по отношению к Отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма…»6.

Определенный вклад в анализ понятия «патриотизм» может дать изучение истории изучения данного феномена. Начало традиции изучения патриотизма было положено в трудах античных мыслителей Аристотель, Платон, Цицерон неоднократно в своих работах обращались к вопросу о любви к Отечеству7. В Античную эпоху термин patria («родина») применялся не к широким географическим пространствам и социальным общностям общностям (таким, как «Эллада», «Италия»), а к родному городу-государству). Соответственно, термин patriota означал приверженца своего города-государства. Однако во време-4 на греко-персидских войн чувство общегреческого патриотизма уже существовало и в произведениях римских писателей эпохи ранней Империи можно видеть своеобразное чувство италийского патриотизма. В Римской империи патриотизм существовал как в виде местного «полисного» патриотизма, так и имперского патриотизма8. При этом полисный патриотизм поддерживался различными местными религиозными культами. Императоры в целях сплочения населения империи под руководством Рима предпринимали попытки формирования общеимперских культов, которые были основаны на обожествлении императора.

Христианство своей проповедью равенства всех народов перед Богом объективно подрывало основы местных религиозных культов и тем самым ослабляло позиции полисного патриотизма. Имперский Рим видел в этой связи в христианстве угрозу имперскому патриотизму. Несмотря на то, что христиане проповедовали послушание властям и возносили молитвы за благополучие империи, они отказывались принимать участие в языческих имперских культах, которые, по замыслу императоров, должны были способствовать росту имперского патриотизма.

В Античное время зарождается феномен гражданственности. В условиях полиса формируется горожанин, гражданин и соответственно – сограждане. В этот период представление о человеке неотделимо от его восприятия именно как гражданина полиса. Полис стал первой в истории формой соорганизации людей, которая представляла собой коллектив граждан. Гражданственность в контексте обществоведческой мысли того времени предшествовала понятию патриотизм, но по содержанию практически была его предвестником. Под гражданственностью понималось нравственно-этическое явление, характеризуемое такими качествами как добродетели, общественное благо, обязанности. Важно подчеркнуть, что гражданственность мыслилась не как механическая сумма составляющих ее черт, а как целостное образование, мотивированная, морально-регулируемая через систему добродетелей деятельность.

В Средние века, когда лояльность родине уступила место лояльности монарху, термин потерял актуальность и вновь обрёл её в Новое время.

Во времена американской и французской буржуазных революций понятие «патриотизм» было тождественно понятию «национализм», при политическом (неэтническом) понимании нации; по этой причине во Франции и Америке в тот период понятие «патриот» было синонимом понятия «революционер»9. Символами этого революционного патриотизма являются «Декларация независимости» и «Марсельеза».

С появлением такого явления как «национализм», патриотизм стали противопоставлять национализму, как приверженность стране (территории и государству) – приверженности человеческой общности (нации). Нередко эти понятия выступают как синонимы или близкие по значению.

В философии Нового времени категория «гражданственность» получает дальнейшее содержательное наполнение и развитие. Данное понятие активно используется в социально-философских и политических текстах для обозначения идеала гражданина, объективирующего многообразные и взаимообусловленные семейно-родовые, экономико-правовые, нравственно-этические отношения, позволяющие органически связать и согласовать личные и общественные интересы.

Театр как среда патриотического воспитания детей младшего школьного возраста

Итак, калокагатия – этот двоякий ритм: ритм тела и ритм души. Это предопределяет двоякий характер воспитания. Ритм тела воспитывается атлетикой, ритм души – «музыкой». Здесь следует уточнить, что под музыкой имеются в виду музические искусства, т.е. искусства, находящиеся под знаком Муз, и прежде всего – триединство поэзии, пляски и собственно музыки. Эти три вида искусств для классической Греции вообще не мыслились в разделении. Оды Пиндара, трагедии Эсхила когда-то «пелись и выплясывались»78.

Воспитание гармоничного человека, отвечавшего идеалу калокагатии, требовало создания специального социального института – школы. К IV веку до н.э. в греческих полисах сложилась более или менее единообразная система обучения, успешно обобщившая афинский и спартанский опыт, а также использовавшая вклад выдающихся мыслителей в эту важнейшую область общественной жизни. В элементарной школе обучали чтению, письму, начальным основам счёта, пению, музыке и гимнастике.

Учебная программа среднего образования включала изучение различных вариаций семи музических наук – грамматики, диалектики, риторики, арифметики, геометрии, астрономии, музыки. Из них грамматика, риторика и основы математики, а также музыка и спорт были обязательными. При школах обычно имелись специальные сооружения – палестры – для занятий гимнастикой и борьбой. Параллельно можно было посещать школу кифариста и обучаться игре на музыкальном инструменте.

Театральные методы обучения обнаруживают себя в центральных дисциплинах программы среднего образования – грамматике и риторике. Грамматика включала изучение творчества крупнейших поэтов и ораторов, а риторика охватывала теорию красноречия, заучивание примеров и практические упражнения в сочинении и произнесении речей – декламацию. Пятая часть риторического канона – произнесение – оценивалась как важнейшая, и именно в ней необходимо использование актёрских умений оратора.

Особое внимание к риторике обусловлено особенностями полисной демократии. Живое слово в этих условиях имело огромное значение: владение им было важнейшим и наиболее действенным способом достижения авторитета в обществе, политического успеха; без ораторских умений нельзя было выиграть в суде, т.к. тяжущиеся защищали себя сами. Естественно, что древними греками ценился оратор с хорошо поставленным голосом и отличной дикцией. Плохо говорящих «ораторов» искушённые ценители ораторского искусства не удостаивали вниманием. Но большая часть свободных граждан Афин могла заплатить только за элементарное образование, а значит, риторике не обучалась. Однако было в Древней Греции ещё одно явление, влиявшее на формирование выразительности речи и жеста, интонации и стиля ораторов – театр, который давал замечательные образцы для подражания и в исполнительском актёрском мастерстве, и в поэзии, и в драматургии. Подражание же в то время было одним из ведущих методов обучения. Между тем, этой риторико-дидактической функцией педагогическая миссия театра далеко не исчерпывается. Здесь вмешивался идеологический фактор. Дело в том, что христианская педагогика, в отличие от античной, была обращена вовнутрь человека. Ей были нужны иные средства воспитания и обучения. Античному театру не было места в христианском воспитании. Более того, христианская церковь видела перед собой сильного и опасного врага – театр – и объявила ему войну. За несколько первых столетий христианства античный театр был погублен, в забвении ожидая своих читателей и постановщиков.

Был у христианской церкви ещё один враг – народный театр, наполнявший обрядовые языческие игрища «варварских» народов, христианизация которых была важнейшей задачей церкви. Переходили из города в город забавники гистрионы, йокуляторы, жонглёры – бродячие потешники, скоморохи, носители «народной смеховой культуры» (М.М.Бахтин). Этот народный театр искоренить не удавалось. Как не удалось полностью отказаться от научного и педагогического наследия античной культуры. В тройственном синтезе-борьбе античной, христианской и народной варварской культуры складывалась новая педагогическая культура, породившая, в конце концов, средневековую систему образования. На Западе её создание приходится на эпоху Каролингского Возрождения VIII-IX вв.

Цель средневекового образования совсем иная, нежели античного – научить, прежде всего, страху Божьему. Это страх того же рода, как тот, который мы испытываем, боясь досадить чем-либо горячо любимым людям, своим близким. Страх и любовь одновременно. К такому страху воспитанник идёт длинным и тяжёлым путём, начинающимся на кончике розги его первого учителя. Все средневековые педагоги считали необходимым организовать первый этап обучения в большой строгости «для дисциплинирования воли, уничтожения гордыни и приобретения опыта постижения, почитания и следования Господу». Средствами такого воспитания были церковные наставления, молитва, проповедь, исповедь, подготовка к причастию, покаяние и непосредственная связь Благодати с человеком.

Обучение в средневековой школе было делом чрезвычайно сложным, не всякий пришедший в школу мог освоить программу. Учение воспринималось как служение, как испытание, тяжёлый труд, не предполагающий радости, как и вся христианская жизнь, полная аскезы и серьёзности.

Рядом с официальной серьёзной христианской культурой существовала народная смеховая культура, ограниченная островками праздников и связанных с ними перерывами в обучении – рекреациями. Во время школьных рекреаций учащиеся и учителя не только отдыхали от школьной премудрости и школьного регламента, от всей официальной системы мировоззрения, но и разрешали себе делать их предметом веселой снижающей игры и шутки. Праздничная театральность врывалась и в школьные аудитории, и под своды храмов. Примером тому служит праздник Посоха.

Психолого-педагогические условия реализации потенциала детского любительского театра как средства патриотического воспитания

Большинство родителей не понимают, что очень важно начать формировать у детей любовь и уважение к своей Родине в младшем школьном возрасте. Выявлены знания родителей о том, что такое патриотическое воспитание. Большинство родителей не понимают роль семьи в формировании у своего ребенка гражданско-патриотических чувств. Несмотря на большое количество отрицательных ответов, родителей все же заинтересовала затронутая проблема, хотя большинство родителей еще считают, что патриотическое воспитание рано формировать в младшем школьном возрасте, так как они ждут от посещения театральной студии общего художественно-эстетического развития своего ребенка. Рекомендации: проводить работу с детьми по воспитанию гра-жданско-патриотических чувств, учитывая индивидуальные особенности развития каждого ребенка; при выборе методов по воспитанию патриотизма у детей младшего школьного возраста учитывать и использовать различные формы и методы психолого-педагогического воздействия; уделить особое педагогическое внимание форме общения с родителями: объяснять, что личный пример родителей (их рассказ, прогулки по городу, посещение музеев и достопримечательностей) играет огромное влияние на формирование у детей любви к родному городу и стране;

Результаты анкетирования контрольной группы (в анкетировании приняли участие родители 15 семей разных возрастных групп младших школьников: 7-8 лет – 6 человек, 8-9 лет – 3 человека, 9-10 лет – 2 человека, 10-11 лет – 4 человека). Выводы: Родители признают необходимость процесса формирования гражданско-патриотических чувств у детей младшего школьного возраста, но испытывают затруднения в его организации (чаще всего из-за не знания возрастных особенностей своего ребенка считают, что заниматься формированием гражданско-патриотических чувств в младшем школьном возрасте рано). Большинство родителей понимают, что очень важно начать формировать у детей любовь и уважение к своей Родине в младшем школьном возрасте. Выявлены знания родителей о том, что такое патриотическое воспитание. Но родители не достаточно понимают роль семьи в формировании у своего ребенка граж-данско-патриотических чувств. Большинство родителей с интересом отнеслись к затронутой проблеме, хотя некоторые родители еще считают, что патриотическое воспитание рано формировать в младшем школьном возрасте и, в основном, они ждут от посещения театральной студии общего художественно-эстетического развития своего ребенка. Рекомендации: проводить работу с детьми по воспитанию гражданско-патриотических чувств, учитывая индивидуальные особенности развития каждого ребенка; при работе по воспитанию патриотизма у детей младшего школьного возраста учитывать только репертуарную политику.

Для получения наиболее полных данных по результатам внедрения Программы «Дорога добра» и сравнительной характеристики результатов воспитательного процесса, в экспериментальной части диссертационного исследования проводилась диагностика познавательной, коммуникативной, воспитательной и рекреационной функций, а также самооценки у контрольной и экспериментальной групп методом анкетирования90. Автор диссертационного исследования считает, что эти данные необходимы при заключении общих выводов эксперимента по патриотическому воспитанию.

На этапе диагностики были опрошены дети экспериментальной (в анкетировании приняли участие 15 детей разных возрастных групп младших школьников: 7-8 лет – 4 человека, 8-9 лет – 8 человек, 9-10 лет – 1 человек, 10-11 лет – 2 человека) и контрольной групп (в анкетировании приняли участие 15 детей разных возрастных групп младших школьников: 7-8 лет – 6 человек, 8-9 лет – 3 человека, 9-10 лет – 2 человека, 10-11 лет – 4 человека) с целью выявления уровня знаний историко-патриотического характера91.

Результаты анкетирования детей экспериментальной группы: в основном, дети затрудняются ответить на вопросы, касающиеся истории нашей страны и своего города. Большинство детей не понимают значение выражения «любить свою Родину» и не могут объяснить это понятие в расширенном значении. Выявлены слабые знания детей о культурных памятниках родного города – нередко ответы звучали в парадоксальной форме. Что касается детской оценки влияния семьи в эстетическом воспитании, то здесь явное отрицательное адекватное отношение в этом вопросе к родителям: родители, в условиях семьи, не обращают внимания на этот вопрос. Рекомендации: Проводить работу с детьми по воспитанию гражданско-патриотических чувств, учитывая индивидуальные особенности развития каждого ребенка; при работе по воспитанию патриотизма у детей младшего школьного возраста использовать форму детского любительского театра, используя весь арсенал психолого-педагогических методов художественно-эстетического воспитания.

Выводы по результатам анкетирования контрольной группы: в основном, дети не затрудняются ответить на вопросы, касающиеся истории нашей страны. Ответы распределены сообразно знаниям по возрастной категории. Большинство детей понимают значение выражения «любить свою Родину» и могут объяснить это понятие в расширенном значении. Выявлены знания детей о том, что они знают о культурных памятниках родного города, так как в их ответах названы наиболее значимые объекты. Что касается детской оценки влияния семьи в эстетическом воспитании, то здесь явное адекватное отношение в этом вопросе к родителям: родители, в основном в домашних условиях семьи не обращают внимания на этот вопрос. Положительные ответы позволили определить данную группу как «контрольную». Рекомендации: проводить работу с детьми по воспитанию гражданско-патриотических чувств, учитывая индивидуальные особенности развития каждого ребенка, используя при работе по воспитанию патриотизма у детей младшего школьного возраста только репертуарную политику.

Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по патриотическому воспитанию младших школьников в условиях любительского театрального коллектива

Разумеется, подбор репертуара и включение родителей в воспитательный и творческий процесс влияют на формирование патриотических чувств детей, но это происходит не само по себе, а на основе реализации ряда условий, которые делают процесс патриотического воспитания целенаправленным, целостным и комплексным. К числу этих условий относятся: отношение к ребенку как к субъекту деятельности, признание за ним права на существование собственного мнения и индивидуальной линии развития; формирование личностного стиля взаимоотношений педагога, родителей и учеников; создание положительного фона, атмосферы эмоционального подъема и ощущения общего успеха; воспитание доброты, целеустремленности и трудолюбия; формирование эмоционально-эстетического отношения к восприятию мира, пробуждение интереса к литературе, искусству и творчеству, как у детей, так и их родителей; развитие у детей индивидуальности, социальной адаптации в коллективе и обществе в целом; формирование у детей потребности в изучении культурного наследия России и традиций преемственности; создание благоприятного семейного климата, поддержка семейных традиций, которые определяются на новом качественном уровне; формирование родительской позиции, направленной на обеспечение психологического здоровья ребенка. Таким образом, исследование показало, что воспитание патриотизма как критерия духовно-нравственной идентичности личности, отражающего меру ее включенности ценностно-нормативный мир национальной культуры, предполагает целенаправленное создание в рамках театрального объединения условий, обеспечивающих востребованность потенциала национально-культурных традиций как духовного кода культуры, а также идентификацию личности ребенка с референтными образами искусства, воплощающими антропологические матрицы национальной культуры.

В целом результаты эксперимента позволяют утверждать, что использование авторской Программы «Дорога добра» повышает результативность воспитательно-педагогического процесса по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста. Совместная деятельность способствовала развитию творческих способности детей и родителей в создании художественного образа, закреплению представлений о различных эмоциях, участники учатся понимать различные состояния героев и изображать их с помощью пантомимики. Итогом работы стало проведение праздников, тематических представлений и интерактивных спектаклей, где родители и дети сами бы выбирали или придумывали инсценировки, готовили к ним костюмы, декорации, реквизит, изготовляли кукол, подбирали музыкальное сопровождение. В процессе подготовки театрализованного представления особое внимание уделялось взаимодействию с семьями воспитанников, объединённых в своеобразное творческое содружество. Педагогический эксперимент показал, что в процессе психолого-педагогической работы со школьниками, в целях развития патриотических и эстетических чувств средствами театрализованной деятельности важно: осуществлять индивидуальную диагностическую работу для выявления трудностей в эмоциональном развитии личности младшего школьника; проводить коррекци-онную работу с использованием театрализованной деятельности с детьми, попавшими в «группу риска» по результатам диагностики; проводить психопрофилактическую и психоконсультативную работу со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса (тесное взаимодействие с семьей для обеспечения эмоционально-личностного развития ребенка; взаимодействовать с учителями для формирования и поддержания положительного эмоционального климата в детском коллективе); обогащать и пополнять предметно – развивающую среду, которая бы способствовала «погружению» детей в мир эмоций и чувств; расширять «эмоциональный словаря» детей словами, передающими различные настроения, чувства, состояния и их оттенки; развивать гуманные отношения детей друг к другу, коммуникативных навыков. На занятиях перво 153 степенное значение имеет индивидуальный подход для каждого ребенка, позволяющий создать ситуацию успеха.

Результаты эксперимента и немногочисленные примеры позволяют сделать вывод, что Программа «Дорога добра» по патриотическому воспитанию на основе функционирования детского любительского театра, составленная с учетом возрастных особенностей младших школьников, доказывает эффективность своего воздействия на процесс духовно-нравственного воспитания личности ребенка. Программа содержит материалы, которые могут пригодиться в работе педагогам дополнительного образования учреждений различного уровня, где системообразующим принципом является театральное детское любительское творчество. Новизна Программы заключается в использовании потенциала творческой деятельности в рамках единого коллектива детей и родителей – в форме детского любительского театра.