Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие социально-культурного потенциала учащихся в системе дополнительного художественного образования: деятельностный подход Кочнева Татьяна Ивановна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кочнева Татьяна Ивановна. Развитие социально-культурного потенциала учащихся в системе дополнительного художественного образования: деятельностный подход: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.05 / Кочнева Татьяна Ивановна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры»], 2019

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы развития социально-культурного потенциала учащихся в системе дополнительного художественного образования 20

1.1. Понятие «социально-культурный потенциал учащихся в системе дополнительного художественного образования» 21

1.2. Деятельностный подход как методология данного диссертационного исследования 46

1.3. Анализ теорий системы дополнительного художественного образования как важнейшего ресурса развития социально-культурного потенциала учащихся 69

Глава II. Совершенствование процесса развития социально-культурного потенциала учащихся в системе дополнительного художественного образования на основе деятельностного подхода 94

2.1. Диагностика процесса развития социально-культурного потенциала учащихся в системе дополнительного художественного образования 95

2.2. Педагогическая модель развития социально-культурного потенциала учащихся в системе дополнительного художественного образования на основе деятельностного подхода 119

2.3. Проектирование процесса развития социально-культурного потенциала учащихся в системе дополнительного художественного образования на основе деятельностного подхода 148

Заключение 175

Список литературы 185

Приложения 209

Понятие «социально-культурный потенциал учащихся в системе дополнительного художественного образования»

В связи с этим исследование социально-культурного потенциала учащихся, выявление его конкретного содержания, тенденций развития, взаимоотношений с другими личностными компонентами является наиболее актуальным в данном аспекте. В педагогической науке все более пристальное внимание уделяется взаимообусловленности социально-культурной среды и личности учащегося, наличию теории развития социально-культурного потенциала учащихся в системе дополнительного художественного образования и технологий реализации теории в практику.

Социально-культурный потенциал учащихся на основе анализа научной литературы определен диссертантом как целостность социальных и природных возможностей, потребности в саморазвитии и самореализации в процессе социально-культурной деятельности. Этот процесс сводится не только к природным свойствам личности, а включает качества, которые сформировались у нее в процессе социализации, развития, обучения и воспитания. Поскольку социально-культурная деятельность связана с творчеством, то диссертант рассматривает ее как деятельность, включенную в социально-культурную сферу учащегося, в которой он развивается на основе общественных и личностных ценностных установок.

На первом этапе настоящего исследования диссертант опирался на философские положения о познании и освоении мира человеком (Аристотель, Г. Гегель, И. Кант), о необходимости его непрерывного образования.

Научно-философские концепции образного отражения мира в сознании и поведении человека в нашем исследовании позволили определить структуру личности как единство двух направлений: потенциального и актуального, способы перехода между которыми выступают в качестве характеристики механизма развития личности (К.А. Абульханова-Славская). Поэтому в нашем исследовании развитие социально-культурного потенциала учащихся в социально-культурной деятельности рассматривается как взаимодействие индивидуальных качеств, личностных возможностей, механизмов саморазвития.

В своем исследовании мы опираемся на разнообразные психолого-педагогические подходы к изучению социально-культурного потенциала личности.

Онтологический подход к изучению социально-культурного потенциала как характерного свойства личности в нашем исследовании позволил определить возможности учащегося в самореализации и творческом самовыражении, самопроявлении (В.Н. Николко, М.В. Колосова). Сторонники этого подхода, в узком контексте, видят социально культурный потенциал необходимым условием и средством жизнетворчества, в широком – условием и средством эволюции человека как вида, формирования и обогащения культуры как ценностнообразующей части, предпосылкой обновления материи в целом [113; 160].

А такие ученые как Д.Б. Богоявленская, А.В. Волков, Я.А. Пономарев, Е.Л. Яковлева и др. связывают социально-культурный потенциал с творческими способностями и определяют его как некий уровень мышления в творческой деятельности [28; 46; 183; 267].

Изучая социально-культурный потенциал как качество личности с позиции деятельностно-организационного подхода (Г.С. Альтшуллер, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.Г. Рындак и др.), диссертант пришел к выводу о необходимости определения возможностей учащегося осуществлять деятельность творческого характера в конкретной социально-культурной среде [4; 6; 132; 202].

С позиции развивающего подхода (В.В. Давыдов, Л.Н. Москвичева, Д.Б. Эльконин) социально-культурный потенциал нами рассматривается как совокупность умений, навыков, возможностей, определяющих уровень развития учащихся [65; 156; 260].

С точки зрения аксиологического подхода (М.С. Каган, А.В. Кирьякова и др.), социально-культурный потенциал личности – это возможность самостоятельно получать умения и навыки в среде, что позволило в ходе опытно-экспериментальной работы осуществить моделирование процесса развития социокультурного потенциала учащихся в образовательном учреждении дополнительного образования детей как начальной ступени профессионального образования [94; 101].

Энергетический подход отождествляется в нашем исследовании с психоэнергетическими ресурсами и резервами личности, т.к. социально-культурный потенциал личности «может заряжаться в других видах деятельности» (Н.В. Кузьмина) [122, с.38].

Интегративный подход позволяет рассмотреть социально-культурный потенциал как интегративное качество личности, выражающееся в позициях, установках, направленности к творчеству (А.М. Матюшкин) [151], потребности в самореализации и саморазвитии (Е.А. Глуховская, С.В. Сальцева), как единство социально-культурного потенциала индивида: как порождение биогенеза, социума и личности [60; 203].

Ценным в определении социально-культурного потенциала учащихся представляется нам синергетический подход. Синергетика способствует комплексному подходу в изучении учащихся в системе дополнительного художественного образования на стыке естественных и гуманитарных наук. В результате чего достигается понимание личности учащегося как самоорганизующейся системы, работающей во взаимодействии с природой. С позиции синергии потенциал личности в социально-культурной деятельности представлен продуктом творчества, содержащимся в социально-культурном опыте (А.Д. Жарков, А.А. Жаркова, Л.С. Жаркова) [77; 78; 79; 80; 81; 268; 269].

Особое значение для развития социально-культурного потенциала учащихся системы дополнительного художественного образования имеет творчество, так как им свойственно стремление ко всему оригинальному, что связано с вхождением в социум.

Актуальным для изучения социально-культурного потенциала учащихся дополнительного образования являются психолого-педагогические исследования Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна [31; 52; 130; 131; 200], где понятие «творчество» рассматривается как атрибут материи, творчество природы (широком смысле) и творчество как атрибут общественной жизни, высшая форма деятельности (узком смысле) (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин, Б.М. Теплов и др.) [27-29; 50; 152; 183; 184; 201; 233].

Для раскрытия социально-культурного потенциала важно то, что творчество – категория социально значимая, так как оно направлено на изменение материального и духовного бытия людей, общества, человечества, а социальная активность является базовым свойством творческой личности. Социальная активность – обязательное свойство творческой личности, желающей сделать окружающую среду совершеннее. Следовательно, творчество – это деятельность, включенная в социокультурную сферу человека, в которой он самореализуется как саморазвивающийся субъект на основании общественных и личностных ценностных установок. Чтобы определить структуру социально-культурного потенциала учащихся системы дополнительного художественного образования на основе деятельностного подхода диссертант изучил категорию «творчество» с разных научных позиций: творчество как «деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью» (С.Л. Рубинштейн) [201, с.91], «деятельность, созидающая нечто новое, оригинальное, – то, что входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства» [200, с.246].

Способность к творчеству – универсальное свойство людей (А. Маслоу) [150, с.11]. Чтобы способность к творчеству у учащихся появилась и получила развитие, необходимо не только включать их в творческую деятельность, но и создавать внешние и внутренние условия эффективного включения в социально-культурную деятельность на творческом уровне.

По мнению учных, в любом творчестве необходимыми являются одаренность, воспитание, в также навыки созидания в работе. Воспитание развивает склонность к выявлению природных дарований, благодаря чему возникает стремление к творческой деятельности. «Непосредственным же определением ее задач является окружающая среда в форме данной природы, материала культуры и социальной обстановки» [184, с. 22].

Познав искусство, человек превращает свой труд в искусство и красоту. В истории развития человечества нет периода, где бы человек не занимался искусством, потому что искусство, по мнению С.С. Соловейчика, – это, прежде всего, правда, в которой так нуждается духовно развитый человек [221, с.117].

Анализ теорий системы дополнительного художественного образования как важнейшего ресурса развития социально-культурного потенциала учащихся

Анализ теорий системы дополнительного художественного образования выявляет значимость не только подготовки учащихся к жизни и труду, но и обеспечение их условиями для самоопределения и самореализации в современном мире. Воспитание успешной творческой, легко адаптирующейся к современным условиям личности – одна из ключевых целей дополнительного художественного образования, которое призвано обеспечить не только первичными знаниями и заложить основы общей культуры, но и – помочь учащимся в предпрофессиональной подготовке, ориентации, социальной адаптации.

Развитие социально-культурного потенциала учащихся в системе дополнительного художественного образования необходимо осуществлять на основе традиций духовной культуры посредством передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, для восприятия и воспроизведения которых необходимо нравственное и творческое саморазвитие субъектов. Дополнительное художественное образование направлено на формирование культуры восприятия окружающего мира, на развитие способности личности к преобразованию себя и действительности.

В связи со своеобразием искусства и особенностями его восприятия С.И. Гессен рассматривал его через положительный идеал целостной личности. Поэтому в основу теории образования С.И. Гессена наряду с наукой и религией входят нравственность и искусство, которые стали обязательными составляющими компонентами. С исторической точки зрения художественное образование – длительный и незавершенный процесс, который всегда имеет или отсроченный, или промежуточный результат.

В условиях реализации «Концепции художественного образования в Российской Федерации» как масштабной программы государства, когда образование осуществляет ориентацию на потребности рынка труда и условия социально-экономического развития страны посредством обновления содержания и совершенствования механизма контроля качества; совершенствования структуры, институцианальной перестройки и принципиального обновления системы научно-методического обеспечения профессионального образования; обеспечения экономической самостоятельности и разнообразия форм образовательных учреждений, особую значимость приобретало построение системы дополнительного художественного образования учащихся.

На решение этой проблемы огромное влияние оказывают политические, социальные и экономические факторы, реальное состояние системы дополнительного художественного образования и, прежде всего, уровня учебно-производственной базы и кадрового состава.

Кроме этого для решения поставленных задач не принимались во внимание достижения дидактики, педагогики творчества, теории социально-культурной деятельности, способные обеспечить достижения цели развития социально-культурного потенциала учащихся, на общетехнологическом уровне (принятие педагогических, информационных и коммуникационных технологий обучения и воспитания, обеспечивающих эффективность развития социально-культурного потенциала, профессиональную подготовку учащихся, профориентационную работу) [128, с.73]. Рассматривая методологические основы теории художественного образования – всестороннее гармоничное развитие личности как цель образования; исходные положения теории содержания образования (ступени и целостные единицы образования и их элементы); принципы структурирования содержания образования на основе системного подхода, дифференциации и интеграции компонентов основных типов структур образования и принципа преемственности ступеней образования [128, с.118], следует еще раз подчеркнуть значение деятельностного подхода.

Поэтому, на наш взгляд, дополнительное художественное образование характеризуется инвариантностью структуры ее базисных компонентов, инвариантной организацией содержания, подбором учебных предметов и функциональной полнотой компонентов содержания.

В ходе исследования были определены основные характеристики традиционной образовательной системы:

- тип и структура системы (элементы, связи, отношения);

- потенциал образовательной системы и его реализация;

- социальная роль и социальные функции, наличие и реализация ресурсов;

- вид управления и развития образовательной системы.

Основными задачами построения современной системы дополнительного художественно образования становятся:

- повышение качества обучения, воспитания и развития личности учащихся; острая необходимость дать минимум общеобразовательных и предпрофессиональных знаний; развитие социально-культурного потенциала учащихся; социализация и самоопределение учащихся.

Обновленная система дополнительного художественного образования позволяет повысить эффективность развития социально-культурного потенциала учащихся и улучшить подготовку специалистов, являющихся важным социально-педагогическим фактором. Создание системы дополнительного художественного образования может обеспечить развитие социально-культурного потенциала учащихся в динамике. На каждом этапе художественного образования учебно-воспитательный процесс наполняется новым содержанием, определяющим его общую направленность.

Целостность и преемственность присущи всей системе дополнительного художественного образования. Они могут обеспечить гибкость, динамичность и вариативность применения различных форм учебно-воспитательной деятельности, самообразования, самосовершенствования, саморазвития учащихся.

Современная структура художественного образования в стране характеризуется следующими возможностями развития.

Традиционная система образования включает дошкольное воспитание, общее среднее, начальное и высшее профессиональное образование, подготовку профессиональных специалистов, повышение квалификации и переподготовка кадров. Сюда же следует отнести общественно информационные формы, методы и средства образования и самообразования. К ним относятся библиотеки, художественно-творческие выставки, фестивали, конкурсы и т.д.

Здесь следует учитывать и взаимодействие государственных и негосударственных форм художественного образования, различных типов учреждений; обеспечение их научно-методическими материалами как важного фактора развития социально-культурной среды.

Поскольку традиционная система художественного образования была ориентирована на получение учащимися знаний, умений и навыков, а не на развитие личности ученика, его творческого характера, творческого потенциала, обновленная система художественного образования должна быть направлена на реализацию творческого отношения учащихся к обучению, социально-культурной среде, предполагающей развитие умений находить эффективные методы и средства их решения с помощью нестандартных действий.

Важной характеристикой системы дополнительного художественного образования является ее целостность, все компоненты которой находятся во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом, обеспечивая появление новых интегративных свойств. Целостность системы дополнительного художественного образования обеспечивается важностью и значимостью каждого компонента структуры.

Следовательно, теоретически, дополнительное художественное образование – это системное, преемственное, педагогически направленное развитие социально-культурного потенциала учащегося, художественно-культурного потенциала общества, художественно-образовательной системы и соответствующей социально-культурной среды.

А целостная система дополнительного художественного образования включает три социально-возрастных категории: предпрофессиональную, профессиональную подготовку, профессиональное совершенствование и общекультурное развитие (предпрофессиональная – профессиональная подготовка – профессиональное совершенствование и дальнейшее общекультурное развития.)

Для нашего исследования представляет интерес предпрофессиональный период системы дополнительного художественного образования.

Диагностика процесса развития социально-культурного потенциала учащихся в системе дополнительного художественного образования

Результаты теоретико-методологической части исследования, проведнного в первой главе, были проверены в ходе экспериментальной работы, которая осуществлялась на следующих опытных базах: в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Норильская детская художественная школа», Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Талнахская детская школа искусств», Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Дудинская детская школа искусств имени Б. Молчанова» г. Дудинка, Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Шуйская художественная школа» г. Шуя Ивановская обл., Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Детская художественная школа имени В. Сурикова» г. Красноярск.

На первом этапе – констатирующем (2008-2010 гг.), происходил поиск путей и методов организации процесса развития социально-культурного потенциала учащихся, были подобраны диагностические методики, проводилась диагностика, формировалась концепция исследования, осуществлялось изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и опыта работы художественных школ и школ искусств. В ходе второго этапа – формирующего (2011-2014 гг.), осуществлялась опытно-экспериментальная работа, основной замысел которой состоял в том, чтобы создать и апробировать новую модель развития социально-культурного потенциала учащихся в условиях художественного образования на площадках г.г. Норильск, Талнах, Дудинка, Красноярск.

Разрабатывалась и апробировалась педагогическая модель развития социально-культурного потенциала учащихся детских художественных школ, определялась компонентная структура социально-культурного потенциала учащихся и критерии их диагностики, выявлялись условия развития социально-культурного потенциала (сформировано социально культурное образовательное пространство, организована познавательная, ценностно-ориентировочная, преобразовательная, художественно-творческая и коммуникативная деятельность в процессе реализации образовательных программ дополнительного художественного образования и социально культурной деятельности учащихся, оценивалась динамика социально-культурного потенциала контрольной и экспериментальной групп на протяжении всего исследования), создавались педагогические условия (социально-культурная среда, внедрены в учебно-воспитательный процесс детских художественных школ программы и педагогические технологии, сформирована научно-методическая база, приведено в соответствие с требованиями модели материально-техническое оснащение).

В опытно-экспериментальной работе принимали участие учащиеся художественных школ, относящиеся к категории подростков и юношей, ориентированных на художественно-творческую деятельность.

Всего исследованием около 950 человек, из них 900 учащихся в возрасте от 12 до 16 лет, 20 преподавателей и 30 родителей, 12 партнрских организаций социально-культурной сферы, 1500 посетителей.

На третьем этапе – аналитическом (2016-2018 гг.), осуществлялась итоговая диагностика, обобщение результатов и оформление диссертационного исследования (таблица 1). учащихся Опытно-экспериментальная работа проводилась в экспериментальной и контрольной группах с равным количеством учащихся. Экспериментальная группа осуществляла деятельность в условиях инновационной модели художественного образования, представленной в параграфе 2.2. Контрольная группа продолжила обучение по традиционной системе. На каждом этапе опытно-экспериментальной работы в системе проводились замеры по установленным критериям и показателям, что отражено в таблицах, графиках и аналитических материалах.

Также в опытно-экспериментальной работе приняли участие 20 преподавателей, из них мужчин 6,7%, женщин 93,3%.

С высшим специальным образованием 86,6%, средним специальным образованием – 13,4%9 (рис.2).

«Заслуженный работник культуры» – 6,7%, член союза художников – 6,7%. Это свидетельствует о высоком преподавательском потенциале. В процессе подготовки к опытно-экспериментальной работе преподаватели прошли цикл курсов повышения квалификации:

- «Социально-культурное проектирование в учреждении дополнительного образования» – 81,35%;

- «Образовательная программа в учреждении дополнительного образования детей» – 100%;

- «Технология работы с одарнными детьми» – 25%;

- «Технология социально-культурной деятельности в художественной школе» – 75%. Следовательно, педагогический коллектив получил научно-методическое оснащение на этапе вхождения в опытно-экспериментальную работу.

В ходе исследования нами были выявлены дидактические закономерности развития социально-культурного потенциала учащихся в процессе их обучения в художественной школе. Кроме образовательной программы, учащиеся были включены в социально-культурную деятельность посредством проектирования, что, отразилось на положительной динамике лонгитюдного исследования.

На констатирующем этапе с целью определения уровня творческих способностей, характера учащегося, освоения им изученного учебного материала, определения включенности в социально-культурную деятельность (участие в конкурсах художественного творчества, фестивалях, социально-культурных проектах) на входе в эксперимент были разработаны критерии и показатели оценки социально-культурного потенциала учащихся, представленных в таблице 2.

В ходе диагностики развития социально-культурного потенциала учащихся нами решены следующие задачи:

- определены критерии и показатели развития социально-культурного потенциала учащихся;

- выявлен исходный уровень развития социально-культурного потенциала учащихся в начале опытной экспериментальной деятельности;

- изучена динамика развития социально-культурного потенциала учащихся;

Критериями диагностики является обученность, успешность, социально-культурная включнность, развитие познавательных процессов, мотивация, творческие способности, творческая активность.

Диагностика представляет собой систему действий по изучению, анализу изучаемого процесса, определению и анализу результатов изучаемой деятельности. На теоретическом и прикладном уровнях диагностика решает проблемы того, что изучать, какими методами, как измерять состояние изучаемых процессов, явлений и учащихся, как фиксировать и использовать результаты [99, с.125].

На данном этапе была проведена входная диагностика с целью определения проблем развития социально-культурного потенциала учащихся и состояния образовательного пространства и социально-культурной среды на начальном этапе опытно-экспериментальной деятельности.

Проектирование процесса развития социально-культурного потенциала учащихся в системе дополнительного художественного образования на основе деятельностного подхода

Актуальность проектирования процесса развития социально культурного потенциала учащихся в системе художественного образования на основе деятельностного подхода связана со все более возрастающей потребностью общества в интеллектуальной личности, способной принимать осознанное решение в ситуации выбора. В связи с этим перед детской художественной школой, как первой ступенью художественного образования, стоит актуальная проблема по развитию активной, рефлексивно-творческой личности.

Продуктивное обучение, является способом и условием развития креативности, занимает активную субъективную позицию в процессе личностного обучения, самопознания, саморазвития и создания продукта творчества как результата познавательной деятельности.

Существующие противоречия между обязательностью освоения учащимися системы знаний и отсутствием способности их продуктивной реализации в социально-культурной среде, стремлением учащихся к творческой самореализации и отсутствием готовности преподавателей к развитию их творческих сил и способностей, осознанием важности и необходимости творческого характера работы и отсутствием теоретического обоснования ее организации обуславливают необходимость развития социально-культурного потенциала учащихся.

Сегодня недостаточно в художественной школе обучать знаниям, умениям и навыкам художественной деятельности. Современному обществу требуются высококвалифицированные специалисты с широким спектром компетентностей, которые будут способствовать его скорейшему включению в социально-культурную среду и снижению времени и затрат на его адаптацию. В этом отношении особая роль принадлежит учреждениям дополнительного образования детей, художественным школам, которые, в частности, способствуют жизненному и профессиональному самоопределению учащихся и готовят их к получению профессий в профессиональных учебных заведениях.

Цель проектирования: создание условий для развития социально-культурного потенциала учащихся в детской художественной школе, на основе деятельностного подхода.

Задачи:

1. Реализовать программы предпрофильной подготовки с их методической и материально-технической обеспеченностью.

2. Обеспечить социально-культурную включенность учащихся в городское пространство посредством творческой деятельности (создания творческих продуктов).

3. Дать анализ динамики развития социально-культурного потенциала учащихся.

Целевая аудитория: учащиеся в возрасте от 12 до 18 лет.

Для реализации проекта в МБУ ДО «НДХШ» были использованы следующие ресурсы: квалифицированные кадры, помещение для организации и работы, лаборатории, компьютерное оборудование.

С позиции деятельностного подхода в нашем исследовании проектирование основывалось на следующих принципах и в следующих направлениях:

1. Принцип иерархичности. В зависимости от личностных качеств учащегося, а также условий, в которые он поставлен, учебная и внеурочная деятельность в художественной школе осуществляется на разных уровнях ее иерархии:

- операционном – когда учащиеся выполняют лишь отдельные технологические операции (эскизирование, перенос эскиза на формат, композиционное решение, работа в материале, подбор материала для решения выразительного образа и т.д);

- тактическом – когда учащийся выполняет полный технологический процесс, успешно используя всю совокупность наличия средств и способов деятельности для решения текущих художественных задач в изменяющихся условиях собственным способом. Тактический уровень наряду с овладением комплексом технологических операций требует ряда других компонентов – способности к быстрой ориентации в ситуации усложнения или изменения задачи, владения общими алгоритмами рационального построения действий и их последовательности, умения планировать действия и деятельность, пользоваться справочной литературой, умения находить свою нишу в коллективной организации деятельности группы, в том числе, в составе творческой группы социально-культурного проекта;

- стратегическом – когда учащийся ориентируется в социально культурной среде, в общественных отношениях, определяет место и цели собственной деятельности. Данный уровень деятельности требует развития целого рядя личностных качеств, высокоразвитых познавательных умений, творческой активности, самоанализа процесса и результатов деятельности, широкого кругозора, коммуникативности и т.д., что и показали результаты конечной диагностики.

2. Принцип интегративности в нашем исследовании реализуется с учтом понимания того, что побуждаемый познавательными и творческими потребностями учащийся способен самостоятельно находить пути решения поставленной задачи, ориентироваться в сложных ситуациях, приобретать новые знания, грамотно поставить цель действия в соответствии с объективными законами художественного мастерства в соответствии с целью и условиями определять конкретные способы и средства действий, усовершенствовать их и достигать цели.

Социально-культурное проектирование позволило отойти от чисто исполнительской деятельности, когда учащийся работает над объектом лишь на уровне отдельных операций, которые приходится повторять постоянно. Включение в процесс обучения социально-культурного проектирования позволило ввести в процесс обучения различные виды деятельности, что привело к развитию творческого потенциала учащихся, изменению их ценностных ориентаций, что подтверждают приведнные ниже объективные данные исследования.

Ведущим видом деятельности в социально-культурном проектировании в нашем исследовании является познавательная деятельность, в которой активность учащихся, направленная на объект познания, не модифицирует его, не разрушает, а отражается им и возвращается к ним в виде знания об этом объекте.

Так, в социально-культурном проекте «Рисуем историю» (приложение 6), одной из ведущих целей которого стояло внести художественный вклад в летопись родного города в виде буклетов, открыток, баннеров на фасадах жилых домов города Норильска, учащиеся не только изучали историю своей малой родины от периода Мангазеи до современных дней. Через художественные средства учащиеся, выражая свои чувства и сопереживания, знакомили жителей и гостей города с его историей. Кроме того, в процессе работы над проектом учащиеся освоили смешанные техники, разработали и применили интеграционную технологию на основе графических и декоративных примов для выразительности образа, а также архитектурный прим реновации.

Как показали исследования, на территории Норильского промышленного района инженерные и архитектурно-строительные профессии становятся все более популярными и востребованными.

Востребованность предпрофильной подготовки в Детской художественной школе в данном направлении возрастает (социальный заказ в 2015 г. возрос на 40% по сравнению с 2010 г.). Будущим архитекторам и инженерам-конструкторам необходимо знать черчение, уметь конструировать из бумаги, понимать пространственную композицию в социальной среде, а также уметь пользоваться современными технологиями и материалами. Решить эту проблему помогает созданная в ходе опытной работы творческая лаборатория, в которой учащиеся получат навыки работы в технике бумагопластики, попробуют сделать первые чертежи, учатся создавать проекты, изготавливать объемные макеты зданий с помощью современных технологий и материалов. Так, в городской среде был возведн снежный городок у городской Ёлки с участием Норильской детской художественной школы.