Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ресоциализация пожилых людей групп депривации средствами социально-культурных технологий Згурская Елена Николаевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Згурская Елена Николаевна. Ресоциализация пожилых людей групп депривации средствами социально-культурных технологий: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.05 / Згурская Елена Николаевна;[Место защиты: НОУВПО Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов], 2017

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы ресоциализации пожилых людей групп депривации средствами социально-культурных технологий 19

1.1. Проблемы депривации пожилых людей в социально-гуманитарном знании 19

1.2. Ресоциализация пожилых людей как социально-педагогическая проблема 57

1.3. Сущность и специфика основных структурных компонентов процесса ресоциализации пожилых людей групп депривации 78

1.4. Социально-культурные технологии как средство культурной интеграции и социальной адаптации пожилых людей 101

Выводы по первой главе 127

ГЛАВА II. Программа ресоциализации пожилых людей групп депривации средствами социально-культурных технологий в специализированном учреждении 131

2.1. Проект Программы ресоциализации пожилых людей групп депривации в специализированном учреждении средствами социально-культурных технологий 131

2.1.1. Анализ проблем ресоциализации пожилых людей в специализированном учреждении 131

2.1.2. Характеристика базы социально-педагогического эксперимента 141

2.1.3. Структура проекта Программы ресоциализации пожилых людей в условиях специализированного учреждения 143

2.2. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по ресоциализации пожилых людей групп депривации в специализированном учреждении средствами социально-культурных технологий 152

2.2.1. Результаты диагностического этапа социально-педагогического эксперимента 152

2.2.2. Содержание Программы ресоциализации пожилых людей групп депривации в условиях специализированного учреждения 170

2.2.3. Результаты и оценка эффективности

социально-педагогического эксперимента 180

Выводы по второй главе 188

Заключение 191

Список литературы

Ресоциализация пожилых людей как социально-педагогическая проблема

Проблема социального одиночества появляется в случаях, когда происходит утрата общественных связей с социумом, сознательный уход во внутреннюю жизнь. Прерываются различного рода контакты с бывшими коллегами, друзьями, соседями, доводится до минимума социальное взаимодействие. Вместе с тем наступает постепенная деградация личностного развития, поскольку внутренний мир человека часто не может компенсировать утрату внешних связей человека, ибо пожилой человек становится «сам себе не интересен». О. Ю. Мацукевич классифицирует одиночество пожилых людей на три вида: «хроническое, ситуативное и преходящее. О хроническом можно говорить, однако, тогда, когда индивид себя чувствует одиноким; одиночество преследует человека независимо от времени суток, его включенности в социальное взаимодействие. Считаем, что данный вид переживания одиночества является патологическим и опасным; может характеризоваться различными деструкциями личности, например суицидальным поведением. Ситуативное одиночество мы фиксируем тогда, когда человек часто ощущает себя одиноким, причем указывая на трудность переживаемого состояния. Преходящее одиночество выражается в кратковременных приступах чувства одиночества. Такой тип одиночества не несет серьезных жизненных затруднений»1.

Вместе с тем социальное одиночество — явление далеко не однозначное. Например, К. Хорни, рассматривая типы личностей, пишет о том, что «потребность в уединении» является широко распространенной. Данная потребность связана с желанием быть «в полной независимости от других людей». Независимость может рассматриваться людьми как ценность, которую они охраняют. «Его независимость, как феномен отстраненности в целом (частью которой она является), сориентирована на отрицание: она направлена на то, чтобы на нее не оказывали влияние, чтобы ее не понуждали, не связывали, не обязывали». Однако потребность в независимости имеет «навязчивый характер и лишена избирательности»1. К. Хорни считает, что у сверхчувствительных людей она может превратиться в фобию, с которой уже будут работать психотерапевты.

Очень часто пожилые люди избирают независимость от других людей как стратегию поведения. Они сознательно прерывают взаимодействие с внешним миром и сводят к минимуму межличностные контакты. Здесь мотивом их поведения выступает потребность быть не только автономными от других, но и стараться не обременять своими проблемами близкое им когда-то окружение.

Социальное одиночество отражает не только меру депривации пожилого человека, но и указывает на ее дихотомическую природу. На это, в частности, указывал Э. Фромм: «человек одновременно одинок и находится в тесной связи с другими представителями человеческого рода. Он одинок, потому что он — уникален, нет больше ничего и никого, тождественного ему, и он осознает себя отдельной особью. Человек одинок, когда ему необходимо сделать личные оценки, самостоятельно принять решение, опираясь только на свой разум. Но все же одиночество неблагоприятно для человека. Человек не может перенести обособленности от ближних. Его счастье возможно лишь в случае существования чувства солидарности с ближними, связи с прошлыми и будущими поколениями»2.

Таким образом, проблемы депривации начинают появляться у человека с его выходом на пенсию. Во-первых, происходит разрушение социального статуса. У каждого отдельного человека был тот или иной статус (даже в том случае, если он не занимал высокую руководящую должность), а с уходом на пенсию происходит статусная замена — работающего, а значит, нужного человека обществу на статус пенсионера. Данный статус сегодня в общественном сознании воспринимается как человек, потерявший значимость у общества и у государства, поскольку пенсионеры в нашей стране имеют весьма низкий социальный статус. Во-вторых, с уходом на пенсию изменяется главная роль — работающего человека на роль пенсионера. A priori ролевой диапазон резко сужается. В-третьих, экономическая составляющая благополучия жизни пенсионеров падает, то есть их материальное положение ухудшается. В-четвертых, социальное одиночество обусловлено, с одной стороны, утратой коммуникативно-культурных связей и контактов пожилого человека, а с другой — потерей мотивации к культурной деятельности и снижением культурных потребностей.

Социальное благополучие «деприватных групп населения», по мнению А. Б. Зельманова, во многом зависит от помощи государства.

Деприватные группы населения А. Б. Зельманов относит к социальной сфере, которую ученый выделил в общественной структуре по функциональному критерию, а именно по удовлетворению социальных потребностей людей, а также по критериям возраста, продолжительности жизни, социальному нормативу, уровню доходов и качеству жизни, включая культурные потребности. «Сущность социальной сферы проявляется через ее функции, основной из которых следует признать удовлетворение социальных потребностей человека (сохранение здоровья, гарантированная защищенность людей, не занятых в общественном производстве, отдых, приобретение знаний, приобщение к достижениям культуры)»1.

Помимо социальных групп, А. Б. Зельманов относит к социальной сфере различного рода социальные институты как объекты этой сферы. К ним, в частности, относятся: институт образования (школы, вузы, колледжи, учреждения дошкольного образования и т. д.); институт здравоохранения (больницы, поликлиники, аптеки, пансионаты); жилищно-коммунальный сектор, службы социальной защиты населения. А также институты, направленные на работу с деприватными группами населения: различного рода приюты, детские дома, реабилитационные центры, дома-интернаты и др., чья задача заключается в постоянной работе с этими категориями населения, включая людей с девиантным (отклоняющимся) поведением.

Социально-культурные технологии как средство культурной интеграции и социальной адаптации пожилых людей

Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания безвозвратно исчезало бы в прошлом. Не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни, смыкающейся в единстве личного сознания, и не возможен был бы факт, по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть»1. С. Л. Рубинштейн, глубоко вскрывая данную проблему, говорит о том, что память связана с самосохранением личности, ибо «сохранение — это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организационного усвоения, включающий какую-то более или менее выраженную переработку материала»2. Под «переработкой материала» как психического процесса мы можем понимать личностный самоанализ пожилого человека, его саморефлексию на прошлые события, их переосмысление, то, что можно назвать самопознанием. Ведь процессы памяти, как пишет ученый, связаны с «познанием мира и его изменением».

О важности настоящего в жизни человека писал К. Роджерс: «Жить настоящим моментом означает отсутствие ригидности, строгой организации, наложения на опыт ограничений структуры. … Эта тенденция жить настоящим кажется мне очевидной для людей, которые вовлечены в процесс хорошей жизни. … Открыть душу тому, что происходит сейчас, осознать, что любая структура возникает как раз в настоящем процессе, — вот что для меня является одним из качеств хорошей жизни, зрелой жизни»3.

Исходя из этого, можно констатировать, что ресоциализация — это не реконструирование прошлой жизни, это конструирование настоящего с опорой на прожитый опыт, который играет значительную роль в процессе обретения новой реальности, но не заменяет и не подменяет ее. Жизненный опыт лишь помогает пожилому человеку освоить социальную реальность в настоящем. Если этого не происходит, тогда возникает конфликт между прошлым и настоящим.

Этот конфликт порождает социально-педагогическую проблему. Разрешить данный конфликт пожилой человек зачастую самостоятельно не может. Следовательно, мы можем говорить о педагогической поддержке пожилого человека выстраивать новую социальную реальность, исходя из прошлого опыта и настоящего. Прежде всего социальный педагог должен понять — насколько старый человек в состоянии «переработать» прошлые воспоминания и вступить в новую окружающую его реальность. Может ли он выработать мотивацию к вступлению в новый период жизни и в чем ему необходимо оказать конкретную помощь, если прошлое укоренилось в сознании пожилого человека и он не в состоянии его «отпустить».

Цель ресоциализации — это создание новой жизненной реальности, в которой социальная составляющая доминирует. При этом новая социальная реальность каждого отдельного пожилого человека должна быть ими принята добровольно, естественно и осознанно. Ресоциализация не может быть осуществлена против воли человека — принудительно. Она не может быть навязана той же социальной реальностью, какими бы благими намерениями она ни обладала. Сложность состоит в том, что только индивидуальное осознание необходимости новой социальной реальности может быть условием эффективной ресоциализации, ведущей к преодолению депривации. Всякое принуждение исключает результат ресоциализации и трансформирует весь ее ход. Следует сделать акцент на том, что ресоциализация не может сводиться к одностороннему педагогическому процессу воздействия на пожилого человека со стороны социальных педагогов, когда они стремятся изменить его реальность без мотивированной направленности самой личности пожилого человека.

Ресоциализация подразумевает сбалансированность процесса как двустороннего движения, направленного в одну сторону. Пожилой человек должен иметь мотивированный настрой на изменения. Техника самоанализа прошлого опыта пожилого человека, заключающаяся в переосмыслении событий, жизненных ситуаций, обстоятельств, способствует тому, что пожилой человек начинает жить не прошлым, а настоящим. Самоанализ и саморефлексия на переживания прожитых лет подкрепляют процесс ресоциализации со стороны самого объекта педагогического воздействия, что делает ее более продуктивной.

Следовательно, в процессе ресоциализации важной является не только социальная ориентация пожилого человека, но и его индивидуальность, реализация которой во много происходит благодаря социуму. Принятие действительности как новой социальной реальности связано в жизни людей третьего возраста с интернализацией, когда внешнее, новое для него возрастное изменение постепенно становится осознанной необходимостью. Здесь мы можем говорить о том, что компонент интернализации в структуре личности пожилого человека способствует снижению когнитивной депривации.

Интернализация является, таким образом, вторым компонентом в структуре процесса ресоциализации. По мнению П. Бергера и Т. Лукмана, интернализация есть «в общем смысле — основа понимания, во-первых, окружающих меня людей, а во-вторых, мира как значимой и социальной реальности. Такое понимание возникает не вследствие самостоятельной работы отдельных индивидов по созданию значений, а в результате «перенимания-от-другого» того мира, в котором другие уже живут»1. «Перенимание от других» подразумевает понимание других, соучастие, «связь мотиваций», в основе которых происходит соединение в «интерсубъективный мир» пожилых людей. Этот мир еще не становится «своим» миром в силу того, что пожилым людям приходится долго и мучительно перестраивать собственные, устоявшиеся (или еще не устоявшиеся) представления об этом мире.

Анализ проблем ресоциализации пожилых людей в специализированном учреждении

Релаксационно-развлекательные технологии наиболее всего реализуются в праздничной деятельности. Праздник — наиболее важная для пожилых людей социально-культурная форма. Его значимость определяется тем, что, во-первых, праздник не является тем частым событием в жизни пожилых людей, которое происходит регулярно и постоянно. Праздник — особое и столь редкое явление в жизни пожилых людей, что его ценность заключается в самом факте праздника. Во-вторых, значимость праздника повышается в связи с тем, что он изменяет повседневную жизнедеятельность пожилого человека, которая обычно состоит из ряда привычных форм либо самообслуживания, либо занятий повседневного проживания действительности. Праздник есть «выход из ненасытной обыденности» (Н. А. Бердяев). Это есть чрезвычайное и важное событие. В-третьих, сам по себе праздник создает праздничную ситуацию, наполненную радостным ожиданием приятных для пожилых людей встреч, ожиданием чего-то нового, неожиданного и интересного. В-четвертых, самоопределением пожилого человека в отношении подготовки и проведения праздника. Пожилого человека может увлекать даже не сам факт праздничного события, а праздничная деятельность, которая требует от него проявления организационных способностей, творческого мышления, фантазии и воображения, то есть организация праздника заключается в дополнительных возможностях самореализации пожилых людей.

Рассматривая праздник как социально-художественное явление, А. И. Мазаев пишет: «Праздник есть свободная жизнедеятельность, протекающая в чувственно-обозримых границах места и времени и посредством живого контакта людей, собравшихся добровольно. Праздновать — свободно общаться и коллективно переживать праздничную ситуацию по поводу значимого события»1.

Социально-культурное значение праздника подчеркивает и Д. М. Генкин. В частности, ученый пишет: «Праздник — особое, многостороннее общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом. Он выступает как первичная форма человеческой культуры. Являясь частью социальной жизни общества, праздник включает в ситуацию каждого отдельного человека и выполняет ряд функций: гедонистическую, релаксационную, развлекательную»2. Д. М. Генкин — один из первых исследователей праздника — предложил их классификацию, которая на сегодняшний день является теоретико-методологической основой их изучения. Так, ученый разделил праздники на: 1) всеобщие, имеющие всемирное значение, эпохальные события; 2) локальные, имеющие значение для определенной праздничной общности; 3) личностные, имеющие значение для отдельной личности, семьи, группировки3.

Основываясь на данной классификации, мы можем сказать, что пожилые люди вовлечены в различного уровня праздники. Как правило, всеобщие праздники, отличаясь массовостью, зрелищностью и идейностью, охватывают все категории населения, что делает каждого отдельного пожилого человека причастным к эпохальным события страны и всего мира. Наиболее ярким праздником является День Победы, который не только социально объединяет пожилых людей со всей страной, но и формирует определенную праздничную модель поведения и интегрирует данную категорию людей в социальные отношения путем «коллективного переживания» значимого события. Пожилые люди непосредственно включены в социально-культурную среду, где ценностные ориентации укрепляют их мировоззренческую жизненную позицию. А такие «верховные ценностные объекты» (М. С. Каган), как Родина, Отечество, Победа, делают их сопричастными к судьбе страны, что позволяет каждому пожилому человеку принимать реальную действительность как свою личностную.

Локальные праздники характерны для пожилых людей тем, что они также выполняют социально-ориентирующие функции в их жизни и объединяют в особые праздничные общности, где пожилые люди не чувствуют себя одинокими. К локальным праздникам мы может отнести праздники регионального, муниципального (местного) значения. К наиболее известным праздникам данного уровня относятся День города, День снятия блокады и т. д. Наделенные потенциалом эмоционально-чувственного воздействия, они позитивно влияют на социально-культурную ориентацию пожилых людей, которые, в свою очередь, проявляют солидарность с праздничным сообществом на данных уровнях.

Личностные праздники связаны с событиями в жизни того или иного конкретного пожилого человека. Обычно такие праздники посвящают традиционному дню рождения или знаменательному событию в его жизни. Праздники данного уровня не имеют массовости и той зрелищности, характерной для вышеозначенных праздников, но их значимость неоценима в жизни людей третьего возраста, поскольку это праздники интимные, индивидуально-личностные. Для них характерна дружеская атмосфера, душевная теплота, сердечность, взаимопонимание и предрасположение друг к другу. В личностных праздниках больше жизненного соучастия с судьбой пожилого человека, больше обращенности к его жизненному пути, биографическим этапам, эмоциональным переживаниям, личным воспоминаниям.

Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по ресоциализации пожилых людей групп депривации в специализированном учреждении средствами социально-культурных технологий

Реализация Программы также обеспечивалась педагогическими принципами: 1) принцип неразрывности педагогического воздействия на личность пожилого человека и его добровольной ориентации на саморазвитие и самоопределение; 2) принцип культурной обусловленности включения личности пожилого человека в социальную жизнь; 3) принцип диалогизма и конвергенции взаимосвязей и контактов; 4) гуманистический принцип соучастия, солидарности и сострадательности к судьбе пожилого человека; 5) принцип открытости и вовлеченности пожилых людей в социально-культурные процессы; 6) принцип проблемно-целевой ориентации на индивидуальность пожилого человека.

Содержательный блок Программы обеспечивал освоение четырех основных компонентов процесса ресоциализации: адаптационному компоненту соответствует модуль «Оптимизм — моя жизненная программа»; интернализационный компонент включает модуль «Мне интересен этот мир»; идентификационный компонент — модуль «Главное в жизни — общение»; деятельностный компонент включает модуль «Творчество не знает возраста».

Технологический блок Программы оснащал пожилых людей навыками социальной адаптации и коррекции внутриличностных переживаний на основе востребованности ресурсов социально-культурных технологий. В содержательном плане он реализуется комплексом педагогических технологий коммуникативной, здоровьесберегающей, познавательной, релаксационно-развлекательной, креативной и игровой направленности.

Оценочно-результативный блок программы включает обоснование критериев ресоциализации (эмоционально-чувственные, когнитивно-нормативные, идентификационно-ценностные, предметно-деятельностные) процедуры оценки эффективности педагогического процесса.

Как показало диссертационное исследование, процесс ресоциализации не может охватывать кратковременный период вхождения в коллективную жизнь пожилых людей, он связан со всей жизнью пожилых людей в третьем периоде. Ресоциализация, таким образом, есть постоянный процесс, обеспечивающийся психолого-педагогических условиями, которые не только способствуют переходу от активного, трудового периода образа жизни к пассивно-активному в старости, но и придают данному периоду социально-культурный смысл, предоставляя возможности для реализации своего индивидуального потенциала, повышая тем самым личностную оценку как в собственном понимании своей значимости, так и в близком и дальнем социальном окружении. Психолого-педагогические условия реализации процесса ресоциализации пожилых людей групп депривации в специализированном учреждении заключались в следующем:

1) создание благоприятной эмоционально-комфортной среды как благоприятного коммуникативного пространства жизнедеятельности, межличностного общения и дополнительной возможности самореализации пожилого человека;

2) проблемно-ориентированную направленность процесса ресоциализации на выработку жизненного целеполагания на основе учета личностных психологических особенностей пожилого человека, его индивидуальной судьбы и своеобразия биографии;

3) стимулирование мотивации активного участия пожилых людей в социально-культурной деятельности с опорой на индивидуальные интересы и жизненные предпочтения в настоящем путем использования познавательных, креативных, коммуникативных, игровых и релаксационно-развлекательных, здоровьесберегающих технологий, способствующих удовлетворению потребности пожилого человека в творчестве, познании, отдыхе, общении;

4) многообразие ролевого репертуара путем включения в различные виды и формы социально-культурной деятельности, обеспечивающего снижение чувства социального одиночества, саморазвитие, самообразование и самоактуализацию, стремление к самоанализу, самопознанию и саморефлексии на события, впечатления, переживания, формирование эмпатии, перцепции и тесной интеракции, открытости;

5) общественное признание и положительные оценки социально значимых результатов деятельности, обеспечивающие поддержку статуса пожилого человека, признание его личности в значимом для человека социальном окружении.

В процессе исследования была осуществлена диагностика проживающих в Центре пожилых людей и выявлены их индивидуально-личностные проблемы. В соответствии с результатами диагностического исследования пожилые люди были включены в реализацию модулей Программы процесса ресоциализации, где все запланированные мероприятия соответствовали определенному компоненту ресоциализации — адаптационному, интернализационному, идентификационному и деятельностному. Таким образом, пожилые люди прошли период знакомства с Центром через освоение новых норм и правил совместного общежития до идентификации себя с коллективом, и заканчивая осознанным и мотивированным включением в совместную социально-культурную деятельность.