Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социализация подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях Багирова Евгения Васильевна

Социализация подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях
<
Социализация подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях Социализация подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях Социализация подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях Социализация подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях Социализация подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях Социализация подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях Социализация подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях Социализация подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях Социализация подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях Социализация подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях Социализация подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях Социализация подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях Социализация подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях Социализация подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях Социализация подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Багирова Евгения Васильевна. Социализация подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.05 / Багирова Евгения Васильевна;[Место защиты: Челябинская государственная академия культуры, искусств].- Челябинск, 2016.- 242 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические и методологические аспекты социализации подростков в условиях культурно досуговых учреждений 15

1.1. Теоретико-методологические предпосылки социализации подростков средствами хореографического творчества 15

1.2. Роль культурно-досуговых учреждений в социализации подростков 38

1.3. Структурно-функциональная модель социализации подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях 52

Выводы по первой главе 71

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по социализации подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговом учреждении 74

2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по социализации подростков в самодеятельном хореографическом коллективе 74

2.2. Методика реализации социально-культурной программы социализации подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговом учреждении на базе самодеятельного хореографического коллектива 99

2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы социализации подростков в культурно-досуговом учреждении 118

Выводы по второй главе 128

Заключение 131

Список использованной и цитируемой литературы 138

Введение к работе

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день культурные и экономические изменения общества неразрывно связаны с социальным формированием человека и его включением в жизнь современного социума. Это привело к повышению роли социализирующей функции в культурно-досуговых учреждениях. Утрачены духовно-нравственные ориентиры, происходит отчуждение от искусства и культуры, существенно сокращается финансирование учреждений культуры и досуга, нарастают асоциальные явления – все это заставляет обратиться к проблеме разумного использования потенциала культурно-досуговых учреждений.

Значимая роль в содержании деятельности культурно-досуговых
учреждений принадлежит хореографическому творчеству. В процессе
работы в самодеятельном хореографическом коллективе происходит
освоение социального опыта и социокультурных ролей, сохранение и
воспроизводство лучших образцов отечественной и мировой культуры.
Хореографическое творчество воздействует на человека, затрагивая
одновременно его мысли, чувства, понимание своей личности, осознание
своей сопричастности к обществу, способствует социальному развитию.
Уникальность самодеятельных хореографических коллективов в

культурно-досуговых учреждениях состоит в функционировании

коллектива на принципах самоуправления и соуправления,

коллегиальности, транслировании общечеловеческих ценностей,

нравственных отношений, общения и поведения между членами
коллектива. Возникает объективная общественная потребность в
обращении пристального внимания на социализацию подростков в
культурно-досуговых учреждениях средствами хореографического

творчества. Исследование процесса социализации подростков как
социокультурного, психологического и социально-педагогического

явления свидетельствует о том, что в литературе представлена
совокупность междисциплинарных научно-педагогических трудов,

которая может быть рассмотрена как предпосылка для разрешения
обозначенной проблемы. Вместе с тем, теоретический аспект

социализации подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях нуждается в научном обосновании.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросам

социализации посвящено достаточно большое количество трудов как зарубежных, так и отечественных авторов. Понятие, сущность и особенности процесса социализации изучены в работах Е. Ф. Акуловой, Л. С. Выготского, М. А. Галагузовой, Ф. Г. Гиддингса, Э. Дюркгейма, И. С. Кона, А. С. Макаренко, А. В. Мудрика, М. Мида, Т. Парсонса, В. А. Сухомлинского, С. Л. Рубенштейна.

Существенное значение процесса социализации личности в
контексте социально-культурной деятельности имеют труды

М. А. Ариарского, В. И. Гладилиной, Л. С. Жарковой, А. Д. Жаркова, Т. Г Киселёвой, Ю. Д. Красильникова, Р. А. Литвак, О. В. Первушиной, В. М. Рябкова, Б. С. Сафаралиева, Ю. А. Стрельцовой, Б. А. Титова, Д. В. Шамсутдиновой.

В аспекте обозначенной выше проблемы особый интерес представляют работы, посвященные хореографическому образованию и воспитанию личности. Вопросы личности в хореографии ставились широко и решались такими авторами, как Ю. А. Бахрушин, А. Я. Ваганова, В. В. Ванслов, Г. Н. Добровольская, Р. В. Захаров, Л. Я. Клыкова, В. С. Костровицкая, Ж. Ж. Новерр, С. Н. Темлянцева, А. С. Фомин, Н. И. Эльяш.

Следует зафиксировать объективно существующие противоречия, выявленные в процессе теоретического изучения и предварительного анализа проблемы, между:

- потребностью государства и общества в развитии культурно-
досуговых учреждений как: возможности профилактики
асоциальных явлений; развития духовно-нравственных ориентиров
подростков; приобщения их к культуре и искусству; поддержки
социально-общественных инициатив и недостаточным

использованием потенциала самодеятельных хореографических коллективов;

необходимостью разработки научно обоснованных подходов к процессу социализации подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях и отсутствием на практике этого процесса применительно к самодеятельным хореографическим коллективам;

объективной потребностью социализации подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях и недостаточной разработанностью содержательно-методического обеспечения данного процесса.

Разрешение обозначенных выше противоречий предполагает специальное теоретическое исследование возможностей самодеятельного хореографического коллектива по социализации подростков и разработку модели, позволяющей эффективно реализовать эти возможности. Выявленные противоречия позволили сформулировать научную проблему, которая заключается в необходимости теоретического обоснования и экспериментальной проверке процесса социализации подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях.

Объект исследования - хореографическое творчество в культурно-досуговых учреждениях.

Предмет исследования - процесс социализации подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях.

Цель исследования - разработать и экспериментально апробировать структурно-функциональную модель и социально-культурную программу социализации подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс социализации подростков средствами хореографического творчества будет эффективен, если:

выявлены особенности социализации подростков средствами хореографического творчества;

проанализирована деятельность культурно-досуговых учреждений как института социализации подростков;

разработана и апробирована структурно-функциональная модель социализации подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях;

- внедрено методическое обеспечение, включающее социально-
культурную программу социализации подростков средствами
хореографического творчества в условиях самодеятельного
хореографического коллектива.

Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать основные теоретико-методологические аспекты по проблеме социализации подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях.

  2. Рассмотреть особенности культурно-досуговых учреждений как института социализации подростков.

  3. Сконструировать и экспериментально апробировать структурно-функциональную модель социализации подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях.

  4. Разработать и внедрить методическое обеспечение процесса социализации подростков в культурно-досуговом учреждении на базе самодеятельного хореографического коллектива.

Методологическая основа исследования:

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют:

на философском уровне: философские и социально-философские положения об особенностях социализации (Л. А. Беляева, М. Вебер, М. А. Галагузова, Б. С. Гершунский, Л. Н. Коган); идеи историко-культурного и личностно-деятельностного подходов к развитию общества и человека (Е. В. Бондаревская, Л. С. Выготский, В. В. Краевский, А. Н. Леонтьев, С. Я. Рубинштейн); теория развития личности и учение об интегральной природе человека и деятельности как основе его социального развития (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. П. Буева, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн);

- на общенаучном уровне: педагогические концепции
социализации подростка (К. А. Альбуханова-Славская, Б. П. Битинас,
Л. П. Буева, Н. Ф. Голованова, Б. Д. Парыгин); концепции

гуманистической педагогики, идеи приобщения личности к социальному опыту (В. А. Караковский, Л. И. Новикова, А. В. Мудрик, Б. Д. Парыгин, В. А. Сластёнин, З. И. Калмыкова, Н. А. Каргапольцева, Р. А. Литвак); системный подход к развитию общества, культуры, общения и личности (В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. А. Беликов, М. С. Каган, Н. В. Кузьмина, Б. Т. Лихачев);

- на конкретно-научном уровне использовались современные подходы к теории и методике научно-педагогических исследований (В. И. Андреев, В. П. Беспалько, В. И. Зягвязинский, Д. И. Фельдштейн, В. Н. Худяков) в образовательных учреждениях разного уровня и типа (Ю. К. Бабанский, Е. Л. Кудрина, В. И. Матис, Б. А. Федулов); идея о развивающей сущности технологий, средств, программ культурно-досуговой и социально-культурной деятельности различных категорий населения, включая подростков (С. Б. Брижатова, Т. И. Головко, А. Д. Жарков, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, Г. В. Оленина, В. М. Рябков, Б. С. Сафаралиев, Н. В. Серёгин, Н. Ф. Хилько, О. М. Трифонова и другие).

Методы исследования:

Для решения поставленных задач, проверки доказательств выдвинутой гипотезы и обобщения результатов исследования использованы следующие методы:

- теоретические: анализ и систематизация философской,
психологической, культурологической, социально-педагогической
литературы по проблеме социализации подростков, литературы в области
хореографии, искусствоведения и педагогики в области досуга;
сравнительный анализ различных точек зрения ученых, которые работали
в области организации досуга подростков;

- эмпирические: наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование,
моделирование; педагогический эксперимент, методы статистической
обработки эмпирических данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования послужили: образцовый коллектив Алтайского края ансамбль «Созвездие» культурно-досугового учреждения муниципального бюджетного учреждения культуры «Дворец культуры «Южный» г. Барнаула; образцовый коллектив России Лауреат муниципальной премии Главы Администрации г. Барнаула ансамбль классического танца «Сказка» муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и молодежи» Железнодорожного района г. Барнаула; Заслуженный коллектив самодеятельного художественного творчества Алтайского края, образцовый ансамбль русского танца «Светлячки» краевого государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Алтайский краевой дворец творчества детей и молодежи» г. Барнаула; Заслуженный коллектив самодеятельного художественного творчества Алтайского края, образцовый театр танца «Иван да Марья»

муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества «Радуга» г. Барнаула.

Исследование выполнено в три этапа:

Первый этап (2009–2011 гг.) поисково-теоретический,

подготовительный. На этом этапе осуществлены изучение и анализ
философской, психологической, педагогической, социологической,

культурологической литературы по проблеме исследования; осмысление теоретических и методологических положений; определение объекта и предмета исследования; формулирование гипотезы и задач; отбор методов исследования.

Второй этап (2011–2014 гг.) – формирующий. Этап посвящён разработки структурно-функциональной модели и социально-культурной программы социализации подростков средствами хореографического творчества, экспериментальная апробация, обоснование и практическая проверка эффективности предлагаемой методики в культурно-досуговом учреждении МБУК «Дворец культуры «Южный» г. Барнаула.

Третий этап (2014–2015 гг.) обобщающий, в этот период
производилась систематизация и обработка полученных результатов,
проверка достоверности полученных выводов путём сопоставления
исходных, промежуточных и завершающих данных, характеризующих
изменения уровней социализации в экспериментальной и контрольной
группах; математическая обработка полученных данных;

формулировались основные теоретические выводы, завершалась

апробация полученных результатов.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- научно обоснованы и апробированы условия успешной реализации
структурно-функциональной модели: разработка социально-культурной
программы деятельности самодеятельного хореографического коллектива;
организация социально-культурной деятельности самодеятельного

хореографического коллектива на основе самоуправления, подчиненная развитию самостоятельности, ответственности;

– разработана и апробирована структурно-функциональная модель социализации подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях, включающая систему целеполагания, организационно-содержательную деятельность как самих подростков через этапы реализации программы, так и руководителя, осуществляющего деятельность через технологии; показана возможность оценки и анализа уровня социализации подростков;

– выявлены особенности социализации подростков средствами
хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях,
определяющие их поведение и деятельность на основе совокупности
интересов, потребностей в занятиях самодеятельного хореографического
коллектива, выражающиеся в умении выбора видов, форм

хореографических занятий, направленные на освоение социального опыта, ценностные ориентации, способствующие самореализации личности.

Теоретическая значимость определяется следующими

положениями:

– расширены научные представления о роли, содержании и особенностях социализации подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях, представлен социально-педагогический анализ деятельности культурно-досуговых учреждений как института социализации подростков;

– уточнены содержание понятий «социализация подростков
средствами хореографического творчества», «самодеятельный

хореографический коллектив»; реализованы системный, деятельностный,
культурологический подходы к решению исследуемой проблемы,
дополняющие методологические основы теории деятельности культурно-
досуговых учреждений; определены принципы реализации разработанной
социально-педагогической модели (комфортности, добровольности;

гармоничного познания и творчества; самореализации и

преобразовательной деятельности; практической направленности; учета
индивидуального подхода и коллективизма), отражающие сущность и
особенности деятельности самодеятельного хореографического

коллектива;

– представленные материалы обогащают и дополняют теорию
социально-культурной деятельности систематизированной и

конкретизированной информацией об особенностях социализации подростков средствами хореографического творчества в условиях культурно-досуговых учреждений.

Практическая значимость исследования состоит:

– в разработке и внедрении структурно-функциональной модели социализации подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях;

– в выборе и обосновании наиболее эффективных средств, технологий деятельности самодеятельного хореографического коллектива, способствующих успешной социализации подростков;

– в научно-методическом сопровождении всех этапов

представленной социально-культурной программы «Созвездие»

самодеятельного хореографического коллектива и технологизации реализуемых педагогических условий.

Результаты исследования могут быть использованы для

модернизации деятельности самодеятельных хореографических

коллективов и повышения квалификации педагогов культурно-досуговых учреждений в части содержания, обогащения методики, развития творческого потенциала подростков, расширения сферы деятельности с целью поиска новых условий процесса социализации подростков.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социализация подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях рассматривается как формирование (в рамках организованного педагогического процесса в

самодеятельном хореографическом коллективе) совокупности качеств личности подростков, определяющих поведение и деятельность на основе интересов, потребностей, формирований представлений о базовых ценностных ориентациях, направленных на освоение социального опыта и способствующих самореализации личности.

2. Разработанная и апробированная структурно-функциональная
модель социализации подростков средствами хореографического
творчества в культурно-досуговых учреждениях включает блоки:
целеполагание на основе методологических подходов и принципов;
определение организационно-содержательной составляющей процесса
через реализацию социально-культурной программы и педагогических
условий; в) построение социально-культурной программы, включающей
четырехступенчатую систему образования («Классический танец»,
«Народно-сценический танец», «Азбука музыкальных движений»,
«Постановка и отработка танцевальных композиций») в соответствии с
культурно-образовательным, культурно-творческим, коммуникативным,
рекреационно-оздоровительным, аналитическим направлениями и
механизмами деятельности; определение уровня развития социализации
подростков на основе аналитического и качественного инструментария.

3. В процессе социализации подростков средствами
хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях
выступают самодеятельный хореографический коллектив, педагогический
коллектив, традиции, социальные партнеры, родители, взаимодействие
которых позволяет конкретизировать содержание социально-культурной
деятельности, направленной на достижение педагогических целей.
Условиями осуществления социально-культурной деятельности в
самодеятельном хореографическом коллективе являются следующие:
создание развивающей среды жизнедеятельности, ориентированной на
выбор культурных, нравственных ценностей; содержательное
многообразие деятельности, связанное с хореографическим творчеством
подростков; мотивация вхождения в творческие сообщества;
формирование социального статуса личности.

4. Организационно-содержательная деятельность по социализации
подростков средствами хореографического творчества в культурно-
досуговых учреждениях реализуется через комплекс педагогических
условий, включающих организацию педагогического сопровождения по
формированию компонентов социализации подростков средствами
хореографического творчества; удовлетворение интересов и потребностей
личности подростка; организацию систематической концертной и
конкурсной деятельности самодеятельного хореографического коллектива
с целью творческой самореализации подростка.

Достоверность и обоснованность результатов исследования

обеспечивается аргументированностью построений его методологических оснований, анализом теоретического и фактологического материала по проблеме исследования в отечественной и зарубежной науке;

использование комплекса методов, адекватных цели, задачам

исследования и специфике каждого этапа исследования; успешными
результатами внедрения в деятельность самодеятельного

хореографического коллектива г. Барнаула; итогами опытно-

экспериментальной работы, подтвердившими правомерность

первоначально выдвинутой гипотезы; использованием методов

математической статистики; личным участием автора в апробации экспериментальной программы.

Апробация результатов исследования осуществлялась в

соответствии с основными этапами исследования.

Основные идеи и результаты исследования были доложены и получили одобрение на международных (Луганск, 2011; Ливерпуль, 2012; Барнаул, 2014, 2015; Новосибирск, 2015), всероссийских (Тюмень, 2011; Нижневартовск, 2014); региональных (Барнаул, 2013); городских научно-практических конференциях (Барнаул, 2010, 2011, 2012); посредством публикаций (Барнаул, 2010 – 2015; Москва, 2013; Горно-Алтайск, 2014, 2015; Новосибирск, 2015).

Материалы исследования внедрены в работу самодеятельного хореографического коллектива «Созвездие» на базе культурно-досугового учреждения «Дворец культуры «Южный» г. Барнаула, акты о внедрении основных научных результатов прилагаются.

По результатам исследования опубликовано 20 статей,

раскрывающих его основные положения, в том числе три статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертации продиктована логикой развития темы в соответствии с целью и задачами исследования и включает: введение, две главы, заключение, список используемой и цитируемой литературы и приложений. Диссертация содержит 18 таблиц и 5 рисунков.

Роль культурно-досуговых учреждений в социализации подростков

К мегафакторам (мега – очень большой, всеобщий) относятся космос, планета, мир, который в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

К макрофакторам (макро – большой) относятся страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах, при этом это влияние опосредованно двумя другими группами факторов.

К мезофакторам (мезо – средний, промежуточный) относятся условия социализации больших групп людей, выделяемых по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, посёлок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение и прочие); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно через четвёртую группу – микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют – семья, домашний очаг, соседство, группа сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные и частные организации, микросоциум [136, с. 30].

Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдёт его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии, с которыми протекает жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных этапах состав агентов специфичен. По отношению к подросткам таковыми выступают родители, братья, сёстры, родственники, сверстники, учителя, соседи. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для подростка, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают своё влияние.

Социализация подрастающего поколения осуществляется широким набором средств, специфических для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и уход за ним; формируемые бытовые умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры; стиль и содержание общения, методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической, социально-культурной и духовно-практической деятельности, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.

Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа, независимо большая или малая, вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций – способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, отличия, наград. С помощью этих способов и мер поведения подростка приводится в соответствие с принятыми в культуре образцами, нормами и ценностями.

Социализация подростков во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда определенных «механизмов». В своих научных трудах А. В. Мудрик выделяет традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный механизмы социализации. Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, характерных для семьи ближайшего окружения, в котором находится подросток. Это усвоение происходит на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, средства массовой информации).

В процессе взаимодействия подростка с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально-одобряемого поведения, а также опыта имитации социально-одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение, интернет) влияют на социализацию подростка не только с помощью трансляции определённой информации, но и через представление определённых образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. «Эффективность этого влияния тонко подметил ещё в XVIII в. известный балетмейстер Жан Жорж Новерр, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определённостью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Подростки в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль и так далее» [136, с. 35].

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определённой субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия подростка с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и так далее. Значимыми лицами могут быть родители, любой уважаемый взрослый друг – сверстник своего противоположного пола. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми подросток взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на подростка влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический [135, с. 64-66].

Структурно-функциональная модель социализации подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях

Коллектив, по определению А. С. Макаренко [123, с. 63], представляет собой органическую часть общества, являясь главным инструментом воспитания граждан. Под коллективом он понимал «целеустремленный комплекс личности», объединенных общественно-значимыми целями, совместной деятельностью по их достижению, взаимной ответственностью и самоуправлением. А. С. Макаренко [122; 123] принадлежит идея первичного коллектива как основного инструмента воспитательного воздействия на человека. Разработанный им принцип «параллельного действия», использовался в качестве важнейшего при воспитании личности в коллективе. Законом сплочения коллектива являлось стремление к достижению все более значимых общественных целей. Они объединяют коллектив, усиливают взаимную ответственность, повышают требовательность коллектива к каждому, создают мажорный тон в коллективе. Воспитание личности в коллективе, через коллектив – это залог «правильного человека», как утверждал А. С. Макаренко. Коллектив — это и есть реальное жизненное пространство, где осуществляется становление человека. Подлинная личность, и даже — индивидуальность может быть выстроена только из материи общественной жизни [122, с. 267].

Специфика самодеятельных организаций заключается в том, что в отличие от других педагогических систем педагогический процесс протекает в форме предметной деятельности и результаты этой деятельности являются средством решения педагогической задачи. Педагогический процесс в самодеятельном творчестве носит двойственный характер, так как в результате своей деятельности обладает как предметным, так и педагогическим результатом. Специфика педагогического процесса в самодеятельном коллективе имеет свои особенности. Во-первых, все педагогические организации имеют ограниченный во времени педагогический процесс: в школах продолжительность процесса составляет 11 лет, в вузах, 4 года. В самодеятельном коллективе он не ограничен временными рамками и имеет тенденцию к максимальной продолжительности с учетом активной жизни человека. Во-вторых, цели и задачи любой другой педагогической системы задаются извне, а конечный результат выносится за рамки этой системы, то есть человека готовят к деятельности, которая начинается после его выхода из данной системы: к примеру, выпускник вуза пользуется полученными там знаниями уже после его окончания. В самодеятельности участника не готовят к другой деятельности, его развивают ради самой этой деятельности, ради самого участника. Таким образом, извне самодеятельности задается только цель – всестороннее развитие личности, ее социализация, которая присутствует и в педагогической системе, а остальные цели и задачи складываются в процессе предметной деятельности. В-третьих, участие в самодеятельности добровольно и свободно. Педагогический процесс протекает в нем опосредованно. В самодеятельном коллективе учитываются желания, потребности и возможности участников, что обеспечивает высокую активность самих воспитанников [194, с. 11].

Социальные функции самодеятельного коллектива отражают потребности социума на определенном этапе развития. Ему предназначено удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные потребности воспитанников. Одна из функций самодеятельного коллектива – функция социализации личности, под которой понимается приобщение индивида к культуре, её ценностям и нормам, что обеспечивает возможность выполнения человеком своих социальных ролей. Необходимость изучения проблемы социализации в самодеятельном коллективе возрастает в связи с усилением принципа добровольности участия в нем подростков. Занятость подростков в таких коллективах отвлекает от бесполезного пребывания «на улице», дает возможность увеличить время для общения с семьей, а также помогает родителям лучше познать особенности развития своего ребенка, которые часто скрыты от них из-за недостаточного общения и внимания в семье.

В самодеятельном коллективе подросток имеет возможность реализовать свой личностный потенциал в социально значимой деятельности: выступления на концертах и праздничных мероприятиях района, города, края, участие в конкурсах, фестивалях различного уровня, участие в делах коллектива; помимо самореализации обеспечивается его активное включение в жизнь общества. В то же время руководитель коллектива, педагог становится для подростка другом, наставником, деловым партнером.

Данная опытно-экспериментальная работа по социализации подростков средствами хореографического творчества направлена на доказательство того, что занятия в самодеятельных коллективах могут создать условия для самоутверждения подростков, их личностного самоопределения, самореализации, профессионального самоопределения в будущем, адаптации к жизни в условиях рыночных отношений. В основу нашей опытно-экспериментальной работы был положен педагогический эксперимент. По мнению Ю. К. Бабанского [14], эксперимент представляет собой комплексный метод исследования, позволяет глубже, чем другие методы, проверить эффективность тех или иных нововведений в области обучения и воспитания, сравнить значимость различных факторов в структуре педагогического процесса и выбрать наилучшее (оптимальное) для соответствующих ситуаций их сочетание, выявить необходимые условия реализации определенных педагогических задач. Эксперимент позволяет обнаружить повторяющиеся, устойчивые, необходимые, существенные связи между явлениями, то есть изучать закономерности, характерные для педагогического процесса.

Целью опытно-экспериментальной работы стала апробация разработанной нами структурно-функциональной модели социализации подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговом учреждении, а также социально-культурной программы «Созвездие», позволяющей целенаправленно воздействовать на уровень социализации подростков.

В качестве экспериментальной базы были выбраны четыре самодеятельных хореографических коллектива: образцовый коллектив Алтайского края ансамбль «Созвездие» культурно-досугового учреждения муниципального бюджетного учреждения культуры «Дворец культуры «Южный» г. Барнаула; образцовый коллектив России Лауреат муниципальной премии Главы Администрации г. Барнаула ансамбль классического танца «Сказка» муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и молодежи» Железнодорожного района г. Барнаула; Заслуженный коллектив самодеятельного художественного творчества Алтайского края, образцовый ансамбль русского танца «Светлячки» краевого государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Алтайский краевой дворец творчества детей и молодежи» г. Барнаула; Заслуженный коллектив самодеятельного художественного творчества Алтайского края, образцовый театр танца «Иван да Марья» муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества «Радуга» г. Барнаула. Эксперимент осуществлялся нами, а также руководителями самодеятельных коллективов и участниками самодеятельных коллективов под нашим руководством. Всего в констатирующем этапе эксперимента приняло участие 246 человек, из них 236 воспитанников самодеятельных хореографических коллективов, подростки в возрасте от 11 до 15 лет, 10 руководителей коллективов. В формирующем этапе эксперимента приняло участие 113 подростков. Для получения полной достоверной информации по каждому участнику обеих групп была составлена личная анкета, в которую включены все параметры исходного уровня социализации на первоначальном этапе. Каждый последующий год эксперимента в личной анкете отмечались изменения в показателях.

Методика реализации социально-культурной программы социализации подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговом учреждении на базе самодеятельного хореографического коллектива

На заключительном этапе эксперимента была реализована повторная группа диагностик – произведен контрольный диагностический срез – с целью определения эффективности разработанной структурно-функциональной модели и социально-культурной программы социализации подростков средствами хореографического творчества, результаты которой представлены далее.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы осуществлялся путем сравнения показателей нулевого и контрольного срезов. Чтобы проследить изменения уровня социализации подростков средствами хореографического творчества в ходе опытно-экспериментальной работы, мы использовали следующие показатели динамических рядов: вычисление среднего показателя, показателя абсолютного прироста, вычисление коэффициента эффективности экспериментальной методики.

Вычисление среднего показателя (Сp) отражает количественную оценку роста уровня социализации подростков, вычисляется по формуле: Ср = (1a+2b+3c) / 100, где a, b, c – процентное количество подростков, находящихся на низком, среднем и высоком уровнях социализации. Вычисление показателя абсолютного прироста, отражающего разность начального и конечного значений уровня (или отдельного критерия, показателя) социализации подростков средствами хореографического творчества, вычисляется по формуле: G= Пкон – Пнач, где Пнач – начальное значение уровня социализации; Пкон – конечное значение уровня социализации. Коэффициент эффективности экспериментальной методики вычисляется по формуле: Кэф = Сро / Срк, 120 где Сро – характеризует значение среднего показателя опытно-экспериментальной группы; Срк – характеризует значение среднего показателя контрольной группы.

В экспериментальной группе работа проводилась на основе социально-культурной программы «Созвездие». Контрольная группа работала без изменений. В экспериментальную и контрольную группу входили подростки старшей группы самодеятельного хореографического коллектива. В начале формирующего этапа опытно-экспериментальной работы был произведен нулевой диагностический срез, отражающий уровень социализации подростков (данные представлены в таблице 13 и на рисунке 3).

Расчет среднего показателя нулевого диагностического среза вычислялся следующим образом: Срэг= (31,6 + 120 + 25.2) / 100 = 1,768; Сркг= (30,2 + 128,2 + 17,1) / 100 = 1,755. Таблица 13 Уровни социализации подростков по данным нулевого диагностического среза Группа Кол-во, чел низкий средний высокий Ср Кол-во, чел % Кол-во, чел % Кол-во, чел % ЭК 60 19 31,6 36 60 5 8,4 1,7 КГ 53 16 30,2 34 64,1 3 5,7 1,7 Анализируя таблицу 13 и рисунок 3 отметим, что к началу эксперимента большинство подростков (93%) находятся на низком или среднем уровне социализации. В экспериментальной группе 31,6% подростков находятся на низком уровне социализации, 60% – на среднем; в контрольной группе 30,2% подростков находятся на низком уровне социализации, 64,1% – на среднем. При этом наблюдается недостаточная сформированность высокого уровня социализации: в экспериментальной группе на высоком уровне социализации находятся 8,4%, в контрольной 5,7%.

Корректность сформированных групп подтвердим с помощью статистического критерия «хи-квадрата» К. Пирсона (Таблица 14). Выбор данного критерия объясняется тем, что он позволяет не рассматривать анализируемое статистическое распределение как функцию и не предполагает предварительное вычисление параметров распределения, поэтому его применение к порядковым критериям диагностики уровня социализации подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговом учреждении позволяет нам с достаточной степенью достоверности судить о результатах опытно-экспериментальной работы [54, с. 96]:

Для df=2 и a=0,05 =5,99 Полученные результаты показывают, что значения X2 на начальном этапе эксперимента оказались меньше табличного для исследуемых нами групп. Это свидетельствует о том, что экспериментальная и контрольная группы находятся в равных условиях, и у них нет значимых различий по уровню социализации подростков, что позволяет нам исключить альтернативную гипотезу о том, что изменения в показателях экспериментальных и контрольной групп будут вызваны различиями, имевшими место до начала формирующего этапа эксперимента.

По окончании формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, после реализации структурно-функциональной модели и социально-культурной программы социализации подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговом учреждении, был произведен контрольный диагностический срез уровня социализации подростков (таблица 15, рисунок 4).

Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы социализации подростков в культурно-досуговом учреждении

Таким образом, рассмотрение социализации подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях как педагогической проблемы предопределило переход к решению третьей и четвертой задач исследования.

При решении третьей задачи исследования (сконструировать и экспериментально апробировать структурно-функциональную модель социализации подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях) была разработана и научно обоснована структурно-функциональная модель социализации подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях. Методологической основой для обоснования модели выступила совокупность теоретических подходов (системный, деятельностный, личностно-ориентированный) и принципов (природосообразности, культуросообразности, гуманизма, целостности педагогического процесса, демократизация воспитательной среды, ценностно-смыслового равенства педагога и подростка, коллективности, креативности). На основании представленной методологической основы структурно-функциональная модель социализации подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях, включает следующие блоки: целевой (цель, задачи); содержательный (включает авторскую социально-культурную программу «Созвездие» и компоненты (когнитивный, мотивационный, коммуникативный, эмоциональный, креативный) социализации подростков средствами хореографического творчества; технологический (формы, методы, средства); результативный (критерии, уровни, диагностический инструментарий). Значение структурно-функциональной модели отражают ее функции (социализация, инкультурация, самореализация, информационно-просветительная, рекреационная, развивающая). Для эффективного построения деятельности в коллективе, используя структурно-функциональную модель социализации подростков средствами хореографического творчества, выделили необходимые педагогические условия: организация педагогического сопровождения по формированию компонентов социализации подростков средствами хореографического творчества; удовлетворение интересов и потребностей личности подростка; организация систематической концертной и конкурсной деятельности самодеятельного хореографического коллектива с целью творческой самореализации подростка.

В рамках решения четвертой задачи (разработать и внедрить методическое обеспечение процесса социализации подростков в культурно-досуговом учреждении на базе самодеятельного хореографического коллектива) была разработана и экспериментально апробирована социально-культурная программа «Созвездие» по социализации подростков средствами хореографического творчества.

Являясь относительно самостоятельной, социально-культурная программа «Созвездие» включена в структурно-функциональную модель социализации подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях и обеспечивает ее успешную реализацию. Проверка эффективности структурно-функциональной модели и социально-культурной программы «Созвездие» осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы. На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы было изучено состояние исследуемой проблемы. В качестве компонентов социализации подростков мы выделили: когнитивный, мотивационный, коммуникативный, эмоциональный, креативный. Критериями сформированности компонентов социализации подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях были определены: оптимальный, допустимый, критический, недопустимый Уровнями социализации подростков стали низкий, средний и высокий. Результаты входной диагностики (нулевого диагностического среза) в начале формирующего этапа опытно-экспериментальной работы показали, что основная часть подростков, участвующих в эксперименте, находится на низком и среднем уровнях социализации. При этом ярко выражена недостаточность высокого уровня. На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы в организованной экспериментальной группе проводилась апробация разработанной структурно-функциональной модели и социально-культурной программы «Созвездие». Контрольный диагностический срез в конце формирующего этапа опытно-экспериментальной работы показал, что в группе произошли положительные изменения в социализации подростков средствами хореографического творчества. В контрольной группе они оказались незначительными, тогда как в экспериментальной группе, где реализовывалась социально-культурная программа «Созвездие» изменения оказались явно выраженными (показатель абсолютного прироста на высоком уровне социализации подростков средствами хореографического творчества составил 21,6%). На аналитическом этапе опытно-экспериментальной работы проводился анализ и систематизация полученных данных. С помощью статистических методов было доказано, что произошедшие положительные изменения не случайны, а являются результатом внедрения структурно-функциональной модели и социально-культурной программы «Созвездие» социализации подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях. Опытно-экспериментальная работа показала, что выдвинутая гипотеза верна, поставленные научные задачи решены, цель исследования достигнута.

Выполненное исследование, безусловно, не исчерпало полностью все аспекты освещаемой нами проблемы. Сформулированные выводы вводят нас в новый круг нерешенных проблем, рассмотрение которых предполагает дальнейшую работу, которая должна быть связана с разработкой методических рекомендаций для руководителей и педагогов самодеятельных коллективов, связанных с социализацией подрастающего поколения; поиск, определение и внедрение новых методов, условий, технологий социализации подростков средствами хореографического творчества.