Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-культурная деятельность как средство развития сообщества глухих Свердлов, Абрам Залманович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Свердлов, Абрам Залманович. Социально-культурная деятельность как средство развития сообщества глухих : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.05.- Санкт-Петербург, 1996.- 38 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Коренные изменения общественных отно-вний, кризисные явления и иные потрясения наиболее болезненно пе-эживают социально незащищенные слои населения, к которым, в частно-ти, относится сообщество глухих. Особенно остро неслышащие лвдш ощу-згот ослабление социально-экономической поддержки государства и об-эства в современных условиях, что порождает необратимые негативные роцессы и требует незамедлительных мер по преодолению сложившейся ятуации. Первейшая задача любого здорового общества в критические эриоды развития - найти в себе силы, чтобы компенсировать трудности эциально незащищенных груші населения вниманием к их нуждам и за-этам, подлинно гуманным отношением к этим людям, реальными шагами, утверждающими, что лица с физическими недугами могут созидать, зорить, жить активной и полноценной жизнью.

На пути содействия неслышащим всегда были значительные препят-гвия. Они выражались в непонимании проблем глухих со стороны общест-энности, невнимании властей, поглощенных другими вопросами. Не посудним в ряду трудностей был всегда вопрос материального обеспечения змощи глухим. В истории России, как, впрочем, и за рубежом государ-гво редко имело свободные деньги,.а то, чем оно располагало, оно зедпочитало тратить на более престижные и необходимые с его точки эения дела. Тем не менее в дореволюционной России, как и в советский эриод, выделялись денежные средства для помощи неслышащим. Сегодня связи с обнищанием населения финансовые трудности в деле содействия гухим резко увеличились, но в стране есть люди - социальные работник;!, здагоги; деятели Церкви, ученые, готовые и в нынешних обстоятельстве продолжить традиционное для России доброе дело содействия не-шшащим. У них есть представление о том, какие гуманистические идеи педагогические принципы должны лежать в основе этой помощи. Миро-ія педагогическая мысль, философы и религиозные деятели сказали на 'от счет много верного. Но сегодня ощущается острая потребность в ізвитии этих идей и представлений на основе достижений современной іуки и педагогической практики. В особенности велика потребность в гтегративном, по существу междисциплинарном подходе к воспитательным :илиям, которые требуютсясо стороны гуманного общества в отношении (слышащих. Именно в этом направлении стремились мы развить то, что

было сделано уже до нас.

Диссертационное исследование связано с рядом проблем, стоящих ред глухими и слабослышащими в процессе социальной интеграции с полн ными в психофизическом аспекте индивидами. Эти проблемы включахмрев с совершенствование духовного потенциала неслышащих индивидов, возможн его влияния на процесс интеграции сообщества глухих в "большое общее предполагают:

определение соотношения понятий социальное и духовное в профе сиональной и культурно-досуговой сферах деятельности неслышащих;

обоснование роли духовного начала в социальном становлении гл,

преодоление узкой специализации в деле помощи глухим, при коті методы и приемы сурдопедагогики рассматриваются вне широкого социалы и духовного контекста;

объединение литературных, театральных, философских направленні (светских и религиозных), прикладных дисциплин, связанных с професси< нальной и культурно-досуговой деятельностью глухих индивидов, в єдині концептуальный узел;

преодоление сложившегося стереотипа восприятия глухоты как фаі но ограничивающего объективные возможности разностороннего .развития j ности неслышащего человека;

определение путей становления глухих, как полноценных личноетє развитие которых возможно в условиях активной социальной поддержки гу нистического общества;

изучение процесса социальной интеграции в сфере профессиональн и культурно-досуговой деятельности, способствующего нравственному и и теллактуальному обогащению глухих и придающего универсальный характер манным ценностям всего общества;

изучение механизма преодоления отсталости в сфере духовного ра тия личности неслышащих средствами социально-культурной деятельности;

обоснование методики включения различных культурных слоев обще глухих в активный созидательный процесс художественного творчества;

использование методики реализации познавательной и творческой тивности глухих и слабослышащих индивидов в овладении основами художе< венного мастерства в профессиональной и культурно-досуговой деятельно»

обобщение важных направлений в сфере гуманистической мысли, cbj занных с основными вехами в развитии сурдопедагогики;

обоснование диалектического единства текстового материала и об] ной жосто-мимической речи, составляющих языковые проблеми неслышащих, как объекта педагогического воздействия;

определение основных направлений духовно-нравстьоиного воспита? глухих, способствующих приобщению неслышащих индивидов к христианской

рности, общечеловеческим нравственным ценностям;

- изучение условий, в которых должно протекать это воспитание;
познание роли художественной культуры в форме театрального искусства,

атургического материала и в других направлениях, в духовном развитии ости глухих в профессиональной и досуговой сферах;

определение специфических особенностей уроков литературы, художест-ого слова и их роли в становлении и формировании самостоятельного іческого мышления неслышацих индивидов;

изучение возможностей экскурсионной деятельности, эстетического риятия природы как средств профессионального, гармоничного становле-личности неслышащих;

доказательство значимости духовного потенциала художественных ре-сел, технических специализаций, занятий физической культурой и спор-в профессиональном и нравственном развитии ' глухих.

Степень разработанности проблемы. Проблема духовного нравственного, :ессионального становления глухих индивидов интересовала видных предателей творческой мысли в различных сферах интеллектуальной деятель-'и на протяжении многовекового развития человечества. Духовному миру :их уделяли внимание светские и религиозные философы, историки и пили, политические деятели и педагоги. Творческими данными глухих и южностыо их приобщения к миру слышащих занимались философ Аристотель :торик Геродот, ученый Гай Плиний Секунд и религиозный мыслитель Ав-

'ИН.

На протяжении своего развития в Европе и Америке сурдопедагогика далась в тесном контакте с гуманистической мыслью, многие представле-о том, как можно помочь неслышащим возникли одновременно и в среде юофов, и среди педагогов. Рост гуманизма в Европе, начиная с эпохи юждения, способствовал развитию сурдопедагогики, которая создавала і концепции в русле общих педагогических идей, созданных светлыми їй человечества.

Природой глухонемоты, творческими, профессиональными возможностями мшащих людей занимались в Италии Джиролами Кардано, в Испании 1>лану-5амирос Каррион, Бонет Хуан Пабло.

Своеобразные идеи по обучению и воспитанию глухих, созданию яесто-їческой речи принадлежат английскому философу и гуманисту Фрэнсису >ну. Умственным, профессиональным обучением и воспитанием глухих зани-!я и его соотечественник, физик и философ Джон Оульвер.

_ 6 -

Духовной, гражданской, профессиональной реабилитации глухих уделяли внимание немецкие ученые И.Кент, В.Кергер, С.Гейнике, Ф.Гилль, А.Дистервег, Р.Іинднер. Во Франции ученый гуманист эпохи Просвещения Лени Дидро в "чПисьме глухим и немым", "Письме о слепых в назидание зрячим" доказывал, что обучение детей должно быть всеобщим. Стремился к тому, чтобы добиться в педагогическом пиолессе с глухим;;, слепыми индивидами, органичного сочетания природных задатков, способностей ребенка с целенаправленным обучением и воспитанием, основанном на соблюдении нравственных норм. Гуманистический обоаз шел;", связывает двух современников: философа Д.Дидро и педагога К.Ф.Дешана, уделявшего особое внимание зримым, сенсорным моментам в рсэзвитии личности глухого.

Проблемам взаимодействия коммерции и милосердия "мимическому методу", гуманизации педагогического процесса уделял внимание французский ученый Шарль Мишель Делепе. В последнем случае он опирался на опыт Я.Коменского и Г.}".Руссо. Проблемами социальной интеграции, духовным, интеллектуальным, профессиональным взаимодействием глухих и слышащих занимался А.Бланше. Определенный вклад в развитие духовного мипа неслыгаа'зих индивидов внесла итальянский педагог М.Монтес-сопи. Позитивный, сурдопедагогический, нравственный опыт американских коллег XIX столетия актуален и в наши дни в процессе возвращения к непреходящим .духовным ценностям. Налаживания культурных контактов между народами. Речь идет о деятельности Галлоде Томаса и Кларка Лорана, Г>лиарда Галлодет и сестер Эммы и Мерри Гаррет.

В XIX столетии Ч.Диккенс акцентировал внимание передовых сил английского общества ча опыте Самуил- Гридли Хоуза, обучавшего в институте Перкинса в США слепоглухонемую Лору Брдджмен - духовную предтечу Ольги Скороходовои. В XX веке в своих "Воспоминаниях" российский историк ПЛІїшжов писал об учреждении для глухонемых девушек в Америке, где они учились пониманию сложнейших интеллектуальных ТЄКСТОЕ.

Поиски российских дотектологов, сурдопедагогов, психологов, видных деятелей творческой ммсли, заинтересованных в социальной интеграции слышащих и глухих индивидов, в профессиональной ориентации последних, в интеллектуальном совершенствовании глухого человека чпппз сложную многоступенчатую систему культурных институ-ов>органично вписывается в мнповой духовный процесс. На протяжении мног"Х пеков ив ^псо'ніско". науке и в образовании накашшва-

лсь знания о глухонемоте, о жизни и духовной деятельности неслы-іащих людей. Это, бесспорно, связано с принятием христианства на

уси, ставшего основой становления русской духовности. В 996 году нязь Владимир определил, чтобы церковь взяла на себя призрение богих и неимущих. При монастырях в XI веке создавались особые до-:а, где совместно со слышащими сиротами воспитывались и трудились лухие. В данном случае можно говорить о первых опытах профессиональ-:ой ориентации лиц с различными психофизическими недостатками и социальной интеграции слышащих и неслышащих индивидов.

Законодательные акты Российского государства ХУ-ХУП веков, оп-іеделяющие юридические права глухих, в которых гражданское и имуще-твенное положение данного контингента уравнивается со слышащими, ыгодно отличаются от Кодекса Римских Законов Юстиниана, где глухим ' тводится самое последнее место в сфере прав и защиты их человечес-ого достоинства. Большое елияниє на развитие сурдопедагогики в Рос--ии оказали философские взгляды, нравственные принципы русских про-ветителєй ХІТІ и ПХ веков (Л.Радищева, Н.Добролюбова, А.Герцена, .Достоевского и др.), связанные с глубокой верой в познавательные, ворческие возможности индивидов (независимо от социального статуса психофизической полноценности) в различных сферах деятельности технической и гуманитарной).

Необходимо сказать и о духовных, благотворительных деяниях в хере приобщения глухих к ценностям творческой мысли со стороны пред-тавителей правящей элиты. З 1806 году императрица Мария Федоровна Павловске по своей личной, христианской инициативе создала группу з четырех человек. Это были неслышащие дети. Впоследствии императри-а способствовала созданию Петербургского училища глухонемых.

Развитием духовного мира неслышащих, их профессиональной ориен-ацией занимались А.П.Грабаров, П.Д.Енько, И.К.Арнольд. Арнольдо -ретьяковское училище для глухонемых было основано в I860 г. И.К.Ар-ольдом на его средства. Попечителем вышеназванного училища стал .Н.Третьяков - основатель Всемирно известной" картинной галереи в оскве. Уделял внимание изучению психофизического облика глухого еловека, возможностям его речевого развития, верил з его нравствен-ий потенциал И.М.Сеченов.

В результате педагогической деятельности русских сурдопедаго-ов В.И.'Г'лерп, Г.А.Гурцова, II.Я.Селезнева, А.Ф.Остроградского, И.А.

Васильева, Н.М.Лаговского, Ф.А.Рау и других к началу XX века создается русская система обучения детей с нарушением слуха.

Совершенствованием путей социальной интеграции глухих и слыли щих индивидов, профессиональной ориентацией, социальной и гражданской реабилитацией неслышащих детей занимались в послеоктябрьский период Н.К.Крупская, Н.М.Лаговский, Л.С.Выготский и др. A.M.Горький в выступлении на I Всероссийском съезде по преодолению детскоі дефективности, преступности, беспризорности высоко оценил труд педагогов, связанный с приобщением неполноценных в психофизическом аспекте детей к активной творческой жизни.

Наука XX столетия, опираясь на достижения предшествующих веков, много сделала для разработки проблемы языка и жеста в общениЕ неслышащих друг с другом, поставила вопрос об особенностях речевой деятельности сообщества глухих. Этими вопросами занимались И.Васильев, Л.Выготский, "династия" Pay (Ф.А., Ф.Ф., Е.Ф., Н.А.), В.Ви ноградов, А.Гвоздев. Внимание коммуникативной функции культуры, умению понять глухого собеседника уделяли Э.Ильенков, А.Мещеряков, П.Блонский, 3.Бельтюков. Необходимость построения учебного процесс на стыке с другими дисциплинами, расширяющими творческий диапазон глухих, подчеркивали А.В.Занков и М.И.Соловьев.

В трудах Л.Выготского, С.Рубинштейна, А.Запорожца, В.Сухом-линского писалось о неразумности поспешного перевода детей с одной ступени развития на другую. 3 программах, разработанных Б.Кор-сунской, Ф.Кричевской и др., связанных с воспитанием и образованием глухих, отмечалось, что они строятся с таким расчетом, что глухие школьники могут овладеть устной речью постепенно, переходя от простых по способу образования элементов речи к более сложным. М.М.Кольцова подчеркивает, что слово для глухого человека должно включаться в двадцать и более условных связей. Культурно-историческая педагогическая теория, разработанная Л.С.Выготским, В.И. Зинченко, Д.Б.Элькониным, С.А.Зыковым по своей духовной, гуманной направленности имеет прямое отношение к неслышащим индивидам. Контролю за произношением глухих детей уделяют внимание такие ученые, как Э.Леонгард, Н.Морозова, А. Матюшкин, С. Преображенский, И.Певзнер. В работах М.Хватцева, С.Шебалина пишется, что обучение словесной речи глухого ребенка должно быть органически связано с его повседневной практикой, его жизнью и деятельностью. Глубоким анализом текстов занималась У.И.ІЗД. В речевых играх, как подчер-

- 9 -кивает В.Н.Базилевская, обогащается лексика глухих, воспитываются навыки речевого общения. Урокам чтения в школах для слабослышащих и глухих детей, литературному процессу, слуховой дифференциации, > уделяют внимание М.М.Никитина, Р.И.Лалавва, Н.М.Назарова, Л.С.Волкова, Й.В.Цукерман, Е.Г.Речицкая, ЛЛ'.Синицына, Б.И.Финк, Л.М.Быкова, Е.Е. Вишневская, Э.И.Леонгард, С.В.Соколова, М.Л.Соколова, Э.Л.Строкова, Л.Б.Можара, С.А.Джавадова, Н.М.Иванова, Н.Асташенкова, Л.П.Назарова, И.И.Свердлова . Психологик трудового обучения глухих посвятили свои труды А.П.Гозова, Г.Е.Артамонова, Г.Н.Пенин и др.

Формированием самостоятельного творческого мышления неслыша-дих индивидов в профессиональной сфере, в учебной и культурнот-до-зугсвой формах деятельности, приобщением неслышащих к достижениям отечественной и мировой культуры, в частности, драматургии, прозы, тереведенной на язык сценических образов, занимались народный артист СССР Е.Эахава, Н.Ярмаченко, режиссеры московского театра ми-лики и жестэ А.Щекочихин, Е.Низовой, Г.Якероон, В.Знамеровский, з.Глушак. (ПНР), М.Слипченко, А.Поламишев; создатель эксперименталь-гой студии А.Мекке; преподаватели Межрегионального Центра по реа-іклитации лиц с проблемами слуха А.Никулин, В.Рождественская, Я.Цен-'ер, Г.Кустов, В.Синютин, И.Духович, М.Родимина, Ю.Васильев, Л.Левин и ф.

Работе над образной, жестовой речью уделяли внимание А.Лобанова, Т.Книппер, А.Игнатенко, И.Длугач, Т.Сирота. Образованием лухих в сферах изобразительного искусства занимались-М.Pay, педа-'оги Межрегионального Центра В.Мурзо, П.Уткин, В.Чекалов, Ф.Колегов, ..Косаковский, А.Крахмальников, П.Алексеев, И.Голод, Ю.Березин, И.Зай-;ев, М.Саткоев, Р.Магомедов, А.Чагина, А.Фалин, В.Сычев, А.Лапко, .Кокин, А.Смирнов и др. Проблемами эстетического воспитания занимаясь Г.Николаева, И.Соловьева, В.Ежова, А.Крахмальников, Н.Суслов, олиграфическому мастерству учили Г.Русакова, Д.Гавриш, Б.Смертина, .Лопатко, В.Богданова, А.Коровина, радиомонтажному делу - А.Башка-ов, В.Мерзляков, Д.Попов, Ю.Недосекин. К физической культуре приоб-али такие педагоги Межрегионального Центра как Э.Слуцкий, В.Кузакова, .Иикитюк, А.Алесин, В.Порядпн, Ю.Богданов и др.

Таким образом, устанавливается неразрывная эмоциональная, уховная, интеллектуальная связь между ушедшим, живущим, гряду-, им поколением педагогвв и их учениками. Подобный подход к провесам художественной культуры, социально-культурной деятельно-ги отрицает догматизм, начетничество, но он отрицает и любые появления релятивизма, скепсиса, зряшного отрицания. Творческий

процесс, предполагающий разные условия для учащихся всех отделений, отрицает не только элитаризм, кастовость, но и аморфность, уравнительность, дгалитарнке тенденции. Высокий профессиональный уровень педагогов способствует утверждению принципа культурной дифференциации по природным, профессиональным признакам: делению по степени сложности выполняемого труда, уникальности результатов деятельности. При сохранении лидирующих групп, культурных слоев из числа глухих и слышащих, находящихся в процессе постоянного духовного взаимодействия и творческого общения; высоких профессиональных критериев, предотвращающих девальвацию интеллектуальной деятельности .

Интегративная связь между теоретичэскиш а эмпирическими постулатами способствует раскрытию гуманистического направления демократического общества по отношению к инвалидам. В частности, к глухим и слабослышащим. Сурдопедагогика и другие науки разработа- ли ряд. принципов, связанных с медико-психологическими проблемами по социальной, профессиональной реабилитации глухих. В то же время, во взаимоотношениях мехэду гуманистическими теориями и психолого/ медицинской методологией возник определенный вакуум. Проблема, встающая перед обществом, состоит в том, чтобы объединить различные направления научной мысли г. эмпирический опыт специалистов-практиков в решении единой задачи обеспечения полноценного включения глухих и слабослышащих в созидание гуманного общества. Эту задачу мы и попытались решить в нашем диссертационном исследовании.

В диссертационном исследованиии мы стремились преодолеть узкую специализацию в деле помощи глухим, при которой методы и приемы сурдопедагогики рассматривались вне широкого социального и духовного контекста; объединить литературные, театральные, философские направления (светские и религиозные); прикладные дисциплины, связанные с профессиональной и культурно-досуговой деятельностью глухих индивидов в единый концептуальный узел. Глубокие противоречия, -сложившиеся в современном обществе медцу объективными возможностями интегрирования различных направлений науки и практики в решении проблем социального развития глухих и слабослышащих и реальным уровнем их реализации обусловило необходимость теоретико-эмпирического исследования, цель которого - раскрыть роль социаль-

- II -

но-культурной деятельности как средства развития сообщества глухих. Из целевой установки исследования вытекает ряд взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных задач. I. Теоретические задачи.

  1. Раскрыть феномен компенсаторной активности глухих и слабослышащих, стимулируемой социально-культурной деятельностью.

  2. Определить возможность и необходимость распространения принципа С.С.Мерлина-Е.А.Климова о различных способах постижения единого социального опыта у разных групп населения на глухих и слабослышащих индивидов.

1.3. Выявить духовный потенциал неслыгаащих индивидов и возможности его влияния на процесс интеграции сообщества глухих в "большое общество".

  1. Определить соотношение понятий социальное и духовное в профессиональной и культурно-досуговой сферах деятельности неслы-шащих. Обосновать роль духовного начала в социальном становлении глухих.

  2. Опровергнуть сложившийся стереотип восприятия глухоты, который ограничивает объективные возможности разностороннего развития личности неслышащего человека.

  3. Подтвердить возможности становления глухих, как полноценных личностей, развитие которых возможно в условиях активной социальной поддержки гуманистического общества.

I 7. Доказать, что процесс социальной интеграции в севере профессиональной и культурно-досуговой деятельности не только способствует нравственному и интеллектуальному обогащению глухих, но и придает универсальный характер гуманным ценностям всего общества.

П. Методические задачи.

  1. Разработать механизм преодоления отсталости в сфере духовного развития личности неслышащих средствами социально-культурной деятельности.

  2. Обосновать методику включения различных культурных слоев сообщества глухих в активный, созидательный процесс художественного творчества.

  3. Использовать методику активизации познавательной и творческой активности глухих и слабослышащих индивидов в овладении ос-

- 12 -новами художественного мастерства в профессиональной и культурно-досуговой сферах деятельности.

  1. Обобщить важные направления з сфере гуманистической мысли, связанные с основными вехами в развитии оурдопедаг0гики.

  2. Обосновать диалв.ктическое единство текстового материала и образной жесто-мимической речи, составляющих языковые проблемы неслышащих, как объекта педагогического воздействия.

Ш. Прикладные задачи

3.1. Определить основные направления духовно-нравственного,
воспитания глухих, способствующие приобщению неслышащих индивидов

к общечеловеческим непреходящим ценностям. Выявить условия, в которых должно протекать это воспитание.

  1. Изучить роль художественной культуры в форме театраль- ' ного искусства и драматургического материала и в других направле-ниях в духовном развитии личности глухих в профессиональной и до-су говой сферах.

  2. Определить специфические особенности уроков литературы, художественного слова и их роль в становлении и формировании самостоятельного творческого мышления неслышащих индивидов.

  3. Изучить возможности экскурсионной деятельности, эстетического восприятия природы как средств профессионального, гармоничного становления лияности неслышащих.

  4. Доказать значимость воспитательного и духовного потенциала художественных ремесел, технических специализаций, занятий физической культурой и спортом в профессиональном и нравственном развитии глухих людей.

Объект исследования - глухие и слабослышащие учащиеся дневного и заочного отделений Межрегионального Центра по реабилитации лиц с проблемами слуха (культурологи досуга, социальные педагоги, мастера художественного переплета, радиомонтажники, художники- офор мители).

Предмет исследования - процесс приобщения глухих и слабослышащих индивидов к ценностям духовной культуры в профессиональной и досуговой сферах средствами социально-культурной деятельности.

База исследования , В качестве оазы исследования были избраны Межрегиональный Центр по реабилитации лиц с проблемами слуха, учеоно-производстЕвнное предприятие "Павел',' Дом культуры при

- ІЗ -

2анкт-Петербургском правлении БОГ, филиал Санкт-Петербургской государственной Академии культуры на базе Межрегионального Центра.

В основу исследования легла гипотеза, суть которой составили следующие предположения:

а) преодоление отставания духовного развития личности глухих
индивидов можно достигнуть при условии, если неслышащие будут вклю
чены в познавательный, творческий процесс, опирающийся на такую
методику, которая связана с достижениями в сфере социально-культур
ной деятельности; со стимулированием духовных потенций неслышащего
индивида в овладении основами художественного мастерства в профес
сиональной и культурно-досуговой сферах деятельности; с обобщени
ем важных направлений в сфере гуманистической мысли, сурдопедаго
гики; с диалектическим единством текстового материала и образной
жестовой речи, составляющих языковые проблемы неслышащих, как
объекта педагогического воздействия

б) духовное развитие личности глухих, основанное на активном
включении данного контингента в художественный, созидательный
процесс способно не только обеспечить неслышащим достижение интел
лектуального уровня, не уступающего полноценным'в психофизическом
аспекте индивидам, но межет рассматриваться как эффективное сред
ство полноценного включения сообщества глухих в социальную, духов
ную жизнь большого общества.

в) Сообщество глухих является сложным, внутренне дифференци
рованным структурным образованием, способным к многогранному рас
крытию своих творческих возможностей при условии духовного контакта
со слышащими индивидами; неслышащий индивид может успешно развивать
ся в творческом аспекте при наличии посредника между ним и социумом
- под духовным руководством со стороны слышащего педагога - настав
ника и мастера в сфере жесто-мимической речи, педагога, владеющего
всем богатством знаний и накопленного обществом опыта;

г) глухой индивид творчески растет в профессиональной и кульу—
турно-досуговой сферах только тогда, когда чувствует уважение и по
нимание со стороны педагогов-воспитателей, их высокий профессиона
лизм; при условии высокой требовательности к каждому ученику; не
пременным условием для раскрытия творческого потенциала глухих лю
дей является многообразие видов и форм деятельности в профессио
нальной и досуговой сферах, дающих возможность соотнести природные
и профессиональные данные личности;

д) важными факторами непрерывного совершенствования глухих индивидов является знание важнейших принципов христианской культуры и видов культуры, основанных на других духовных ценностях, истории сурдопедагогической мысли, при условии сохранения диалектического единства слова и жеста, письменной и устной речи; овладения высокими образцами творчества и чувством сострадания.

Методология и методы исследования

В процессе исследования мы исходили из гуманистических принципов, связанных с абсолютной ценностью личности, независимо'от ее психофизического состояния. В основу данного исследования легло методологическое положение об объективных возможностях глухих и слабослышащих людей при социально-благоприятных условиях и согт. циальной поддержке общества достичь такого же уровня интеллектут ального, духовного развития, который не уступает полноценным в психофизическом аспекте индивидам. Диссертант считает наиболее важным для своего исрледования принцип комплексного и меддисцип-г линарного подхода к предмету изучения. Именно ориентация на такую методологию позволила ему рассмотреть как совокупность достаточно разнородных аспектов функционирования и развития сообщества глухих и духовного роста его членов, так и педагогический процесс содействия его интеграции в "большое общество" - процесс, который проанализирован в многообразии своих сторон и в то же время в его целостности. Иными словами, в поле зрения диссертанта все время был современный научно-мировоззренческий принцип "единства й многообразии". Другим основополагающим принципом исследования было гуманистически ориентированное научное изучение. Это означает, что поиски истины сочетаются со стремлением обратить добытые результаты на пользу людей, жизнь которых подвергается изучению - в данном случае неслышаших.

Комплексно-междисциплинарный, подход предполагает целостность объекта исследования.

Междисциплинарный подход - это один из ключевых методов культурологии. Исследование такой широкой проблемы как интеграция сообщества глухих в основной массив окружающего общества является по существу культурологическим. Именно в его рамках достигается целостность объекта. 3 данном случае под целостностью понимается внутренняя однородность сообщества глухих (однородность по основному признаку) и единство гуманистической мысли

л сурдопедагогики в воспитательном процессе. Несмотря на индивиду-ільнне различия, сообщество глухих есть' качественно однородное (по зсновному признаку) целое, существуют точки соприкосновения (они з ходе воспитательного процесса укрепляются) общественно- философски гуманистической теории и ориентированных на человека концепций сурдопедагогики.

Вместе с тем, объект изучения - сообщество не слышащих в контексте общего педагогического процесса обладает лишь относительным своеобразием, оно включено в окружающую среду, обладает большим іогатством связей с ней, может быть понять только в единстве с ней. 3 социологии сообщество нередко выступает как ключевое понятие. Оно гасто определяется в социологии как любая группа лиц, которко, как іравило, в силу некоторых общих условий или обстоятельств совместней деятельности имеют общее видение этих обстоятельств, общую перспективу точку зрения иле мнение. Иначе говоря, общий духовный настрой группы . шдей конституирует сообщество. С таким ; -шределением нельзя пол-юстью согласиться. Наряду с субъективным состоянием его "коллективной суши" (что, конечно, немаловажно) в его образовании и укреплении немаловажную роль играют и объективные признаки - в данном случае, глу-:ота. Сообщество становится социальной реальностью тогда, когда оно >ыступает в единстве и взаимосвязи объективных и субъективных харак-еристик.

Понимание неслышащих как сооощаства принципиально важно ввиду ого, что они, общаясь в первую очередь и наиболее успешно друг с другом, образуют общность, которой принадлежит свой язык, свое пережи-іание глухоты как препятствия на жизненном пути, свои бытовые и куль-урные традиции. Сообщество глухих в^принципе несводимо к сумме инди-іидов, хотя, разумеется, между сообществом и его членами существует ;амая тесная связь и зависимость. Качественное своеобразие неслышащих :ак сообщества не отменяет также и их связи и взаимодействия с "болъ-іим обществом".

Рассматривая эту связь, диссертант использует получившее рас-ространение в американской социальной науке представление о вклю-ающем сообщетве ( итс^'йсъ'е ccmwnfy)- сообществе сообществ, бо-:ее широком сообществе, включающем в себя меньшее сообщество с его пеиификой. По отношению к сообществу глухих таким сообществом явля-тся все человеческое общество. Диссертант считает возможным исполъзо— ание ценностных характеристик. Отсюда его мнение о том,, что большое

общество духовно богаче сообщества глухих. Не разрушая "культуру глухих", делает он вывод из общеметодологических предпосылок, допустимо ставить вопрос об обогащении сообщества глухих путем интеграции его в обшую гуманистическую культуру. Но для реализации этих идей нужны деньги, организация, педагоги-энтузиасты. Представители сурдопедагогической науки не в состоянии обеспечить всем этимнеслы-шащих. Это может сделать только общественность, а захочет она это сделать, пожертвовать частицей своего достояния ради своих"меньших братьев" лишь в том случае, если ею овладеет идея гуманизма. Именно поэтому принцип гуманизма в диссертации выступает как один из ведущи научных принципов. Важно подчеркнуть, что диссертант рассматривает гуманизм не как благое пожелание, а как теорию и практику, которая, уже действенно влияет на жизнь человеческого общества, постепенно наращивая силу воздействия.

Диссертант использует термин В.А.Лекторского, определяя гуманиз как проектно-конструктивньгй. Гуманизм, подчеркивает вслед за ним цис сертант, связан с признанием самоценности1 человеческой личности-. Однако было бы неверным понимать это в смысле замкнутости индивида на самом себе, в духе философской робинзонады. Как говорил М.Бахтин, "я существую не потому, что мыслю, сознаю, а потому, что отвечаю на обращенный ко мне призыв другого человека". Диалог обеспечивает чело веку возможность существовать как социальному существу. Он является одним из факторов, формирующих и внутреннюю сущность, и социальные роли человека. Гуманное общество призвано обеспечить возможности полноценного и равноправного диалога между своими членами. Диалог внутрі сообщества неслышащих и между этим сообществом и "большим обществом" должен вести к построению гуманных отношений в человеческом обществе как целом.

Коммуникация не предопределена и не запрограммирована. Она будет такой, какой ее сделает творческая активность индивидов, научное планирование и философская мысль. Хотя эти составляющие относятся в основном к сфере деятельности "большого общества", они нацелены на установление равноправно-партнерских отношений с сообществом глухих.

Методология диссертации строится на основе логически выверенного понятийного аппарата, применения современных и традиционных методов исследования, важнейшими для диссертанта являются понятия, принципы и методы: "междисциплинарный подход", "комплексное исследование" "системность культуры", "объект изучения как целостность", "сообщест-

з", "включающее сообщество", "гуманизм", "единство гуманизма и энкретно-научного изучения предмета". В диссертации эти понятия и ринципы выступают как инструменты системного анализа социокулътур-эй действительности.

Гуманистическая мысль и сурдопедагогика находятся, поскольку речь іет о воспитательном воздействии на сообщество глухих, в тесном хинстве. Последняя за долгие годы своего развития выработала свои этоды обращения с неслышащими, специфические приемы преподавания, ізличньге способы преодоления барьера, который отделяет неслышащих г остального общества. В настоящее время целесообразно перейти от 5щей методологии исследования к специфической методике работы с глу-іми, что потребует обращения к этой сурдопедагогической методике, ги, по крайней мере, к специфическим приемам воспитания неслышащих, >торые мы рекомендуем з нашем исследовании.

Действительно, невозможно не остановиться на специфике работы юнко с глухими. Однако, нецелесообразно воспроизводить сурдо-ідагогические установки.

Суть излагаемой позиции в том, что конечной целью культурно-пе-ігогического процесса мы считаем не просто совершенствование сообществ: іухих в его коммуникативном и духовном функционировании. Наличие ;кой воспитательной задачи не отрицается. На наш взгляд, следует южде всего стремиться к интеграции глухих в "большое общество" -:ыми словами, к преодолению специфики их общественного существования пользу их включения в едшгую культуру. Это не означает попытки ереть своеобразие сообщества глухих. Сделать это практически невоз-жно, да и не нужно. Но необходимо, по нашему глубокому убеждению, ремиться к универсальному, к общечеловеческим ценностям. Методы спитания должны соответствовать поставленным целям. Следует в рвую очередь разрабатывать такую методику, которая специфична в оем учете потребностей неслышащих в духовном развитии, но по со-ржанию универсальна, по форме является адаптацией признанных приемов щей педагогики к духовным запросам глухих. \\ лишь во вторую очередь едуот вести речь о специфических по форме воспитательных приемах.

В соответствии с этим, мы видим две категории воспитательно-просветительных методик в работе о глухими. Это:

  1. Выработанные в многовековом развитии педагогики общие методы воспитания, подчеркнутый смысл которым придает особая потребность глухих в восполнении тех пробелов, которые обусловлены спецификой' сенсорного восприятия неслышащими проблем и явлений действительности.

  2. Специфические приемы педагогической работы с неслышащими, подсказанные долгим опытом раосты с ними и некоторыми достижениями сурдопедагогики. Прибавим, что и здесь надо стремиться к возможно большему акценту на общность человеческих качеств неслышащих и. членов "большого общества".

Личный опыт диссертанта находится в области преподавания театральных и культурологических дисциплин неслышащим и работы с ними в , любительском театре. Естественно, что мы в тексте диссертации попытались подробно проанализировать практику использования методики двух упомянутых выше категорий. В нашем исследовании мы останавливаемся на феномене особо интенсивного восприятия неслышащими установок и ценностей, которые им сообщает режиссер. Мы показываем настойчивость, которую проявляет режиссер, стремясь не приспосабливаться к нейторой ограниченности возможностей актерского перевоплощения глухих, а помогать им преодолевать эту ограниченность. Мы показываем и специфические методы режиссерской работы: а) ориентацию на компенсирующую роль зрения, на особую чувствительность неслышащих к положению и позе тела в пространстве, на их нередко повышенную нервную ранимость и эмоциональность, б) Отметим, что в связи с этим особую роль играет подчеркну те точно, с особой ясностью образно выстроенная сценическая площадка, отвечающая обостренному восприятию неслышащим актером смысла происходящего, в) По-особому воспринимаются неслышащими актерами пластические средства, которые для обычного актера наще всего лишь дополняют речь, для глухого же приобретают особенное значение. г)Как показали специальные исследования, специфика использования глухими вибрационных ощущений заключается в том, что они отчетливо ел ими осознаются, не маскируются, не заслоняются слуховыми ощущениями как это имеет место у слышащих. Это обстоятельство имеет важное значение в режиссерской работе с глухими, д) Не имея возможности остановиться на всех аспектах специфики работы с актерами самодеятель ного театра глухих (это сделано в тексте диссертации), отметим лишь особенное значение застольного периода, связанного с работой режиссера над драматургическим текстом и образной жесто-мимической речью

процессе подготовки спектакля для неслшащих. Здесь используется озможность компенсировать подчеркнутым вниманием к письменному ху-ожественно-содержательному тексту ограниченность слуховых возможно-тей актерского контингента.

Одним словом, мы утверждаем, что применение общих (но как бы астроенннх на восприятие глухими) и специфических средств просвещения воспитания должно привести к включению сообщества глухих в общий. ассив социокультурного целого, к формированию личности неслышащего зловека в духе общечел8ческой нравственности и культуры.

Работа над докторской диссертацией состояла из нескольких этапов. ней обобщен почти тридцатилетний опыт автора в качестве ведущего зжиссера Межрегионального Центра по реабилитации лиц с проблемами туха.

На первом этапе, который длился с 1968 по IS72 год автор зани-їлся анализом истории вопроса, связанного с деятельностью Всероссий-<ого общества глухих. Изучал важнейшие архивные документы и материа-/, связанные со становлением в социальном и духовном аспектах данно- " ) контингента. Разрабатывались первые теоретические предпосылки иссле-лзанпя, искались пути методологического анализа, системы взаимодей-зия глухих и слышащих индивидов. Изучались труды видных ученых в ;ере сурдопедагогической мысли. Были сделаны первые попытки созда-!Я рабочей гипотезы. Это позволило перейти к эмпирическому этапу, )торый находился в поле зрения диссертанта в процессе эксперименти-іванкя и подтверждения теоретических положений на сценической пло-дке.

На втором этапе, который длился с 1972 по 1976 гсд, автор рабо-л с неслышащими индивидами на дневном, заочном отделениях Межригио-льного Центра и в драматическом коллективе над массовыми, грушговы-этюдами, инсценированными рассказами, отрывками из пьес, курсовыми дипломными спектаклями, приобрел опыт практической работы и сделал рвые теоретические обобщения его.

На третьем этапе с 1976 по 1980 год автор, наряду с практической ятелъностью по профессиональной ориентации не слышащих, занимался учением теоретических проблем, связанных со спецификой осмысления ухими индивидами важнейших явлений действительности в социальном, цожественном, нравственным аспектах.

На четвертом этапе работы над исследованием, который длился с ЗО по Г993 год и включал в себя работу над летописью-хроникой Межтонального Центра "День за днем", участие в зональных и во Всерос-

сийских смотрах художественной самодеятельности, проверку деятельности выпускников культурно-досугового отделения в городах Ирбит.Перш Свердловск, Каменок-Уральок, Волгоград, Нижний Новгород, Выборг и т. Участие в научно-практических конференциях, связанных с духовным взг шледействием Межрегионального Центра с ведущими научными и учебными заведениями страны - подробнее см.приложение к докторской диссертащ с.47-58. Данный этап работы включает и деятельность в качестве'декана филиала Санкт-Петербургской государственной Академии культуры на базе Межрегионального Центра. Выпуск 13 специалистов для системы В0І по специализации "Культурология досуга".

Пятый этап работы над докторской диссертацией, с 1993 по 1996 год, включает завершение сбора материалов по истории сурдопедагогических течений, гуманистической мысли, по языковым художественным ' проблемам, связанным с духовным становлением неслышащих индивидов, с проведением социологических исследований на уроках режиссуры, литературы, эстетики, в драматическом коллективе.

В процессе подготовки докторской диссертаций было выпущено учебное пособие "Развитие духовного мира неслышащих работой над отрывками из пьес " 5,5 п.л. Межрегиональный Центр по реабилитации, 1995 г. Данный этап работы был связан с подготовкой научно-практической конференции, посвященной тридцатилетию Межрегионального Центр; по реабилитации лиц с проблемами слуха (19-21 октября 1995 г.). На данном этапе работы были подготовлены основные материалы докторской диссертации.

В аспекте подтверждения тезиса, связанного с необходимостью непрерывного самообразования неслышащих, в 1995 году в Санкт-Петербургскую государственную Академию культуры на заочное отделение по специг лизации "культуролог досуга" была зачислена группа из семи человек (все они являются выпускниками Межрегионального Центра по реабилитации лиц с проблемами слуха). Завершающий этап работы позволил объединить в единое целое художественный и учебный процесс. С помощью общественной экспертизы в Межрегиональном Центре, в Санкт-Петербургской государственной Академпи культуры, в Российском педагогическом универ ситете, в Санкт-Петербургском правлении ВОГ подтвердить теоретические и практические положения докторской диссертации, добиться корректировки моделей социальной интеграции глухих и слышащих индивидов, усовершенствовать, углуонть созидательный процесс, связанный с развернутой экспериментальной базой исследования.

Научная новизна исследования.

I. Проявилась в теоретическом обосновании экспериментальной

одели духовного развития личности глухого средствами социально-куль- . урной деятельности. Исследование позволило подтвердить теоретичес-ие положения о возможности в условиях гуманной поддержки общества редствами социально-культурной деятельности преодолеть отставание уховного развития глухих и слабослышащих людей и поднять их до. уров-я полноценных в психофизическом аспекте индивидов.

  1. Удалось доказать возможности средствами духовного развития ичности решать конкретные проблемы социального развития глухих и лабослышащих людей, включая их в большое общество как полноценных раждан.

  2. Доказана на конкретных примерах необходимость использования ду озного потенциала для раскрытия творческих возможностей контингента яухих. Подтверждены возможности становления глухих, как полноценных ичностей, развитие которых возможно в условиях активной социальной оддержки гуманистического общества. Доказано, что процесс социаль,-:ой интеграции в сфере профессиональной и культурно-досуговой дея-ельности не только способствует нравственному и интеллектуальному богащению глухих, но и придает универсальный характер гуманным цен-'остям всего общества.

  3. Воспитательно-педагогический процесс, преследующий цель ин-

еграции неслышащих в "большое общество", рассматривается в диссерта-ии не только как усилия группы педагогов, деятелей художественной ± ультуры, администраторов. Этот процесс и эти условия обрисованы на оне взаимодействия "большого общества" с "малым", в тесной связи с бщим гуманистическим настроем общества в целом,который только и в остояний дать широкое социальное обеспечение педагогическому процессу

  1. Эффективность воспитательного процесса зависит и от духовного астроя сообщества неслышащих. Диссертант отрицает представление, рас-ространенное среди широкой публики и находящее поддержку у некоторых :едагогов об интеллектуальной отсталости глухих. На конкретном материа^ :е своей работы как режиссера театра неслышащих он показывает их как юдей, полных жизненных сил и имеющих потенциальные возможности стать :е только способными учениками, но и творцами в различных сферах ма-ериальной и культурной сфер жизни.

  2. Сам воспитательно-педагогический процесс, как в его внутрен-:их характеристиках, так и в его связях с общественными структурами, досматривается в диссертации как целостность. Это отнюдь не простая шбпнация из нескольких сурдопедагогических методик плюс общие со-бражения о гуманизме. Главное - это такое построение воспитательного

процесса, который может дать целостную и системную организацию всех общественных и педагогических средств для духовной реабилитации не-слышащих и их включения в общество. Между тем, построение такой системной модели - это не освоенная наукой целина.

7. Результатом общественно-обусловленного воспитательно-педаго гического процнсса должно быть не растворение неслышащих индивидов в "большом обществе" - как это представляет сабе некоторая часть на ших ученых и практиков - а образование сообщества глухих в общей ткани "большого общества", сообщества, сочетающего включенность в общую культуру с собственным неповторимым обликом. Иными словами, речь идет не о сглаживании различий, а о полифонии культуры и субкультуры.

Практическая значимость исследования.

Исходя из теоретической модели духовного развития, которая обес печивает социальную интеграцию, помогает творческому росту неслышащих в различных сферах профессиональной и культурно-досуговой деятельности войти в общество в целом, практическая значимость исследования заключается в следующем:

в разработке механизма преодоления отсталости в сфере духовного развития личности неслышащих средствами социально-культурной деятельности;

в обеспечении методики включения различных культурных слоев сообщества глухих в активный, созидательных процесс художественного творчества;

в предоставлении возможностей использования методики активиза ими познавательной и творческой активности глухих и слабослышащих ин дивидов в овладении основами художественного мастерства в профессиональной и культурно-досуговой сферах деятельности:

в содействии педагогам, деятелям художественной культуры, администраторам, работающим с глухими, в изменении общественного мнени. в пользу данного контингента, доказательства неполноты гуманизма без решительных акций в пользу глухих: помогает находить наиболее талантливых, настойчивых и инициативных людей среди глухих, работать с нимі формировать из них лидеров в процессе .духовной реабилитации неслншащі

на основе современных педагогических теорий, совершенных методик и практического опыта данное исследование способствует соверг ствованию творческого процесса,добиваясь многосторонности, нравствен!

эстетического воздействия на неслышащих людей. Способствует просу приобщения неслышащих к ценностям гуманистичесной культуры, вве-ию их в круг общения слышащих людей. Исследование связано о сохра-ием специфики быта, культуры и языка глухих, при отрицании чуждых, ативных явлений и фиксаций позитивного опыта. Данное исследование огает развивать как общие, так и специфические особенности культу-неслышащих.

Практическая значимость исследования состоит и в осуществлении ска диалектического единатва между теоретическими и практическими тулатами, способствует духовным и профессиональным, нравственным и жданственным поискам сообщества глухих в производственной, учебной

ультурко-досуговой сферах. Все это представляет практикам (режиссе-, художественным руководителям, педагогам досуга, действующим в теме ВОГ) следующие реальные возможности:

поднимать участников творческих объединений до уровня понимания высших достижений творческой мысли;

формировать репертуар такого художественного уровня, который поможет неслышащим участникам культурно-досуговых объединений и профессиональных структур избавиться от всеядности; усовершенствовать свой эстетический, художественный вкус;

поможет педагогам (слышащим и глухим) учитывать уровень духовного развития участников художественной самодеятельности и производственных структур, социальные условия, формирующие личность глухого; дать простор личностной инициативе, творческим поискам, самостоятельным, неординарным решениям.

Учебные пособия, статьи автора, сценарные разработки, програм-по режиссуре и мастерству актера, списки литературы легли в основу :ертуарной политики руководителей театральных коллективов, малых )м методистов-организаторов, действующих в Домах культуры, клубах, їлах, общежитиях, красных уголках системы ВОГ Российского государст-и в республиках бывшего Союза. Это подтверждается деятельностью ускников культурно-досугового отделения (дневное и заочное), дея-гьностью руководителей школьных театров. В частности, дирекцией шко-глухих г.Белгорода. По сценариям диссертанта ("Дикий помещик" и -тория одного города" М.Е Салтыкова-Щедрина) были поставлены ориги-іьнне спектакли, удостоенные наград на Всероссийском смотре художест-гной самодеятельности.

Авторские поиски в сфере нравственного, художественного фор-ювания глухих подтверждают необходимость сохранения и развития си-

стемы дворцов, домов культуры, культурно-досуговых центров, творческих коллективов в школах,общежитиях, интернатах, восстановительных центрах с целью творческого становления глухих в различных ипостасях Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в следующих направлениях:

  1. Диссертационное исследование, его теоретические и эмпирическ разделы используются в лекционном процессе, на семинарских занятиях, на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава, в курсовых и дипломных работах студентов факультета крррак-ционной педагогики Российского Государственного Педагогического Униві ситета им.А.И.Герцена.

  2. Развернутая программа диссертанта по культурологии личности, социальной жизни,по религиозной и обрядовой культуре, включающая в сі бя ряд разделов докторской диссертации, использована в лекциях, семинарах ведущих педагогов кафедры культурно-социальной деятельности. Статьи диссертанта по культурной политике общества, по художественному совершенствованию неслышащих индивидов печатались в сборниках научных трудов Санкт-Петербургской государственной Академии культуры не кафедрах, культурно-социальной деятельности, философии, теории культур истории.

  3. Развернутая программа по режиссуре и мастерству актера, подготовленная диссертантом для неслышащих индивидов, используется выпускниками культурно-просветительного отделения, социальной педагогики Межрегионального Центра по реабилитации лиц с проблемами слуха в . домах культуры, клубах, общежитиях.

  4. Разделы докторской диссертации, связанные с ролью литературы, художественного слова, с духовным, профессиональным воспитанием неслы щих средствами изобразительного искусства, экскурсионной деятельношти посвященные языковым проблемам, деятельности неслышащих в области художественного ремесла, техники, физкультуры и спорта вошли в учебные программы и планы ведущих педагогов Межрегионального Центра.

  5. Положения диссертации, связанные с театральной, художественно: деятельностью неслышащих, статьи, сценарные разработки, учебные пособия диссертанта были использованы в культурно-досуговой программе Сан: Петербургского Правления БОГ и Дома культуры ЗОГ, в деятельности театральной студии и ансамбля "Игрушка", в публикациях газеты "Волна" (орган СПб правления БОГ), в работе библиотеки Дома культуры БОГ.

  6. Основные положения докторской диссертации были изложены диссертантом на научно-практической конференции "Инвалиды и современное

общество" 7-8 декабря 1993 г. на пленарном заседании в Санкт-Петер-5ургском НИИ протезирования (учредитель ков$еренции - Комитет мэрии ?анкт-Петербурга по социальным вопросам) в выступлении "Творческие запросы инвалидов в искусстве".

7. Итоги исследования нашли отражение в выступлениях на рес-
тубликанских и региональных научно-практических и научно-теоретиечс-
їих конференциях. Подробно см.приложение к докторской диссертации,

5.47-58.

8. Эмпирические результаты исследования нашли отражение в поста-
ювке массовых и групповых этюдов, инсценированных рассказов, курсовьп
шектаклей, представлений в драматическом коллективе, дипломных отрыв-
сов из пьес, как целостных художественных произведений на заочном и
шевном отделениях факультета культурологии Межрегионального Центра;

) концертных программах, которые готовились для декад инвалидов спе-даальных школ, Дома культуры глухих Санкт-Петербурга и неслышащих тружеников области, в дипломных исследвваниях неслышащих студентов филиа-m Академии культуры на базе Межрегионального Центра.

9. Выводы и результаты исследования опубликованы в научных ста-
'ьях и учебных пособиях, выпущенных Межрегиональным Центром по реаби-
штации лиц с проблемами слуха и Санкт-Петербургской государственной
ікадемией культуры.

На зашиту диссертации выносятся следующие положения: I. Воспитательно-педагогический процесс, организованный как один-:тво различных подходов / светского, религиозного, художественного, 'ехнического и прикладного - в состоянии дать действенный социаль -гый эффект в формировании личности глухого.

2. Результатом педагогического воздействия, опирающегося на
іниішативу и культурную подготовленность самих неслышащих, должно
1ыть не только развитие сообщества глухих какссобого коллектива со
івоим языком жестов
и другими приемами общения, своими особенностя-
іи субкультуры и своеобразным психическим складом, но и интеграция
ітого сообщества в "большое общество". При этом происходит обогаще-
[ие духовнпго мира неслышащих ценностями всего общества и, вместе

і тем, сохраняется его своеобразный облик.

3. Неслнпіащие индивиды (по сравнению со слышащими коллегами)
уждяются в большей степени самоутверждения и в профессиональной,

: в досуговой сферах творчества, преодолевая свою психофизическую ^полноценность через целенаправненную художественную деятельность, ;нющую глухим людям уверенность в собственных силах.

  1. В процессе преподавания творческих дисциплин у слышащих и г хих индивидов формируется понимание подлинных и мнимых ценностей;, помощью духовного лидера они учатся глубокому, личностному, неформа ному общению, необходимому на сценических подмостках, в трудовой сф ре, в культурно-досуговой деятельности.

  2. В процессе формулирования точных актерских задач, взаимодей ствия эстетических, театральных программ со слухо-речевой работой, сценической речью, в зависимости от выбора содержательного сценичес кого объекта, драматургии высокого художественного уровня, у слышащ и глухих индивидов развивается целенаправленная творческая фантазия решаются в позитивном аспекте проблемы социальной интеграции между данными контингентами.

  3. Преподавание творческих дисциплин в профессиональной и куль турно-досуговой сферах для глухих индивидов связано с необходимость: предельной точности в идейном, драматургическом, режиссерском разбо того или иного произведения; что речевая ограниченность глухих люде: компенсируется насыщенным действием, определяющим духовную, социаль нуга сущность того или иного явления, сценического персонажа.

  4. Умственное развитие глухих, имея глубокое своеобразие и в профессиональной сфере, и в культурно-досуговой деятельности, при создании соответствующих условий воспитания, обучения, образования становится потенциально значительным, открывает им новые духовные горизонты.

  5. Опора на компенсаторные возможности зрения,.утонченность осязательных ощущений, на высокие познавательные возможности дает неслышащим индивидам доступ к духовным ценностям с высоким интеллектуальным, эстетическим, нравственным содержанием; к осмыслению

и постановке драматических произведений различных жанров: от глубок* психологических до предельно тенденциозных, от социально заостренны: с ярко выраженным гражданственным пафосом до сатирических, комедийні и открыто пародийных.

9. Социальные, литературные, театряльные и другие интеллек
туальные процессы, происходящие в обществе, стремящемся к гуманиза
ции всех сторон духовной жизни, помогают и глухим индивидам с уче
том их профессионального уровня, глубины духовных запросов, нрав
ственных принципов и гражданской позиции органично войти в профессис
ные и досуговые сфоры и проявить себя в меру своих природных и твор1
ких данных.При этом пронесе социальной интеграции не только способе
нравственному и интеллектуальному обогащению глухих,но и придает уш

льный характер гуманным ценностям всего общества.

Структура диссертации. Данное исследование состоит из введения, ми глав,, заключения, списка использованной литературы и приложения цокторской диссертации. Первая глава связана с историей развития манистической мысли и основными вехами развития сурдопедагогики. второй главе автор пишет о языковых проблемах неслышащих как объек-педагогического воздействия. В третьей главе уделяется внимание ховко-нравственному воспитанию глухих как фактору приобщения к хри-ианской соборности и общечеловеческим ценностям. В четвертой главе ссертант пишет о театральном искусстве и драматургическом материале' к средстве духовного развития личности глухих. В пятой главе под-ркивается роль литературы, художественного слова в становлении тверского мышления неслышащих. Шестая глава связана с духовным и про-ссиональным воспитанием неслышащих средствами изобразительного ис-сства, экскурсионной деятельности, эстетического приобщения к при- де. В седьмой главе автор диссертации пишет о воспитательном смысле ятельности неслышащих в области художественного ремесла и техники, зкультуры и спорта. В заключении дается ряд выводов диссертанта в ере воспитательно-педагогической деятельности глухих . Список пользованной литературы является научным фундаментом докторской дис-ртации. 3 приложении, состоящем из трех разделов, дается летопись ановления государственных институтов поддержки неслышащих в России 1917 года, литература по проблеме интеграции неслышащих в "большое щество" (развернутый список); перспективный план трудов диссертанта, дготовленных к печати.