Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-культурная деятельность музея как фактор формирования духовно-нравственных качеств молодежи Дерябина Юлия Георгиевна

Социально-культурная деятельность музея как фактор формирования духовно-нравственных качеств молодежи
<
Социально-культурная деятельность музея как фактор формирования духовно-нравственных качеств молодежи Социально-культурная деятельность музея как фактор формирования духовно-нравственных качеств молодежи Социально-культурная деятельность музея как фактор формирования духовно-нравственных качеств молодежи Социально-культурная деятельность музея как фактор формирования духовно-нравственных качеств молодежи Социально-культурная деятельность музея как фактор формирования духовно-нравственных качеств молодежи Социально-культурная деятельность музея как фактор формирования духовно-нравственных качеств молодежи Социально-культурная деятельность музея как фактор формирования духовно-нравственных качеств молодежи Социально-культурная деятельность музея как фактор формирования духовно-нравственных качеств молодежи Социально-культурная деятельность музея как фактор формирования духовно-нравственных качеств молодежи Социально-культурная деятельность музея как фактор формирования духовно-нравственных качеств молодежи Социально-культурная деятельность музея как фактор формирования духовно-нравственных качеств молодежи Социально-культурная деятельность музея как фактор формирования духовно-нравственных качеств молодежи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дерябина Юлия Георгиевна. Социально-культурная деятельность музея как фактор формирования духовно-нравственных качеств молодежи : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Дерябина Юлия Георгиевна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2008.- 209 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/58

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Формирование духовно-нравственных качеств личности в условиях музейной деятельности как научно-педагогическая проблема 20

1.1 Историко-педагогический анализ становления социально- культурной работы музеев в России 20

1.2 Сущность и специфика социально-культурной деятельности музея по формированию духовно-нравственных качеств подростков и молодежи 61

1.3 Модель формирования духовно-нравственных качеств молодежи в условиях современного музея средствами социально-культурной деятельности 88

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию духовно- нравственных качеств молодежи в условиях современного музея 115

2.1 Социально-культурные условия формирования духовно- нравственных качеств молодежи в деятельности современного музея 115

2.2 Результаты экспериментальной апробации педагогической модели формирования духовно-нравственных качеств молодежи в условиях социально-культурной деятельности музея 137

Заключение 153

Список литературы 160

Приложения 176

Введение к работе

Актуальность исследования. Модернизация в культурной жизни страны на рубеже XX-XXI столетий нашла отражение и в музейной сфере, воплотившись в инновационных концепциях развития. Изменение условий социально-культурной деятельности музея в современном обществе потребовало продолжения исследования смыслового содержания понятия «музей как социокультурный институт» и его методологического потенциала для углубления понимания социокультурной реальности. Музей, как социокультурный институт, в настоящее время рассматривается, в основном, как категория культурологии и музееведения. Но музей, будучи непосредственно связанным с социальными и культурными взаимодействиями, несет в себе и социально-культурный потенциал.

Традиционные формы социально-культурной деятельности музеев часто не способны удовлетворить познавательный интерес посетителей и их духовные запросы, многие из них морально устарели. Некоторые, напротив, будучи забытыми, не используются, несмотря на то, что в них заключен серьезный социокультурный потенциал. Процессы взаимодействия музея и других социальных институтов не выстроены в систему, не выработаны механизмы их взаимодействия.

Выбор темы диссертационного исследования связан с потребностью осмысления музея как социокультурного института, который сформировался в соответствии с потребностями общества в сохранении культурного наследия человечества и является важным фактором становления гражданского общества через формирование у молодежи знаний, убеждений, социально-значимых чувств, любви к Отечеству, ценностного отношения к истории и культуре.

Актуальность темы исследования музея как социокультурного института определяется:

- необходимостью изучения новых структурных элементов музея,

появившихся в результате расширения его социально-воспитательных функций;

необходимостью применения социокультурного подхода к теоретико-методологическому исследованию социально-культурной деятельности музея;

потребностью в анализе, прогнозировании и объяснении процессов взаимодействия музея и общества по формированию духовно-нравственных качеств молодежи;

необходимостью анализа социально-культурной деятельности музея в период появления современных музейных практик и социально-культурных технологий;

осмыслением социально-культурной функции музеев различных уровней, направленных на обеспечение непрерывности трансляции ценностей и формирование духовно-нравственных качеств у молодежи;

изучением возможностей использования социально-культурной деятельности музея в XXI веке, в условиях глобализации и информационного общества;

влиянием музея на обеспечение самоидентификации и духовно-нравственного самоопределения молодежи в соответствии с реалиями современного мира.

Степень научной разработанности проблемы. Профессиональный интерес ученых к различным видам и уровням воздействия на духовно-нравственное воспитание молодежи весьма высок, о чем свидетельствует количество и направленность научных работ, посвященных этой проблеме.

Истоки разработки проблем духовно-нравственного становления личности обнаруживаются еще в античной философии, прежде всего, в трудах Платона, Сократа, Аристотеля, а также в трудах римских стоиков -Сенеки, Марка Аврелия; мыслителей Т. Кампанеллы, Д. Локка и др.

В России в XIX - XX вв. пристальное внимание вопросам поиска
нравственности и духовности было уделено в теоретическом наследии
И.С. Аксакова, К.С. Аксакова, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова,
Н.Я. Данилевского, И.А. Ильина, И.В. Киреевского, А.Ф. Лосева,
Н.О. Лосского, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, П.А. Сорокина,

Е.Н. Трубецкого, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, А.С. Хомякова и др. Они пытались понять и объяснить сущность и природу духовного, раскрыть содержание абсолютных духовных ценностей и идеалов, наиболее типичных для русского человека.

В педагогических трудах Н.Н. Блонского, И.А. Ильина,
П.Ф. Каптерева, В.В. Розанова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского,

СТ. Шацкого и др. проблема духовно-нравственного развития личности связывалась с идеями свободного национального воспитания, становления творческой натуры и характера, где главным духовным стержнем личности являются общечеловеческие и христианско-православные идеалы и ценности. К проблемам, связанным с выявлением природы духовно-нравственных идеалов, обращались также И.Ф. Гончаров, Н.И. Воронина, В.Н. Духанина, Л.С. Зорилова, Г.Ф. Карпова, А.В. Кезин и др.

В контексте культурно-исторической психологии эти проблемы рассматривались в трудах выдающихся психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.

Проблемы формирования и развития личности на основе народной культуры получили освещение в трудах С.А. Ермоловой, М.С. Жирова, Т.Н. Петраковой, Л.А. Рапацкой, Т.К. Рулиной, Н.М. Сокольниковой, Т.Я. Шпикаловой и других авторов.

Особое значение для нашей работы имеют труды теоретиков в области

социально-культурной деятельности М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка,

Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, С.Н. Иконниковой, Т.Г. Киселевой,

Ю.Д. Красильникова, Б.В. Литовкина, Ю.Д. Стрельцова, Е.Ю. Стрельцовой,

В.В. Туєва, Н.Н. Ярошенко и др.

Важную роль в формировании концептуальной базы исследования сыграли труды в контексте музееведения А.В. Бакушинского, И.М. Гревса, A.M. Разгона и др.; музейной педагогики Н.Д. Бартрама, Н.А. Гейнике, А.У. Зеленко, Е.Н. Медынского, ЯЛ. Мексина, М.В. Новорусского, Б.Е. Райкова, М.С. Страховой, Н.А. Флерова, Ф.И. Шмита, М.Ю. Юхневича и др.

Диссертационные исследования последнего времени существенно расширяют научное представление о воспитательных функциях музея, о его месте в системе воспроизводства культуры и социализации личности (Акулич Е.М., Беззубова О.В., Зиновьева Ю.В., Иванова Ю.В., Вишина Г.В. Майсевич С. И. и др.).

Музей как социокультурный феномен и как форма существования культуры с позиции музейной коммуникации рассмотрены в работах З.А. Бонами, Д. Камерона, М.С. Кагана, Д.А. Равинковича.

Экспериментальная база педагогических инноваций в системе «музей-
образование-личность» представлена работами Е.Г. Вансловой,
М.Б. Гнедовского, Т.А. Калугиной, Н.А. Никишина, О.В. Платоновой,
Г.П. Сергеевой, Б.А. Столярова, Л.В. Шиловой.

Исследованы и применены методологические аспекты взаимодействия музея и образовательного учреждения и организационно-педагогические основы отечественной музейной педагогики, которые разработаны Б.А. Столяровым и М.Ю. Юхневич.

Особую группу работ составляют педагогические труды, в которых последовательно интегрируется музейно-педагогический и социально-культурный подходы. Наиболее успешно эта задача решена в докторской диссертации Н.В. Нагорского.

Таким образом, изучению духовно-нравственного становления

личности посвящено значительное число работ, авторы которых с разных

позиций рассматривали данный феномен. Но, несмотря на имеющиеся

достижения в этой области, обширный научный опыт, проблема

формирования духовно-нравственных качеств молодежи в условиях современного музея, а также проблемы соотношения социально-культурной деятельности музея в результате динамики социокультурных функций остаются далекими от своего окончательного завершения, здесь имеются широкие перспективы для дальнейших исследований.

С учетом теоретического и практического обоснования изучаемой проблемы нами был выявлен ряд противоречий между:

-актуализацией требований, которые предъявляются современной ситуацией к уровню сформированности духовно-нравственных качеств молодежи, и недостаточной разработанностью новых подходов к содержанию и педагогическим технологиям решения этой проблемы;

-информационно-просветительным, развивающим и социально-культурным потенциалом музеев и недостаточным использованием этого потенциала в формировании духовно-нравственных качеств молодежи;

-наличием отдельного несистематизированного практического опыта по формированию духовно-нравственных качеств молодежи в условиях современного музея и отсутствием научных подходов к решению данной проблемы.

Совокупность указанных противоречий позволяет сформулировать проблему, которая состоит в изучении социально-культурной деятельности музея как фактора формирования духовно-нравственных качеств молодежи.

Поиск возможных путей разрешения противоречий и решения поставленной проблемы определил выбор темы нашего исследования: «Социально-культурная деятельность музея как фактор формирования духовно-нравственных качеств молодежи».

В качестве объекта исследования выступает социально-культурная деятельность музея.

Предметом исследования является процесс формирования духовно-нравственных качеств молодежи в условиях современного музея.

Цель исследования - научное обоснование социально-культурной деятельности музея как фактора формирования духовно-нравственных качеств молодежи.

Задачи исследования:

  1. осуществить историко-педагогический анализ становления социально-культурной работы музеев в России;

  2. выявить сущность и специфику социально-культурной деятельности музея по формированию духовно-нравственных качеств молодежи;

  3. разработать и апробировать модель формирования духовно-нравственных качеств молодежи в условиях современного музея;

  4. разработать критерии сформированнности духовно-нравственных качеств молодежи на основе использования разнообразных средств и форм социально-культурной деятельности;

  5. выявить и экспериментально обосновать социально-культурные условия формирования духовно-нравственных качеств молодежи в деятельности современного музея;

  6. разработать и экспериментально апробировать педагогическую программу формирования духовно-нравственных качеств молодежи в условиях современного музея на основе использования разнообразных технологий социально-культурной деятельности.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что социально-культурная деятельность музеев может эффективно влиять на формирование духовно-нравственных качеств молодежи при следующих условиях:

-учете возрастных и индивидуально-личностных особенностей молодежной аудитории;

-комплексном целевом воздействии на личность при активной ее включенности в социально-культурную среду музея;

- непрерывном характере педагогического процесса со знанием
объективных и субъективных условий, многообразием форм и методов его
активизации;

- осуществлении воздействия на формирование духовно-нравственных
качеств молодежи через образовательную, эмоционально-волевую,
мыслительную, творческую деятельность молодых людей;

-построении социально-культурной деятельности музея на основе использования предложенной нами модели формирования духовно-нравственных качеств молодежи;

-разработке и реализации педагогической программы по формированию духовно-нравственных качеств молодежи на основе использования технологий социально-культурной деятельности;

-наличии подготовленных педагогов-организаторов к организации социально-культурной работы в музеях.

Методологической основой исследования являются положения деятельностного, личностного и системного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.Н, Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов и др.); принципы ценностного, функционального и системного подходов к анализу культуры, рассмотренные в трудах А.С. Запесоцкого, С.Н. Иконниковой, М.С. Кагана, Э.А. Орловой, А.В. Соколова, Э.В. Соколова и др.; идеи русских мыслителей Н.А. Бердяева, Г.Д. Гачева, Л.Н. Гумилева о русском национальном характере и др.

Метод исторической реконструкции позволил исследовать пространство музея в связи со временем, особенностями его протекания в пространстве музея, связать историко-генетический, структурно-функциональный и аксиологический подходы к исследованию социально-культурной деятельности музея, интегрируя в единство знания философии, теории культуры, музееведения, теории систем, этики и, эстетики, социологии, психологии, искусствознания, теории коммуникации, теории

управления и др. Избранная автором методология, таким образом, соответствует особенностям объекта и предмета исследования.

Теоретической основой исследования являются труды А.Н. Афанасьева, Ф.И. Буслаева, А.А, Коринфского, Н.И. Костомарова, И.П. Сахарова, И.М. Снегирева, А.В. Терещенко и др. исследователей, в которых нашли отражение национальный менталитет народа, его культура, многообразные процессы функционирования народной художественной культуры.

Большое значение для исследования имеют труды теоретиков в области социально-культурной деятельности: М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, А.Д. Жаркова, Ю.Д. Красильникова, Е.Ю. Стрельцовой, В.Я. Суртаева, Ю.А. Стрельцова, А.А. Сукало, Б.А. Титова, В.Е. Триодина, В.В. Туєва, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко и др.

Для решения поставленных задач и проверки исходного предположения был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов, включающих теоретический анализ педагогической, психологической литературы, анкетирование, диагностика с помощью самоактуализационного теста (Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская) для измерения личностных качеств молодежи; математическая обработка и сравнительный анализ полученных результатов.

Этапы исследования. Исходя из предмета и задач исследования, последовательность проведения этапов исследовательской работы была выстроена следующим образом:

На 1 этапе (2004-2005 гг.)- теоретическом - изучалась и анализировалась научная литература по проблеме исследования, материалы периодической печати. Разрабатывались теоретические основы исследования, были определены цели, задачи, объект, предмет и сформулирована рабочая гипотеза исследования, выявлялись сущность и специфика формирования духовно-нравственных качеств молодежи в

>

условиях современного музея. Осуществлялся историко-педагогический анализ становления социально-культурной работы музеев в России,

На 2 этапе (2006-2007 гг.)- опытно-экспериментальном - выявлялось состояние проблемы формирования духовно-нравственных качеств молодежи в условиях современного музея, проводился опрос, анкетирование молодых людей с целью изучения уровня сформированности духовно-нравственных качеств молодежи в условиях музейной деятельности. Были определены и апробированы социально-культурные условия и разработана модель формирования духовно-нравственных качеств молодежи в условиях современного музея.

На 3 этапе (2007-2008 гг.) - аналитическом - обрабатывались, анализировались и систематизировались полученные данные эксперимента. Кроме того, нами были подведены итоги и сделаны выводы по результатам исследования. На данном этапе проводилась апробация полученных результатов исследования.

Базой исследования являлись Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж», Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Приборостроительный колледж», Тамбовское областное государственное учреждение культуры «Краеведческий музей».

На различных этапах в экспериментальном исследовании приняли участие 658 человек, из них: 461 человек участвовали в социологическом опросе, 122 - в констатирующем и формирующем экспериментах, а также 75 преподавателей вузов и сотрудников музея.

Научная новизна исследования определяется тем, что в ней впервые был применен социально-культурный подход к решению прикладных задач формирования духовно-нравственных качеств молодежи в условиях музейной деятельности.

Дана педагогическая интерпретация сущности процесса формирования духовно-нравственных качеств молодежи, представляющая собой совокупность целенаправленных и планомерных педагогических воздействий на сознание и поведение человека через включение в культурно-ценностные и социально-значимые формы работы музея, в процессе которых происходит выработка единой системы духовно-нравственных качеств личности, реализуемых в поведении.

Впервые социально-культурная деятельность музея представлена как фактор формирования духовно-нравственных качеств молодежи, обеспечивающих сохранение преемственности поколений, самореализацию в социально-культурной деятельности, выработке гражданской позиции; повышение социокультурной компетентности молодежи и активного участия в общественной жизни.

Осуществлен историко-педагогический анализ становления социально-культурной работы музеев в России и научно обоснованы этапы его развития по формированию духовно-нравственных качеств молодежи.

На основе изучения междисциплинарных подходов к проблеме социально-культурной деятельности музея выявлена специфика формирования духовно-нравственных качеств молодежи, заключающаяся в создании исторической преемственности культуры на почве национальных традиций, восстановление во многом утраченной системы праздников, обрядности, традиционных форм отдыха и развлечений, возрождение народного искусства, ремесел, народных игр, развитие творческого потенциала личности, патриотизма и гражданственности.

Теоретически обоснованы и выявлены социально-культурные условия формирования духовно-нравственных качеств молодежи в деятельности современного музея.

В ходе реализации социально-культурных условий представлен инструментарий диагностического сопровождения процесса формирования

духовно-нравственных качеств молодежи, включающий различные методики и технологии социально-культурной деятельности.

Разработаны критерии, позволяющие оценивать эффективность социально-культурной деятельности музея в процессе формирования духовно-нравственных качеств молодежи: активность в формировании духовных ценностей и способов самореализации; умение управлять своим поведением и формировать гражданскую позицию; способность к самооценке в художественно-творческой, познавательной, коммуникативной и др. видах деятельности; развитие нравственной устойчивости.

Разработана и экспериментально апробирована модель формирования духовно-нравственных качеств молодежи в условиях социально-культурной деятельности музея.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в обогащении научной теории социально-культурной деятельности выводами о закономерностях формирующего педагогического воздействия форм и методов социально-культурной деятельности, интегрированных в педагогическую систему музея. При этом:

-представленные материалы обогащают и дополняют теорию
социально-культурной деятельности систематизированной и

конкретизированной информацией об особенностях использования социально-культурного потенциала музея в духовно-нравственном воспитании молодежи;

-анализ основных научно-теоретических подходов к исследованию

проблемы формирования духовно-нравственных качеств молодежи дополнен

определением сущности социально-культурной деятельности музея, где

современный музей представляет собой сложную социальную систему и

является частью общей системы социально-культурного воспитания наряду с

другими учреждениями и способствует проведению комплексной,

разносторонней и разноплановой воспитательной работы музея со всеми

категориями населения;

- выявленная специфика социально-культурной деятельности музея по формированию духовно-нравственных качеств молодежи позволяет расширить возможности музеев в организации досуга молодежи и развивать целостное моральное сознание личности, гражданскую позицию, нравственные качества, а также потребность приобщения к культуре, традициям, нравам и обычаям;

-научно обоснованные возможности использования технологий социально-культурной деятельности в условиях современного музея, способствуют формированию чувств, понятий, убеждений и привычек нравственного поведения молодежи, позволяют расширять теоретические представления о духовно-нравственном воспитании;

-разработанный пакет экспериментально-диагностических методик позволяет выявлять результативность проведенной педагогической работы и получать характеристики, важные для изучения ценностных ориентации, педагогического влияния и формирования духовно-нравственных качеств личности, что расширяет критериальный аппарат социально-культурной деятельности.

Практическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования данные позволяют эффективно осуществлять процесс формирования духовно-нравственных качеств молодежи в условиях социально-культурной деятельности современного музея.

Прикладное значение исследования заключается в создании инструментария по формированию духовно-нравственных качеств молодежи, включающего разработанную программу, в которой реализуются социально-культурные мероприятия, а также диагностические экспериментальные методики, позволяющие исследовать духовно-нравственные качества личности.

Разработанная педагогическая программа по формированию духовно-нравственных качеств молодежи представляет собой совокупность

последовательных алгоритмов, способных максимально эффективно влиять

на духовно-нравственное воспитание молодежи и формировать ценностные ориентации личности, овладевать коммуникативными навыками и нравственными убеждениями.

Созданное в ходе исследования научно-методическое обеспечение (учебно-методические материалы, информационно-образовательные ресурсы и т.д.) и авторская педагогическая программа могут быть использованы при разработке педагогических систем и образовательных программ по формированию духовно-нравственных качеств молодежи на федеральном и региональном уровнях, а также в работе учреждений социально-культурной сферы и системы образования.

Результаты исследования могут служить основой для инновационной деятельности учреждений социально-культурной сферы в поиске научных подходов к разработке и реализации социально-культурных технологий и быть применены при составлении федеральных и региональных комплексных программ по организации свободного времени подростков и молодежи.

Кроме того, материалы исследования могут быть использованы:

в деятельности государственных организаций при выборе ориентиров культурной политики и создании региональных и федеральных программ профилактической работы с молодежью;

при разработке педагогических систем и образовательных программ по организации социально-культурной деятельности молодежи;

в деятельности центров развития и социально-психологической адаптации подростков и молодежи, реабилитационных центров и др.;

в системе подготовки и повышения квалификации кадров для сферы образования и культуры.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов исследования обеспечены:

- их согласованностью с фундаментальными положениями, теориями

различных областей знания;

целенаправленным анализом педагогической практики;

применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам исследования;

количественной и качественной обработкой репрезентативного материала; взаимопроверкой полученных результатов;

адекватностью методов исследования его целям и задачам; согласованностью основных положений теоретической концепции с данными экспериментальных исследований.

Положения, выносимые на защиту:

1. В ходе становления и формирования социально-культурной
деятельности музея выделены следующие этапы: 1 этап (XVIII - нач. XIX вв.)

- зарождение музейного дела в России; 2 этап (к. XIX - нач. XX вв.) -
формирование сети провинциальных музеев; 3 этап (1900-1920 гг.) -
интенсивное развитие краеведения и музейного дела; 4 этап (30-е гг. XX в.) -
превращение музеев в политико-просветительные учреждения; 5 этап (1940-е

- 50-е гг.) - сохранение коллекций в период Великой Отечественной войны и
восстановление музеев; 6 этап (1960-е - 80-е гг.) - развитие музейной сети за
счет возникновения новых видов музеев, местных краеведческих и
общественных музеев; 7 этап (90-е гг. XX в.) - адаптация к новой социально-
экономической ситуации; 8 этап (начало XXI в.) — начало возрождения и
поиски путей модернизации в новом социально-культурном качестве.

2. Сущность социально-культурной деятельности музеев определяется
взаимодействием природной и культурно-исторической среды с современной
социокультурной практикой и представляет собой совокупность
целенаправленных, планомерных педагогических воздействий на сознание и
поведение человека через включение в культурно-ценностные и социально-
значимые формы, в процессе чего происходит общественно-государственная
и культурная идентификация, профессиональная адаптация и самореализация

личности, вхождение молодежи в жизнь социума, его культурных обычаев и патриотических традиций, развитие творческих способностей.

  1. Специфика социально-культурной деятельности музеев по формированию духовно-нравственных качеств молодежи заключается во взаимодействии и интеграции традиционных музейных технологий и средств социально-культурной деятельности. Комплексное использование средств социально-культурной деятельности обусловливает эффективное взаимодействие традиционных и инновационных методов воспитания.

  2. Модель формирования духовно-нравственных качеств молодежи в условиях современного музея представляет собой целенаправленный педагогический процесс использования потенциала социально-культурной деятельности и взаимодействия принципов, форм, методов ориентированных на формирование и развитие у молодежи национального самосознания, творческого потенциала, идеалов, чувств, понятий и убеждений, выработку единой системы нравственных качеств личности, реализуемых в поведении.

  3. Комплекс социально-культурных условий формирования духовно-нравственных качеств молодежи в деятельности современного музея:

-учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей молодежной аудитории;

-комплексное целевое воздействие на личность при активной ее включенности в социально-культурную среду музея;

-учет потенциала музея как культурно-исторического контекста для встречи с духовным опытом многих поколений;

- осуществление воздействия на формирование духовно-нравственных качеств молодежи через образовательную, эмоционально-волевую, мыслительную, творческую деятельность молодых людей;

-построение социально-культурной деятельности музея на основе использования предложенной нами модели формирования духовно-нравственных качеств молодежи;

разработка и реализация педагогической программы по формированию духовно-нравственных качеств молодежи на основе использования технологий социально-культурной деятельности;

наличие подготовленных педагогов-организаторов к организации социально-культурной работы в музеях.

  1. Критерии, позволяющие оценивать эффективность социально-культурной деятельности музея в процессе формирования духовно-нравственных качеств молодежи: активность в формировании духовных ценностей и способов самореализации; умение управлять своим поведением и формировать гражданскую позицию; способность к самооценке в художественно-творческой, познавательной, коммуникативной и др. видах деятельности; развитие нравственной устойчивости.

  2. Педагогическая программа по формированию духовно-нравственных качеств молодежи в условиях современного музея способствует созданию у молодежи более полного представления о культуре народа через познание культурных традиций, сохранение преемственности поколений, выработке активной гражданской позиции; формированию гармонически развитой личности с широким культурным кругозором; развитию духовно-познавательных потребностей молодежи; повышению социокультурной компетентности молодежи.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась по ряду направлений:

а) выступления соискателя в печати, перед педагогической и научной общественностью на международных, всероссийских, межрегиональных, региональных научно-практических конференциях, совещаниях, круглых столах;

б)разработка авторской педагогической программы и непосредственное

участие в ее реализации в Тамбовском педагогическом колледже,

Тамбовского колледжа социально-культурных технологий, Тамбовском

приборостроительном колледже;

в) руководство курсовыми работами «Народная художественная
культура Тамбовщины», «Народная педагогика как воспитательная система»;

г) проведение студенческой конференции «Духовно-нравственное
воспитание учащихся и студентов в условиях образовательного учреждения»
18 апреля 2008 года на базе ТОГОУ СПО «Педагогический колледж»;

д) участие в конкурсе проектов по социологии и политологии «Проект
социальной адаптации воспитанников Центра психолого-медико-
социального сопровождения г. Тамбова средствами народного декоративно-
прикладного искусства: «Молодежь. Время. Инициатива»;

е) воспитательная работа в Тамбовском педагогическом колледже.
Результаты диссертационного исследования отражены в десяти

научных публикациях автора, общим объемом 3,2п.л., в том числе в статье, опубликованной в научном журнале «Вестник Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина», рекомендованного ВАК РФ для публикации результатов диссертационных исследований.

Структура работы вытекает из задач исследования, практической целесообразности изложения материала и логики раскрытия темы, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Историко-педагогический анализ становления социально- культурной работы музеев в России

Воспитание имеет огромное значение в возникновении, развитии общества, сохранении культуры, самобытности. В современном социально-гуманитарном знании употребление понятия «воспитание» не всегда бывает строгим и однозначным. Оно используется в самых разных научных дисциплинах: философии, педагогике, антропологии, этнографии, социологии, психологии, культурологии, причем в каждом случае с его помощью решаются специфические задачи, что ведет не столько к унификации его понимания, сколько к расширению спектра его значений.

Истоки современного понимания воспитания были заложены в философии, поэтому философская интерпретация актуальна и сегодня. Вопросы воспитания были выражены еще в трудах Демокрита. Под воспитанием он имел в виду «обладание мудростью», которое включает в себя три момента: «хорошо мыслить», «хорошо говорить», «хорошо поступать» [147].

В целом философское определение воспитания раскрывается через понимание целенаправленного процесса перевода накопленной человечеством культуры в индивидуальную форму существования, когда внешнее (объективное) становится содержанием внутреннего (субъективного), т.е. переводится в область сознания конкретных людей, чтобы потом соответственно отразиться в их мыслях, поведении, чувствах [177, с. 163]. В культурной антропологии воспитание трактуется «как культурный феномен. С этой точки зрения воспитание человеческого в человеке - это воспроизводство в нем социальной культуры» [41, с. 83].

С точки зрения педагогики, воспитание понимается как функция человеческого общества, передающая новым поколениям ранее накопленные ценности: знания, мораль, трудовой опыт, опыт владения и увеличения материальных богатств как в организованных формах (система образования), так и путем естественного усвоения в результате межпоколенных взаимодействий и влияния среды [48, с. 41]. То есть процесс воспитания выполняет функцию сохранения преемственности поколений и воспроизводства социального опыта в двух планах [48, с. 13]: 1) воспроизводит отношения с внешним миром, природно-экологическим окружением (содержание передаваемого опыта в данном случае составляют производство и наука); 2) воспроизводит социальную структуру общества и его «элементарную» базу, т.е. индивидов и их отношения.

Все элементы духовной культуры нации: язык, традиции, обычаи, нормы поведения, ценности и т.д., обязательно нуждаются в эффективном механизме воспроизводства, которым, естественно, может стать лишь воспитание. Воспроизводство же и передача социального опыта от поколения к поколению возможны посредством [152, с. 39-46]: коммуникации, которая, постоянно напоминая индивидам о существовании норм и правил, бесспорно, работает на закрепление и стабилизацию реалий, на их притирку и подгонку, на поддержание и сохранение однозначных соответствий между массивом знания и миром деятельности; - трансляции, которая всегда направлена от старших к младшим, и, поскольку человеческий материал детства и юности в любых культурах один и тот же направленные на уподобление младших старшим усилия, приемы, методы не могут не иметь общего; - трансмутации, означающей все разновидности общения, в результате которого в понимании символа появляются новые элементы знания или модифицируются наличные, или одновременно происходит и то и другое.

Воспитание как социально обусловленный процесс трансляции накопленного поколениями опыта направлен в первую очередь на формирование смысловых конструктов социальных действий. Содержание этих смыслов выражается в понятии идеала, которое нами определяется как обобщенный образ, формируемый в сознании индивида посредством воспитания и рефлексии. Формирование идеала является конечной и определяющей целью становления личности, и становится возможным благодаря многообразию воспитательных методов, факторов и средств, как раз и позволяющих говорить о воспитательном потенциале социально-культурных учреждений, в том числе и музеев, как одной из важнейших составляющих подготовки к жизни в социуме новых поколений.

Уникальная роль музея в решении проблемы социально-культурной работы с молодежью заключается в том, что он может оказывать одновременное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферу личности, активизируя чувственное восприятие, актуализируя личный опыт и стимулируя ценностное отношение человека к окружающей действительности, используя для этого потенциал памятников истории и культуры, произведений искусства. Таким образом, пространство музея в целом, и музейная экспозиция, в первую очередь, способствуют расширению «границ» историко-культурного сознания человека, его нравственной памяти и эстетического вкуса, формируя, в конечном счете, социально-культурное содержание и потенциал личности.

Воспитание в музее в целом - это приобщение индивида к точке зрения различных социальных классов и страт в гигантском массиве информации, что позволяет рассматривать данную форму как одно из важнейших условий формирования самосознания, способности определять отношение, позицию, умения думать и делать выводы, - музей остается одним из немногих институтов культуры, в котором именно воспроизводство социального опыта прошедших поколений является основной целью деятельности.

Однако подобные взгляды на социально-культурный потенциал музейных учреждений возник не сразу.

В современном социально-гуманитарном знании социально-культурная деятельность определяется как деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей норм в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической, политической культуры, а так же как управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре.

Учитывая направленность нашего исследования, мы должны показать в этом ряду особое место музея, поскольку именно с его социально-культурной деятельностью мы связываем разработку и реализацию воспитательных программ, обеспечивающих формирование гражданского самосознания личности подростка. Поэтому закономерным этапом нашего исследования становится уточнение сущности и содержательного объема понятий «музей» и «социально-культурная деятельность музея».

Музей представляет собой «целостную, искусственную (сконструированную), целенаправленную, адаптивную систему, зарождение которой обусловлено общественными потребностями и соответствующими социальными действиями, направленными на сохранение социальной памяти».

Сущность и специфика социально-культурной деятельности музея по формированию духовно-нравственных качеств подростков и молодежи

Термин «социально-культурная деятельность» используется в отечественном музееведении с начала 1990-х годов. До этого употреблялись другие понятия (массовая политико-просветительная работа, научно-просветительная), отражавшие понимание сущности работы с посетителями в различные исторические периоды и менявшиеся быстрее, чем терминология для обозначения других направлений музейной деятельности. Осуществляемый в музее процесс передачи культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие социально-культурного опыта посетителями, определяется как музейная коммуникация, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных предметов, реализуются культурно-образовательная, воспитательная и другие функции музея [43, с. 29].

Будучи важнейшей составной частью единого процесса формирования личности, духовно-нравственный аспект воспитания пронизывает все его стороны, отражает особенности социальной среды, общественных отношений, образа жизни и органически включается в любую форму социокультурной деятельности. Нравственность синтезирует и отражает социальный опыт личности, ее мировоззренческие позиции, идейные убеждения, деловые и неформальные отношения. Как важнейший компонент единой системы воспитания, духовно-нравственное воспитание представляет совокупность целенаправленных и планомерных воздействий на сознание и поведение человека, которые наряду с самовоспитанием формируют нравственные убеждения, склонности, чувства и черты характера.

Духовно-нравственное воспитание включает в себя нравственное просвещение и организацию опыта духовно-нравственной деятельности,

однако практика показывает, что фактически нет элементов жизнедеятельности, которые бы в той или иной мере не влияли на нравственное формирование личности. Нравственность воспитывается всеми компонентами окружающей человека микросреды.

Так как наличие нравственных начал в любой сфере духовной жизни не исключает, а предполагает осуществление системы пропаганды принципов нравственности, органически дополняемой и углубляемой включением различных групп населения в активную творческую деятельность, в процессе которой знание нравственных категорий преобразуются в убеждения, становятся нормой поведения, то соответственно и эффективность нравственного воспитания средствами музейной деятельности находится в прямой зависимости от того, насколько она пронизывает и содержание, и стиль, и атмосферу всей системы общественной жизни разных групп населения [13]. Но это не снижает значимости массовых мероприятий, раскрывающих сущность человеческой морали и организации соответствующего опыта нравственной деятельности.

На основе выделенных М.А. Ариарским компонентов формирования морали средствами социально-культурной деятельности нами были выделены следующие компоненты социально-культурной работы музейных учреждений по формированию духовно-нравственных качеств молодежи [16, с. 42]. Первым компонентом системы формирования духовно-нравственных качеств средствами музейной деятельности выступает нравственное просвещение, которое концентрируется на раскрытии сущности общечеловеческой морали и роли нравственных начал в жизни общества; основных морально-волевых качеств личности, сфер и форм их проявления; особенностей отношения человека к труду, познанию и выполнению гражданских и общественных обязанностей, норм взаимоотношений между людьми. Пропагандируя с помощью экспозиций, лекций, докладов, устных журналов и других методов принципы морали, каждый из которых составляет основу соответствующего направления нравственного воспитания, нельзя не учитывать, что идеи патриотизма, интернационализма, гуманизма, коллективизма, творческого отношения к труду и непримиримости ко всему, что мешает общественному благу, утверждаются не только и не столько беседами или тематическими вечерами, сколько соответствующими технологиями формирования общественного поведения и организации соответствующего опыта нравственной деятельности.

Второй компонент системы духовно-нравственного воспитания проявляется в использовании специфических педагогических приемов, способствующих формированию у населения необходимых моральных качеств. Реализуя принцип индивидуализации идейно-нравственного воздействия, музейный педагог призван, опираясь на известные положительные черты характера воспитуемого, включать индивида в социально и нравственно значимые формы творчества, утверждая тем самым нравственные нормы как черты личности.

Третьим компонентом духовно-нравственного воспитания средствами и методами музейной деятельности является воздействие на личность силой положительного примера.

Четвертым компонентом системы духовно-нравственного воспитания в любом социокультурном институте общества выступает моральный климат. Формирование нравственной атмосферы, как правило, не планируется, ибо это не самоцель, а педагогическое условие, без реализации которого нет единого воспитательного процесса. Это еще раз предопределяет необходимость видеть нравственные аспекты любой музейной акции, рассматривать сферу жизнедеятельности как комплексный институт формирования личности.

В системе духовно-нравственного воспитания проявляется единство двух его сторон: объективной, отражающей нравственные требования, которые предъявляет к личности общество, и субъективной, в которой преломляется собственное отношение конкретного человека к обществу, труду, людям, духовным и материальным ценностям. Важнейшая задача социально-культурной деятельности музейных учреждений состоит в том, чтобы объективное нравственное требование стало субъективной нормой поведения личности, то есть объективные и субъективные начала воспитания практически совместились.

Социально-культурные условия формирования духовно- нравственных качеств молодежи в деятельности современного музея

В первой главе нашей работы мы рассмотрели теоретические основы формирования духовно-нравственных качеств молодежи в условиях современного музея, где духовно-нравственное воспитание рассматривалось нами как совокупность целенаправленных и планомерных воздействий на сознание и поведение человека, которые наряду с самовоспитанием формируют нравственные убеждения, склонности, чувства и черты характера. Кроме того, нами были выделены следующие компоненты социально-культурной работы музейных учреждений по формированию духовно-нравственных качеств молодежи: - нравственное просвещение; -использование специфических педагогических приемов, способствующих формированию у населения необходимых моральных качеств; - воздействие на личность силой положительного примера; - моральный климат.

Подчеркнем, что в настоящее время, когда педагогическая концепция общества принципиально переосмысливается, центральное значение в педагогике приобретают идеи гуманитаризации и гуманизации образования и воспитания, приобщения молодежи к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям, обогащения его духовного мира.

В многообразном процессе освоения молодежью культуры музей занимает особое место. Одной из основных функций музея с момента превращения его в общественный институт стала образовательно-воспитательная функция. Благодаря открытости и доступности музей создает особые условия для педагогического воздействия на аудиторию.

Музей в современном обществе - не только научно-просветительское учреждение, но и центр культуры, решающий задачи развития и воспитания личности. Музей, музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы личности одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств.

Именно музей призван помочь молодежи открыть многообразие способов освоения культуры, сформировать устойчивую потребность общения с ее ценностями.

Музей как способ познания мира содержит огромный потенциал для личностного развития молодежи. Это приобщение молодого человека к русской и мировой культуре, развитие его визуальной грамотности, образного и ассоциативного мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы.

Музейно-педагогический процесс обеспечивает приобретение личностью целого ряда умений и навыков: развитого визуального мышления, изложения и оценки самостоятельных суждений, интерпретации зрительных образов в условиях возросшего потока визуальной информации и др.

Другой аспект проблемы - формирование в молодом человеке единства познавательного, эстетического и действенно-практического начал. Акцент на последнем начале особо важен: он связан с процессом перехода от созерцания красоты к ее активному воплощению в различных формах жизнедеятельности. В приобретении молодежью навыков творчески активного отношения к миру музею отводится огромная роль.

Особенно актуальной сегодня становится и проблема памяти поколений, традиций, превращения каждого образовательно-воспитательного учреждения в музейный объект. Такая постановка проблемы созидает взаимосвязь прошлого - настоящего - будущего.

Особый смысл взаимодействие музея и системы образования приобретает в условиях цивилизации XX века, когда идет процесс, определяемый культурологами и философами как формирование «второго осевого времени». Сопровождаемый болезненными явлениями: разрушением духовных ценностей, «крушением гуманизма», снижением этических мотиваций, изменением нравственных ориентиров, распадом семейных традиций, он отрицательно сказывается на внутреннем мире молодых людей. Возникающую потребность в дополнительных источниках восстановления гармонии с миром может в значительной мере удовлетворить музей — уникальное историческое, культурное, нравственное, природное, художественное пространство, обладающее огромными компенсаторными и адаптационными возможностями.

Практическую часть нашего исследования нам хотелось бы начать с анализа ситуации по формированию духовно-нравственных качеств молодежи в условиях современного музея на примере Тамбовской области.

Тамбовская область обладает уникальным природным и богатейшим культурно-историческим наследием, представляющим собой удивительный по своему разнообразию сплав материальных и духовных культур народов, ее населяющих.

Результаты экспериментальной апробации педагогической модели формирования духовно-нравственных качеств молодежи в условиях социально-культурной деятельности музея

Следующим этапом нашей работы было проведение формирующего эксперимента, базой которого являлись студенты отделений «Организация воспитательной деятельности» и «Физическая культура» Тамбовского областного государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Педагогический колледж», для которых были организованы специальные занятия на территории музейной комнаты данного учебного заведения и ТОГУК «Краеведческий музей». В формировании эксперимента участвовало 60 молодых людей, которые принимали участие в констатирующем эксперименте.

Формирующий эксперимент состоял из нескольких этапов. 1. Разработка педагогической программы, направленной на формирование духовно-нравственных качеств молодежи. 2. Проведение педагогической работы с молодежью с использованием составленной программы. 3. Сравнительный анализ экспериментальных данных. 1этап формирующего эксперимента Прежде всего, нами была разработана Педагогическая программа по формированию духовно-нравственных качеств молодежи, целями которой стало: 1. Повышение образовательного уровня молодежи. 2. Нравственное и патриотическое воспитание молодежи. 3. Воспитание активного созидателя, участника различных направлений деятельности. 4. Выработка активной гражданской позиции. 5. Формирование навыков самоорганизации досуга молодежи (Приложение 4). 137 В программе решались следующие задача: 1. Создание у молодежи более полного представления о культуре народа через познание культурных традиций. 2. Осознание человека, как представителя своего поколения, сохранение преемственности поколений. 3. Осознание своей причастности к истории народов. 4. Формирование гармонически развитой личности с широким культурным кругозором. 5. Развитие духовно-познавательных потребностей молодежи. Основными направлениями работы стали: - Изучение историко-культурного наследия Родного края. - Историко-краеведческое воспитание. - Воспитание на героических традициях Отечества. - Героико-патриотическое воспитание. - Гражданско-патриотическое воспитание. - Развитие социальной активности молодежи. - Образовательные экскурсии, уроки. - Сохранение и развитие школьного музея. - Программа дополнительного образования. - Связь с внешними организациями. - Краеведческие конференции. - Развитие студенческого самоуправления.

Программа предусматривает работу кружка «Краеведение» (Приложение 5).

Программа кружка «Краеведение» предполагает проведение курса «Наш Тамбовский край», который рассчитан на один год обучения и является дисциплиной по выбору для учащихся средних специальных и высших учебных заведений (72 часа). Занятия проводятся 2 раза в неделю - по 1 часу. Цель программы «Наги Тамбовский край»: привить чувство любви к родному краю, к традициям и обычаям русского народа, повысить уровень 138 патриотического сознания, гражданского долга учащихся. Ознакомить с географией, историей, экономикой и искусством Тамбовского края. Задачи программы: - воспитать трепетное отношение учащихся к историческому прошлому своего народа; - сформировать чувство уважения и гордости к Тамбовскому краю; - развить познавательную активность и интерес к жизни выдающихся людей Тамбовского края; - развить интерес к историческим памятникам, охране и изучению знаменитых мест Тамбовской области. Программа «Наш Тамбовский край» состоит из 12 тем, после изучения каждой темы предполагается проведение викторины по пройденному материалу. Данная программа может быть использована как в школе, так и в других специализированных заведениях (центры дополнительного образования, подростковые клубы, дворцы творчества детей и молодежи и т.д.). Прогноз результатов по реализации программы по формированию духовно-нравственных качеств молодежи: 1. Расширение знаний о Родном крае. 2. Развитие познавательной деятельности молодежи. 3. Привитие любви к своей малой Родине. 4. Освоение навыков музейного дела. 5. Сохранение культурного наследия для будущих поколений. Второй этап формирующего эксперимента заключался в проведении педагогической работы с использованием составленной нами программы и учетом выявленных нами социально-культурных условий формирования духовно-нравственных качеств молодежи.

Сразу же подчеркнем, что программа курса «Наш Тамбовский край» 139 была реализована среди студентов отделений «Организация воспитательной деятельности» и «Физическая культура» Тамбовского областного государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Педагогический колледж» в количестве 60 человек. Данная группа молодежи на протяжении одного или двух учебных годов являлась активной категорией, которая участвовала в общественной жизни не только колледжа, но и города и области (согласно перечню мероприятий города и области на 2006 и 2007 годы).

Похожие диссертации на Социально-культурная деятельность музея как фактор формирования духовно-нравственных качеств молодежи