Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-культурные институты Серебряного века Триодина Ирина Михайловна

Социально-культурные институты Серебряного века
<
Социально-культурные институты Серебряного века Социально-культурные институты Серебряного века Социально-культурные институты Серебряного века Социально-культурные институты Серебряного века Социально-культурные институты Серебряного века Социально-культурные институты Серебряного века Социально-культурные институты Серебряного века Социально-культурные институты Серебряного века Социально-культурные институты Серебряного века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Триодина Ирина Михайловна. Социально-культурные институты Серебряного века : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : Санкт-Петербург, 2003 174 c. РГБ ОД, 61:03-13/1683-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Серебряный век как социально-культурный феномен.

1.1. Педагогическая направленность социально-культурной деятельности. 13

1.2. Временные и социально-культурные границы Серебряного века. 22

1.3. Социально-педагогические характеристики социально-культурной общности Серебряный век. 36

Глава 2. Социально-культурные общности Серебряного века и среда их обитания.

2.1. Объективные и субъективные факторы формирования социально-культурных общностей. 62

2.2. Религиозно-философские собрания и кружки. 71

2.3. Литературно-художественные салоны. 78

2.4. Художественно-артистические клубы, кабаре, рестораны. 98

2.5. Творческие лаборатории художников и выставки рубежа ХГХ-ХХ веков. Организаторская и просветительская деятельность С.П.Дягилева. 108

Глава 3. Серебряный век и современность.

3.1. Современный религиозный ренессанс. 121

3.2. Опыт возрождения социально-культурных институтов Серебряного века. 135

3.3. Экспериментальная работа по определению тенденций формирования культурной среды в традициях Серебряного века. 145

Заключение 153

Список использованной литературы 158

Введение к работе

Актуальность темы. Современная социально-культурная ситуация зеркально отражает сущностную черту Серебряного века - пред и постреволюционные духовно-культурные искания на изломе столетий. Выработанные мыслителями Серебряного века концепции оказались созвучны нашему времени, их "оплодотворяющее" влияние предвидел еще Н.А.Бердяев. Речь идет, прежде всего, о понимании духовного как фундамента человеческого общества В русле этой ведущей парадигмы Серебряного века развивал свои идеи о приоритете духовно-культурного, нравственного начала о перекличке веков, о диалоге эпох академик Д.С.Лихачев. Переживаемое страной экономическое неблагополучие вызвано духовным неблагополучием, ибо нравственность, культура качественно меняют среду функционирования законов - превращают население в упорядоченное общество.

Соединительным звеном между современным обществом и Серебряным веком является общий подход к новому типу личности как носителю и творцу духовных ценностей (С.Л. Франк). Это исходная позиция и современной социально-культурной мысли.

Новая эпоха вызывает к жизни активное деятельное поколение реформаторов, для которых востребованным сегодня оказывается программное положение Вяч.Иванова о действенной, а не созерцательной природе искусства, о его функции жизнетворчества.

Серебряный век - это "всесокрушающая религиозная революция" (Д.С.Мережковский), обоснование нового религиозного сознания. И сегодня обновленная Россия вновь переживает религиозный ренессанс. Церковь отделена от государства, но не от общества, идет активный процесс сближения интеллигенции с церковью.

Все более актуальным становится не только обращение к философии Серебряного века, но и потребность создания философских объединений, аналогом которых были философские собрания Серебряного века.

Особый интерес сегодня представляет изучение складывавшихся в Серебряный век рыночных отношений, опыта появления театра антрепризы, зарождение тех профессиональных навыков организации и управления искусством, которые веком спустя получат наименование менеджмента искусства и культуры.

Критического анализа и осмысления требуют сегодня и опыт построения "новой человеческой общности" (Вяч.Иванов), сексуальной революции Серебряного века.

Наконец, нельзя не признать в высшей степени актуальным осмысление трагического опыта ответственности художников Серебряного века за судьбу Отечества. Накануне революции народ получил от своих кумиров сильнейшую дозу разрушительной инъекции, которая привела к Октябрьской революции и последовавшей за ней кровопролитной гражданской войне.

Сознательно ориентироваться в настоящем и строить свое будущее можно только с учетом и ошибок, и достижений прошлого.

Культура рубежа XDC-XX веков впервые выступает сегодня как важнейшая самостоятельная сфера человеческого бытия, она впервые стала осознаваться русской общественной мыслью как особый аспект социальной жизни нации.

Этот опыт не может быть утрачен, он должен быть тщательно изучен, систематизирован и использован в современном культурном строительстве как основа социально-культурной преемственности поколений.

В наши дни достижения культуры Серебряного века не только вызывают интерес у специалистов, но возрождаясь в современных формах оказывают все большее влияние на культурное пространство, культурную среду. Широкую известность и признание получили музеи Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Муниципальный музей "Анна Ахматова. Серебряный век", музей-квартира Блока, музей семьи Бенуа, музей-квартира Владимира Набокова; выходит журнал "Новый мир искусства" и работает выставочный зал его редакции. Открыты театры "Приют комедиантов", "Бродячая собачка". Кабаре "Бродячая собака", восстановленное по историческому адресу, продолжает традиции свободной импровизации. Появилось объединение молодых художников "Пятая нога", создан Дягилевский центр.

Вместе с тем, нельзя не обратить внимание на то, что нарождающиеся социально-культурные аналоги Серебряного века носят пока еще случайный, эпизодический характер.

Социально-культурные институты Серебряного века все еще остаются закрытой, неисследованной и непрочитанной страницей. Повседневный быт современной интеллигенции не насыщен и не пропитан многовариативной соборностью Серебряного века: культура салонов, домашних кружков, собраний оказалась не закрепленной социальной памятью. Формы жизнетворчества в сфере досуга оказываются ограниченными и неполными, навыки досуговой квалификации утеряны.

Возрождение искусственно прерванных традиций - важнейшая задача теории и практики социально-культурной деятельности. Вместе с тем очевидно противоречие между желанием действовать и необходимостью осмыслить накопленный опыт. Сложившееся противоречие между повседневностью социально-культурной жизни и потребностью жизнетворчества, вобравшего в себя выработанные предшествующими поколениями формы организации досуга, обусловили необходимость настоящего исследования.

Цель работы - раскрыть Серебряный век как социально-культурный феномен.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- определить основные понятия, используемые в исследовании: (социально-культурная деятельность; социально-культурные институты; культурная среда; социально-культурная общность Серебряный век);

- выявить закономерности возникновения социально-культурных институтов и адекватных им общностей;

- проанализировать формы организации и виды деятельности исследуемой социально-культурной общности как носителя ценностных ориентации Серебряного века;

- показать востребованность идей Серебряного века в современных условиях;

- провести опытно-экспериментальную работу по определению тенденций формирования культурной среды в традициях Серебряного века.

Объектом исследования являются социально-культурные институты, на базе которых происходит взаимодействие членов общности Серебряный век и осуществляется обмен значимыми для них ценностями.

Предметом исследования является изучение закономерностей возникновения, становления, развития социально-культурных институтов Серебряного века и формирования на их базе социально-культурных общностей как носителей ценностных ориентации, выражающих сущностные черты исследуемого периода.

Предварительный анализ проблемы позволил сформулировать гипотезу исследования, состоящую в том, что социально-педагогические характеристики общности, сформировавшейся в конкретно-исторических условиях, детерминируют ее формы организации, что позволяет выявить закономерности возникновения типов общностей, адекватных им социально-культурных институтов и видов деятельности.

Степень научной разработанности проблемы.

Религиозно-философские и духовно-культурные искания рубежа ХГХ-ХХ веков были "зоной забвения", запрещенной и закрытой темой исследования в советском обществе, ибо большая часть представителей Серебряного века не приняла советской власти и эмигрировала или была депортирована "философским пароходом". Судьба оставшейся или возвратившейся в Россию ("возвращенцы") "серебряной общности" сложилась драматично. Одни были признаны врагами советской власти и расстреляны (Н.Гумилев), другие погибли в концентрационных лагерях (О.Мандельштам, В.Мейерхольд), третьи были объявлены идеологически чуждыми советскому человеку (А.Ахматова), четвертые оказались в изоляции и вынуждены были покончить жизнь самоубийством (М.Цветаева), пятые умирали в забвении и одиночестве (В.Розанов, М.Кузмин, П.Филонов). На публикации произведений этих авторов, выставки художников было наложено жесткое цензурное табу.

Период оттепели шестидесятых годов прошлого века дал робкую возможность прикоснуться к забытым именам, но подлинное возвращение творцов Серебряного века произошло только в постсоветское время. В начале 80-90-х годов XX века происходит научное осмысление их опыта жизни и творчества. Современное прочтение и проблемный анализ наследия мыслителей культурного ренессанса (В.Ф.Асмус, П.П.Гайденко, В.Р.Лейкина-Свирская, А.И.Новиков) позволяют глубже проникнуть в философию культурной элиты Серебряного века и выстроить систему ее ценностных ориентации. Исследования в литературоведении (М.М.Бахтин, Н.А.Богомолов, Ю.В.Зобнин, Л.А.Колобаева, А.П.Найман) дают богатый материал для выделения типологических черт социально-культурной общности Серебряный век, ее соборного портрета. Искусствоведческие работы (А.П.Зименков, Б.М.Калаушин, М.В.Матюшин, О.Ф.Петрова, Л.А.Рапацкая, Д.В.Сарабьянов) позволяют воссоздать атмосферу рождения русского авангарда. Это был "синтез всех на свете противоположностей" (В.В.Гурко); существование "на грани игры и жизни" (А.В.Вислова), "игры и мистификации" (И.В.Ставровская); "томление любви" (И.Клягина). Мемуарная литература (А.Бенуа, З.Гиппиус, Б.Зайцев, Н.Оцуп, П.Перцов В.Розанов. Ф.Степун), дневники (М.Кузмин, З.Гиппиус), переписки (В.Иванов, Б.Зайцев, С.Маковский) - источник реконструкции содержательной стороны деятельности социально-культурных институтов. На фактологическом уровне описаны увеселительные заведения (Ю.Л.Алянский), появляются первые работы об отдельных сторонах деятельности социально-культурных институтов Серебряного века: о становлении кружковой культуры (Б.Уокер), о феномене культурного гнезда на "Башне" Вячеслава Иванова (И.В.Купцова), просветительной деятельности рубежа веков (Т.М.Казовская), организаторской и просветительской деятельности С.П.Дягилева (А.С.Ласкин).

Целостная же характеристика социально-культурных институтов Серебряного века, закономерности их становления, жизнедеятельности и угасания, обусловленность форм, методов, средств работы типологическими особенностями функционирующих на их базе общностей еще не стали объектом научного исследования. Это в полном смысле слова tabula raza. Теоретиков социально-культурной деятельности здесь ждут необжитые исследователями пространства.

Методологической основой диссертации стала признанная в философии, культурологии, педагогике (Д.С.Лихачев, Н.Н. Скатов, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, В.Т.Пуляев, Э.В.Соколов) новая парадигма развития общества, согласно которой человек стоит в центре теоретических осмыслений социальных процессов и действительного движения социума вперед.

Для исследователя, изучающего определенный исторический период, решающим является отчетливое научное понимание ведущей идеи философии культуры о том, что человечество вступило в новую фазу перехода от одного типа культуры к другому и что объективная историческая миссия этого периода состоит в идее диалога как основы бытия в русской культуре (М.М.Бахтин), в диалогическом контакте прошлого с будущим (М.С.Каган).

Исследование строилось на системном анализе историко-культурных процессов и явлений, на единстве структурно-функциональных, социально-экономических, психологических особенностей, понимании духовной элиты как импульса исторического процесса (С.Н.Иконникова).

Необходимость выявления социально-педагогических особенностей сформированной на рубеже XDC-XX веков новой социокультурной общности потребовала изучения специфики религиозно-философской, литературной, художественной обстановки, сложившейся в исследуемый период. Основополагающими в этом плане стали труды А.Белого, А.Бенуа, Н.Бердяева, А.Венгерова, Вяч.Иванова, С.Маковского, Д.Мережковского, П.Флоренского, С.Франка.

Важную роль в формировании концептуального ядра исследования сыграли труды зарубежных авторов по Серебряному веку (Ж.Нива, В.Страда, И.Серман, Р.Дэвис, Ж.К.Маркаде, И.Делич и др.).

Особое значение для диссертации имеют исследования по прикладной культурологии (М.А.Ариарский). В них раскрывается процесс формирования культурной среды, закономерность вовлечения человека в мир культуры и его практического освоения. Прикладная культурология позволяет восстановить необходимое звено между культурой и конкретным человеком, включенным в социально-культурную деятельность.

Категории социально-культурной деятельности и социально-культурных институтов доминантные в диссертации. При их интерпретации в работе автор опирался на исследования Т.Г.Киселевой, Ю. Д.Красильникова, Н.Н.Ярошенко.

Существенное место в определении теоретической позиции автора заняли разработки социализации личности (Б.А.Титов); девиантного поведения в условиях кризиса (А.А.Сукало); педагогики досуга и культурно-досуговой деятельности (Н.Ф.Максютин), синергетики досугового общения (Ю.А.Стрельцов); ассоциативных и диссоциативных механизмов формирования социально-культурных систем (А.П.Марков); технологии культурно-до-суговой деятельности (А.Д.Жарков). Методы исследования:

1. Общетеоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация),

2. Сравнительно-исторические (исторический, историко-логический, историко-педагогический),

3. Общепедагогические (анализ документов и литературных источников методом контент-анализа, включенное наблюдение, опрос, интервью, педагогический эксперимент).

Эмпирической базой исследования стала 227 гимназия Санкт-Петербурга. Ученики старших классов и выпускники гимназии были выбраны в качестве объекта исследования в связи с тем, что консолидация национального сознания нового поколения рассматривается сегодня как политически приоритетная задача.

Научная новизна исследования:

- в работе сформулировано понятие социально-культурной общности Серебряный век;

- составлен социально-педагогический портрет общности Серебряный век и классифицированы формы ее организации;

выявлена зависимость между социально-педагогическими особенностями общностей, формами их организации и видами деятельности;

- определены направления педагогического воздействия социально- культурных институтов Серебряного века, механизм формирования новых социально-культурных общностей;

- определены тенденции формирования современной культурной среды в соответствии с творческими идеями Серебряного века;

- проанализирована деятельность современных социокультурных объединений, адекватных общности Серебряный век. На защиту выносятся:

1. Концепция исследования эпохи Серебряного века как социально- культурного феномена.

2. Определение понятия Серебряный век как эпохи и как общности.

3. Обоснование выявленной зависимости между социально-педагогическими характеристиками общностей, формами их организации и видами деятельности.

4. Механизм превращения социально-культурных институтов в духовные лаборатории, формирующие новый тип личности.

5. Обоснование востребованности идей Серебряного века в современных условиях.

Практическая значимость исследования выразилась в выявлении значительного числа учащихся старших классов и выпускников гимназии (36,7%) субъективно готовых принять участие в возрождении традиций Серебряного века. При научной консультации автора эта часть гимназистов организовывала постоянные встречи в определенные дни недели (современный вариант журфиксов), на которых читались доклады о поэтах, художниках Серебряного века, обсуждалась современная социально-культурная ситуация, формировалась новая культурная среда. Разработанная автором тема "Серебряный век как социально-культурный феномен" включена в авторский вариант программы по истории и культуре Петербурга и изучается в 11-х классах гимназии.

Подход автора к изучению общности Серебряный век был использован при подготовке творческих работ учащихся, представленных на городской конкурс "Европа в школе 2002".

Авторские программы "Культура Серебряного века", "Социально-культурные институты Серебряного века" могут быть использованы в программах курсов "История социально-культурной деятельности", "Культурология досуга" вузов культуры и искусств, в школах и гимназиях при разработке курсов "История Петербурга" и "Мировая художественная культура".

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством широкого обсуждения публикаций автора. Автор выступала с докладами на семинарах учителей города в Санкт-Петербургском университете педагогического мастерства в 1999-2001 годах. Материалы опытно-экспериментальной работы стали основой для проведения восьми открытых уроков для учителей района и города. Как победитель конкурса педагогического мастерства (2002 год) Комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга, автор представила материалы исследования для обсуждения на конференции учителей Фрунзенского района.

Педагогическая направленность социально-культурной деятельности.

Культура выступает сегодня как основание всех проявлений социальной жизни; она - энергетика человеческого существования, духовный базис общества, его истории, его эволюции. Наконец культура выступает как ценностная характеристика человеческого бытия. Всякая великая культура, подчеркивал Питирим Сорокин, есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну и главную ценность... Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры1.

Культура обеспечивает процесс наследования, передачи духовных ценностей, социального опыта от поколения к поколению. Она фиксирует и сохраняет язык нации, картину мира и, что особенно важно, способы миропереживания, свойственные тому или иному культурному сообществу, строит национальное самосознание и обеспечивает культурную самоидентификацию новых поколений.

Развитие культуры - это процесс смены доминирующего мировоззрения и соответствующих ему способов восприятия мира, социальных институтов, традиций, образцов и норм поведения.

Процесс развития культуры вбирает в себя самые разные направления, явления общественной жизни, формы ее организации, он предполагает развитие культурных потребностей человека, что выражается в развитии его социальной активности, специальной формой проявления которой является социальная деятельность. Это многогранный процесс, характеризующий определенный тип отношения к миру, определенный тип бытия в мире.

Каждый человек на протяжении всей своей жизни оказывается погруженным во множество конкретных видов деятельности, которые различаются своим предметным содержанием, обусловленным совокупностью потребностей, мотивов, задач и действий.Богатство и разнообразие форм общественных связей, явлений общественной жизни вобрал в себя термин социально-культурная деятельность.

В разные исторические периоды этот срез общественной жизни и сферы профессиональной деятельности обозначался по-разному. До революции бытовал термин "внешкольное образование" и объектом внешкольного образования был неграмотный взрослый. Основная задача состояла в обучении его грамотности. После революции внешкольное образование обосновывается как политическое и научное просвещение, а его социальные институты как лаборатории, в которых вырабатывалось коммунистическое общественное мнение.

Новое содержание повлекло за собой изменение названия - появилась политико-просветительская работа. В послевоенные годы все виды политико-просветительской работы стали называться культурно-просветительской работой, кроме того употреблялись термины культурно-массовая работа, культурно-воспитательная работа, культурно-досуговая деятельность. Независимо от названия эта работа предполагала воспитание трудящихся в определенных идеологических рамках, формирование у широких масс марксистского мировоззрения.

Зародившееся в 60-е годы инициативное самодеятельное движение масс сформировало новый тип мышления, способы поведения, и адекватные им общественные объединения - политические клубы, клубы авторской песни и другие.

Круг явлений общественной жизни, традиционно исследуемый культурно-просветительной работой был шире и богаче обозначавшего их термина. Невозможно описать в рамках культурно-просветительной работы такие пласты российской культуры как Петровские ассамблеи, салоны, артели, коммуны, религиозно-философские собрания, арт-кабаре и т.д. Жизнь рождала все новые формы социальной практики, выходившей за рамки просветительства.

Кроме того, новые формы организации меняли характер деятельности людей.

Строго говоря просвещение - это односторонний акт, предполагающий активность просветителя, который один является носителем ценностей, определенных норм. Но надо иметь в виду, что общественная жизнь не исчерпывается отношениями "учитель-ученик".

Главный признак любого социального явления - взаимодействие. Ни отдельно взятый изолированный индивид, ни миллион изолированных индивидов не могут составлять социального явления, особенно когда речь идет о таком сложном явлении как культура. В культурной деятельности люди встречаются друг с другом на паритетных началах как равноправные субъекты, взаимно действующие друг на друга. Люди не только физически, но и духовно творят друг друга, их отношения не субъект-объективные, а субъект-субъективные.

В этом плане представляет определенный интерес зарубежный опыт. В начале 60-х годов во Франции появился термин "социокультурный аниматор" -человек, владеющий совокупностью методов деятельности, позволяющей ему активно вовлекать членов коллектива в культурную и социальную жизнь группы. В этом отличие социокультурной анимации от традиционной просветительской деятельности, основанной на привнесении культуры в массы как чего-то внешнего.

Ядром термина социально-культурная деятельность является слово деятельность. Его конкретизируют два определения "социальное" и "культурное".

Парные категории "социальное" и "культурное" взаимно дополняют и обогащают друг друга, создавая качественно новый феномен единства общего и индивидуального. В самом деле, определение деятельности как "социальной" указывает на принадлежность человека к социуму, на формирование его как "совокупности социальных отношений" (Маркс), на подготовку исполнения в социуме определенной социальной роли.

Социум - носитель культуры. Граница между обществом и личностью подвижна. В.С.Соловьев подметил: "Общество есть дополненная или расширенная личность, а личность - сжатое или сосредоточенное общество"1. Мера "сжатости" определяет соотношение личности и общества. Есть личности, которые "расширены" до уровня общества и даже обгоняют его, определяют характер его развития. Например Ломоносов, о котором Пушкин сказал: "Он создал наш первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом". Отдельный человек поэтому может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии. Тем не менее прав Ю.МЛотман, утверждавший, что по своей природе культура, как и язык -явление общественное, то есть социальное. Культуру Ю.МЛотман считал понятием коллективным2.

Но социальная роль нивелирует личность. Вытравливает индивидуальность, отрабатывает одинаковые привычки, манеры, стандартизирует даже речь. Люди становятся удивительно похожими друг на друга Это облегчает жизнь, ибо жизнь человека, становится простой и понятной. Но дается это слишком большой ценой - потерей индивидуальности, а стало быть собственной прожитой жизни.

Определение деятельности как "культурной" указывает на формирование индивидуальной неповторимости каждого члена общества. Люди к этому подготовлены как бы генетически, но эта потенциальная готовность к индивидуальности должна быть развита Развивают индивидуальность разум и искусство. Искусство учит частности человеческого существования. Но это функция не только искусства, но и культуры в целом. Культура, как и искусство, дает человеку ощущение его индивидуальности, уникальности, отдельности.

Социально-педагогические характеристики социально-культурной общности Серебряный век.

Серебряный век сделал заявку о себе как о поколении новых людей. Главную типологическую черту нового поколения людей наиболее полно выразил крупнейший философ Серебряного века С.Л.Франк. "В нашем философско-политическом мировоззрении, г- писал он, - мы исходим из идеи личности как носителя и творца духовных ценностей, осуществление которых в общественно-исторической жизни образует содержание культуры и есть высшая и последняя задача политического строительства"1. Творчество было универсальным, узловым понятием новой культурно-исторической эпохи. Оно охватывало не только искусство, но и науку, религию, нравственность, политику. Даже к самой социальной практике, институтам брака, семьи прилагались принципы и подходы творческой деятельности. Вячеслав Иванов в своей программной статье "Заветы символизма" утверждал, что искусство по природе своей действенно, а не созерцательно "и в конечном счете не иконотворчество, а жизнетворчество". Поэтому представители Серебряного века стремились снять перегородку между искусством и бытом и пересоздать творчески свою индивидуальную жизнь. Как ваятель из глины они из самих себя лепили чудотворные образы. И достигли в этом мирового признания. Удивительная плотность великих имен в поэзии (Блок, Бальмонт, Ахматова, Гумилев, Кузмин, Мандельштам, Цветаева, Волошин, Гиппиус, Мережковский) в живописи (Бенуа, Сомов, Лансере, Бакст, Кандинский, Малевич, Шагал, Ларионов, Серебрякова), в философии (Бердяев, Франк, Булгаков, Розанов), в балете (Нижинский), в музыке (Стравинский, Скрябин, Серов, Рахманинов), в просветительстве и, говоря современным языком, художественном менеджменте (Дягилев).

Социологическая наука рубежа ХГХ-ХХ веков, к сожалению, не может сегодня представить каких-либо точных данных о том, что представляла собой общность Серебряный век.

Попытка собрать исчерпывающий материал о литераторах Серебряного века сделана С.А.Венгеровым. Его издание "Русская литература XX века" написана не просто "по горячим следам, то есть изнутри самого Серебряного века, но и создана во многом самими его творцами и участниками. Чуть ли не треть текста составляют первоисточники - автобиографии писателей и их воспоминания. За автобиографиями идут подробные критические характеристики. В результате получаются объемные стереоскопические портреты писателей, поэтов. Но Серебряный век - это не только литераторы, но и художники, философы, режиссеры. Автором проанализированы более ста биографий деятелей Серебряного века, отразивших разные сферы жизни общества Это позволило составить обобщенный портрет той общности, которую мы называем Серебряный век.

В литературной среде на рубеже ХГХ-ХХ веков проявили себя четыре поколения поэтов: бальмонтовское (родившееся в шестидесятые и в начале семидесятых годов), блоковское (родившееся около 1880-го), гумилевское (родившееся около 1886-го) и, наконец, поколение 90-х - Г.Иванов, Г.Адамович, М.Цветаева, С.Есенин, Н.Львова, А.Мариенгоф, В.Маяковский, Вс.Рождественский, Н.Оцуп, Г.Шенгели, В.Шершневич и другие.

Как отметил Лев Аннинский, если же взять поэтическую поросль начала нашего века и нащупать "поколение" (а реальность подсказывает именно это, что и методологически правильно, потому что люди разных темпераментов, традиций и позиций застают мир одновременно и видят "одно и то же, но по-разному; эта разность рельєфна именно "при прочих равных"), - так вот: великие поэты начала двадцатого века в еще большей степени, чем прозаики середины девятнадцатого, могли бы оказаться "детьми одной матери"; они рождены в "вилке" между 1880 и 1895 годами; старший из них - Блок -буквально подает руку младшему - Есенину1. На момент выступления с первой серьезной работой средний возраст в каждом из названных поколений составлял приблизительно 23-26 лет, среди художников - 29-32 года.

Почти все деятели Серебряного века были выходцами из обеспеченных, состоятельных семей и самое главное - семей просвещенных, где образованию, искусству, культуре уделялось первостепенное значение.

Так, Блок и Белый - дети университетских профессоров, Вяч.Иванов -сын врача, Брюсов - купца, Эллис - педагога, Бенуа - архитектора, Маковский - живописца, Гиппиус из семьи помощника прокурора, Мережковский - из чиновников, отец Гумилева был врачом, Кузмина - морским офицером, Бердяев по отцу принадлежал к высшей военной аристократии, В л. Соловьев родился в семье знаменитого историка, Судейкин из старинной помещичьей семьи.

Воспитанное в традициях русской культуры XIX века, в традициях дворянской усадьбы новое поколение с оглядкой на помещичье, барское житье потянулось на Запад, где соблазняющим контрастом перед ними предстала блистательная Европа с ее опьяняющей свободой, утонченнейшим индивидуализмом. Ницше, Ибсен, Метерлинк, Бодлер, Уайльд - вот символы новой эпохи.

Путешествия на восток в страны Азии, знакомство с их философией и религией принесло в Серебряный век темы и мотивы древней Америки, Греции, Рима, Ассиро-Вавилонии, Иудеи, Персии, Египта, Индии, Китая.

Такое мощное слияние и взаимодействие разных культур не могло не сломать привычной атмосферы взаимодействия с реальностью, назревал конфликт, который мог разрешиться только в условиях чрезвычайных обстоятельств. Именно здесь начинается расслоение культурной элиты, рождается ее "разноэтажность".

Бунин отмечал: "плохие писатели писали тогда романы и повести, пошлые названия которых верно выражали сущность происходившего: "На переломе", "На повороте", "На распутье", "Смена". "Все и впрямь было на переломе, все сменялось"... Да и сам Бунин в рассказе "Антоновские яблоки" тоже прощается с уходящим веком, с умирающей эпохой, с опустевшими дедовскими усадьбами: "кукушка выскакивает из часов и насмешливо-грустно кукует над тобой в пустом доме. И понемногу в сердце начинает закрадываться сладкая и странная тоска... Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб. Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие"...

И даже А.П.Чехов на рубеже веков поддается общим настроениям, вкладывая в уста своим персонажам пророческие реплики: "...Пришло время, надвигается на всех нас громада, готовится здоровая сильная буря, которая идет, уже близка и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку"...

Лев Толстой отмечал, что "век и конец века на евангельском языке не означает конца и начала столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей и начало другого мировоззрения, другой веры, другого способа общения. В Евангелии сказано что при таком переходе от одного века к другому будут всякие бедствия: предательства, обманы, жестокости и войны, и по причине беззакония охладеет любовь". Мф.24 (12,13).

Объективные и субъективные факторы формирования социально-культурных общностей.

Описание любых социальных процессов затруднено тем, что в них участвуют живые люди, поведение которых определяется не только историческими, экономическими факторами, но и массой непредсказуемых случайностей, влияющих на их психическое состояние. Кроме того, огромное значение имеют и неповторимые интеллектуальные и личностные качества. Ни один инструмент или сложный прибор не может измерить внутренний мир человека, его ценностные ориентации. Но тем не менее, необходимо наметить и определить объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование личности и общности.

Анализ деятельности социально-культурных институтов и сформированных на их базе общностей в разные исторические эпохи позволяет утверждать, что социально-культурные институты, как правило, соответствуют тем требованиям, которые государство предъявляет к обществу, тем целям, которые ставит общество в деле воспитания граждан, в них находят отражение процессы, происходящие в культуре. Так, петровская ассамблея в начале XVIII века отразила все политические, общественные, культурные перемены, происходившие в России.

Идеалом Петра I было регулярное, правильное государство, психология служилого сословия была фундаментом самосознания дворянина XVIII века, именно через службу сознавал он себя частью сословия, и ассамблея была "делом должностным", регулярным, организованным по правилам, предписанным самим императором. В начале XVIII века происходит активная, сознательная европеизация русской культуры, причем это не была ориентация на тот или иной национальный вариант, Петр считал необходимым усваивать все, что было полезно России. Интернационалистский дух культуры был органически связан с ее демократизмом. П. Брюс, служивший в России с 1710 по 1745 год отмечал, что и история едва ли знает подобный пример, когда бы столько людей низкого происхождения поднялись до таких высоких званий, как в правление царя Петра, и когда бы так много людей самого высокого происхождения и богатства опускалось в жизни до самых низких чинов1.

Ассамблея вбирает и эти особенности - по указу 1718 года на нее приглашались все, кроме крепостных и лакеев, в гостях действительно были "все флаги" - посланники, греческие, итальянские купцы, голландские шкиперы, могли присутствовать мастеровые из Франции, садовники из Германии, огородники из Швеции и т. д.

Становление нового просветительского типа культуры породило потребность в философском осмыслении этого процесса, что привело к появлению новых социально-культурных институтов. Так, перенесший на российскую почву традиции французской салонной культуры салон И.И.Шувалова, ставил перед собой прежде всего просветительские задачи, был в 1750 - 1763 годах рабочим кабинетом, где решались государственные, общественно-культурные вопросы . Основные результаты деятельности этого салона общеизвестны - Московский университет, Российский театр, Академия художеств. Идеи просвещения в конце XVIII века, стремление к широкому общению привели к созданию клубов.

Появившиеся в ХУШ веке социально-культурные институты в XIX веке получают большее или меньшее распространение и значение в зависимости от складывавшейся политической обстановки. Так, в первую четверть XIX века мощный патриотический подъем, массовый характер обсуждения крестьянского вопроса и демократических преобразований породили сеть тайных и легальных общественных организаций, результатом деятельности которых стало 14 декабря 1825 года. Последовавшая вслед за разгромом декабристского восстания реакция, ужесточение внутренней политики и "железный занавес", контроль Николая I за всеми сферами жизни дали небывалый рост домашних, частных салонов, которые удовлетворяли потребность в общении, и кружков как альтернативы официальной правительственной идеологии. Их главная отличительная черта состояла в отторжении и отчуждении от официальной России, создании зоны независимой свободной мысли.

Либерализация "сверху" в 60-х годах XIX века, Манифест 19 февраля 1861 года - все это вместе оказало огромное воздействие на общество. Стали возникать различные коммуны: артели, товарищества, ассоциации.

1 марта 1881 года оборвало демократические реформы, Александр Ш круто осадил революционно-демократическое движение, передовая общественность снова ушла "в подполье", в кружки, теперь уже в кружки и салоны Серебряного века.

Политическая обстановка - была не единственной причиной и основой кружков. Питательной средой кружковых форм стала специфика их содержательной деятельности. Углубленный интерес к религиозным вопросам требовал хотя бы на первых порах их камерной проработки. Религиозные проблемы интеллигенция могла обсуждать только в кружках, на организацию публичных обсуждений такого рода проблем требовалась санкция обер-прокурора Синода. Многие деятели Серебряного века увлеклись мистикой. Всякое таинство интимно по своей природе, не терпит света, гласности, публичности. Кружки могли дать всходы в обществе, культивировавшем частную жизнь. Частная жизнь выше всего, - говорил В.В.Розанов. Щекотливый интерес Серебряной общности к эросу требовал ограниченного числа участников, "своих по крови". Насыщенную половыми интересами атмосферу Серебряного века называли дионистической Бердяев писал, что на Ивановских средах отразилась дионистическая общественная атмосфера; в другую эпоху такие среды были бы невозможны. "Бродячая собака" также создавалась не для посторонних, здесь укрывалась от любопытных глаз "послетеатральная" публика, откровенные, интимные разговоры, эпатирующие непосвященных творческие экспромты могли рождаться только в атмосфере психологического единства. В то же время "нервное веселье" было своеобразной защитной реакцией на военную реальность.

В Серебряный век объединения возникали стихийно, одновременно в разных местах, подчас не подозревая о существовании друг друга, но в технологии объединения людей просматриваются общие закономерности. В едином организме социально-культурной общности вычленены составляющие его компоненты: субъект организации как носитель цели; объект организации; социально-культурные связи (формы, методы, средства организации).

Решающая роль в любой общности принадлежит субъекту ее организации (хозяину гостиной, салона; лидеру кружка, клуба; председателю собрания). Имеющиеся в распоряжении автора материалы позволяют сделать вывод об особых социально-психологических чертах лидера нарождающейся группы. Это тип личности, которому дан особый дар учитывать значимые и объединяющие всех интересы. Конечно, лидер объединения должен быть более других сведущим в своей сфере человеком. Поэтому во главе общностей стояли общепризнанные мэтры, столпы литературы, поэзии, философии. Знаменитая "Башня" на Таврической была известна как капитанский мостик и стартовая площадка Серебряного века (М.Волошин). Хозяина "Башни" В.И.Иванова за ученость и образованность называли Вячеславом Великолепным. Но энциклопедизм в чистом виде не обладает объединительной силой. Необходим еще целый набор качеств, в том числе организаторское чутье, конструктивные и коммуникативные способности, наконец, то, что Л.Н.Гумилев обозначал как пассионарность - способность заряжать окружающих своими идеями, магнетически притягивать их к себе и т.д. Прежде всего нужно отметить, что руководители общностей обладали даром общения. Хозяева "Башни" на Таврической супруги В.И.Иванов и Л.Д.Зиновьева-Аннибал притягивали людей, занимаясь каждым в отдельности, находя для каждого интересную тему для разговора Они соединяли несоединимое, сглаживая разногласия и создавая общими усилиями единую творческую атмосферу.

Опыт возрождения социально-культурных институтов Серебряного века.

Экстраполяция любого явления социально-культурной жизни в силу резких и неожиданных изменений течения эволюционных процессов принципиально ненадежна.

Характер нового периода российской истории еще не определился, но уже сегодня очевидно, что наряду с вертикалью власти выстраивается и ее горизонталь - идет активное строительство гражданского общества. Гражданский форум, прошедший в ноябре 2001 года определил оптимальные варианты диалога и сотрудничества между органами власти всех уровней и общественности.

Строительным материалом гражданского общества являются негосударственные общественные организации, аналогом которых были социально-культурные институты Серебряного века.

На рубеже XIX-XX веков Н.Бердяев провидчески отмечал, что все творческие идеи прошлого будут иметь оплодотворяющее значение. Действительно, в наши дни достижения культуры Серебряного века не только вызывают интерес у специалистов, но возрождаясь в современных формах оказывают все большее влияние на культурное пространство, создание культурной среды. Взаимодействие культуры Серебряного века и современной происходит на нескольких уровнях:

Прежде всего, как и сто лет назад перед обществом встают сопоставимые по уровню значимости задачи. Если культура Серебряного века определяла свое отношение к революции, то современный период - это формирование научных подходов к проблемам глобализации. По определению американского социолога Э.Тирикьяна, складывается "новый мир возникающих новых миров"1. Под глобализацией понимают сегодня становление единого взаимозависимого мира, в котором преобладают общие цели и задачи, общие идеи сохранения Земли и устойчивого развития человечества. Это искомое будущее, о котором писали поэты Серебряного века, некий проект развития мира в целом, который, преодолев идеи разрушения и индивидуализма рубежа ХГХ-ХХ веков, на сегодняшний день является более предпочтительным.

Находясь на рубеже веков, на переломе истории люди становятся не только свидетелями, но и действующими лицами исторического процесса, в связи с чем возрастает значение ценностей, относящихся к самореализации. Это обусловливает появление социальных институтов, которые не только бы удовлетворяли определенные потребности и интересы людей, но и формировали эти интересы и потребности и прежде всего потребность в самоутверждении, проявлении своих личностных особенностей. Это и обусловило появление в современной жизни таких форм общения, деятельности, таких объединений, которые были широко представлены в эпоху Серебряного века.

Огромной популярностью пользуются сегодня музыкальные, поэтические, политические салоны.

Салонную форму передач используют прежде всего средства массовой информации: "Глас народа", "Забытый полк", "Свобода слова", "Два рояля", "Добрый вечер", "Моя семья", "Большая стирка" и различные ток-шоу, построены как встречи в салоне, где обязателен хозяин - ведущий и гости приглашены, чтобы вместе обсудить интересующую всех проблему.

Сегодня, пожалуй, самые популярные люди в стране - это не артисты, ученые, писатели, музыканты, а телеведущие. Они, как и хозяева салонов, председатели религиозно философских собраний, кружков рубежа XIX-XX веков должны обладать для аудитории - многомиллионной армии зрителей -невероятной притягательной силой, обладать эрудицией, уметь задавать вопросы, слушать собеседников-гостей, причем диапазон их знаний расширяется от передачи к передаче.

Это заставляет телевизионных кумиров - Т.Сорокину, Л.Парфенова, Е.Киселева, О.Пушкину и многих других находиться в постоянном поиске -искать новые темы, героев дня в галстуках и без галстуков. Придумывать режиссерские ходы - экспериментировать (что было так свойственно Серебряному веку). Нас привлекают яркие индивидуальности, свежие мысли, необычные повороты логики, острые сюжеты.

Как и сто лет назад огромным интересом пользуются эротические темы, хотя в наше время их принято обсуждать не в гостиных при небольшом числе участников или спрашивать разрешение у обер-прокурора для публичного разговора. Телевидение позволяет "про это" посмотреть на широком экране, а еще лучше понаблюдать за теми, кто живет "за стеклом". Темы - те же, подача их - новая, другая, но и публика, зритель другие, Серебряный век, наверное, все-таки научил нас быть терпимее к инакомыслию, инакомнению, снисходительнее относиться к людям с нетрадиционным подходом к разным сторонам жизни.

Способность понимать у нового поколения, на которое скорее всего ориентируются средства массовой информации, воспитывается с раннего возраста. Организаторы детских театров, массовых действ, викторин, сохраняя названия столетней давности (например, театра "Бродячая собачка"), какие-то детали оформления, сюжеты, используя произведения Серебряного века, воссоздают атмосферу тех лет, возвращают забытые имена.

Серебряный век прочно вошел в образовательные учреждения. Если младшие школьники играют в "Бродячую собачку", то старшие устраивают состязания символистов с футуристами, разыскивают новые адреса деятелей Серебряного века, с огромным удовольствием отправляются на экскурсии, чтобы посмотреть дом Мурузи, "Башню" на Таврической, посетить музеи А.Блока, А. Ахматовой, семьи Бенуа и другие.

Литературные гостиные - неотъемлемая часть уроков истории, литературы, истории Петербурга в средней школе, причем включение в школьные программы произведений рубежа ХЕХ-ХХ веков и подробное описание в мемуарной литературе того, как проходили встречи в доме З.Гиппиус и Д.Мережковского, на "Башне" Вяч.Иванова позволяет создавать подобные салоны в школе силами учащихся, проводить конкурсы, викторины по проблемам Серебряного века в Домах творчества юных.

В Петербурге создан Центр искусств имени Сергея Дягилева. Руководит им Татьяна Юрьева. К 125-летию со дня рождения Дягилева комитет по культуре администрации Санкт-Петербурга и Центр Дягилева организовали секцию в Париже, которая явилась продолжением программы, посвященной юбилею.

Французская столица чтит память организатора легендарных "Русских сезонов". Его именем названа площадь неподалеку от Гранд-Опера. В дни акции петербуржцы принесли сюда символическую мемориальную доску с портретом великого россиянина. Торжественная церемония была организована на русском кладбище Сен-Женевьев - де - Буа под Парижем. Свечи памяти были зажжены на могилах И.Бунина, О.Преображенской, К.Коровина, АТарковского, АХалича, Р.Нуреева.

Память - это не единственное, чем занимается Дягилевский центр. Уже не раз под эгидой центра организовывались петербургские вернисажи французских художников, серия выездных выставок современного искусства нашего города.

В честь юбилея С.П.Дягилева в Париже был организован вечер, объединивший разные виды искусства, которым в свое время так много сил отдал Дягилев. Так, в фойе гостей вечера ждала экспозиция скульптурных и графических работ, связанных с балетом, статуэтки "Танец" и "Вдохновение" Виктора Митрошина хорошо известны российским и зарубежным ценителям прекрасного. Пермский благотворительный фонд "Дом Дягилева" выпустил ко дню юбилея памятные медали имени Сергея Дягилева, которыми награждались организаторы и участники вечера.