Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие художественной самодеятельности в Казахстане Сапарова, Юлдуз Азимхановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сапарова, Юлдуз Азимхановна. Становление и развитие художественной самодеятельности в Казахстане : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.05.- Москва, 1992.- 17 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена его направленностъп на рассмотрение сложного а противоречивого процесса возникновения и развития клубной художественной самодеятельности в Казахстане, который до настоящего временя не был предметом специального научного анализа.

Выбор темы диссертации продиктован настоятельной общественной потребностью в совершенствовании организации и педагогического руководства художественным творчеством народов, населявших Казахстан - близкое России государство СНГ. Худояествешгая самодеятельность как общественно организованное социально-педагогическое явление начала складываться в Казахстане лишь в послереволюционный период. До .недавнего, времени она развивалась хотя и динамично, но без достаточной связи с исконными историко-культурными и этническими традициями коренного населения, с его самобытной, народно;! педагогикой, культурой и искусством, веками связанными с кочевым образом жизни казахов.

Сегодняшний казах не имеет, к сожалению, достаточно полного представления об укладе кочевой жизни, формах и маршрутах кочевья. Вместе с тем, исторические исследования показывают, что кочевники вообще, а хунны в частности, не отставали от оседлых соседей не только в материальной культуре, но и в художественном творчестве. Веками они развивали своеобразные музнкально-поатачески какры (арнау, медактау и'другиа), создавали богатырские сказки и демонологические поэмы, специфические виды народных танцев и фольклорного театра, уникальные образцы народного декоративно-прикладного искусства.

На развитие художественной самодеятельности влияет множество социально-культурных, социально-педагогических и социально-экономических, факторов, определяющих динамику её вццо-яакровой структури, организашонннх форм и- худояаотвеяно-образпото содержания. Среди них - распространение европейской культуры, утверждение многонациональных форм художественного творчества, а такзе повышение роли национальных культур различных некоренных народов а народностей, проливающих на территории Казахстана (русских, немцев, татар, турков и многих других).

Свои роль в развитии художественной самодеятельности играет ололиЕшаяся в Казахстане система подготовки и пере подготовки кадров педагогов-руководителей самодеятельных коллективов, содержа-

ниє и направленность учебного процесса в Чимкентском педагогическом институте культуры и других специальных учебных заведениях. Сказывается на современной клубной художественной самодеятельности распространение неформальных художественных объединений и движений, развитие национально-культурных центров, внедрение в сферу культурно-досутовой деятельности рыночных отнотзний.

На фоне .этих и других факторов наблюдается спад численности коллективов .л участников художественной амодеятельности. Так, с 1985 по 1991 годы среднее количество участішков на одно культур-нс-досуговое учреждение в Казахстане сократилось с 68 до 3 человек. .

Потоку, эти факте- необходимо изучать и -читывать в процессе педагогического руководства самодеятельными коллективами, при создании государственных проектов -и програш культурно-досу-говой деятельности и художественно-эстетического воспитания, а также при подготовке и повышении квалификации кадров руководителей художественной самодеятельности. В связи с этим особую актуальность приобретает исследование истоков, современного состояния к тенденций развит!": самодеятельного художественного творчества в культурнс-дооуговых учреждениях Казахстана.

Данное исследование выполнено в руоле комплексной темы кафедры организации и методики самодеятельного творчества Московского государственного института культуры "Художественное творчество нардов СНГ".

Степень научной разработанности проблемы. До настоящего времени проблема становленая и р звития художественной самодеятельности в Казахстане специально не исследовалась. Ооновная часть диссертации, посвященная художественной самодеятельности, раскрывает проблему организации и руководства педагогическим процесооы в самодеятельном коллективе.

В некоторых кандидатских диосертациях раооматривалпоь отдельные аспекты руководства педагогическим процессом в самодеятельных коллективах, независимо от вида жанра иокусотва, которым занимаются их участники.

Целостная педагогическая концепция развития художественной самодеятельности во взаимосвязи с её организационным, научно-ме-ї дическим и кадровым обеспечением, содержите в докторской диссертации Т.И.Баклановой. В гиссертационном исследовании доктора педагсгачеоких наук Г.И.Черного затрагиваются.ваянвйдаэ для на-ювВ проблем'.' вопросы использования художественной самодаяі^ль

ности при организации детских праздников.

Исторнко-педагогические и социально-педагогические аспекты художественной самодеятельности особенно глубоко раскрываются в докторских диссертациях,выполненных на материалах России (А.С. Каргш,В.И.Смирнова1Ю.А.Сгрельцов,В.Е.Триодаш,В.С.Цукершн,В.Ф. Чабанный), Украины (Ф.И.Прокофьев). Становлению и развитию художественной самодеятельности в Узбекистане посвящена кандидатская диссертация М.А.Бадалова. Что касается Казахстана, то здеоь прежде всего следует назвать диссертации С.Б.Жукэновой,посвященную самодеятельному хореографическому искусству.а такая исследование Э.Н.Тухтарова, в котором автор освещает философские аспекты данной проблемы, осуществляя анализ природы,социальных функций художественной самодеятельности, ее роля в духовной культуре социалистического общества. При этом он использует данные 60-х годов. Косвенно касаются проблемы нашего исследования диссертации М.Д. Махсотова и Е.О.Омарова. Других га исследований, так или иначе соприкасающихся с нашей темой, виявить не удалось.

Учитывая актуальность и слабую разработанность проблемы, диссертант избрал объектом исследования художественную самодеятельность как часть культурнс-досутовой деятельности в Казахстане, а поедштом - эволюцию содержания, форм организации и педагогического руководства художественной- самодеятельностью в Казахстане с первого послереволюционного периода до начала SO-x годов.

Цель исследования - выявить социально-педагогические особенности художественной самодеятельности в Казахстане на различных этапах его послереволюционной история.

Задачи исследования:

  1. Определить национально-культурные и исторические предпосылка становления художественной самодеятельности в Казахстане.

  2. Выявить самобытные характеристики казахского народного искусства и их преломление в творчества клубных самодеятельных художественных коллективов.

  3. Раскрыть особенности видо-жанровой структуры,организации а педагогического руководства художественной самодеятельностью в . Казахстане в различные периоды (20-30-е года, военный и послевоенный периоды, в последующие десятилетия а на современном этапе).

  4. Ооветить становление и развитие научно-методического и кадрового обеспечения художественной самодеятельности в Казахстане.

и

5. Разработать социально-педагогическую программу совершенствования педагогического руководства художественной самодеятельности) е Казахстане в современных условиях. ' .

Гипотеза исследования заключается в предпологенки о том, что основные проблемы практики развития художественной самодеятельности в Казахстане обусловлены недостаточным учетом этно-культурных традиций народов, пргасиващих на его территории. Решение данной проблемы трьбуєт разработки комплексное :оцнальнс-педагогической программа, предусматривающей систему мер по совершенствована» педагогического руководства самодеятельными коллективами на основе возрождения национальной специфики казахского искусства и его взаимосвязи с искусстве других народов, а таїст с общечеловеческими художественными ценностями.

Нетодика исследования включала комплекс теоретических и эмшзг ричесіоїх методов: анализ литературных источников; изучение архивных материалов (в том числе - Центрального государственного архива Октябрьской революции к социалистического строительстза СССР, Алма-Атинского областного архива, Государственного архива Акте>-бкнслой области, Чимкегтского областного архива); анализ документов культурно-просветительных учреждений (отчетов, планов работы, справок, куриалов учета работы самодеятельных коллективов и других), отражающих состояние худояеетвенной самодеятельности; анкетирование 400 участников самодеятельных коллективов Дворцов культуры г.4»тента, г.Талды-Кургана, пос.Топар и других. Опроо 50 экспертов , анализ учебных планов, программ, учебно-методической литературы, применяемых в системе подготовки и повышения квалификации руководителей художественной самодеятельности в Казахстане, анализ практики педагогической деятельности на художественных специализациях Чимкентского педагогического института культури; беседа с методистами худонественной самодеятельности, анализ материалов научно-методических центров народного творчества и культурно-просветительной работы, межсоюзных домов художественной самодеятельности в Казахстане .национально-культурных центров; анализ произведений самодеятельного искусства, беседа со старей''имя акынами.

Базами исследования послужили коллективы художественной самодеятельности Ллгабаоского, Сузакского, Кировского, Пахта-Аральского районов Чимкентской скласти; Каскэленского, Талгарского, Иссыкского, Нарынкульского районов Алма-Атинской области; Егенды-булзкекого^ Каракалинского районов Карагандинской области, Сары-

оуйокого, Свердловского, Чуйсхого, Таласского районов Дкамбулской области; Абайокого, Аягузского, Еанасемейского районов Сеыипалатин-окой области.

Научная новизна д теоретическая значимость исследования сое- . тсят в оледующем:

раокрыты основные аспекты процесса становления и развития художественной самодеятельности в Казахстане на различных этапах его послереволюционной истории;

охарактеризовано современное состояние художественной самодеятельности в Казахстане, в" том числе - количественный и качественный состав участников и руководителей самодеятельных коллективов, видо-яанровая отруктура самодеятельности, основные формы И виды ее организации научно-методического'и кадрового обеспечения;

-> выявлены основные.педагогические факторы (организация и содержание педагогического процесса з коллективах, его кадровое и научно-штодичаокое обеспечение и др.), оказывающие влияние на развитие современной художественной самодеятельности в Казахстане я даны научно-методические рекомендации по их учету в процессе пе-г дагогичеокого руководства художественной самодеятельностью.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная в нем социальнс-педагогичеокая програмна развития художественной самодеятельности в Казахстане может быть использована органами руководства культурой.в процессе подготовки 'и повышения квалификации руководителей художественной самодеятельности,в деятельности научно-методических слунб и национально-культурных центров...

Результаты исследования ваши практическое применение в учебном процессе Чимкентского'педагогического института культуры, по пред!,'іЄту"Методика организации самодеятельного творчества'} на курсах а семинарах для руководителей художественной самодеятельности Чимкентской, Павлодарской а Карагандинской областей, в деятельности Чимкентского областного научно-мзтодачеокого центра народного творчеотва и культурно-досуговой деятельности.

Апробация работа. Результаты, исследования были долокены: в -Чимкенте на городской научно-практической конференции "Актуальнш проблемы совергакотвованЕя коммунистического воспитания трудящиеся ерздетвама культурно-прооватитальной работы" (І9В4 г.), ка областной научно-практической конференции. "Проблемы теории п практики эстетического воспитания на современной этапе" (I9S7, 1990 гг.); на областных'научно-практических конференциях в

г.Сары-Агач по цроолемам организация любительских соединений и клубов по интересам (1987 г.); в с.Белые воды по проблемам организации свободного времени детей (1990); на республиканской конференции в г.Целинограде по проблемам возрождения национальных праздников (1991 г.); на региональной научно-практической конференций "Проблема возрождения и развития национальных культур в республиках Средней Азии и Казахстане" (1992 г.), на курсах повышения квалификации сельских клубных работников, а также в выступлениях перед клубными работниками (1982-1992 г.г.). На защита выносятся следующие положения:

  1. Полокениа о самобытности народных традиций художественного твс.честна в Казахстане, связанных с кочевым образом жизни населения, особенностями его сознания и религиозных представлений, воплощенных в айтысах акынов, празднике народа, в исконных народных видах и жанрах искусства.

  2. Положение об особенностях развития художественной самодеятельности в Казахстане в первые послереволюционные десятилетия (20-30-е годы), к которым относятся: попытка отказа руководства от наш. нально-кулътурной преемственности в пользу агитационно-политической направленности художественной самодеятельности; вовлечение женщин в „удожественное творчество, развертывание его мобильных форм как части политико-просветительной работы клубных учреждений; расширение массовости участия в художественной само зятель-ности.

  3. Положение о последующей эволюции художественной самодеятельности, в процессе которое происходит расширение ее вцдо-нан-ровой структуры за счет освоения нетрадиционных для казахов видов и жанров искусства (в том числе хорового пения, классического и бального'танцев и др.), а также сближения с профессиональными формами педагогического руководства художественной деятельностью народа.

  4. Положение о становлении, современном состоянии и проблемах научно-методического в кадрового обеспечения художественной самодеятельности, требующих взаимосвязанного' анализа.

  5. Положение о необходимости повышения педагогической ьффек-. тивности самодеятельности на основе разработки национальной и лс-^ кальних програм.! возрождения духовной культуры народов Казахстана, важной часть» которых должны стать разделы, цоовящеиные развитию самодеятельного художественного творчества в новых социально-культурных условиях, с учетом возлюгностей его сблиаения о иокон-

ными традициями искусства казахского народа и народной педагогики.

Цель исследования,, задачи и последовательность их решения обусловила структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав ("Особенности развития самодеятельного художественного творчества в Казахстане в доперестроечный период", "Современное состояние,актуальные проблемы и перспективы развития худоаествен-ной самодеятельности народов Казахстана"),заключения,списка использованной литературы. В тексте диссертации содержится 9 таблиц и 2 рисунка.

осношоз ссшташЕ ДИССЕРТАЦИИ