Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы формирования и становления восточноазиатских и западноевропейских садов и парков под влиянием садоводческих традиций Китая (на примере Китая,Японии и Великобритании) Голосова, Елена Владимировна

Проблемы формирования и становления восточноазиатских и западноевропейских садов и парков под влиянием садоводческих традиций Китая (на примере Китая,Японии и Великобритании)
<
Проблемы формирования и становления восточноазиатских и западноевропейских садов и парков под влиянием садоводческих традиций Китая (на примере Китая,Японии и Великобритании) Проблемы формирования и становления восточноазиатских и западноевропейских садов и парков под влиянием садоводческих традиций Китая (на примере Китая,Японии и Великобритании) Проблемы формирования и становления восточноазиатских и западноевропейских садов и парков под влиянием садоводческих традиций Китая (на примере Китая,Японии и Великобритании) Проблемы формирования и становления восточноазиатских и западноевропейских садов и парков под влиянием садоводческих традиций Китая (на примере Китая,Японии и Великобритании) Проблемы формирования и становления восточноазиатских и западноевропейских садов и парков под влиянием садоводческих традиций Китая (на примере Китая,Японии и Великобритании) Проблемы формирования и становления восточноазиатских и западноевропейских садов и парков под влиянием садоводческих традиций Китая (на примере Китая,Японии и Великобритании) Проблемы формирования и становления восточноазиатских и западноевропейских садов и парков под влиянием садоводческих традиций Китая (на примере Китая,Японии и Великобритании) Проблемы формирования и становления восточноазиатских и западноевропейских садов и парков под влиянием садоводческих традиций Китая (на примере Китая,Японии и Великобритании) Проблемы формирования и становления восточноазиатских и западноевропейских садов и парков под влиянием садоводческих традиций Китая (на примере Китая,Японии и Великобритании) Проблемы формирования и становления восточноазиатских и западноевропейских садов и парков под влиянием садоводческих традиций Китая (на примере Китая,Японии и Великобритании) Проблемы формирования и становления восточноазиатских и западноевропейских садов и парков под влиянием садоводческих традиций Китая (на примере Китая,Японии и Великобритании) Проблемы формирования и становления восточноазиатских и западноевропейских садов и парков под влиянием садоводческих традиций Китая (на примере Китая,Японии и Великобритании) Проблемы формирования и становления восточноазиатских и западноевропейских садов и парков под влиянием садоводческих традиций Китая (на примере Китая,Японии и Великобритании) Проблемы формирования и становления восточноазиатских и западноевропейских садов и парков под влиянием садоводческих традиций Китая (на примере Китая,Японии и Великобритании) Проблемы формирования и становления восточноазиатских и западноевропейских садов и парков под влиянием садоводческих традиций Китая (на примере Китая,Японии и Великобритании)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Голосова, Елена Владимировна. Проблемы формирования и становления восточноазиатских и западноевропейских садов и парков под влиянием садоводческих традиций Китая (на примере Китая,Японии и Великобритании) : диссертация ... доктора сельскохозяйственных наук : 06.03.03 / Голосова Елена Владимировна; [Место защиты: ГОУВПО "Московский государственный университет леса"].- Мытищи, 2011.- 227 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Степень изученности вопроса, объекты и методы исследования 8

Глава 2. Анализ историко-философской основы китайского классического садоводства 24

Глава 3. Классификация объектов ландшафтной архитектуры Китая 51

Глава 4. Основные принципы формирования пространства китайских садов и парков 148

Глава 5. Роль китайского классического садоводства в развитии и становлении садов и парков в сопредельных странах восточной Азии и Индокитая (на примере Японии) 176

Глава 6. Роль китайского классического садоводства в развитии и становлении садов и парков в странах Европы (на примере Великобритании) 250

Глава 7. Сравнительный анализ видового состава и пространственной структуры восточноазиатских и западноевропейских садов и парков (на примере Китая, Японии и Великобритании) 284

Глава 8. Современный этап проявления глобализации в ландшафтной архитектуре и озеленении городов 335

Выводы 357

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность исследования. В век бурного развития индустрии, увеличения скоростей передвижения, кардинального изменения технологий - экономические, политические и культурные границы между странами становятся достаточно прозрачными для взаимного проникновения культур и обмена достижениями. В рамках рассматриваемой проблемы можно найти множество не связанных на первый взгляд факторов, влияющих на появление в конкретных регионах результатов влияния других культур в садах, парках и других объектах озеленения городов. Средствами проникновения иностранных культур являются: развитие полиграфии (выпуск хорошо иллюстрированных изданий о садах, городах, природных объектах), развитие международного туризма, повышение благосостояния граждан в большинстве стран западной Европы и юго-восточной Азии, появление новых строительных технологий и материалов, изменение технологий выращивания растений в питомниках, научные успехи в области интродукции и акклиматизации растений. Все эти факторы, бесспорно, способствуют нивелированию национальных культурных традиций разных стран. В результате сады и парки становятся похожими друг на друга, в них растут однотипные растения, используются одни и те же планировочные решения с идентичными элементами и цветовыми решениями.

Сложная экологическая обстановка в городах и целых странах способствует вытеснению из объектов озеленения и даже природных парков традиционных коренных растений. Им на смену приходят иноземные относительно устойчивые виды и сорта, в результате происходит изменение эстетических характеристик. Этот же процесс наблюдается и в садово-парковой архитектуре, где проявление эклектики часто приветствовались и практически никогда не подвергались цензуре.

Одним из источников внешнего влияния на культуру многих стран был и является Китай, как одна из древних и высокоразвитых цивилизаций Азии. В течение веков эта страна оказывала влияние во многих сферах человеческой деятельности, в том числе на процессы развития паркостроения, как одного из ярчайших примеров проявления культуры и духовности наций. Влияние Китая на близлежащие азиатские страны было очевидным и длительным по сравнению с европейскими странами. Не избежала этого и Россия. Очень активно, начиная с XVI века, в европейских странах стали внедрять китайские элементы в садовый и городской ландшафт. Новый виток интереса к садам и паркам Китая стартовал в Европе во второй половине ХХ века, а Россия только подходит к нему, накапливая информационный потенциал, но в ближайшее время вполне можно ожидать очередной мощный всплеск интереса к китайским садам.

Управление процессом изменения внешнего вида и растительного наполнения садов и парков возможно лишь в случае глубокого изучения закономерностей и причин его развития. Именно это позволило автору рассматривать проблему исторического формирования восточноазиатских и западноевропейских садов и парков, как объектов озеленения городов, а также становление их национального ландшафтного стиля под определенным влиянием китайского садоводства. Отсутствие детальных исследований по изучаемой теме и публикаций в отечественной научной литературе и определяет актуальность настоящей работы.

Источниками для исследования послужили выполненные автором натурные обследования объектов ландшафтной архитектуры: китайских - 73, японских - 51, Северной и Южной Кореи, Вьетнама, Камбоджи - 8, европейских (в Великобритании, Франции, Германии, Нидерландах, Польше, России и др.) – 84, а также официальные публикации на исследуемую тему. Всего было изучено 216 объектов ландшафтной архитектуры, проанализировано 1178 видов деревьев, кустарников и бамбуков, используемых в садах Китая, Японии и Великобритании.

Цель исследования состоит в установлении влияния садово-паркового искусства Китая на развитие и становление декоративного садоводства в странах Европы и Азии, в степени заимствования китайских приемов и методов другими этнокультурными комплексами, в определении направлений процессов глобализации в области озеленения городов в восточноазиатских и западноевропейских странах на современном этапе.

Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:

  1. Изучить историю формирования объектов ландшафтной архитектуры и озеленения городов Китая и определить их место и роль в мировой садоводческой культуре.

  2. Разработать типологию китайских садов и парков. Определить основные характерные черты для каждого типа.

  3. Установить основные принципы формирования пространства в китайских садах разных типов.

  4. Определить причины влияния и пути проникновения китайской садовой культуры в страны Европы и Азии и оценить примеры вторичной адаптации китайского садового искусства странами Европы.

  5. Разработать типологию японских садов. Определить основные характерные черты для каждого типа сада.

  6. Проанализировать флористический состав садов и парков Китая, Японии и Великобритании.

  7. Оценить влияние процессов глобализации на формирование современных объектов озеленения.

Хронологические рамки: изучались существующие в настоящее время объекты ландшафтной архитектуры и озеленения городов вне зависимости от времени их создания.

Научная новизна: Впервые развитие процессов глобализации в области озеленения городов рассмотрены в общеисторическом контексте на примере стран Европы и Азии. Показаны ускоряющиеся темпы этого процесса на современном этапе.

Введен в научный обиход такой термин как «Вторичная адаптация садовой культуры», а термин «Англо-китайские сады», неправомерно трансформированный в XIX-XX веках, возвращен в научную терминологию по отношению к части европейских садов пейзажного стиля.

Впервые в отечественных исследованиях выявлены процессы поэтапного и разнокачественного влияния сторонней садоводческой культуры на становление национальных садов, исследованы предпосылки и причины данного явления. Широкий временной охват темы позволил выявить общие закономерности протекания процессов создания садов и парков в Европе под влиянием китайского классического садоводства.

Автором проанализирован и дан сравнительный анализ культурной флоры садов Китая, Японии и Великобритании.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Предложенная классификация китайских и японских садов и парков с определением индивидуальных особенностей каждого типа.

  2. Разработанная типология элементов и садовых приемов, заимствованных из китайских садов восточноазиатским и западноевропейским садоводством (на примере Японии и Великобритании).

  3. Анализ особенностей флоры садов и парков в восточноазиатских и западноевропейских странах (на примере Китая, Японии и Великобритании).

  4. Рассматриваемая в диссертации возможность управления процессами глобализации при создании объектов озеленения методами ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства.

Теоретическое и практическое значение исследования. Полученные результаты являются значительным вкладом в теорию ландшафтной архитектуры, способствуют пониманию процесса развития декоративного садоводства в странах юго-восточной Азии и западной Европы под влиянием одной из древнейших азиатских цивилизаций, демонстрируют связь садово-

паркового искусства и озеленения городов в разных странах с экономическими и политическими процессами планетарного масштаба. Полученные результаты расширяют представления о садах и парках, как об объектах мировой культуры, представляющих собой искусственные биоценозы, в которых отражены возможности региональных биоресурсов. Проведенные исследования дают основание рассматривать сады и парки как крайне важные объекты человеческой деятельности.

Результаты работы служат теоретической основой для новых исследований, а их практическое значение заключаться в повышении качества подготовки специалистов по дисциплине «Садово-парковое искусство (история)» и лечь в основу нового учебника или монографии, где будут раскрыты причинно-следственные связи возникновения садов и парков различных стилей и наполнений.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Московского государственного Университета леса в 1999-2009 годах, международных конференциях в Москве (1998-2010), Санкт-Петербурге (1995, 2009-2010), Киеве (2004,2009), Львове (1991,2008), в Фукуоке (Япония, 2005), на Всемирных конгрессах ландшафтных архитекторов в Рио де Жанейро (Бразилия, 2009), Сучжоу (Китай 2010) , Ученом совете ГБС РАН (1999-2010) и получили одобрение.

Личный вклад автора заключается в постановке цели, разработке программы и методик исследования, сборе материала непосредственно на объектах исследования, анализе полученных данных, формулировке положений и выводов. Общий период работы по проблеме – с 1988 по 2010 год.

Публикации. По материалам исследований опубликовано 38 научных работ, из них - 13 в ведущих научных журналах, рекомендованных ВАК, в 4-х монографиях, остальные - в научных журналах, материалах научных конференций; общий объем публикаций по теме диссертации - 75,3 авт.п.л.

Объем и структура диссертации. Диссертационная работа изложена на ___страницах компьютерного текста и состоит из введения, 8 глав, выводов, библиографического списка и содержит 7 таблиц, 199 рисунков и 19 приложений, вынесенных в отдельный том. Список литературы включает 307 источников, в том числе 113 публикаций иностранных авторов.

Оформление работы проведено в соответствии с ГОСТ 7.32-2001 и ГОСТ Р 7.05.2008.

Анализ историко-философской основы китайского классического садоводства

В России интерес к восточному садоводству неуклонно растет, начиная со второй половины XX века. В послевоенные годы особенно актуальным был процесс восстановления облика разрушенных городов реконструировались старые и строились новые сады и парки, уделялось внимание уличному озеленению. На протяжении последних 60 лет, открывались специальности, создавались факультеты в лесных, строительных, архитектурных и сельскохозяйственных ВУЗах, выпускались специалисты по озеленению городов, садово-парковому и ландшафтному строительству. На фоне повышенного интереса к специальности, ее экологической, природоохранной и культурно-исторической значимости, исследований по истории садово-паркового искусства, обусловленной природно-географическими условиями и этно-культурными традициями, практически нет. Крайне мало российских исследований и публикаций на эту тему, что влечет за собой отсутствие учебников, и как результат - низкую эрудицию выпускаемых специалистов.

Теоретической базой исследования послужили научные труды ведущих российских и зарубежных ученых в области озеленения городов, садово-паркового строительства, ландшафтной архитектуры, истории, искусствоведения и востоковедения. Садово-парковое искусство Китая — малоизученная тема, не смотря на близкое соседство наших стран и тесные контакты наших народов. В российских публикациях в специальной литературе по ландшафтной архитектуре и садово-парковому строительству имеются весьма скудные сведения о китайских садах без фактического и стилевого анализа. Одну из первых профессиональных попыток описать китайские сады находим у А.Регеля в «Изящном садоводстве..», изданном в 1896 году. Четкой позиции в отношении к китайскому садовому искусству у него нет, поскольку, будучи грамотным человеком, но никогда не посещавшим Китай, он основывается на разных и весьма противоречивых мнениях о китайских садах из нескольких источников и не всегда достоверных исторических фактах. Так, например, причиной нескольких китайских революций и смен династий он называет недовольство народа расточительностью императоров по содержанию собственных садов. В разделе книги, посвященном китайским паркам, Регель не скрывает, что исходя из имеющейся у него информации, можно составить только гипотетическое представление о китайском садоводстве (Регель А.Э. Изящное садоводство и художественные сады. М.:ЗАО «Фитон», 2007, с.82-87). Последующие российские авторы давали информацию в пределах фактов, изложенных Регелем (Залеская, 1964; Жирнов, 1977; Боговая, Фурсова, 1988; Ямщиков,2009). Всех вышеперечисленных авторов объединяет их позиция о первичности китайских пейзажных садов перед европейскими, однако доказательной базы нигде не приводится. К вопросам истории ландшафтной архитектуры, где небольшие разделы посвящены японским и китайским садам, относятся работы архитекторов Ожегова С.С. (Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры: Учеб. для вузов: Спец. «Архитектура») и справочник Ожеговой Е.С. (Ландшафтная архитектура. История стилей. М.ЮОО «Издательство Оникс»: издательство «Мир и Образование», 2009, 560 с). В большей степени, чем ландшафтные архитекторы, внимание садово-парковому искусству востока уделяли российские искусствоведы. В первом варианте книги В.Я Курбатова «Всеобщая история ландшафтного искусства» (2007), вышедшей в Петрограде в 1916 году под названием "Сады и парки: История и теория садового искусства" (Соколов Б.М. Садовая Библия Серебряного века. http://www.gardenhistory.ru/page.php?pageid=232 ) в разделе, посвященном китайским и японским садам, высказывается точка зрения, очень похожая на то о чем писал А.Регеля по этому вопросу.

Академик Д.С.Лихачев, исторически обосновывая появление пейзажных парков в Англии, в книге «Поэзия садов» пишет, что разрушению эстетики регулярных садов послужило знакомство с китайскими садами и увлечение «chinoisere» во всех формах искусства (Лихачев, Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст Текст. / Д.С. Лихачев. - М.: Согласие, 1998. - с.196.). Искусствоведческий анализ японским садам дан в книгах Николаевой Н.С. (1975,2005), а китайским -Виноградовой Н.А. (2004), изданных в серии «Сады мира». В обеих публикациях уделяется внимание в основном художественной стороне восточных садов - архитектуре, композиционной целостности, росписям и интерьерным элементам. Искусствовед Б.М.Соколов в работах об английских пейзажных садах многократно упоминает о связи английских пейзажных парков с китайским садовым искусством (Соколов Б.М., 2002, 2004) .

Некоторое количество работ, посвященных исследованиям в области садово-паркового искусства, в основном их философско-культурному аспекту, опубликовано отечественными востоковедами. Это работы Е.В.Завадской (1969,1991), В.С.Мясникова (2006), Е.В.Новиковой (2004), Е.А.Торчинова (1992,1999), Г.А. Ткаченко (1999), В.В. Малявина (1995,1997).

При изучении вопросов философско-религиозной основы китайских и японских садов автор использовал опубликованные переводы древних философов и комментарии к ним в сборниках под редакцией В.В. Малявина, Е.А.Торчинова, М.Л. Титаренко (2006), М.Е.Ермакова (2003), Фомина Н.И.(2004), а также работы Дюмулена Г. (1994), Васильева Л.С. (1988,2001), Ильина В.В. (2004, 2010), Масперо А. (2004), Ткаченко Г.А. (1994), Рэйкенборга Я. и Катароза де Петри (2001).

Вопросы развития западноевропейской садовой культуры и связанные с этим историко-географические причинно-следственные связи изучались по работам Боклль Г. (2002), Johnson Kirk (1999), Иглз Р.,Диксон Э. (2008), Дэниел К. (2008), Ван Зюилен (2003) Uglow J. (2005), Buchan U. (2006), Mackay S. (2001) и других авторов. При изучении специальных вопросов японской и китайской архитектуры, живописи, литературы, тесно связанных едиными эстетическими нормами с садами, использовались работы авторов Richie Donald (1995), Man-Ho Kwok (1997), Ду Фу (2000), Ван Вэй (2001), Глухаревой О.Н (1982), Григорьевой Т. П. (1979),а также сборники работ как «Китайская пейзажная лирика» (1984) «Китайская поэзия в переводах Льва Меньшикова» (2007) и др.

При анализе литературных источников зарубежных авторов в области идеологии садового дизайріа восточноазиатских и западноевропейских садов изучались работы Attiret Jean-Denis (1982), Chambers William (1757), Chen Congzhou (1989), Zhu Junzhen (2002), Рандхава M. (1981), Джекобсона Д. (2004), Lou Qingxi (2010), Zhu Junzhen (1992), Hu Dongchu (1991), T. Saito (1987),Chinese classical gardens (2002), Planing & design of pedestrian way park in Tsukuba (1987), Planing of Tokyo (1999), Suzhou gardens (1999), M.Hayakawa (1984).

Основные принципы формирования пространства китайских садов и парков

Китайский сад нельзя рассматривать отдельно от архитектуры. Даже в категории «Условно преобразованные ландшафты» функциональными акцентами являются легкие беседки, или мосты. В Китае сохранилось множество архитектурных реликвий. Китайские зодчие на протяжении веков отрабатывали специфические конструктивные решения и формировали внешний вид архитектурных шедевров.

Среди многочисленных народностей Китая ханьцы составляют основное население страны, и именно архитектурные традиции ханьского народа, как считают историки, наиболее широко представлены среди архитектурных достижений Китая.

Отличительная черта древней архитектуры Китая — умение строить великолепные дворцы, храмы и дома из дерева. В период бурного развития китайской архитектуры лесные ресурсы были богаче, а обработка дерева — менее затратна и намного легче, чем обжиг глины или добыча и обработка камня. Поэтому традиционная деревянная архитектура имела большее распространение.

Специфические деревянные конструкции, определяющие внешний вид построек, разработаны в китайской архитектуре более двух тысяч лет назад. Их можно проследить, начиная от сооружений в местах династических захоронений ханьского периода и в сторожевых башнях, высоко поднятых над уровнем земли.

В истории китайской архитектуры известны несколько типов конструкторских решений при возведении построек, их характеристики приведены по Historic Chinese architecture (1990) и Liu L. G.. Chinese Architecture (1989). Балочно-ярусная система конструкций базируется на опорных столбах, связанных непосредственно с фундаментом здания. Каждый последующий ярус опирается на поперечную балку предыдущего, постепенно приближаясь к коньку крыши. Стропила опираются на продольные связующие балки каждого яруса. Заданная форма крыши получается в зависимости от высоты яруса. Пространство, образованное двумя линиями опорных столбов, соединенных четырьмя балками одного яруса, называется «отсеком». Размеры здания определяются размерами и количеством отсеков. Большинство китайских зданий построено именно таким образом. Этот прием особенно четко прослеживается в дворцовых и храмовых постройках.

В опорно-анкерной системе конструкций опорные столбы размещаются по периметру здания и устанавливаются гораздо чаще, чем в ранее приведенном примере. Они не имеют связующих балок в продольном направлении. Стропильные балки и обрешетка базируются прямо по вершинам опорных столбов, принимая на себя функцию закрепления конструкции в продольном направлении. Количество опорных столбов и соединительных балок определяется глубиной помещения (т.е. его длиной). С каждым рядом опорных столбов «наращивается» определенная длина постройки. Считается, что это наиболее экономичный тип конструкции, характерный для крупных построек южного Китая и для некоторых храмов.

Наиболее простой с инженерной точки зрения тип конструкции, — когда сложенные из бревен стены несут опорную функцию. Подобные здания встречаются только в областях, богатых лесными ресурсами: на строительство такого здания необходимо гораздо больше древесины, чем в других типах построек.

Чрезвычайно важным элементом в древней китайской архитектуре является консольная капитель, переходящая в карниз, доугун. Она присутствует во всех крупных постройках — в погребальных комплексах, дворцах, храмах. Для доугуна использовались самые разные материалы — дерево, камень и керамика. Но, безусловно, первые доугуны были изделиями китайских плотников.

Доугуны связывают опорные столбы и балки обвязки ярусов и упоминаются в строительных отчетах ранее VII века н. э. Этот элемент конструкции можно отчетливо увидеть в сторожевых башнях времен ханьской династии, в погребальных сооружениях и других каменных постройках.

Во времена правлений династий Тан и Сун доугун был полностью доработан и, более того, приобрел четкие пропорции, то есть произошла стандартизация составляющих его элементов. Постепенно он стал отправной точкой для расчетов пропорций и размеров целого здания.

В период ранней Сун, к началу XII столетия, выпускается специальное руководство по расчетам несущих конструкций зданий и сооружений, в основу которых положены пропорции и размеры доугуна. Удивительно, что, хотя собственно конструктивная функция доугуна невелика и не особенно важна, этот полудекоративный элемент сыграл роль основного модуля в китайской архитектуре. Специфика соединения элементов крыши и опорных конструкций через доугун значительно снижает вероятность разрушения при сильных ветровых нагрузках или землетрясениях.

Унификация строительных элементов в каждый исторический период была важна еще и тем, что построенные из дерева императорские дворцы и крупные храмы, имеющие кроме религиозного, еще и важное политическое значение, периодически страдали от пожаров, разрушались под воздействием времени, а на юге уничтожались термитами. Возможность их восстановления в первозданном виде была очень важна для демонстрации мощи и незыблемости правящих династий. Без своеобразного ключа для расчета конструкций, которым и является доугун, этого было бы невозможно.

Лес в Китае был более дефицитным материалом, чем камень. Деревянные постройки всегда или почти всегда дороже каменных, но при этом теплее и более сейсмоустойчивы. Кроме того, использование дерева в строительстве проще и не требует больших затрат времени. Однако позволить себе деревянные здания могли лишь императоры, очень крупные феодалы и храмы, имеющие богатых покровителей.

Конструктивные приемы и методы строительства были отработаны именно на дереве, но при этом материал стен, перегородок и других разделителей пространства мог быть различным в разных областях Китая: дерево, глинобитное наполнение, бамбук или вовсе свободное пространство под массивной крышей, базирующейся на рядах колонн в зависимости от назначения сооружения.

Несмотря на то, что в поздние периоды определенные направления китайской архитектуры были ориентированы на каменные и кирпичные постройки с черепичными крышами, большинство элементов, сформированных в период активного становления деревянного зодчества, перешло и в новые материалы, часто теряя функциональность, но сохраняя внешний вид.

Долгий путь развития китайской художественной традиции демонстрируют старые храмовые и дворцовые постройки, сохранившиеся до наших дней. Декор всегда был присущ и зданию в целом, и каждому отдельному элементу конструкции. Особого внимания заслуживают кровли китайских зданий. Древние китайские архитекторы использовали уникальные свойства дерева в основном для создания арочных сводов, карнизов крыш с загнутыми вверх углами, скульптур животных и различных мифологических персонажей на ребрах и гребне крыш. После долгих экспериментов с формой наибольшее распространение получили вальмовые и четырехскатные коньковые крыши, крыши с вогнутым профилем, многоярусные крыши с вогнутым профилем, а также другие формы, придающие специфический декоративный вид китайским зданиям. Одним из элементов декора китайских построек считаются круглые балки, расположенные внутри пространства здания

Роль китайского классического садоводства в развитии и становлении садов и парков в странах Европы (на примере Великобритании)

В XX веке ситуация в садоводстве и паркостроении коренным образом изменилась. Англо-китайские сады, отвечающие всем перечисленным выше признаком уже не строились, хотя отдельные элементы этих садов активно вошли в ландшафты малых частных садов среднего сословия, городские сады и парки в виде все тех же «горбатых» мостов, китайских беседок. К ним добавились водоемы с каменными композициями и отдельные причудливо формированные растения. Начиная со второй половины XX века, с изменением общей политической обстановки в мире, а также с выходом Китая на лидирующие позиции на мировой экономической и политической сцене, повлекшим за собой активный культурный обмен, в различных странах Европы начали строиться китайские сады, разработанные китайскими архитекторами. Они представляют собой произведения ландшафтного искусства, выполненные по всем канонам китайского классического садоводства. Достаточно часто они имеют китайские названия. В большинстве своем такие сады построены в рамках обмена культурными ценностями между городами-побратимами, для демонстрации национального садового искусства в период работы международных садовых выставок или в качестве экспозиций ботанических садов (Приложение X).

Из обзора 14 наиболее известных китайских садов в Европе 6-построено в рамках культурного обмена городов-побратимов , 3 - как сады выставок, 3 — как экспозиции ботанических садов и 2 по другим причинам. Десять садов находится в Германии - (в Берлине, Даши, Штутгарте, Мюнхене, Дуйсбурге, Бухеме, Гамбурге и Франкфурте на Майне) по одному в Англии (Ливерпуль), на Мальте (Санта Лючия), в Нидерландах (Гроннинген), Швейцарии (Цюрих). Это свидетельствует о том, что интерес к китайскому садовому искусству получил новый виток в своем развитии. В новую историческую эпоху и в мировом садовом искусстве также переставляются акценты и перераспределяются роли. В настоящее время Китай активно пропагандирует свою садовую культуру в Европе (и других странам мира), в отличие от периода XVIII-XIX века, когда Китай участвовал в том процессе пассивно. Основным проводником китайского классического садоводства в Европу в современном периоде является Германия.

История и предпосылки становления и развития японского сада, как части япо одчас не существует. В большинстве случаев элементы японских садов в виде каменных композиций, беседок, извилистых ручьев, каменных фонарей, пагод и мостов, включаемые в сады, дают лишь представление о их восточном происхождении, и в большей степени является, как и шинуазри, одним из направлений ориентализма. Ориентализм — определённая тенденция в проявлениях той или иной культурной традиции (литература, живопись, исторические и этнографические нской культуры подробно приведены в главе 6 настоящей рукописи. В современном мире понятие «Японский сад» имеет достаточно четкие характеристики. Парки многих стран мира на разных континентах имеют экспозиции в ботанических садах или небольшие сады под названием «Японский сад». Так же как всеобщее увлечение стилем Шинуазри в XVII-XVIII привнесло китайские мотивы в сады и парки Европы, с середины XIX века и, фактически, по настоящее время интерес к японской культуре, и в частности к садам, наблюдается повсеместно. Однако, при более детальном изучении этого вопроса оказывается, что в представлении европейцев четкого разграничения понятий «Японский сад» и «Китайский сад» п концепции, и т. д.), опирающаяся по ряду признаков на экзотические относительно самой этой традиции особенности, свойственные восточному мировоззрению в тех или иных его формах (Взаимодействие культур Востока и Запада, 1991). Начало ориентализма по предположению ряда авторов следует искать в эпохе Просвещения, начавшейся в XVII (Эдвард В. Сайд , Нейл Макиннес, Джон Найсбит и др.). Именно тогда европейское человечество предприняло попытку глобального приобщения "примитивных" восточных народов к ценностям западной цивилизации. Без анализа ориентализма, полагает Э.Саид (Said, 1978), невозможно понимание колониализма — комплекса мер, посредством которых европейская культура была способна овладевать Востоком - и даже «производить Восток» - в политическом, социологическом, военном, идеологическом и научном плане. Работа Эдварда Сайда «Ориентализм» представляет собой исследование европейского взгляда на неевропейскую часть человечества, где на богатейшем историко-культурном материале ученый показал, что конструирование "Востока" - не в географическом (East), а в культурном (Orient) смысле - было необходимым элементом в интеллектуальном и политическом конституировании Запада (В.Малахов. Ориентализм по-русски. 2003. http://old.russ.ru/politics/facts/20031024-malakhov.html дата обращения 26.03.2010).

Интерес к японской культуре проявился в Европе только после 1868 года - т.е. после «Реставрации Мэйдзи» - переходу политической власти от военных правителей (сегунов) к императору Муцухито, вошедшего в историю как Мэйдзи и олицетворявшего своим именем целую «Эпоху просвещенного правления». К этому времени интерес к яркой экзотической «китаищине» несколько утих: бело-синий фарфор производимый в Европе стал «майсеновским» (а не фарфором времен Минской династии), а китайские чайные павильоны, беседки и пагоды - признаками английского парка.

«Открыв» заново для себя Японию во второй половине XIX века просвещенная и уже достаточно глобализированная Европа с невероятной скоростью стала экспортировать к себе не сколько объекты предметной культуры, сколько приемы, методы и технологии этой экзотической страны. В области садоводства и растениеводства первыми на европейскую арену вышли искусство составления букетов и композиций икэбана и выращивание миниатюрных деревьев бонсай. Оба эти искусства были заимствованы в разные периоды истории из Китая (рис. 188, 189).

Икэбана, как искусство составления композиций из срезанных цветов, зародилась в Индии, В Китае она известна с периода Северных и Южных династий (IV-VI век н.э.), а в период Пяти династий (907-960 н.э.) император Ли Хо Цу возвел цветочную аранжировку в ранг имперского искусства, и проводил ежегодные выставки композиций из цветов в своем дворце (Art of Chinese Flower ArrangementWwww.hanlincca.org - дата обращения 22.03.2010). В Японии этот вид искусства известен с XV века, и первоначально тоже имел исключительно религиозную направленность, являясь подношением богам в японских храмах (www.insideflower.ru/floristika/ikebana - дата обращения). Бонсай - это искусство пэньцзин, известное в Китае с III века до н. э. (рис. 190, 191), когда не только одно растение, но и целые садовые композиции помещались в плоский цветочный горшок или на поднос. Чаще всего - это миниатюрный пейзаж в плоском контейнере из различных материалов, форм и размеров, включающий определенное расположение цветов, деревьев и камней, воды объединенных общей идеей синтеза природной красоты и прикладного искусства. Пэньцзин является частью традиционного китайского садового искусства с богатой историей.

Современный этап проявления глобализации в ландшафтной архитектуре и озеленении городов

Сходство планировки частных жилых резиденций в Китае и Японии очевидны (рис. 171). Дентальное место отводится водоему с островами, разветвленная сеть дорог охватывает всю территорию. Жилых и садовых павильонов в китайском саду значительно больше, чем в японском, но подход к их расположению на территории одинаков - они тяготеют к периферийным областям сада.

Английское поместье Чизквик (реконструкция плана по гравюре Джона Рока XVIII века, опубликованной в [Лихачев, Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. СПб: "Наука", 1991. - с. 192-193]) демонстрирует нарочитый контраст регулярной планировки отдельных участков сада с извилистыми и ломаными дорожками, запруженной рекой с островами.

Это свидетельствует о том, что глобальных изменений в планировке небольших поместий и частных садов Великобритании в период активного строительства англо-китайских парков не происходило, или происходило незначительно. Основой планировочного решения по прежнему оставалось регулярная планировка, а наибольший декоративный эффект достигался при помощи итальянской топиарной стрижки и растительных цветовых эффектов (рис.172,).

В китайском саду архитектура играет почти ключевую роль во взаимодействии с разнообразными эффектами, создаваемыми растениями и элементами микрорельефа (вид, цвет, аромат, звук, историко-символическое значение). Как видно из планов садов представленных в главе 3 настоящей рукописи, китайский сад состоит из целого комплекса обособленных пространств. В каждом из них растения должны создавать не только высокоэстетические пейзажные картины и композиции, но и определенным образом влиять на микроклимат сада, с учетом требований, предъявляемых к каждому малому пространству. Границы малых садов или дворов строго определены галереями, стенами павильонов, внутренними садовыми стенами, в которых имеется множество проходов, дающих дорогам соединять эти малые пространства в единое целое. Главные и второстепенные архитектурные сооружения никогда не занимают центрального положения, а тяготеют к периферии (за исключением некоторых храмовых комплексов). Центральное место в садах отводится водоемам, которые могут занимать до 70% площади сада. В китайском саду именно водоем является открытым пространством.

В японском саду архитектура уходит на второй план, уступая место природным компонентам и символическим образам.

С точки зрения композиционного разнообразия, Японский сад более однороден, не смотря на многочисленные пространственные разделы в виде садовых калиток и изгородей. В то же время, дворцовый или храмовый сад может иметь несколько совершенно разных по стилям и времени создания садов, никак не соприкасающихся друг с другом. Это демонстрируют сады храма Рёандзи, императорской виллы Сюгакуин или сады Сайходзи (Приложение 7). Если водоем предусмотрен в том или ином комплексе, он также, как и в китайских садах всегда занимает центральное положение. Постройки, которых по числу гораздо меньше, так же располагаются в периферийных частях садового комплекса. Роль открытых пространств играют значительные по площади водоемы и присутственные места (площадки) перед главными зданиями императорских дворцов, с отсыпкой из мелкого гравия или серебристого песка по утрамбованной земле.

Английский (англо-китайский) пейзажный парк воплощает идеи пейзажной живописи. Центром парковой композиции всегда является дворец или усадебный дом, что всегда было присуще европейской архитектуре; затем по значимости - рельеф, геопластика и растения, подчеркивается лидерство человеческой деятельности в создании «как бы» природных пейзажей, символика отсутствует, малые архитектурные формы играют третьестепенную роль увеселительных акцентов. Водоемы присутствуют, но их доля в общем балансе площадей невелика. Роль открытых пространств приняли на себя обширные газоны.

Для китайских и японских садов камни являются одним из двух обязательных материалов для ландшафтных работ. Ни один из китайских или японских садов не строится без участия камней. В пейзажных парках Великобритании самостоятельных композиций из камней почти невозможно увидеть, не смотря на наличие таковых в природных ландшафтах. Исключение составляют специальные каменные сады «хаосы» , гроты и специализированные этно-культурные сады и экспозиции в основном японского направления .

Каменные кладки в изобилии присутствуют в виде подпорных и декоративных стен. Как ландшафтный прием оформления пространства гравийной отсыпкой, то в крупных садах он применяется исключительно как широкодоступный материал для покрытия дорог, в частных, особенно на севере и в Ирландии как фон для высадки декоративных растений наравне с газоном (рис.173).

Вопрос цвета в рассматриваемых садах исторически решался поразному. Китайский сад более колористичен, контрастен и ярок, более праздничен. Недостаток цветущих растений в садах Северного типа компенсируется ярким цветовым декором построек (рис 174). Японский -монохромен, оттеночен, более рукотворен, изначально предназначен для уединения и размышления. Некоторые стили японских садов вообще не подразумевают цветущих растений (символические, абстрактные) (рис.175).

Цветовой декор английских парков достигается за счет цветочно-декоративных растений, приуроченных к партеру дворца или дома (чего нет ни в китайских, ни в японских садах), и за счет оттеночных контрастов крон древесных растений в пейзажных картинах дальнего плана (рис.176).

Похожие диссертации на Проблемы формирования и становления восточноазиатских и западноевропейских садов и парков под влиянием садоводческих традиций Китая (на примере Китая,Японии и Великобритании)