Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Беллетристика Акакия Церетели Гиоргадзе, Отар Ягорович

Беллетристика Акакия Церетели
<
Беллетристика Акакия Церетели Беллетристика Акакия Церетели Беллетристика Акакия Церетели Беллетристика Акакия Церетели Беллетристика Акакия Церетели Беллетристика Акакия Церетели Беллетристика Акакия Церетели Беллетристика Акакия Церетели
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гиоргадзе, Отар Ягорович. Беллетристика Акакия Церетели : Дис. ... д-ра филологические науки : 10.01.03.-

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Идеи национально-освободительной борьбы в прозе А.Церетели 28

1. Трагические переживания, связанные с положением грузинского народа, и стремление преодолеть их 28

2. На службе у прошлого, настоящего и будущего 58

Глава вторая. Идеи освобождения от социального гнета в беллетристических сочинениях А.Церетели 91

Глава третья. Женский вопрос, вопрос любви и семьи в прозе Акакия Церетели 123

1. Женщина - опора семьи, патриотка 123

2. Любовь - "небесный дар", "возвышающая сила", основа прочности семьи 144

Глава четвертая. Рассказы А.Церетели для детей 182

1. А.Церетели о литературе для детей и юношества 182

2. Патриотизм 190

3. Любовь к труду 199

4. Гуманизм 202

5. Природа 209

Глава пятая. Сатирическая проза А.Церетели 216

Глава шестая. Исторические источники прозаических произведений А.Церетели и особенности их использования 230

Глава седьмая. Некоторые вопросы беллетристического искусства Акакия Церетели 302

1. Художественный язык и стиль . ,. 303

2. Композиция 333

3. Жанры 351

Заключение 368

Список использованной литературы 373

Введение к работе

"Труд и заслуги Акакия Церетели грузин сохранит в своем сердце навсегда, - так писал великий И.Г.Чавчавадзе. И действительно, имя Акакия Церетели, его бескорыстная деятельность, величие его поэзии так глубоко запечатлены в сердце грузинского народа, что время не властно над этим. В своем творчестве поэт всегда непоколебимо стоял на защите интересов родины, народа, звал его к борьбе против национального и социального гнета, укреплял веру в будущее.

Вместе с И.Г.Чавчавадзе А.Р.Церетели во второй половине XIX века играл ведущую роль в общественной жизни грузинского народа. Эти два великих шестидесятника дали нашей литературе, нашей общественной мысли и грузинской культуре новое направление. Только вступив на литературное поприще, они сразу же подняли свой голос против крепостного строя, с гневом обрушились на эксплуататорские классы, воспели свободного человека и свободный труд, объявили войну царизму и его реакционно-колониальной политике. Отказавшись от всего отжившего в литературе и общественной жизни, они поставили

литературу на службу народу. "Начиная с 60-х и по 90-ые годы, эти

о два писателя были властителями дум в нашей литературе" .

А.Церетели твердо защищал принципы материалистической эстетики. "Его эстетика была порождением шестидесятых годов"-3. Поэтому, касаясь вопросов искусства и в своей практической творческой деятельности, поэт всегда придерживался ее. Так же, как и И.Чавчава-

  1. Чавчавадзе И.Г. Полное собрание сочинений. - Тбилиси: Госиздат, 1955, т.У, с.187. На груз.яз.

  2. Зандукели М.З. Новая грузинская литература. - 4-е изд., Тбилиси: ТГУ, 1962, П, с.421. На груз.яз.

  3. Джибладзе Г.Н. Критические этюды. - Тбилиси: Сабчота Сакарт-вело, 1958, I, с.370. На груз.яз.

дзе, А.Церетели считал искусство художественной формой отражения действительности.

Акакий Церетели всегда увязывал искусство, в частности, литературу с актуальными проблемами общественной жизни. Согласно его

концепции, "муза поэта должна служить народу" . Литература представлялась А.Церетели оружием в борьбе за насущные нужды людей, "рупором обстоятельств". Он считал, что писатель должен не просто хладнокровно и правдиво отражать явления жизни, но быть их судьей, последовательным и принципиальным критиком. Истинным творцом А.Церетели называл того, кто мог быть наставником своего народа, защитником его интересов, выразителем дум и чаяний.

А.Церетели, "хорошо понимавший мировое значение грузинского

р фольклора" , и в создании высокохудожественных произведений придавал большее значение народному творчеству. Он считал, что, если у писателя нет тесного контакта с фольклором, народной мудростью, если он не в состоянии проникнуть в самую суть фольклорных творений, понять боль, страдания и радость народа, то он не сможет создать крупных полотен, отражающих народно-национальные идеалы.

Оценивая с таких правильных позиций важную роль искусства в материальной и духовной жизни людей, в преобразовании реальной действительности, сам А.Церетели в своем творчестве поднимал вопросы морали и нравственности, воспевал национальные и общечеловеческие идеалы, дружбу народов, их единение. В то же время он гневно бичевал угнетателей, поработителей трудовых людей и народов,

  1. Гамезардашвили Д.М. Грузинский критический реализм. - Тбилиси: ТГУ, 1967, с.432. На груз.яз.

  2. Сихарулидзе Н.А. Акакий Церетели и народное творчество. - В кн.: Акакий Церетели. Юбилейный сборник. - Тбилиси: 1940, с.234.

На груз.яз.

вел непримиримую борьбу с царским самодержавием.

Когда говорят о А.Церетели, то, в первую очередь, перед нами встает великий лирик. И это естественно. Ведь его стихи не только насыщены глубоким идейным содержанием, они поражают высоким мастерством, непосредственностью, богатством чувств, многообразием красок, они чаруют, захватывают читателя. Сказочно прекрасны и упоительны песни А.Церетели. Следует отметить, что огромный поэтический талант А.Церетели с неменьшей силой дает о себе знать и в других жанрах. Можно сказать, что в грузинской литературе XIX в. никто не отличается таким универсализмом.

Чем обусловлена насыщенность произведений А.Церетели социальной и национальной проблематикой? Безусловно, здесь огромную роль сыграли прогрессивные революционные идеи, распространенные в России и Западной Европе в 60-х годах прошлого столетия, тяжелая жизнь народа, классовый антогонизм, потеря грузинским народом национальной независимости.

Конечно, А.Церетели, воспитанный на революционно-демократических идеях "Современника", глубоко чтивший поэзию Н.А.Некрасова, не мог не написать стихотворения "Рабочая", "имеретинская колыбельная", не мог не приветствовать с восторгом революцию 1905 года.

Не мог он не прочувствовать глубоко поэму Николоза Бараташвили "Судьба Грузии", не мог не создать "Ввысь", "Долой правительство", "Кинжал" и "Горе мне". Ведь родина была для него святыней, как же мог он примириться с потерей ею независимости. Тяжелое настоящее Грузии заставляло страдать поэта, но он не терял надежды, стремился найти героев и сплотить их, дабы освободить томящуюся в плену у каджей "Нестан-Дареджан" - родину. Поэт верил в то, что

его мечта сбудется, с надеждой смотрел в будущее.

Чтобы воодушевить своих современников на борьбу, А.Церетели обращался к образам великих предков, показывая своим павшим духом, сломленным соотечественникам, как надо любить родину, служить ей и жертвовать собой для нее.

Заслуги А.Церетели не исчерпываются вышесказанным. Можно смело сказать, что во второй половине XIX века не было ни одного события в культурной и общественной жизни Грузии, в котором бы поэт не принял участия и о котором не сказал бы своего весьма авторитетного слова. В этом отношении заслуги А.Церетели неизмеримы.

Глубоко народное и насыщенное большим содержанием творчество А.Церетели с самого же начала было горячо встречено грузинской общественностью, которая, познакомившись с произведениями писателя, всем сердцем полюбила их. Эта искренняя, глубокая любовь сильна, животворна и поныне. Акакий Церетели после Ш.Руставели является одним из самых популярных поэтов в Грузии.

Вполне естественно, что большой интерес к произведениям поэта с самого же начала их появления на страницах периодической печати вызвал пристальное внимание читательной общественности к жизни самого автора и его творчеству вообще. Вскоре стали высказываться и критические замечания в его адрес.

Обсуждение стихов А.Церетели началось еще в I860-I86I годах. Первыми свое мнение о поэтическом дебюте А.Церетели высказали приверженцы теории трех стилей - отец Ефрем и князь Ираклий Лорд-кипанидзе. Затем в журнале "Цискари" о поэте и некоторых его произведениях высказались Г.М.Бараташвили, Б.Д.Джорджадзе, А.Н.Пурце-ладзе, Гвимели, Д.Й.Джананашвили, М.Н.Бетанели, а в "Сакартвелос моамбе" - Г.Е.Церетели.

В этот период, а также в какой-то мере и позднее, при обсуждении произведений А.Церетели прибегают к сопоставительному методу, что, по существу, выражается в рассмотрении в одном аспекте произведений А.Церетели и И.Чавчавадзе, на основании которого и делается вывод о том, какой из поэтов стоит выше. Можно сказать, что почти ни одно из критических мнений, высказывавшихся в 60-х годах, не является точным и не выражает полностью идейно-художественной ценности произведений А.Церетели.

Относительно интенсивнее творчество А.Церетели начали изучать в 70-ых годах, когда в грузинских периодических изданиях стали часто появляться статьи о деятельности поэта, затрагивающие разные вопросы его творчества (А.А.Цагарели, Г.М.Туманишвили, А.А.Чкония, "X" /псевдоним не выяснен. - О.Г./, А.П.Нанейшвили, С.С.Месхи, Т.К.Киквадзе, С.З.Мгалоблишвили, И.Г.Гомартели и др.). Затем было опубликовано несколько специально посвященных А.Церетели работ (Чичинадзе З.И. Акакий. - Тбилиси: 1897. На груз.яз.j Абашидзе К.Г. Акакий Церетели. - Кутаиси: 1908. На груз.яз.; Келенджеридзе М.Н, Акакий Церетели, как певец - сын отечества. - Кутаиси: 1909. На груз.яз.} Гарсеванов А.А. Поэт Грузии кн.Акакий Церетели. -Кутаиси: 1915} Хундадзе СИ. Акакий Церетели. - Кутаиси: 1918. На груз.яз. и др.), однако жизнь и творчество А.Церетели в них не находят совершенного отображения. Здесь нет глубокого научного анализа произведений писателя. Его произведения рассматриваются бледно, поверхностно, в общих чертах, а в ряде случаев даже тенденциозно. О мировоззрении поэта, его литературно-эстетических взглядах, разносторонности мотивов его творчества либо вообще не говорится, либо говорится мельком. Также слабо показаны особенности творчества А.Церетели как великого мастера слова.

Однако нельзя не отметить, что эти работы имели для своего

9 времени определенное положительное значение с точки зрения ознакомления с жизнью А.Церетели, его поэтическими достижениями. Здесь мы встречаем интересные сведения о личной жизни писателя, а также ряд верных высказываний по тому или иному вопросу его творчества. Следует также принять во внимание то, что большинство признавало А.Церетели самым популярным поэтом второй половины XIX в., славным сыном своей родины, ее крупным общественным деятелем.

По мнению М.Н.Келенджеридзе, "Акакий Церетели - двойник грузинского народа, его образ, его отчизна, его зеркало, его дух, его гений, воплощение его чувств и стремлений, достоинств и недостатков"1.

Несмотря на это, в дореволюционной литературной критике, как уже отмечалось, творчество А.Церетели изучено весьма слабо. Удивительно, но факт, что даже такой талантливый критик, как К.Г.Абашидзе почему-то не смог правильно понять творчество А.Церетели, рассмотреть его во всей полноте. Как справедливо указывает проф.Д.М, Гамезардашвили, "К.Абашидзе... не смог воспринять все величие художественного слова в творчестве этого крупнейшего писателя и дать объективную оценку его поэтических заслуг. Предлагаемый им анализ не полон и не глубок... Такого разносторонного и многогранного писателя, каким был А.Церетели, К.Абашидзе охарактеризовал лишь на фоне лирических произведений и то весьма однобоко. Он совершенно не затронул поэтического эпоса, прозы и драматических произведений

А.Церетели, сыгравших очень большую роль в развитии новой грузин-

р ской литературы .

  1. Келенджеридзе М.Н. Акакий Церетели как певец - сын отечества.-Кутаиси: 1909, с.128-129. На груз.яз.

  2. Гамезардашвили Д.М. Кита Абашидзе и его "Этюды". - В кн.: Этюды. Тбилиси: 1962, с.53. На груз.яз. Аналогичное мнение высказывается проф.Д.Й.Рамишвили (Кита Абашидзе. - Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1964, с.116-120. На груз.яз.).

Нельзя пройти мимо работы Хомлели (Ромалоза Панцхава) "Акакий Церетели как великий национальный поэт", в которой, по справедливому замечанию проф.Д.М.Гамезардашвили, "нет ничего спорного... однако здесь много общих фраз, материала же значительно меньше, чем в статьях о А.Церетели..."1.

Хомлели рассматривает Акакия Церетели, как лирика, "здесь он занимает престол царя царей". Что же касается беллетристики, то он не анализирует ее, ограничиваясь замечанием: "Как прозаик Акакий Церетели очень крупный художник жизни, прекрасный знаток человеческой души} в своих произведениях он рисует характеры и типы, что

всегда и всюду являются украшением произведений искусства" .

Эта статья, как известно, была опубликована в 1915 году в нескольких номерах журнала "Гантиади". Несмотря на. то, что Хомлели дал такую высокую оценку прозы А.Церетели, он все-таки обнаруживает и несколько нигилистическое отношение к его беллетристике. По мнению С.И.Хундадзе, "Лирика маленьких стихотворений - вот царство Акакия Церетели^ в остальных областях он относительно слаб и мало-значителен" .

К сожалению, такая точка зрения была распространена довольно широко, что в определенной мере препятствовало основательному изу-чению беллетристических произведений А.Церетели.

По настоящему научное творчество А.Церетели стало освещаться уже после установления Советской власти в Грузии, когда партия и

  1. Гамезардашвили Д.М. Хомлели. - В кн.: Избранные сочинения Хомлели, Тбилиси, 1963, с.52. На груз.яз.

  2. Хомлели. Акаки Церетели как великий национальный поэт. - В кн.: Избранные произведения. - Тбилиси, 1963, с.259. На груз.яз.

  3. Хундадзе СИ. Акакий Церетели. - Кутаиси, 1918, с.54. На груз, яз.

правительство обратили особенно большое внимание на объективный анализ национального классического наследия, собирание и издание произведений известных писателей, должную оценку их заслуг. Конечное, творчество великого А.Церетели стало в центре всеобщего внимания.

Здесь, не то что оценить, но даже перечислить невозможно все те работы, которые были посвящены вопросам жизни и творчества А.Церетели и большая часть которых написана интересно, добросовестно. В них со знанием дела и большой любовью освещаются многие кардинальные вопросы творчества писателя.

Можно сказать, что чуть ли не все исследователи, занимающиеся вопросами грузинской литературы, касались вопросов жизни и творчества А.Церетели и высказывали заслуживающие внимания соображения. Опубликовано и несколько значительных монографий, посвященных этому некоронованному королю. Однако, в то же время многое еще предстоит выяснить, исследовать и уточнить. В особенности это касается прозы А.Церетели, которая и по сей день не стала предметом специального изучения, что вызывает справедливые нарекания.

Известно, что "Историю литературы без прозы невозможно представить, и великая проза исторически является выразительницей ве-

ликой литературы" . К сожалению, у нас "старшее поколение грузински

р романтиков не сумело развить художественную прозу" .

Великие многовековые традиции грузинской прозы после Сулхана-Саба Орбелиани пришли в упадок. Значительное оживление литературной жизни началось вслед за основанием И.Кереселидзе журнала "Цис-

  1. Джибладзе Г.Н. Критические этюды. - Тбилиси: Цодна, 1959, Ш, с.400. На груз.яз.

  2. Чумбуридзе Д.Н. Проза Григола Орбелиани. - В кн.: Григол Орбелиани. Полное собрание сочинений. - Тбилиси, 1959, с.94. На груз.яз.

12 кари". В этом журнале стали постепенно появляться, с одной стороны, переводы произведений русских и европейских прозаиков, а с другой - оригинальные произведения грузинских прозаиков"1. Хотя таких писателей было немало, но действительно значительных, художественно сильных беллетристических произведений написано немного. Поэтому "среди этих многочисленных писателей история литературы выделила имена Л.Ардазиани и Д.Чонкадзе, ибо в первую очередь именно с ними связано утверждение критического реализма в прозаиче-

р ском жанре . Эти писатели вполне справедливо признаны основополож-

3 никами грузинской реалистической прозы в грузинской литературе .

Однако это, конечно, не означает, что данный жанр на рубеже 60-ых годов прошлого столетия достиг того уровня развития и совершенства, на каком он находился в ранние века. До вступления на литературное поприще членов "тергдалеули" грузинская проза должным образом не отвечала требованиям времени, сильно хромала как в идейном, так и в художественном отношении. И это естественно, ибо реалисты 40-50-ых годов "не овладели реализмом как художественным методом, чтобы решить все существенные задачи литературы... Их творчеству еще много недоставало для того, чтобы оно стало зеркалом действительности"^. По словам акад.Г.Н.Джибладзе, "Беллетристика не пойдет далеко, если не создаст своих героев, свои типы, которые должны быть взяты из самой жизни, должны принадлежать ей и украшать ее.

  1. Гамезардашвили Д.М. Очерки по истории грузинского реализма. -Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1961, с.278. На груз.яз.

  2. Там же, с.279.

  3. Гачечиладзе А.Н. Очерки по истории грузинской литературы XIX века. - Тбилиси: Научно-методический кабинет, 1952, с.172-173. На груз.яз.,' Гамезардашвили Д.М. Очерки по истории грузинского реализма, с.227, 397.

  4. Гамезардашвили Д.М. Грузинский критический реализм, с.206.

  5. Джибладзе Г.Н. Критические этюды, Ш, с.403.

ІЗ И в этом отношении грузинская проза того времени, действительно,

находилась не на высоте.

Ныне уже не надо доказывать, что вступление на литературное поприще участников "тергдалеули" "заложило фундамент новой грузинской литературы"1. Это значит, что, наряду с другими жанрами, был заложен фундамент и новой грузинской прозы, которая является "самым удобным жанром для реализма, который призван создавать широкие

р полотна, отражающие действительность" .

Истинное возрождение грузинской прозы началось в 1863 году, когда в "Сакартвелос моамбе" было полностью напечатано произведе-ние ЙЛавчавадзе "Человек ли он?!" и І-УІ главы "Рассказа нищего" . В 70-х ке годах увидели свет "Записки путешественника", полностью был напечатан "Рассказ нищего", затем вышел в свет рассказ "На виселице", "Вдова Отарашвили", "Николоз Госташабашвили". В 1868 г. появляются беллетристические произведения А.Церетели. С 70-80-х годов в области прозы начинают работать и другие.

Как видим, среди участников "тергдалеули" первым испробовал перо в области прозы Й.Чавчавадзе. Но главная его заслуга, состоит не в этом, а в том, что он является "основоположником классической грузинской прозы современного типа"*. В его произведениях идея и форма ее выражения сочетаются так естественно и гармонично, что оказывают огромное воздействие на читателя, врезаются в его

  1. Гамезардашвили Д.М. Грузинский критический реализм, с.209; Медзвелиа К.Н. Участники "тергдалеули" и революционные деятели России 60-х годов. - Тбилиси: Цодна, 1959, I, с.274-275. На груз.яз.

  2. Гамезардашвили Д.М. Грузинский критический реализм, с.163.

  3. Некоторые рассказы Й.Чавчавадзе были написаны значительно раньше, но из-за строгого цензурного режима не опубликованы.

  4. Кенчошвили А.Д. Илья Чавчавадзе. - Тбилиси: АН ГСОР, 1962, с.134. На груз.яз.

память.

По нашему глубокому убеждению, тот, кто глубоко ознакомился с беллетристическим наследием А.Церетели, знает, что "царь поэтов" в этом жанре литературы работал вместе с й.Чавчавадзе и создавал высокохудожественные произведения. Именно поэтому известный исследователь жизни и творчества А.Церетели Леван Асатиани пишет: "Можно смело сказать, что богатое беллетристическое наследие А.Церетели научно еще не разработано и не изучено. В то же время оно заслуживает серьезного критического исследования, глубокого анализа и оценки. В грузинской литературе, правда, делались попытки исследования художественной прозы А.Церетели, но не в целом, а отдельных произведений. К тому же эти попытки носили случайный характер. Эти работы не могли претендовать и не претендовали на исчерпывающее и всестороннее освещение прозы А.Церетели. Здесь необходима глубокая и систематическая работа, что является задачей нашей критики и научно-литературных сил" . По мнению Л.Асатиани, "будет несправедливо, если прозу (А.Церетели. - О.Г.) не оценят по достоинству, если она не займет высокое место (курсив наш. -О.Г.) в грузинской литературе" .

Выдающийся грузинский писатель Л.М.Киачели отмечает: Велико и многообразно литературное наследие, оставленное нам поэтом. В этом наследии одно из первейших мест должна занять художественная проза (подчеркнуто нами. - О.Г.). Заслуги А.Церетели перед грузинской прозой велики .

Писатель и критик Г.Н.Натрошвили указывает: "А.Церетели обогати

  1. Асатиани Л.Н. Избранные сочинения. - Тбилиси: Сабчота Сакарт-вело, 1958, с.298-299. На груз.яз.

  2. Там же,

  3. Киачели Л.М. Сочинения. - Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1964, У", с.13. На груз.яз.

15 грузинскую литературу прекрасными рассказами"1.

С.Р.Горгадзе считает, что беллетристические произведения Акакия Церетели "являются шедевром новой грузинской литературной про-р

ЗЫ" .

По мнению проф.П.Л.Кекелидзе, А.Церетели создал множество замечательных художественных шедевров во всех областях литературы. Проф.П.Л.Кекелидзе отмечает, что "А.Церетели создал множество

несравненных шедевров во всех жанрах литературы - лирике, эпосе,

з драматургии".

Проф.С.Е.Чилая полагает, что Акакий Церетели как прозаик "представляет весьма интересное явление. Это великий мастер прозы.Очень трудно сказать, в чем сильнее А.Церетели - прозе или поэзии". "Проза А.Церетели - это совершенно независимый мир в новой литературе" .

Проф.А.Д.КеНчошвили указывает: "Прозу А.Церетели знают обычно по "Баши-Ачуки" и "Пережитому". И создается впечатление, что в художественной прозе А.Церетели не создал больше ничего значительного. Фактически же художественная проза А.Церетели, помимо "Баши-Ачуки" и "Пережитого", содержит несколько десятков значительных произведений, в которых так же, как и во всем своем творчестве Акакий Церетели предстает как проповедник общечеловеческих, передовых

  1. Натрошвили Г.Н. Литературные этюды. - Тбилиси: Госиздат, 1941, с.93. На груз.яз.

  2. Горгадзе СР. Акакий Церетели. Избранные произведения. - Тбилиси, 1926, П, с.XXXI. На груз.яз.

  3. Кекелидзе П.Л. Акакий Церетели. - Тбилиси: Саблитгами, 1953, с.5. На груз.яз.

  4. Чилая СЕ. Акакий Церетели. Юбилейный сборник. - Тбилиси: ТГУ, 1940, с.47. На груз.яз. Эта же мысль была повторена исследователем в статье, написанной много лет спустя "Акакий" (см. его книгу: Предки и друзья. - Тбилиси: Литература да хеловнеба, 1964, с.75. На груз.яз.).

гуманистических и демократических идей, довольно сильный грузинский прозаик, борющийся за новую Грузию"1.

Рассматривая произведения А.Церетели, проф.Ш.Д.Радиани высказал следующую мысль: "Признание его проза получила позднее... В прозе А.Церетели проступает поэт. Крупный мастер чуть ли не всех жанров художественного творчества А.Церетели и здесь выступает как новатор, поднявший грузинскую реалистическую прозу на высокую ступень развития (подчеркнуто нами. - О.Г.). Можно сказать, что до конца еще не определено то место, которое занимает А.Церетели в развитии грузинской литературы. Так же, как и его поэзия, проза

А.Церетели отвечала требованиям и интересам своего времени" .

Таким образом, в специальной литературе признано, что проза А.Церетели - большое и новое явление в грузинской литературе, требующее монографического изучения.

Как отмечалось, в дореволюционной научной литературе рассказов А.Церетели касались мельком и эпизодически, и поэтому мы считаем излишним останавливаться на рассмотрении этих работ. Пользуясь словами Л.Н.Асатиани, скажем только, что "заслуживает внимание то обстоятельство, что проза А.Церетели осталась почти незамеченной грузинской критикой и историками литературы прошлого столетия, ко-торые не сумели оценить ее должны образом" .

Что же было сделано в этом отношении в наше время?

Одним из первых, кто весьма серьезно подошел к этой теме и развил очень интересную точку зрения был Л.М.Киачели. В своей статье,

  1. Кенчошвили А.Д. Акакий Церетели. Юбилейный сборник. - Тбилиси: ТГУ, 1940, с.87. На груз.яз.

  2. Радиани Ш.Д. Избранные статьи. - Тбилиси: Сабчота Сакартвело, с.407-408. На груз.яз.

  3. Асатиани Л.Н. Избранные сочинений. - Тбилиси; Сабчота Сакартвело, 1958, с.295. На груз.яз.

т объемом в 12 страниц "Баши-Ачуки" Акакия Церетели"х он коснулся

только композиции произведения и некоторых вопросов мастерства писателя. Следует отметить, что мимо весьма, важных и метких наблюдений, содержащихся в этой статье, не сможет пройти ни один исследователь. Об этом отчетливо свидетельствуют работы, которые были написаны на эту тему позднее.

В статье "Проблема А.Церетели"с, написанной в 1938 году, Л.Н. Асатиани собственно беллетристике посвящает 8 страниц, однако делает весьма важные выводы по некоторым вопросам. В частности, Л.Н. Асатиани указывает, что "В беллетристических произведениях А.Це-ретели разрабатывал главным образом патриотические мотивы" . Проза А.Церетели имеет свои особые черты, сообщающие ей большое высокохудожественное значение. Она обладает достоинствами, несомненно свидетельствующими о замечательном мастерстве Акакия Церетели в области прозы".

Л.Н.Асатиани выделяет в прозе А.Церетели произведения трех типов: исторические, дидактико-воспитательные и автобиографические.

Л.Н.Асатиани считает, что самыми значительными и художественно совершенными прозаическими произведениями А.Церетели являются "Баши-Ачуки" и "Пережитое".

Наряду с этими двумя произведениями, исследователь касается "Истории грузинских денег" и "Смерти". Все четыре произведения рассмотрены весьма схематично, что, конечно, обусловлено характером статьи. При этом с самого же начала исследователь указывает: "В этой статье мы не ставили задачу полно и всесторонне оценить худо-

  1. Киачели Л.М. Сочинения, У, с.13-24.

  2. Асатиани Л.Н. Избранные сочинения, с.293-306.

  3. Там же, с.298.

жественную прозу А.Церетели. Мы хотели лишь в общих чертах осветить эту область творчества писателя".

Этому жанру в творчестве А.Церетели в 1941 году было посвящено две заслуживающие внимания работы - "Проза Акакия Церетели"

о проф.С.Е.Чилая и "Композиция художественной прозы А.Церетели"

проф.А.Д.Кенчошвили.

По мнению проф.С.Е.Чилая, "темы рассказов А.Церетели главным образом носят исторический характер" . Он объясняет, почему и для чего прибегал поэт к событиям прошлого в своем творчестве. Здесь в центре его внимания находится прежде всего "Баши-Ачуки".

Далее следует одно весьма меткое наблюдение С.Е.Чилая: "Когда говорят о прозе А.Церетели, обычно имеют в виду историческое произведение А.Церетели "Баши-Ачуки" и автобиографическую повесть "Пережитое". В то же время упускают из виду, что вне поля зрения остается целый ряд интересных прозаических произведений А.Церетели. В этих маленьких рассказах А.Церетели предстает перед нами, как интересный и талантливый мастер прозы. Здесь Акакий Церетели предстает перед читателями не менее сильным и острым, чем в "Баши-Ачуки" .

Исследователь перечисляет некоторые произведения и в общих чертах характеризует их тематику и целенаправленность, особенно выделяя при этом рассказ "Смерть", как яркое сатирическое произведение. В конце затрагиваются вопросы поэтического стиля прозы А.Церетели и развивается ряд интересных положений. Вывод же, к которому приходит автор, таков: "А.Церетели создал независимую оригинальную

  1. Чилая С.Е. Акакий Церетели. Юбилейный сборник, с.47-61.

  2. Кенчошвили А.Д. Указ.труд, с.87-103.

  3. Чилая С.Е. Акакий Церетели. Юбилейный сборник, с.48.

форму поэтического искусства, опираясь на реалистический принцип, он создал новый стиль письма. Такой, совершенно новый стиль он создал в грузинской прозе".

Проф.А.Д.Кенчошвили в своей называвшейся выше статье выявляет своеобразие композиции беллетристических произведений А.Церетели, их главные характерные черты. По его мнению, "Акакий Церетели предстает перед нами как замечательный мастер композиции в истории грузинской художественной прозы" . Исследователь подчеркивает, что композиция А.Церетели в художественной прозе в основном критически-реалистическая. Этому совершенно не противоречит то обстоятельство, что организация художественной прозы А.Церетели иногда имеет романтическую оболочку ("Сон", "Сказка", "Мечта" и т.п.), ибо в эту "иногда романтическую скорлупу всегда заключены здоровые передовые идеи и мысли, здесь всегда имеется "рациональное зерно".

И интересная статья проф.Г.К.Кикнадзе - "Вопрос поэтичности

прозаических произведений Акакия Церетели"'1 в основном касается некоторых вопросов художественного мастерства писателя, а выводы в основном делаются на основе "Баши-Ачуки". Стилевой анализ того же произведения дан в кандидатской диссертации проф.С.Г.Гачечиладзе, существующей в виде рукописи . Исторических источников "Баши-Ачуки" касается Л.М.Сулханишвили .

Вот те несколько интересных и значительных исследований, кото-

  1. Кенчошвили А.Д. Акакий Церетели. Юбилейный сборник, с.90.

  2. Кикнадзе Г.К. Вопрос поэтичности прозаических произведений А.Церетели. -Мнатоби, 1955, № I, с.144-156. На груз.яз.

  3. Гачечиладзе С.Г. "Баши-Ачуки" Акакия Церетели (попытка стилевого анализа). 1945. Рукопись. Научная библиотека ТГУ. На груз, яз.

  4. Сулханишвили Л.М. Исторические источники "Баши-Ачуки". - В кн.: Вопросы новой грузинской литературы. - Тбилиси, 1969, I, с.59-

' 87. На груз.яз.

рые специально посвящены прозе А.Церетели. Как видим, они касаются только нескольких проблем и, естественно, не дают полного представления о его многостороннем и многокрасочном беллетристическом наследии.

По нашему мнению, те исследования, которые пишут о творчестве А.Церетели, вообще мало способствуют изучению его прозы, т.к. в них очень мало места уделяется прозаическим произведениям А.Церетели. Основное внимание их авторы уделяют только "Пережитому" и "Баши-Ачуки" .

К сожалению, такой известный ученый как проф.М.З.Зандукели в своем труде, посвященном А.Церетели, уделяет прозе только четыре страницы1.

По мнению М.З.Зандукели, А.Церетели в своей беллетристике не поднимается до таких высот как в лирике. Однако автор все же признает, что рассказы А.Церетели занимают видное место в его творчестве наряду с произведениями других жанров и что писатель в этой направлении работал весьма плодотворно.

М.З.Зандукели мельком касается только "Баши-Ачуки". По его мнению, "и исторические поэмы А.Церетели, и повесть "Баши-Ачуки" не являются истинно историческими произведениями. Автор весьма произвольно использует фактический исторический материал, не соблю-

дает точно исторической правды" . Как указывает М.З.Зандукели, А.Церетели в "Баши-Ачуки" ставил целью описать прошлое привлекательными красками, заставить читателя полюбить это прошлое и вызвать у него стремление защитить его".

Мы полагаем, что обе эти точки зрения нуждаются в уточнении,

  1. Зандукели М.З. Новая грузинская литература. П, с.415-419.

  2. Там же, с.416.

21 т.к., как убедимся ниже, А.Церетели не пользовался историческими фактами "произвольно" (это можно сказать об А.Н.Пурцеладзе, Г.Д. Эристави). Он воскрешает в "Баши-Ачуки" прошлое не только потому, что хочет заставить читателя полюбить его, вызвать стремление защитить его. Ведь это романтический метод отношения к старине, характерный для романтиков, что является чуждым для А.Церетели.

Однако ученый, признающий, что "тяжелые переживания действительности ввергли поэта в пучину пессимизма", иначе и не может оценить целеустановку "Баши-Ачуки".

Известный исследователь П.Й.Ингороква признает, что "Акакий

Церетели оставил большое и значительное наследие в области художественной прозы" , однако, к сожалению, в своем большом очерке "Ака-

р кий Церетели" этому жанру автор не уделяет и трех страниц" .

По мнению П.Й.Ингороква, "Баши-Ачуки" - это романтическая поэма в прозе". Так же, как и А.С.Хананашвили, он считает, что "герои повести представлены несколько идеализированно".

После весьма общей характеристики "Баши-Ачуки" П.Й.Ингороква лишь в общих чертах перечисляет несколько прозаических произведений А.Церетели, по существу удовлетворяясь этим.

И по мнению проф.В.И.Котетишвили, "Акакий Церетели, в области поэтического творчества был крупной фигурой, однако ценность его прозаических произведений не меньше. Правда, прозаических произведений у А.Церетели не так уж много, но, опираясь на них, можно поставить вопрос: в чем писатель сильнее, в прозе или поэзии" .

Подобно другим, он в работах, посвященных А.Церетели, отвел его прозе только пять страниц, и то здесь главным образом говорит-

  1. Ингороква П.И. Собрание сочинений. - Тбилиси: Сабчота Сакартве-ло, 1963, I, с.515. На груз.яз.

  2. Там же, с.515-518.

  3. Котетишвили В.И. История грузинской литературы. - Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1959, с.39. На груз.яз.

ся о "Баши-Ачуки",

Следует отметить, что эта работа В.Й.Котетишвили приложена к ІУ тому избранных сочинений А.Церетели, изданных в 1928 году, т.е. это одно из первых исследований, посвященных А.Церетели в советский период.

Согласно В.Й.Котетишвили, "Баши-Ачуки" весьма художественное, исполненное пафоса произведение, в котором идея прекрасно слита с исторической действительностью, что нашло краткое и сильное выражение".

По словам исследователя, "здесь действует идеализированный герой (Баши-Ачуки. - О.Г.), и все же здесь нет авторского произвола. В.Й.Котетишвили считает, что в образе Бакрадзе писатель "создал исторический тип... Акакий Церетели сумел в совершенстве воспроизвести условия действительности, его произведение проникнуто таким духом прошлого, что читатель без усилия представляет себе живых людей... Именно поэтому "Баши-Ачуки" не напоминает сказку, что так характерно для романов Вальтера Скота... В мировой литературе найдется не так уж много примеров такой художественной и столько сдержанной передачи величайшего героизма". В то же время исследователь отмечает, что "Баши-Ачуки" почти реалистическое произведение, но в нем сильно чувствуется аромат романтизма".

Можно согласиться с В.Й.Котетишвили в том, что в "Баши-Ачуки" действительно чувствуется "аромат романтизма", что вполне естественно для произведения такого характера. Однако нельзя разделить его мнение, будто "среди прозаических произведений А.Церетели "Баши-Ачуки" одна-единственная историческая повесть. В других своих творениях писатель не придерживается определенной канвы, пишет свободно". Ниже мы покажем, что эта точка зрения неверна.

В.И.Котетишвили мельком касается "Чертей" и "Пережитого", од-: нако развивает весьма значительную точку зрения. В заключение же делает такой вывод: "В лице А.Церетели мы имеем не только великого поэта в специальном смысле этого слова, но и великого мастера прозы".

Удивительно, но факт, что проф.Г.Н.Абзианидзе в своей довольно большой по объему работе (72 стр.), которая так и называется "Акакий Церетели" совершенно не касается его беллетристического насле-

т дия . Исследователь касается вопросов творчества А.Церетели и в

других статьях, но и в них он не затрагивает вопроса о А.Церетели -

прозаике.

Проф.А.С.Махарадзе среди прозаических произведений А.Церетели

рассматривает только "Баши-Ачуки" (в идейно-смысловом отношении).

В его исследовании, называющемся "Акакий Церетели" (109 стр.) "Ба-

р ши-Ачуки" уделено только 9 стр. Ученый верно определяет цель

писателя в этом произведении и правильно характеризует основных

героев произведения.

"Баши-Ачуки" изучался также и проф.П.Л.Кекелидзе. "Баши-Ачуки" рассматривается им в работе, называющейся "Акакий Церетели", включенной в школьные учебники по родной литературе.

В большой монографии, посвященной проф.А.Н.Гачечиладзе жизни

и творчеству А.Церетели и вышедшей в 1966 году, прозе посвящено то-

з лько 19 стр. Несмотря на то, что исследователь развивает здесь правильную точку зрения, та часть, которая относится к прозе, имеет обзорный характер. В центре внимания, в основном, находятся "Пере-

  1. Абзианидзе Г.Н. Акакий Церетели. - Тбилиси: Сабчота Сакартвело, I960, с.47. На груз.яз.

  2. Махарадзе А.С. Очерки из истории грузинской литературы. - Тбилиси: Научно-методический кабинет, 1952, с.335-344. На груз.яз.

  3. Гачечиладзе А.Н. Акакий Церетели. - Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1966, с.184-202. На груз.яз.

житое", "Баши-Ачуки" и "Смерть".

Проф.А.Л.Чавлейшвили в своей книге "Вопросы художественного мастерства Акакия Церетели" затрагивает только несколько прозаических произведений. Его фактически интересует только мастерство пи-

сателя и ряд связанных с ним вопросов" .

В 1970 году проф.Ш.Д.Радиани издал первую книгу избранных статей, в которой довольно большое место занимает работа "Акакий Церетели" (134 стр.). По сравнению с другими исследователями, Ш.Д.Ра-диани более подробно анализирует прозу А.Церетели (27 стр.) , но и он акцент делает на "Пережитом" и "Баш-Ачуки". В данном исследовании А.Церетели рассматривается как художник-беллетрист, здесь интересно рассмотрены некоторые особенности мастерства писателя и отдельные черты его творческого метода.

Конечно, как указывает сам проф.Ш.Д.Радиани, этого совершенно недостаточно, ибо не дает полного представления "о новаторской художественной прозе А.Церетели".

Следует отметить, что вопросы беллетристики А.Церетели мало затрагиваются и в статьях, опубликованных на русском языке. Толь-ко Е.Г.Лундберг посвятил газетную статью прозе А.Церетели . В довольно крупных исследованиях Г.Г.Маргвелашвили и А.А.Кутелия,посвященных творчеству А.Церетели, его проза не рассматривается.В.В.Голь-

  1. Чавлейшвили А.Л. Художественное мастерство Акакия Церетели. -Батуми: Сабчота Ачара, 1969, с.Ш-115, 132-135, 148-158. На груз.яз.

  2. Радиани Ш.Д. Избранные статьи, с.406-433.

  3. Лундберг Е.Г. Акакий Церетели - прозаик. - "Литературная газета", 1940, 20 июня.

  4. Маргвелашвили Г.Г. Акакий Церетели. Избранные произведения, перевод с грузинского. - Тбилиси: Заря Востока, I960; его же. Акакий Церетели. - Тбилиси: Заря Востокаj Кутелия А.А. Философские и общественно-политические взгляды Акакия Церетели. - Тбилиси: Мерани, 1972.

25 цев также не касается прозаических произведений писателя .

Таково положение дел в области изучения прозы Акакия Церетели в настоящее время.

Полагаем, что все сказанное выше позволяет сделать следующий вывод: А.Церетели - великий беллетрист, однако эта сторона его творчества мало изучена. Художественные произведения А.Церетели, в которых реалистически звучат социально-национальные и дидакти-ко-воспитательные мотивы, в которых показана неодолимая сила любви и гуманизма и в которых проповедуются высоконравственные идеалы, произведения, проникнутые гражданским пафосом и пламенным патриотизмом, нуждаются в научном анализе, монографическом изучении. Это будет способствовать успешному завершению того дела, которым занята ныне грузинская советская филология, стремящаяся в совершенстве изучить литературное наследие величайшего грузинского писателя и общественного деятеля - А.Церетели.

Мы попытались внести свою лепту в решение этой весьма ответственной задачи.

Настоящая работа является первой попыткой монографического исследования прозаического наследия А.Церетели. В связи с этим в ней рассматривается и изучается множество вопросов, которые либо вообще не изучались специалистами, либо изучались недостаточно. Например, здесь впервые рассмотрено и проанализировано более тридцати рассказов, благодаря чему расширилось наше представление о национальном и социальном кредо А.Церетели; кроме того, пролит свет на ряд спорных моментов, а также выдвинут и решен ряд новых вопросов. Интересными с разных точек зрения оказались прозаические

I Гольцев В.В. Акакий Церетели и его творчество. - В кн.: Литературно-исторические статьи. - Тбилиси: Заря Востока, 1957, с.37-59.

произведения, посвященные женщине, любви и семье, которых доныне почти никто не касался. То же можно сказать о замечательных произведениях для детей. Около пятнадцати произведений, относившихся прежде к публицистическим, вошли в цикл рассказов. Видовая классификация прозаических произведений показала, что с точки зрения жанрового многообразия никто из шестидесятников не может сравниться с А.Церетели. Впервые были установлены источники шести исторических рассказов А.Церетели ("Коринфец", "Эристав Рачи Ростом", "Отряд святого Георгия", "Отиа Месхи", "Датуна Гоциридзе", "История грузинских денег"), а также указаны особенности их использования. Работа же над историческими материалами "Баши-Ачуки" позволила поставить под сомнение ряд соображений, высказанных в научной литературе по данному вопросу, и выдвинуть новую точку зрения.

В центре внимания оказались некоторые сатирические произведения, не исследовавшиеся доныне и позволившие прийти к ряду интересных выводов. На вопрос, поднятый в научной литературе: в чем более силен А.Церетели - в поэзии или прозе? - дан следующий ответ: как художник и мастер слова А.Церетели одинаково силен и в поэзии и в прозе.

Научный анализ беллетристических сочинений А.Церетели показал твердость и неизменность идейных и гражданско-патриотических позиций писателя.

Не вызывает сомнений, что проза А.Церетели действительно "является независимым миром в новой грузинской литературе" (проф.С.Чи-лаиа), что Акакий Церетели вместе с И.Чавчавадзе - один из основоположников новой грузинской прозы.

В диссертации имеется и ряд других новых положений.

Насколько нам удалось справиться с поставленными задачами и отвечает ли труд современным требованиям, скажет нелицеприятная критика.

Трагические переживания, связанные с положением грузинского народа, и стремление преодолеть их

Акакий Церетели, воспитанный на идеях русских революционных демократов 60-х годов XIX века, горячо любящий свой народ, весь талант, всю силу поэтического видения посвятил борьбе за его счастье. Он стал соратником И.Чавчавадзе, начертавшим на боевом знамени молодого поколения следующие слова:

"Что проку над былой грустить бедою.

Пора идти нам за иной звездою.

Пора глядеть нам в будущие годы,

Ковать судьбу грузинского народа". Эти слова перекликались со словами Лелт Гуниа: "Мы сами себе принадлежали". Таким образом вождь "тергдалеульцев" ставил в повестку дня необходимость активной борьбы на двух фронтах (национальном и социальном) .

I По справедливому замечанию Г.Г.Маргвелашвили, "Грузинские шестидесятники прекрасно понимали, что национально-освободительная борьба и борьба за демократию были двумя сторонами одной и той же медали" (см. Маргвелашвили Г.Г. Акакий Церетели. Избранные произведения, перевод с грузинского, с.ХХУП). Акакий Церетели воспринял эту великую программу, впитал ее и стал бороться за ее осуществление.

Поэтому не случайно, что А.Церетели с самого же начала живо откликается на каждое произведение И.Чавчавадзе, проявляет к ним большой интерес. Правда, иногда в отношении того или иного явления он придерживается другого мнения, но в целом у них одинаковые национально-социальные цели и устремления.

В этом отношении особого внимания заслуживает написанное Акакием Церетели в I860 году стихотворение "Напрасные поиски", которое, как это указывается в специальной литературе, является определенным откликом на "Призрак" Ильи Чавчавадзе" .

В этом стихотворении хорошо видно бессилие больного, лишенного свободы национального духа.

В этом стихотворении Акакий Церетели как бы говорит своему соратнику Илье Чавчавадзе, что его надежды напрасны: "Ниоткуда ни голоса, ни крика", их родина зажата в тиски и пока не в силах разомкнуть их.

Полагаем, что таким же откликом на "Записки путешественника" И.Чавчавадзе является замечательный рассказ А.Церетели "Беседа р двух , который так же, как и многие другие прозаические произведения А.Церетели, почему-то оказался обойден вниманием критиков и литературоведов.

По нашему мнению, этот рассказ имеет особенно большое значение для понимания национально-социальных воззрений писателя, такое же большое, как и "Записки путешественника" в творчестве Й.Чавчавадзе.

Если й.Чавчавадзе беседует о прошлом и настоящем своей родины с мохевцем, то А.Церетели на ту же тему говорит с крестьянином Нико, Илья нанял Лелт Гуния, а Акакий - имеретинского крестьянина Нико, Сарказмом и иронией исполнены "Записки путешественника" и так же жалит врага рассказ А.Церетели. Стремление к действию, борьбе одинаково сильно ощущается в обоих произведениях, й в одном и в другом произведении почти с одинаковой силой говорится о национальных и социальных нуждах.

Если созерцание неприступного Казбека и бушующего Терека вызвало у й.Чавчавадзе мысли о тяжелой судьбе своей родины, то А.Церетели погрузился в раздумья о бедах народа в мягкой, убаюкивающей тиши ночи.

В ночной тиши задумался и крестьянин Нико. Когда писатель заинтересовался тем, о чем думает крестьянин, то узнал много интересного. По словам Нико, для лиц привилегированного сословия характерно стремление "занять хорошее положение, стать богатым, они думают о деньгах, чинах и темляке". Крестьянин горько замечает: "А кроме этого, о чем же им еще думать, этим людям, кормящимся из чужих рук, ждущих чужих милостей". "Эти слова, как отравленная стрела, ранили мее сердце", - пишет А.Церетели.

Затем крестьянин говорит писателю о нужде своей семьи, рассказывает, о чем он мечтал лежа рядом с ним. Он обращает внимание своего спутника на очень интересные моменты и дает ему почувствовать, какая большая разница между княжеской и крестьянской обета ЗІ

новкой в семье. Обращаясь к писателю, он говорит: "Вы, быть может, и не поверите, у нашего бедного народа есть свои чувства и своя честь" .

Так же как и И.Чавчавадзе, Акакий Церетели верит в чистую совесть крестьянина, в его высокие нравственные достоинства, он считает народ верной, надежной силой. Именно поэтому он заставляет высказаться представителя крестьян - Нико и затем говорит о его взглядах в той части произведения, где раскрывает горе и радости страны.

Акакий Церетели осторожно, но в то же время вполне отчетливо заставляет высказаться своего крестьянина о большом увлечении грузин, находящихся на службе у царя, всем русским - языком, одеждой и т.д. Они видят во всем этом что-то большое и почетное, гордятся всем этим, В действительности же, по мнению Нико, здесь нет ничего, кроме обмана зрения. Что же здесь может быть еще? Взрослые поступают как глупые, несмышленные дети, которых влечет к себе и радует русская шапка из-за своего красного околыша, и они отказываются от грузинской папахи.

Нико недоволен и тем, что он теперь даже спать не может спокойно, причина же этого, по его словам, кроется во многом. Прежде всего, люди стали мешать друг другу, брат стал врагом для брата, стало много воров и мошенников.

Слова крестьянина заставили поэта задуматься, опечалиться. Тот заметил это и сказал: "Извини меня, дорогой, я, видно, наскучил тебе моим глупым разговором. Вы привыкли беседовать по-русски, я же говорю по-грузински... Если бы я знал русский, было бы очень хорошо, я тогда бы все это рассказал тебе по-русски,, Но где уж?".

Помимо того, что, беседуя с крестьянином, Акакий Церетели подчеркивает большую национальную опасность, он в то же время рассказывает, как издеваются казаки-русские над грузинским народом, каков их "гнев".

Опечаленный настоящим поэт начинает говорить с крестьянином о прошлом. Но разговор ведется так, что некоторые моменты указывают на сегодняшние беды, Акакий Церетели дает своему спутнику почувствовать, что и ныне Грузии плохо: народ развращается, характер его меняется, обычаи топчутся, родной язык мельчает и многие от него отворачиваются. Противопоставляя прошлое настоящему, писатель отчетливо показывает то, благодаря чему Грузии в древности удавалось выходить из тяжелых положений, как грузины одолевали врагов, сохраняя свою независимость и в каком положении оказались они теперь, что необходимо сделать для того, чтобы избавиться от колониального гнета. Акакий Церетели убеждает Нико в том, что герои, погибшие в борьбе за свободу своей родины, не умирают, их дела живут вечно. Там, где покоятся их останки, цветут розы "и соловьи на этих розах поют по душам".

От слов поэта лицо Нико светлеет, он воодушевляется, но все же высказывает сожаление, что у крестьян нет такого ума, чтобы вникнуть во все это, понять все нужды и действовать в соответствии с этим. В заключение он говорит: "Бедные мы!.. Но в чем наша вина! Мы, как и наши предки в прежние времена смотрим на больших людей, и плохому, и хорошему учимся у них". Акакий Церетели, передавая сожаления Нико, прекрасно показывает, что народ надо разбудить, поднять, дабы он разобрался в жизни, понял намерения врагов и сделал бы смелый верный шаг.

Видно, что собеседник поэта не надеется на сильных мира сего, и это заставляет его горько задуматься, Он вновь возвращается мыслями к предкам: "Воистину и вино нам не впрок, если не помянем их", - со вздохом сказал он и опустил голову. Перед его взором возникает соловей, поющий о славных делах предков, и отвратительный коршун со своим ужасным криком, который "слышать врагу". Затем он начинает говорить о мучающих народ бесах.

Женщина - опора семьи, патриотка

Тот, кто хорошо ознакомится с литературным наследием А.Церетели, не может не заметить то особое внимание, которое поэт уделял личности женщины вообще и, в частности, прошлому, настоящему и будущему грузинки. Великий поэт постоянно глубоко анализирует ту роль, которую сыграла грузинская мать в борьбе за свободу и независимость нашей родины, в благороднейшем деле воспитания сыновей героями и патриотами. А.Церетели почти всегда именно с такой точки зрения оценивал заслуги матерей перед родиной, считая, что славные грузинки сыграли огромную роль в прогрессе нации и общества.

Если принять во внимание все сложности эпохи, в которую жили и творили "тергдалеули", то станет вполне понятно, почему в центре внимания А.Церетели всегда находится деятельность женщин древности, черты их характера. Параллельно автор анализирует причины перерождения и измельчания характера современных грузинок.

Хотя представители нового поколения, подобно русским шестидесятникам, вообще много внимания уделяли женскому вопросу, но все же в этом отношении особенно выделялись Илья Чавчавадзе и Акакий Церетели. Эти два славных деятеля всегда высоко ставили грузинку-мать. Они создали немало художественных произведений, в которых нашла отражение эта проблема. Это бесспорная истина, однако следует подчеркнуть, что А.Церетели в этом отношении занимает особое место. Возможно, не все приемлемо во взглядах поэта на женщину, но этот вопрос в произведениях поэта занимает очень большое место. Он много сил прилагал к тому, чтобы внести свою долю в дело духовного преображения женщины XIX века, дабы поставить ее на службу народу. Множество публицистических и художественных произведений А.Церетели связаны именно с этой проблемой. Эта сторона творчества писателя в научной литературе не нашла должного отражения и оценки.

По мнению А.Церетели, женщина является "венцом нашей жизни". Однако, ныне она, несмотря на всю свою красоту, у человека мыслящего не может вызвать любви и восторга, ибо время изменило все и нет уже тех женщин, "которые или впереди, развевая головными покры т

валами, как знаменами. Лицо нынешней женщины отражает мелкие чувства, из ее глаз смотрит "недалекий ум". Кого эти женщины могут возвысить, кого облагородить, чье сердце могут они заставить забыться быстрей. Кто может пожелать не то, чтобы умереть, жить для таких женщин. "Их красота пуста! Они ничто", - так пишет А.Церетели.

Писатель считает, что грузинка богато одарена от природы: она красива физически, талантлива, способна тонко чувствовать, в ней много прелести и очарования, но А.Церетели не поклоняется таким женщинам, ибо им недостает того, что является самым ценным в этой жизни, а именно - любви к родине.

А.Церетели неустанно боровшийся за преображение существующей жизни, за распространение среди молодежи идей национально-освободительного движения, везде и всюду проповедовал мысль, что в осуществлении этих великих идей одно из первых мест должна сыграть семья, "грузинка-мать". Поэтому одной из первейших обязанностей женщины писатель считал ее верность семейному очагу. Женщина, по его мнению, должна быть создательницей крепкой семьи, основанной на чистой любви. Писатель считал, что все чувства, которыми женщина так богато одарена, она должна отдать своему мужу и разделить с ним все тяготы жизни. А.Церетели считал, что женщина должна быть не просто женой, в горе и радости она должна быть другом своего мужа. Мужчине, строящему свой очаг, нужна верная помощница, ибо здесь есть многое, что более доступно женщине, с чем она может справиться лучше мужчины. Быть помощником мужу, его опорой в жизни, по мысли писателя, есть "высочайшая обязанность жены".

Писателя весьма заботит то, что таких супружеских отношений вокруг себя он не видит, что нынешняя грузинская семья отнюдь не является сильной, здоровой и крепкой. Жены стараются теперь как можно больше выудить денег, получше поесть, одеться, развлечься. Несчастные же мужья взамен получают ласковое слово, поцелуй. Вот и все. Этих легкомысленных женщин совершенно не заботит, что семьи их постепенно нищают, что долги все растут. Увлечение балами, сплетнями, модами, праздная жизнь, незнание домашних дел, умственное и нравственное измельчание - все эти явления, столь характерные для аристократических кругов общества, всегда являлись предметом резкой критики со стороны А.Церетели. Изобличая таких женщин, писатель доказывал, что красоту человеку придают не кремы, наряды, завитые волосы и бездеятельная жизнь, а что красота заключается в служении своей семье и родине, в высоконравственном поведении. По глубокому убеждению А.Церетели, только духовно чистая, трудолюбивая, нравственная женщина может создать настоящую семью, заслужить любовь общества. Для такой женщины родина, является святыней, а сама она никогда не поступится своей честью и достоинством.

По нашему мнению, идеальный тип такой женщины А.Церетели нарисовал в образе своей матери, прекрасно справлявшейся со своими семейными и хозяйственными обязанностями. Писатель так характеризует ее: "Любознательная и трудолюбивая, она прекрасно усвоила все, что полагалось в ту пору знать грузинской женщине, была очень начитана, толково вела хозяйство, была превосходной рукодельницей и воспитательницей. Встав на заре с петухами, она не присаживалась до поздней ночи, никогда и никто не видел ее праздной. "Лень да праздность - мать всех пороков, - говорила она обычно, - а доброе дело - все равно, что молитва" . Она строго следила за всеми, не позволяя бездельничать, учила, слуг ремеслам и грамоте. Несмотря на то, что не всем это нравилось, она не меняла своего поведения, держалась гордо и замкнуто, была строга с лодырями. Именно поэтому " у нее создалась слава суровой и неприступной женщины". В доме ее все боялись и в то же время относились к ней с глубоким уважением. Многие считали, что она человек суровый, не умеющий снисходить к человеческим слабостям, не умеющий любить. Но вглядевшись в нее как следует, можно было понять, что "она обладала нежным, любящим сердцем". "Она сознательно, всю жизнь - притом с самыми благими намерениями - носила маску строгости и неприступности". Если в доме заболевал самый ничтожный из его обитателей, "она неизменно сама ухаживала за больным, ни днем, ни ночью не зная покоя, и была внимательна и тепла к нему, как к родному сыну. Помощь нуждающимся она возвела в закон. Ее мысли были вечно с другими и о других, словно она отреклась от личной жизни. И всегда она была печальна". принципиальная, горячо любящая свою семью, детей, заботящаяся о их будущем, то его отец не смог бы так вести хозяйство и промотал бы состояние. Неправильное воспитание наложило на Ростома Церетели свой отпечаток. Он "был домоседом, но и дома ничего не делал", утверждая, что "человек создан для мира и покоя". "Не беспокоя себя, он и других не принуждал к труду. Любил поспать и не огорчался, когда замечал, что дворовые по целым дням лежат на боку. Он любил хорошо покушать".

Как видим, Ростому Церетели были свойственны некоторые черты Луарсаба Таткаридзе, хотя, конечно, между ними существует ощутимая разница. Ростома полностью нельзя приравнять к Луарсабу Таткаридзе так же, как Екатерину Церетели нельзя считать вполне тождественной вдове Отарашвили.

Без сомнения, первейшей обязанностью человека вообще и женщины, в частности, А.Церетели считал труд, знание жизненных правил и порядков, особую заботу о будущем поколении. На этот последний момент поэт обращает особое внимание. Именно поэтому, говоря о создании семьи, он всегда затрагивает проблему материнства. В чем заключается материнство? Какова первейшая обязанность матери?

А.Церетели считает, что никто так не близок ребенку, как мать. В рассказе "Чонгурист Гогиа" он на живых примерах доказывает эту истину. Писатель несколько раз подчеркивает в этом произведении роль матери и ее любовь к своему первенцу. Мать, в муках родившая и воспитавшая своего сына, связана с ним какими-то незримыми нитями. Она предана сыну, готова пожертвовать собой для него. Свою любовь к нему она унесет в могилу. Та же самая мысль развивается и в рассказе "В больнице".

Писатель считает, что любовь матери к своим детям ни с чем несравнима. Это самое нежное, светлое, чистое чувство. Материнство - величайшее счастье, несмотря на то, что оно зачастую сопряжено с множеством опасностей. В то же время - это величайший и тяжелейший долг. Достойны поклонения те женщины, которые достойно выполняют этот долг перед семьей и родиной.

Касаясь этих вопросов, писатель всюду отмечает, что главнейшей задачей родителей и, в первую очередь матери, является полноценное воспитание детей. По мнению писателя, на родителях лежит особенно большая ответственность за то, как сложится будущее их детей. Главное, сформировать из ребенка человека. Эта. великая миссия возложена прежде всего на мать. "Кто не знает, - пишет А.Церетели, -что обязанность воспитания детей вояложена, в первую очередь, на мать? Она закладывает фундамент образования своего ребенка! Мать, которая в течение девяти месяцев носит дитя, кормит дитя грудью, растит его и заботится о нем, выполняет только обязанности, возложенные на нее природой. Таких материнских достоинств не лишены и

животные. Достойная мать воспитывает свое дитя, растит его и ду «I ховно"

А.Церетели о литературе для детей и юношества

Как бы талантлив ни был человек, одного его желания и стремления недостаточно для того, чтобы стать любимым детским писателем. Для того, чтобы обрести этот почетный титул, необходимо глубоко знать детскую душу и иметь определенное педагогическое образование. Многообразное творческое наследие А.Церетели является отчетливым подтверждением того, что он обладал не только большим талантом и художественной интуицией, но был разносторонне образованным человеком. К тому же писатель горячо любил нашу молодежь, он видел в ней основную силу в борьбе за счастливое будущее Грузии. В связи со всем этим подрастающее поколение всегда было в центре внимания А.Церетели, он старался дать ему пищу для души и ума, заботился о том, чтобы молодежь правильно воспитывалась. В этом отношении заслуги А.Церетели так же, как заслуги И.Чавчавадзе и Я.Гогебашвили, весьма велики.

Наша цель - рассмотреть те мотивы и выделить те идеи, которыми проникнуты детские произведения А.Церетели. В таком разрезе творчество А.Церетели почти не изучено.

Но прежде, чем перейти к непосредственному рассмотрению вопроса, необходимо указать на огромную любовь А.Церетели к детями подчеркнуть, что его произведения для детей сыграли очень большую роль в деле воспитания подрастающего поколения.

Неразрывными нитями был связан А.Церетели с грузинским народом; сознательную часть его он вовлек в борьбу за счастливое будущее Грузии. Поэт верно служил своему отечеству. В течение всей своей жизни он не терял веры и надежды в лучшее будущее ныне порабощенной и угнетаемой Грузии. В то же время он хорошо понимал, что он и его современники не будут ведущей и руководящей силой на окончательных этапах этой борьбы, не увидят освобождения своей родины. Главные надежды поэт возлагал здесь на подрастающее поколение. "Тот путь, который мы избрали, - писал А.Церетели, - выйдя на арену общественной жизни в шестидесятых годах, был тернист и труден! Идти этим путем было нелегко, опасно, и мы чувствовали, что полностью расчистить его в течение нашей жизни мы не успеем! Но мы надеялись на будущее поколение"1.

На юбилее в 1908 г., когда юные читатели журнала "Накадули", одетые в национальную одежду, поздравили писателя с праздником, он ответил им так;

"Мои маленькие друзья! Вы видите, что зашевелилось в народе национальное чувство, и народ хочет, чтобы у него были настоящие герои и настоящие деятели, а не подобные мне - кажущиеся. Этих героев должно дать ваше поколение, а это возможно только в том случае, если вы всегда будете стоять на национальной почве; тот, кто отказывается от своей родины, тот не пригоден и для других, он будет негодным и у себя, и на чужбине. Любите вашу Грузию, но не шовинистически, не так, чтобы отнимая у других, добиться чего-либо для себя. Нет, в основе вашего чувства должны лежать свобода, ра I Церетели А. Полное собрание сочинений, т.ХІУ, с.521.венство и братство. Передайте все это вашим маленьким товарищам" .

О будущих героях народа, его надежде и силе - подрастающем поколении все мысли и мечты поэта. Для него он старался, за него бился всю свою жизнь, готовил благодатную почву. Высоко ставя роль молодежи, писатель всегда старался быть ее наставником.

Однажды поэт заметил: "Я в своих мыслях и чувствах всюду, где учатся дети нашей отчизны, и мне кажется, что и они должны видеть меня. Да, я часто с ними в мечтах беседую" 1.

Правда, по профессии А.Церетели не был педагогом, но он был в курсе достижений человечества в области воспитания и образования, он всегда находился в центре педагогической деятельности своей страны. Можно сказать, что не осталось ни одного узлового вопроса, который бы А.Церетели не затронул в своей системе воспитания и образования и по которому бы он не высказался. Совершенно верно указал проф.У.Оболадзе, что "ни один грузинский писатель поколения А.Церетели (исключая только Я.Гогебашвили, работавшего непосредственно на ниве просвещения) не написал столько по вопросам образования и просвещения, сколько А.Церетели" .

"Образование и просвещение молодежи, ее моральное воспитание,-пишет проф.Г.Тавзишвили, - А.Церетели вполне справедливо рассматривал как величайшую общественную функцию. Так же, как великие классики педагогической науки - Коменский, Руссо, Песталоци, Ушин-ский, так же, как выдающиеся представители грузинской педагогической мысли - И.Чавчавадзе, Я.Гогебашвили - А.Церетели считает, что будущее любого общества зависит от рационального воспитания молодежи"1.

Именно поэтому писатель уделял особое внимание духовному развитию детей и требовал ото всех понимания психического мира вос-питуемых, глубокого знания их природы.

Особенно большое значение в понимании души ребенка, установления с ним теплых и деловых отношений А.Церетели придавал родителям и воспитателям, ибо он хорошо понимал, что в той сложной социально-политической обстановке, в условиях уродливой системы образования иначе невозможно воспитать настоящего человека, полноценную личность.

Понятно также, что в выполнении этой почетной миссии А.Церетели большую роль отводил художественной литературе.

Он считал, что "писатель - наставник всего народа". Его произведения всегда должны иметь педагогическое значение, а не представлять собой увлекательных, бесплодных развлечений для ума и сердца" . Отсюда само собой становится понятно, как представляет писатель свои взаимоотношений с детьми и какую большую ответственность возлагает на мастеров слова. Любое бездарно написанное и глупое произведение страшно сердило и раздражало А.Церетели. За ошибки, допущенные по отношению к детям, А.Церетели резко критиковал как семью и школу, так и писателей. В статье "Немного о юношестве" А.Церетели, говоря о глупости, невежестве, интеллектуальной отсталости некоторой части молодежи, видит причину этого в выродившихся семьях и школе, а также в литературе.