Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Британский социальный роман в эпоху постмодернизма Новикова, Вера Григорьевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Новикова, Вера Григорьевна. Британский социальный роман в эпоху постмодернизма : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.03 / Новикова Вера Григорьевна; Место защиты. Нижегородский государственный университет].- Нижний Новгород, 2013.- 439 с.: ил. РГБ ОД, 71 14-10/59

Введение к работе

В диссертации исследуются в теоретическом и историко-литературном плане жанровое содержание социального романа Великобритании на рубеже ХХ-ХХ1 веков в контексте новых форм романного мышления; проблемы репрезентации социальной реальности и интерпретации истории в постмодернистском произведении; утопические модели в условиях онтологического регресса и кризиса национальной идентичности.

Исторические границы жанра социального романа традиционно определяются периодом Нового времени. Применительно к английской литературе термин «социальный роман» впервые появляется в работе французского ученого Л. Казамиана «Социальный роман в Англии» (1903) для «определения группы произведений, написанных на урбанистические и индустриальные темы и опубликованных в период между 1830-1850 гг» . Это словосочетание удачно вобрало в себя значения принятых в самой Англии терминов «индустриальный роман» («industrial novel»), «роман проблемы» («problem's novel»), роман «положения Англии» («Condition of England novel»), относящихся к литературе, связанной с Промышленной революцией, индустриализацией и порожденными ими социальными проблемами. В английской литературе XX веке история социального романа продолжается, включая и «социалистическую классику» 30-х годов, и произведения «рабочей («working class») темы» 60-х годов.

В широком смысле слова термин «социальный роман» относится ко всем произведениям реалистической литературы. Роман как продукт идеологии Нового времени по определению социален, так как в нем, согласно классической трактовке, частные поступки предстают как художественное освоение целостной сущности породившего этих героев общественного мира, смыслом романа становится художественное освоение общественной жизни сквозь призму индивидуальной судьбы «частного» человека. В этом плане добавление определения «социальный» к термину «роман» выглядит в достаточной мере тавтологично. Можно согласиться с давним категорическим утверждением П.А. Николаева о том, что «все романы новейшей литературы социальны» . Современное толкование термина несколько сужает рамки: «социальный роман повествует о влиянии социальных учреждений и экономических и социально-бытовых условий на характеры и события» .

Степень научной разработки проблемы. Хронологические границы эпохи постмодернизма определяются тремя последними десятилетиями XX века. Ф. Джеймисон называет постмодерн «периодизирующим концептом, чья функция - сополагать появление в нашей культуре новых формальных

1 Louis Cazamian, The Social Novel in England, 1830-50: Dickens, Disraeli, Mrs. Gaskell, Kingsley, trans. Martin
Fido.1903.

2 Николаев П.А. Социальный роман//Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.
М. Кожевникова, П. А. Николаева. — М.: Советская энциклопедия, 1987.

3 A Guide to the Study of Literature: A Companion Text for Core Studies 6, Landmarks of Literature,
English Department, Brooklyn College. - 2009.

особенностей с появлением нового типа социальной жизни и нового экономического порядка, того, что часто называют по-разному: модернизацией, постиндустриальным, или потребительским, обществом, обществом масс-медий или спектакля, транснациональным капитализмом» . Начало этого периода как «позднего капитализма», по Джеймисону, относится к концу 40-х в США, концу 50-х во Франции, переходными стали шестидесятые годы. Характерные для этого времени представления о принципиальной неупорядоченности мира и соответствующие философские концепции мира как хаоса, распад философской системности, отражающийся в механизмах деконструкций, утрата веры в великие ценности прошлого в значительной степени разрушают идеи социального детерминизма и историзма. Обширный теоретический материал западноевровропейских и американских исследований в этой области обобщен в трудах И. Ильина, Н. Маньковской, И. Скоропановой . Общая тенденция литературного процесса связана «с игровым освоением хаоса, превращением его в среду обитания человека культуры, обустройством творческой личности в определенной культурной нише» . Знаменитая таблица различий модернизма и постмодернизма И. Хассана , цитируемая и толкуемая сотни раз, включает в себя абсолютное большинство векторов работ, посвященной современному роману. В этом самом общем толковании тенденций литературы постмодернистского периода как будто нет места социальному роману. В то же время вне социальной проблематики оказывается невозможным изучение современного литературного процесса в Великобритании. Проблемы, имеющие значительное социальное звучание и особенно актуальные на последнем рубеже веков, оказываются в центре отечественных исследований в начале XXI века: в монографиях СП. Толкачева «Мультикультурный контекст современного английского романа» (2003), О.Г. Сидоровой «Британский постколониальный роман последней трети XX века в контексте литературы Великобритании» (2005), Л.Ф. Хабибуллиной «Национальный миф в английской литературе второй половины XX века» (2010),

О.А. Джумайло «Английский исповедально-философский роман» (2011) .

4 Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос, 2000, № 4. - С . 64.

5 Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М.:Интрада, 1996.- 255 с.
Маньковская Н.Б. "Париж со змеями" (Введение в эстетику постмодернизма). - М, 1994. - 220 с.
Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. — СПб.: Алетейя, 2000г. — 347 с. Маньковская Н.Б. Лексикон
нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. / Под ред. В.В.Бычкова.— М.: Российская
политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. — 607 с. Скоропанова И. Русская постмодернистская
литература: Учеб. пособие. - 3-е изд., изд., и доп. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 608 с.

6 Маньковская Н.Б. Хронотипологические этапы развития неклассического эстетического сознания //
Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 1. М.: ИФ РАН, 2005. - С.68.

7 Hassan, I. The Question of Postmodernism II Romantism. Modernism, Postmodernism. - Buknell Univ. Press,
1980. - P. 123

Толкачев СП. Мультикультурный контекст современного английского романа. - дисс. ... доктора филол. наук : 10.01.03. - Москва, 2003 - 381 с; Сидорова О.Г. Британский постколониальный роман последней трети XX века. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета. - 2005.- 261 с; Хабибуллина Л.Ф. Национальный миф в русской и английской литературе / Т.Н. Бреева, Л.Ф. Хабибуллина. - Казань: Изд-во ТГГПУ, 2009. - 612 с. ; Джумайло О.А.Английский исповедально-философский роман 1980-2000. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2011. - 320 с.

В англоязычном литературоведении при явном интересе к викторианскому индустриальному роману редким примером обращения непосредственно к названной проблеме на современном материале является монография К. Хатчинсона «Рейганизм, тэтчеризм и социальный роман» (2008), где автор определяет социальный роман как произведение, «более или менее явно обращенное к современным социальным и политическим проблемам» . В той или иной степени проблемы современного социального романа рассматриваются в трудах М. Брэдбери, Д. Уотсона, С. Коннора, А. Газьорека, Д. Тейлора, А. Синфилда, Ф. Тью , как в плане соответствия реалистической традиции и отражения в романе социальных перемен, так и в ракурсе «культурных исследований».

Однако ограничение исследования жанра романа рамками социальной проблематики представляется недостаточным. Мысль о том, что «жанр в литературе Нового и Новейшего времени испытывает принципиальные трансформации под влиянием художественных методов» (Н.П. Михальская) представляется продуктивной и при изучении постмодернистского романа. Метод как философская категория обнаруживает свою принципиальную зависимость от способов восприятия и практики познания, свойственных конкретным историческим эпохам. О присущем эпохе внутреннем единстве, проявлении в единичных явлениях объективного духа времени говорил Г. Гегель, о жизнепонимании художника, отраженном в его произведении и создающем вторичную связь между произведением искусства и мировоззрением, В. Дильтей. Выражение мировоззрения присутствует в произведении искусства, определяет его внутреннюю форму. В отечественном литературоведении эта идея развивалась и в концепции творческого метода, и в трудах, связанных с исторической поэтикой. В конце 60-70-х тартуская школа предлагает свой подход. Ю.М. Лотман и Б.А. Успенский разграничивают два типа культур: одни ориентированы главным образом на план выражения (средневековье, классицизм, барокко), другие - на план содержания (Просвещение, реализм). В 70-80-е Д.С. Лихачев предлагает свое понимание стиля эпохи в его историко-теоретическом значении . Особенно актуализируются исследования типа мышления в конце 80-х- 90-х гг., что, на наш взгляд, свидетельствует о потребности осмысления его изменений, произошедших в ближайшие к этому времени предшествующие десятилетия. Авторы «Исторической поэтики» заявляют, что «авторское мировидение диктует особое эстетическое отношение к действительности, способ ее постижения и отражения, диктует саму "художественную доминанту", организующую

9 Hutchinson С. Reaganism, Thatcherism and the Social Novel. - Palgrave Macmillan, 2008.- 224 p.

10 Bradbury, M. The modern British novel [Study of British fiction, 1876-present]. - London: Seeker & Warburg,
1993, 2001; Connor S. The English Novel in History 1950-1995. - London and New York: Routledge, 1996.;
Gasiorek A. Post-war British fiction. Realism and after. - L.: 1995; Sinfield A. Literature, Politics and Culture in
Postwar Britain.- London and Atlantic Highlands, NJ: Athlone Press, 1997; Tew. Ph. The Contemporary British
Novel. - London: Continuum, 2000.

11 Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII веков: Эпохи и стили. - Л.: Наука, 1973. -254 с;
Лихачев Д. С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. - Л.: Наука, 1982 - 341 с.

"поэтику произведения в целом"» . Создатели обширного коллективного труда «Художественные модели мира» природу художественного феномена «синтеза искусств», «характерного для всех регионов и эпох развития человеческой культуры» ищут в «философско-мировоззренческих категориях, отражающих наиболее существенные черты своего времени и национальной культуры и выражающих специфическое понимание системы мироздания» .

Подобный подход к социальному роману особенно важен в плане сопоставления мышления Нового времени (модерна), так эта жанровая форма - продукт идеологии индустриальной эпохи и постмодерна, где эта форма претерпевает столь же существенные изменения, что и остальные явления искусства.

Актуальность работы определяется необходимостью системного научного изучения социального содержания произведений, созданных в постмодернистскую эпоху. В общетеоретическом плане проблема исследования взаимодействия историко-культурного и художественного сознаний является одной из наиболее значимых в современном отечественном и зарубежном литературоведении. Актуальность исследования связана с необходимостью изучения особенностей литературного процесса в Великобритании, для которого на рубеже XX-XXI веков характерно традиционное тяготение к художественному изображению социальных проблем. Актуально исследование своеобразия английской литературной критики, выражающегося в ее социологизированности и стремлении объяснить социальными факторами многообразие как традиционных, так и экспериментальных романных форм, саму жанровую специфику, ее соответствующее идеологическое наполнение. Исследование «памяти» одного из самых значимых жанров эпохи модерна в постмодернистский период позволяет еще раз обратиться к дискуссии по поводу характеристики современного общества, определяемого или как последний этап «проекта модерна», или принципиально иной в своих характеристиках.

Новизна работы связана с ее предметом и методологией, так как это первое в отечественном литературоведении системное научное освещение современного британского романа рубежа эпох с целью выявления тех особенностей художественного осмысления взаимоотношений человека и общества, которые определяются спецификой как постиндустриальной цивилизации, так и порожденного ею постмодернистского мироощущения. В работе впервые выявлены основные закономерности развития социального романа в английской литературе XIX - XX века в контексте традиции XVIII века; предлагается периодизация английской литературной критики в послевоенный период; разработана жанровая классификация романа-биографии; в научный оборот вводится новый теоретический и литературно-

12 Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания: М.: Наследие, 1994. -
С.28.

13 Толстой В.П. Заключение // Художественные модели мироздания: М, Наука, 1999. - С.327-333.

критический материал, малоизвестные или не переведенные на русский язык произведения; британский социальный роман включен в социологический, этико-философский и естественно-научный контекст.

Объектом исследования являются романы Д. Барнса, М. Брэдбери, М. Эмиса, Г. Свифта, И. Бэнкса, П. Акройда, Б. Элтона, У. Бойда, П. Баркер, Т. Лотта, Д. Кинга, Н. Хорнби, Д. Бойна, М. Муркока. К. Фаулера. Стремление к возможно более полному изучению влияния постмодернистского мышления на социальный роман потребовало обращения не только к произведениям признанных авторов, но и к менее заметным, представляющим скорее массовую литературу.

Предметом исследования является жанровое содержание романов, созданных британскими авторами в постмодернистский период, специфика форм отражения социальной реальности, художественное воплощение современных идеологических систем.

Целью исследования является трансформация жанрового содержания традиционного социального романа под влиянием радикальных изменений самого типа мышления. Исходным методологическим положением для данного исследования является идея о существовании определяющего для каждой эпохи типа мышления, объединяющего научный, художественный и обыденный методы «way of thinking». Задачи исследования

1. Раскрыть содержательные доминанты жанра «социальный роман»,
проследив процесс его эволюции от XVIII века до первой половины
XX века.

2. Выявить основные тенденции в современных англоязычных
исследованиях в их соотнесенности с проблемами социальности
литературы.

  1. Исследовать британский роман эпохи постмодернизма в плане репрезентации в нем социальной реальности и взаимоотношений личности и общества.

  2. Определить специфику художественного времени в современном британском романе. Проанализировать влияние современных философско-эстетических представлений об историческом процессе и перспективах исторического развития на жанровое содержание социального романа.

Теоретический и методологический фундамент исследования обусловлен его целью и задачами.

Теоретико-методологической базой исследования стали труды, посвященные проблемам жанра романа, М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, Д.В. Затонского, Л.В. Чернец, А.Я. Эсалнек, П.А. Николаева, а также работы, связанные с фундаментальными проблемами английского реалистического романа, В.В. Ивашевой, Н.П. Михальской, Г.В. Аникина, Б.М. Проскурнина , Т. Селитриной, Н.А. Соловьевой, И.О. Шайтанова, И.А.Влодавской, А. Кеттла, К. Ливис и Ф. Ливиса, Д. Оруэлла, А. Синфилда, Р. Уильямса, М. Брэдбери, Д. Лоджа, статьи Е. Зиммермана, И. Хейнвуда, Д. Чайлдерса,

3. Райта, Т. Кури, М. Шерборна. Важное значение для изучения
современного английского романа имеют труды Е.Ю. Гениевой,
О.А.Джумайло, Т.Н. Красавченко, И.В. Кабановой, Н.Г. Владимировой,
О.Г. Сидоровой, С.Н. Филюшкиной, СП. Толкачева, Л.Ф. Хабибуллиной,
А.П. Саруханян, Л.Г. Андреева О.Ю. Анцыферовой, Т. Бенедиктовой,
A.M. Люксембург, О. Легг, Д. Браннигана, К.Хьюитт

По проблемам специфики постмодернистского мышления и поэтики использовались труды Ф. Лиотара, Ж. Делеза, Ж. Деррида, Ж. Бодрийара, Р. Барта, Ю. Кристевой, М. Фуко, Ф. Джеймисона, И.Хассана, Л.Хатчеон фундаментальные исследования в этой области И.П. Ильина, Г.К. Косикова, Н.Б. Маньковской, И. С. Скоропановой, А. Андреева, А.А. Грицанова, М.А. Можейко, , Е.Ю. Андреевой, а также статьи Д.В. Затонского, A.M. Зверева, А. Якимовича, А. Гениса, М. Эпштейна, В. Курицына, М. Липовецкого. С. Зенкина. Важны для теоретической обоснованности работы труды Ф.Ливиса, Б. Макхейла, Р. Барта, Л. Боноли, Р.Коллингвуда, Т. Лукмана и Б. Бергера, Дж. Уорнока, П. Хакера, Р. Тарнаса.В. Шмида,

4. Миллса, Д. Эллиса, Ф. Уэбстера, Г. Дебора, Д. Фиске, Н.Певзнера,
П. Брука, Г. Башляра, Л.А. Асланова, И.К.Кузьмичева, Н.Л. Лейдермана,
СМ. Петрова, Л. Гинзбург, Н.А. Шогенцуговой, Н.Т. Пахсарьян,
С.Н. Бройтмана, В.П. Руднева, А. Макушинского. С. Никоненко,
Б.Ю. Кагарлицкого, И.Пригожина, Л. Черногора. В связи с проблемами
современного британского литературоведения привлекались исследования
У. Аллена, Э. Томпсона, Р. Уильямса, С. Холла, Р. Хоггарта, Э. Истхоупа,
А. Синфилда, Т. Иглтона, К. Белей, С. Коннора, X. Уайта, М. Брэдбери,
Д. Лоджа, Ф. Тью, Д. Тэйлора. П. Макра, К.Брук-Роуз, А. Газьорека.

В работе используются сравнительно-типологический и социокультурный методы.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что расширены представления о жанровых возможностях романа в период постмодернизма; охарактеризованы основные тенденции развития литературы Великобритании в конце XX века; осмыслена специфика репрезентации реальности и личности в современном романе; показаны особенности художественного времени и выявлены формы отражения исторического процесса. Изучение функционирования социального романа в парадигме постнеклассического мышления открывает новые возможности теоретического осмысления постмодернистской литературы в целом, а также позволяет осознать специфику ее развития в Великобритании. В диссертации разработана методика анализа произведений современных британских авторов, позволяющая углубить представление об отражении в художественном сознании постнеклассического мышления.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в вузовских курсах «История зарубежной литературы», «Теория литературы», а также при разработке спецкурсов, учебно-методических пособий по проблемам современной литературы. Введенный в научный оборот теоретический и

литературно-критический материал, не известный в России, может быть использован при изучении курса «История литературной критики», а также при составлении комментариев к произведениям современной литературы Великобритании, в переводческой практике.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. В Великобритании формирование и расцвет жанра социального романа относится к XIX веку. Жанровые формы «индустриального романа», романа проблемы и «condition of England», социально-политического, социально-психологического, романа «среды и характеров» являются модификациями инварианта «социального романа», который вплоть до середины XX века является реалистическим в классическом смысле термина.

  2. Парадигма жанрового содержания всех названных модификаций обоснована двумя основными дискурсами английского общественно-культурного сознания ХУШ века: собственности («discourse of property») и морального смысла («discourse of moral sense») - и дополнившим их в XIX веке социалистическим дискурсом. В этой парадигме социальный роман развивается и в XX столетии, с особенным вниманием к проблемам рабочего класса и классового сознания как такового, в том числе в послевоенном «рабочем романе» 50-60-х годов. Мощная нравственная традиция социального романа, определяющая читательские ожидания и писательские интенции, не утрачивается в эпоху постмодернизма.

  3. Во второй половине XX века выделяются два периода социокультурного развития Великобритании: первый - послевоенные годы с 1945 по 60-е, второй - последние три десятилетия века - 70-90-е. Социальная динамика находит отражение в теории и критике, которая в Великобритании отличается «социологической ангажированностью». Первые послевоенные десятилетия отличаются позитивными социальными ожиданиями, формулирующимися в духе индустриального времени в дискурсах морального смысла и социализма: образование, социальные программы, переход частной собственности в государственную, что находит отражение в теоретическом осмыслении классовых проблем в литературе, декларации определяющей роли университетских интеллектуалов в процессе формировании общественных ценностных ориентиров. В «постмодернистические» десятилетия века британские исследования разрабатывают идеи мультикультурализма, сосуществования множества знаковых идеологических систем, фиксируют многообразие форм в литературе, однако сохраняют преимущественный интерес к социальному содержанию. Постмодернистский социальный роман испытывает заметное влияние «социологически ангажированной» теоретической рефлексии.

  4. Постмодернистский художественный тип мышления основан на представлении о мире как совокупности множащихся реальностей, каждая из которых сконструированный и подтвержденный ежедневным социальным взаимодействием продукт. Социальная реальность воспринимается как вымышленная конструкция. Фундаментальное противоречие эпохи основано на том, что реальность зависит от творческой активности человека, однако

сознание сегодняшнего индивида культивирует элементы обыденного, нивелируется под уровень обыденности. «Действительность» как реальность не только вещей, но и идей, целей, идеалов, знания, общественных институтов, то есть включающая в себя идеальное, принявшее материальный характер в виде продуктов интеллектуальной деятельности не исчезает совсем, но все больше теряет «усложненные интеллектом» ценности, оставляя лишь элементарные конструкции «повседневности».

  1. В эпоху постмодернизма британские писатели создают панораму торгующей цивилизации пост-«позднего капитализма». Самодостаточность личности классического социального романа сменяется ее самосконструированностью в духе социологических и психологических исследований. Интеллектуал как социальная фигура, определяющая общественное самосознание вплоть до конца 60-х гг, становится симулякром, стремительно теряя свою позиции. Общество потребления превращается в «общество зрелищ» - имитаций реальной жизни, в том числе телевизионных программ, в совокупности создающих повседневную реальность для массового потребителя.

  2. Герой, пытающийся разместить «реальнейшее своего сознания» в мире, состоящем из множества реальностей, определяет специфику современного социального романа. Ранний постмодерн 60-х говорит только об изменчивости (протеизме) как важнейшем качестве, о революционных (радикальных) изменениях как о необходимых. Позднее актуальным становится осмысление недерминированности результатов социального действия. Стремление личности к осознанной модели поведения и стиля жизни, темы роли, маски находят выражение в последовательном стремлении авторов к театральности. Специфика постмодернистской ситуации, провоцирующая модус театральности, заключается в том, что само социальное пространство становится «пустым». В нем нет организующего смыслового центра, есть рынок товаров, к которым не относятся как этические, так и эстетические категории. Эта освоенная социальным реализмом уже в XIX веке истина оказалась актуальной и в конце XX века с тем отличием, что играющие герои заполняют зияющие пустоты своими смыслами, создавая свои «самоорганизующиеся системы», свои модели повседневности, основанные как на гуманитарном, так и естественнонаучном знании.

  3. «Индустриальный» роман художественно осмысляет попытку возрождения викторианского синтеза дискурсов собственности и морали, предпринятую правительством М. Тэтчер, и доказывает, что философия собственничества оказывается несовместимой с традиционной моралью и в конце XX века. Более того, «обывательское варварство» эпохи тэтчеризма разрушает нравственные традиции более, чем предшествующие мировые войны. «Футбольный роман» показывает механизм этого разрушения и его результаты.

  4. В традиционном представлении существует противопоставление последовательности времени и одновременности пространства. Одним из

существенно важных отличий неклассического мышления является «опространствливание времени», что означает присутствие всех элементов прошлого в моменте «сейчас», в противоположность «линейному» развертыванию этих элементов в классическом мышлении. Постмодернистский хронотоп представляет собой замкнутое пространство прошлого и настоящего, что соответствует представлению современной социологии об «остановке истории», которая произошла в годы Второй мировой войны. Писатели Великобритании в конце столетия активно осваивали «пространство памяти», что выдвинуло на первый план жанр биографии (автобиографии, мемуаров). Постоянно демонстрируемая потребность действующих лиц определить свое место в истории позволило рассмотреть эти произведения как варианты социального романа.

9. Замкнутость хронотопа отражает главную проблему современности -принципиальное отсутствие оптимальных социальных моделей будущего.

Апробация работы. Основные положения диссертации излагались в докладах на международных, всероссийских, межвузовских научных конференциях в период с 1998-го по 2012 годы, в том числе: Международной научной конференции «Романтизм и его исторические судьбы» (VII Гуляевские чтения) (ТГУ, Тверь, 1998); X (НПГУ, НЛГУ, Нижний Новгород, 2000), XVII (ОГУ, Орел, 2007), XX (УФГУ, Екатеринбург, 2011), XXI (СмолГУ, Смоленск, 2012), XXII (МЛГУ, Минск, 2012) международных научных конференциях Российской ассоциации преподавателей английской литературы; Грехнёвских чтениях (ННГУ, Нижний Новгород, 2000, 2001, 2003, 2005, 2006, 2008, 2010, 2012), Международном научном симпозиуме «Восьмые Лафонтеновские чтения» (СПГУ, Санк-Петербург, 2002); научно-практических конференциях «Синтез в русской и мировой художественной культуре» (МПГУ, Москва, 2005, 2007); Пуришевских чтениях (МПГУ, Москва, 2002, 2007); Всероссийской научной конференции «Филологический анализ текста: концептуальность и аналитизм» (МГПИ, Йошкар-Ола, 2006); международной научной конференции «Синтез документального и художественного в литературе и искусстве» (ТГГПУ, Казань, 2006, 2008, 2012); Международной научной конференции «Русская словесность в контексте мировой культуры» (ННГУ, Нижний Новгород, 2007); Поволжском научно-практическом семинаре по проблемам преподавания и изучения дисциплин классического цикла (ННГУ, Нижний Новгород, 2006, 2007, 2011); конференции «Феномен заглавия как объект изучения различных гуманитарных наук» (РГГУ, Москва, 2010); Международной научной конференции «Язык, литература и культура на рубеже XX-XXI веков». (ННГУ. Нижний Новгород, 2011); III Всероссийской научной конференции памяти Л.Г. Андреева «Лики XX века. Литература и война» (МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012). Основные положения и концепция исследования обсуждались на кафедре зарубежной литературы Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Содержание диссертации представлено в монографии «Британский социальный роман в эпоху постмодернизма» и ряде статей.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, насчитывающего 452 наименования. Общий объем диссертации - 428 с.

Похожие диссертации на Британский социальный роман в эпоху постмодернизма