Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Джеймс Олдридж и Восток Гасанов, Намик Агамали оглы

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гасанов, Намик Агамали оглы. Джеймс Олдридж и Восток : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.03.- Баку, 1997.- 28 с.: ил.

Введение к работе

Тема^исследования^ и_ ее_актуальность. Данная диссертационная їбота является наиболее подробной монографической работой, зсвященнои творчеству известного английского писателя Джеймса лдриджа, в романах и публицистических работах которого Ближний и редний Восток был отражен широко и правдиво. Джеймс Олдридж в зоем творчестве отражал глобальные проблемы международного іачения, имевшие место с обострением международной обстановки на пихнем и Среднем Востоке. Эта тема в первую очередь охватывает те ггорические моменты, когда народы зависимых стран выступили против юих "покровителей", когда национальное самосознание превратилось в эщную национальную борьбу, независимость и демократию.

Большая заслуга Олдриджа как личности и писателя в том, что он в юле первых в истории литературы XX века выступил в своем творчестве эотив колониализма и империализма во всех видах их проявления, в ютности, - против английского империализма и против политики завительства тех стран, которые проводили эту политику на Ближнем и реднем Востоке.

Джеймс Олдридж - один из прогрессивных писателей Запада, ггорый в середине XX века в своем творчестве коснулся самых острых эждународных проблем на Среднем и Ближнем Востоке: Южного зербайджана, Арабского Востока и курдского вопроса.

Творчество писателя, насыщенное большим социальным удержанием, находится в центре внимания критиков и литераторов ззличных стран. Значительное внимание уделяется его творчеству и в зербайджане. Однако азербайджанские исследователи творчества -ісателя в основном обращались к теме Южного Азербайджана Дипломат"/', так как эта проблема близка им по духу. Следует гметить, что вышеуказанные проблемы также являются актуальными и іслуживают быть объектами исследования.

1. Ибрагимов И. О романе "Дипломат" Дж.Олдиджа "Эдебиййат э инджесанат", 25.05.1950 г. (на азерб яз.); Агаев 3. Известный нглийский писатель Джеймс Олдридж. "Эдбиййат ве инджесанат". Ф.03.1978 г. (на азерб.яз.); Гошгарлы О. Прекрасное произведение и "0 некачественный перевод, ж."Азербайджан", 1982 г., № 11. (на зерб.яз.); Халилов Ш. Азербайджанская тематика в творчестве жеймса Олдриджа. Дисс... кандидата филологических наук.- Баку,1985г.

Джеймс Олдридж, опираясь в своих исканиях на лучшие традиции английской реалистической литературы, вдумчиво изучая бурные изменения в мировой общественной атмосфере, воссоздает в своих произведениях события всемирного исторического значения. Как видный мастер английского политического романа, он в своем творчестве освещает тревожные и глобальные проблемы современности. Известный русский критик И.Б.Кантарович пишет: "В творчестве Джеймса Олдриджа возрождаются традиции критического реализма, обогащенные опытом современной борьбы народов за свободу и лучшую жизнь. Но его книгам в равной степени присущ широкий охват действительности, возникающий из необходимости показать характер современных международных конфликтов, в которых решаются судьбы народов, и пристальное внимание к отдельной личности".

В произведениях Олдриджа мы находим не только конкретно-историческую характеристику действительности, но и воплощение ведущих тенденций революционного развития.

Творческая деятельность Джеймса Олдриджа привлекла внимание
литературоведов Запада, которые высоко оценили

художественную и политическую значимость его романов 50-х и 60-х годов. В английском литературоведении о Джеймсе Олдридже написано несколько монографий и статей. Объективный анализ творчества писателя в этот период наблюдается в статьях таких английских и американских деятелей и критиков, как Гарри Поллит, Джек Линдсей, Арнольд Кеттл, Томас Спенсер, Патрик Голдринг, Альва Бесси и другие. Английский писатель и критик Джек Линдсей считает, что "среди современных романистов Запада вряд ли можно' назвать писателя, который так глубоко, правдиво и успешно рассматривал в своих произведениях проблемы международного характера, политической жизни мира". Однако несмотря на то, что общественный резонанс книг Олдриджа, раскрывшего исторически неизбежные выражения перемен в сознании людей, стремящихся найти свое место в новой исторической ситуации, невозможно отрицать, не было недостатка в язвительных

  1. Кантарович И.Б. Литература Англии . 1917-1962 гг./Учебное пособие по зарубежной литературе /Изд-во "Просвещение", М., 1965, с.134.

  2. J.Lindsey, Aidridge (Harold Eduard) James, - in Contemporary Novelists: - London: St. James Press: New-York: St.Martin Press, 1973, p.29-30.

олемических выводах и пристрастных оценках, принижающих стетическую ценность произведений писателя.В работах ногочисленных русских исследователей дан идейно-художественный нализ произведений Олдриджа: их политическая актуальность и елеустремленность, точная оценка событий и классовая характеристика ействующих лиц.

Современный литературный процесс в странах Запада ^растеризуется усилением демократических тенденций, стремлением исателей превращать правду истории в художественную историю.

Вьетнамский исследователь творчества Олдриджа Нгуэн Дык Нам о праву считает, что "романы Олдриджа, посвященные теме элониализма и империализма - убедительные документы, зидетельствующие о той глубочайшей переоценке ценностей, которая роисходит в сознании лучшей части английской интеллигенции в слевоенном мире"1.

Сила романов Джеймса Олдриджа в том, что в них изображается ационально-освободительная борьба народов мира и автор уверенно штрит в будущее, изображает жизнь в революционном развитии.

Цель_и__задачіі_йссшедованиЯх Основная цель диссертационной

аботы - исследовать поставленные и отраженные Джеймсом Олдриджем

его романах проблемы, определить их значение и место в мировой

итературе. Для достижения этой цели диссертантом были поставлены

педующие задачи:

провести идейно-тематический анализ произведений Джеймса лдриджа, посвященных проблемам Среднего и Ближнего Востока;

сравнить соотношение исторической и художественной правды в роизведениях писателя;

выявить политико-философский аспект творческого наследия жеймса Олдриджа;

дать сопоставительный анализ отдельных эпизодов романа Дипломат" в русском - азербайджанском переводах, выявить эсозвучные тексту оригинала переводы, искажающие основную идею омана; -.

І.Нгуен Дык Нам. Тема колониализма в современной нглийской литературе. Автореферат канд.дис. - М., 1963, с. 17.

- выявить нравы, обычаи, религиозные обряды, психологию, а также пословицы, поговорки народов Востока, описываемых Олдриджем в его романах.

Объект_исдедоаанш и_есо___ис1ПУыики. Главными объектами

исследования в диссертационной работе являются такие романы Джеймса Олдриджа, как "Дипломат", посвященный проблеме Южного Азербайджана, "Герои пустынных горизонтов", "Не хочу, чтобы он умирал", "Последний изгнанник", посвященные проблемам Арабского Востока. Данная диссертационная работа включает в себя анализ и курдского вопроса, о чем повествует роман "Горы и оружие" Джеймса Олдриджа.

Источником исследования творчества Джеймса Олдриджа по вышеуказанным проблемам является большое количество научных трудов критиков как западных стран, так и ученых из ближнего зарубежья.

Ea3pafiaraHHOCib__reMbL Как в Азербайджане, так и за рубежом творчеству Джеймса Олдриджа было посвящено большое количество научных трудов. Однако произведения писателя, посвященные теме

1. Harry Polit. Daily Warker, London, 25 nov. 1949; Harry Turk. Neue Dentshe literatur, 1953, № 6, p.185; Левидова И.В. Джеймс Олдридж. Всесоюзная Государственная библиотека иностранной литературы. М., 1953. Корнилова Е.В. Джеймс Олдридж. М.,1957; Гритчук М.А. Творчество Джеймса Олдриджа. См. М.П.Михальскии и М.А.Гритчук. Английская литература новейшего времени (1918-1958гг.), М.,1960; Ивашева В. Джеймс Олдридж. См.Английский роман последнего десятилетия (1950-1960). Изд. "Советский писатель", М., 1962; Hetherington Tohn. Forty-two faces. - L, 1963; Балашов П.С. Джеймс Олдридж. Госполит. Художественная литература. 1963; Кантарович И.Б. Джеймс Олдридж. Литература Англии (1917-1962). Издательство "Просвещение", М., 1965; Стуков О.В. "Реализм романов Джеймса Олдриджа". Автореферат канд. дисс. М., 1966; Аникин Г.В. Философско-политический роман Джеймса Олдриджа. Урал. ОТКЗ государственный университет им.М.Горького, Свердловск, 1971; Lindscy J., Aldridge(HAROLD EDWARD) James, - In Contemporary Novelists. - London: St.James Press: New-YprK: St.Martin's Press, 1973; Бахарева О.П. Джеймс Олдридж - публицист в борьбе за мир и дружбу народов. Автореферат канд.дисс, Киев, Государственный университет им.Т.Шевченко, 1984; Кудин Н.А. Джеймс Олдридж, См.Литература Англии. XX век. Киев, 1987.

Среднего и Ближнего Востока, к специальному исследованию не привлекались. Указанной проблематике посвящен целый ряд романов и статей писателя, нуждающихся в обстоятельном изучении.

Научная ^новиана__диссертации обусловлена тем, что она представляет собой первую монографическую работу, специально исследующую отражение в творчестве Джеймса Олдриджа восточной тематики, в частности связанной с Южным Азербайджаном, Арабским Зостоком, курдским вопросом.

Теоретдічкое_и_практическоа знанение-лсгшвдования. Изучение гемы национально-освободительного движения народов Ближнего и среднего Востока в творчестве Джеймса Олдриджа может способствовать более полному осмыслению прошлого и настоящего народов, отображенных автором в его романах, а также изучению политических и философских аспектов художественных произведений писателя. Отдельные положения работы могут быть использованы в исследованиях по литературным связям, в частности, по проблеме 'Ориентальная тема в западной литературе".

Апробация работы. По теме диссертации опубликовано 6 статей, гезисов и докладов. Апробация работы осуществлена в виде курса пекций на филологическом факультете БГУ. Итоги и выводы лсследования обсуждались на кафедре истории зарубежной литературы Бакинского Государственного Университета им.М.Э.Расулзаде, 8-й /1985 г./, 9-й /1987 г./ и 10-й /1987 г./ научных конференциях паборантов и аспирантов ВУЗов Азербайджана.

Структура дисещации. диссертационная работа состоит из

зведення, двух глав, заключения и библиографии.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель, задачи, методы исследования, раскрывается научная новизна и практическая значимость диссертационной работы.

Первая_шааа диссертации включает в себя анализ двух тем. Это -изображение национально-освободительного движения Южного ^зepбaйджaнa в романе "Дипломат" и курдский вопрос в романе "Горы и оружие".

Тема Южного Азербайджана и процес развития национально-освободительного движения 1945-1946 годов привлекали внимание многих представителей мировой литературы. Писатели, сочувствующие народам колониальных и зависимых стран, обличали в своем творчестве тех государственных деятелей, которые направляли политику с новой

силой к новым колониальным акциям. Джеймс Олдридж стал первым среди зарубежных писателей XX века, кто затронул в своем творчестве тему Южного Азербайджана. События тех лет были отражены в многоплановом романе "Дипломат", где автор высмеивал и разоблачал политику правительств официального Лондона и Вашингтона, которые поощряли иранский реакционный режим с целью свержения правительства демократической республики Южного Азербайджана и восстановления там власти тегеранского правительства.

"Дипломат" - одно из значительных явлений английской литературы послевоенного времени. Это произведение из цикла политических романов писателя, где автор поставил и осветил обострившиеся в послевоенной действительности политические проблемы международного значения.

Русский литературный критик В.С.Вахрушев считает, что "в это время обращение к актуальным проблемам характерно для всей передовой английской литературы, что связано с общественно-политической обстановкой в стране".

Романом "Дипломат" открывается новый этап творческого осмысления современной жизни, этап решительного выступления Джеймса Олдриджа против колониализма и империализма. Олдридж в "Дипломате" окончательно сформировал свое отношение к британскому империализму, с одной стороны, и народам, поднимающимся на защиту своих прав и независимость, - с другой.

Общественный фон, на котором развертывается сюжет книги, образуют исторические события, имевшие место в 1945-1946 годах. В чрезвычайно актуальной теме Олдридж умело отразил основной конфликт современности. Автор изображает народно-освободительное движение в Южном Азербайджане и ту борьбу противоположных социальных и политических сил, которая вспыхивает в этой связи на Среднем и Ближнем Востоке.

Сочувствуя борьбе народов за создание нового, свободного от иноземного господства мира, Олдридж в своем произведении исследует предпосылки возникновения национально-освободительного движения в Иранском Азербайджане, доказывает закономерность и неизбежность

1. Вахрушев B.C. Творчество Джека Линдсея. См. в книге "Проблемы русской и зарубежной литературы". Изд. Саратовского университета, 1965, с.362.

его зарождения и развития. Писатель разоблачает вероломные методы британской внешней политики и дипломатии, которые любой ценой стараются сохранить свои позиции в странах Ближнего и Среднего Востока.

Искусно сплетая реальные факты и творческий вымысел, Олдридж рассказывает историю одной дипломатической провокации, затеянной английским правительством. В романе показывается деятельность английской миссии для официального расследования положения в Южном Азербайджане, где возникло широкое демократическое движение, угрожающее нефтяным интересам Англии в Иране. Прямая военная помощь Англии реакционному правительству Ирана для разгрома народного движения невозможна. Поэтому английская дипломатия высказывает версию о том,что народное движение в Южном Азербайджане есть не что иное, как дело рук Москвы. Цель этой миссии собрать неоспоримые доказательства, потребовать посылки в Иран международной комиссии наблюдателей, а затем передать в Совет Безопасности ООН вопрос о вмешательстве советского правительства во внутренние дела Ирана, тем самым вынудить русских уйти из Южного Азербайджана.

Действия в романе происходят сперва в Москве, а затем в Тегеране, в Южном Азербайджане и Иранском Курдистане, а завершаются в Лондоне.

События в Южном Азербайджане и Иранском Курдистане даются писателем правдоподобно. Рассказ о героической борьбе, которую ведут народы Ирана, приобретает особую остроту, потому что ему предшествует изображение чудовищных условий жизни простых тружеников этой страны. В подтексте Олдридж проводит чрезвычайно важную для него идеологическую дискуссию с проповедниками о преимуществах "европейской цивилизации".

Восточную политику Великобритании в якобы "независимом" Иране Олдридж показывает как политику беззастенчивых колониалистов. Любыми способами дерутся британские монополисты за нефть, подавляя при этом освободительное движение обнищавшей и ограбленной ими же страны.

Важнейший исторический конфликт представлен в романе в образном воплощении - как психологическом, так и идейном столкновении двух людей - лорда Эссекса, выражавшего реакционные устремления правящих классов Англии, и Мак-Грегора, человека,

который со всей искренностью становится на защиту справедливости и демократии.

Во время беседы е посольстве Великобритании в Москве лорд Эссекс раскрывает Мак-Грегору цели своего визита: "Заставить русских уйти из Южного Азербайджана и восстановить там власть тегеранского правительства". Он объясняет Мак-Грегору, что если русские укрепятся в Иране, это затронет весь Средний восток и все арабские страны, что, по его словам, неприемлемо с интересами Великобритании в этом регионе мира.

Следует особо подчеркнуть, что восточная политика СССР прекрасно показана Дж.Олдриджем в "Дипломате", где советское правительство игнорирует переговоры с представителями Великобритании по поводу положения в. Южном Азербайджане. В продолжении всего романа на переговорах по вопросу Южного Азербайджана не участвует ни один представитель коренного населения ни "советского", ни "иранского" Азербайджана.

В романе автор знакомит своего читателя и с представителями коренных народов Ирана, которые по прихоти судьбы становятся участниками и свидетелями происходящих вокруг них событий. Это перс доктор Ака, ученый и давний друг Мак-Грегора, который старается вместе с героем романа найти выход из сложившейся политической обстановки в Южном Азербайджане.

Высокий гражданский дух и сознательность истинного азербайджанца проявляются в беседе полковника и майора азербайджанской армии из Зенджана с Мак-Грегором. Из слов полковника становится ясно, что демократически настроенные граждане Ирана против всякого рода иностранного военного присутствия и вмешательства в борьбу азербайджанского народа, против внутренной реакции, за демократические преобразования. В "Дипломате" Олдридж в лице Гочали и полковника показал личные качества и характер настоящего азербайджанского солдата, для которых нет высшего идеала, чем любовь к родине и преданность идеям ее независимости.

По возвращении в Лондон лорд Эссекс организует пресс-конференцию. Вопрос о положении в Южном Азербайджане отодвинут на второй план. Эссекс пытается преподнести результаты расследования своей миссии мировой общественности так, как будто расследование больше связано не с событиями в Южном Азербайджане, а с положением курдов Ирана. Именно Мак-Грегору в конце романа в силу больших

усилий и мужества удается разоблачить в лице Эссекса политику правительства Англии перед мировой общественностью и донести до нее правду о Южном Азербайджане.

Во время работы над книгой Олдридж внимательно изучил историю азербайджанского народа и узнал, что за последнее столетие он трижды поднимался на борьбу за независимость, и с большим сожалением отмечал, что национально-освободительное движение в Южном Азербайджане каждый раз жестоко подавлялось. Благодаря роману "Дипломат" мир узнал о том, что азербайджанцы боролись за независимость не только с силами реакционного правительства Тегерана, они также сталкивались в этой борьбе с интересами России, Англии и США.

Вскоре после выхода "Дипломата" в свет Гарри Поллит в рецензии, помещенной в "Дейли Уоркер", заявил: "Это действительно хороший политический роман. Он действительно является беспощадным разоблачением методов и целей британской дипломатии. Он сможет сделать большое дело в интересах мира и национальной независимости в странах Востока".

Проблема национальной независимости является одной из центральных проблем романа, и все средства изображения в романе подчинены основной задаче: во весь голос сказать о долге, стоящем перед каждым человеком любой страны, - необходимости решительной, непримиримой борьбы против империалистической реакции.

Содержание романа "Дипломат" в высшей степени злободневно, потому что Дж.Олдридж в своем романе откликается на основные вопросы современности.

Русский критик И.М.Левидова считает, что "Дипломат" - лучшее произведение писателя и ценный вклад его в дело сохранения мира и национальной независимости народов".2

Именно правдивым, целеустремленным изображением современной действительности в первую очередь и ценен этот роман, доказавший, что прогрессивный художник не имеет морального права уклоняться от прямого ответа на вопросы, решение которых определяет судьбу человечества. Гальперина отмечает, что "Дипломат" Джеймса

  1. Harry Pollit. Daily Warker, London, 25 nov., 1949.

  2. Левидова U.M. Джеймс Олдридж . M., 1953, с.8.

Олдриджа - одно из наиболее значительных произведений зарубежной литературы послевоенного времени".1

В диссертации содержится анализ некоторых отрывков и фраз из "Дипломата" на русском и азербайджанском языках с точки зрения сопоставления их с языком оригинала, отмечаются достоинства и недостатки переводов, указываются случаи искажения идейного значения романа. Представлены также рекомендации по совершенствованию художественного уровня перевода романа "Дипломат" на азербайджанский язык.

Первая глава диссертационной работы включает в себя и анализ курдского вопроса, изображенного в романе "Горы и оружие" Джеймса Олдриджа. Курдский вопрос считается одним из острых и злободневных проблем как в мировой истории и политике, так и литературе.

Джеймс Олдридж первым среди западных писателей XX века широко и правдиво описал также курдскую тему. Его роман "Горы и оружие" /1974/ считается логическим продолжением романа "Дипломат". Однако необходимо учесть, что если курдская тема в "Дипломате" искусственно сплетается английскими политиками вокруг азербайджанской проблемы, то в романе "Горы и оружие" она является центральной.

Развитие действия в романе "Горы и оружие" связано с борьбой курдов за национально-политическое самоопределение. Роман построен как произведение социально-политического жанра, в котором широко и убедительно изображается социальное расслоение в среде курдов, борьба феодальной верхушки с демократическими, подлинно-патриотическими силами.

События романа происходят в историческую эпоху, когда развалившаяся Британская империя и ослабевший английский империализм, чтобы сохранить свое влияние и позицию на Ближнем Востоке, работает рука об руку с американскими неоимпериалистами. В романе освещается активная деятельность американских, английских, французских, турецких спецслужб, стремящихся любой ценой сохранить и расширить позиции нефтяных монополий своих стран в богатом полезными ископаемыми, в частности, нефтью и природным газом регионе, отдельные части которого входят в состав Ирана, Ирака и Турции.

1. Гальперина Є. "Дипломат" Джеймса Олдриджа . "Знамя", 1950, №3, ст.189.

Герой романа "Дипломат" Мак-Грегор вместе с женой Кетрин Клайв прожили в Иране более двадцати лет, где Мак-Грегор работал на предприятиях и многочисленных экспедициях Иранской национальной нефтяной компании. Благодаря его неутомимой деятельности удалось обнаружить очень перспективные месторождения нефти и природного газа в горах Иранского Курдистана.

С первых же страниц романа "Горы и оружие" становится ясно, что курды стремятся создать на стыке вышеназванных трех государств "Независимый Курдистан", который должен охватить населенные курдами территории. На проводимом с этой целью собрании курдского комитета, куда был приглашен и Мак-Грегор, участвуют влиятельные феодалы - члены партячейки, главные руководители партизанского движения. Это Ильхан, главный курдский феодал и хан мегрикских племен. Он сотрудничает со спецслужбами иностранных государств и всячески мешает работе комитета. Это Али - представитель демократической партии Ирака, уроженец города Мосула; это также Затко и председательствующий на собрании казий и другие.

Мак-Грегор объясняет курдам, что в этой борьбе они вынуждены будут сталкиваться напрямую не только с силами правительственных войск и их партнерами с Запада, но и представителями, народов тех стран, с которыми они веками жили бок о бок.

В начале романа речь идет о том, что курдский комитет отправил в Европу некоего молодого курда Манафа Иззата с тремястами тысячами фунтов стерлингов для закупки оружия. Однако Манаф Иззат вместе с деньгами бесследно исчез. По ходу развития событий становится ясно, что политические агенты западных спецслужб с целью расстройства планов комитета организовали убийство молодого курда. На собрании курдских активистов казий и Затко просят Мак-Грегора поехать в Европу, чтобы выяснить причину этого исчезновения, найти деньги и вернуть их комитету.

В этом деле Мак-Грегору постоянно будет помогать молодой курд Таха - один из героических образов романа.

В произведении часто появляются образы политических агентов еропейских спецслужб. Это Фландерс и Эссекс из английской "Форин оффис" и "Интеллидженс сервис", Ги Мозель, Шрамм, Кюмон, Гэрэн и Форе из французской "Сюрте женераль", Кемаль Сероглу из турецского управления контрразведки, торговцы оружием голландец Сеелинг и англичанин Стронг, а также Кэспиан из ЦРУ. Каждый из них по ходу

развития событий вокруг курдского вопроса будет сталкиваться, с Мак-Грегором, предлагать свои услуги, диктовать свои условия, даже шантажировать главного героя. Роман заканчивается сценой разгроме курдского движения, и план "Независимого Курдистана" превращается е несбыточную мечту.

Известный русский писатель Борис Полевой высоко оценив идейно-художественное содержание романа "Горы и оружие", поставленные и освещенные в нем политические проблемы. Он пишет: "Горы и оружие" Олдриджа является, на мой взгляд, новой и несомненной удачей. Эта проблема остра и злободневна. Она показывает, что борьба между передовыми представителями британской интеллигенции и проповедниками официальной британской империалистической политики осталась столь же непримиримой и лишь приобрела новую форму в новых условиях".'

Джеймс Олдридж не только большой художник, но и знаток политики. Он прекрасно понимает, что нефть, природный газ Курдистана и есть главный предмет дипломатической грызни и интриг. А судьба курдского народа - лишь ставка в этой игре, в которой участвует мировой империализм.

Проф.Т.Л.Бондаревский, говоря об общественно-политическом звучании дилогии Джеймса Олдриджа "Дипломат" и "Горы и оружие" пишет: "На примере Ближнего Востока Олдридж в яркой художественной форме описал наступление нового этапа в истории человечества, когда народы Востока из объекта национальной политики превращаются в творцов собственной судьбы".

Реалистически изображая силы, стоящие как на демократическом, так и на реакционном фронтах общественно-политической панорамы Курдистана, Джеймс Олдридж одних показывает как исторические личности, а иных - как образы художественные. Именно к первой группе следует отнести таких, как Кази Мохамед, Мулла Барзани, Шейх Сайд, Гало и другие.

II глава диссертации включает в себя разработку такой актуальной ближневосточной темы, как проблема Арабского Востока. Отражению

  1. Полевой Б. Несколько слов о Джеймсе Олдридже и его новом романе , ИЛ, 1975, с.417.

  2. Бондаревский Т.Л. Послесловие к роману "Горы и оружие". М., Изд. "Прогресс", 1976, с.334.

национально-освободительного движения на Арабском Востоке в нашем столетии посвящены такие романы Джеймса Олдриджа, как "Герои пустынных горизонтов", "Не хочу, чтобы он умирал", "Последний изгнанник".

Выгодное географическое месторасположение стран Арабского Востока, культура, история и литература населяющих этот регион народов привлекли внимание многочисленных специалистов со всего мира.

В Великобритании, судьба которой в течение длительного времени была связана с ее колониями, движение передовых сил вылилось в послевоенные годы прежде всего в различные формы протеста против колониализма и империализма. Неудивительно, что именно в отражении процессов, происходящих в том мире, который некогда был Британской империей, выявилась со всей очевидностью общественная и творческая ориентация того или иного писателя.

Симптоматичным было появление в Англии 50-х годов ряда социальных романов, выражавших в разных формах и с разной степенью силы этот протест.

Многие прогрессивные писатели Запада - Дж.Олдридж, Д.Стюарт, Б.Девидсон, Г.Гриффин, М.Эдельман, О.Меннинг, Дж.Коуп, Г.Грин, Ньюби и многие другие ненавидели тех "своих", которые хозяйничали на их глазах в странах Ближнего и Среднего Востока, осуществляя здесь назойливую и тягостную опеку. Они возненавидели расизм во всех его проявлениях, прониклись отвращением к высокомерию людей, мнящих себя представителями "высшей расы" по отношению к людям и народам "недоразвитым" и "неполноценным".

Джеймс Олдридж был одним из тех английских писателей, в творчестве которых обнаружились сдвиги, вызванные воздействием кризиса британского колониализма и империализма. Резкая антиимепериалистическая направленность, настойчивое стремление не только показать, но и осмыслить современность, говорят о характере его творчества.

В романах, написанных в 50-70-е годы, Олдридж затрагивает наиболее актуальные проблемы сегодняшнего дня, причем такие, которые можно назвать коренными для нашего времени. На их страницах находят отражение важнейшие тенденции эпохи - борьба угнетенных народов против империализма и их неодолимое стремление к независимости и самостоятельному национальному развитию.

Образцами литературной деятельности писателя в этот период творчества являются "Герои пустынных горизонтов" /1954/, "Не хочу, чтобы он умирал" /1957/, "Последний изгнанник" /1961/, отражающие борьбу народов Арабского Востока за независимость.

Характерная особенность реализма романов Олдриджа послевоенного времени - изображение передовых сил современности в революционном развитии - особенно ярко проявилась в "Героях пустынных горизонтов". Действие в романе происходит в одном из государств Арабского Востока. И это не случайно. Выгодное геополитическое положение этого региона с давних времен играло важную роль в жизни многих государств и народов как в торгово-экономической, так и военно-политической сферах. Этот регион приобрел еще большую значимость после построения Суэцкого канала и обнаружения богатейших запасов нефти. После второй мировой войны по этой причине арабские страны активно включаются в мировую политику. Именно нефть, стратегическое сырье, становится причиной, катализатором всех политических интриг и войн, богатством, к которому тянутся и стремятся империалистические державы.

В период, когда Олдридж писал свой роман, перед народами Арабского Востока встала задача борьбы за экономическую и политическую независимость. Именно в странах Арабского Востока и назревал конфликт между арабскими народами и их "покровителями" из стран Западной Европы и Америки. Впоследствии, как известно, этот конфликт вылился в решительную антиимпериалистическую борьбу за полную политическую и экономическую независимость. Эту мысль Джеймс Олдридж провел скзозь весь роман "Герои пустынных горизонтов" и показал революционный путь борьбы народов Арабского Востока.

Как художник, остро чувствующий свое время и всегда откликающийся на самые волнующие вопросы современности, Олдридж в своем романе отразил сущность этих важнейших событий, развивающихся в странах Ближнего Востока.

Сложная структура романа позволяет автору вскрыть сущность разлада между метрополией и странами, находящимися в зоне ее влияния. Олдридж показывает напряженную борьбу, в которой ставкой является судьба нефтяных прибылей английских монополий и главное -судьба реакционных режимов на Востоке, обеспечивающих эти прибыли.

Несмотря на то, что события происходят в вымышленном государстве Бахраз, которого на карте мира не существует, Дж.Олдридж доводит до мысли читателей, что этой страной может быть любая из стран Арабского Востока. Бахраз - географический псевдоним, за которым кроется собирательный образ зависимых в прошлом от Великобритании государств на Арабском Востоке. Вместе с тем, изображаемый в романе конфликт между стремящимися к независимости племенами кочевников и Бахразом, управляемым британцами, соответствует реальной действительности.

Герой романа "Герои пустынных горизонтов" Нед Гордон, бывший офицер английской армии, сражавшийся в Северной Африке против немецкого генерала Роммеля и итальянского генерала Грациани, после второй мировой войны остался жить в Аравии. Впоследствии он вместе с эмиром Хамидом становится одним из предводителей восстания бедуинских племен против английского присутствия, за автономию пустыни. Это же восстание впоследствии вырастает в национально-освободительную войну за полную независимость от английского колониализма.

Русский критик В.Ивашева пишет: "Заслуга автора в том, что изображаемая им борьба воспринимается не как частный эпизод истории, а как столкновение двух систем, как острейший конфликт. Заслуга его его как реалиста в том, что ему удается доказать историческую неизбежность победы демократических сил".

Английский критик Арнольд Кеттл считает, что роман "Герои пустынных горизонтов" - это один из немногих современных романов, которые приближаются к подлинному величию".

Джеймс Олдридж в своих ранних романах много писал о трагических последствиях 2-ой мировой войны, которая стала роковой для многих народов мира. Роман "Не хочу, чтобы он умирал" явился новым выступлением автора против британского империализма, новым выражением сочувствия народам, борющимся за независимость. В то же время роман этот воспринимается как своего рода продолжение и развитие "Героев пустынных горизонтов". Все, кто следит за творчеством

1. Ивашева В. Антиколониальный роман . См. в книге:
"Современная английская литература". М., 1963, с.69.

2. Гритчук М.А. Творчество Джеймса Олдриджа . См. в книге:
Н.А.Михальской и М.А.Гритчука "Английская литература новейщего
времени" /1918-1958/, ГЛ., 1960, с.115.

Олдриджа, не может не отметить высокий идейно-художественный уровень этого романа. Произведение освещает дни пребывания английской армии в Египте в период второй мировой войны и вплотную подводит к пониманию истоков национально-освободительного движения в арабских странах.

Роман "Не хочу, чтобы он умирал" связан общей проблематикой с предыдущими романами Олдриджа, где писатель нашел свой аспект в развитии темы войны и темы национального самосознания. Он сосредоточил внимание на том, как война еще больше расшатала искусственные устои британской империи, обострив кризис капитализма, обнажила противоречия английской действительности. Социальные противоречия проступают и в армейской жизни Египта: верхи несоизмеримо удалились от низов, ."повелители" империи и их прислужники, предающие интересы своей нации, вызывают ненависть у египетского народа.

Автор также обращает внимание читателя на тему переделки сознания "среднего англичанина", происходящей под прямым воздействием развертывающихся на его глазах событий освободительной борьбы.

Герои романа - самые различные люди - вовлечены в развернувшийся в романе общественный конфликт. Это капитан Скотт, вносящий в повествование тревожную ноту своими настойчивыми исканиями правды, и генерал Черч, полная противоположность Скотту,образ остро-сатирический; это Гамаль аль-Мухтар, бунтарь по характеру, но одновременно человек с большой душой и трезвым умом, хорошо знающий и видящий блуждающие в потемках человеческие души, умеющий правильно предсказать перспективы общественного развития; ловкий механик-радист Сем Гассун; яростный и вспыльчивый штурман Атыя и наконец - чуткая, отзывчивая и женственная Люсиль Пикеринг.

Выстрел Гамаля, выступающего защитником попранных прав египетского народа, в самого проанглийского политического деятеля Хусейна Амера-пашу - это острый кульминационный момент в развитии напряженного конфликта в романе. Скотт при новых встречах с ним все более способен понять истинные побуждения Гамаля, томления его духа и борьбу с самим собой - прав он был или неправ, поднимая руку на пашу. Ведь не чувство личной мести, а лишь искреннее желание хотя бы в какой-то мере помочь освобождению народа, внести каплю надежды -вот что руководило им.

Гибель Скотта происходит в тот самый момент, когда он понимает, что между ним и буржуазной Англией возникла пропасть.

Роман "Не хочу, чтобы он умирал", подобно другим произведениям Олдриджа, не ставит под сомнение необходимость борьбы с общественным злом. Разговор идет не об устранении отдельных личностей террористическим актом, а о борьбе с системой национального и социального гнета в целом.

Это в полном смысле слова социальный роман, вводящий читателя в водоворот событий и гущу человеческих страстей, к которым причастны миллионы людей, борющихся за свои жизни, права и свободу. Это еще раз потверждает, что роман "Не хочу, чтобы он умирал" является в творчестве Джеймса Олдриджа произведением, поднимающим жизненно важные вопросы.

В заключение следует отметить, что в романе "Не хочу, чтобы он умирал" Джеймс Олдридж правдиво, с исключительной силой реалистического заострения обличает военно-бюрократическую машину и политику империалистической Англии по отношению к народам Ближнего Востока, вскрывает сущность всей традиционной системы английского империализма.

В романе "Последний изгнанник" Олдридж изображает один из тех рубежей, когда европейские "миссионеры" изгнаны из египетской земли и бурно пробуждается национальное самосознание народа. Роман "Последний изгнанник" вводит нас в круг идей и проблем, знакомых по известным нам книгам Джеймса Олдриджа "Дипломат", "Герои пустынных горизонтов", "Не хочу, чтобы он умирал". Это проблема национально-освободительного движения на Ближнем и Среднем Востоке.

"Последний изгнанник" подводит черту под целым периодом настойчивых поисков писателя, создавшего произведения, переносящие читателя в страны Арабского Востока. Этим романом завершается галерея портретов в творчестве Олдриджа,. навеянных реальной действительностью. Изображение политической сущности национально-освободительной борьбы составляет основное содержание романа "Последний изгнанник". Политическое содержание романа определяется темой революционной борьбы египетского народа против притязаний британского империализма за прежнее влияние в Египте. Писатель дает здесь широкую картину быта и сложных политических событий молодой египетской республики. Здесь также затронуто множество экономических, нравственных проблем. Затронуты также проблемы путей

и судьбы национальной, антиколониальной и антиимпериалистической революции на Ближнем Востоке; политические взаимоотношения арабских государств, Израиля и стран Запада; дипломатическая борьба вокруг строительства Асуанской плотины и электростанции; участие Советского Союза в разрешении Суэцкого кризиса, сильные и слабые стороны политики Насера и каждая из этих проблем изучена автором, воплощена в живых человеческих образах.

"Последний изгнанник" - самостоятельное художественное произведение. Но писатель продолжает на его страницах сюжетные линии предыдущего романа "Не хочу, чтобы он умирал".

В историческом смысле роман "Последний изгнанник", рисующий некогда могучую империю в процессе ее распада, знаменует конец целой эры, как идей и системы колониализма и империализма.

"Английская совесть" не дает покоя целой плеяде героев Олдриджа - назовем хотя бы Мак-Грегора из "Дипломата" или Гордона из "Героев пустынных горизонтов". Она терзает и капитана Скотта. Того самого честного, замкнутого и гордого капита Скотта, который в романе "Не хочу, чтобы он умирал" бросил вызов бездарному командованию. Дружба с арабами, стоящими на всех ступеньках социальной лестницы, не может лишить его сознания своей принадлежности к нации колонизаторов, угнетателей.

Сразу же вводя читателя в атмосферу закулисных интриг и тайных заговоров, писатель дает понять, что он предлагает нашему вниманию правдивую, хотя и вольную, художественную интерпретацию всего сплетения драматических событий накануне египетской авантюры.

Скотт считает, что каждый человек ответственен за судьбу как отдельной личности, так и общества в целом. Поэтому он полностью на стороне египтян, строящих собственное государство и новую жизнь. Он ненавидит и осуждает самоуверенних и высокомерных представителей английского колониализма, не желающих понять народы, судьбами которых они думают распоряжаться, и перемен, происходящих в мире.

Во время англо-французско-израильской аккупации Скотт не покидает Египет, а наоборот, всей душой и силой помогает стране выйти из глубочайшего кризиса. Он полон решимости одному воевать против англичан, французов и израильтян, которые к этому времени уже оккупировали Синай, Суэц, Порт-Фуад и Порт-Саид.

Очутившись в руках английского военного командования в Порт-Саиде, понимая всю опасность угрожающей ему расправы как с

неблагонадежным англичанином, Скотт, не теряя мужества и достоинства, отказывается взять на себя посредническую роль в переговорах с египтянами о прекращении огня. За личной судьбой Скотта встает процесс роста самосознания "низовой" английской демократии.

К концу романа Скотт избавляется от своего одиночества, находит счастье в любви к египетской девушке еврейского происхождения Элен Мамун.

Сам Джеймс Олдридж пишет: "Сегодня проблема состоит в том, чтобы жить во имя большой цели, а не умирать, спасать, а не страдать, вызывать на борьбу, а не покоряться!".1

Русский критик Б.Изаков отмечает, что "сделав фоном романа схватку противоборствующих на арабском Востоке сил, и в частности суэцкие события 1956 года, Джеймс Олдридж снова показал себя писателем остро современным, смело освещающим самые жгучие проблемы того времени..Творческая смелость позволила поставить животрепещущие политические, социальные, философские вопросы, связанные с крахом колониализма и сложными поисками собственного пути развития молодыми арабскими государстами".2

В историко-литературном плане направленность романа "Последний изгнанник" проявляется в перетряхивании обветшалых идей и представлений в новом осмыслении героями романа своих жизненных идеалов. "Последний изгнанник" по своему жанру, конечно, не "авантюрно-следопытческий", а "социально-политический" роман, дающий широкую панораму социальной борьбы в послевоенном Египте и в самой Англии.

Олдридж указал в романе "Последний изгнанник" на истинную проблему суэцкого кризиса и кризиса на Ближнем Востоке. Он пишет: "Истинная проблема - это сама арабская революция. Всякий, кто знает Ближний Восток, хорошо знает, что эта часть света находится в процессе колоссальных потрясении".

1. Олдридж Джеймс. Поединок идей . М., "Правда", 1964, с.45.

  1. Изаков Б. Предисловие к роману "Последний изгнанник". М., 1963, с.5.

  2. Олдридж Дж. Кто подстрекает Израиль? . "Лит.газета", 1967, 7 июня.

Придавая своему роману большое значение и отмечая, что его роман будет отличаться от предыдущих книг, Олдридж пишет: "Мой новый роман посвящен разоблачению позора колониализма и империализма... По-моему, это одно из важнейших исторических событий нашего удивительного времени".

Исследователь творчества Джеймса Олдриджа русский критик Т.Балашова в своей статье, касаясь романов писателя, посвященных Арабскому Востоку, пишет: "Герои пустынных горизонтов", "Не хочу, чтобы он умирал", "Последний изгнанник" - открытое борение идей". Следует особо отметить, что восточная тематика с характерными для нее проблемами занимает в творчестве Олдриджа особое место. Она стала основой его творчества и одна из главных проблем -освободительная борьба в зависимых странах. Познав злодеяния и лицемерную суть хищнических планов английских, американских и французких империалистов и их пособников в Южном Азербайджане, Курдистане и в странах Арабского Востока, Джеймс Олдридж выступает как самый решительный и беспощадный судья западных политиков. Центральный конфликт всех романов Дж.Олдриджа основан на борьбе главных героев против сторонников имперской политики в отношении Востока.

Сведя прогрессивных представителей английского народа с героическими сынами азербайджанского, курдского и арабского народов, тонкими штрихами обрисовав их совместную деятельность в освободительной борьбе, создав реалистическое отображение революционно-демократического движения в Южном Азербайджане, Курдистане и странах Арабского Востока, Олдридж в английской литературе XX века стал первым из писателей, создавших столь полнокровное произведение о Среднем и Ближнем Востоке. Тщательно анализируя, раскрывая и объясняя важные политические события, Олдридж дает возможность читателю осмыслить и сформировать правильное представление о происходящих в мире процессах, правильное отношение к жизни.

Рассмотрение творческого пути Джеймса Олдриджа, посвященного "восточной теме", позволяет проследить процесс становления и

  1. Олдридж Дж. Писатель и общественная мораль . "Иностранная литература", 1963, № 9, с.217.

  2. Балашова Т. Социалистическая панорама и поиск философского жанра . "Иностранная литература", 1967, № 9, с.199.

іекоторьіе общие закономерности формирования критического реализма : современной английской литературе. Его романы помогают іредставить облик самого писателя, его взгляды на развитие ^временного общества, его отношение к событиям международной сизни. В них он раскрывает замыслы своих произведений, задачи своего ворчества, своей деятельности. Они - весомый вклад писателя в івижение за мир, в борьбу против колониализма и империализма.

"Восточная тема" писателя приобретает новое актуальное звучание наши дни, когда освободительное движение приняло широкий размах, огда мощный вал национально-освободительных движений сметает :леды колониальной системы, подрывает устои империализма.

Романы Джеймса Олдриджа, посвященные актуальным іеждународньїм и глобальным проблемам XX века на Среднем и ближнем іостоке, ставшие ярким проявлением олдриджевского таланта, ценны іля нас как высочайшее художественное воплощение новаторства и інтернационализма писателя.

В заключении обобщены положения и выводы отдельных глав.