Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мухлис Бадахшони и его мухаммасы Хикматов Джумабой Хакимович

Мухлис Бадахшони и его мухаммасы
<
Мухлис Бадахшони и его мухаммасы Мухлис Бадахшони и его мухаммасы Мухлис Бадахшони и его мухаммасы Мухлис Бадахшони и его мухаммасы Мухлис Бадахшони и его мухаммасы Мухлис Бадахшони и его мухаммасы Мухлис Бадахшони и его мухаммасы Мухлис Бадахшони и его мухаммасы Мухлис Бадахшони и его мухаммасы Мухлис Бадахшони и его мухаммасы Мухлис Бадахшони и его мухаммасы Мухлис Бадахшони и его мухаммасы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хикматов Джумабой Хакимович. Мухлис Бадахшони и его мухаммасы : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Хикматов Джумабой Хакимович; [Место защиты: Ин-т яз. и лит. им. Рудаки. АН Респ. Таджикистан].- Душанбе, 2010.- 138 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/603

Введение к работе

Актуальность темы. Классическая персидско-таджикская литература с прошлых времен по настоящее время служит воспитанию и обогащению гуманистической морали в духе общечеловеческой нравственности. Эта литература создавалась в течение многих столетий и является бесценным наследием, которое все еще не исследовано современной литературоведческой наукой на должном уровне

В частности, литература XVI-начала XX вв, представляющая плодотворные периоды своей тысячелетней истории, до сих пор не становилась объектом всестороннего изучения

Садриддин Айни, обращая внимание в своей книге "Намунаи адабиети точик" («Образцы таджикской литературы») на изучение и публикацию творений поэтов Мавераннахра XVI-начала XX вв, писал: "Литературным произведениям поздних авторов необходимо предоставить больше места по сравнению с их предшественниками, так как сочинения ранних авторов достаточно подробно представлены и зафиксированы в диванах, антологиях, в книгах по персидской литературе и в образцах литературы Ирана Литературные произведения поздней эпохи, хотя и были собраны в баязах, антологиях, в отдельных книгах, тем не менее, по причине того, что не публиковались, они не были распространены среди основной массы читателей" (1,71).

Именно С Айни одним из первых проявил подобную инициативу Создав свое бессмертное произведение "Намунаи адабиети точик" и другие литературоведческие труды, он призывал молодых литературоведов к этой славной и трудоемкой работе, отмечая, что " ..ныне литература пользуется большим спросом» (1,71)

Вслед за САйни один из выдающихся востоковедов XX века Е Э.Бертельс в своей статье "Таджикская литература в Средней Азии" (5) представил литературную жизнь данного периода.

Научные труды С Айни и Е.Э Бертельса в данном направлении способствовали тому, что при их жизни и позже, вплоть до наших дней, ряд литераторов, таких как А Мирзоев, И С Брагинский, X Мирзозода, Р.Ходизода, Н Маъсуми, Ш.Хусейнзода, С Амиркулов, 4У.Каримов, ААбибов, НСайфиев, ИБечка, А.Рахмонфар,

А.Мухаммадиев и другие, осуществили ценные исследования и опубликовали научные работы, отдельные монографии о жизни и творчестве поэтов и писателей этого периода литературы. Вторая половина Х1Х-начало XX вв является важным этапом , развития классической таджикской литературы, образцы которой представлены в многочисленных антологиях В их числе "Тазкиратушшуаро" («Антология поэтов») Мир Мухаммада Сиддики Хашмата, "Тазкиратулашъор" («Антология поэзии») Мухаммад Шарифа Садри Зие, "Тухфатулахбоб фи тазкиратиласхоб" («Дар друзей по антологии сподвижников») Кори Рахматуллохи Возеха, "Афзалуттазкор" («Лучшее упоминание») Афзал Махдума Пирмасти, "Фузалои мутаахирин ва шуарои муосирин" («Достойные предшественники и поэты-современники») Мухаммад Шарифа Садри Зие, "Тазкиратушшуаро" («Антология поэтов») Ходжи Неъматуллохи Мухтарама и другие1.

В современном таджикском литературоведении сведения о литературе второй половины XIX - начала XX вв мы находим в таких научных трудах, как "Намунаи адабиети точ,ик" САйни, "Маъхазхои адабиети точ,ики нимаи дуюми асри XIX" («Источники таджикской литературы второй половины XIX в») Р Ходизода, "Доирахри адабии Бухорои Шаркй (асри XIX ва ибтидои асри XX)" («Литературные круги Восточной Бухары (Х1Х-начало XX вв.) А.Хабибова, "Адабиети точик" (асрх.ои XVI-XIX ва ибтидои асри XX)" («Таджикская литература (XVI-XIX вв. и начала XX в)») Р.Ходизода, У .Каримова, С.Саъдиева.

Литература данного периода, будучи связанной с политической, социальной и культурной жизнью региона, больше развивалась и

1 Мир Мухаммад Сиддик Хдшмат. Тазкиратушшуаро // Фонд рукописей ИВ АН Республики Узбекистан №61, №2728; Мухаммад Шариф Садри Зие. Тазкори ашъор // Фонд восточных рукописей ИВ и письменного наследия АН Республики Таджикистан. №519; его же Фузалои мутааххирин ва шуарои муосирин // Фонд восточных рукописей АН Республики Таджикистан №219313, Кори Рахматуллохи Возех. Тухфатулахбоб фи тазкиратиласхоб — Ташкент, 1914 // Фонд восточных рукописей ИВ и письменного наследия АН Республики Таджикистан №292, Афзал Махдум Пирмасти. Афзалуттазкор -Ташкент, 1918; Ходжи Неъматуллох Мухтарам. Тазкиратушшуаро // предисл и ред. Асъора Джонфидо. -Душанбе: Ирфон, 1975

процветала в Бухаре и ее окрестностях, а также в таких городах и велаятах, как Самарканд, Коканд, Худжанд, Истаравшан, Шахрисабз, Гиссар, Бойсун, Дарвоз, Куляб, Бадахшан и т.д.

Следует отметить, что хотя жизнь и творческая деятельность некоторых поэтов и писателей, таких как Ахмад Дониш, Савдо, Возех, Хайрат, Хасрат, Мирзо Сиродж Хаким, Тошхуджа Асири, Туграл и другие, уже изучены, вошли в научный обиход и известны ценителям литературы, тем не менее, наследие некоторых из них осталось вне поля зрения исследователей. О них в тазкирах, баязах и научных трудах даны очень краткие или недостаточно исчерпывающие сведения.

Необходимо, чтобы ценное наследие этих малоизвестных литераторов было изучено должным образом, представлено как научной и литературной общественности, так и широким кругам читателей.

Мухлис Бадахшони принадлежит к тем плодовитым и ярким поэтам литературы второй половины XIX - начала XX вв, жизнь и творческая деятельность которых не изучены до сих пор Исследование его наследия позволяет получить наиболее достоверное представление о литературной жизни данного периода.

Степень изученности темы. Информации о жизни и творческой деятельности Мухлиса Бадахшони в литературных и исторических источниках, дошедших до наших дней, очень мало. Из упомянутых трудов только в антологиях "Афзалуттазкор" Афзала Махдума Пирмасти, "Тазкиратушшуаро" Ходжи Неъматулло Мухтарама, "Фузалои мутаахирин ва шуарои муосирин" Садри Зиё приведены некоторые сведения о Мухлисе Бадахшони

В "Афзалуттазкор" говорится. "Мухлис является псевдонимом всадника, скачущего по полю красноречия, это ученый муж, познавший смысл, - Мулло Мусо Бадахшони. Он является одним из известных достойных людей и видных поэтов, получивших своё образование в стенах дорулулум - дома науки Бухары. Мухлис выделялся среди своих сверстников и себе подобных, слухи о достоинствах распространились в округе, а его речь свидетельствовала о его совершенных знаниях. Его стихи несколько раз удостоились внимания его превосходительства, хранителя халифата; он был принят во дворце, удостоился высокого благословения и больших почестей" (4, 130) Сообщив эти сведения,

автор антологии в качестве примера дает описание жизни и приводит г.ізель поэта

А вот что пишет о Мухлисе Ходжи Неъматулло Мухтарам, поэт и . гставитель антологий второй половины XIX в :

''Мухлис является прозвищем человека, знающего принципы чрасноречия и познавшего тонкости - Мулло Мусо Бадахшони Его поэзия совершенна подобно горной жемчужине, его проза сверкает, как лаъл (рубин) Бадахшана. Получив свое образование от ученых ыюего времени, он приоткрыл занавесь тайны, а стихи, наполненные чистотой воодушевления и драгоценными камнями, удостоились внимания Абдулахадхана - правителя Бухары» (21, 325). В конце <."огй антологии, в качестве образца он приводит одну из газелей .оэта в объеме 8 двустиший (бейтов).

О Мухлисе Бадахшони, поэте и создателе антологий конца XIX -начала XX вв дает также следующую краткую информацию Шарифджон Махдуми Садри Зиё- "Мухлис является прозвищем Мулло Мусо Бадахшони Он входил в круг поэтов эмира Абдулахадхана и был историком" (18, 327 б)

Из числа таджикских литераторов впервые о Мухлисе Бадахшони сообщает АХабибов в своей книге "Ганчд Бадахшон" («Кладезь Бадахшана») (20, 249-251). На основе сведений из названных выше антологий и диванов поэта, он предпринимает попытку составить хотя бы краткую биографию поэта Сведения АХабибова так же являются неполными, поскольку содержат лишь информацию о рождении поэта в селении Рог Бадахшанского велаята, о его начальном образовании и отъезде в Бухару - для учебы, о его нищенской жизни там и'кончине в 1891 г. АХабибов также очень кратко знакомит читателей с некоторыми двустишиями из дивана поэта и с его творчеством. Автор исследования рассказывает, что Мухлис обладал совершенными знаниями в области литературы и языка В конце он приводит четыре газели поэта

Сведения из антологий Афзала, Садри Зие и книги А.Хабибова используют авторы и составители пятого тома "Гулшани адаб" (7, 274) и второй части "Энциклопедии таджикской литературы и искусства» (23,358)

Эти же сведения приводятся в книгах "Ганчхои нухуфта" («Скрытые сокровища») Искандара Икрамова (9, 21), "Шоирони

Мовароуннахр" («Поэты Мавераннахра») А М Хуросони (22, 460) и в других источниках (2, 7, 8, 12, 19).

Таким образом, какие-либо подробные сведения о жизни и творчестве Мухлиса Бадахшони в литературоведческой и востоковедческой науке Востока и Запада отсутствуют.

Цели и задачи исследования. В связи с тем, что биография и творчество Мухлиса Бадахшони, в особенности его мухаммасы, до сих пор не подвергались тщательному анализу и не становились объектом специального изучения, основной целью диссертации является исследование сочинений поэта с точки зрения структуры, идейно-тематического содержания, художественных особенностей, в частности его мухаммасов.

В соответствии с этой целью нами поставлены следующие задачи-

- определить сохранившиеся труды Мухлиса Бадахшони и место
жанра мухаммаса в творчестве поэта на основе источников и
исследований, выполненных на материале таджикской литературы
XIX - начала XX вв ,

- рассмотреть традиции сочинения мухаммасов в персидско-
таджикской литературе в связи с мухаммасами Мухлиса Бадахшони;

- установить взаимосвязь формы и содержания в мухаммасах поэта,

- проанализировать мухаммасы в стиле «тазмин» и мастерство
Мухлиса Бадахшони в их создании;

- выявить стилистические и художественные особенности
мухаммасов Мухлиса Бадахшони

Научная новизна исследования. В диссертации впервые на основе антологий и дивана самого поэта, который хранится в фонде рукописей Института востоковедения и письменного наследия АН Республики Таджикистан, реконструируется относительно полная биография Мухлиса и проведено монографическое исследование его наследия Впервые всестороннему изучению подвергаются структура, форма и стиль его мухаммасов, которые составляют большую часть его поэтического наследия. Новым является и сравнительный анализ мухаммасов Мухлиса Бадахшони и других поэтов, в том числе Сайидо Насафи.

Источники исследования: Основными источниками исследования являются, прежде всего, диван самого Мухлиса, считающийся единственным экземпляром, дошедшим до наших дней, баязы, хранящиеся в Институте востоковедения и письменного наследия АН

РТ к Национальной библиотеке имени Абулкасима Фирдавси, антологии «Афзалутгазкор» Афзала Махдума Пирмасти, «Тазкиратушшуаро» Мухтарама, «Фузалои мутааххирин ва шуарои муосирин» Садри Зие и научные труды, упомянутые выше.

Методы исследования. Исследование диссертации осуществлено с использованием сравнительно-исторического метода В ходе изучения темы использованы методы и методология изысканий отечественных и зарубежных литературоведов, таких как САйни, А.Мирзоев, X Мирзозода, Р.Ходизода, А.3арринкуб, Б Фирузонфар, Е Э Бертельс, И С Брагинский, Ян Рипка, У Каримов, ХШарифов, ХАтахонова, М Муллоахмедов, X Асоев, А. Мухаммадиев, 3 Ахрори и др

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть полезны при изучении вопросов теории и истории классической персидско-таджикской литературы, особенно . литературы второй половины XIX в. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении общего курса истории литературы, чтении спецкурсов по проблемам творчества Мухлиса Бадахшони, общей поэтики, написании учебников, методических и учебных пособий, дипломных и курсовых работ.

Апробация исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании Отдела текстологии Института востоковедения и письменного наследия АН РТ (26 06 2009 г, протокол №8) и на расширенном заседании отделов классической литературы, фольклора и современной литературы Института языка и литературы им Рудаки АН Республики Таджикистан (24.11 2009 г, протокол №12).

Основное содержание работы изложено в научных статьях автора, опубликованных в научных журналах, сборниках, список которых приведен в конце автореферата. По теме диссертации автор выступил на республиканской конференции «Молодежь и современная наука» (Душанбе, 2007 г).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных по необходимости на разделы, заключения и списка использованной литературы